Праздника охотника «Вőралысьяслőн гаж»
В настоящее время не только жители Троицко-Печорского района, но и вся республика знает о географической точке с названием, словно взятом из волшебной сказки «Еремеево», об уникальном празднике охотника «Вőралысьяслőн гаж».
С недавнего времени Еремеево – место проведения праздника охотника. Время и место проведения праздника выбраны не случайно. Именно в сентябре у коми начинался осенний промысловый сезон — «арся воралом». В 18-19 веках артели верхнепечорских и илычских охотников при походах за Урал, собирались перед началом промысла в д.Еремеево: согласовывали маршруты движения и соблюдение интересов всех промысловиков.
Праздник, как и прежде, начинается с ритуала: до выхода в тайгу разводят костёр, в котле варится мясо, всем наливается угощенье – крепкий сур. Охотники, в паре со своими подругами, образуют круг: ходят парами вокруг костра. Огонь – очищение перед выходом в тайгу, дальнюю дорогу. Праздник продолжается состязаниями «Медбур кыйсьысь». Охотники соревнуются в умении:
• разжечь костер — конкурс «Озтi бируп»
• поразить копьём цель — конкурс «Шыőн ош вылő» / «На медведя с копьем»/
• изготовить силки на боровую дичь — конкурс «Лэч октӧм»
• метко выстрелить — конкурс «Стőча лыйсьысь»
• переправиться через реку на лодке с шестом «Зiбъясьőмőн-ю вомőн».
Конкурсы требуют силы, скорости, меткости, всего того, что необходимо, когда охотник один на один остаётся с дикой природой. Трудно тягаться участникам конкурса других районов с еремеевцами.
Традиционно на празднике жители деревни и гости исполняют Еремеевсий марш — «Ылыдзса марш». Этот танец появился в деревне в начале XX века.
История Праздника охотника «Вőралысьяслőн гаж»
Праздник охотника в Троицко-Печорском районе впервые был проведен в марте 2001 года в селе Покча. Назывался он тогда Сельский праздник «Ни пуха, ни пера» посвященный охотничьим династиям. Сценарно-режиссерская разработка праздника была проведена Клищенко Евстолией Васильевной и Зинович Валентиной Васильевной. Газета «Заря» № 38-39 от 31 марта 2001 года рассказывает об этом событии.
В 2003 году праздник охотника впервые прошёл в Еремеево.
О Празднике охотника 2005 года:
В 2006 году соревновались следующие участники:
· Михаил Юшков (Еремеево)
· Михаил Бажуков (Еремеево)
· Анатолий Пивченко (Покча)
· Олег Пыстин (Габэ)
Вот что писала о празднике газета «Республика»:
Открытие осенней охоты жители коми деревни Еремеево Троицко-Печорского района отметили состязанием промысловиков под названием «Медбур кыйсьысь». Конкурсы проводились в рамках традиционного праздника «Вöралысьяслöн гаж». Примечательно, что сценическое действо провели исключительно на коми языке.
Возрождение старинных охотничьих обрядов началось здесь с 2003 года. Сейчас празднику придали статус республиканского: из бюджета Коми на его проведение в этом году было выделено 40 тысяч рублей. Однако по числу и составу участников он пока таковым не является, был только один гость – из Усинска. Остальные участники – это жители района, занимающиеся древним охотничьим промыслом.
Праздник проходил в центре деревни под открытым небом и начался с исполнения «Еремеевского марша». Это сценическое действо состоит из более чем 30 хореографических фигур, синтезированных из различных народных танцев: барыни, краковяка, коми посиделок. В процессе марша демонстрируются элементы, связанные с бытом и промыслом охотников и земледельцев, например, «ворота», «изба», «сети», «капуста», «корзина», «пила» и так далее.
По свидетельству старожилов, этот хороводный танец, именуемый в народе «Ылыдзса марш», появился в деревне в начале XX века. Собирались всей округой на живописном берегу Илыча и заводили хоровод, который мог длиться часами. Всего когда-то разыгрывалось до 60 различных фигур, к сожалению, до наших дней не все из них сохранились. По мнению специалистов, в марше есть элементы, напоминающие Усть-Цилемскую горку. В военное и послевоенное лихолетье «Еремеевский марш» был предан забвению, а в 80-е годы прошлого века его воссоздали благодаря усилиям директора сельского Дома культуры Татьяны Камбаловой. На нынешнем празднике марш исполняли участники фольклорного коллектива деревни Еремеево, активно вовлекая в круг и местных жителей.
После марша прошли состязания охотников, состоящие из нескольких этапов. На первом этапе участники метали копье. Необходимо было с закрытыми глазами попасть нарисованному на деревянном щите медведю прямо в сердце. На следующем этапе охотники состязались в изготовлении силков на боровую дичь. Затем определяли самого меткого стрелка.
Стреляли из пневматических винтовок по воздушным шарам. На предпоследнем этапе смотрели, кто быстрее всех сумеет разжечь «нодью» (ночной тлеющий костер для обогрева) и обычный костер «бипур» (для приготовления еды). Самым зрелищным и азарт ным оказался последний конкурс, по условиям которого необходимо было переплыть через реку Илыч на лодке, захватить приготовленный там «мешок с сюрпризом» и вернуться назад. Оценивались скорость, сила, меткость – все то, что помогает выжить охотнику, когда он остается один на один с дикой природой.
Особняком выглядел конкурс родословных. Каждый из участников должен был рассказать, какого он роду-племени, и поведать народу о своих предках, о том, чем они были знамениты.
В итоге лучшим признали самого молодого участника состязания – 16-летнего школьника из поселка Приуральский Евгения Бажукова. В качестве награды ему подарили брезентовую палатку. На втором месте оказался житель села Покча Геннадий Растворов. Ему подарили спальный мешок. И третьим был Павел Шахтаров из поселка Палью, которому тоже достался спальный мешок. Остальные участники – Алексей Пыстин и Иван Иксар – были награждены поощрительными призами, учрежденными Сосногорским отделением Республиканского общества охотников и рыболовов.
После состязания охотников праздник продолжился массовым народным гуляньем. Перед жителями деревни выступили народная артистка РК Лидия Логинова и самодеятельный композитор Петр Шучалин.
О Празднике охотника — 2010:
И снова в победителях — потомок Еремея. Автор — Валентина Зинович.
В настоящее время не только жители Троицко-Печорского района, но и вся республика знает о географической точке с названием, словно взятом из волшебной сказки «Еремеево», об уникальном празднике охотника «Вőралысьяслőн гаж», а тот, кому посчастливилось побывать на этом празднике, взахлёб рассказывают об удивительном Еремеевском марше.
В 2010 году в пятый раз съехались на праздник представители из разных мест Коми: Сыктывкара, Усть-Кулома, Троицко-Печорска, Белого Бора, Покчи, Нижней Омры, Приуральского. Что и говорить, праздник получился многолюдным и зрелищным.
На этот раз в конкурсе охотников «Медбур кыйсьысь» состязались сразу два представителя из Усть-Куломского района – самого райцентра и Тимшера и трое охотников нашего района.
Праздник шел более трёх часов. Конкурсы перемежались концертными номерами. Однако развлекательные моменты не могли заглушить желание узнать: а кто же выйдет победителем? Самым волнительным как для участников, так и для зрителей получился последний конкурс «Зiбъясьőмőн-ю вомőн» / «Через реку на лодке с шестом»/ Накал страстей достиг своего апогея.
Первым достичь противоположного берега и вернуться назад удалось Владимиру Бажукову из Еремеево. И, как оказалось, по результатам всех конкурсов он набрал наибольшее число баллов и стал победителем. Владимир — пра-пра-правнук основателя деревни — Еремея Бажукова. Все предки победителя занимались охотничьим промыслом, а сам он — достойный продолжатель дела дедов-прадедов.
Каждый из охотников проявил себя в различных состязаниях. Точно в сердце поразил медведя Грушецкий Василий Анатольевич (п.Тимшер), быстро и ловко соорудил силок на боровую дичь Мизев Сергей Александрович (п. Белый Бор), с первого выстрела поразили цель Бажуков Василий Энгельсович (с. Покча) и Логинов Александр Анатольевич (с. Усть-Кулом).
Пока жюри совещалось фольклорный коллектив д.Еремеево, завёл «Еремеевский марш», хороводный танец, которому уже более 100 лет. И все гости, вместе с охотниками, пустились в пляс, запросто исполняя замысловатые фигуры.
Раз в два года еремеевцы встречают гостей. В деревне царит особая приподнятая атмосфера. Все отмечают радушие, открытость, щедрость жителей.
Обязательно побывайте на празднике! Вы получите незабываемые впечатления от общения с красотой д.Еремеево, ее замечательными жителями, окунетесь в необыкновенный мир подлинного народного творчества.
День охотника
Испокон веков охота на Руси считалась возможностью добычи диких животных для существования. Да и сейчас имеются профессионалы, то есть квалифицированные работники охотничьих хозяйств, которые входят в состав классификатора занятий. Их насчитывается более 80 тысяч человек и так же очень много охотников-любителей, около 4,5 тысячи различных предпринимательских организаций.
Поэтому в поддержку традиций этой профессии, Министерство природы Российской Федерации, выдвинуло инициативу об утверждении профессионального праздника – Дня охотника.
Так был разработан проект указа президента РФ о праздновании, его опубликовали на сайте министерства.
Большинство охотников его празднуют во вторую субботу сентября. Этот месяц выбран, потому что по традиции в России в это время начиналась псарская охота. Но этот праздник не считается официально установленным для всех россиян. Он пока находится в проекте.
Виды выполняемых работ работниками охотничьих хозяйств
Отрасли охотничьего хозяйства способствуют:
• устойчивому использованию охотничьих животных;
• сохранению разнообразия животного мира;
• регулированию их популяции.
Основными охотничьими зонами считаются леса Сибири, Севера и Дальнего Востока. Промысловики и профессиональные работники охотничьих хозяйств, занимаются добычей пушного зверя, биотехническими мероприятиями, которые способствуют росту численности охотничьих животных.
Зимой добывают зверьков, у которых улучшается качество меха: он становится более густым, к ним относят:
— белку;
— соболя;
— куницу;
— колонка;
— норку;
— зайца;
— лисицу.
Весной охотятся за другими мелкими животными:
— кротами;
— сурками;
— хомяками;
— сусликами.
Работниками охотничьих хозяйств, производится заготовка и переработка шкур диких животных.
Кроме добычи пушно-мехового сырья, охотники регулируют численность опасных животных – волков, лисиц и медведей. Скопление хищников, может привести к распространению болезней, которые могут угрожать здоровью и жизни людей, а так же наносить вред домашним животным и сельскому хозяйству.
В работу егерей входит защита животных, особенно, когда ведется вырубка лесов, возникают пожары.
Наконец-то, обратили внимание на важность профессии работников охотничьих хозяйств и появился этот праздник. Он по-разному празднуется в регионах: с организацией соревнований, выставок литературы для охотников, пушнины, концертных выступлений.
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДНЯ ОХОТНИКА
1. Установить профессиональный праздник – День охотника и отмечать его во вторую субботу сентября.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации В. Путин
Пояснительная записка
к проекту указа Президента Российской Федерации
«Об установлении Дня охотника»
Проект указа Президента Российской Федерации «Об установлении Дня охотника» (далее – проект указа) разработан в целях сохранения, поддержки и развития традиционного профессионального вида деятельности – работник охотничьего хозяйства, а также национальных традиций народов Российской Федерации как неотъемлемых частей ее культурного и духовного наследия.
Отрасль охотничьего хозяйства является неотъемлемой составляющей природопользования, обеспечивающей сохранение биологического разнообразия животного мира, а также устойчивое и неистощительное использование охотничьих животных.
Квалифицированные работники охотничьего хозяйства входят в структуру Общероссийской классификатора занятий, утвержденного постановлением от 30 декабря 1993 г. № 298 и введенного в действие с 1 января 1995 г. Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. В 2010 году среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности – сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях составляла 6,1 млн. человек, число рабочих мест в эквиваленте полной занятости – 16 541 единиц, число охотпользователей – 3 614 (3 339 юридических лиц и 275 индивидуальных предпринимателей)[1]. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 80 000 квалифицированных работников охотничьего хозяйства.
Профессиональными работниками охотничьих хозяйств, промысловыми охотниками обеспечивается пушной промысел (заготовка и переработка шкур диких животных), заготовка и переработка другой продукции охоты, производство изделий из охотничьего сырья. Работниками охотничьего хозяйства осуществляется регулирование численности опасных видов хищников (волков, медведей, лисиц), которые наносят вред сельскому хозяйству, являются переносчиками опасных заболеваний, а также могут угрожать жизни и здоровью человека. Вместе с тем, профессиональные егеря предотвращают гибель диких животных в результате антропогенного воздействия (при проведении сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ).
Кроме того, в Российской Федерации охота, помимо социально значимого вида рекреационной деятельности, на протяжении многих веков является традиционным видом деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, который и теперь для отдельных народов остается основным источником существования.
В большинстве субъектов Российской Федерации день охотника традиционно отмечается в начале сентября, что связано со старинными русскими традициями псарских охотников. Однако этот день не является официально установленным для всей России.
В связи с этим, в знак признании заслуг работников охотничьего хозяйства проектом указа предлагается установить День охотника и отмечать его во вторую субботу сентября.
Принятие проекта указа не потребует расходов из федерального бюджета.