Как будет охотник по якутски

Как будет охотник по якутски

сущ
1. Бултааһын. 2. Баҕа, баҕарыы

сущ.
булт, бутааһын; (желание) баҕа, баҕарыы

охота

II ж. (желание, склонность) баҕа, баҕарыы; охота учиться үөрэнэргэ баҕа.

охота

I ж. булт, бултааһын; охота на медведя эһэни бултааһын; псовая охота ытынан бултааһын.

булт-алт (Якутский → Русский)

добыча, промысел; манна булт-алт элбэх здесь охота хорошая.

сезон (Русский → Якутский)

сущ
сезон, кэм. Сезон охоты

морж (Якутский → Русский)

морж || моржовый; морж тириитэ шкура моржа, моржовая шкура; моржаны бултааһын охота на моржа.

тэриллиилээх (Якутский → Русский)

организованный; тэриллиилээх бултааһын (хорошо) организованная охота; тэриллиилээх саба түһүү организованное нападение.

кыыллааһын (Якутский → Русский)

и. д. от кыыллаа = 1) преследование кого-л., погоня за кем-л.; 2) охота на дикого оленя, лося.

удачный (Русский → Якутский)

прил. 1. (успешный) табыллыбыт, сатаммыт; удачная охота табыллыбыт бултааһын, табыллан бултааһын; 2. (хороший) табыллыбыт; удачный перевод табыллыбыт тылбаас.

гон (Русский → Якутский)

м. (на охоте) туруоруу, эккирэтии, кыылы туруоруу.

баҕарыы (Якутский → Русский)

и. д. от баҕар = желание, охота чего-л., стремление к чему-л.; кини сааһын тухары баҕарбыт баҕарыыта дьэ туолла наконец исполнилось его заветное желание.

бултуй= (Якутский → Русский)

добывать на охоте что-л. в большом количестве; иметь хорошую добычу; тугу эмэ бултуйдугут дуо ? добыли ли что на охоте?

күрэх (Якутский → Русский)

I 1) азарт, задор; күрэҕэ киирдэ он вошёл в азарт; 2) состязание, соревнование.
II гонка, загон; куобах күрэҕэ охота на зайцев путём загона; балык күрэҕэ ловля рыбы путём загона (в сети).

охотник

1 ааттаах

2 аатырбыт

3 аҕай

4 айаһыт

5 арыгымсах

6 баартаах

7 булчут

8 дьабарааскыһыт

9 куобахчыт

10 кусчут

11 күтэрдьит

12 кырсаһыт

13 кырынаасчыт

14 кыылдьыт

15 опыттаах

16 өт

17 сааһыт

18 саппыкылаах

19 сарбааһыннаах

20 саһылдьыт

См. также в других словарях:

охотник — См … Словарь синонимов

охотник — ОХОТНИК, а, муж. Человек, к рый занимается охотой 1 (в 1 знач.); любитель охотиться; тот, кто охотится. Промысловый о. О. с собакой. О. на соболей. • Охотник за подводными лодками во время первой и второй мировых войн: небольшой противолодочный и … Толковый словарь Ожегова

ОХОТНИК — ОХОТНИК, охотника, муж. 1. Человек, занимающийся охотой в 1 знач. «Артюшка пистолет рыболов, птичник, охотник по перу и пушнине.» Максим Горький. Союз охотников. 2. Лицо, по вызову добровольно идущее для выполнения чего нибудь. Вызвать охотников… … Толковый словарь Ушакова

Охотник — Охотник, Владимир Ильич Владимир Ильич Охотник (28 февраля 1950(19500228), Киев) французский, ранее советский, шахматист, международный мастер (1987). Чемпион Украинской ССР (1979). Лучшие результаты в международных турнирах: Мезёхедьеш… … Википедия

ОХОТНИК 1 — ОХОТНИК 1, а, м. Человек, к рый занимается охотой 1 (в 1 знач.); любитель охотиться; тот, кто охотится. Промысловый о. О. с собакой. О. на соболей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОХОТНИК 2 — ОХОТНИК 2, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

охотник — 1. ОХОТНИК, а; м. 1. Тот, кто занимается охотой. Промысловый о. О. с собакой. О. на белок. О. за женьшенем. 2. Спец. Небольшой быстроходный противолодочный и дозорный корабль. О. за подводными лодками. Морской о. ◁ Охотница, ы; ж. Охотницкий;… … Энциклопедический словарь

охотник — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? охотника, кому? охотнику, (вижу) кого? охотника, кем? охотником, о ком? об охотнике; мн. кто? охотники, (нет) кого? охотников, кому? охотникам, (вижу) кого? охотников, кем? охотниками, о ком?… … Толковый словарь Дмитриева

охотник — • завзятый охотник • заядлый охотник • настоящий охотник • страстный охотник … Словарь русской идиоматики

охотник — сущ. Пост. пр.: нариц.; одуш.; конкр.; м. р.; 2 скл. Попался перепел в сеть к охотнику2. ЛЗ Человек, который занимается охотой, любитель охотиться. Словообразовательный анализ, Морфемный анализ: Для увеличения кликните на картинку Непост. пр.: ед … Морфемно-словообразовательный словарь

охотник — ОХОТНИК1, а, м Человек, который занимается поимкой или убоем каких л. зверей при помощи специальных приспособлений (ружьей, ловушек и т.д.), профессионально или в качестве хобби, для отдыха или развлечения, с целью получения их мяса или меха,… … Толковый словарь русских существительных

Дух охоты — Байанай

С древних времен для коренного населения Якутии охота, рыболовство было главным источником выживания и существования.

Как водится, удача не всегда сопутствовала добытчику. Поэтому, с помощью заклинания, жертвоприношений просили удачи на промысле, пытались задабривать духа-хозяина леса, от которого казалось, зависела удача на охоте. У тюрок Сибири сохранялись обще сибирские ритуалы, связанные с магическими и анимистическими воззрениями, с верой в возрождение убитых зверей и т.п. основными в данном культе у всех изучаемых народов являлись обряды в честь духов мест и охоты. У якутов особое развитие получил культ общеэтнического духа-покровителя охоты Баай Байаная, которому поклонялись их древнетюркские предки.

Читайте также:  Как отключить режим охотника

Рыболовство и охота играли большую роль в жизни якутского народа. Для якутов-скотоводов эти отрасли хозяйства были значительным подспорьем, а для бедноты, не имевшем скота, рыболовство было основной отраслью хозяйства. Поэтому промысловый культ — обряды и поверья, связанные с охотой и рыболовством, имел широкое распространение.

Охотничьи обряды и поверья якутов условно можно разделить на две группы: 1) обряды и поверья, соблюдение которых необходимо для сохранения охотничьей удачи; 2) обряды, направленные на приобретение охотничьей удачи при длительном отсутствии добычи.

Первая группа состоит из сочетания обрядов и поверий, относящихся к культу духа-хозяина охоты Баай Барыллах баай Байаная (всем богатого богача Байаная), с обрядами и запретами чисто магического характера, связанными с почитанием самих животных или их душ. С этой группой обрядов связаны поверья о необходимости магического соблюдения ритуальной «чистоты».

У якутов был единый культ хозяина тайги Баай Байаная — покровителя охоты, а не хозяина леса. Баай Байаная считался хозяинов всех зверей и птиц и покровителем охотников, соблюдающих обряды и табу во время промысла. Представление о нем не связывались в воззрениях якутов с каким-нибудь определенным лесом или тайгой. Духи-хозяева мест, по верованиям якутов, занимали второстепенное значение в охотничьих делах. По верованиям якутов охотничья удача зависела от благосклонности Баай Байаная Баай Барылааха.

Этот дух представлялся как веселый шумливый старик, обросший седыми волосами, похожий на якута или на тунгуса. Существовал целый ряд подчиненных ему духов. Их якуты признавали за братьев главного духа-хозяина леса или полагали, что эти духи являются домочадцами Баай Байанай Баай Барылааха.

Вилюйские якуты верили в существование духов-хозяев, способствовавших размножению птиц и зверей. Эти духи носили общее наименование байанаев или эсэкээнэв. От их воли зависел успех охоты. Главным из них был Баай Барылаах — создатель крупных зверей: медведей, лосей и пр. Впрочем, считалось, то у каждого вида зверей был и свой эсэкэн. Помимо эсэкээнов они верили в существование Сээркээн Сэсэна — хозяина темного леса и посыльных эсэкээнов — дочерей гибкотальникового, березового и других лесных массивов.

Дух-хозяин тайги любил тишину и обладал хорошим слухом. Поэтому жертвоприношения производились в тишине. В жизни не старались говорить о добыче, чтобы он не услыхал. Во время сборов на охоту не было детского шума. Древний образ духа-хозяина тайги представлялся в виде молодой красивой женщины. В ее распоряжении были все звери. Обычно пред отправлением на охоту охотник обращался с заклинанием к духу-хозяину огню и духам хозяевам леса, бросая в огонь кусочки жира. При первой ночевке в лесу, разведя огонь. Охотник приносил жертву духу-хозяину леса из своих запасов (кусочек масла или что-нибудь другое) и обращался к нему с алгысом, в который также просил даровать богатую добычу. Непочтительное отношение к Баай Байанаю считалось одной из причин неудачной охоты. Якуты угощали Байанайа и просили богатой добычи.

Успех в охоте зависел, по мнению древних охотников, от соблюдения множества запретов и необходимых правил по отношению к добыче. Например, считалось, что охотник должен всячески выражать радость при виде убитого зверя, так как такое поведение нравится Баай-Байанаю.

Один из охотничьих запретов был связан с верой в «нечистоту» женщин. Например, женщина не имела права есть сердце, печень, верхнюю губу с ноздрями и уши лося. Она так же не должна была наступать на мокрую шкуру и кости сохатого. Женщина, могла быть причиной потери охотничьей удачи, осквернение орудий и промысла и одежды охотника. Считалось, они «портились» и приносили неудачу. Поэтому совершали обряд очищения огнем — окуривали дымом можжевельника. Охотник считался «не чистым» если недавно умер кто-нибудь из его близких родственников. Ему бесполезно было идти на охоту.

Промысловики, конечно, сильно верили в удачу и соблюдали суеверия. Промысел получил религиозную окраску. Поэтому промысловые верования выражались в многочисленных правилах, предметах, запретах и обрядах. Чем больше был доволен Байанай, тем удача сопровождала охотника. А значит, есть, чем кормиться и одеваться. На современном этапе, поверья, суеверия, запреты, связанные с промыслом сохраняются, может не в таком чистом виде, но они соблюдаются. И многие охотники считают, что удача в какой-то степени зависит от благосклонности духа-хозяина леса.

Как якутский охотник с йети подружился

Имена и фамилии в этой истории настоящие. Рассказал мне ее мой друг Вольдемар Даувальтер. Сейчас ему 47 лет, и живет он в Германии в городе Кассель. А в то время, о котором идет речь, он жил в СССР и звали его не Вольдемаром, а просто Вовой. Передаю рассказ с его слов, как есть.

Мне было двенадцать лет, когда моя сестра вышла замуж за летчика. Ее муж попал по распределению в якутский поселок Сангар. До этого я никогда не бывал в тех местах, а потому летом решил туда съездить. Конечно же, мне там очень понравилось: северная природа, славная рыбалка, охота.

Читайте также:  Охота с иж 27е 16 калибр

Моя сестра с мужем первые годы жили в общежитии авиапорта. Там же, в комнате №8, проживал Георгий Иванович Софронеев — электрик аэродрома, отвечавший за освещение взлетно-посадочной полосы. Это был маленький мужичок ростом примерно метр пятьдесят, сухощавый. Его комнатка поражала своей пустотой: только кровать и очень много книг. У Георгия Ивановича не было ни близких, ни друзей. Он отличался замкнутостью, общался с людьми только при необходимости. Тех, кто стучался к нему в комнату, даже на порог не пускал — разговаривал через чуть приоткрытую дверь.

Софронеев имел репутацию опытного охотника и рыбака. И немудрено: он прожил в Сангаре практически всю жизнь и ведал все рыбные места. Многие пытались подружиться с ним, чтобы узнать его секреты, да только тот всегда охотился и рыбачил один.

Уж и не знаю, чем я ему понравился, но однажды Георгий Иванович вдруг сам подошел ко мне и предложил съездить с ним на рыбалку. Когда я об этом сказал своей сестре, та испугалась: мало ли что может взбрести в голову этому одиночке? И все же на рыбалку меня отпустила. Впоследствии, видя, что ничего плохого не произошло, а наоборот, мы с Георгием Ивановичем очень сдружились, сестра и вовсе успокоилась.

То, что рассказывали об отшельнике, оказалось правдой. Он действительно знал в округе все лучшие места для рыбалки и охоты, отлично разбирался в повадках рыб и зверей, знал множество примет. Природа была для него домом родным. Сам Георгий Иванович как-то признался, что, кроме природы, ему ничего в жизни не нужно. В Бога он не верил, зато верил в какие-то необычайные скрытые от людей высшие силы природы — в духов тайги, огня, воды, в покровителя охоты. У него был ряд принципов, которые он строго соблюдал.

— Хочешь утку кушать — убил, не хочешь — не надо, — наставлял он меня. — Домой хочешь утку взять? Значит — хлопнем только одну, не две! Ничего лишнего!

Отшельник оказался очень смелым человеком. Например, однажды он поведал о том, как в одиночку на легкой байдарке спускался по реке Лене от Якутска до Сангара как переворачивался в лодке, замерзал без спичек.

— Все было очень хорошо, — сказал он. — Жаль только, не было у меня напарника. Был бы ты постарше, мы бы тебе вторую байдарку соорудили.

Впрочем, вряд ли он взял бы меня на столь опасный маршрут. Ведь обычно Георгий Иванович очень пекся обо мне. Во время наших походов на лодке всегда надевал на меня спасательный жилет, следил за тем, чтобы рядом со мной был спасательный круг, а если я вставал в лодке в полный рост, сильно меня ругал: «Это опасно!»

С тех пор я каждый год на летние каникулы отправлялся именно в Сангар. Там у меня появилось много друзей (с некоторыми общаемся до сих пор). И одним из лучших моих друзей был, конечно же, Георгий Иванович Софронеев.» Он меня очень ждал, всегда встречал у трапа самолета. И первым делом предлагал на следующий же день ехать с ним на рыбалку.

Уезжали мы обычно дня на три-четыре. Георгий Иванович, с одной стороны, давал мне полную свободу действий, относился ко мне как ко взрослому, и в то же время постоянно наставлял, как неопытного ученика. Постепенно он передавал мне тот багаж знаний, какой постиг сам за годы жизни в тайге. Например, он показывал, как узнать рыбное место на озере или реке: по чистоте воды, по температуре воздуха. Я узнал, в какое время суток будет наилучший улов, мог по цвету заката определить, какой будет погода, и многое другое. Дошло до того, что я стал поражать своими знаниями поселковых пацанов.

Бывало, приедем с ними на реку.

— Здесь рыбы нет! — говорю.

— Тебе-то откуда знать? — смеются они. — Приехал из города и указывает!

Потом закидывают удочки, а рыба и в самом деле не клюет!

Я предлагаю показать, где именно надо ловить. Не верят. Приходится чуть ли не уговаривать. Наконец, садимся в лодку, какое-то время кружим по реке, а потом я заявляю: «Здесь!»
Закидывают удочки: рыбы — море!

И это при том, что мои знания в этом вопросе — мелочь по сравнению с тем, что знал Георгий Иванович. Признаться, многие по-настоящему завидовали моей с ним дружбе.

Мне было шестнадцать или семнадцать лет, когда Георгий Иванович вдруг предложил:
— Слушай, Бобка (так звучало Вовка на якутский манер), давай съездим в одно место. Я там уже два года не был, хочу тебе кое-что показать.

Мы долго мчались по реке на моторной лодке «Ока-4». Затем подошли к довольно крутому берегу, и я увидел: в том месте на земле рядком положены бревна. Оказалось, такой настил давным-давно приготовил сам Георгий Иванович. По бревнам этим мы метров четыреста тащили лодку, а потом спустили ее в лесное озеро. Затем мы пересекли озеро и вышли в речную протоку.

Читайте также:  Куртка ровер охотник дубок

— Здесь! — наконец объявил Георгий Иванович.

Признаться, для рыбалки то место оказалось настоящим раем! Однако мы туда, как выяснилось, прибыли вовсе не рыбачить. Мы расположились на берегу заросшего лесом полуострова. Поставили палатку, развели костер. Пока я чистил картошку, Георгий Иванович поймал рыбы для ухи, выпотрошил и положил в котелок. Когда же все приготовления к обеду были закончены, мой друг достал из рюкзака большой кусок мяса с костью и пошел в лес, кивнув мне, мол, иди за мной. Мы отошли от палатки метров на триста к опушке леса. Тут отшельник подошел к огромному старому пню и, положив на него мясо, заявил:

— Кому-кому? — не понял я.

И Георгий Иванович поведал такую историю.

Раненый йети

В 1971 году Георгий Иванович нашел в тайге это благодатное место. Тогда он точно так же поставил палатку, порыбачил, поохотился, поел и вечером лег спать. И вдруг слышит посреди ночи -кто-то бродит у палатки. Георгий Иванович осторожно приподнялся, взял ружье, выглянул из палатки и остолбенел.

— Смотрю — ходит человек: огромный и волосатый, как зверь! Точно, думаю, чучуна (так якуты называют существо, нечто вроде снежного человека), -рассказывал мне Георгий Иванович.

Приглядевшись, он заметил, что незваный гость сильно хромает и даже волочит за собой ногу. Видать, где-то в тайге поранился. Георгий Иванович имел привычку все остатки еды складывать на берегу в одном месте — для чаек и другой живности. Не пропадать же добру! Так вот, этот самый чучуна сгреб все эти объедки, затем вытряхнул содержимое стоявших у костра кастрюли и миски, прямо руками поел с земли и ушел.

— Конечно же, я был сильно напуган, — признался Георгий Иванович. — Когда «гость» ушел, я выбрался из палатки, осмотрел территорию и заметил на земле кровь. «Видимо, сильно этот чучуна поранился!» — подумал я. И мне его так жалко стало.

На следующий день, прежде чем уехать, Георгий Иванович собрал все съестное, что имел: открытую банку тушенки, хлеб, сахар, сложил в большую чашку и поставил на тот самый старый пень.

Вернувшись домой, отшельник места себе не находил, все думал про раненого «лесного человека»: «Как он там?» Думал-думал, а потом взял лодку полегче — резиновую — и отправился туда, где встретил якутского йети. Оставленная им чашка так и стояла на пне, да только все содержимое ее исчезло. Рядом с пнем Георгий Иванович заметил кровь, но совсем чуть-чуть. Тогда он выложил на пень все, что привез: сырое мясо, хлеб, рыбу, а затем сел в лодку и отчалил. Обернулся — из леса показался чучуна. Подошел к пню, взял пищу и скрылся среди деревьев.

В течение следующего месяца Георгий Иванович подкармливал своего нового знакомого. Пищу он для него добывал по пути на реке и в лесу. Однажды из-за чучуны Георгий Иванович даже работу пропустил — не успел вовремя вернуться.

По словам Георгия Ивановича, это существо довольно-таки разумно. Сам он полагал, что чучуна приходит откуда-то «из мира духов». Йети очень настороженно относился к человеку и выходил из леса лишь после того, как тот отплывал на лодке метров на двести. Впрочем, с каждым разом он все больше и больше доверял человеку, и расстояние между ними постепенно сокращалось. Дошло даже до того, что чучуна стал благодарить Георгия Ивановича: выйдет из леса, соберет оставленную еду, прижмет одной рукой к груди, а свободной обязательно помашет охотнику. Этакое снежночеловеческое «спасибо»! Кстати, чашку чучуна никогда не забирал, всегда оставлял ее на пне.

Георгий Иванович отмечал, что чучуна идет на поправку: хромает все меньше и меньше, выздоравливает. Когда же охотник видел чучуну в последний раз, тот полностью оправился от раны. В тот день, прежде чем взять еду, йети помахал своему другу обеими руками. С тех пор они больше не виделись.

Увы, наша дружба с Георгием Ивановичем тоже прервалась. Сначала меня призвали в армию. Когда же я вернулся и приехал в Сангар, отшельника я там не застал — он гостил у каких-то родственников. Затем я уехал учиться, а потом узнал, что Георгий Иванович умер. Говорят, на похороны к нему никто не приехал, ни один родственник. Хоронил его авиапорт, в котором он проработал всю свою жизнь. На похоронах присутствовали от силы человек десять.

Андрей ЕФРЕМОВ, г. Якутск

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением администрации сайта.

✦ Если вы видели что-то странное, пришлите историю нам и мы ее опубликуем ✦

Оцените статью
Adblock
detector