- Правила охоты 2021: обзор главных изменений
- Общие положения
- Формулировка понятий
- Фиксация факта добычи
- Полномочия инспекторов
- Полномочия губернаторов
- Безопасность и ночная охота
- Жилеты
- Запрет на стрельбу по взлетающей дичи
- Стрельба рядом с жильем
- Световые устройства
- Изменения правил, связанных с оружием
- Пристрелка оружия
- Запрет на нарезное оружие по птице
- Ограничения калибров
- Изменение и продление сроков
- Изменение сроков охоты для луков
- Продление срока весенней охоты на утку с подсадной
- Иные изменения сроков охоты
- Правила охоты 2021 и грань понимания
- Белорусским охотникам напомнили тонкости новых правил весенней охоты
- Депутаты придэ и в охоте порядок навидэ
- В новый 2021 год с новыми Правилами охоты
- Спасти доброе имя охотника
- Утверждены новые Правила охоты
- Оставьте ваш комментарий
Правила охоты 2021: обзор главных изменений
Мы привыкли к тому, что каждый год правила охоты слегка меняются — уточняются сроки, формулировки и всякие мелочи. Однако, поправки от 2021 года оказались настолько существенными, что мы решили подготовить статью с разбором самых серьезных нововведений.
Полный текст правил охоты вы можете прочитать здесь, ну а мы попытаемся разъяснить лишь самые важные, на наш взгляд, изменения.
Общие положения
Большая часть изменений в правилах охоты направлена на борьбу с браконьерством. Законодатели попытались убрать серые зоны и неоднозначные формулировки правил, однако это привело к их значительному ужесточению. Помогут ли эти меры снизить уровень браконьерства — неясно, однако терпеть неудобства теперь предстоит всем нам.
Формулировка понятий
Самое главное и основное изменение — уточнение понятия “Охота ”. Теперь это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
К охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, за исключением случаев нахождения в охотничьих угодьях с охотничьим огнестрельным оружием должностных лиц при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора и производственных охотничьих инспекторов при осуществлении производственного охотничьего контроля
То есть, проще говоря если вы вошли на территорию угодий с оружием (зачехленным, разобранным) — вы уже охотитесь, и все ограничения распространяются на вас в полной мере. С одной стороны это лишает браконьеров возможности избежать ответственности басней про то, что они “просто гуляли” с оружием в угодьях. Но с другой делает нарушителями добропорядочных охотников, в случае если они пересекают границы участков одних угодий, чтобы добраться до тех, в которых у них действует путевка.
Также вы станете нарушителем в случае если прибыли в угодья на открытие охоты заблаговременно — по новому закону вы будете считаться охотящимся вне сроков.
То же самое касается входа в охотугодья с ловчими птицами и собаками охотничьих пород — даже если вы просто вывезли собаку побегать в лесополосу или поля, то в глазах охотинспектора это будет браконьерством, причем совершенно неважно, охотник вы, или обычный любитель домашних животных. Имейте это в виду, так как некоторые угодья вплотную примыкают к населенным пунктам и дорогам общего пользования.
Отдельно следует сказать о нахождении в угодьях с продукцией охоты. Это означает что если вы даже без оружия будете находится в угодьях с добытыми животными или их частями, то с точки зрения закона вы также охотились. Пункт осложнит жизнь недобросовестным охотникам и браконьерам, которые ранее могли спрятать оружие и сослаться на то что случайно нашли добытое ими незаконно животное. Но с другой стороны, такая формулировка позволяет привлекать к ответственности невиновных людей, например, в теории, любителей шашлыка, решивших разделать и замариновать мясо на месте — ведь множество охотугодий прилегает к рекам и местам загородного отдыха.
Фиксация факта добычи
Этот пункт был в правилах и раньше, однако его исполнение часто игнорировалось в силу размытости формулировки. Теперь же все предельно четко и понятно — после добычи и до начала любых действий с добычей необходимо сделать отметку в разрешении на добычу. Исключение составляют лишь виды животных, на добычу которых не установлено ограничений.
Заметку следует делать перед любыми манипуляциями с дичью, так как даже подбор утки с воды в лодку будет считаться транспортировкой.
Уточнение формулировки позволит исключить случаи, когда недобросовестные охотники намеренно не делали отметок на добытую дичь до встречи с инспектором. Теперь они будут прямо нарушать правила охоты, попадать под полную конфискацию и лишаться возможности добывать животных с малой квотой больше положенного.
Также, в большинстве случаев следует делать отметку о ранении животного перед его добором, подробнее это описано в требованиях к охоте на конкретную группу животных.
Полномочия инспекторов
Полномочия всех проверяющих лиц значительно расширились . Охотничьи инспекторы, а также все должностные лица уполномоченные на проверку, при предъявлении документа могут потребовать у вас разрядить и передать на осмотр оружие, показать любые документы, проверить ваши личные вещи и транспорт.
Это означает что охотник попадает в самый низ пищевой цепочки, и проверять его имеют право почти все, ну а отказ от проверки может повлечь за собой решение о нарушении правил охоты, и последующую конфискацию оружия и средств охоты.
Полномочия губернаторов
Федеральный закон дает право изменять свои положения в соответствии с региональными особенностями, то есть наделяет губернатора региона как угодно трактовать или изменять правила охоты в своем субъекте — вплоть до полного запрета. Нельзя лишь ограничивать виды оружия сверх ограничений федерального закона, а также расширять сроки охоты.
Для большинства регионов, скорее всего, ничего не изменится, но вероятно, будут и такие, в которых сроки и правила будут сильно отличаться от федеральных. Вы могли видеть что-то подобное в некоторых республиках в составе Российской Федерации, ну а теперь подобный законодательный опыт масштабирован на все регионы.
Безопасность и ночная охота
Существенные изменения связаны с безопасностью на охоте. Вы могли заметить возрастающее из года в год количество несчастных случаев на охотах — тому виной как игнорирование охотниками элементарной техники безопасности, так и недостаточная техническая оснащенность.
Жилеты
Общемировая практика наконец дошла и до нас — теперь все участники коллективной загонной охоты обязаны носить яркие жилеты со светоотражающими элементами. Так же жилеты теперь обязаны носить участники ночных охот, надевая их за час до заката, и снимая через час после восхода солнца.
Эта мера должна серьезно сократить количество жертв несчастных случаев на охоте, хотя и, несомненно, снизит продуктивность охот из скрадка и на приваде, демаскируя охотника.
Запрет на стрельбу по взлетающей дичи
Еще одна новая мера, направленная на безопасность охотников — запрет на стрельбу по взлетающей птице ниже 2,5 метров при охоте в зарослях. Не совсем ясно почему этот запрет касается только взлетающей птицы, от себя рекомендуем не стрелять также и по садящимся или низколетящим целям.
Стрельба рядом с жильем
Внесены уточнения в формулировку запрета на стрельбу ближе чем 200 метров от жилья — раньше было не совсем понятно что такое жилье, и недобросовестные инспекторы могли трактовать этот запрет в свою пользу. Теперь же формулировка обрела прозрачность — запрещено вести стрельбу ближе чем 200 метров от жилых домов и жилых построек.
Световые устройства
Контроль за использованием световых устройств напротив, существенно либерализировали . Теперь охота с тепловизорами, ночниками и фонарями разрешена не только с вышки, но и с земли — с подхода или засидки. Добывать так можно копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицу, енотовидную собаку, барсука, бобров.
По прежнему запрещено применение любых световых устройств для добычи любой пернатой дичи.
Изменения правил, связанных с оружием
В части использования оружия также много изменений, также призванных усложнить жизнь браконьерам и недобросовестным охотникам, ну а законопослушных охотников ждут приятные сюрпризы вроде легализации пристрелки оружия.
Пристрелка оружия
Раньше пристрелка оружия в охотугодьях могла вызвать вопросы со стороны инспектора, и чтобы избежать штрафа приходилось выдумывать оправдания вроде “стрелял в куропатку, но не попал”. Теперь эта процедура легальна, более того, приведение к нормальному бою строго рекомендуется правилами охоты.
Пристрелка в охотничьих угодьях может проводиться только в период охоты при наличии у охотника документов на право осуществления охоты. Разумеется, при пристрелке охотник обязан соблюдать все меры безопасности, описанные в правилах охоты.
Запрет на нарезное оружие по птице
Запрет на применение пулевых зарядов и картечи больше 5мм по пернатой дичи существовал и раньше, теперь он существенно расширен запретом на использование любого нарезного оружия кроме как в калибрах .22 LR и .22 WMR, и только на рябчика, тетерева и глухаря с третьей субботы августа до последнего дня февраля.
Любое другое нарезное оружие использовать запрещено, и более того — нахождение в угодьях с таким оружием при наличии разрешения лишь на пернатую дичь будет расценено как нарушение правил охоты!
Ограничения калибров
Подобные ограничения появились и для других животных. Так, для охоты на зайцев, дикого кролика, корсака, белку, горностая, диких кошек, енота-полоскуна, колонка, куниц, летягу, норок, солонгоя, харзу, хорей нельзя использовать нарезное оружие калибром более 5,7 мм., а для добычи сурков, бобров, барсука, росомахи, рыси не более 8 мм.
Так же как и в случае с пернатой дичью, нахождение в угодьях с оружием, не подходящим калибром под животных в разрешении, будет расценено как нарушение правил охоты и повлечет за собой административную ответственность.
Вся практическая польза от таких ограничений сводится на нет тем фактом, что при наличии разрешения на лисицу, находиться в угодьях можно с любым калибром — на нее почему то никакие ограничения не распространяются.
Изменение и продление сроков
Изменение сроков охоты для луков
Отличные новости для лучников — хоть они по прежнему остаются в серой зоне, новое законодательство позаботилось о преференциях для них, когда луки все же станут полностью легальны. Сроки охоты на копытных животных, медведей и пушных животных могут устанавливаться на две недели раньше федеральных сроков охоты.
Продление срока весенней охоты на утку с подсадной
Значительное послабление ждет также заводчиков подсадных уток — для них срок весенней охоты увеличивается до 30 дней, против 10 дней для всех остальных.
Иные изменения сроков охоты
Незначительные изменения есть и в сроках охоты на другие группы животных, подробнее о них можно прочесть здесь . Напоминаем, что сроки охоты в вашем регионе могут значительно отличатся от общефедеральных сроков — их вы можете посмотреть здесь .
Правила охоты 2021 и грань понимания
С наступлением Нового 2021 года вступили в силу и Новые Правила охоты принятые Приказом МПР РФ от 24.07.2020г. за №477. Плохие они или хорошие сейчас уже поздно рассуждать, они приняты и будут действовать как минимум десять лет. Что-то будет вноситься в них с дополнениями, изменениями и уточнениями.
фото: Семина Михаила
Так уж принято сейчас, что кучка так называемых управленцев сбившихся в комиссию формально согласовывают якобы с общественностью свои проекты, а на деле игнорируют то, что «эта общественность» предлагает…
Здесь и сейчас я хотел бы выставить на обсуждение свои размышления, так как нас ранее учили – думать, анализировать, излагать понятным русским языком, а не казённым словоблудием, в котором сложно разобраться не только читателям, гражданам для кого принимаются законы, но и самим законодателям.
И так, Новые правила действуют, хотя новыми их можно назвать с натяжкой. Большинство статей тупо перенесли из старого текста. К ним и тогда возникали вопросы, они и сейчас остались. В частности взяли и внесли в правила часть 2 из Закона об охоте статьи 57:
— в целях настоящей статьи к охоте приравнивается нахождение граждан с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами…
Хотя норма изложенная статьёй 57 Закона доступна для понимания, читая часть 1-ю, то есть:
— лица виновные вы нарушение Закона об охоте несут ответственность в соответствии с КоАП РФ и УК РФ.
То есть, наступает именно за нарушителя в сфере охоты, но ни как в сфере оборота оружия, если есть наличие оружия огнестрельного. Нарушение в сфере оборота оружия может возникнуть позже, если ружье, карабин не зарегистрированы.
Но, согласно 3-го пункта Правил: «Охотой признается деятельность связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, переработкой, транспортировкой…».
То есть, нарушение может наступить при осуществлении самой охоты, либо одного из составных элементов, определяющих охоту:
— поиск – стремление субъекта (охотника) найти место, и зверя, птицу…
— выслеживание – определение мест отдыха, передвижения, кормёжки зверей, птиц…
— преследование – движение, скрадывание к зверю, птице…
— добыча – приобретение в собственность с возможностью распоряжаться и использовать…
— транспортировка – перемещение субъектом объекта каким-либо способом – пешим, гужевым, авто и прочим транспортом.
А в целом это деятельность, которая определена нашим русским языком, как осознанная активность человека, и направлена на потребность человека, то есть субъекта на объект. И эта деятельность может и должна состоять из совокупных компонентов:
— субъект, то есть физическое лицо-человек (охотник),
— объект, то есть естественная среда обитания животных, сами животные,
— потребность, то есть добыча, изъятие из среды обитания животных,
— мотив, то есть желание достичь цели,
— цель, то есть стремление к достижению результата,
— средства, то есть приёмы, методы, способы, инструменты (оружия),
— действия, то есть приложение усилий, энергии, физического воздействия,
— результат – выраженный в качестве и количестве достигнутого.
Из сказанного следует, что ответственность наступает только при выявлении нарушений Привил охоты, а не сам факт охоты, либо нахождение на охотничьих угодьях.
Законодательство РФ не предусматривает административную ответственность за покушение, приготовление либо неоконченное правонарушение.
Что касается конкретного нахождения в охотничьих угодьях с оружием, то должен быть нарушен пункт 62.15 Правил охоты, где говорится о расчехлении, либо заряженном оружии, либо наличии при охотнике продукции охоты, её сомнительная законность добычи, разделки, транспортировки.
Наличие или отсутствие разрешительных документов на оружие, охотничьих билетов, разрешений на добычу, и путёвок от охотпользователя.
Из всего сказанного следует риторический вопрос, как можно приравнять то, что приравнять невозможно.
Согласно русскому словарю, слово «приравнивается» должно означать равенство, идентичность, быть равным либо подобным чему-либо. То есть, где элементы охоты и деятельности. Если нет даже намёка на нарушение Правил охоты, значит — нет ответственности!
Если бы в статье, либо пункте Правил охоты относящихся к ограничениям или запретам прямо указывалось – «Запрещено находиться в охотничьих угодьях физическим лицам с орудиями (оружием) охоты, добычей, собаками, ловчими птицами», вот тогда, Да, за этим следовала бы ответственность за нарушение Правил охоты.
Но этого нет. Оно и понятно, что выглядело бы глупо и несуразно. Ведь охотники выезжают на охоту в поля, леса, горы, водоемы не по часам, а на день, два, либо на неделю, а весной и на 10 дней. С проживанием и пребыванием в угодьях в полевых условиях.
Вот поэтому на такую глупость и не сподобились наши творцы Правил охоты. Однако совершили ошибку. Тупо переписав пункт статьи 57 закона в Правила охоты, не удосужившись правильно истолковать их.
Николай Григорьев 25 марта 2021 в 15:29
Белорусским охотникам напомнили тонкости новых правил весенней охоты
Депутаты придэ и в охоте порядок навидэ
В новый 2021 год с новыми Правилами охоты
Спасти доброе имя охотника
Утверждены новые Правила охоты
Оставьте ваш комментарий
Оставлять свои отзывы и комментировать могут только зарегистрированные пользователи.
Вы можете авторизоваться используя свой аккаунт на нашем сайте, а так же войти с помощью вашего аккаунта во «Вконтакте» или на «Facebook».
Цель российских правил охоты — превратить охотника в ничтожество.
В Беларуси — всё для людей:
3. Не признается охотой нахождение лица:
в охотничьих угодьях или иных местах обитания охотничьих животных с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками в случае следования к месту (из места) охоты при наличии у указанного лица охотничьей путевки и (или) разрешения и охотничьей путевки к разрешению. При этом указанные орудия охоты, находящиеся у данного лица, должны соответствовать разрешенным для охоты по этим охотничьей путевке и (или) разрешению и охотничьей путевке к разрешению орудиям охоты согласно приложению 3;
в охотничьих угодьях с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками в случае ожидания разрешенного для охоты времени при наличии охотничьей путевки и (или) разрешения и охотничьей путевки к разрешению. При этом указанные орудия охоты, находящиеся у данного лица, должны соответствовать разрешенным для охоты по этим охотничьей путевке и (или) разрешению и охотничьей путевке к разрешению орудиям охоты согласно приложению 3;
в охотничьих угодьях с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками после проведения охоты на охотничьих животных нормируемых видов с назначением руководителя охоты до окончания срока действия охотничьей путевки к разрешению, в соответствии с которой осуществлялась данная охота, а также в течение шести часов после окончания срока действия указанной охотничьей путевки в целях разделки продукции охоты и (или) отдыха;
в охотничьих угодьях с разряженным зачехленным охотничьим оружием и (или) патронами после проведения охоты на охотничьих животных нормируемых видов (кроме бобра и выдры) без назначения руководителя охоты до окончания срока действия охотничьей путевки к разрешению, в соответствии с которой осуществлялась данная охота, а также в течение шести часов после окончания срока действия указанной охотничьей путевки в целях разделки продукции охоты и (или) отдыха;
в охотничьих угодьях с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками после проведения охоты на бобра и (или) выдру без назначения руководителя охоты в течение шести часов после закрытия последнего разрешения в целях разделки продукции охоты и (или) отдыха;
на автомобильных дорогах общего пользования, проходящих через охотничьи угодья или иные места обитания охотничьих животных, с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками в целях их перемещения, перевозки (транспортировки), в том числе следования к месту охоты и обратно;
на дорогах, проходящих через охотничьи угодья или иные места обитания охотничьих животных, определенных решением пользователя охотничьих угодий, а в фонде охотничьих угодий, не переданных в аренду и (или) безвозмездное пользование для ведения охотничьего хозяйства (далее – фонд запаса охотничьих угодий), и запретных для охоты зонах вокруг населенных пунктов, зон массового отдыха и (или) иных объектов (далее – запретные для охоты зоны) – решениями местных исполнительных и распорядительных органов, согласованными с территориальным органом Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, с разряженным зачехленным охотничьим оружием, и (или) патронами, и (или) капканами, и (или) другими ловушками в целях следования к местам временного проживания охотников (дома охотника, агроусадьбы и другое) или к местам их сбора (в охотничьих угодьях непосредственно перед проведением охоты) и обратно. Принятые решения в пятидневный срок подлежат опубликованию в средствах массовой информации и направлению в территориальный орган Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Сведения о таких дорогах размещаются в информационных системах в глобальной компьютерной сети Интернет;
на дорогах, проходящих через охотничьи угодья или иные места обитания охотничьих животных, определенных решением пользователя охотничьих угодий, а в фонде запаса охотничьих угодий и запретных для охоты зонах – решениями местных исполнительных и распорядительных органов, согласованными с территориальным органом Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, с разряженным зачехленным охотничьим оружием и (или) патронами в целях следования к специально отведенным местам для пристрелки охотничьего оружия, выделенным в соответствии с настоящими Правилами, и обратно. Принятые решения в пятидневный срок подлежат опубликованию в средствах массовой информации и направлению в территориальный орган Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Сведения о таких дорогах размещаются в информационных системах в глобальной компьютерной сети Интернет;
в охотничьих угодьях или иных местах обитания охотничьих животных с собакой и (или) ловчей птицей, не работающими по дикому животному;
в охотничьих угодьях или иных местах обитания охотничьих животных с собакой и (или) ловчей птицей, участвующими в испытаниях, соревнованиях, в процессе тренировки в соответствии с пунктами 86 и (или) 88 настоящих Правил, а также подготовки их к данным мероприятиям;
в охотничьих угодьях или иных местах обитания охотничьих животных с боевым, служебным или спортивным оружием в связи с выполнением указанным лицом своих должностных обязанностей либо участием в спортивных мероприятиях;
в охотничьих угодьях с патронами, за исключением случаев, когда оружие заряжено данными патронами.