Изложение тихая охота 8 класс шмелев

ГДЗ Русский язык 8 класс Шмелёв, Флоренская, Кустова — Учебник «Вентана-Граф»

Любой человек, имея хоть небольшие амбиции, мечтает построить хорошую карьеру. Но для этого как минимум нужно найти приемлемую работу. Однако не все работодатели готовы трудоустраивать людей с низким уровнем образования. Так что школьникам стоит призадуматься над своим будущим и ответственно подойти к учебе. Немалое значение для будущего имеет и элементарная грамотность. Решебник к учебнику «Русский язык 8 класс» Шмелев, Флоренская, Кустова поможет подросткам преодолеть возникшие по пути трудности.

Составная решебника.

Четыре главы включают в себя пятьсот семьдесят четыре задания. Благодаря подробному изложению решений по каждому упражнению в ГДЗ по русскому языку 8 класс школьники имеют возможность повторить весь ранее изученный материал, проверить свои д/з и исправить допущенные ошибки, поняв их суть.

Как он может помочь.

В этом классе уже начинается подготовка к экзаменам, которые вскоре предстоят школьникам. Поэтому возрастает количество упражнений, которые подросткам задают на дом. Да и сама программа этого года не отличается особой легкостью. Так что ребятам предстоит пережить еще один крайне напряженный период в учебе. Может случиться и такое, что без сторонней помощи обойтись будет вообще невозможно. И тогда незаменимым помощником выступит решебник к учебнику «Русский язык 8 класс» Шмелев, где авторы подробно разъяснили все аспекты школьной программы. «Вентана-граф», 2016 г.

Тихая охота

У каждого человека, есть что-то, от наших далеких предков, я имею ввиду, не растительность на теле, а любовь к собирательству. Не надо путать с коллекционерами, которые собирают марки, грампластинки, раритетные автомобили или даже танки. Я про тех, кто ходит по лесу и собирает грибы да ягоды. Таких собирателей развелось столько, что хоть пруд пруди, и про них еще говорят, что они занимаются тихой охотой. Готов биться об заклад, может это так и называется, «тихая охота», но азарт при этом у некоторых персонажей, просыпается такой, что не уступит игрокам «одноруких бандитов».
Сначала все выглядит чинно и благородно, словно вы выгуливаете четвероногого любимца. Состояние души, как при созерцании Мира в японском саду камней. Но стоит вашему взору вдруг обнаружить диковинный предмет, будь это гриб или ягода, как в вас, в тот же миг, просыпается древний инстинкт, и тут начинается эта самая, тихая охота. Я еще не встречал людей, которые бы спокойно устояли перед соблазном, сорвать съедобный гриб, и тем более, если это благородный сорт, например, боровик.
И, вот, удача! На вашем секторе выпал суперприз! Еще не веря своему счастью, застыв на мгновенье и притаившись как зверь, вы, осторожно, будто боясь разбить китайский фарфор, срезаете своего первенца, и бережно отправляете его на дно корзины. С этого момента, вы и пропали, больше отступать некуда, и берегись тогда встречный путник, в вашем сердце сидит уже червяк, который точит и душит вас, страстно шепчет: «Мое!» Забыв про хорошие манеры и чистенький спортивный костюм, вы уже ползаете по лужайке и ищите свои лесные сокровища. Второй, третий, десятый. Ходите пригнувшись по кругу, с ножом в руке, алчный взор, ну вылитый пират с Карибского бассейна. Ваши движения выверены и отточены, упав как коршун и присев на одно колено, вы безжалостно вонзаете жало в найденную жертву. Глаза при этом, ищут уже новую. Еще, еще,…И этому безумству нет конца. Вот уже полная корзина. «Мало!» Вы снимаете куртку, рубашку, ну что у вас там еще есть. Рассказывал один знакомый, что его приятель для этого дела, и штанов своих не пожалел, так и пришел домой в одном нижнем белье, а на шее бублик, набитый грибами, словно фронтовая шинель в скатку. Жадность — это скверно. Но здесь, вами, целиком и полностью управляет азарт. Тихая охота? Как же! Не раз и не два, я бывал в плену этой страсти. Один голос мне говорил: «Хватит, остановись!» Другой перечил: «Давай, еще! Режь!». Кончалось все тем, что меня уводили силой с этой «поляны чудес», и я бросая прощальный взгляд, шептал: «Я еще к вам вернусь!».
Но есть, и вторая сторона медали. А что потом, делать с этим вашим, незапланированным урожаем. Ваши домашние уже и не рады сюрпризу, свалившемуся как ком с горы, прошли те первые бурные эмоции, когда вас встречали, как героя с поля битвы. Теперь, кривясь и морщась, поглядывают в вашу сторонку, и продолжают лихорадочно, уже и после полуночи, чистить, мыть, резать и крошить, сортировать вашу добычу. Вся кухня заставлена посудой, тазиками, кастрюлями, этакий мини конвейер в китайском ресторанчике.
Но когда зимними долгими вечерами, потягивая свой глинтвейн, и уткнувшись в телеящик, развлекая себя переключением каналов, вы наткнетесь на передачу про еду, непременно там в рецепте, будут присутствовать грибы. И вы вспомните, что эти самые боровички, опята или грузди, лежат и в ваших заветных закромах. Вспомните и переживете вновь, все те прекрасные моменты, и будете ждать нового удобного случая, на будущий год, повторить свои героические подвиги, на тихой охоте!

Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

ГДЗ по Русскому языку за 8 класс Шмелев А.Д., Флоренская Э.А. ФГОС

авторы: Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Кустова Г.И., Савчук Л.О., Шмелева Е.Я..

Издательство: Вентана-граф 2016 год.

Несмотря на то, что многие это отрицают, оценки играют решающую роль и определяют дальнейшую жизнь человека. Хотя есть родители, которые говорят, что им не важны отметки, а главное – моральное и физическое здоровье ребенка, они немного лукавят. Не удивительно, ведь все хотят видеть успех своих детей, чтобы они были намного лучше своих сверстников во всех аспектах. Чтобы это действительно было так, за отметками стоит наблюдать с первого класса.

Несмотря на распространенное мнение о том, что аттестат ни на что не влияет, это заблуждение. Так, если обратиться к статистике, то можно на ярких примерах убедиться, что ученик, являющийся отличником, имеет более высокие шансы получить максимальные баллы на единых государственных экзаменах. Такой школьник обязательно поступит в престижный университет, который откроет множество дверей и позволит построить карьеру. Кроме того, о необходимости следить за успеваемостью заявляют и психологи. Они уверены, что подобная система дисциплинирует, заставляет проявлять серьезность и существенно помогает в выработке сильного характера.

Чтобы добиться такой позиции, необходимо усердно заниматься. Так, нельзя пропускать ни один урок. Нужно выполнять любое упражнение, решать тесты и проверочные работы. При таком раскладе контрольные работы не будут страшны, а рабочая программа не вызовет вопросов. Однако даже в этом случае у любого учащегося могут возникнуть проблемы, которые тут же нужно устранить. Связано это и с такой дисциплиной как русский язык. Несмотря на кажущуюся простоту, он требует предельной внимательности к деталям. Более того, на нем следует сделать упор, поскольку ни один ВУЗ или колледж не примет к себе абитуриента с низкими баллами по предмету.

Поэтому многие советуют воспользоваться ГДЗ. Решебник содержит в себе правильные ответы на любой номер, а также решение заданий. Найти его, в том числе и Шмелев А.Д. ФГОС за 8 класс можно у нас в режиме онлайн. Все материалы, предоставленные на сайте, находятся в общем доступе.

ГДЗ к рабочей тетради по русскому языку за 8 класс Шапиро Н.А. можно посмотреть тут.

ГДЗ к рабочей тетради Правописание.Культура речи по русскому языку за 8 класс Флоренская Э.А. можно посмотреть тут.

Конспект урока на тему «Обучающее изложение»(8 класс)

Конспект урока по русскому языку

Урок развития речи – 2 ч.

Тип урока : урок развития речи. (Обучающее изложение с творческим заданием).

Обучающие: закрепить знания учащихся о публицистическом стиле, его особенностях; продолжить работу над умением составлять сложный план, систематизировать и закрепить знания по орфографии, словообразованию и пунктуации.

Развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умение логически и последовательно излагать содержание услышанного, отрабатывать умение пользоваться орфографическим словарем.

Воспитательные: формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету, прививать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: компьютер, проектор

1. Организационный момент.

2. Предварительные упражнения(Запись слов под диктовку и на доске):

богатое воображение, пассивной доход, управлять процессом, будущее планеты, заманчивая перспектива, исполин своего времени, исполнение желаний.

— Определить тип подчинительной связи в словосочетаниях, дополнить своим примером отсутствующий тип связи

3. Первичное чтение текста.

Особой формой воображения является мечта. Так же как и творческое воображение, мечта — это самостоятельное создание новых образов, это процесс воображения, направле нн ый на будущее и притом желаемое будущее.

Не правильно понимать мечту как результат па сс ивной, не произвольной игры воображения. Бывают, конечно, и такие мечты, которые их нередко называют «грёзами», но они образуют лишь низшую ступень этой формы воображения. На более высоких ступенях мечта становится активным, произвольным, сознательным процессом. Потому ценность мечты определяется, главным образом , тем, в каком отношении находится она к деятельности человека.

Мечта и полёт фантазии являются могучим толчком к деятельности. Мечтая, человек глядит вперёд, в будущее, и в своих мечтах видит как бы програ мм у буд ущ ей деятельности, её перспективы. Его желания и стремления, воплощаясь в образах мечты, становятся более сильными и действенными. Совершенно иной характер имеет мечта, когда она выступает для человека как замена деятельности, когда человек мечтает, вместо того чтобы действовать, когда он уходит в мечту от жизни. Такие люди, мечтая, глядят не вперёд , а в сторону. Они находят в мечтах воображаемое исполнение своих желаний, и это избавляет их от необходимости бороться за действительное исполнение этих желаний. Таких людей называют «пустыми мечтателями». (183 слов)

Читайте также:  Банды новиграда или охота за младшим

Перечислите орфографические и пунктуационные правила, встречающиеся в изложенном вами тексте, приведите по 1 примеру на правило.

3. Вопросы после 1 – го прочтения текста.

— Стиль и тип текста?

— Как проявляются в содержании и языке текста особенности стиля?

— На какие части делится текс? (микротемы)

— Какими лексическими и грамматическими средствами связаны между собой его части и предложения внутри них?

Задание. – Озаглавить части текста, составить сложный план.( Работа с черновиком, опорные слова).

Роль мечты, или «пустые мечтатели».

1. Прослушивание примерного плана, корректировка (по необходимости). Запись плана на доске – для слабоуспевающих.

2. Повторное чтение текста.

Работа с черновиком. Дополнения. Работа с орфографическим словарем.

3. Написание изложения с элементами сочинения – рассуждения.

Тексты изложений с элементами сочинения (7-8 класс)

ПОДСПОРЬЕ

Изложения с элементами сочинения

Вашему вниманию предлагаются тексты изложений с элементами сочинения, в основу которых легли рассказы А.П. Чехова.
Одновременно этот материал может быть использован на уроках русского языка для закрепления сложнейших тем по синтаксису и пунктуации. Виды работ можно разнообразить: объяснительный, свободный и контрольный диктанты, все виды грамматического разбора, составление схем предложений.
Класс, в котором дается тот или иной отрывок, определяет сам учитель.

1. В БОЛЬНИЦЕ
(По рассказу А.П. Чехова «Беглец»)

До чтения текста объясните детям, что во времена А.П. Чехова говорили доктор , а не врач, фельдшер, фельдшерица (запишите на доске), а не медсестра .

Сначала Пашка шел с матерью под дождем по скошенному полю, потом по лесным тропинкам, шел до тех пор, пока не рассвело. Потом он два часа стоял в темных сенях и ждал, когда отопрут дверь. Но вот дверь распахнулась, и Пашка с матерью вошли в приемную больницы.

Доктор осмотрел его больной локоть, подавил, вздохнул и стал ругать мать за то, что вовремя не привела сына в больницу и что сустав теперь надо оперировать. Он стал уговаривать Пашку остаться в больнице, обещая показать живую лисицу и поехать на ярмарку леденцы покупать. Доктор, по-видимому, был веселый и покладистый малый, и Пашка захотел уважить его, тем более что он отродясь не бывал на ярмарке и охотно бы поглядел на живую лисицу. Не успел он открыть рта, как фельдшерица уже вела его вверх по лестнице. Больше всего Пашке понравилась кровать, на которую его посадили, и серое шершавое одеяло. Он потрогал руками подушку и одеяло, оглядел палату и решил, что доктору живется очень недурно.

В палату вошла сиделка, держа в руках две оловянные миски, ложки и два куска хлеба. Взглянув в миску, Пашка увидел жирные щи, а в щах кусок мяса , и опять подумал, что доктору живется недурно. Долго он ел щи, потом принялся за мясо, стараясь есть его возможно дольше, но старания его ни к чему не привели: скоро исчезло и мясо. Остался только кусок хлеба. Невкусно есть один хлеб, но делать было нечего. Пашка подумал и съел хлеб.

Потом Пашка сел на кровать и стал дожидаться доктора, чтобы идти с ним ловить чижей или ехать на ярмарку. Но доктор не шел. В ожидании доктора Пашка осматривал своего соседа-старика. Старик не переставал кашлять ; кашель у него был протяжный, скрипучий.

За окнами посинело, в палатах зажглись огни, а доктор не показывался. Было уже поздно ехать на ярмарку и ловить чижей.

Его разбудил шорох. В соседней палате при тусклом свете ночника Пашка увидел три фигуры, которые несли кого-то за руки и за ноги. В груди спящего старика раздавался свист и разноголосое пение. Пашке стало страшно, и он бросился, не разбирая дверей, в соседние палаты, оттуда в коридор, из коридора побежал вниз. Пахнул холодный ветер, и Пашка, спотыкаясь, выбежал во двор. Он побежал с крыльца прямо вперед, обогнул сарай и наткнулся на кусты; постояв немного, Пашка бросился назад к больнице, обежал ее и опять остановился в нерешительности: за больничным корпусом белели могильные кресты.

Обезумевший от страха Пашка увидел одно освещенное окно, а рядом с окном крыльцо. Пашка взбежал по ступеням, и острая, захватывающая радость вдруг овладела им. В окно Пашка увидел веселого, покладистого доктора. Смеясь от счастья, он протянул к знакомому лицу руки, хотел крикнуть, но неведомая сила сжала его дыхание и ударила по ногам; мальчик покачнулся и без чувств повалился на ступени.

Когда Пашка пришел в себя, было уже светло, и очень знакомый голос, обещавший вчера ярмарку и лисицу, говорил возле него: «Ну и дурак, Пашка! Бить бы тебя, да некому».

После первого чтения анализируем текст по вопросам.

1. Докажите, что доктор был хорошим человеком . (Все его слова – неправда, но главное для него – уговорить ребенка остаться первый раз в жизни без матери, в больнице. Ласковый тон разговора и необидная брань.)

2. Почему мать вовремя не привела сына в больницу? (От собственной темноты, необразованности; матери некогда ходить по больницам.) Докажите, что путь в больницу был очень долгим. (Вышли ночью, шли, пока не рассвело, по полю, потом по лесу; два часа стояли в темных сенях.)

3. Чего же так испугался Пашка в лечебнице? (Покойника – он никогда их не видел; страшных, непривычных звуков, которые издавал старик сосед; позже могильных крестов.)

После второго чтения учащиеся пишут изложение . Написав изложение, они выполняют одно из заданий (по желанию или по вариантам).

1. Докажите, что дома Пашке жилось несладко . (Дома такая нужда, что Пашке понравилась и кровать – дома он спал на полатях? полу? – и шершавое одеяло, и подушка: дома и этого не было.

Дома Пашка питался совсем плохо. Он никогда не ел досыта даже хлеба, восторг у него вызвали щи с мясом. Он никогда не был на ярмарке, редко чувствовал любовь и ласку, иначе почему Пашке так понравился добрый доктор?)

2. Докажите, что А.П. Чехов прекрасно понимает психологию маленького мальчика . (Пашка, как всякий ребенок, доверчив, поэтому верит словам доктора, тем более что этот доктор ему очень понравился. Все, что видит Пашка в больнице, ему кажется необыкновенным, так как ничего этого не было у него дома. Пашка безумно испугался покойника, необычных звуков в палате, а на улице – могильных крестов. Переживания ребенка так сильны, что только что перенесенный ужас и острая, захватывающая радость от новой встречи с хорошим доктором привели его в состояние шока (потери сознания). Взрослый человек так остро на все не реагирует.)

(Вместо изложения учитель может использовать любую часть текста в качестве контрольного диктанта.)

2. ЗАБЛУДИЛАСЬ
(Изложение с элементами сочинения по рассказу А.П. Чехова «Каштанка»)

Перед чтением текста, опираясь на знания детей, объясните значение слов: столяр, верстак, вытянуться во фрунт, заказчики, (хватать за) икры, такса, каучук, конка, сделать под козырек, калоши.

Молодая рыжая собака бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимала то одну озябшую лапу, то другую, стараясь дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась? День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и позвал Каштанку идти вместе с ним. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно далеко. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя ужасно неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем под колеса конки, гонялась за собаками.

Вдруг заиграла музыка. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Не вынося музыки, которая расстраивала ее нервы, она заметалась и завыла. К великому ее удивлению, столяр, вместо того(,) чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек. Каштанка еще громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар. Когда она опомнилась, столяра уже не было. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. Она стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острой каучуковой вонью, так что ничего нельзя было разобрать.

По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики. (Все человечество Каштанка делила на очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не обращали на нее никакого внимания.

Читайте также:  Рации roger для охоты

Каштанкой овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Дневное путешествие утомило ее, уши и лапы у нее озябли, и к тому же она была ужасно голодна.

Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову, она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту.

Вопросы после первого чтения.

1. Что говорит о том, что события происходили очень давно, в конце XIX века? (Конка – железнодорожный вагон, запряженный лошадью, ходивший по рельсам, предшественник трамвая; извозчики; мастера носили заказчикам готовые изделия на дом.)

2. Почему у хозяина и собаки было такое разное отношение к музыке? (У собак очень тонкий слух, у человека гораздо хуже. У Луки Александрыча с музыкой связаны приятные воспоминания.)

3. В какие моменты Чехов описывает жизнь с точки зрения не человека, а собаки? (Каштанка все человечество делит на хозяев и заказчиков, путая эти понятия; человек в резиновых калошах для нее – «негодяй»; хозяин, услышав музыку, «не испугался, не завизжал и не залаял».) Зачем автор так делает? (Прием очеловечивания животных – об этом далее; элемент юмора.)

4. Докажите, что автор очень хорошо знает повадки собак, не раз за ними наблюдал, у него самого были собаки . (Каштанка от радости «прыгала, бросалась с лаем под колеса»; «стала обнюхивать тротуар».)

5. Объясните правописание отчества. Александрович – литературное, правильное; Александрыч – просторечное, как у Чехова, неправильное. Зачем так делает автор?

После повторного чтения учащиеся пишут изложение , а после его написания отвечают письменно на вопросы:

Какие действия, мысли и чувства человека А.П. Чехов приписывает собаке? Зачем?

( Каштанка беспокойно оглядывалась; плакала; старалась дать себе отчет; вела себя неприлично; музыка расстраивала ей нервы; она удивлялась; Каштанкой овладели отчаяние и ужас; путешествие с хозяином утомило ее; она в изнеможении погрузилась в дремоту .

Это прием очеловечивания животного (прием антропоморфизма), желание показать все ощущения, переживания собаки, передать ее состояние как бы «изнутри», чтобы вызвать в читателе теплые чувства к животному, сделать читателя добрее, гуманнее.)

3. СОБЫТИЕ
(По одноименному рассказу А.П. Чехова)

Перед чтением рассказа объясните слова: гербовая бумага (бумага с гербом, обычно на ней печатают тексты государственной важности).

Утро. Ваня, мальчик лет шести, и его сестра Нина, четырехлетняя девочка, просыпаются и через решетки кроваток глядят сердито друг на друга.
Они проснулись не в духе. В это время из гостиной доносится голос мамы:
– Не забудьте дать кошке молоко, у нее теперь котята!
Ваня и Нина разом вскакивают, прыгают с кроваток и, оглашая воздух пронзительным визгом, бегут босиком, в одних рубашонках в кухню.
– Кошка ощенилась! – кричат они.

В кухне из ящика выглядывает кошка. Дети садятся на корточки и, не шевелясь, притаив дыхание, глядят на кошку. В глазах обоих светится самая искренняя радость. Нина, заливаясь веселым смехом, замечает, какие котята маленькие и похожи на «мышов». Ваня, насчитав три котенка, решает, что один котенок останется дома при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой поедет на дачу, третий будет жить в погребе, где очень много крыс. Потом дети кладут котят в подолы рубах и бегут в комнаты. Мать сидит в гостиной с каким-то незнакомым господином. Увидев детей, неумытых, неодетых, с задранными вверх подолами, она конфузится и делает строгие глаза. Дети не замечают ни рассерженного взгляда матери, ни присутствия чужого человека. Когда немного погодя детей тащат в детскую, одевают их и поят чаем, они полны страстного желания поскорей отделаться от прозаических повинностей и опять бежать в кухню.

Нина и Ваня долго решают, кому быть отцом котят. Выбор их падает на большую темно-красную лошадь с оторванным хвостом. Радость детей не имеет пределов, но приходится переживать и тяжелые, мучительные минуты.

Перед самым обедом Ваня сидит в кабинете отца, а около лампы на гербовой бумаге ворочается котенок. Вдруг точно из-под земли появляется отец. К великому удивлению Вани, он, вместо того(,) чтобы прийти в восхищение и обрадоваться, дергает сына за ухо и требует убрать эту гадость.

За обедом тоже скандал. Под фартучком у Нины находят котенка и требуют выбросить его на помойку. Дети начинают плакать и умоляют пощадить котят. Отец соглашается, но с условием, чтобы дети не смели трогать котят. Запрещение ходить в кухню повергло детей в уныние. Они отказываются от сладостей, капризничают и грубят матери.

Вечером приходит дядя Петя, приходит не один, а вместе с Неро, большим черным псом. Все садятся за стол пить чай, но в этот момент Степан, лакей в доме, со смехом объявляет, что Нера котят съела. Нина и Ваня бледнеют и с ужасом глядят на Степана. Детям кажется, что все люди в доме всполошатся и набросятся на злодея Неро. Но они сидят спокойно на своих местах и смеются. Обеспокоена одна только кошка. Вытянув свой хвост, она подозрительно поглядывает на детей и жалобно мяукает.

Ваня и Нина ложатся спать, плачут и долго думают об обиженной кошке и жестоком, наглом Неро.

После второго чтения учащиеся пишут изложение . Сильные ученики пишут сочинение на одну из тем:

1. Почему свой рассказ А.П. Чехов назвал «Событие»? Или: Какой урок жестокости преподнесли взрослые детям в рассказе А.П. Чехова «Событие»?

Примерные сочинения учащихся

(Важнейшее событие в сознании детей произошло в одноименном рассказе А.П. Чехова. Родились котята! Появились на свет маленькие живые существа, с которыми можно поиграть, которых можно покормить, позаботиться о них! Они так не похожи на надоевшие неживые игрушки: маленькие, слепые и только ползают. Дети обдумывают будущее котят (одного – на дачу, другого – матери кошке, а третьего – крыс ловить), даже находят котятам отца.

Поэтому детям трудно понять неудовольствие родителей, которые называют котят гадостью и отправляют их на кухню. (Хорошо, что не на помойку!) Дети, оставшись без котят, мучаются, плачут, отказываются от сладкого и даже грубят. Родители не понимают, что творится с их чадами.

Известие о том, что котят съела собака, повергло малышей в шок. Они в ужасе! Дети не понимают взрослых, которые так спокойны и даже смеются. Малыши ненавидят эту жестокую и наглую собаку, а ложась спать, плачут и никак не могут заснуть.

Первый урок жестокости дети уже получили. Едва ли после этого они будут добрее, будут любить и жалеть животных. Отношение детей к взрослым, даже родителям, тоже не станет теплее, пока не забудется это событие.)

2. Юмор в рассказе А.П. Чехова «Событие». Или: Изображение детей в рассказе А.П. Чехова.

Примерные сочинения учащихся

(Маленькие дети наивны и забавны; все события они воспринимают не так, как взрослые. А.П. Чехов прекрасно об этом знал. Юмор рассказа – в описании необычного поведения малышей, их реакции на все и в языке.

Рождение котят для шестилетнего Вани и четырехлетней Нины – великое событие. Они мгновенно забывают о своем плохом настроении, вскакивают с кроваток, пронзительно визжат, совершенно забыв о том, что они босиком, в одних рубашонках.

При этом дети никого не слышат и не видят: ни рассерженного взгляда матери, ни присутствия постороннего человека.

Игры малышей с котятами смешны, а иногда и жестоки. Дети не брезгуют этими маленькими, слепыми и беспомощными существами: они сажают их к себе в подол, кладут на ковер, прячут в своей одежде, сажают на стол, где лежат папины важные бумаги. Дети уносят котят от кошки, не понимая, что делать этого нельзя. Дети не только ведут себя забавно, но даже и мыслят по-детски, наивно: кто отец котят, они не знают, но без отца нельзя; тогда пусть отцом будет темно-красная лошадь с оторванным хвостом. Ваня обдумывает будущее котят: одного котенка дети возьмут с собой на дачу. Другой будет ловить крыс, а третий останется с матерью. А как говорят дети! Кошка у них «ощенилась», а котята похожи на «мышов». Как всегда, любой рассказ А.П. Чехова – это сочетание юмора и серьезной, глубокой мысли.)

4. ВОЛЧАТА
(По рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)

Предварительно дайте детям задание прочитать рассказ А.П. Чехова «Белолобый», а в классе спросите, почему щенок по кличке Белолобый бежал за волчихой в лес, в ее логово.

Уже светало, и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было отчетливо видно каждую осинку и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи, обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка.

«Зачем он бежит за мной? – думала волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы я его съела».

Она жила с волчатами в неглубокой яме. Теперь на дне ее были старые листья и мох, тут же валялись кости и бычьи рога, которыми играли волчата. Они уже проснулись(,) и все трое, очень похожие друг на друга, стояли рядом на краю своей ямы и, глядя на возвращающуюся мать, помахивали хвостами. Увидев их, Белолобый остановился поодаль и долго смотрел на них; заметив, что они тоже внимательно смотрят на него, он стал лаять на них сердито, как на чужих.

Волчата сосали свою мать, пихая ее лапами в тощий живот, а она в это время грызла лошадиную кость, белую и сухую; ее мучил голод, голова разболелась от собачьего лая, и ей хотелось броситься на непрошеного гостя и разорвать его.

Читайте также:  Мне нечего не охота

Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам. Волчата замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже ударил его лапой по голове. Щенок встал к нему боком и посмотрел на него искоса, помахивая хвостом, потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по насту. Волчата погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроем напали на него и, визжа от восторга, стали кусать его, но не больно, а в шутку. Стало шумно и весело. Солнце припекало уже по-весеннему; и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.

Обыкновенно волчихи приучают своих детей к охоте, давая им поиграть добычей; и теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчиха думала: «Пускай приучаются».

Наигравшись, волчата пошли в яму и легли спать. Белолобый повыл немного с голоду, потом также растянулся на солнышке. А проснувшись, они опять стали играть.

Вопросы после первого чтения:

1. Почему щенок и волчата бегали по снегу, не проваливаясь? Что такое наст?

2. Докажите, что события происходят в самой глухой части леса (описание логова волчицы, тетеревов). О каких же тогда петухах говорится? (Тетерева мужского пола.) Какого они цвета? (Казались изумрудными, т.е. темно-зеленого цвета.)

После повторного чтения учащиеся пишут изложение , в конце его отвечают на вопросы:

Чем нас трогает поведение волчихи, волчат и щенка? Зачем это делает автор?

(Волчиха испытывает все ощущения человека: она досадует, думает, у нее разболелась голова. А щенок и волчата ведут себя как дети: они играют, им весело, они наивны и доверчивы. Подобные описания помогают нам понять «переживания» животных, а потому сочувственно к ним относиться. Такие рассказы делают нас добрее, гуманнее.

(Этот текст можно использовать и в качестве диктанта.)

5. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
(По рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)

Вспомните, почему щенок по кличке Белолобый оказался в лесу, в логове волчихи.
Перед чтением городским детям объясните значение слов:
зимовье – зимнее жилище человека и животных;
хлев – помещение для скота;
слега – толстая жердь.

Весь день и вечером волчиха вспоминала, как прошлой ночью в хлеву блеял ягненок и как пахло овечьим молоком, и от аппетита она все щелкала зубами и не переставала грызть с жадностью старую кость, воображая себе, что это ягненок. Волчата сосали мать. А щенок, который тоже хотел есть, бегал кругом и обнюхивал снег.

«Съем-ка я его», – решила волчиха. Она подошла к нему, а он лизнул ее в морду и заскулил, думая, что она хочет играть с ним. В былое время она едала собак, но от этого щенка сильно пахло псиной, и(,) по слабости здоровья(,) она уже не терпела этого запаха; ей стало противно, и она пошла прочь.

К ночи похолодало. Белолобый соскучился и пошел домой.

Когда волчата крепко уснули, волчиха опять отправилась на охоту. Она бежала в стороне от дороги по насту. Вдруг далеко впереди на дороге замелькало что-то темное. Она напрягла зрение и слух: не барсук ли? Она осторожно, чуть дыша, обогнала темное пятно, оглянулась на него и узнала. Это не спеша, шагом возвращался к себе в зимовье щенок с белым лбом. Волчиха быстро побежала вперед.

Но зимовье было уже близко. Она опять взобралась на хлев по сугробу. Вчерашняя дыра была уже заделана соломой, и по крыше протянулись две новые слеги. Волчиха стала быстро работать ногами и мордой, оглядываясь, не идет ли щенок, но едва пахнуло на нее теплым паром и запахом навоза, как сзади послышался радостный, заливистый лай. Это был щенок. Он прыгнул к волчихе на крышу, потом в дыру, и, почувствовав себя дома, в тепле, узнав своих овец, залаял еще громче. Арапка, мать Белолобого, проснулась под сараем и, почуяв волка, завыла, закудахтали куры, и когда на крыльце показался сторож Игнат со своей одностволкой, то перепуганная волчиха была уже далеко от зимовья.

Сторож спустил курок – ружье дало осечку. И только в третий раз громадный огненный сноп вылетел из ствола. Взявши в одну руку ружье, а в другую топор, Игнат пошел посмотреть, отчего шум.

Немного погодя он вернулся в избу и объяснил, что Белолобый повадился с овцами спать(,) в тепле, а выйти норовил не в дверь, а в крышу.

Утром Игнат подозвал к себе щенка, больно оттрепал его за уши и потом, наказывая его хворостиной, все приговаривал:

– Ходи в дверь! Ходи в дверь! Ходи в дверь!

Запишите на доске слова: взобралась, оттрепал .

Дополнительные задания после повторного чтения (по желанию или по вариантам).

1. Чем нас так трогает поведение волчихи и щенка? (Ответ см. ранее.)

2. В чем проявилось мастерство Чехова в этом рассказе? (Сумел точно изобразить поведение животных; прием антропоморфизма; юмор; точное и одновременно художественное описание природы.)

(Этот текст можно использовать и в качестве диктанта.)

6. ЛЕДОХОД
(Изложение с элементами сочинения по рассказу А.П. Чехова. Сочинение на эту же тему.)

Перед изложением дайте задание понаблюдать ледоход. Можно дать план (см. ниже), по которому учащиеся составляют устный рассказ.
Бык – промежуточная опора моста.
Ряса – верхняя длинная одежда с широкими рукавами у православного духовенства.

– Лед тронулся! – слышны звуки среди ясного весеннего дня.
– Ребята, лед идет.

Лед трогается аккуратно каждую весну, но тем не менее ледоход всегда составляет событие и злобу дня. Заслышав крики, вы, если живете в городе, бежите к мосту, причем на лице у вас такое серьезное выражение, как будто бы на мосту совершается убийство или грабеж. Такое же выражение и у мальчишек, которые бегут мимо вас, и у извозчиков, и у торговок.

На мосту уже собралась публика. Тут гимназисты с ранцами, две-три рясы, черномазый мальчишка, держащий за уши только что сшитые сапоги, солдатки. Все, свесившись через перила, молчат, не двигаются и вопросительно глядят вниз на реку. Вы тоже глядите на реку и – какое разочарование! – вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на очень отдаленный гром. Вместо чудовищной ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки изрыта и взбудоражена, точно по ней прошелся великан пахарь и тронул ее своим громадным плугом.

Воды не видно ни капли, а только лед, лед и лед. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова, и кажется, что мост вместе с вами куда-то уходит. Тяжелый мост мчится вдоль реки вместе с берегами и рассекает своими быками груды льда. Вот одна большая льдина, упершись о бык, долго не пускает мост бежать от нее, но вдруг, как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но, не выдержав своей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страшную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, обратятся в ничто.

Скоро холмы начинают редеть, и между льдинами показывается темная, стремительно бегущая вода. Теперь обман исчезает, и вы начинаете видеть, что двигается не мост, а река.

К вечеру река уже почти совсем чиста от льда; изредка попадаются на ней отставшие льдины, но их так мало, что они не мешают фонарям глядеться в воду, как в зеркало.

Анализ текста по вопросам

1. Видели ли вы когда-нибудь такой ледоход в Москве? Почему?
(Вода почти не замерзает: химические выбросы.)

2. И все-таки ледоход – это волнующее событие. Почему? (Стихийное явление, бывает редко, хочется посмотреть, «поучаствовать».)

3. Почему Чехов так подробно описывает участников этого зрелища? (Это явление интересно для всех – гимназистов, служителей церкви, мальчишки-подмастерья, солдаток. Все серьезны, внимательны; ледоход застал их врасплох.)

4. Какими органами чувств человек воспринимает ледоход? (Слухом – шум, как гром; зрением – неподвижные груды льда, отдельные льдинки.)

5. Какое необычное ощущение описывает А.П. Чехов?
(Кружится голова; мост мчится вместе с берегами.)

6. Какие сравнения использует автор в этом отрывке? (Льдина бежит как живая, словно хочет проститься, фонари глядятся в воду, как в зеркало; великан пахарь.)

7. От какого лица написан текст? (Безличная форма, хотя употребляется местоимение вы , не имеющее конкретного значения.)

А почему Чехов не использует форму личного местоимения я ? (Более принята форма авторской скромности: мы, вы или он, они , тем более что участником подобного события может быть любой.)

1-й вариант. Опишите ледоход, используя текст и свои собственные наблюдения. Или:

2-й вариант. Опишите ледоход на основе собственных впечатлений.

1. Ледоход как событие.
2. Участники этого зрелища.
3. Поведение отдельных льдин.
4. Описание воды.
5. Личные чувства и ощущения.

Оцените статью
Adblock
detector