- Найден самый древний наскальный рисунок с изображением охоты
- Самая старая картина в мире
- В пещере в Индонезии нашли самый древний рисунок сцены охоты. Ему больше 40 тыс. лет
- Охотничья сцена
- Радиоуглеродный анализ
- Зачем древних культурах изображали охоту?
- Охота у минойцев и микенцев
- В пещере на острове Сулавеси найдено древнейшее изображение сцены охоты
Найден самый древний наскальный рисунок с изображением охоты
Время от времени археологи находят весьма интересные и красивые рисунки, сделанные тысячи лет назад. Например, в октябре 2019 года мы рассказывали про найденную в Помпеях картину с изображением окровавленных гладиаторов. Однако, совсем недавно австралийские ученые нашли еще более интересную картину, которая хоть и не выделяется особой красотой и детализированностью, но считается одной из самых древних в мире. По оценкам исследователей, она была нарисована около 43 900 лет назад и показывает процесс охоты людей на животных. При этом некоторые детали кажутся ученым крайне нереалистичными — возможно древний художник был тем еще фантазером.
Самый древний наскальный рисунок в мире
До сих пор самым древним рисунком в мире считалось изображение быка, найденное в водной из пещер индонезийского острова Борнео. Исследование ученых показало, что древняя картина была нарисована красным цветом около 40 000 лет назад. Неподалеку от этого изображения исследователями также были найдены следы обведенных рук, которые были оставлены неандертальцами, которые обитали в той же индонезийской пещере.
Изображение красного быка на острове Борнео
Самая старая картина в мире
Наскальный рисунок, найденный австралийскими археологами во главе с Максимом Обертом, тоже был нарисован в индонезии, но пещере совершенно другого острова под названием Сулавеси. На этой территории учеными было найдено в общей сложности 242 пещеры, но так называемая Леанг Булу Сипонг 4 была обнаружена только в 2017 году. По данным научного журнала Nature, именно на ее задней стене исследователи и нашли 4,5-метровый рисунок с изображением охотников и зверей.
Тщательно изучив наскальную картину, археологи насчитали на ней 14 фигур. Шесть из них являются животными, среди которых исследователи распознали двух индонезийских бородавчатых свиней (Sus celebensis) и четырех карликовых буйвола (Bubalus). Остальные восемь фигур представляют собой человекоподобных существ, которые имеют некоторые животные черты. Можно было бы предположить, что древний художник изобразил охотников в масках для устрашения животных, однако наличие клювов и хвостов намекает на то, что эти человекоподобные существа имели внешность маленьких зверей. А древние люди вряд ли бы стали использовать маски беззащитных животных в охоте.
На рисунке D изображен огромный буйвол, стоящий перед охотниками
К тому же, гибриды людей и животных изображены маленькими, тогда как свиньи и буйволы на порядок крупнее. Из этого исследователи сделали вывод, что картина отражает не настоящую охоту, а какой-то фантастический сюжет. Скорее всего, человекоподобными существами на изображении являются так называемые териантропы, которые являются мифическими созданиями, способными принимать облик разнообразных животных.
В конечном итоге археологи пришли к выводу, что художник изобразил фантастическую картину охоты териантропов, охотящихся на животных по особой стратегии. Судя по изображению, звери бегут прямо на охотников, в то время как часть из них выгоняют их из укрытия, а другая группа пытается поймать их живьем с другой стороны при помощи веревок.
Может, вы думаете что на рисунке изображено что-то другое? Своими предположениями можно поделиться в комментариях или в нашем Telegram-чате.
Таким образом, найденный в Индонезии рисунок можно назвать самой древней фантастической картиной. Впрочем, на территории островов существует еще огромное множество других пещер, внутри которых археологи могут найти еще более интересные наскальные рисунки.
В пещере в Индонезии нашли самый древний рисунок сцены охоты. Ему больше 40 тыс. лет
Автор фото, Maxime Aubert / PA WIRE
Наскальная картина охоты на буйвола, найденная на стене пещеры на индонезийском острове Сулавеси, является самым древним среди известных на данный момент произведением сюжетной живописи и изображением животного.
Как утверждают австралийские исследователи, ей не менее 44 тысяч лет.
Древнейший в мире рисунок, сделанный человеческой рукой, находится в Южной Африке и насчитывает 73 тысячи лет. Но картина с Сулавеси изображает не просто объект, а сцену в движении и развитии. Кроме того, доисторический автор (или авторы) проявил фантазию: люди-охотники нарисованы с хвостами и свиными рылами.
Обо всем этом говорится в недавно опубликованной статье в журнале Nature. Ее соавтор Адам Брум, археолог из Университета Гриффита в Брисбене, впервые увидел роспись два года назад. А обнаружил ее индонезийский коллега, который добрался до входа в пещеру, вскарабкавшись на фиговое дерево.
«Когда фотографии появились в моем айфоне, я громко выругался от изумления, — рассказывает Брум. — Я видел сотни наскальных рисунков из нашего региона, но изображения охоты мне не попадалось».
Охотничья сцена
Площадь, покрытая рисунками, достигает пяти метров в ширину. Там можно увидеть двух аноа (целебесский карликовый буйвол), одного из которых окружают несколько охотников с копьями и, возможно, веревками в руках, а также местных диких свиней.
Некоторые ученые не уверены в том, что картина представляет собой композицию, связанную общим замыслом. Это может быть набор изображений, сделанных многими людьми в разное время, считает эксперт по древним наскальным изображением из британского университета Дарема Пол Петит.
По данным радиуглеродного анализа, быки, возможно, были нарисованы на три тысячи лет позже, чем одна из свиней.
Радиоуглеродный анализ
Картина находится в известковой пещере в склоне горы Булу Сипонг на юге Сулавеси, острова к востоку от Борнео.
Зачем древних культурах изображали охоту?
Заранее прошу прощения за схематичность повествования, тема очень широкая, и пока я просто набросаю контуры. Сцены охоты — это один из самых древних и часто встречающихся в доисторических культурах сюжетов. Наверное, большинство из вас помнит учебники по истории, главу про охотников и собирателей, иллюстрированную какой-нибудь сценой наскальной живописи со схематичными фигурками гонящихся за добычей людей с копьями. Обычное объяснение звучала примерно так: древние люди много охотились, а потому часто изображали сей увлекательный процесс.
Но мой взгляд на произведения древнейшего искусства изменился давно и бесповоротно в том числе после прочтения «Истории религий» Андрея Зубова , в которой он пытается реконструировать религиозные представления древнего человека (палеолит, неолит, мегалитическая религия). Не то чтобы я согласна абсолютно со всеми допущениями автора, но одна мысль кажется мне категорически верной: такие колоссальные по трудозатратам и эмоциональной наполненности действия, как строительство гигантских сооружений, запечатления чего-либо в виде петроглифов или коллективные «охоты» на опаснейших зверей, не совершаются просто «от нечего делать». Нет никакого рационального смысла в том, чтобы древним ирландцам строить колоссальные курганы Бруга-на-Бойне, египтянам свои Пирамиды, а жителям Чатал-Хююка городить где ни попадя буркании (бычьи рога).
Чем древнее общество, тем оно менее защищено и расслаблено, а силы его членов тратятся только на важное, ибо «зима близко», в смысле смерть во всех её проявлениях. Так вот, чаще всего, если мы видим в древних культурах что-то вопиюще иррациональное, значит оно было чрезвычайно важно для носителей, отражало какие-то глубокие религиозные представления, далекие от утилитарного «нашел-поймал-съел».
Зубов, например, говоря об неандертальском охотничьем культе сообщает, что памятники поклонения медведю того периода обнаружены на пространствах от испанских Пиренеев до нашего Кавказа. Питаться неандертальцы предпочитали безобидными копытными или грызунами, с помощью ловчих ям довольно безопасно могли ловить шерстистых носорогов и даже мамонтов, а вот отправиться же в глубину пещер на медвежью охоту их могли заставить иные, не связанные с пропитанием, но жизненно важные цели. Судя по тому, как обращались с останками убитых медведей, не культ медведя был следствием охоты, но охота на медведя была следствием культа.
Охота у минойцев и микенцев
Простите за долгую преамбулу, теперь по делу. В Крито-микенской культуре мы находим множество сцен охоты: на печатях, украшениях, погребальных ларнаках и фресковой живописи, и по-моему, смысл их явно не в том, чтобы просто запечатлеть «удаль молодецкую».
Ведь охота — это всегда некая проверка на удачу, на милость богов. Мне кажется, что, отправляясь на опасную охоту вместо того чтобы просто довольствоваться мясом домашних животных или вовсе растительной пищей, человек должен верить в некий высший смысл такого риска. Наверное, это не прямое равенство типа удача на охоте=боги мне сопутствуют, но осознание собственной смертности не может не привести к подобным умозаключениям. Для критян же самым опасным и потому самым ценным с этой точки зрения противником был, конечно, бык.
Например, на шкатулке из слоновой кости из Катсамбаса (1600-1450 гг. до н.э.) мы видим сцену охоты на быка в декорациях естественного природного ландшафта, но при этом один из охотников выполняет традиционный для тавромахии прыжок через быка. То есть сцена фиксирует как раз понимание сакрального смысла «пляски с быком» как священной охоты. Похожая сцена присутствует на упоминавшемся мной кубке из Вафио, который мы можем увидеть в руках Тириона Ланистера в «Игре престолов» . У микенцев же бычья охота дополняется образом охоты на не менее грозного и величественного льва или дикого кабана, как на фреске из Тиринфа.
И второй важный момент, мне кажется возможным более четко вербализировать, обратившись опять же к египетской традиции. Наверное, многие видели «Охоту на птиц в зарослях папируса» из гробницы Небамона (1390 г. до н.э.). Давайте вспомним, что в гробницах (как и на минойских глинянных гробах-ларнаках) изображались сюжеты, которые должны были помочь душе усопшего проделать свой путь к бессмертию, а значит дело здесь не просто в охоте как факте земной жизни. В Египте образ предвечных болот Ахбит описывает мир в его досотворённом, неупорядоченном состоянии и именно отсюда будет восставать видимая форма творящего божества в образе солнца. Разлетающиеся кричащие птицы, пытающиеся избежать сетей охотника – это и отсылка к образу Великого Гоготуна, декларирующему торжество жизни и победу над смертью.
Но самое главное символическое значение этой сцены охоты — пленение сил хаоса, и дух умершего Небамона здесь как бы помогает солнечному божеству поддерживать космический миропорядок. Фреска с охотящейся на уток синей кошкой из Акротири мне лично кажется созвучной этому сюжету. Особенно в контексте значения синего цвета .
И последняя ремарка касательно охоты на сегодня — про Артемиду. Прообраз богини охоты мы видим в так называемой минойской «Владычице Зверей», одной из трех главнейших ипостасей великой богини, а в микенских табличках линейного письма Б уже есть вполне читаемая a-ti-mi-te, и она также, как мне кажется, намного сложнее и больше того упрощенного образа, что мы читаем в классической античной мифологии, о чем я непременно напишу позже.
В пещере на острове Сулавеси найдено древнейшее изображение сцены охоты
Рис. 1. Изображение фантастических сцен охоты на стене пещеры Леанг Булу Сипонг 4 на острове Сулавеси. Отмечены фигуры териантропов (человеко-животных, Ther 1–8), целебесских свиней (Pig 1–2), карликовых буйволов аноа (Anoa 1–3), отпечатки (трафареты) ладоней (Hand stencils). Также показано расположение датированных минеральных натёков (BSP4.2–BSP4.5) и их возраст в тысячах лет (ka). Вверху — общий вид, в середине — прорисовка (длина масштабного отрезка — 20 см), внизу — увеличенный фрагмент: группа териантропов с длинными копьями или веревками, атакующих аноа. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
В пещере на острове Сулавеси найдены древние наскальные рисунки, изображающие териантропов (фантастических существ, сочетающих признаки людей и животных), охотящихся на местных целебесских свиней и мелких буйволов — аноа. Уран-ториевый изотопный анализ минеральных натеков, образовавшихся уже после создания рисунков, показал, что возраст изображений составляет как минимум 43,9 тысяч лет. Это делает их древнейшими из известных на сегодняшний день образцов фигуративного искусства Homo sapiens. Открытие показало, что уже в то время на Сулавеси жили люди, способные сочинять истории о вымышленных существах. Для сравнения, древнейший европейский териантроп — человеколев из германской пещеры Штадель — имеет возраст около 40 тысяч лет, а древнейшая сцена охоты из пещеры Ласко не старше 21 тысячи лет.
«Элементы» уже рассказывали о древней наскальной живописи островов Зондского архипелага, которую в последние годы активно изучают австралийские и индонезийские ученые во главе с Максимом Обером (Maxime Aubert). Прогресс в изучении этих рисунков связан прежде всего с новым методом датирования пещерных изображений, основанным на уран-ториевом изотопном анализе минеральных натеков, образовавшихся уже после создания рисунков (см.: Новые датировки состарили наскальную живопись Индонезии, «Элементы», 10.10.2014).
Как выяснилось, реалистичные изображения животных появились в Индонезии не позже, чем в Европе, или даже чуть раньше. Так, рисунок быка-бантенга) в пещере на острове Калимантан, созданный не менее 40 тысяч лет назад, старше всех надежно датированных произведений анималистов европейского палеолита (см.: На стене индонезийской пещеры обнаружено самое древнее изображение животного, «Элементы», 15.11.2018).
В статье, опубликованной 11 декабря в журнале Nature, Обер и его коллеги сообщили о новом замечательном открытии, сделанном в карстовой пещере Леанг Булу Сипонг 4 (Leang Bulu’ Sipong 4). Пещера находится в районе Пангкеп (Pangkajene and Islands Regency) в юго-западной части острова Сулавеси. Древнюю наскальную живопись в этом богатом пещерами районе обнаружили еще в 1950-х годах. На сегодняшний день здесь найдено не менее 242 пещер и гротов с наскальными рисунками, причем каждый год обнаруживаются новые.
Живописное панно в Леанг Булу Сипонг 4 нашли в декабре 2017 года. На участке стены длиной 4,5 м изображены узнаваемые представители местных копытных (две свиньи Sus celebensis и четыре карликовых буйвола аноа, Bubalus sp.), а также восемь «териантропов» — странных химер, сочетающих звериные и человеческие черты (рис. 1). Стена изрядно облупилась, так что рисунки сохранились лишь частично, но всё же можно разглядеть много важных деталей. В том числе — длинные предметы (то ли копья, то ли веревки), при помощи которых териантропы, по-видимому, атакуют зверей.
Рисунки животных и териантропов явно одновозрастные: они выполнены в одном стиле (характерном и для других древних образцов местной наскальной живописи), одним и тем же красным пигментом, и у них одинаковая степень выветрелости. На стене есть также изображения человеческих ладоней, но они, скорее всего, более поздние: они меньше пострадали от времени, выполнены пигментом другого оттенка, а одна из групп отпечатков располагается на облупившемся участке стены, где ранее, очевидно, находилась спина свиньи (Pig 1 на рис. 1). Древнейший датированный отпечаток ладони в данном районе имеет возраст 17,8 тысяч лет.
Изображения териантропов сильно стилизованы и не очень хорошо сохранились, но комбинация человеческих и звериных признаков достаточно хорошо просматривается (рис. 2). Например, у териантропа 1 заметен хвост (этот териантроп нападает на свинью Pig 1 то ли с кривым копьем, то ли с веревкой в руке), у териантропа 4 — что-то вроде клюва, у териантропов 3, 6, 8 — удлиненные, явно не человеческие морды.
Рис. 2. Териантроп 1, нападающий на свинью Pig 1 (два верхних изображения), и териантропы 3–8, атакующие аноа Anoa 3. Изображения из обсуждаемой статьи в Nature
Позы и взаимное расположение фигур свиней, аноа и териантропов свидетельствуют о том, что перед нами — не разрозненные портреты, а настоящие охотничьи сценки. Скорее всего, изображенные на стене пещеры териантропы — фантастические существа из мифов и сказок, а не настоящие охотники в масках или костюмах животных. На это указывают, в первую очередь, их маленькие размеры. Целебесская свинья, на которую нападает териантроп 1, имеет не более 60 см в холке, а аноа, атакуемый териантропами 3–8 — самый мелкий из буйволов, его рост не превышает метра. Териантропы малы по сравнению с этими животными: получается, что их рост — сантиметров 20–30. Возможно, это какие-то духи из шаманских верований, приносящие людям удачу на охоте, или другие фольклорные персонажи.
Возраст рисунков удалось определить при помощи уран-ториевого датирования (Uranium–thorium dating) четырех натёчных образований (см. Speleothem), сформировавшихся поверх изображений животных Pig 1, Anoa 2 и Anoa 3 (рис. 1). Самым древним оказался натёк на задней ноге свиньи Pig 1: он начал формироваться 44,41 ± 0,49 тысяч лет назад (рис. 3).
Рис. 3. Минеральный натёк (Coralloid speleothem), сформировавшийся поверх бедра свиньи Pig 1, и результаты уран-ториевого датирования. Виден фрагмент стены пещеры (Cave wall «canvas’) и слой пигмента, которым нарисована свинья (Pigment layer). Пунктирными линиями обозначены слои натёка, которые датировались по отдельности. Для каждого слоя указан возраст в тысячах лет (ka). Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Судя по полученным датировкам, рисунки были созданы не позднее, чем 43,9 тысяч лет назад. Это делает композицию из пещеры Леанг Булу Сипонг 4 рекордной сразу в нескольких отношениях: это и древнейшие известные рисунки животных, и древнейшие изображения териантропов, и древнейшие сценки, и вообще — древнейший образчик фигуративного искусства Homo sapiens (см. Figurative art).
Открытие показало, что около 44 тысяч лет назад на Сулавеси уже жили люди, способные сочинять истории и придумывать фантастических существ. По мнению некоторых исследователей, такая способность была необходимым условием становления человеческого языка и мышления в их современном виде (B. Boyd, 2018. The evolution of stories: from mimesis to language, from fact to fiction).
Для сравнения, древнейшая бесспорная охотничья сцена в европейской пещерной живописи (кстати, тоже фантастическая) — это композиция с раненым бизоном и птицеголовым человеком из пещеры Ласко (рис. 4, вверху). Но этот загадочный рисунок как минимум вдвое моложе изображений из Леанг Булу Сипонг 4: его возраст не превышает 21 000 лет (оценки варьируют от 14 до 21 тысяч лет). Древнейший европейский териантроп — знаменитый человеколев из пещеры Штадель в скальном массиве Холенштайн в Германии (рис. 4, внизу). Это вырезанная из бивня мамонта статуэтка человека с головой зверя из семейства кошачьих (предположительно — пещерного льва). Возраст статуэтки — около 40 тысяч лет, то есть она на несколько тысячелетий моложе рисунков из Леанг Булу Сипонг 4.
Рис. 4. Древнейшие териантропы и сцена охоты в европейском искусстве. Вверху: сцена с раненым бизоном и птицеголовым человеком из пещеры Ласко (возраст 21–14 тысяч лет). Внизу слева — прорисовка птицеголового человека. Предмет, изображенный под ним, трактуется как копьеметалка с рукоятью в форме птички. Видны выпавшие из брюха бизона внутренности и пронзившее его копье. Эту сцену некоторые исследователи трактуют в духе мифологических представлений о смерти и загробной жизни, проводя параллели чуть ли не с мифом об Осирисе, посмертно зачавшем сокола-Гора. Внизу в центре и справа — человеколев из пещеры Штадель в Германии, статуэтка человека с головой пещерного льва, вырезанная из мамонтового бивня 40–39 тысяч лет назад. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Конечно, из этого вряд ли следует, что фигуративное искусство, умение сочинять истории, идеи о фантастических существах и прочие проявления высокой позднепалеолитической культуры впервые зародились на Сулавеси и оттуда распространились по Старому свету. Скорее можно предположить, что ближневосточные сапиенсы, получившие неандертальскую генетическую примесь 60–50 тысяч лет назад и вскоре после этого начавшие свое победное шествие по просторам Европы и Азии (см.: Данные археологии и генетики свидетельствуют о многократных попытках африканских сапиенсов заселить Евразию, «Элементы», 12.12.2017), уже имели все необходимые биологические и культурные предпосылки для такого развития, которое потом происходило параллельно в разных регионах — где-то чуть быстрее, где-то чуть медленнее.
Источник: Maxime Aubert, Rustan Lebe, Adhi Agus Oktaviana, Muhammad Tang, Basran Burhan, Hamrullah, Andi Jusdi, Abdullah, Budianto Hakim, Jian-xin Zhao, I. Made Geria, Priyatno Hadi Sulistyarto, Ratno Sardi & Adam Brumm. Earliest hunting scene in prehistoric art // Nature. Published online 11 December 2019. DOI: 10.1038/s41586-019-1806-y.