Выборочные изложения для 8–9-х классов
Текст 1. Там, где жил Паустовский
С Тарусой связаны многие страницы жизни и деятельности Константина Георгиевича Паустовского. Дом, в котором он жил, одноэтажный, аккуратно рубленный, с голубыми стенами, недалеко от центра города, в тупике коротенькой улицы, возле берегов Тарусы при впадении ее в Оку. Дом обычный для Тарусы. Крохотный дворик, заросший зеленью, клумба с цветами, фруктовый сад, застекленная беседка у самого берега, круто спускающегося к реке. В беседке Константин Георгиевич любил работать. В ней уютно, тихо. Только чуть слышно, как журчит вода на каменистых перекатах.
Здесь, над береговым обрывом, жил писатель подолгу, если не уезжал за границу или на юг. Отсюда ранним утром уходил он на рыбалку. Рыбная ловля была для писателя не только приятным отдыхом. В эти часы у него рождались новые мысли и темы. В окрестностях Тарусы писатель нашел то, что он любил больше всего, к чему тянулся душой: простую, милую сердцу среднерусскую природу. О Тарусе он отзывался восторженно, как о любимом месте на земле.
В доме скромно и просто. Никакой роскоши, только необходимое. Самое интересное здесь – рабочий кабинет писателя с окном в сад. Окно большое, обращенное к реке, к полям. В кабинете никакой покраски, запах дерева, много света. При жизни писателя здесь всегда были цветы. Со стен глядели на него портреты друзей его сердца, властителей его дум: Блока, Бунина, Чехова.
(М.Ростовцев)
(207 слов)
Задание. Письменно ответьте на один из вопросов.
1. Какие произведения К.Паустовского вы читали? 2. Опишите дом К.Паустовского в Тарусе. Каково убранство дома, кабинета? Почему К.Паустовский любил этот дом?
Текст 2. Там, где жил Пушкин
В пушкинском заповеднике три огромных парка: Михайловский, Тригорский и Петровский. Все они отличаются друг от друга.
Тригорский парк пропитан солнцем. Такое впечатление остается от него даже в пасмурные дни. Свет лежит золотыми полянами на веселой траве, зелени лип, обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина.
Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах под черными шатрами листьев. Он полон Пушкиным и Языковым.
Михайловский парк – приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в столетние и пустынные леса.
Главная прелесть Михайловского парка – в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его крыльцо.
Петровский парк хорошо виден из Михайловского. Он черен, сыр, зарос лопухами, в него входишь как в погреб. В лопухах пасутся стреноженные лошади. На вершинах темных деревьев гнездятся хриплые галки.
Я вспоминаю леса, озера, парки и небо. Это почти единственное, что уцелело здесь от пушкинских времен. Здешняя природа не тронута никем. Ее очень берегут. Когда понадобилось провести в заповедник электричество, то провода решили вести под землей, чтобы не ставить столбов. Столбы сразу бы разрушили пушкинское очарование этих пустынных мест.
(К.Паустовский)
(206 слов)
Задание. Напишите выборочное изложение – описание одного из парков.
Текст 3. Елена Андреевна
Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно, Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал словом и делом, когда это было необходимо. «Милый и добрый брат!» – так неизменно начинал он свои письма к Федору. Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери.
Елена Андреевна была удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной женщиной. Она – полная противоположность своему мужу, который был человеком грубым и ограниченным.
Все женщины, когда не было дома барина, шли к Елене Андреевне за советами, лекарством. Она с каждой крестьянкой поговорит, поможет решить любую проблему.
Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепиано. Некрасов писал, что она была певицей с удивительным голосом. Ей приходилось предпринимать почти героические усилия, чтобы оградить детей от дурного влияния отца-деспота.
Маленький Николай был горячо привязан к матери. Елена Андреевна стала и первой ценительницей его ранних стихов. Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. Она посоветовала ему поступить в университет. Елена Андреевна считала, что образованность приобретается именно в университете, а не в специальных школах, куда его намеревался определить отец.
На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. В своих стихах он запечатлел ее образ. Он замечает печальный ее взор, тихий шаг, бледную руку, ласкающую его. О ней писал поэт в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», незаконченной поэме «Мать». С нежностью говорил о маме: «Ангел, ангел она у меня была. Все, что есть хорошего во мне, от нее».
Задание. Напишите выборочное изложение о матери известного русского поэта Н.Некрасова.
Текст 4. Грибная пора
Грибов в хвойнике было изобилие. Громадные белые прятались в болотистой траве, а подосиновики, пренебрегая материнским деревом, хоронили под игольником свои красные шляпки. Грузди, волнушки, лозянки и свинухи не росли разве что на ветвях деревьев, стволы понизу они хорошо обжили.
В неразборчивой жадности грибники набили до отказа все имевшиеся емкости чем попало. Они кидались на старые свинушки и разламывающиеся в руках, черные, как сажа, изжившие свой век грузди, и белые с губчатым изжелта-зеленым исподом, и сыроежки с белесо-серыми шляпками, которые вообще не рекомендуется брать, и рыжики с легкой червоточинкой, и даже ложные белые, если уж очень хорошо притворились. Их выкинуть всегда успеется. Теперь пришлось устроить безжалостную ревизию всему сбору. Оставили меньше половины, обрезали ножки и принялись за работу по-новому. Строжайший отбор. В корзину идут только молоденькие и крепкие.
От свинух и сыроежек отказаться, черные грузди брать лишь с белой, чистой изнанкой. И опять пошел самозабвенный рыск. Мелькали ножи, подушечки пальцев обрастали темной несдираемой грибной клейковиной, похожей на вар, деревенели поясницы, тяжелели корзины, оттягивая руки, пока вновь не наполнились через край. В ход пошли полиэтиленовые мешки.
В общем радостном деле забывалась рознь, все сложности, омрачавшие жизнь, казались маленькими и не важными перед Его Величеством Грибом.
(По Ю.Нагибину)
(197 слов)
Задание. Напишите изложение о грибном изобилии и грибниках.
Подберите синонимы к слову изобилие.
Выпишите из текста все однокоренные слова существительного гриб.
Текст 5. Первое свидание
В те годы семья Чеховых жила на Садовой, в Кудрине, небольшом красном уютном домике, какие, кажется, можно встретить только еще в Москве. Это был каменный особнячок, примыкавший к большому дому, но сам составлявший одну квартиру в два этажа. Внизу меня встретили сестра Чехова и младший брат, Михаил Павлович, тогда еще студент. А через несколько минут по лестнице сверху спустился и Антон Павлович.
Передо мною был молодой и еще более моложавый на вид человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим еще характерных юношеских очертаний. В этом лице было что-то своеобразное, что я не мог определить сразу и что впоследствии, по-моему, очень метко, определила моя жена, тоже познакомившаяся с Чеховым. По ее мнению, в лице Чехова, несмотря на его несомненную интеллигентность, была какая-то складка, напоминавшая простодушного деревенского парня. И это было особенно привлекательно. Даже глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью. Простота всех движений, приемов и речи была господствующей чертой во всей его фигуре, как и в его писаниях. Вообще в это первое свидание Чехов произвел на меня впечатление человека глубоко жизнерадостного. Казалось, из глаз его струится неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которым были переполнены его рассказы. И вместе угадывалось что-то более глубокое, чему еще предстоит развернуться, и развернуться в хорошую сторону.
(В.Короленко)
(214 слов)
Задание. Напишите выборочное изложение на тему «Антон Павлович Чехов».
Что во внешности Антона Чехова показалось В.Короленко особенно привлекательным?
Текст 6. Царица лета
По улицам города, по его бульварам разлит удивительный аромат. Подует ветерок, чуть колыхнет зеленые кроны – и сильнее ударит волной медовой свежести. Подошла душистая пора, когда цветут липы, указывая на незаметно подступивший разгар лета.
Липа – древнейшая спутница города. Целые города выросли под липами с нареченными в ее честь именами – Липецк, Лиепая, Лейпциг. А сколько в России деревень Подлипки!
Об этом дереве много преданий, сказок, легенд. Липа вековая, равнодушная к бегу времени, недоверчивая даже к приходу весны, – древний поэтический образ славян, символ мира и покоя.
Липа – целая лесная аптека. Народная мудрость сумела разгадать многочисленные лечебные тайны этого дерева. За помощью к нему обращаются при самых разных недугах: кашле, простуде, ангине, ожогах, головной боли и т.д. А липовый мед! Это кладовая различных витаминов, средство от многих болезней. Но главный носитель фармакологических свойств – липовый лист. Однако собирать и сушить его нужно умеючи, иначе и дереву навредишь, и для себя ожидаемой пользы не получишь.
Дерево это любо всем. И везде липа в почете. В городе ее стройные стволы и тенистые кроны украшают проспекты и бульвары, скверы и старые парки. Здесь липа – дерево комфорта, несущее красоту и здоровье.
Липа – одно из настоящих чудес природы.
Задание. Напишите выборочное изложение, ответив на вопрос: почему липа всегда в почете?
Я нетерпеливо желал воротиться из шумного Чурасова в тихое Багрово, в бедный наш дом; я даже соскучился по бабушке и тетушке.
Но главною причиною скуки, ясно и тогда мною понимаемою, было то, что я мало проводил времени наедине с матерью.
Я уже привык к чистосердечному излиянию всех моих мыслей и чувств в ее горячее материнское сердце, привык проверять свои впечатления ее разумным судом, привык слушать ее живые речи и находить в них необъяснимое удовольствие. В Чурасове беспрестанно нам мешали и даже отвлекали от меня внимание матери, – и много новых вопросов, сомнений и предположений, беспрестанно возникавших во мне от новых людей и предметов, оставались без окончательного решения, разъяснения, опровержения иди утверждения – это постоянно беспокоило меня.
Сестрицу я любил час от часу горячее; ее дружба очень утешала меня, но я был старше, более развит и мог только сообщать ей свои мысли, а не советоваться с ней.
Не сознаваемою мною тогда причиною скуки, вероятно, было лишение полной свободы. Я знал только один кабинет; мне не позволяли оставаться долго в детской у братца, которого я начинал очень любить, потому что у него были прекрасные черные глазки, и которого, бог знает за что, называла Прасковья Ивановна чернушкой. Кроме же кабинета и детской, только на короткое время, непременно с Евсеичем, позволяли мне побегать в столовой. Прасковьи Ивановны я не понимал; верил на слово, что она добрая, но постоянно был недоволен ее обращением со мной, с моей сестрой и братцем, которого она один раз приказала было высечь за то, что он громко плакал; хорошо, что маменька не послушалась.
Итак, весьма естественно, что я очень обрадовался, когда стали поговаривать об отъезде. Видно, Прасковья Ивановна очень полюбила мою мать, потому что несколько раз откладывала наш отъезд. «Ну что тебе там делать, в этой мурье? – говорила она. – Свекровь по тебе не стоскуется, а золовки и подавно. Я тебя ничем не стесняю, а на людях веселее». Мать и не спорила; но отец мой тихо, но в то же время настоятельно докладывал своей тетушке, что долее оставаться нельзя, что уже три почты нет писем из Багрова от сестрицы Татьяны Степановны, что матушка слаба здоровьем, хозяйством заниматься не может, что она после покойника батюшки стала совсем другая и очень скучает. Он прибавлял, что молотьба и поставка хлеба идет очень плохо и что ему нечем будет жить. Прасковья Ивановна отвечала, что все это «враки», – и не пособляла моему отцу ни одной копейкой.
Наконец мы собрались совсем, и хозяйка согласилась отпустить нас, взяв честное слово с моего отца и матери, что мы непременно приедем в исходе лета и проживем всю осень.
Объяснение слов: мурья – тесное и темное жилье, лачуга, конура; каюта под палубой парохода, судна; трюм; золовка – сестра мужа; свекровь – мать мужа; пособлять – помогать.
Задание. Озаглавьте текст, напишите выборочное изложение на тему «Жизнь в Чурасове».
Изложение для 8 класса охота
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст будет прочитан дважды.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Охота на мечту — самый интересный вид охоты. Для того чтобы стать охотником, не требуется лицензии, охота разрешена и доступна детям и престарелым, женщинам и мужчинам.
Начинающий охотник должен помнить, что успешность охоты зависит не только от сноровки охотника и проворности мечты, но еще и от количества охотников. Если одну и ту же синюю птицу ловит миллион человек, то шансов ее поймать мало. Отсюда вывод: надо охотиться на уникальную мечту, такую, какой почти ни у кого нет.
Снаряжение для охоты на мечту необходимо всегда содержать в чистоте. Говорят, синяя птица не летит в грязные руки. Чистый, незамутненный взгляд на вещи помогает разглядеть синюю птицу в синем небе, а чистые помыслы — удержать ее и даже уговорить петь в неволе. Начинающим охотникам мы рекомендуем двигаться к мечте не торопясь, но уверенно. Ваше спокойствие и настойчивость помогут мечте двинуться вам навстречу.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛЕДУЮЩИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
1. Определите тему текста.
2. Сформулируйте основную мысль.
3. Выделите основные микротемы в каждой части текста.
4. Определите способ сокращения: исключение, обобщение, упрощение.
5. Напишите сжатое изложение каждой части и свяжите их между собой.
Разные типы изложений
7–8-е классы
Ниже предлагаются тексты для изложений с творческими заданиями.
1. Сжатое изложение
Постоишь, поглядишь, послушаешь – и отправляешься утренним неспешным походом по своим владениям.
Поднимается солнце. Его ранний утренний свет неярок, желт, словно свечное пламя. В саду меж деревьев – полосы солнечного света. И вот уже маковки яблонь засветились. Спелые яблоки среди листвы горят желтизной и алостью, манят.
Пробуешь то и другое: горсть смородины, вишни.
Вишня – поздняя, и понизу ее уже всю обобрали. Осталась лишь у забора, в глушной тени, да на макушке. Переспелая, почти черная, самая сладкая, с косточковой горчинкой. Последняя, время ее прошло, больше месяца кормимся.
Первой всегда поспевает соседская вишня. Глянешь через забор – заалелась. В сортах вишни не особо я разбираюсь, различая лишь раннюю, позднюю, пресную на вкус «китайскую» ли, «войлочную» да еще «вечную», которая растет у нас давно и всех удивляет: с июля и чуть ли не до морозов ягоды на ней сияют и висят, не усыхая.
Но самая желанная, конечно, ранняя. Заалеется – и начинаешь ее щипать. Кислючая, скулы сводит, но охота после долгого ожидания.
При доброй погоде вишня спеет быстро. Вроде лишь вчера зарозовелась, а вот уже стоят деревца нарядные, глаз не отвести: по темно-зеленой листве – рдяной ли дождь, алый ли водопад, с маковки до земли. День за днем вишневые ягоды набирают сладости, призывая к себе старых и малых.
Задание. Озаглавьте текст, напишите сжатое изложение по вариантам:
I вариант – описание ранней вишни;
II вариант – описание поздней вишни.
2. Изложение с продолжением
ВСТРЕЧА С ВОЛКОМ
Из кустов, всего лишь шагах в тридцати от меня, бесшумно выскользнуло нечто серое, похожее на большую собаку, и с опущенной головой затрусило мимо меня под гору. Я не сразу узнал волка. Уж очень он был худым и облезлым. Шерсть висела клочьями. На боках проглядывали лысины.
Я встал во весь рост. Не поднимая головы, волк продолжал бежать. Он не заметил меня. Но, попав на мой след, он сразу остановился и принюхался. Потом сделал несколько шагов по моему следу в обратную сторону и, поняв, что ошибся направлением, повернулся. Не отрывая носа от земли, он подходил ко мне. Я стоял не шевелясь. Он нюхал довольно долго, наконец поднял большую лобастую голову, и мы – худой, голодный зверь и сытый любопытный человек – встретились глазами.
Мы находились друг от друга шагах в сорока, не больше.
Задание. Почему автор не сразу узнал волка?
Придумайте свое окончание текста.
Интересно ли вам узнать, как автор завершил свое произведение? Может быть, вариант, придуманный кем-то из вас, совпадает с тем, что задумал автор?
И мои глаза сказали ему многое, и прежде всего – что я не боюсь его. «Сейчас он убежит», – подумал я. Но волк продолжал стоять с поднятой головой. Он внимательно, очень внимательно смотрел на меня и, видимо, соразмерял – кто сильнее? Мне известно, что каждый зверь боится человека. Летом волк почти никогда не бросается на человека, и я не пожалел, что со мной не было оружия. Но почему он спокоен и не убегает?
Я громко крикнул. Хотелось видеть, как он с испуга бросится бежать. Но волк не двигался. Он продолжал смотреть мне в глаза. И тогда закралась мысль о защите. Он может напасть на меня. Я даже стал снимать ватник. В случае нападения накину его на голову зверя. И стисну морду и шею руками.
В ожидании борьбы по спине пробежал холодок. Поединок глазами продолжался минуту. Потом зверь повернул голову и нехотя, мелкой трусцой, побежал к кустам и скрылся в них. Волк не выдержал человеческого взгляда.
И когда опасность миновала, я почему-то разволновался, забилось сильно сердце.
3. Изложение, близкое к тексту
Однажды мне сказали, что внизу, в раздевалке, для меня лежит посылка, которую занес в школу какой-то мужик.
Дядя Ваня, конечно, наш шофер, – какой еще мужик! Наверное, дом у нас был закрыт, а ждать меня с уроков дядя Ваня не мог – вот и оставил в раздевалке. Я с трудом дотерпел до конца занятий и кинулся вниз. Тетя Вера, школьная уборщица, показала мне на стоящий в углу белый фанерный ящичек, в каких снаряжают посылки по почте. Я удивился: почему в ящичке? Мать обычно отправляла еду в обыкновенном мешке. Может быть, это и не мне вовсе? Нет, на крышке были выведены мой класс и моя фамилия. Видно, надписал уже здесь дядя Ваня – чтобы не перепутали, для кого. Что это мать выдумала заколачивать продукты в ящик?! Глядите, какой интеллигентной стала!
Нести посылку домой, не узнав, что в ней, я не мог: не то терпение. Ясно, что там не картошка. Для хлеба тара тоже, пожалуй, маловата, да и неудобна. К тому же хлеб мне отправляли недавно, он у меня еще был. Тогда что там? Тут же, в школе, я забрался под лестницу, где, помнил, лежит топор, и, отыскав его, оторвал крышку. Под лестницей было темно, я вылез обратно и, воровато озираясь, поставил ящик на ближний подоконник.
Заглянув в посылку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны. Вот это да! Длинные желтые трубочки, уложенные одна к другой ровными рядами, вспыхнули на свету таким богатством, дороже которого для меня ничего не существовало. Теперь понятно, почему мать собрала ящик: чтобы макароны не поломались, не покрошились, прибыли ко мне в целости и сохранности. Я осторожно вынул трубочку, глянул, дунул в нее и, не в состоянии больше сдерживаться, стал жадно хрумкать. Потом таким же образом взялся за вторую, за третью, размышляя, куда бы мне спрятать ящик, чтобы макароны не достались чересчур прожорливым мышам в кладовке моей хозяйки. Не для того мать их покупала, тратила последние деньги. Нет, макаронами я просто так не попущусь. Это вам не какая-нибудь картошка.
Задание. Напишите изложение, близкое к тексту.
Почему герою не терпелось дождаться окончания урока?
Что мальчик ожидал увидеть в посылке?
Оправдались ли его ожидания?
Почему главный герой хотел получше спрятать посылку?
4. Изложение с продолжением
Осень приползла в дождях, в пасмурной мгле. По утрам степь, как лошадь коростой, покрывалась туманом. Солнце, конфузливо мелькавшее за тучами, казалось жалким и беспомощным. Лишь леса, не зажженные жарою, самодовольно шелестели листьями, зелеными и упругими, как весной.
Часто, один за другим, длинной вереницей в скользком и противном тумане шли дожди. Дикие гуси почему-то летели с востока на запад, а скирды, осунувшиеся и покрытые коричневатой прелью, похожи были на захворавшего человека.
В предрассветной дреме замирала непаханая земля. Луга цветисто зеленели отавой, но блеск их был обманчив.
Задание. Напишите изложение с продолжением. Продолжите размышления об осени в эмоциональной тональности автора.
Найдите в тексте различные виды переносного значения слов.
Разберите по составу слова: зажженные, предрассветной.
Перед написанием изложения рекомендуется провести словарный диктант: конфузливо, зажженные, самодовольно, шелестели, вереница, коричневатая.
5. Изложение с творческим заданием
Долгие века заболоченные пространства внушали людям страх, казались чем-то таинственным. Туманы, трясины, блуждающие огоньки (самовозгорание болотного газа) породили множество сказаний и легенд. В сумерках, когда сквозь мглу едва проступают очертания колышущихся деревьев, нетрудно вообразить разных болотных духов – водяниц, дев-болотниц, кикимор. Дурную славу болотам создавали также болезни, чаще поражающие человека в сырой местности, и кровососущие насекомые – комары, слепни. По преданиям, на болотах знахари и ведуны общались с нечистой силой. Но более вероятно, что их привлекали растения с лекарственными свойствами. Болота наравне с лесами и лугами издавна были не только природными аптеками, но и лечебницами. Тишина и уединение, бескрайние топи и дурманящий запах багульника действовали успокаивающе, целебно.
Находились и такие смельчаки, что селились в этих гибельных местах: ставили дома на островах сухой земли среди непроходимых топей и там прятались от врагов и преследования властей. Болота снабжали людей дичью, рыбой, ягодами. Войти в такие поселения или выйти из них могли только знающие люди, пользовавшиеся тайными тропами, проложенными по зыбучим топям. Неосведомленный же путник увязал в жидкой трясине.
Болот в России очень много, их можно встретить практически везде – от западных границ до Камчатки. И повсюду заболачиванию способствуют высокая влажность и неглубокое залегание грунтовых вод, характерное для высоких и умеренных широт Северного полушария.
В таежных районах европейской части, в Западной Сибири, в низовьях рек Восточной Сибири и Дальнего Востока болота являются одним из основных элементов ландшафта. Особенно сильно заболочена тундровая зона, где просачиванию влаги в грунт препятствует вечная мерзлота.
Среди наиболее заболоченных регионов в европейской части – Карелия. Своеобразный рельеф, созданный древними ледниками, вызвал появление болот особого типа, который получил название карельского.
Болота размещаются между холмами и соединяются друг с другом узкими торфяными «протоками», образуя сложный рисунок, напоминающий кружевную ткань.
Задание. Почему болота долгое время внушали людям страх? Пофантазируйте, напишите о жизни смельчаков, которые строили дома на болотах.
Что делали на болотах колдуны?
Выпишите из текста все однокоренные слова существительного болото.
6. Выборочное изложение
Слово география в переводе с греческого языка означает «землеописание». Но еще задолго до того, как возникла письменность, а география превратилась в науку, человек начал делать свои первые географические открытия.
Чтобы добывать средства к существованию и чувствовать себя в безопасности на облюбованной земле, первобытный человек должен был помнить все ее приметы, все места, где можно поживиться ягодами и кореньями, а где следует остерегаться хищных животных. Так в его голове начинала постепенно складываться «мысленная карта» племенной территории, на которой он жил со своими сородичами. Ее запечатляли в наскальных рисунках – прообразах географических карт. На них указаны реки, дороги, места охоты и рыбной ловли.
Вовсе не романтическое стремление познать неведомое, а суровая необходимость вела людей далекой древности в пугающие своей неизвестностью земли. Но проходило время – они тоже становились «своими», знакомыми, и опять влекла человека дорога, на которой его ожидали открытия.
Люди расселялись в течение многих тысячелетий, осваивали все новые и новые земли. Многодневные походы за кочующими стадами вольно или невольно расширяли представление охотников об окружающем мире. Скотоводы и земледельцы, торгуя между собой, тоже должны были мысленно выйти за рамки своей племенной территории, объединив ее в «мысленной карте» с землями соседей. Чем больше путешествовал человек, тем богаче становились его представления о пространстве, тем точнее и масштабнее графические изображения местности. Например, индейцы Северной Америки, охотясь на бизонов, совершали «броски» протяженностью до двух тысяч километров и более, во время которых пользовались свитками планов, выполненных на бересте или коже оленей.
Высокая степень достоверности отличает «карты», вычерченные на коре и дереве представителями многих первобытных народностей Сибири и Дальнего Востока.
Люди издревле научились ориентироваться на местности. Лесные жители обычно избирали для этого реки и хребты. Обитатели открытых пространств – степей, пустынь и морских побережий, – имея мало таких заметных «точек отсчета», определяли направление по странам света или пользовались какими-либо иными устойчивыми местными признаками (господствующие ветры, морские течения). Жителям Аляски и Гренландии необходимо было определять свое положение по очертаниям берегов, речных долин и горных вершин. Они создали свой, неизвестный другим народностям способ изображения местности – «макетирование» из подручного материала.
Эскимос с берегов Берингова пролива на глазах одного из исследователей создал рельефную карту залива Коцебу: прочертил палочкой на земле береговую линию, затем с помощью «горок» из песка и камней показал холмы, горные хребты и острова и, наконец, воткнутыми вертикально палочками отметил деревни и рыболовные стоянки.
Задание. Напишите выборочное изложение о зарождении географии.
Перед написанием изложения рекомендуется написать словарный диктант: письменность, географические открытия, территория, расселялись, тысячелетия, многодневные походы, кочующие стада, скотоводы, земледельцы, протяженность, первобытная народность, ориентироваться.
7. Изложение с продолжением
Яшку принес на пароход высокий араб с вытекшим глазом. Он долго таскал его по всему пароходу, держа на голом плече, прижимая к нему свою курчавую голову. Яшка сидел спокойно, по-человечьи держась за хозяина руками, печально поглядывая на рассматривавших его людей. И то ли, что опоздал араб к разгару торговли или не умел соперничать со своими крикливыми земляками, – до позднего вечера он бродил по пароходу, и вышло так, что перед самым отходом Яшку купил у него я. Это был крупный самец шимпанзе, обросший густой шерстью, с серебряной – в виде полумесяца – серьгой в левом ухе, с поседевшею грудью, с черными ладонями маленьких рук, которыми он осторожно и цепко брал даже самые хрупкие предметы, со старушечьим лицом, на котором умно и печально глядели вертевшиеся в глазных впадинах недобрые темные глазки. Араб торговался долго, показывал на обезьяну, колотя себя в грудь, закатывая единственный глаз и жалобно скаля зубы. И мне показалось, что он жалеет продавать своего зверька.
Задание. Озаглавьте текст, напишите подробное изложение с продолжением. Подумайте, почему арабу было жаль расставаться с шимпанзе.
Если в погожий весенний день вы выйдете из дома, свернете за угол, пройдете около десяти тысяч километров на восток, пересечете Тихий океан, достигнете японских островов, то увидите на улицах ближайшего, самого же первого города процессию молодых девушек и детей с ветками цветущей вишни в руках. Но не удивляйтесь! Вы прямиком попали на Праздник любования сакурой.
Он приходится на время, когда готовятся грядки, чтобы высадить в них проросшие зерна. В это же время вспахивают рисовые поля и ведут борьбу с вредными насекомыми. Так что забот у трудолюбивых японцев в это время очень много.
Цветок сакуры символизирует совершенство и безупречность. Вишневое дерево цветет очень недолго, и поэтому цветок сакуры в представлении японского народа связан с ощущением мимолетности самой жизни.
А еще цвет вишни считается символом доблестного средневекового рыцарства. Ведь в те времена жизнь японского воина, служившего своему господину не за страх, а за совесть, была столь же недолгой, как и период цветения сакуры.
Сакурой в Японии любуются повсюду. Различные ее виды радуют взгляд японцев в прекрасных парках Нары, Киото и Каманури. В этих городах она считается самой красивой. И именно здесь особой прелестью отличаются процессии девушек и детей с вишневыми ветками в руках.
В Киото в это время во многих храмах проходят Праздники сакуры, во время которых танцовщицы исполняют замысловатый танец вишен. Лепестками вишневых цветов осыпаны их плечи, волосы и одежда, так что девушки сами похожи на деревца цветущей сакуры.
В это время во всех домах Японии стоят в вазах веточки сакуры, которые еще несколько дней напоминают их обитателям о Празднике.
(Из энциклопедии «Я познаю мир»)
Задание. Что нового вы узнали о японцах? Напишите изложение – описание сакуры.
С чем связан Праздник цветения сакуры в представлении японцев? Почему?
Напишите о своем понимании слов совершенство, безупречность.
9. Изложение с продолжением
По-весеннему высокое солнце сияло в мартовском безоблачном небе, но наперекор ему беспрестанно дули пронзительные ветры. От жестокого единоборства солнца и ветра страдало все существующее. Люди, радуясь весеннему солнцу, распахивали пальто, ветер тут же прохватывал насквозь, и гриппы свирепствовали в городе.
Город сковало льдом. Снега, едва успев оттаять, тотчас покрывались коркой ноздреватой наледи. Люди скользили по льдистым тротуарам. Машины буксовали на обледенелом асфальте и на крутых поворотах порой начинали странно кружиться в танце, от которого бледнели шоферы и пассажиры. Сосульки на крышах достигали небывалых размеров. Причудливые наросты свешивались с карнизов, рушились и дробились на осколки, пронизанные солнцем. По ночам крепко морозило, а днем где-нибудь за ветром, в тихом закоулке, в сухости согретого солнцем кусочка земли, в запахе пыли и горячего кирпича вдруг маячила настоящая весна.
Задание. Напишите изложение с продолжением. Продолжите размышления о приходе весны.
Почему от жестокого единоборства солнца и ветра страдало все существующее?
Перед написанием изложения рекомендуется провести словарный диктант: свирепствовали, пронзительный, беспрестанно, ноздреватая, асфальт, причудливые, маячить.
10. Изложение с продолжением
Я люблю воробьев; этих дерзких, смелых и умных разбойников, благополучно живущих даже в шумных, многолюдных городах. Стоит поярче посветить и пригреть солнышку, как на крышах, и возле оттаявших луж, и на деревьях городских бульваров начинают громко чирикать веселые воробьи.
Живя в городе, я часто любуюсь воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по дорожкам бульвара, клюют крошки, которые я вынимаю из кармана.
Нет такого большого или малого селения, где бы не видели воробьев. Они смело скачут по улицам, по которым проезжают шумные машины, прыгают под ногами прохожих по городским тротуарам. Громкое их чириканье можно слышать в центре больших городов. Поймать воробья – дело нелегкое. Приметливые, умные и осторожные, они редко попадаются в лапы кошек. Воробьи очень чистоплотны. Весной и летом они любят купаться в маленьких лужицах, обдавая себя брызгами воды. Чистоплотность воробьев, веселый и бодрый их нрав, привязанность к своему подрастающему потомству, смелость, умение самостоятельно добывать себе пищу, польза, которую они приносят, уничтожая вредных насекомых, заслуживают уважения.
Задание. Напишите подробное изложение, продолжите текст своими размышлениями о воробьях.
Подберите синонимы к наречию смело.
Как вы понимаете значение слова приметливые?