Покровители охотников и рыболовов
Икона «Собор Святых покровителей охотников и рыболовов» — создана в недалеком прошлом, точнее в 2005 году, под покровительством, на тот момент, великого патриарха земли Русской — Алексия II. Образ на данной иконе уникален тем, что на нем изображены все преподобные угодники и праведники, которые покровительствуют охотникам и рыболовам, и образам которых, издавна и всегда молились наши прадеды о помощи и заступничестве. Этот духовный образ — защищает всех охотников и рыболовов в их нелегком деле, помогает им не замерзнуть в лютые морозы, спасает от бури и шторма, оберегает от потопления в воде, направляет на правильный путь заплутавших в лесу, и всегда дарует богатый улов рыбы и хорошую добычу дикого зверя. Икона было освящена святителем Иннокентием Иркутским 12 июля 2013 года. Дни памяти — 12 июля и 13 сентября.
Святой мученик Трифон – жил в III веке, на пропитание зарабатывал выпасая овец. Пострадал за веру Христову во времена правления императора Деция Траяна. При жизни сподобился даров чудотворений и исцелений всяческих недугов. Прославился тем, что силою своей молитвы, помог жителям своего селения во время нашествия вредных насекомых на поля с пшеницей, тем самым избавил людей от голода. На Руси издавна молились Святому Трифону все, кто отправлялся на рыбный промысел или за пушным зверем. Празднования в честь Святого мученика Трифона, православной церковью совершаются ежегодно – 14 февраля.
Чудотворная икона Матери Божией «Озерянская» — получила свое название по месту своего явления, на берегу небольшой речки Озерянки. Благодатный образ Богородицы явился иерею Феодору, который сообщил об этом чудном явлении владыке Белгородскому Феодосию, а тот в свою очередь, с паствой своею, на месте явления Девы Марии, построил деревянную церковь и назвал ее в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Празднования в честь Озерянской иконы Богородицы, православной церковью совершаются – 12 ноября.
Апостол Петр (до призвания Симон) – происходил из рыбацкой семьи, и сам занимался рыбной ловлей. По зову сердца оставил свой рыбацкий промысел и отправился за Иисусом Христом. Перед крестным ходом Господа, три раза предал его, за что впоследствии глубоко раскаялся. Путь покаяния есть у каждого, это показано на примере Святого Апостола Петра, ведь Господь восстановил его в апостольском чине. Православной церковью поминается – 29 января, 12 и 13 июля.
Преподобный Пафнутий Боровский (в мирской жизни Парфений) – родился на Руси, в двадцатилетнем возрасте оставил отчий дом, и отправился в Покровский монастырь, где от настоятеля Маркелла принял постриг с именем Пафнутий. По преставлению преподобного Маркелла, был избран братией настоятелем монастыря. В 50 лет сильно заболел, но излечился от хвори, после чего удалился из обители и поселился у реки Протвы, на самом ее берегу. Тут батюшка Пафнутий основал пустырь, ловил рыбу, которой питался. Вскоре к нему присоединились такие же подвижники, как и он сам, и они вместе построили храм. Предсказал братии свою кончину, отслужил для иноков молебен и отошел ко Господу. День памяти Святого Пафнутия Боровского – 14 мая.
Святые Апостолы Иоанн Богослов и брат его Иаков Заведеев – до призвания Иисусом Христом были рыбаками. Иоанн Богослов достиг высокого уровня совершенствования, что сподобился дара исцеления недугов. Силою своей молитвы, он вернул к жизни утонувшего юношу, а также, оживил отца и сына. Празднования в честь Святого Апостола Иоанна Богослова, церковью Христовой совершаются 21 мая, 13 июля и 9 октября. Брат его, Святой Апостол Иаков – Проповедовал слово Божие в западных странах. Затем возвратился на землю Обетованную, где обличал фарисеев и чернокнижников в неверии и жестокосердии. Мученическую смерть принял, проповедуя заповеди Господа. Православной церковью поминается — 13 мая и 13 июля.
Апостол Андрей Первозванный – как и отец занимался рыболовством, пока его самым первым, не призвал господь наш Иисус Христос. Как и все Апостолы, Андрей Первозванный побывал во многих странах, и доносил заповеди Божии многим народам. Празднования во имя Святого Андрея Первозванного, церковью Христовой совершаются – 13 декабря.
Угодник Божий Николай, Архиепископ Мир Ликийских – один из самых почитаемых святых, причем не только в православии, а и в католической религии и даже в исламе. Почитается всеми, от мала до велика. Покровительствует детям, оберегает их и помогает на жизненном пути. Является заступником всех, кто связан с морем и рыбацким промыслом. Силою своей молитвы, спасал корабли и рыбацкие шхуны во время морских бурь. Дни памяти – 22 мая, 11 августа и 19 декабря, и каждый будничный четверг.
Преподобный Зосима Соловецкий – долго искал уединенное место для своих отшельнических подвигов, пока не узнал о безлюдных островах, за два дня пути от берега Белого моря. Прибыв на Соловецкие острова, основал Соловецкий монастырь. Является небесным покровителем рыбаков, так как существует много свидетельств, когда батюшка Зосима являлся терпящим бедствие рыбакам, и помогал им спастись. Церковью Христовой поминается три раза в год – 30 апреля, 21 и 22 августа.
Собор святых покровителей охотников и рыболовов
Занимаясь охотой и рыболовством, человек выполняет волю Божию
«Для чего в помещении общества охотников и рыболовов икона? А для того, чтобы каждый, приходя сюда, знал, что движет им не темная животная страсть, а есть у него святые покровители», – уже привычно, почти заученно поясняет председатель Коломенского спортивного общества охотников и рыболовов Евгений Александрович Скворцов, подводя меня к довольно большой (100Х80 см) иконе с изображенными на ней святыми, которых особо почитают православные охотники и рыболовы.
История этой редкой иконы такова. В 2005 году ее написание благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 13 сентября 2006 года эта особая икона находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках, и всякий, кто хочет обратиться сразу ко всем святым – покровителям охоты и рыбалки, может придти в этот храм, предстать перед ней и помолиться.
Решили обзавестись такой иконой и коломенские охотники. И в 2010 году они сделали соответствующий заказ художнику-иконописцу Валентину Аганесову. Тот не стал делать список с упомянутой выше иконы из московского храма, а написал свою, в полном соответствии с ее описанием и по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
В верхней части иконы изображен ряд канонических образов Божией Матери, через которые Она в разные времена оказывала покровительство охотникам и рыболовам. Их пять: Тихвинская, Казанская, Озерянская, «Знамение» и Феодоровская иконы Пресвятой Богородицы.
Ниже, слева и справа от Спасителя, в молитвенном предстательстве изображены святые, имеющие особую благодать помогать всем, предающимся рыбной и зверовой ловле. Святитель Николай, апостолы Иоанн Богослов, Петр и Иаков Зеведеев – слева в первом ряду. Ниже изображены преподобный Никодим Кожеезерский, апостолы Андрей Первозванный и Фома. Замыкают группу праведный Прокопий Устюжский, преподобные Пафнутий Боровский и Варлаам Керетский.
Справа в верхнем ряду – великомученик Евстафий Плакида, мученик Трифон, праведный Симеон Верхотурский и святой страстотерпец царь Николай. Второй ряд открывает благоверный великий князь Александр Невский, за ним стоят великомученики Димитрий Солунский и Георгий Победоносец, великий князь Владимир, мученик Меркурий и благоверный князь Димитрий Донской.
Все лики святых, покровительствующих охотникам и рыболовам, изображены в соответствии с каноническим описанием. Работа над иконой длилась три месяца. По завершении она была освящена отцом Иоанном, настоятелем храма Сошествия Святого Духа в селе Шкинь, и находится с того времени в зале собраний правления Коломенского СОО. После освящения один из присутствующих журналистов задал отцу Иоанну вопрос:
– Как же может Церковь покровительствовать «убийству»?
На что отец Иоанн, кстати, сам член общества охотников, заметил, что покровительствует церковь не убийству, а охоте – занятию, определенному человеку самим Господом. Занимаясь охотой и рыболовством, человек выполняет волю Божию, а присутствие иконы в помещении правления будет отныне напоминать об этом всякому, кто сюда придет.
14 февраля — день Святого Трифона, покровителя рыболовов и охотников на Руси
Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии — Фригии, неподалеку от города Апамеи, в селении Кампсада. Его родители были простые крестьяне. В детстве он пас гусей и образования не получил, но ещё ребенком изгонял бесов, исцелял недуги и своей молитвой творил много благодеяний.
Однажды силой своей молитвы Трифон заставил уйти вредных насекомых, истреблявших посевы, и тем самым спас жителей своего родного села от голода.
Существует предание, что при царе Иване Грозном во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, он остановился на острове посреди большого пруда в Марьиной Роще и утомленный долгими поисками прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона.
Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.
Мы не зря так подробно приводили географию легенды. Дело в том, что в Москве сохранилась церковь св. Трифона на том самом месте, где по преданию сокольничий чудесным образом обрел сокола. Давно уже нет самой рощи, на ее месте теперь одноименный район — Сокольники.
Святой Трифон почитался в Московской Руси как целитель, покровитель охотников и повелитель гадов. Православная церковь с опаской относится к заклинаниям и прочим подобным формам народной культуры, а вот «Заклинание святого Трифона от гадов» считается каноничным.
Святой Трифон — покровитель охотников и рыболовов
Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии — Фригии, неподалеку от города Апамеи, в селении Кампсада. Его родители были простые крестьяне. В детстве он пас гусей и образования не получил, но ещё ребенком изгонял бесов, исцелял недуги и своей молитвой творил много благодеяний. Однажды силой своей молитвы Трифон заставил уйти вредных насекомых, истреблявших посевы, и тем самым спас жителей своего родного села от голода. Особенно святой прославился изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана. В молодую царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. Тогда Трифону было 16 лет. Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана.
Когда на царский престол вступил император Декий, жестокий гонитель христиан, его епарху Аквилину донесли, что святой Трифон смело проповедует христианство. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться и сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину, он смело исповедовал свою веру. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. После этого святой Трифона бросили в темницу. Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям.
Когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел стихи из псалмов пророка Давида. Во время мучений перед святым предстал ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях. Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Нике, но святой Трифон велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем — в Рим.
Также существует предание, что при царе Иване Грозном во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, он остановился на острове посреди большого пруда в Марьиной Роще и утомленный долгими поисками прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.
Мы не зря так подробно приводили географию легенды. Дело в том, что в Москве сохранилась церковь св. Трифона на том самом месте, где по преданию сокольничий
чудесным образом обрел сокола. Давно уже нет самой рощи, на ее месте теперь одноименный район, нет и прудов, которые дали название селу, возникшему около церкви – Напрудному. В начале XX в. пруды сильно обмелели и превратились в болота, поэтому в 40-е годы их засыпали, а потом на их месте выросли кварталы жилой застройки. На месте села стоит громадное здание Московского областного научно-исследовательского клинического института, более известного как «больница МОНИКИ». А сама малогабаритная по нынешним временам церковь, вмещающая менее 100 человек, датированная аж 1492 г. (год открытия Америки, для сравнения), как раз и потерялась на фоне этой медицинской махины. Потерялась, но выжила и несколько лет назад даже открылась для прихожан. Изящная белокаменная постройка с минимумом деталей много веков хранила чудотворную икону с частичкой мощей св. Трифона и тайну своего рождения. Только в 20-х годах прошлого века реставраторы обнаружили на ее стенах древнерусское граффити (процарапанную надпись на камне), которое удалось датировать 1492 годом. Еще несколько граффити и сегодня видны невооруженным глазом на южной стороне церкви. Можно даже рукой пощупать. А заходя в церковь, обязательно поднимите голову вверх – увидите под куполом крест. Кажется, излишнее напоминание, и так всем ясно, что крест – христианский символ. Однако такие подкупольные кресты в древних храмах напоминают о временах борьбы с ересью жидовствующих, сектой, отрицавшей крест.
Память о святом осталась и в московской топографии – Трифоновская улица расположена рядом с церковью. Она идет по дну бывшего пруда, поэтому церковь и МОНИКИ оказываются как бы на холме – бывшем острове.
Святой Трифон почитался в Московской Руси как целитель, покровитель охотников и повелитель гадов. Православная церковь с опаской относится к заклинаниям и прочим подобным формам народной культуры, а вот «Заклинание святого Трифона от гадов» считается каноничным. Вчитайтесь в начало этого удивительного текста: «Заклинаю вас, многовидные звери, червии, гусеницы, хрущи и прузи, мыши, щуры и критницы, и различные роды мух и мушниц, и молей, и мравей, и оводов же, и ос, и многоножец и многобразные роды ползующих по земле животных, и летающих птиц, вред и тщету нивам, виноградам, садам и вертоградам наносящих. ». В общем, колорадский жук накрывается медным тазом от страха и улетает обратно в Колорадо.
Между прочим, к святому Трифону обращаются девушки с просьбой послать хорошего жениха и бесплодные женщины, так что на ниве любовно-брачных отношений наш святой тоже замечен. И в сравнении с фривольным толкованием Дня всех влюбленных без разбора Трифон, получается, стоит за традиционные отношения.