- Сборник рассказов «Записки охотника» Ивана Тургенева — новая страница русской литературы
- Исторический контекст
- Взгляды Тургенева
- История создания сборника «Записки охотника»
- Заголовок
- Цензура
- Цикл «Записки охотника» — состав сборника
- Влияние на литературу и историю
- Природа и язык
- Литература
- И.С. Тургенев «Записки охотника»
- Краткое сообщение о биографии И.С. Тургенева
- История написания сборника «Записки охотника»
- Картины жизни, нравов и быта русского крестьянства в рассказе «Бирюк»
- Краткое содержание рассказа. Поступки главного героя, его взаимоотношения с крестьянами. Описание жилища и портретная характеристика как средство раскрытия характера героя
- Художественные особенности пейзажных описаний в рассказе «Бирюк»
- Роль образов-символов
- Изображение крестьянских детей в рассказе «Бежин луг»
- Портретные и сравнительные характеристики мальчиков. Суть историй, рассказанных мальчиками
- Значение рассказов сборника «Записки охотника»
- Словарь
Сборник рассказов «Записки охотника» Ивана Тургенева — новая страница русской литературы
Рассказы сборника «Записки охотника» Тургенева были написаны в период с 1847 по 1851 гг. и печатались по очереди в журнале «Современник». Единым сборником «Записки охотника» вышли в 1852 году.
Исторический контекст
Середина XIX века – время назревания в российском обществе значительных перемен. И одновременно время реакции властей на эти приближающиеся перемены, судорожные попытки цензуры запретить и спрятать от людских глаз и умов любые намеки на удручающее положение вещей в России.
Крепостное право, как социальное явление, разделило российское общество того времени на два лагеря: одни считали его обыденным и естественным явлением, другие же не могли мириться с тем, что человек угнетает человека. И особенно удивительным было то, что за судьбу крепостных вступались люди состоятельные, имевшие дворянское звание, во владении которых была не одна сотня крестьян. Иван Тургенев был одним из таких людей.
Взгляды Тургенева
Иван Сергеевич родился и провел ранние годы жизни в родовом имении Спасское-Лутовино в Орловской губернии. Во владении его матери Варвары Петровны было более 5000 душ крепостных крестьян, и Иван с самого детства был тесно связан с жизнью простого народа. Он много общался с дворовыми людьми, многих из них полюбил всей душой и видел немало сложных и даже откровенно поломанных судеб среди крестьян. Кроме того, его матушка Варвара Петровна отличалась властным характером и самоуправством, и Иван Сергеевич не раз мог наблюдать, что ей просто нравилось «вершить судьбы» крестьян: наказывать и миловать, по своему хотению выдавать замуж и женить, переселять на другое место жительства, не говоря уж о насмешках и словесных издевательствах.
Все это вызывало отвращение и протест Тургенева, который выдел, что крепостные – такие люди, как и их хозяева, а зачастую даже более добрые, умные и чуткие. Писатель понимал, что не может в одночасье изменить существующее положение вещей, но и молчать не мог. Именно поэтому он писал свои произведения в надежде, что сможет достучаться до людских сердец и умов и открыть глаза на противоестественность крепостного права.
История создания сборника «Записки охотника»
Лето и начало осени 1846 года Иван Тургенев, которому тогда было 29 лет, провел в имении своей матери Спасское-Лутовиново. Он почти не брался за перо в эти дни, зато много охотился. С ранней юности Иван Сергеевич пристрастился к охоте и старался каждый год уделить любимому занятию время. В тот год его постоянным спутником на охоте был егерь Афанасий Алифанов. Тургенев объезжал большие расстояния во время охоты, часто ночевал в близлежащих деревнях и лесных сторожках, и во время этих отлучек много общался с местными жителями. Лето и осень 1846 года оказались богатыми на знакомства: в течение последующих пяти лет автор напишет 25 рассказов на основе впечатлений этого времени.
Титульный лист первого издания. 1852
В октябре 1846 года Иван Сергеевич вернулся в Петербург и тут узнал, что журнал «Современник» возглавили его товарищи по литературному цеху Николай Некрасов и Иван Панаев. Редакция обратилась с просьбой к Тургеневу прислать новые сочинения для наполнения первого номера обновленного журнала.
Тогда и появился рассказ «Хорь и Калиныч», который был опубликован в «Современнике» в январе 1847 года. Рассказ вызвал столь большой резонанс и так полюбился читателям, что эта реакция заставила Ивана Тургенева продолжить поднятую им тему. Летом 1847 года Тургенев в компании своего друга Виссариона Белинского уехал в город Зальцбрунн, где писатель и продолжил сочинять новые рассказы будущего сборника.
Пётр Петрович Соколов. Иллюстрация 1890-х к рассказу «Пётр Петрович Каратаев».
Заголовок
Интересно, что название сборника появилось почти случайно. Когда Иван Панаев готовил первый рассказ «Хорь и Калиныч» к печати, он дал ему подзаголовок «Из записок охотника», чтобы уже в заглавии ввести читателя в курс дела и дать настрой на все произведение. В итоге, когда Тургенев написал остальные рассказы и решил объединить их в единую книгу, он остановился на названии «Записки охотника».
Собственноручный рисунок Тургенева к рассказу «Гамлет Щигровского уезда»
Цензура
Когда рассказы выходили по отдельности в течение нескольких лет в разных номерах журнала «Современник», особых препятствий со стороны Цензурного комитета они не встречали. Однако, когда в 1852 году рассказы вышли единым сборником, чиновник цензурного ведомства Владимир Львов, которые дал разрешение на его публикацию, лишился должности. А его коллеги получили строжайшее распоряжение впредь читать произведение целиком до печати, так как даже если статьи не кажутся предосудительными в разрозненном состоянии, то собранные воедино могут представать в невыгодном государю свете. Стало очевидно, что основная тема этих рассказов – не только и не столько охотничьи заметки, сколько описание тяжелой жизни крепостных крестьян и просто народа в целом.
Цикл «Записки охотника» — состав сборника
Сборник состоит из 25 рассказов. «Хорь и Калиныч», «Ермолай и Мельничиха», «Малиновая вода», «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсяников», «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «Бурмистр», «Контора», «Бирюк», «Два помещика», «Лебедянь», «Татьяна Борисовна и ее племянник», «Смерть», «Певцы», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит», «Лес и степь».
«Хорь и Калиныч». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883
Влияние на литературу и историю
По единодушному мнению многих литературоведов «Записки охотника» Ивана Тургенева открыли новую страницу русской литературы. До выхода этих рассказов никто так откровенно, ярко и просто не описывал быт простого народа. Иван Сергеевич приоткрыл для светского общества ту сторону жизни, которую сам он знал с самого детства, но о которой как-то не принято было говорить в высшем обществе. Здесь же писатель вывел обычного земледельца, крестьянина, бедняка в главные герои. И, описывая случаи из их жизни, исподволь подводил читателя к однозначному выводу: жизнь русского народа в том виде, какая она сейчас есть – недопустимое явление, которое нужно искоренять.
Последующее развитие истории показало, что Ивану Сергеевичу удалось оказать нужное воздействие на умы соотечественников. В 1861 году в Российской империи был выпущен указ об отмене крепостного права. Император Александр II, который и подписал этот указ, просил передать Ивану Сергеевичу Тургеневу, что его «Записки охотника» сыграли большую роль при принятии решения об освобождении крестьян.
«Бурмистр». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883
Природа и язык
Нельзя не отметить и высокую художественную ценность рассказов и очерков Тургенева. Его произведения полны прекрасных пейзажных зарисовок русской природы. Автор через эти зарисовки показывает читателю, как сильно можно любить родную природу и людей, живущих на ней. Тургенев, близко общавшийся с крестьянами, хорошо знал их язык и многие говоры разных местностей, поэтому персонажи его рассказов имеют колоритную речь и образный народный язык.
«Записки охотника» были переведены на всей европейские языки.
Литература
И.С. Тургенев «Записки охотника»
Обложка урока взята с источника .
План урока:
Краткое сообщение о биографии И.С. Тургенева
История написания сборника «Записки охотника»
Иван Сергеевич Тургенев появился на свет в семье дворян в 1818 г. Детство он провел в усадьбе Спасское-Лутовиново. С 9 лет обучался в различных пансионах Москвы. После получал образование в Московском, Петербургском и в Берлинском университетах. Первыми шагами Тургенева на литературном пути были романтические поэмы, стихотворения и небольшие повести.
В 1846 г. Тургенев лето провел в своем имении Спасское-Лутовиново, где большую часть времени посвящал охоте. Писатель с ружьем бродил по охотничьим угодьям Орловской, Курской и Тульской губернии, делал записи о русской природе, о встречах и разговорах с разными людьми. Вернувшись осенью в Петербург, он узнал, что поэт Н. Некрасов и литератор И. Панаев решили основать новый журнал для прогрессивных молодых литераторов. Им удалось перекупить права на издание журнала «Современник», который основал в 1836 г. А. Пушкин. После гибели поэта журнал издавал П. Плетнев, но издание уже не имело уже былой популярности.
Тургенев стал оказывать Некрасову активное содействие в выпуске обновленного журнала, первый номер которого вышел в начале 1847 г. «Современнику» предстояло стать ведущим журналом России. Благодаря этому изданию стали известны имена Н.П. Огарева, Д.В. Григоровича, А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др.
Источник
С первым же выпуском журнала на Тургенева обрушилась настоящая слава, которая для него самого стала неожиданностью. Тургенев представил для публикации в журнале свои стихотворения и литературную рецензию. Но Некрасову не хватило материалов, и он обратился к Тургеневу с просьбой найти для печати еще какое-нибудь небольшое произведение. Тургенев отослал в журнал этнографический [1] очерк, который ранее не думал публиковать. Его напечатали в разделе «Смесь», в котором были размещены всевозможные статьи и заметки на хозяйственные темы. Издатели и автор недооценили значение очерка, которому Панаев предложил дописать подзаголовок: «Из записок охотника». У Тургенева никаких других «записок» тогда еще не было.
Очерк «Хорь и Калиныч» был замечен читателями и нежданно стал литературным открытием, вызвав интерес непривычной, свежей точкой зрения на русское крестьянство. В редакцию стали присылать письма с просьбой продолжить публикацию«Записок охотника». В течение трех лет Тургенев написал для журнала еще 21 очерк.«Записки охотника» сочли очерками, но при всей своей достоверности и документальности, они были лишены публицистической страстной риторики, наполнены глубокой художественностью. Всего было написано 25 очерков, которые композиционно объединены образом рассказчика. Повествование в «Записках охотника» ведется от лица Петра Петровича, дворянина и заядлого охотника из села Спасского, описавшего свои наблюдения во время охоты. Между рассказчиком и автором много общего: при создании произведений Тургенев использовал свои личные впечатления. Он сам писал, что вся его биография написана в его произведениях.
В 1852 г. «Записки охотника» были изданы отдельной книгой. Рассказы, написанные в годы жесточайшей цензуры, по отдельности не привлекали к себе внимания цензоров. Само название сборника наводило на мысль, что очерки написаны про охоту. Собранные в отдельное издание, они стали представлять собой произведение предосудительное для того времени. Цензор, давший разрешение на издание книги, был строго наказан и уволен.
Главное историко-литературное значение «Записок охотника» заключается в том, что Тургенев продолжил тему, затронутую Н. Карамзиным в повести «Бедная Лиза», в которой впервые была высказана мысль, что «крестьяне чувствовать умеют», а героиней стала крестьянка. Во времена крепостного права дворянство воспринимало крестьян как людей с низким уровнем сознания, невежественных, бесчувственных и грубых. Тургеневу удалось рассказать не только о жизни русского крестьянина, но и о глубине его души, в которой немало сложных и разнообразных чувств.Впервые полноправными персонажами произведений стали крестьяне. В. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 г.» писал, что в «грубом, необразованном» человеке, как и в образованном, так же интересны «душа, ум, сердце, страсти, склонности». Подтверждением этой мысли стали «Записки охотника» Тургенева, в которых автор выразил веру в неистощимые силы народа. Писатель создал образ народа с живой душой, чувством собственного достоинства, жаждой воли, верой в лучшую жизнь, достойную человека.
Тургенев на охоте Источник
Образы крестьян написаны неоднозначно. Тургенев отметил ряд высоких качеств, порывов и чувств в душе простого русского человека: христианское смирение, человеколюбие, религиозность, чувство долга, чуткость, простоту. Вместе с тем указал на целый ряд отрицательных явлений в народной жизни: невежество, злоупотребления «разных кулаков» и «мироедов», раболепие,суровое отношение к женщинам, развращенность дворни [2] , подражавшей привычкам своих господ. Но все же, как совершенно верно отмечал Л. Толстой, Тургенев искал в русском простонародье «больше доброго, чем дурного».
Тургенев не только описал картины крестьянской жизни и быта, ни и поднял вопрос о крепостном праве. В очерках немало трагических и комических сцен, характеризующих крепостных крестьян и помещиков, их взаимоотношения. Нередко по своим личностным качествам, чертам характера, уровню духовности образы крестьян намного превосходят образы помещиков. Впервые в литературе предстала во всей своей неприглядности «деятельность» крепостников, показано оскудение духовности и нравственности дворянства.С пониманием описывает Тургенев черты пробуждающегося самосознания крестьян, их недовольство своим бедственным положением. Тургенев создал необычайной силы произведение,обличающее крепостничество, он писал, что считает крепостное право своим главным врагом, с которым «не мог дышать одним воздухом», не мог «оставаться рядом с тем, что возненавидел». Это стало одной из причин, по которой Тургенев уехал за границу, где было создано большинство рассказов для «Записок охотника». Этот цикл рассказов открыл новую страницу в русской литературе, с него началась мировая известность Тургенева.
Картины жизни, нравов и быта русского крестьянства в рассказе «Бирюк»
Краткое содержание рассказа. Поступки главного героя, его взаимоотношения с крестьянами. Описание жилища и портретная характеристика как средство раскрытия характера героя
У многих героев рассказов «Записок охотника» были прототипы – это люди, которых знал Тургенев лично. Историю лесника из имения его матери, убитого крестьянами, он описал в рассказе «Бирюк», напечатанном в 1847 г. Словом «бирюк»св Орловской губернии называли мрачного и нелюдимого человека.
В незамысловатом содержании рассказа «Бирюк»описывается всего несколько часов из жизни Фомы Кузьмича, лесника. Однажды рассказчика, возвращающегося с охоты, застал ливень. Случайно встреченный лесник, прозванный Бирюком, предложил барину убежище в своей избе. Во время разговора с барином Бирюк заметил, что в лесу кто-то рубит дерево. Отправившись на стук топора, они поймали крестьянина-воришку, у которого Бирюк отобрал лошадь, а самого связал. Нарушитель стал оправдываться, что на кражу его толкнула нищета, дома голодные дети «пищат», умолял отпустить. Барину стало жалко крестьянина, он пообещал заплатить за срубленное дерево, если лесник отпустит виновника. Но лесник был непреклонен. Доведенный до отчаяния мужик стал оскорблять Бирюка и угрожать ему. Лесник, сжалившись, вытолкнул за дверь мужика, пообещав в следующий раз непременно наказать.
Бирюк – крепостной крестьянин, поставленный помещиком следить за лесом. На этой должности «даром господский хлеб» ему не достается. Он, честно следуя своему долгу,оберегает господский лес от пожаров, браконьерства, вырубки. Бирюка местные мужики боятся и недолюбливают, пытались «не раз добрые люди сжить его со свету», но не удавалось, потому что он был «силен и ловок, как бес». Несмотря на такое отношение к нему окружающих, Бирюк твердо следует моральным принципам, у него для воровства нет оправданий. Он и сам живет крайне бедно, но не позволяет ни себе, ни другим расхищать чужое.
Рассказчику довелось стать свидетелем того, как однажды поколебалась суровая натура Бирюка, пожалевшего и отпустившего несчастного мужика, доведенного до крайней степени бедности и срубившего дерево в барском лесу. Несмотря на суровый характер Бирюка, у него благородная душа, которой не чуждо милосердие.За внешним конфликтом в рассказе «Бирюк» проступает внутренний конфликт: в душе героя идет борьба между долгом и сочувствием. Бирюк переступил через исполнение своего долга и пожалел несчастного вора.
Внешности Бирюк был выдающейся. Высокорослый, плечистый, крепкого телосложения, сквозь промокшую полотняную рубаху выступали мощные мышцы. У него суровые и мужественные черты лица, обрамленные черной бородой. Взгляд карих глаз из-под густых бровей был смелым. Разговаривая, он упирается руками в бока, видимо, чувствуя себя в лесу как дома, по-хозяйски.
Фома Кузьмич живет вдали от людей, в лесу, один с двумя маленькими детьми. Жена сбежала от него к проезжему мещанину, и он замкнулся в себе. Он крайне беден, хотя его не раз пытались подкупить деньгами и вином, но он «ни на какую приманку не идет». В его избушке всего одна закопченная комната, освещаемая лучиной [3] , с низким потолком, без полатей [4] и перегородок. Лишь стол в углу и лавка, посередине избы была колыбель с младенцем, которую покачивала Улита, двенадцатилетняя дочка лесника. На стене висел разодранный тулуп, у печки стояли горшки, в углу свалены какие-то тряпки. Помимо бедности, в этом запустении чувствовалось отсутствие хозяйки. Рассказчик с болью в сердце заметил про себя, что «не весело войти ночью в мужицкую избу».
Художественные особенности пейзажных описаний в рассказе «Бирюк»
Роль образов-символов
Описание природы в рассказе «Бирюк» не является просто красочным фоном для повествования, а способствует раскрытию образа главного героя. Не случайно рассказ начинается изображением грозы в «залитом мраком» лесу. Гроза, как непреодолимая сила, внезапно встала преградой на пути рассказчика, перед которым в темноте на фоне вспышек молний появляется Бирюк, его «фигура словно выросла из земли». Усиливающийся ливень заставил принять предложение лесника, по велению природы рассказчик отправился к нему в избу. Образ-символ грозы в этой пейзажной зарисовке является ключевым для понимания образа Бирюка. Он,сурово выполняющий свою карающую миссию, тоже «гроза» в этом мрачном лесу для окрестных крестьян. Крестьянин-воришка посчитал, что в темную дождливую ночь под раскаты грома он сможет срубить незаметно дерево и вывезти его. Но недремлющий Бирюк все-таки услышал удары топора и молниеносно настиг вора. Автор подчеркивает близость к природе главного героя, его родство со стихией.
Источник
Изображение крестьянских детей в рассказе «Бежин луг»
Портретные и сравнительные характеристики мальчиков. Суть историй, рассказанных мальчиками
О богатстве внутреннего мира крестьянских детей повествуется в рассказе «Бежин луг», который был опубликован в 1851 г. в журнале «Современник». Бежин луг, описанный в рассказе, находится неподалеку от деревни Тургенево в Тульской области на берегу речки Снежить.
Рассказчик после охоты вечером решил возвратиться домой. В сумерках он заблудился и вышел к лугу, увидел костер, около которого сидели дети. Они следили за табуном лошадей, который вечером пригоняли пастись до рассвета. Рассказчик решил заночевать недалеко от костра, а утром отправиться домой. Ночью он стал невольным свидетелем общения ребят.
Источник
Главные герои рассказа «Бежин луг» – пять крестьянских мальчишек.Деревенские ребятишки, следя за табуном, рассказывали друг другу занимательные и страшные истории про нечистую силу. Эти истории, рассказываемые ночью у трепещущего пламени костра, полны завораживающей мистики. Чувство страха, возбуждающее фантазии детей, заставляет их верить в таинственные образы своих рассказов. Делились мальчики историями о леших, домовых, русалках, водяных, оборотнях, о таинственных голосах и привидениях. Мистические суеверия и предчувствия, вера в приметы в их рассказах берут истоки в языческих представлениях об окружающем мире.
Образы мальчиков-рассказчиков нарисованы с тонким психологизмом. По характеру и внешности все мальчики весьма отличны друг от друга. Они из семей с разным достатком, выпас лошадей ночью не для всех рабочая обязанность. В их детских лицах угадываются черты характера, которые разовьются со временем в зрелом возрасте.
Самым старшим из мальчиков был Федя. Он, судя по внешнему виду, был выходцем из богатой семьи, в ночное поехал не по принуждению, а ради потехи. Он был одет в пеструю рубаху и новый армячок [5] , обут в собственные сапоги, гребешок, привязанный к поясу, показывает, что он следит за своим внешним видом. Федя, хотя и старается общаться с товарищами на равных, иногда все-таки подчеркивает свое положение «значительной» немногословностью, покровительственной манерой говорить, снисходительной улыбкой. Если Федя – лидер по возрасту и достатку, то Павлуша – лидер идейный, у него в голосе «звучала сила».
Федя Источник
Павлуша из небогатой крестьянской семьи, одет бедно: в простую рубаху и заплатанные порты. У него широкоскулое бледное рябое лицо с большим ртом,всклоченные волосы на «огромной» голове, приземистая и неуклюжая фигура. Павлуша умен и деловит, у него натура рассудительная и уравновешенная, он умет успокоить испуганных мальчишек. Он способен с лукавым здравомыслием ко многому отнестись критически, а в страшном подметить смешное.Павлуша внимателен к другим: заметил, что Ваня не ест картошку. Он следил за костром, сходил за водой к речке, понимая, что младшие страшатся ходить в темноте. А когда залаяли собаки, первым бросился проверить, не волк ли подкрался к лошадям.В нем намечаются черты мужичка-работника, не впадающего в панику, оценивающего спокойно и без страха житейские обстоятельства. Это спокойствие сродни «фатализму [6] », засевшему в его сознании верой вто, что «своей судьбы не минуешь». Павлуша не чужд простонародных суеверий, верит в предсказания, но стремление всему найти естественное объяснение – характерная черта его ума. Не суждено было Павлуше вырасти, в конце рассказа автор упомянул о гибели мальчика, который спустя год разбился, упав с лошади.
Павлуша Источник
Внешность Ильюши невзрачна, как и у Павла, но одет он аккуратнее: в новую черную свитку [7] , подвязанную веревкой, новые лапти и онучи [8] . Он был подслеповат, с продолговатым лицом, горбоносый. Светлые волосы торчали из-под шапочки из войлока. Ильюша безоговорочно верил самым нелепым байкам. У него хорошая память, он знает множество фантастических поверий, верит в сны и приметы, уверен, что мир полон добрых и злых духов. Мальчику нравится рассказывать страшные истории. Пошедшего за водой Павлушу он серьезно предупреждает о водяном, который может вцепиться в руку и утащить на дно.
Ильюша Источник
Костя выделяется в компании мальчиков. Во внешности мальчика рассказчика особенно привлекли огромные, черные, блестевшие глаза, смотревшие печально и задумчиво. Он верит всем рассказам, может искренне признаться, что боится. Вера Кости в фантастические образы несколько иная: он может прочувствовать красоту народных представлений, как поэт. Костя – задумчивый мечтатель. Услышав, что птицы летят в страны, где зимы никогда не бывает, он, вздыхая, задумчиво закрыл глаза. Видимо, он мечтал сам побывать в иных странах.
Костя Источник
Самый маленький из всех – Ваня. Рассказчик не сразу обратил на него внимание, потому что «смирнехонько» лежащий под рогожей мальчик почти ничего не говорил, изредка высовывая из укрытия русую курчавую головку. Отчего молчалив Ваня, неизвестно. Может, от робости или потому, что младше всех. Но он обратил внимание ребят на красоту ночного неба, на котором «божьи звездочки, что пчелки роятся». Еще проявилась такая черта характера Вани, как бескорыстие. Предложенные ему гостинцы он предлагает отдать сестренке.
Ваня Источник
При всех различиях, мальчики во многом похожи. Они любознательны, хотя малограмотны и суеверны, верят в невероятные истории, страшатся ночных непонятных звуков. Их истории вторят рассказам взрослых, они передают услышанное от старших. Так, в их рассказах раскрылись красочные народные поверья. Костя поведал историю о русалке, которая пыталась заманить плотника Гаврилу. Илья рассказал несколько историй. Одна из них была про шумного домового на местной фабрике, который пугал работников. Другая – о нечистой силе у местной плотины, которая приняла облик белого барашка, напугав проезжавшего подвыпившего крестьянина своим страшным оскалом. У той же плотины встречался призрак покойного барина, который бродит в поисках разрыв-травы. Призраки появляются и у церкви в определенный день, предсказывая, кто скоро умрет. Поведали Ильюша с Павлом о неуязвимом и загадочном Тришке, существе, которое появится перед концом света. Павлуша рассказал о солнечном затмении – «небесном предвиденье», которое в деревне всех напугало. Вспомнили еще мальчики в своих рассказах истории про лешего, водяного, оживших утопленников.
В рассказе «Бежин луг» даны красочные описания прекрасного июльского дня и великолепной «торжественной» и «царственной» ночи. Тургенев, человек с прекрасным образованием, тонко сумел передать красоту окружающего мира,особенно причудливые состояния ночной природы, таинственность безлунного ночного неба с мерцающими «бесчисленными золотыми звездами».Тургенев также показал, что понимать и видеть красоту природы могут даже простые крестьянские ребятишки.
Значение рассказов сборника «Записки охотника»
Велико художественное значение рассказов Тургенева.Помимо прекрасных описаний природы средней полосы России, Тургенев создал целый ряд русских общенародных типов с общечеловеческими чертами. Причем настроение и характер пейзажей рассказов соответствует натуре героя или определенной сцене из его жизни. Кроме художественного значения, эти правдивые очерки о жизни русского простонародья в свое время имели и большое общественное значение. Они оказали значительное влияние на взгляды современников, обратив их внимание на бедственное положение русского крестьянства. Сборник «Записки охотника» сыграл определенную роль в истории. Он произвел сильное впечатление на наследника русского престола, будущего императора Александра II, впоследствии отменившего в 1861 г. многовековое рабство крестьян в России.
Словарь
1. Этнографический – изучающий культурно-бытовые особенности какого-либо народа
2. Дворня – крепостные крестьяне, прислуживавшие в доме помещика
3. Лучина – продолговатая щепка, которую поджигали для освещения в избе
4. Полати – деревянная лежанка у печи
5. Армячок – верхняя долгополая одежда из грубой ткани
6. Фатализм – слепая вера в предначертания судьбы
7. Свитка – верхняя одежда из домотканой грубой ткани, куртка
8. Онучи – кусок ткани, которой обматывали ноги, портянки