Имя богини покровительницы охоты

Повелительница охоты – богиня Девана. Что олицетворяет и существует ли день, посвящённый дочери Перуна?

В славянской мифологии существовала Богиня Охоты и звали ее Девана. Защитница лесных зверей, покровительница охотников, птицеловов и рыбаков. По преданиям молодая красивая девушка разъезжала на своем верном коне по лесу, и сопровождали ее два помощника-волка. Суровый нрав богини заставлял людей делать подношения в виде части добычи или девичьих атрибутов.

Покровительница охоты – кто она?

Девана была дочерью бога-громовержца Перуна и Дивы-Додолы, Богини Дождя и Грозы. Девана чем-то схожа с Артемидой, которая в Древней Греции была богиней охоты.

В книге польского писателя Яна Длугоша «Хроники Польши» дочь Перуна носит имя Джевана, а в энциклопедическом словаре XI века из Швеции ее именуют Деваной. Судя по тексту из энциклопедии и работам Б.С. Ингемана, можно построить предположение, что это все лишь псевдоним, а не истинное имя богини.

Своим неподатливым характером Девана походила на родителей. У отца, Бога Перуна, взяла воинскую силу и умения, смелость и стремление всегда и во всем быть первой. У Дивы Додолы, которая изображалась как богиня Небесной Влаги, взяла физическую красоту и гордый нрав.

Девана, имея своенравный характер, не шла на уступки никому, кто проявлял способности, превосходящие ее собственные. Наделенная талантами богиня умела превращаться в любую птицу или дикого зверя. Ее охотничьими умениями была стрельба из лука. Своими внешними данными Девана очаровывала и заставляла преклоняться.

Несмотря на то, что богиня была близка к фауне, она никогда не олицетворяла тотемное животное: волка, медведя или рысь. Девана охотилась, превращаясь в лесного зверя, мощную птицу или рыбу речную. При этом богиня стала великой охотницей, она не была воином и не вставала на тропу войны.

Капища люди устраивали в чаще леса, куда охотники, птицеловы и рыбаки сносили свои приношения перед началом сезона добычи.

Предполагалось, что дочь Перуна не только опекала и защищала лесных животных. Она учила их распознавать и уходить от опасностей, укрываться от холодной зимы, а также хитростью избегать охотников и их капканы. В то же время Девана помогала и людям во время охоты, тем самым она естественным образом поддерживала природный баланс.

Вмешательство в ход истории богини происходило в особо экстремальных случаях. Девана могла отвести охотников и их стрелы от одинокой волчицы, которая искала пропитание для своих несамостоятельных волчат. Одновременно помогала и весьма умелым охотникам, удача от которых просто в тот день отвернулась. Карала и наказывала тех, кто охотился ради веселья или для того, чтобы показать свою удаль. Девана не терпела пустого убийства – ее считали весьма умной и справедливой.

Богиню Девану отдали в жену Святобору. Славянский Бог Охоты, Лесов и Рощ имел рассудительный и спокойный характер, который немного смягчал нрав Деваны. Это помогало покровительнице охотников не совершать безрассудных поступков. Однако существует легенда, действие которой предшествовало замужеству.

Девана возгордилась своей красотой лица и непомерной силой, захотела править мирами Яви и Прави вместо деда своего, Бога Сворога. Загорелась быть главной над всеми и решать, кто прав, кто виноват в спорах между другими Богами. Однако Перун прознал о планах и решил остановить свою нерадивую дочь.

На словах договориться не удалось, и они сразились в честном бою. Отец и дочь превращались то в животных, то в птиц, то боролись на мечах. Наконец Девана обернулась рыбой и спряталась на дне морском. Оттуда ее смогла достать Богиня Макошь своей волшебной сетью.

Девана дала обещание не совершать больше таких поступков и не пытаться завоевать власть.

Однако Девана не захотела смириться с поражением и стала мстить мужчинам. Завлекала их в дом-ловушку своей красотой и сладкими речами. Оттуда отправляла их в мир Нави, откуда, как известно, выхода нет. Перун узнал о событиях от Семаргла, Бога Огня, и выдал дочь замуж за Святобора.

Фото, как выглядела дочь Перуна

Покровительница охотников изображалась молодой, красивой и физически сильной девушкой, похожей на амазонку. Глаза были зелеными, цвета листвы на деревьях; на голове толстые косы. Одета она была в роскошную кунью шубу, которая была обшита мехом белок. Поверх одежды на деве была надета волшебная шкура хищного волка или медведя, которая защищала хозяйку от снегопадов и дождей.

Капюшон представлялся в форме головы убитого дикого животного. В левой руке у богини всегда был верный лук и капкан, а в правой руке покровительница носила рогатину на медведя или копье. Охотничий острый нож быт заткнут за пояс; с ним дева никогда не расставалась.



Оберег повелительницы

Обережный символ покровительницы охотников Деваны изображен в виде пересекающихся линий, которые образуют своеобразную звезду. Звезда имеет семь лучей, один из которых направлен вверх, два – по боковым сторонам, и два направлены вниз.

Читайте также:  Японская охотник с собакой

Кому и как он помогает?

Звезда помогает людям:

  • почувствовать уверенность в своих силах;
  • распознать опасность;
  • не совершать ошибки.

Подойдет людям, которые находятся в начале пути самосовершенствования. Оберег направит на истинный путь и не даст совершить поспешных выводов. Укажет на способы решения проблемы, подарит ума для ее устранения и приведет к удачному завершению.

Атрибуты

Атрибуты покровительницы охотников представлялись в виде двух белых волков. Из предметов выделялись плащ или кусок меха, наброшенный на плечи. Венчал плащ капюшон из головы зверя: волка или медведя.

Требы или подношения от охотников, рыбаков или ловцов птиц выражались в делении добычи:

  1. часть мяса дикого зверя;
  2. меха;
  3. половина улова или туши птиц.

Девушки преподносили продукты и пищу, приготовленную своими руками, например, пироги. Также Девана принимала девичьи аксессуары: бусы или ленты.

Существуют ли дни у славян, в которые чествуют божество?

Доподлинно не известно, существовал ли отдельный день, посвященный Деване. Так как она покровительствовала над охотниками, рыболовами и птицеловами, то было принято преподносить дары перед тем, как отправиться в лес или на водоем. Это делалось для получения удачи и защиты от божества. По окончанию добытчики делились уловом, мясом или мехом в знак благодарности за щедрость и поддержку.

  • Зима – это время для смелых и стойких добытчиков. Разрешается охота на волка, лисицу, лося, кабана, оленя, лань и зайца.
  • В марте-апреле выходят птичники на глухаря, гуся и селезня.
  • В середине лета идут на сусликов, сурков, кабана и крота.
  • Осенью охотники отправляются за трофеями из норки, куницы и песца, а также продолжают выслеживать медведя и кабана.

В связи с этим праздничными днями можно считать дни открытия охоты и рыбалки. В течение года могут праздновать несколько раз, так дни начала и окончания охоты на разных животных или птиц могут отличаться.

Справедливость Деваны поможет распознать ошибки и неприятности, убережет от них и укажет путь к успеху. Защитница и покровительница охотников подарит награду честным и покарает хвастливых. Оберег в виде звезды подарит уверенности в собственных силах, укрепит и сбережет здоровье.

Девана – самая своенравная из славянских богинь

Охота была одним из главных занятий у многих древних народов, а потому неудивительно, что и у славян была своя покровительница охотников и лесных зверей. Её звали Девана, и эта богиня знала, как разумно придерживаться гармонии, не допуская ненужного истребления животных и одновременно помогая выжить людям в суровых условиях.

Образ Деваны нетипичен для славянской мифологии, но тем он и интересен. Искусная охотница, защитница диких зверей, справедливая и мудрая Девана напоминает и великую мать, и силы природы, и храбрую воительницу. Что рассказывают мифы о ней? Как почитали Девану наши предки?

Родословная богини Деваны

Как я заметила, Девана заметно отличается от прочих славянских богинь. Эта лесная красавица носит мужскую одежду, издали напоминая охотника. Порой Девана появляется верхом на своём коне, пугая лесное зверьё.

Самих животных она не трогает, а вот к людям может быть крайне суровой. Чтобы умилостивить грозную покровительницу, охотники приносили ей дары, прося о помощи на охоте и снисхождении.

У каждого божества есть своя биография, и Девана – не исключение. Её родителями считались Перун и Дива-Додола, пара верховных богов. Гордый нрав и непокорность явно достались Деване от её отца и матери.

Решительная и смелая красавица не уступает никому, стремясь во всём достигать победы и первенства. Единственный, кого Девана считает равным себе, – её супруг Святобор. Этот бог охраняет леса и заповедные территории. Нередко рассудительный Святобор “укрощает” дерзкую Девану, предупреждая возможные безрассудства охотницы.

Непростой характер Деваны

Древние предания открывают нам Девану как гордую и амбициозную богиню. Однажды она решила , что силой и умом превосходит всех прочих богов, в частности своего деда Сварога.

Деване захотелось свергнуть его и занять место владычицы Прави. Узнав о подобных намерениях дочери, Перун решил остановить её. Для того необходимо было сразиться на копьях, но, как ни странно, силы оказались равными (а ведь силы и мастерство свои Перун сам передал когда-то дочери).

Поединок сил не дал результата, а потому Девана и Перун перешли к соревнованию в волшебстве. Девана не хуже отца умела обращаться в животных и птиц, но и Перун был не так прост.

Когда дочь приняла облик львицы, бог обратился в льва и одержал победу. Тогда Девана стала птицей и исчезла за облаками, а Перун настиг её в образе ястреба.

Хитрая Девана решила обратиться в белорыбицу, что тут же исчезла под водой. Поймать её было непросто, и только заколдованные сети богини Макошь помогли найти своенравную девушку. После этого Девана покорилась воле отца, пообещав не пытаться завоевать власть над богами.

Несмотря на то, что своё обещание Девана сдержала, обида на всех мужчин надолго затаилась в её сердце. Чтобы отомстить им, она решила устроить ловушку для одиноких путников.

У перекрёстка неподалёку от леса Девана построила сторожку, куда забредали странники и охотники. Богиня встречала их в облике прекрасной девушки, что кормила своих гостей, а потом укладывала в постель.

Как только путник терял бдительность, Девана переворачивала кровать, а человек падал в мир Нави, откуда вернуться уже не мог. По сути, Девана убивала своих гостей. К счастью, об этих делах проведал Перун, что тут же выдал Девану замуж за Святобора, в союзе с которым богиня стала спокойной и счастливой.

Читайте также:  Пьеса утиная охота вампилов краткое содержание

Славянская богиня Девана имела непростой нрав

Почитание Деваны

Основные функции Деваны во многом связывают её с богиней Тарой, но если последняя охраняла леса, то власть охотницы распространяется на животных. Она помогает им избежать ловушек, учит правильно переносить зимние холода, скрываться от хищников и людей. Благодаря Деване лесные звери учатся заботиться о потомстве, добывать пищу. В отношении богини к своим подопечным есть немало материнских черт.

Издавна охотники стремились задобрить духов леса, что являлся кормильцем людей. Отправляясь на охоту, люди подносили дары богам охоты и покровителям лесов. В качестве дара Девана принимала часть добычи, всевозможные украшения, девичьи ленты, бусы. Считалось, что первая добыча должна полностью достаться богине – тогда она будет благосклонна к охотнику.

Как рассказывают мифы, Девана может принять облик любого животного, а порой ходит по лесу в человеческом обличье, рядом с ней – два верных волка. Страшное наказание ждёт людей, что уничтожают животных ради развлечения.

А вот человеку, для которого охота является главным источником в выживании, Девана всегда помогает. Поддержку богини невозможно увидеть – она незримо приходит к охотнику, принося с собой удачу.

Девана или, как её ещё называют, Зевана, Дзевана, больше известна в западнославянских преданиях. Более того, есть версия, что эта богиня – лишь вариация римской покровительницы охоты Дианы (очень заметно сходство имён). Эту версию в своей работе развил Я.Длугош, но утверждение о “родстве” Деваны и Дианы так и осталось гипотезой.

Обереги Деваны можно встретить и в наше время. Напоминает символ семиконечную звезду, обращённую острым краем вверх. Такой оберег помогает стать увереннее и сильнее духом, приносит успех и признание в работе, помогает добиться славы, избежав роковых ошибок.

Девана считалась защитницей лесных птиц и зверей

Девана – неординарная богиня славянского пантеона. Несмотря на все споры о её появлении и культе, я не сомневаюсь, что это божество принадлежит к самобытным покровителям наших предков. Своенравная охотница сочетает в себе черты защитницы и судьи, матери и воина.

Артемида , богиня охоты, известная как «Версальская Диана»

Артемида была греческой богиней охоты, дикой природы и целомудрия. Дочь Зевса и сестра Аполлона, Артемида считалась покровительницей девушек и молодых женщин и покровительницей во время родов. Ей поклонялись во всем греческом мире, но самым известным местом ее культа было место богини плодородия в храме Артемиды в Эфесе, одном из семи чудес древнего мира. Для римлян богиня была известна как Диана.

СЕМЬЯ И АССОЦИАЦИИ

В греческой мифологии Артемида-дочь Зевса и Лето. Она родилась либо на Дилосе, либо в Ортиджии (близ Эфеса в Западной Турции) и является сестрой-близнецом бога Аполлона. Когда ей исполнилось три года, отец посадил ее к себе на колени и спросил, какие подарки она хотела бы получить. Зная силу своего отца, молодая Артемида не стеснялась спрашивать, и это был ее ответ (создается впечатление, что она уже давно думала об этом):

Умоляю, дай мне вечную девственность; столько же имен, сколько у моего брата Аполлона; лук и стрелы, как у него; должность нести свет; шафрановую охотничью тунику с красным подолом, доходящим до колен; шестьдесят юных океанских нимф, все одного возраста, как мои фрейлины; двадцать речных нимф из Амниса на Крите, чтобы заботиться о моих шкурах [сапогах] и кормить моих гончих, когда я не охочусь; все горы в мире; и, наконец, любой город, который ты захочешь выбрать для меня, но одного будет достаточно, потому что я намерен жить здесь большую часть времени в горах.

Получив такие дары, как серебряный лук, сделанный циклопами, и свору охотничьих собак из Пана, Артемида считалась богиней охоты и дикой природы, а также повелительницей животных. По этой причине она ассоциируется с дикими животными (особенно молодыми), лесами и Луной. Как богиня целомудрия, деторождения и плодородия, Артемида Куротрофос была покровительницей молодых женщин, особенно будущих невест, которые посвящали ей свои игрушки как символ перехода к полной зрелости и принятия обязанностей жены. Наконец, Богиня, как обитательница дикой природы, была связана с границами и переходом, как в физическом плане, так и в абстрактном. По этой причине, возможно, храмы, посвященные Артемиде, часто строились либо на окраинах человеческих поселений, либо в местах, где Земля меняется, например на болотах или в местах слияния рек.

В МИФОЛОГИИ

Артемида играет лишь второстепенную роль в Троянской войне Гомеровской “Илиады” и чаще всего описывается как “богиня-лучница”, но иногда и как “богиня громкой охоты” и “богиня дикой природы, повелительница диких зверей”. Поддерживая троянцев, она особенно исцеляет Энея после того, как он был ранен Диомедом. Гесиод в своей “Теогонии’чаще всего описывает ее как “стреляющую Артемиду”.

Примечательным эпизодом в начале троянской войны, в котором участвует Богиня, является спасение Ифигении, дочери Агамемнона. Царь вызвал недовольство богини, убив одного из ее священных оленей. В наказание Артемида потопила Ахейский флот, и только жертва Ифигении могла умилостивить богиню, даровав Трои попутный ветер. Агамемнон должным образом принес свою дочь в жертву, но из жалости и в последний момент богиня заменила девочку оленем и сделала Ифигению жрицей в своем святилище в Тавриде.

Читайте также:  Лицензия мастера охотника гвд

Однако другие рассказы об Артемиде выставляют ее в гораздо менее благотворительном свете. Говорят, что она убила охотника Ориона после его попытки изнасиловать либо саму Артемиду, либо одного из ее последователей. Артемида превратила Каллисто, одну из приближенных богини, в медведицу после того, как она переспала с Зевсом , который затем превратил ее и ее сына Аркаса в созвездия Большой и Малой Медведицы (хотя не раньше, чем Аркас основал расу Аркадийцев). Богиня использует свой лук, чтобы безжалостно убить шесть (или, по некоторым данным, семь) дочерей Ниобы после того, как она хвасталась, что ее способность к деторождению была больше, чем у Лето. Охотник Актеон, после того как он осмелился похвастаться, что он был великим охотником или, по другой версии, шпионил за Артемидой, когда она купалась в лесном пруду, был превращен богиней в оленя. Затем Актеон был разорван на куски своей собственной стаей из 50 собак. Наконец, Артемида послала огромного кабана опустошить Калидон после того, как город забыл принести жертву богине. Для охоты на кабана и принесения его в жертву в честь Артемиды была организована звездная охотничья партия героев, в которую входили Тесей, Ясон, Диоскуры, Аталанта и Мелеагр. После долгой экспедиции Аталанте и Мелеагру наконец удается убить кабана.

ХРАМ АРТЕМИДЫ В ЭФЕСЕ

Как божество плодородия, Артемида Эфесская была особенно почитаема в Эфесе, рядом с тем, что многие считали ее родиной, Ортиджией. Здесь ее культ включал восточные элементы (заимствованные у таких богинь, как Исида , Кибела и “повелительница животных”), а главными символами были пчела, финиковая пальма и олень. Знаменитый храм Артемиды в городе (начатый около 550 года до н. э.) был почти вдвое больше афинского Парфенона, когда он был наконец закончен после столетия труда; он считался одним из семи чудес древнего мира. Храм мог похвастаться 127 колоннами, а блоки архитравов над ними были настолько тяжелыми, весом около 24 тонн каждый, что Эфесяне приписывали Артемиде ее помощь в строительстве. Внутри храма стояла гигантская культовая статуя богини, сделанная из кедрового дерева. Сегодня все, что осталось от храма-это его фундамент и довольно печальная одиночная колонна, возведенная из композитных остатков.

ДРУГИЕ МЕСТА ПОКЛОНЕНИЯ

Другими известными местами поклонения Артемиде были святилища в Вравроне, Тавриде, Перге и на острове Дилос, где богиня родилась в некоторых версиях мифов и где она помогла родиться своему брату Аполлону. В Вравроне, на восточном побережье Аттики, с 8-го по 3-й век до нашей эры находился храм и священный источник, где проводились обряды посвящения молодых девушек и будущих невест. Неясно, какие обряды на самом деле были задействованы, но расписные глиняные сосуды, используемые для возлияний на этом месте, действительно показывают молодых девушек, бегающих и танцующих. В Сардах, Лидия (западная Турция) был четвертый по величине Ионический греческий храм, когда-либо построенный в честь Артемиды около 300 года до н. э., а затем отремонтированный римлянами во 2 веке н. э. В Спарте и Афинах (после битвы при Марафоне в 490 году до н. э.) Артемиде поклонялись как Артемиде Агротере и считали ее богиней битвы, ей приносили в жертву козла перед сражением спартанцы и ежегодные 500 жертв богине афиняне.

ИЗОБРАЖЕНИЕ В ИСКУССТВЕ

Артемида чаще всего изображается в древнегреческом искусстве как прекрасная дева-охотница с колчаном и луком или, как вариант, с копьем. Ее часто сопровождает олень или охотничья собака, а иногда она носит кошачью шкуру. Ранние изображения также подчеркивают ее роль как богини животных и показывают ее крылатой с птицей или животным в каждой руке. Например, на ручках знаменитой вазы Франсуа (570-565 гг. до н. э.) она держит пантеру и жеребца на одном изображении и Львов на другом. В более поздних аттических красно – черных вазах она также часто изображается с факелом в руках.

Знаменитое мраморное изображение богини находится на восточном фризе Парфенона, где она сидит между Аполлоном и Афродитой с Эросом (около 440 года до н. э.). Богиня подтягивает свое одеяние, чтобы лучше прикрыться, возможно, ссылаясь на свою репутацию целомудренной. Более позднее и, возможно, более известное сегодня изображение-это охотница, впечатляюще сжимающая рога оленя, поза, запечатленная в мраморе римским скульптором, копирующим потерянный греческий оригинал, приписываемый Леохару (около 325 года до н. э.). Известная как Диана Версальская, она сейчас выставлена в парижском Лувре.

Артемида продолжала интересовать римлян, и в Музеях Ватикана в Риме есть прекрасная мраморная статуя богини 2-го века н. э. с луком наготове и охотничьей собакой у ее ног. У богини на голове полумесяц, напоминающий о ее долгой связи с этим небесным телом. Наконец, связь Артемиды с плодородием, которая была особенно распространена в Эфесе, лучше всего видна на мраморной статуэтке из этого города, где богиня покрыта тем, что кажется маленькими яйцами и животными. Датируемый 125-175 годами нашей эры, он сейчас выставлен в Археологическом музее Сельчука, Турция.

На нашем портале https://givglory.ru Вы погрузитесь в увлекательную историю древних государств!

Подписывайтесь на канал, будем Вам рады! Ставьте лайки!

Оцените статью
Adblock
detector