Изображение животных птиц сцен охоты

Содержание
  1. Древнейшая в мире сцена охоты изображает полулюдей-полуживотных
  2. Зачем древних культурах изображали охоту?
  3. Охота у минойцев и микенцев
  4. Зачем древних культурах изображали охоту?
  5. Охота у минойцев и микенцев
  6. Топ 35 — наскальные рисунки первобытных людей
  7. Петроглифы и наскальная живопись древних людей
  8. Пещера Куэва-де-лас-Манос
  9. Национальный парк Серра-да-Капивара
  10. Пещера Ласко
  11. Национальный парк Какаду
  12. Найн-Майл-Каньон
  13. Капова пещера
  14. Долина Чудес
  15. Пещера Альтамира
  16. Пещера Шове
  17. Тадрарт-Акакус
  18. Вади-Метхандуш
  19. Лаас-Гааль
  20. Скальные жилища Бхимбетка
  21. Беломорские петроглифы
  22. Петроглифы Тассилин-Адджер
  23. Цодило
  24. Томская писаница
  25. Пещера Магура
  26. Заповедник Гобустан
  27. Онежские петроглифы
  28. Наскальные рельефы в Тануме
  29. Наскальные рисунки в Альте
  30. Археологический парк долины Коа
  31. Ньюспейпер-Рок
  32. Пещеры Эдаккал
  33. Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы
  34. Петроглифы монгольского Алтая
  35. Наскальная живопись в горах Хуа
  36. Пещера Пловцов
  37. Хорсшу-Каньон
  38. Петроглифы Валь-Камоники
  39. Долина Твифелфонтейн
  40. Чумашская расписная пещера
  41. Петроглифы Торо-Муэрто
  42. Петроглифы острова Пасхи

Древнейшая в мире сцена охоты изображает полулюдей-полуживотных

Международная команда учёных обнаружила в пещере индонезийского острова Сулавеси наскальную живопись возрастом примерно 44 тысячи лет.

На стенах известняковой пещеры красным охристым пигментом изображена сцена охоты на крупных млекопитающих. При этом охотники представляют собой полулюдей-полуживотных, или так называемых териантропов.

Поясним, что териантропия – это мифологическая способность человека превращаться в животных. Наиболее известная форма териантропии – оборотничество в широком смысле (умение временно менять свой облик магическим путём, превращаясь из человека в другое существо, растение или предмет).

По словам специалистов, на обнаруженных ими рисунках изображены восемь охотников. Их головы и другие части тел «позаимствованы» у птиц, рептилий и других животных, которые, вероятно, являются эндемиками Сулавеси (то есть обитают лишь на этом острове). К примеру, у одного охотника рот похож на птичий клюв, а у другого имеется хвост.

Убегающие от охотников жертвы – две сулавесские бородавчатые свиньи и четыре карликовых буйвола. В погоне териантропы используют копья и длинные верёвки.

Анализы показали, что все элементы были нарисованы в одно время, в одном стиле и одним и тем же пигментом.

Исследователям проанализировали так называемый пещерный попкорн – небольшие отложения минералов, которые образуются на стенах пещеры, когда по ним стекает вода.

Этот «попкорн» содержит следовые количества урана, при распаде которого образуется торий. Анализируя соотношение урана и тория в минеральном слое непосредственно над пигментом, исследователи оценили возраст картины: 43900 лет.

Это самый древний пример пещерной живописи, изображающей «историю», то есть визуальный рассказ с сюжетом.

Для сравнения отметим, что возраст самых ранних сцен охоты в пещерном искусстве Европы составляет от 21 до 14 тысяч лет. А самым древним примером изображения териантропа до сих пор была фигурка человека с головой льва возрастом около 40 тысяч лет, сделанная из слоновой кости и найденная в Германии.

Судя по известным сегодня пещерным «шедеврам», наскальная живопись развивалась от простого к сложному, то есть от абстрактных символов к более подробным и сюжетным изображениям, которые появились около 35 тысяч лет назад.

Но, похоже, в Юго-Восточной Азии палеолитическое искусство стало достаточно продвинутым намного раньше, говорят исследователи.

По мнению антропологов, это открытие важно для понимания эволюции мышления древних людей. Ведь найденные изображения – самое раннее свидетельство способности человека осмысливать вещи, которых не существует в природе. Это базовая концепция верования в сверхъестественных существ, лежащая в основе религий , поясняют специалисты.

Статья с более подробным описанием новых находок опубликована в журнале Nature.

Зачем древних культурах изображали охоту?

Заранее прошу прощения за схематичность повествования, тема очень широкая, и пока я просто набросаю контуры. Сцены охоты — это один из самых древних и часто встречающихся в доисторических культурах сюжетов. Наверное, большинство из вас помнит учебники по истории, главу про охотников и собирателей, иллюстрированную какой-нибудь сценой наскальной живописи со схематичными фигурками гонящихся за добычей людей с копьями. Обычное объяснение звучала примерно так: древние люди много охотились, а потому часто изображали сей увлекательный процесс.

Но мой взгляд на произведения древнейшего искусства изменился давно и бесповоротно в том числе после прочтения «Истории религий» Андрея Зубова , в которой он пытается реконструировать религиозные представления древнего человека (палеолит, неолит, мегалитическая религия). Не то чтобы я согласна абсолютно со всеми допущениями автора, но одна мысль кажется мне категорически верной: такие колоссальные по трудозатратам и эмоциональной наполненности действия, как строительство гигантских сооружений, запечатления чего-либо в виде петроглифов или коллективные «охоты» на опаснейших зверей, не совершаются просто «от нечего делать». Нет никакого рационального смысла в том, чтобы древним ирландцам строить колоссальные курганы Бруга-на-Бойне, египтянам свои Пирамиды, а жителям Чатал-Хююка городить где ни попадя буркании (бычьи рога).

Чем древнее общество, тем оно менее защищено и расслаблено, а силы его членов тратятся только на важное, ибо «зима близко», в смысле смерть во всех её проявлениях. Так вот, чаще всего, если мы видим в древних культурах что-то вопиюще иррациональное, значит оно было чрезвычайно важно для носителей, отражало какие-то глубокие религиозные представления, далекие от утилитарного «нашел-поймал-съел».

Зубов, например, говоря об неандертальском охотничьем культе сообщает, что памятники поклонения медведю того периода обнаружены на пространствах от испанских Пиренеев до нашего Кавказа. Питаться неандертальцы предпочитали безобидными копытными или грызунами, с помощью ловчих ям довольно безопасно могли ловить шерстистых носорогов и даже мамонтов, а вот отправиться же в глубину пещер на медвежью охоту их могли заставить иные, не связанные с пропитанием, но жизненно важные цели. Судя по тому, как обращались с останками убитых медведей, не культ медведя был следствием охоты, но охота на медведя была следствием культа.

Охота у минойцев и микенцев

Простите за долгую преамбулу, теперь по делу. В Крито-микенской культуре мы находим множество сцен охоты: на печатях, украшениях, погребальных ларнаках и фресковой живописи, и по-моему, смысл их явно не в том, чтобы просто запечатлеть «удаль молодецкую».

Ведь охота — это всегда некая проверка на удачу, на милость богов. Мне кажется, что, отправляясь на опасную охоту вместо того чтобы просто довольствоваться мясом домашних животных или вовсе растительной пищей, человек должен верить в некий высший смысл такого риска. Наверное, это не прямое равенство типа удача на охоте=боги мне сопутствуют, но осознание собственной смертности не может не привести к подобным умозаключениям. Для критян же самым опасным и потому самым ценным с этой точки зрения противником был, конечно, бык.

Например, на шкатулке из слоновой кости из Катсамбаса (1600-1450 гг. до н.э.) мы видим сцену охоты на быка в декорациях естественного природного ландшафта, но при этом один из охотников выполняет традиционный для тавромахии прыжок через быка. То есть сцена фиксирует как раз понимание сакрального смысла «пляски с быком» как священной охоты. Похожая сцена присутствует на упоминавшемся мной кубке из Вафио, который мы можем увидеть в руках Тириона Ланистера в «Игре престолов» . У микенцев же бычья охота дополняется образом охоты на не менее грозного и величественного льва или дикого кабана, как на фреске из Тиринфа.

Читайте также:  Как использовать значки охотника

И второй важный момент, мне кажется возможным более четко вербализировать, обратившись опять же к египетской традиции. Наверное, многие видели «Охоту на птиц в зарослях папируса» из гробницы Небамона (1390 г. до н.э.). Давайте вспомним, что в гробницах (как и на минойских глинянных гробах-ларнаках) изображались сюжеты, которые должны были помочь душе усопшего проделать свой путь к бессмертию, а значит дело здесь не просто в охоте как факте земной жизни. В Египте образ предвечных болот Ахбит описывает мир в его досотворённом, неупорядоченном состоянии и именно отсюда будет восставать видимая форма творящего божества в образе солнца. Разлетающиеся кричащие птицы, пытающиеся избежать сетей охотника – это и отсылка к образу Великого Гоготуна, декларирующему торжество жизни и победу над смертью.

Но самое главное символическое значение этой сцены охоты — пленение сил хаоса, и дух умершего Небамона здесь как бы помогает солнечному божеству поддерживать космический миропорядок. Фреска с охотящейся на уток синей кошкой из Акротири мне лично кажется созвучной этому сюжету. Особенно в контексте значения синего цвета .

И последняя ремарка касательно охоты на сегодня — про Артемиду. Прообраз богини охоты мы видим в так называемой минойской «Владычице Зверей», одной из трех главнейших ипостасей великой богини, а в микенских табличках линейного письма Б уже есть вполне читаемая a-ti-mi-te, и она также, как мне кажется, намного сложнее и больше того упрощенного образа, что мы читаем в классической античной мифологии, о чем я непременно напишу позже.

Зачем древних культурах изображали охоту?

Заранее прошу прощения за схематичность повествования, тема очень широкая, и пока я просто набросаю контуры. Сцены охоты — это один из самых древних и часто встречающихся в доисторических культурах сюжетов. Наверное, большинство из вас помнит учебники по истории, главу про охотников и собирателей, иллюстрированную какой-нибудь сценой наскальной живописи со схематичными фигурками гонящихся за добычей людей с копьями. Обычное объяснение звучала примерно так: древние люди много охотились, а потому часто изображали сей увлекательный процесс.

Но мой взгляд на произведения древнейшего искусства изменился давно и бесповоротно в том числе после прочтения «Истории религий» Андрея Зубова , в которой он пытается реконструировать религиозные представления древнего человека (палеолит, неолит, мегалитическая религия). Не то чтобы я согласна абсолютно со всеми допущениями автора, но одна мысль кажется мне категорически верной: такие колоссальные по трудозатратам и эмоциональной наполненности действия, как строительство гигантских сооружений, запечатления чего-либо в виде петроглифов или коллективные «охоты» на опаснейших зверей, не совершаются просто «от нечего делать». Нет никакого рационального смысла в том, чтобы древним ирландцам строить колоссальные курганы Бруга-на-Бойне, египтянам свои Пирамиды, а жителям Чатал-Хююка городить где ни попадя буркании (бычьи рога).

Чем древнее общество, тем оно менее защищено и расслаблено, а силы его членов тратятся только на важное, ибо «зима близко», в смысле смерть во всех её проявлениях. Так вот, чаще всего, если мы видим в древних культурах что-то вопиюще иррациональное, значит оно было чрезвычайно важно для носителей, отражало какие-то глубокие религиозные представления, далекие от утилитарного «нашел-поймал-съел».

Зубов, например, говоря об неандертальском охотничьем культе сообщает, что памятники поклонения медведю того периода обнаружены на пространствах от испанских Пиренеев до нашего Кавказа. Питаться неандертальцы предпочитали безобидными копытными или грызунами, с помощью ловчих ям довольно безопасно могли ловить шерстистых носорогов и даже мамонтов, а вот отправиться же в глубину пещер на медвежью охоту их могли заставить иные, не связанные с пропитанием, но жизненно важные цели. Судя по тому, как обращались с останками убитых медведей, не культ медведя был следствием охоты, но охота на медведя была следствием культа.

Охота у минойцев и микенцев

Простите за долгую преамбулу, теперь по делу. В Крито-микенской культуре мы находим множество сцен охоты: на печатях, украшениях, погребальных ларнаках и фресковой живописи, и по-моему, смысл их явно не в том, чтобы просто запечатлеть «удаль молодецкую».

Ведь охота — это всегда некая проверка на удачу, на милость богов. Мне кажется, что, отправляясь на опасную охоту вместо того чтобы просто довольствоваться мясом домашних животных или вовсе растительной пищей, человек должен верить в некий высший смысл такого риска. Наверное, это не прямое равенство типа удача на охоте=боги мне сопутствуют, но осознание собственной смертности не может не привести к подобным умозаключениям. Для критян же самым опасным и потому самым ценным с этой точки зрения противником был, конечно, бык.

Например, на шкатулке из слоновой кости из Катсамбаса (1600-1450 гг. до н.э.) мы видим сцену охоты на быка в декорациях естественного природного ландшафта, но при этом один из охотников выполняет традиционный для тавромахии прыжок через быка. То есть сцена фиксирует как раз понимание сакрального смысла «пляски с быком» как священной охоты. Похожая сцена присутствует на упоминавшемся мной кубке из Вафио, который мы можем увидеть в руках Тириона Ланистера в «Игре престолов» . У микенцев же бычья охота дополняется образом охоты на не менее грозного и величественного льва или дикого кабана, как на фреске из Тиринфа.

И второй важный момент, мне кажется возможным более четко вербализировать, обратившись опять же к египетской традиции. Наверное, многие видели «Охоту на птиц в зарослях папируса» из гробницы Небамона (1390 г. до н.э.). Давайте вспомним, что в гробницах (как и на минойских глинянных гробах-ларнаках) изображались сюжеты, которые должны были помочь душе усопшего проделать свой путь к бессмертию, а значит дело здесь не просто в охоте как факте земной жизни. В Египте образ предвечных болот Ахбит описывает мир в его досотворённом, неупорядоченном состоянии и именно отсюда будет восставать видимая форма творящего божества в образе солнца. Разлетающиеся кричащие птицы, пытающиеся избежать сетей охотника – это и отсылка к образу Великого Гоготуна, декларирующему торжество жизни и победу над смертью.

Но самое главное символическое значение этой сцены охоты — пленение сил хаоса, и дух умершего Небамона здесь как бы помогает солнечному божеству поддерживать космический миропорядок. Фреска с охотящейся на уток синей кошкой из Акротири мне лично кажется созвучной этому сюжету. Особенно в контексте значения синего цвета .

И последняя ремарка касательно охоты на сегодня — про Артемиду. Прообраз богини охоты мы видим в так называемой минойской «Владычице Зверей», одной из трех главнейших ипостасей великой богини, а в микенских табличках линейного письма Б уже есть вполне читаемая a-ti-mi-te, и она также, как мне кажется, намного сложнее и больше того упрощенного образа, что мы читаем в классической античной мифологии, о чем я непременно напишу позже.

Читайте также:  Кто же ты охотник или цель

Топ 35 — наскальные рисунки первобытных людей

Человек тяготел к искусству всегда. Доказательством этого являются многочисленные наскальные рисунки по всей планете, созданные нашими предками десятки тысяч лет назад. Первобытное творчество является свидетельством того, что люди жили повсюду – от жаркой африканской саванны до полярного круга. Америка, Китай, Россия, Европа, Австралия – везде древние художники оставили свои знаки. Не следует думать, что первобытная живопись совсем примитивна. Встречаются среди наскальных шедевров и весьма искусные работы, удивляющие красотой и техникой исполнения, раскрашенные яркими красками и несущие в себе глубокий смысл.

Петроглифы и наскальная живопись древних людей

Пещера Куэва-де-лас-Манос

Пещера находится на юге Аргентины. Долгое время здесь обитали предки индейцев Патагонии. На стенах пещеры найдены рисунки, отображающие сцену охоты на диких животных, а также множество негативных изображений рук мальчиков-подростков. Ученые сделали предположение, что нанесение контура руки на стену – часть обряда инициации. В 1999 году пещера была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Национальный парк Серра-да-Капивара

После обнаружения множества памятников наскальной живописи, местность, расположенная в бразильском штате Пиауи, была объявлена национальным парком. Еще во времена доколумбовой Америки парк Серра-да-Капивара был густонаселенной территорией, здесь концентрировалось большое количество общин предков современных индейцев. Наскальные рисунки, созданные при помощи угля, красного гематита и белого гипса, датируются 12-9 тысячелетием до нашей эры. Они относятся к культуре Нордести.

Пещера Ласко

Памятник периода позднего палеолита, один из наиболее хорошо сохранившихся на территории Европы. Пещера находится во Франции в долине реки Везер. В середине XX века в ней были обнаружены рисунки, созданные 18-15 тысяч лет назад. Они относятся к древней солютрейской культуре. Изображения располагаются в нескольких пещерных залах. Наиболее внушительные 5 метровые рисунки животных, напоминающих зубров, находятся в «Зале быков».

Национальный парк Какаду

Местность располагается на севере Австралии примерно в 170 км от города Дарвин. На протяжении последних 40 тысяч лет на территории нынешнего национального парка проживали аборигены. Они оставили любопытные образцы первобытной живописи. Это изображения сцен охоты, шаманские обряды и сюжеты сотворения мира, выполненные в особенной «рентгеновской» технике.

Найн-Майл-Каньон

Ущелье в США на востоке штата Юта длиной почти 60 км. Его даже прозвали самой протяженной художественной галереей из-за серии наскальных петроглифов. Некоторые созданы с помощью природных красок, другие выбиты прямо в породе. Большинство изображений создали индейцы фремонтской культуры. Помимо рисунков, интерес представляют пещерные жилища, дома-колодцы и старинные хранилища зерна.

Капова пещера

Археологический памятник, расположенный в Башкортостане на территории заповедника Шульган-Таш. Длина пещеры более 3 км, вход в виде арки 20 метров в высоту и 40 метров в ширину. В 1950-х годах в четырех залах грота были обнаружены первобытные рисунки эпохи палеолита – около 200 изображений животных, антропоморфных фигур и абстрактных символов. Большинство из них созданы с использованием красной охры.

Долина Чудес

Национальный парк Меркантур, который называют «Долиной Чудес», находится неподалеку от Лазурного Берега. Помимо природных красот, туристов привлекает гора Бего – настоящий археологический памятник, где были обнаружены десятки тысяч древних картин бронзового века. Это геометрические фигуры непонятного назначения, религиозные символы и прочие загадочные знаки.

Пещера Альтамира

Пещера находится на севере Испании в автономном сообществе Кантабрия. Она прославилась своими наскальными рисунками, которые выполнены в полихромной технике с использованием множества естественных красителей: охры, гематита, угля. Изображения относятся к мадленской культуре, существовавшей 15-8 тысяч лет до нашей эры. Древние художники были настолько искусны, что сумели придать изображениям бизонов, лошадей и кабанов трехмерный облик, используя естественные неровности стены.

Пещера Шове

Исторический памятник Франции, расположенный в долине реки Ардеш. Около 40 тысяч лет назад пещеру населяли древние люди, оставившие после себя более 400 рисунков. Самым старым изображениям более 35 тысяч лет. Росписи прекрасно сохранились благодаря тому, что долгое время до Шове не могли добраться, ее обнаружили только в 1990-х годах. К сожалению, доступ туристов в пещеру запрещен.

Тадрарт-Акакус

Когда-то на территории жаркой и практически бесплодной Сахары была плодородная и зеленая местность. Тому есть много свидетельств, в том числе – наскальные рисунки, обнаруженные в Ливии на территории горного массива Тадрарт-Акакус. По этим изображениям можно изучать эволюцию климата в этой части Африки, и проследить превращение цветущей долины в пустыню.

Вади-Метхандуш

Еще один шедевр наскального искусства на территории Ливии, расположенный на юго-западе страны. Рисунки Вади-Метхандуш изображают сцены с животными: слонами, кошачьими, жирафами, крокодилами, быками, антилопами. Считается, что самые древние были созданы 12 тысяч лет назад. Наиболее известная картина и неофициальный символ местности – две крупные кошки, сошедшиеся в поединке.

Лаас-Гааль

Пещерный комплекс в непризнанном государстве Сомалиленд с прекрасно сохранившимися древними рисунками. Эти росписи считаются наиболее уцелевшими среди всех на Африканском континенте, они датируются 9-3 тысячелетиями до нашей эры. В основном, они посвящены священной корове – культовому животному, которому поклонялись в этих местах. Изображения были обнаружены в начале 2000-х годов французской экспедицией.

Скальные жилища Бхимбетка

Находятся в Индии, в штате Мадхья Прадеш. Считается, что в пещерном комплексе Бхимбетка жили еще эректусы (Homo erectus — человек прямоходящий) непосредственные предки современных людей. Рисунки, обнаруженные индийскими археологами, относятся к эпохе мезолита. Интересно, что многие обряды жителей окрестных деревень похожи на сцены, изображенные древними людьми. Всего в Бхимбетке около 700 пещер, из которых хорошо изучены более 300.

Беломорские петроглифы

Рисунки первобытных людей находятся на территории археологического комплекса «Беломорские петроглифы», куда входит несколько десятков стоянок древних людей. Изображения расположены в месте под названием Залавруга на берегу Белого моря. Всего коллекция состоит из 2000 объединенных в группы иллюстраций, изображающих людей, животных, сражения, ритуалы, сцены охоты, также есть любопытная картина человека на лыжах.

Петроглифы Тассилин-Адджер

Горное плато в Алжире, на территории которого расположены самые масштабные рисунки древних людей, обнаруженные на севере Африки. Петроглифы стали появляться здесь с 7 тысячелетия до нашей эры. Основной сюжет – сцены охоты и фигуры животных африканской саванны. Иллюстрации выполнены в разных техниках, что свидетельствует об их принадлежности к разным историческим эпохам.

Цодило

Горный массив Цодило находится в пустыне Калахари в Ботсване. Здесь на площади более 10 км² были обнаружены тысячи изображений, созданных древними людьми. Исследователи утверждают, что они охватывают временной период 100 тысяч лет. Самые древние творения – примитивные контурные изображения, более поздние представляют собой попытку художников придать рисункам трехмерный эффект.

Томская писаница

Природный музей-заповедник в Кемеровской области, созданный в конце 1980-х годов с целью сохранения наскальной живописи. На его территории располагаются около 300 изображений, многие из них созданы примерно 4 тысячи лет назад. Самые ранние датируются X веком до нашей эры. Помимо творчества древнего человека, туристам будет интересно посмотреть на этнографическую выставку и музейные коллекции, входящие в состав Томской писаницы.

Читайте также:  Будет или не будет весенняя охота 2012

Пещера Магура

Природный объект находится на северо-западе Болгарии неподалеку от города Белоградчик. Во время археологических раскопок в 1920-х годах здесь были найдены первые свидетельства пребывания древнего человека: орудия труда, керамика, украшения. Также были обнаружены более 700 образцов наскальных рисунков, созданных предположительно 100-40 тысяч лет назад. Помимо фигур животных и людей, на них изображены звезды и солнце.

Заповедник Гобустан

Заповедная территория включает в себя грязевые вулканы и древнюю наскальную живопись. Более 6 тысяч изображений создавали люди, жившие на этой земле с первобытной эпохи и до Средних веков. Сюжеты довольно просты – сцены охоты, религиозных обрядов, фигуры людей и животных. Гобустан находится в Азербайджане примерно в 50 км от Баку.

Онежские петроглифы

Петроглифы были обнаружены на восточном берегу Онежского озера в Пудожском районе Карелии. Рисунки, датируемые 4-3 тысячелетиями до наше эры, размещены на скалах нескольких мысов. Некоторые иллюстрации имеют довольно внушительные 4 метровые размеры. Помимо стандартных изображений людей и животных, есть и мистические символы непонятного назначения, которые всегда пугали монахов расположенной неподалеку Муромской Свято-Успенской обители.

Наскальные рельефы в Тануме

Группа петроглифов, открытая в 1970-х годах на территории шведской коммуны Танум. Они располагаются вдоль 25-километровой линии, которая в бронзовом веке, предположительно, была берегом фьорда. Всего археологи обнаружили примерно 3 тысячи рисунков, собранных в группы. К сожалению, под влиянием неблагоприятных природных условий петроглифы находятся под угрозой исчезновения. Постепенно становится все сложнее различить их очертания.

Наскальные рисунки в Альте

Первобытные люди обитали не только в комфортном теплом климате, но и около Полярного круга. В 1970-х годах на севере Норвегии у города Альта ученые обнаружили большую группу доисторических рисунков, состоящую из 5 тысяч фрагментов. На этих картинах изображена жизнь человека в суровых погодных условиях. Некоторые иллюстрации содержат орнаменты и знаки, которые ученым не удалось расшифровать.

Археологический парк долины Коа

Археологический комплекс, созданный на месте обнаружения доисторической живописи, которая относится к периодам палеолита и неолита (так называемая солютрейская культура). Здесь есть не только древние изображения, некоторые элементы были созданы в Средние века. Рисунки расположены на скалах, протянувшихся на 17 км вдоль реки Коа. Также в парке есть Музей искусства и археологии, посвященный истории местности.

Ньюспейпер-Рок

В переводе название археологического памятника означает «Газетный камень». Действительно, петроглифы, покрывающие скалу, напоминают характерную типографскую печать. Гора располагается в американском штате Юта. Доподлинно не установлено, когда были созданы эти знаки. Считается, что на утес их наносили индейцы как до прихода на континент европейских завоевателей, так и после этого.

Пещеры Эдаккал

К одному из археологических достояний Индии и всего человечества можно отнести пещеры Эдаккал в штате Керала. В эпоху неолита на стены гротов были нанесены доисторические петроглифы. Эти символы еще не удалось расшифровать. Местность является популярным туристическим объектом, посещение пещер возможно только в составе экскурсии. Самостоятельный вход запрещен.

Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы

Урочище Тамгалы находится примерно в 170 км от Алма-Аты. В 1950-х годах на его территории было обнаружено около 2 тысяч наскальных рисунков. Большая часть изображений была создана в бронзовом веке, также есть современные творения, появившиеся в эпоху Средних веков. Основываясь на характере рисунков, ученые выдвинули предположение, что в Тамгалы располагалось древнее святилище.

Петроглифы монгольского Алтая

Комплекс наскальных знаков, расположенный на территории Северной Монголии, занимает площадь 25 км² и тянется в длину на 40 км. Изображения были созданы в эпоху неолита более 3 тысяч лет назад, есть рисунки и подревнее, возрастом в 5 тысяч лет. На большинстве из них фигурируют олени с колесницами, также есть фигуры охотников и сказочных животных, напоминающих драконов.

Наскальная живопись в горах Хуа

Китайские наскальные художества были обнаружены на юге страны в горном массиве Хуа. Они представляют собой фигуры людей, животных, кораблей, небесных тел, оружия, окрашенные в цвет насыщенной охрой. Всего здесь насчитывается около 2 тысяч изображений, которые условно разделены на 100 групп. Некоторые картинки складываются в полноценные сюжеты, где можно разглядеть торжественную церемонию, ритуал или шествие.

Пещера Пловцов

Грот располагается в Ливийской пустыне на границе Египта и Ливии. В 1990-х годах там были обнаружены древние петроглифы, возраст которых превышает 10 тысяч лет (эпоха неолита). Они изображают плавающих в море или в ином водоеме людей. Именно поэтому пещеру назвали ее современным именем. После того, как грот стали массово посещать люди, многие рисунки начали портиться.

Хорсшу-Каньон

Ущелье входит в состав национального парка Кaньонлeндс, который находится в американском штате Юта. Хорсшу-Каньон стал знаменитым благодаря тому, что в 1970-х годах здесь обнаружили древние рисунки, созданные кочевыми охотниками-собирателями. Изображения нанесены на панели около 5 метров в высоту и 60 метров в ширину, они представляют собой 2-метровые человекоподобные фигуры.

Петроглифы Валь-Камоники

В первой половине XX века в итальянской долине Валь-Камоника (область Ломбардия) было обнаружено самое большое собрание наскальных изображений в мире – более 300 тысяч рисунков. Основная их часть была создана в железном веке, самые поздние относятся к культуре камунов, о которой пишут еще древнеримские источники. Любопытно, что, когда у власти в Италии находился Б. Муссолини, эти петроглифы считали доказательством зарождения высшей арийской расы.

Долина Твифелфонтейн

Самые древние поселения появились в намибийской долине Твифелфонтейн более 5 тысяч лет назад. Примерно в это же время были созданы наскальные рисунки, изображающую типичную жизнь охотников и кочевников. Всего ученые насчитали более 2,5 тысяч фрагментов, большинству из них около 3 тысяч лет, самым молодым – около 500 лет. В середине XX века кто-то украл внушительную часть плит с петроглифами.

Чумашская расписная пещера

Национальный парк в штате Калифорния, на территории которого располагается небольшой грот из песчаника с настенной росписью индейцев-чумашей. Сюжеты картин отражают представления аборигенов о мироустройстве. По разным оценкам, рисунки были созданы в период от 1 тысячи до 200 лет назад, что делает их вполне современными по сравнению с доисторической наскальной живописью в других местах мира.

Петроглифы Торо-Муэрто

Группа петроглифов в перуанской провинции Кастилья, которые были созданы в VI-XII веках во времена культуры Уари. Некоторые ученые предполагают, что к ним приложили руку инки. На рисунках изображены животные, птицы, небесные тела, геометрические орнаменты, а также люди в танце, вероятно, исполняющие какой-то ритуал. Всего удалось обнаружить около 3 тысяч разрисованных камней вулканического происхождения.

Петроглифы острова Пасхи

Одно из самых загадочных мест планеты, остров Пасхи, может удивить не только гигантскими каменными головами. Древние петроглифы, нанесенные на скалы, валуны, стены пещер вызывают не меньший интерес и считаются важным археологическим наследием. Они представляют собой то ли схематические изображения технического процесса, то ли несуществующих животных и растения – ученым только предстоит разобраться в этом вопросе.

Оцените статью
Adblock
detector