- исключительное право охоты
- Смотреть что такое «исключительное право охоты» в других словарях:
- Исключительное право охоты во франции
- XVIII ФЕОДАЛЬНЫЕ ПРАВА ОСТАЮТСЯ
- Читайте также
- Феодальные монархии
- ЗАГАДКИ ОСТАЮТСЯ
- ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ
- Глава I Почему феодальные права сделались ненавистны народу Франции гораздо более, чем в других странах
- Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права).
- ЛЮДИ ОСТАЮТСЯ НА ПОВЕРХНОСТИ
- 7. Жрецы уходят, но остаются
- И ВСЕ ЖЕ ЗАГАДКИ ОСТАЮТСЯ
- 49. ВЛИЯНИЕ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII в. НА РАЗВИТИЕ ФРАНЦУЗСКОГО ПРАВА
- Вопросы остаются…
- Машины остаются на дорогах
- Цели остаются прежними
- Брюки остаются исключением
- Формирование и эволюция абсолютизма в России. Развитие российского права (вторая пол. XVII—XVIII вв.)
- 6. И ЧЕРЕЗ 65 ЛЕТ ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ
исключительное право охоты
Универсальный русско-немецкий словарь . Академик.ру . 2011 .
Смотреть что такое «исключительное право охоты» в других словарях:
Охота — на оленя. Лукас Кранах Старший. 1529 год У этого термина существуют и другие значен … Википедия
Звероловство — Охотник с белым медведем Четыре кабана, убитых на охоте в Австрии Охота промысел или развлечение, состоящие в поиске, выслеживании, преследовании и добыче (то есть поимке или умерщвлении) некоторых видов диких животных. Промысловая охота служит… … Википедия
Русская охота — Охотник с белым медведем Четыре кабана, убитых на охоте в Австрии Охота промысел или развлечение, состоящие в поиске, выслеживании, преследовании и добыче (то есть поимке или умерщвлении) некоторых видов диких животных. Промысловая охота служит… … Википедия
Охота — в обширном смысле этого понятия означает страсть, направленную к добыванию и разведению некоторых видов животных, а также к усовершенствованию путем упражнения и подбора отличительных признаков их; сюда относятся конская О. (коневодство, рысистые … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Охота, общее понятие — в обширном смысле этого понятия означает страсть, направленную к добыванию и разведению некоторых видов животных, а также к усовершенствованию путем упражнения и подбора отличительных признаков их; сюда относятся конская О. (коневодство, рысистые … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Национальное собрание — (Assemblée nationale, Ass. n. constituante) так называется обыкновенно первое собрание представителей народа во Франции во времена Великой революции. Когда внутреннее состояние Франции вынудило Людовика XVI созвать генеральные штаты, парижский… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Национальное собрание (Франция — Национальное собрание (Франция, история) Национальное собрание (фр. Assemblé e nationale, Ass. n. constituante) так называется обыкновенно первое собрание представителей народа во Франции во времена Великой революции. Когда внутреннее… … Википедия
Национальное собрание (Франция, история) — У этого термина существуют и другие значения, см. Национальное собрание. Национальное собрание (фр. Assemblé e nationale, Ass. n. constituante) так называется обыкновенно первое собрание представителей народа во Франции во времена… … Википедия
Оккупация — (лат. occupalio) овладение вещами, не имеющими собственника ( ничьими , res nullius, и брошенными собственниками, res derelictae), с целью присвоения. Римские юристы считали положением естественного права, что никому не принадлежащие вещи… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кавказский заповедник — Категория МСОП Ia (Строгий природный резерват) Координаты: Координаты … Википедия
Кавказский государственный природный биосферный заповедник — Территория Кавказского государственного природного биосферного заповедника … Википедия
Исключительное право охоты во франции
Законодательная политика в области охоты и охотничьего хозяйства во Франции развивалась с учетом многовековых традиций. Здесь каждый гражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста, имеет право стать охотником. Для этого необходимо купить у государства охотничий билет.Билет выдается префектом департамента по представлению мэра коммуны (общины), в которой проживает охотник. Срок действия билета — один год. Необходимым условием его получения является наличие страхового свидетельства, гарантирующего охотнику возмещение расходов, связанных с возможными несчастными случаями на охоте. В получении билета может быть отказано лицу, осужденному за правонарушения.
Охота как отрасль подведомственна Министерству сельского хозяйства. Все директивные акты, касающиеся охоты, подписываются министром сельского хозяйства Франции. Высший совет охоты состоит из представителей (как правило, председателей) союзов охотников и лиц, ведающих охотой, и возглавляется начальником Управления водных и лесных ресурсов. С ведущими специалистами этой организации министр сельского хозяйства консультируется при установлении сроков охоты и при утверждении постановлений в области охотничьей деятельности.
На уровне Высшего совета охоты решается также вопрос распределения кредитов, выделяемых министром сельского хозяйства на охотничьи мероприятия (охрана и воспроизводство дичи, создание и содержание заповедников и пр.).
По закону владелец земли может запретить охоту на своей территории. Но практически ему трудно воспользоваться этим правом вследствие раздробленности земельных участков и в силу ограничений, налагаемых существующим земельным законодательством. Чаще всего право решения вопросов, связанных с охотой, землевладелец передает коммуне, которая сама является собственником общественных земель и может диктовать свои условия землевладельцам.
Коммуна вправе учреждать охотничье общество, объединяя в нем охотников, которые платят ежегодный взнос. Коммунальные общества входят в союз охотников департамента. Союз охотников нанимает егерский состав. Определенная часть сумм, поступающих от уплаты членских взносов и стоимости охотничьих билетов, передается союзу и расходуется на мероприятия по воспроизводству и плату работникам охраны.
Каждый год, в начале лета, министр сельского хозяйства определяет своим постановлением сроки открытия и закрытия сезона охоты по отдельным видам дичи. Однако префекты, в зависимости от местных условий и результатов таксации, могут с разрешения министра изменять сроки охоты.
Председатель департаментского союза также имеет право испрашивать у префекта разрешение на внесение изменений в постановление министра по срокам открытия и закрытия сезона охоты. Префект, со своей стороны, должен получить согласие министра на внесение этих изменений.
Во Франции большая часть лесов принадлежит государству. Общества (союзы) охотников или частные лица могут арендовать эти земли сроком на девять лет. При этом Управление водных и лесных ресурсов устраивает конкурсы, участники которых представляют перечень планируемых ими мероприятий по организации и развитию охотничьего хозяйства. В течение договорного срока Управление осуществляет надзор за охотой и контролирует выполнение взятых арендаторами обязательств.
Часть земель отведена под национальные парки, где флора и фауна охраняются за счет государства. Эти резерваты охватывают основные эндемические массивы в различных регионах Франции. Существуют территории, специально предназначенные для разведения и акклиматизации животных и птиц, на которых разрешена охота.
Согласно закону дичь принадлежит тому, кто ее добыл, при условии, что это произошло в угодьях, где разрешена охота. Если же она падает и погибает на запретной территории, то охотник имеет право подобрать ее, но обязан при этом предварительно разрядить ружье.
По срокам охоты Франция разделена на две зоны: северная зона простирается от Северного моря до Лиона, южная — от Лиона до Средиземного моря. На каждый вид дичи сроки охоты устанавливаются отдельно.
На некоторые виды зверей и птиц, признанных вредными для охотничьих хозяйств (волк, лисица, барсук, кабан), охота разрешена в течение всего года.
Во Франции также широко распространена охота на зимующих и перелетных птиц во время пребывания их на морском побережье, озерах и болотах. Основными видами местной дичи являются: белая и серая куропатки, перепел, дрозд, жаворонок, бекас, фазан, все виды уток и гусей, кулики, тетерев, рябчик, лиса, барсук, волк, кролик, заяц, косуля, кабан, серна, олень.
Количество охотников, имеющих государственные охотничьи билеты, составляет более полутора миллионов человек.
XVIII ФЕОДАЛЬНЫЕ ПРАВА ОСТАЮТСЯ
ФЕОДАЛЬНЫЕ ПРАВА ОСТАЮТСЯ
Когда Национальное собрание вновь собралось 5 августа и стало придавать форму законных постановлений происшедшему накануне отречению привилегированных сословий от своих прав, в нем сразу сказался его «собственнический» дух. Оно стало отстаивать все денежные права, связанные с теми самыми феодальными правами, от которых оно отказалось за несколько часов перед тем.
Во Франции еще существовали тогда под названием права мертвой руки, баналитетов и т. д. различные остатки прежнего крепостного права. Во Франш–Конте, в Ниверне, в Бургундии были еще крестьяне, подчиненные так называемому «праву мертвой руки». Они были крепостными в полном смысле слова, т. е. не могли продавать своей земли или передавать ее по наследству иначе как детям, живущим с ними; они оставались, таким образом, сами и их потомки прикрепленными к земле. Сколько их было — в точности неизвестно, но предполагают, что цифра в 300 тыс., которую приводит Бонсерф, наиболее вероятна[81].
Рядом с этими крестьянами, подчиненными «праву мертвой руки», существовало еще много свободных крестьян и даже горожан, на которых тем не менее продолжали лежать разного рода личные повинности по отношению к их бывшим помещикам или по отношению к бывшим владельцам земель, купленных ими или снимаемых в аренду[82].
Привилегированным сословиям — дворянам и духовенству принадлежало тогда, вообще говоря, около половины всех земель в каждой деревне; кроме того, они взимали разные феодальные платежи с земель, принадлежавших крестьянам. Исследователи, занимавшиеся этим вопросом, говорят, что уже в то время мелкие собственники были во Франции очень многочисленны; но, прибавляет Саньяк, лишь немногие «владели землей в полную собственность и не обязаны были платить хотя бы чинша или какой–нибудь другой подати в качестве признания помещичьего права владения». Почти со всех земель платилось что–нибудь деньгами или частью урожая какому–нибудь владельцу.
Повинности этого рода были очень разнообразны; но их можно разделить на пять разрядов: 1) повинности личные и часто удивительные — остатки личного крепостного права; в некоторых местах, например, крестьяне обязаны были ночью колотить палками по воде в пруду, чтобы лягушки не мешали барину спать; 2) повинности денежные и всевозможные повинности и барщины натурой и трудом в уплату за действительный или предполагаемый наем земли; в число этих повинностей входили «право мертвой руки» и земельная барщина, т. е. corvee reelle[83], чинш, champart, земельная рента и подати при продажах и наследовании (lods et ventes); 3) различные платежи, вытекающие из принадлежащих помещику разных монополий, т. е. сборы с внешних и внутренних таможен, плата за пользование амбаром или весами помещика, его мельницей, прессом для выжимания виноградного сока, сельской печью, в которой крестьяне поочередно пекли хлеб, и т. п.; 4) судебные пошлины, взимавшиеся помещиком там, где ему принадлежало право суда: штрафы, пошлины и т. д., и наконец, 5) исключительное право помещика охотиться на своих собственных и на крестьянских землях, а также право держать голубятни и парки для кроликов, что составляло почетную привилегию, ценившуюся очень высоко, но очень тяжело ложилось на крестьян и фермеров, поля и посевы которых истреблялись голубями и кроликами.
Все эти права были в высшей степени стеснительны и обходились крестьянам очень дорого даже тогда, когда они приносили помещику мало дохода или даже никакого. Бонсерф в своем замечательном труде[84] указывает на тот факт, что начиная с 1776г. помещики, почти все обедневшие, а главным образом их управляющие начали сильно прижимать арендаторов и крестьян, чтобы получать с них по возможности больше доходов. В 1786 г. был даже произведен во многих местах пересмотр «земельных росписей» (уставных грамот) с целью повышения феодальных платежей.
И вот теперь Собрание, провозгласив отмену всех пережитков феодального строя, когда ему пришлось выразить все эти отказы от привилегий в форме определенных законов, отступило и стало на сторону владельцев.
Казалось бы, например, что раз помещики сами отказались от «права мертвой руки», то о нем больше не может быть и речи и остается только придать этому отказу форму закона. Но даже и по этому вопросу начались прения. Пытались установить различие между личной зависимостью (mainmorte personnelle), которая должна быть уничтожена без вознаграждения, и mainmorte reelle, которая связана с землей и передается от одного владельца другому при аренде или покупке земли, а потому подлежит выкупу. И если Собрание, наконец, решило отменить без выкупа все права и обязанности, как феодальные, так и чиншевые, «связанные с вещным или личным «правом мертвой руки» и с личной зависимостью», то оно устроило так, что и здесь, даже в этом вопросе, осталось некоторое сомнение во всех тех случаях, когда «право мертвой руки» трудно было отделить от феодальных прав вообще.
Тот же шаг назад был сделан Собранием в вопросе о церковной десятине, платимой духовенству. Десятина доходила, как известно, очень часто до пятой части или даже до четверти всего урожая; притом духовенство требовало даже свою долю сена, собранных орехов и т. п. Эта подать ложилась на крестьян очень тяжело, особенно на бедняков. Поэтому 4 августа духовенство отказалось от всех форм десятины натурой с условием, однако, что эти платежи будут выкуплены плательщиками. Но так как при этом не указывались ни условия выкупа, ни процедура, посредством которой выкуп будет происходить, то отказ сводился к простому пожеланию. Духовенство соглашалось на выкуп; оно позволяло крестьянам, если они захотят и смогут, выкупать десятину, устанавливая ее стоимость по соглашению с владельцами. Но когда 6 августа захотели формулировать относящийся к десятине закон, то Собрание встретилось с крупным затруднением.
В продолжение ряда веков отдельные духовные лица продавали свои права на взимание десятины частным людям; такие десятины назывались светскими, или закрепленными (infeodees), и по отношению к ним Собрание сочло выкуп совершенно необходимым ради охраны права собственности последнего покупателя. Мало того, десятины, платимые крестьянами самому духовенству, оказались, в речах некоторых ораторов Собрания, как бы налогом, который нация платит для содержания своего духовенства; и мало–помалу по мере обсуждения этого предмета в Собрании взяло верх мнение тех, кто говорил, что о выкупе десятины может быть речь только в том случае, если нация возьмет на себя обязанность платить духовенству правильное жалованье. Эти прения продолжались целых пять дней, до 11–го числа, когда несколько священников, а за ними и архиепископы заявили, что они приносят десятину в жертву отечеству, а в остальном полагаются на справедливость и щедрость нации.
Таким образом было решено, что все виды десятины, платимые духовенству, будут отменены; но до тех пор, пока не будут найдены иные средства на покрытие жалованья духовенству, десятина должна платиться по–прежнему. Что же касается до закрепленной десятины, то она должна будет выплачиваться до тех пор, пока не будет выкуплена!
Можно себе представить, какое разочарование и какие волнения вызвало такое постановление среди крестьян. Десятина отменялась в теории, но на деле должна была взиматься по–прежнему. «До каких пор?» — спрашивали крестьяне. — «Пока государство не найдет средств платить духовенству как–нибудь иначе!». А так как финансовое положение государства ухудшалось, то крестьяне вполне справедливо начали сомневаться в том, что десятина будет когда–либо уничтожена. Безработица и революционные бури неизбежно затруднили поступление налогов; а в то же время расходы на новые судебные учреждения и на новую администрацию неизбежно возрастали. Демократические реформы всегда обходятся очень дорого и только мало–помалу народу, в среде которого происходит революция, удается восстановить равновесие бюджета и покрывать вызванные революцией издержки. Пока крестьяне, стало быть, должны были платить по–прежнему десятину, и до самого 1791 г. десятину продолжали взыскивать с них очень строго. А так как они больше платить не хотели, то Собрание издавало против недоимщиков закон за законом со всевозможными карательными мерами.
То же самое нужно сказать и о праве охоты. В ночь 4 августа дворяне отказались от этого права. Но когда пришлось точно выразить в законе, что значил их отказ, то оказалось, что он должен был означать только то, что право охоты предоставляется всем и каждому. Между тем Собрание отступило перед таким решением и ограничилось тем, что распространило право охоты «на своих землях» на всех собственников, или владельцев недвижимых имуществ. Но даже и здесь, в окончательной редакции закона были оставлены неясности. Собрание отменило исключительное право охоты и право держать открытые парки для кроликов и заявило, что «всякий собственник имеет право истреблять сам или поручать другим истреблять дичь, исключительно на своих наследственных землях (heritages)». Распространилось ли это разрешение на арендаторов или нет, оставалось под сомнением. Впрочем, крестьяне не стали ждать разрешения начальства и не стали обращаться к судам за разрешением сомнений. Они истолковали постановления 4 августа в свою пользу и тотчас же после 4 августа принялись истреблять помещичью дичь. В течение долгих годов они видели, как голуби и кролики уничтожали их посевы, и теперь, не дожидаясь ничьего разрешения, они сами стали истреблять разорителей.
Наконец, в самом важном вопросе — в вопросе о феодальных правах, волновавшем больше 20 млн. французов, Собрание, когда ему пришлось облечь в законную форму разные отказы, заявленные в ночь 4 августа, ограничилось простым провозглашением в принципе уничтожения феодальных прав.
«Национальное собрание совершенно уничтожает феодальный строй», — гласил первый пункт его постановления 5 августа. Но дальнейшие пункты постановлений, сделанных от 6 до 11 августа, объясняют, что совершенно исчезает только личная зависимость как унизительная для достоинства человека. Все же остальные повинности, каковы бы ни были их происхождение и природа, остаются. Они могут быть выкуплены со временем, но в августовских постановлениях ничто не указывает, когда и на каких условиях сможет произойти выкуп. Не назначается никакого срока для выкупа и не дается никаких указаний относительно процедуры, посредством которой выкуп мажет быть совершен. Нет ничего, ровно ничего, кроме принципа, кроме высказанного желания. А пока крестьяне должны платить все по–прежнему.
В этих постановлениях 5—11 августа 1789 г. было даже нечто худшее. Они открывали путь одной мере, которая могла сделать выкуп совершенно немыслимым, и такую меру Собрание действительно провело семь месяцев спустя. В феврале 1790 г. оно обязало крестьян выкупить разом все феодальные платежи, падавшие на покупщика или арендатора земли, и тем сделало выкуп совершенно недоступным для них. Саньяк в своем интересном труде[85] замечает, что Деменье предлагал такого рода меру еще 6 и 7 августа. И вот, как мы увидим ниже, Собрание издало в феврале 1790 г. закон, по которому стало невозможным выкупать повинности, связанные с владением землей, не выкупая вместе с тем и повинностей личных, т. е. крепостного происхождения, хотя эти последние были уже уничтожены декретом 5 августа 1789 г.
Увлеченные энтузиазмом, с каким была встречена в Париже и во всей Франции весть о заседании 4 августа, историки не останавливаются достаточно на тех ограничениях первого параграфа своего постановления, которые Собрание внесло в последующих заседаниях, от 5 до 11 августа. Даже Луи Блан, приводящий в главе «Отношения революции к собственности»[86] все необходимые данные для того, чтобы судить о содержании августовских постановлений, по–видимому, колеблется, словно он боится разрушить красивую легенду. Он только вскользь упоминает об этих ограничениях и даже старается оправдать их, говоря, что «логика фактов осуществляется в истории далеко не так быстро, как логика идей в голове мыслителя». Но эта неясность, эти сомнения, эти колебания, которыми Собрание ответило крестьянам на их требование ясных и точных мер для уничтожения старых злоупотреблений, сделались источником жестокой борьбы в течение четырех последующих лет. Только четыре года спустя, после исключения жирондистов из Конвента в июне 1793 г., удалось поставить во всей целости вопрос о феодальных правах и разрешить его в духе 1–го пункта постановления 4 августа[87].
Теперь, сто лет спустя, жаловаться на поведение Национального собрания не приходится. В сущности оно сделало все, чего только можно было ожидать от собрания собственников и буржуа, может быть, оно сделало даже больше. Оно провозгласило принцип громадной важности и тем как бы призывало народ идти дальше. Но иметь в виду сделанные им ограничения необходимо, потому что, если мы примем в точном смысле первый пункт декрета 4 августа, в котором говорится о полном упразднении феодального строя, мы рискуем не понять ни истории последующих четырех годов революции, ни той жестокой борьбы между революционерами, которая произошла в Конвенте в 1793 г.
Постановления Собрания встретили страшное сопротивление. Если, с одной стороны, они нисколько не удовлетворили крестьян и послужили сигналом к новому взрыву крестьянского восстания, то, с другой стороны, дворянство, высшее духовенство и король увидели в них попытку ограбить привилегированные сословия. С этого момента началась против революции подпольная, неустанная и все более и более ревностная агитация. Собрание думало, что охраняет права земельной собственности, и в обыкновенное время подобный закон мог бы даже достигнуть этой цели. Но все те, кто был тогда на местах, понимали, что ночь 4 августа нанесла решительный удар всем феодальным правам: что августовскими постановлениями, хотя они и требовали выкупа, все–таки на деле уничтожались феодальные права. Весь общий смысл этих постановлений, в том числе уничтожение десятины, права охоты и других привилегий, показывал народу, что его права выше исторических прав собственности. В августовских постановлениях заключалось осуждение во имя справедливости всех унаследованных привилегий феодализма. Теперь уже ничто не могло дать этим правам их прежнюю неприкосновенность в глазах крестьян.
Крестьяне поняли, что феодальные права осуждены и вовсе не стали выкупать их; они просто перестали платить. Но Собрание, у которого не хватило смелости ни совершенно отменить феодальные права, ни установить возможный для крестьян способ выкупа, создало этим то неопределенное положение, которое должно было вскоре породить гражданскую войну во всей Франции. С одной стороны, крестьяне увидели, что им ничего не следует выкупать, ничего платить, что нужно продолжать революцию, чтобы добиться уничтожения феодальных прав без выкупа. А с другой стороны, богатые люди поняли, что в августовских постановлениях еще нет ничего определенного, что этими постановлениями еще ничего не сделано, кроме принесения в жертву «права мертвой руки» и права охоты, и что, став на сторону контрреволюции и короля как ее представителя, им еще удастся, может быть, сохранить и феодальные права, и земли, когда–то отнятые ими и их предками у деревенских общин.
Король, следуя, вероятно, мнению своих советников, отлично понял, чего ждет от него контрреволюция. Он увидал, что ему предстоит сделаться объединяющим символом защиты феодальных привилегий, и он поспешил написать архиепископу города Арль, что никогда, иначе как под давлением насилия, он не даст своего согласия на августовские постановления. «Принесенная жертва (двух первых сословий государства) прекрасна, — говорит он, — но все, что я могу сделать, это выразить мое уважение перед ней: я никогда не соглашусь лишить мое духовенство и мое дворянство их имуществ. Я не дам своей санкции таким законам, которые разорили бы их».
И он действительно отказывался дать свое согласие на законное обнародование этих постановлений до тех пор, пока народ не привез его как пленника в Париж. И даже тогда, когда он уступил, он сделал все, что мог, вместе со всеми имущими классами: духовенством, дворянством и буржуазией, — чтобы эти постановления Собрания не вылились в форму законов, чтобы они остались мертвой буквой.
Мой друг Джемс Гильом, который был так добр, что прочел всю мою рукопись, написал по вопросу о королевской санкции постановлениям 4 августа следующее весьма ценное примечание, которое я привожу целиком. Вот оно:
«Собрание имело власть учредительную и законодательную и много раз заявляло, что его действия в качестве власти учредительной независимы от власти короля. Королевская санкция требовалась только для законов (постановления Собрания назывались декретами до получения санкции и законами — после).
Акты 4 августа были учредительного характера: Собрание формулировало их в виде постановлений (arretes), но ни минуты не думало, что разрешение короля нужно было для того, чтобы привилегированные классы могли отказаться от своих привилегий. Характер этих постановлений — или этого постановления, так как о них упоминают то во множественном, то в единственном числе, — виден из 19–го и последнего параграфа, в котором говорится: «Национальное собрание займется тотчас же после конституции составлением законов, необходимых для развития начал, высказанных в настоящем постановлении, которое будет немедленно разослано господам депутатам по всем провинциям» и т. д. 11 августа текст постановлений был окончательно принят; вместе с тем Собрание дало королю титул восстановителя французской свободы и решило отслужить молебен в дворцовой часовне.
12 августа председатель Собрания (Ле Шапелье) отправился к королю узнать, когда он пожелает принять Собрание для этого молебна; король назначил прием на 13–е, в 12 часов, 13–го все Собрание является во дворец; председатель произносит речь, в которой он нисколько не просит короля санкционировать решение Собрания, а только объясняет королю, что именно сделало Собрание и сообщает о данном им королю титуле. Людовик XVI отвечает, что принимает титул с благодарностью, приветствует Собрание и выражает ему свое доверие. Затем в часовне отслужен был молебен.
Что король тайным образом выражал архиепископу Арльскому совсем иные чувства, это неважно: здесь речь идет лишь о том, что он делал публично.
Итак, в первое время король публично не оказал ни малейшего сопротивления постановлениям 4 августа.
Но 12 сентября вследствие происходивших в стране волнений партия патриотов предложила в видах успокоения страны придать постановлениям 4 августа форму торжественной декларации; для этого большинство решило представить эти постановления на санкцию короля, несмотря на сопротивление контрреволюционеров, которые предпочли бы, чтобы об этих постановлениях больше не было речи.
Уже в понедельник, 14 сентября, патриоты увидали, однако, что слово санкция может вызвать недоразумение. В Собрании речь шла как раз о «задерживающем вето» (veto suspensif), т. е. о праве задержать принятый Собранием закон, которое хотели предоставить королю, и Барнав заметил, что такое вето неприложимо к постановлениям 4 августа. В том же смысле говорил и Мирабо. «Постановления 4 августа, — сказал он, — составлены учредительной властью; поэтому они не подлежат санкции. Постановления 4 августа — не законы, а принципы и основные конституционные положения. И когда мы обратились к королю за санкцией для актов 4 августа, вы собственно обратились к нему за обнародованием (promulgation) их». Тогда Ле Шапелье предложил заменить по отношению к этим постановлениям слово санкция словом обнародование и прибавил: «Я считаю, что постановления, которым Его величество выразил свое бесспорное одобрение как в письме, переданном им мне, когда я имел честь говорить от имени собрания (в качестве представителя), так и служением благодарственного молебна в королевской часовне, не нуждаются в санкции короля».
Тогда внесено было предложение, чтобы Собрание отложило обсуждение стоящего на очереди вопроса (о вето) до того времени, когда произойдет обнародование королем постановлений 4 августа. Общий шум. Заседание закрывается; никакого решения не принято.
15–го — новые прения без результата; 16–го и 17–го говорят совсем о другом: о порядке престолонаследия.
Наконец, 18–го получается ответ от короля. Он выражает свое одобрение общему духу постановлений 4 августа, но замечает, что по отношению к некоторым из них он может выразить свое согласие лишь условно; затем он заканчивает следующими словами: «Итак, я одобряю большую часть этих пунктов и санкционирую их, когда они будут составлены в виде законов». Этот ответ, затягивавший дело, вызвал большое неудовольствие; депутаты повторяли, что от короля требуется только простое обнародование постановлений и что он не может отказать в этом. Было решено, что председатель отправится к королю и будет умолять его немедленно дать распоряжение об обнародовании. Ввиду угрожающего тона речей ораторов в Собрании Людовик XVI понял, что нужно уступить; но и тут он стал придираться к словам: 20 сентября, вечером, он передал председателю (Клермон–Тонеру) ответ, в котором говорилось: «Вы просили меня санкционировать постановления 4 августа… Я вам сообщил замечания, которые я мог сделать по поводу их… Теперь вы просите об обнародовании тех же самых постановлений; обнародованию подлежат законы… Но я уже сказал вам, что одобряю общий дух этих постановлений… Я издам распоряжение об их опубликовании по всему государству… Я не сомневаюсь, что смогу дать свою санкцию всем тем законам, которые вы издадите относительно разных предметов, указанных в этих постановлениях».
Таким образом, если в постановлениях 4 августа выражены только одни принципы и теоретические взгляды, если мы напрасно стали бы искать в них конкретных мер и прочего, то это потому, что таков и должен был быть характер этих постановлений, ясно определенный Собранием в 19–м пункте. 4 августа было провозглашено в принципе уничтожение феодального строя; затем было сказано, что Собрание издаст законы для проведения этого принципа в жизнь и что это будет тогда, когда будет закончена конституция.
Можно, если угодно, критиковать такой метод работы, избранный Собранием; но нужно заметить, что оно никого не обманывало и не изменяло своему слову тем, что не издавало законов сейчас же, раз оно обещало издать их лишь после конституции. А когда в сентябре 1791 г. конституция была закончена, Учредительному собранию пришлось удалиться и уступить место Законодательному собранию».
Это примечание Джемса Гильома проливает новый свет на тактику Учредительного собрания. Когда война крестьян против помещичьих замков поставила на очередь вопрос о феодальных правах, перед Собранием было два выхода. Оно могло заняться выработкой законопроектов о феодальных правах, обсуждение которых заняло бы целые месяцы или, вернее, годы и ввиду разногласий в среде самих представителей не привело бы ни к чему, кроме раскола в Собрании, который привел бы к его роспуску королем (В эту ошибку впала русская Дума 1905 г. при обсуждении земельного вопроса). Или же оно могло ограничиться провозглашением нескольких основных начал, которые должны были послужить впоследствии основанием для составления законов. Собрание избрало второй путь. Оно поспешило составить в несколько заседаний ряд конституционных постановлений, которые королю в конце концов пришлось опубликовать. В деревнях же эти принципиальные постановления Собрания послужили приглашением к отмене феодальных прав революционным путем и настолько расшатали весь феодальный строй, что четыре года спустя Конвент уже мог провести закон о полной отмене феодальных прав, без всякого выкупа. Сознательно или нет был избран этот второй путь, во всяком случае он оказался целесообразнее первого.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Феодальные монархии
Феодальные монархии Феодальные монархии находились на разных уровнях развития и стабильности, поэтому основы будущих европейских государств не были в то время заложены одинаково прочно на всем христианском пространстве. В северном, скандинавском мире, в областях
ЗАГАДКИ ОСТАЮТСЯ
ЗАГАДКИ ОСТАЮТСЯ Свердлову приписывают фразу: «Хоронить Каплан не будем. Останки уничтожить без следа».В первом издании «Записок коменданта Кремля» Павел Мальков приводит подробности того, как обсуждался вопрос, где лучше убить Каплан. В последующих изданиях некоторые
ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ
ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ Расследование обстоятельств, связанных с гибелью Машерова в автомобильной катастрофе, велось в октябре-декабре 1980 года, при жизни Брежнева и его ближайшего окружения, которое, видя угасание генсека, лихорадочно прокручивало варианты
Глава I Почему феодальные права сделались ненавистны народу Франции гораздо более, чем в других странах
Глава I Почему феодальные права сделались ненавистны народу Франции гораздо более, чем в других странах Одно обстоятельство поражает нас прежде всего: Революция, целью которой было повсеместное уничтожение остатков средневековых институтов, разразилась не в тех
Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права).
Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права). Я не собираюсь писать трактат о феодальных правах или разбирать вопрос об их происхождении. Я только хотел бы указать те из этих прав, что продолжали еще
ЛЮДИ ОСТАЮТСЯ НА ПОВЕРХНОСТИ
ЛЮДИ ОСТАЮТСЯ НА ПОВЕРХНОСТИ ВМС и работающие на них гигантские корпорации («Локхид», «Норт Америкен», «Грумман», «Дженерал моторз», «Вестингауз»), создавая глубоководные аппараты для поиска и обнаружения, заинтересованы прежде всего в том, чтобы отправлять людей,
7. Жрецы уходят, но остаются
7. Жрецы уходят, но остаются Египетская языческая культура очень повлияла, на формирование ветхозаветной религии, без которой трудно представить монотеизм. Происходило это во II тысячелетии до нашей эры [36]: «Брожение умов и духовные поиски породили надежды и пророчества
И ВСЕ ЖЕ ЗАГАДКИ ОСТАЮТСЯ
И ВСЕ ЖЕ ЗАГАДКИ ОСТАЮТСЯ Глядь, в стороне от дорожки на могилке вспыхнула свечка… вдали и немного подалее загорелась другая. «Клад!» — закричал дед. Н.В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки По многочисленным поверьям, золото не каждому дается в руки и очень часто
49. ВЛИЯНИЕ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII в. НА РАЗВИТИЕ ФРАНЦУЗСКОГО ПРАВА
49. ВЛИЯНИЕ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII в. НА РАЗВИТИЕ ФРАНЦУЗСКОГО ПРАВА Общая характеристика. Революционное право было формальным и светским, стремилось к избавлению от феодальной сословности общества. Однако на практике принцип равенства граждан (например, в
Вопросы остаются…
Вопросы остаются… Итак, Земля — живая сущность! К такому же выводу пришли ученые, завершив в 1991 году многолетний цикл уникальных исследований. Как пишет доктор геолого-минералогических наук И. Н. Яницкий, «носительница нашей жизни — Земля — живая сущность, предельно
Машины остаются на дорогах
Машины остаются на дорогах 13 конце ноября и в первых числах декабря общая обстановка под Москвой продолжала оставаться напряженной. Немцы на ряде участков продвигались вперед. Они были убеждены, что через несколько дней захватят советскую столицу. Их генералы уже
Цели остаются прежними
Цели остаются прежними Президент США Картер, посетивший 18 августа 1978 г. штаб-квартиру ведомства в Лэнгли, в своем выступлении перед сотрудниками ЦРУ поставил задачу всемерной активизации глобальной системы шпионажа, нацеленной в первую очередь против Советского Союза и
Брюки остаются исключением
Брюки остаются исключением Незначительное число женщин все же носят брюки в 1920-е годы, несмотря на то что мода (за исключением спортивной и курортной) не поощряет их к этому. В то же время использование брюк как символа маскулинизации вполне соответствует духу «безумных
Формирование и эволюция абсолютизма в России. Развитие российского права (вторая пол. XVII—XVIII вв.)
Формирование и эволюция абсолютизма в России. Развитие российского права (вторая пол. XVII—XVIII вв.) Вариант 1.1. Из перечисленных ниже утверждений правильно следующееа) Россия встала на путь преобразований, потому что так захотел Петр I;б) Россия нуждалась в преобразованиях,
6. И ЧЕРЕЗ 65 ЛЕТ ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ
6. И ЧЕРЕЗ 65 ЛЕТ ВОПРОСЫ ОСТАЮТСЯ Последнее маневрирование Д-1 в Мотовском заливе, а затем кораблей, которые вели ее поиски, в 1940 году были отображены на карте № 942 (назовем ее — карта № 1). Копия этой карта была опубликована в газете «На страже Заполярья» 4 марта 1990 года