Изложение воробей мы шли с охоты

Презентация к уроку русского языка «Изложение по произведению И.Тургенева «Воробей»»
презентация к уроку по русскому языку на тему

Презентация к уроку русского языка «Изложение по произведению И.Тургенева «Воробей»» для учащихся с нарушениями слуха

Скачать:

Вложение Размер
vorobey_turgeneva.ppt 2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Двадцатое апреля Классная работа Изложение «Воробей» Словарь: Аллея – дорога с деревьями по обеим сторонам Красться – осторожно, неслышно приближаться Зачуять – почувствовать запах Дичь – дикая птица или животное, на которое охотятся Сорваться – очень быстро упасть Взъерошенный – с поднятыми перьями Пасть – рот у животных Ринуться – кинуться, броситься, устремиться Заслонить – закрыть Детище – дитё, ребёнок Трепетало от ужаса – дрожало от страха Попятиться – пойти назад, отступить Признать – согласиться уважать Благоговеть – очень уважать, любить Порыв – действие, поступок, дело

Иван Тургенев «Воробей» (стихотворение в прозе) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Апрель, 1879

«Я возвращался с охоты и шел по аллее сада»

«Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки»

«Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…»

«Мой Трезор остановился, попятился…»

«Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился благоговея»

План: 1 . Возвращение с охоты 2. Собака почуяла дичь 3. Птенец на дороге 4. Появление защитника 5. Страх воробья 6. Признание силы / отступление собаки 7. Благоговение перед птицей 8. Любовь сильнее смерти

Опорная карточка для пересказа (слабый ученик) Я шел с охоты по …. сада. Собака бежала ……….. меня. Вдруг она начала …………., зачуяв перед собою …… . Тут увидел на дороге молодого ……….. . Он упал из …………. и сидел неподвижно. Моя собака медленно …………. к нему, как вдруг с дерева слетел старый черногрудый ……………………… и начал прыгать перед ее ……………………….. Он ринулся ………………. свое …………, хотя сам трепетал от ужаса. Но несмотря на это он не мог …………… на своей безопасной ……. Мой Трезор ……………………., попятился. Он тоже признал эту …………. Я отозвал пса — и удалился, ………….. перед той маленькой ……………… птицей. Любовь, думал я, сильнее ………….. и страха смерти. Только ею, только ………. держится и движется…………..

Опорная карточка для пересказа (сильный ученик) Я (что делал?) ………….(где?)…… . …………. Вдруг ….. (что сделала?) , почуяв …… Тут я (что сделал?) ………. (где?) ….. (какого?) ………….. ………… с …….. … , Он (что с ним случилось?) ………….. И (как?) ………… (где?) /(как?) (кто?)……. (что делала?)……………. как вдруг (откуда?) ………. (как?) ……….. (что сделал?) …………… (какой?)……. ……… (кто?). Он с отчаянным писком прыгал перед (чем?) ………… Он (что сделал?) ………….. (кого?) ……, хотя сам (что делал?) ………. . Но несмотря на ужас, он не мог ………………… . (Кто?) ……… (что сделал?)………., признавая эту силу. Я (что сделал?) …… и ….. (как?) …. перед (кем?) ………… Любовь, …………………………

4 1 Т р е з о р 2 3

4 1 Т р е з о р 2 в о р о б е й 3

4 1 Т р е з о р 2 в о р о б е й 3 л ю б о в ь

4 Т у 1 Т р е з о р г 2 в о р о б е й н е 3 л ю б о в ь

Обучающее изложение по произведению И. Тургенева (4 класс, уч. стр.23, упр.31) УМК «Школа России»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Развитие речи. Обучающее изложение по произведению И. Тургенева (4 класс, уч. стр.23, упр.31) УМК «Школа России» Разработала: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 с УИОП Илюшкина Ольга Александровна

Знакомство с текстом Уч.стр.23, упр.31

Я возвращался с охоты. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. На аллее я увидал воробышка. Молодой воробей выпал из гнезда. Он не умел летать и сидел неподвижно. Собака, раскрыв пасть, медленно приближалась к птенцу. Вдруг с дерева камнем упал перед собакой старый воробей. Он с жалким писком прыгнул к зубастой пасти, громко пищал и дрожал от страха. Воробей заслонял собою воробышка. Воробей жертвовал собою! Он героически спасал своё детище! Собака остановилась и отступила. Прочитайте текст

Отвечаем на вопросы Определите тип данного текста. Докажите. Какова тема текста? Где происходят описанные события? Кого увидел автор на аллее? Почему молодой воробей сидел неподвижно? Как повела себя собака, когда обнаружила воробышка? Что означает «жертвовал собою»? Что заставило воробья жертвовать собою? Как автор подчеркивает, что воробей бросился спасать своё детище? Что воробей чувствовал в этот момент? Что побеждает страх старого воробья? Какова главная мысль текста? Как можно озаглавить текст?

Составляем план Сколько частей имеет текст- повествование? Какие части? Как вы определили? Прочитайте первую часть

1 часть Я возвращался с охоты. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Назовите основную мысль этой части. Как мы можем озаглавить эту часть? Выпишем опорные слова к этой части.

План 1. Собака почуяла дичь. Возвращался, бежала, уменьшила шаги, стала красться.

2 часть На аллее я увидал воробышка. Молодой воробей выпал из гнезда. Он не умел летать и сидел неподвижно. Назовите основную мысль этой части. Как мы можем озаглавить эту часть? Выпишем опорные слова к этой части.

План 2. Птенец на аллее Увидал, выпал, не умел летать, сидел неподвижно.

3 часть Собака, раскрыв пасть, медленно приближалась к птенцу. Вдруг с дерева камнем упал перед собакой старый воробей. Он с жалким писком прыгнул к зубастой пасти, громко пищал и дрожал от страха. Воробей заслонял собою воробышка. Назовите основную мысль этой части. Как мы можем озаглавить эту часть? Выпишем опорные слова к этой части.

План 3. Появление защитника Раскрыв пасть, медленно приближалась, камнем упал, с жалким писком прыгнул, громко пищал, дрожал, заслонял собою.

4 часть Воробей жертвовал собою! Он героически спасал своё детище! Собака остановилась и отступила. Назовите основную мысль этой части. Как мы можем озаглавить эту часть? Выпишем опорные слова к этой части.

План 4. Любовь сильнее смерти Жертвовал собою, героически спасал, остановилась и отступила.

Лексическая подготовка красться подходить незаметно неподвижно без движений камнем упал упал с быстротой и тяжестью падающего камня заслонял собой закрывал, загораживал собой жертвовал подвергался опасности ради чего-либо отступила шагнула назад, отошла

Лексическая подготовка Воробышек, молодой воробей, птенец

Орфографическая подготовка Охота, собака, впереди, вдруг, воробей, громко, героически, неподвижно. Бежала, шаги, увидал, молодой, из гнезда, летать, сидел, приближалась, к птенцу, с дерева, воробей, пищал, дрожал, заслонял, героически, спасал, своё. Запомните Объясните написание

1. Собака почуяла дичь. Возвращался, бежала, уменьшила шаги, стала красться. 2. Птенец на аллее Увидал, выпал, не умел летать, сидел неподвижно. 3. Появление защитника Раскрыв пасть, медленно приближалась, камнем упал, с жалким писком прыгнул, громко пищал, дрожал, заслонял собою. 4. Любовь сильнее смерти Жертвовал собою, героически спасал, остановилась и отступила. Работа в парах. Пересказ по плану

Самостоятельная работа. Написание изложения Проверка Проверьте, ясно ли вы передали мысли, нет ли неоправданных повторов одного и того же слова. Все ли слова были употреблены удачно. Выделены ли части текста. Проверьте орфограммы. Проверьте знаки препинания.

Интернет-ресурсы https://yandex.ru/images/search?p=4&text=%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%BA%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86 https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/09/18/prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazyka-izlozhenie-po https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-izlozhenie-los-klass-1161841.html https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/planirovanie/izlozhieniie-blizko-k-tiekstu-vorobiei-i-s-turghienieva

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-711897

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Подготовка к изложению по тексту «Воробей»

Тема: Подготовка к изложению «Воробей». 1-й час.

а) образовательная: ознакомить с содержанием рассказа, сформулировать главную мысль, обогатить речь учащихся через осмысление мастерства языка писателя, раскрыть лаконичность словесного выражения, путём подбора наиболее подходящего оттенка значения слова;

б) развивающая: выработать умение членить связный текст, озаглавить выделенные части, найти логическую связь частей, тем самым овладеть видами деятельности: восприятие (рациональное и эмоциональное), воображение (как вид творческой деятельности), мышление (критическое), аудирование (говорение) и память (зрительную и слуховую);

в) воспитательная: привить учащимся чувство любви и бережного отношения к ближнему, сформировать осмысленность и мотивированность поступков, воспитать интерес к знаниям в целом, русской речи в частности.

Вид: традиционный, частично-интегрированный.

Тип: обобщение и систематизирование знаний.

Метод : совершенствование имеющихся знаний, умений, навыков (репродуктивный, практический, словесный, коммуникативный).

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметная связь : литература, родной язык.

ТСО: медиапроектор, ЭВТ.

І .Организационный момент.

— проверка внешней подготовки, организация внутренней готовности учащихся к уроку.

Способ активизации на уроке — запись задачи урока на доске и комментирование:

1. Более близкое к содержанию раскрытие текста.

2. Грамматически правильное построение конструкций на письме.

ІІ .Ознакомление с новым материалом.

1. Игра «Да — нетка»: Начинаем с опережающего вопроса: «Как Вы думаете, о ч ё м пойдёт речь в рассказе, который называется «Воробей»? Можете задавать мне вопросы, я на них буду отвечать «да» или «нет», «и да, и нет», которые помогут Вам догадаться о теме.

2. Работа с текстом. Выполняется работа «Восстановление рассыпавшегося текста»: раздаются абзацы, не имеющие последовательности, из которых ученики должны составить связный текст. Эту работу можно поручить слабому ученику, в случае невыполнения её, могут помочь более сильные из этой же условной группы. После выполнения работы текст сравнивают с правильным.

3. Чтение текста учителем.

Иван Сергеевич Тургенев.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой. И весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище. Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была казаться ему собака! И всё-таки он не смог усидеть на своей высокой безопасной ветке…

Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

4. Работа над содержанием текста:

Совпали ли Ваши предположения? Сформулируйте основную мысль (тему) рассказа?

а) Работа со словарём.

Растопырить — расставить, расширить, развести концы врознь.

Взъерошенный — всклоченный, взбитый, вздыбленный в беспорядок что- либо.

Искажённый — признак предмета; обозначает отсутствие каких- либо присущих признаков.

Отчаянный — безнадёжный, лишённый последней веры и надежды.

Например: Отчаянное дело- безнадёжное, пропащее, крайне-опасное.

Трепетать — дрожать, вздрагивать, трястись, биться.

б) Пересказ текста.

На какие части можете разделить рассказ? Перескажите каждую часть.

в) Составление плана.

Озаглавьте части и составьте план к изложению.

І V . Закрепление материала.

5. Осмысление языка и структуры текста.

а) Обратите внимание на предложение: Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться… С помощью чего автор передаёт неожиданность предстоящего?

Прав ли будет ученик, если изложит мысль таким образом: Она (собака) уменьшила свои шаги и начала красться… Какую смысловую неточность он допустит?

б) Глагол красться имеет значения – проходить тайком, идти незаметно. Исходя из этого, попробуйте заменить глагол одним более близким ему значением. Обратите внимание на правописание слова.

в) Говоря о молодом воробье, Тургенев употребляет выражение желтизна около клюва. Слово желтизна обозначает: оттенок жёлтого цвета. Учитывая это, можно ли сказать «воробей с жёлтым цветом около клюва». Объясните свою мысль. Как образовано слово? Какие ещё слова характеризуют воробья, указывая на его слабость, беззащитность?

г) Характеризуя поступок старого воробья, автор использует выражение камнем упал. Глагол падать имеет значение опускаться, валиться вниз. Обратите внимание на порядок слов в предложении. Изменится ли предложение, если мы скажем «…старый черногрудый воробей упал камнем…» Какое звучание предложения указывает на значимость действия?

д) Глагол ринулся имеет синонимы: бросился, устремился. Какой из них можно использовать в изложении? Почему?

е) Обратите внимание на сложное предложение: Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Как Вы думаете, для чего Тургенев употребил такую конструкцию, можно ли достичь этой же выразительности, употребив ряд простых предложений? Например: Всё его маленькое тело трепетало. Его голосок одичал и охрип. Он замирал. Он жертвовал собою. Какое это предложение по цели высказывания?

6. Составление синквейна.

— А теперь, пожалуйста, в заключение своей мысли, составим синквейн, точнее, два синквейна, чтобы выделить разницу между воробьями и одновременно провести параллель между двумя птицами, как двумя персонажами.

Чтобы Вы вспомнили, что такое синквейн, я приготовила следующий синквейн о синквейн, который поможет выразить сложную мысль в нескольких словах.

Обобщает. Собирает. Сообщает.

Синквейн – выражение глубокой мысли.

— К концу работы мы сводимся к мысли: старый воробей — мать, а молодой — дитя, мы говорим уже о воробье, не как о птице, а как о человеке, как о положительном герое, переживаем за него. Как Вы думаете, правы ли мы и какое завершение истории ожидаете?

— С нами согласны и авторы учебника «Ана –т ілі », который Вы изучали во 2-классе. Послушайте рассказ на родном языке.

7. Чтение текста «Тор ғай » учителем казахского языка.

Комментирование учителя: мы лишний раз убеждаемся, что именно о силе материнской любви говорит автор.

Автор, мастер русского слова – Иван Сергеевич Тургенев смог через краткий и незначительный сюжет об одном лишь поступке воробья раскрыть глубокий смысл жизни человека, именно человека.

VI . Подведение итогов урока.

— Заканчивая сегодняшний урок, хочу спросить, что было для Вас на уроке главным, а что – интересным? Мнения учащихся могут быть разными и не совпадать друг с другом. По мере необходимости учитель может подкорректировать их, научить различать главное от интересного.

Читайте также:  Джеки чан охотник за сокровищами
Оцените статью