- Художники-иллюстраторы произведений Н. В. Гоголя
- 27.03.2014 00:00
- Альбом гоголевских типов в рисунках художника П. Боклевского СПб: Изд. Отто Кирхнера, 1894
- Кузьминский, Константин Художник-иллюстратор А. А. Агин. Его жизнь и творчество М: Гос. изд-во, 1923
- Курбатов, В. Я. Александр Алексеевич Агин Л: Художник РСФСР, 1979
- Сто четыре рисунка к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» М: Книга, 1985
- Художник-иллюстратор П. М. Боклевский, его жизнь и творчество М: Тов. тип. Мамонтова, 1910
- Орлова, Т. В. П. М. Боклевский М: Искусство, 1971
- Виталий Горяев М: Сов. Художник, 1979
- Гоголь Н. В. Мертвые души М: Фортуна ЭЛ, 2004
- Гоголь Н. В. Мертвые души М: ОАО «МУиК», 2009
- Гоголь Н. В. Ревизор М: Дет. лит., 2010
- Гоголь Н. В. Ночь перед Рождеством М: Студия «ТРИТЭ», 1995
- Гоголь Н. В. Нос М: РИПОЛ классик, 2011
- Гоголь, Николай Васильевич Невский проспект Калининград: Янтарный сказ, 2003
- Гоголь Н. В. Майская ночь, или Утопленница М: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013
- Гоголь Н. В. Сорочинская ярмарка М: РИПОЛ классик, 2010
- Гоголь Н. В. Портрет М: ООО «ТИД «Русское слово , 2008
- Художники иллюстраторы записки охотника все художники
- «Записки охотника» в изобразительном искусстве
Художники-иллюстраторы произведений Н. В. Гоголя
27.03.2014 00:00
Творчество Н. В. Гоголя всегда захватывало меня своим
необыкновенным сочетанием глубины, мудрости, остроты
видения и поэтической одухотворенности.
А. Лаптев, иллюстратор
И большой писатель, и настоящий художник способны чутко воспринимать настроения своей эпохи, интуитивно предвидеть назревающие перемены и кризисы. Свое видение они передают и посредством стиля и композиции литературного произведения, и средствами цветового или графического решения иллюстраций. Создавая художественный образ, творец сознательно или бессознательно предполагает его воздействие на публику. Художник пишет свои произведения кистью и красками, оживляя их оригинальными колерами, а писатель пользуется пером и словами, «раскрашивая» свое произведение неординарными оборотами или характерным почерком мастера. Смысл любого цельного произведения часто раскрывается именно благодаря симбиозу литературы и изобразительного искусства в разные периоды творчества.
На протяжении многих лет его творчество вызывало интерес у художников. К иллюстрированию гоголевских произведений обращались еще его современники А. Агин, П. Боклевский, П. Соколов и др. Особенное звучание эта тема приобрела в творчестве художников XX века. Марк Шагал иллюстрировал «Мертвые души», вышедшие в его оформлении в Париже в 1948 году.
Произведения Гоголя привлекали художников-иллюстраторов яркостью, точностью и колоритностью образов, особой живописностью литературного языка.
Широкую известность получили иллюстрации нескольких авторов, первыми из которых являются из П. Боклевский
Другой известный иллюстратор позапрошлого столетия Петр Петрович Соколов. В 1880-1890-е гг. создает цикл иллюстраций к «Мертвым душам» в технике акварели.
Также весьма распространенным до сегодняшнего дня является мнение, что одними из лучших иллюстраций к произведениям Гоголя за все время являются работы Александра Алексеевича Агина. При участии Е. Е. Бернардского Агин создал цикл иллюстраций к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя, которые имели немалый успех. Сила и обаяние рисунков А. А. Агина — в ярких типах, очерченных гротескно, но не теряющих жизненности.
Владимир Егорович Маковский. Как правило, он выбирал те моменты в литературном повествовании, которые позволяли ему наиболее полно раскрыть характер героев, показать конкретную обстановку, в которой они живут и действуют. Здесь, так же как и в живописи, проявил он свой искрящийся юмор, редкую одаренность в обрисовке персонажей, неизменную тягу к психологизму. Легкий штрих, мягкая растушевка отличают эти рисунки. С особой любовью иллюстрировал он произведения Н. В. Гоголя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старосветские помещики», «Мертвые души». К иллюстрированию «Мертвых душ» Маковский обращался неоднократно.
Познакомимся и мы сегодня с иллюстрациями к сочинениям гоголя поближе.
Альбом гоголевских типов в рисунках художника П. Боклевского СПб: Изд. Отто Кирхнера, 1894
В книге запечатлены 30 персонажей из гоголевских «Мертвых душ».
Кузьминский, Константин
Художник-иллюстратор А. А. Агин. Его жизнь и творчество М: Гос. изд-во, 1923
Данная книга посвящена жизни и творчеству известного художника-иллюстратора А. А. Агина.
Курбатов, В. Я.
Александр Алексеевич Агин Л: Художник РСФСР, 1979
Агин — один из тех, с кого начинала свою историю русская реалистическая иллюстрация.
Сто четыре рисунка к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» М: Книга, 1985
Факсимильное воспроизведение издания 1892 года с рисунками А. Агина к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Художник-иллюстратор П. М. Боклевский, его жизнь и творчество М: Тов. тип. Мамонтова, 1910
Книга посвящена жизни и творчеству художника-иллюстратора П. М. Боклевского, иллюстратора в том числе и произведений Гоголя.
Орлова, Т. В.
П. М. Боклевский М: Искусство, 1971
Виталий Горяев М: Сов. Художник, 1979
Альбом посвящен творчеству известного русского художника-графика Виталия Горяева.
Гоголь Н. В.
Мертвые души М: Фортуна ЭЛ, 2004
Издание «Фортуна Лимитед» продолжает серию «Книжная коллекция», в которой будут собраны лучшие образцы литературы и книжного искусства.
Гоголь Н. В.
Мертвые души М: ОАО «МУиК», 2009
Гоголь Н. В.
Ревизор М: Дет. лит., 2010
Гоголь Н. В.
Ночь перед Рождеством М: Студия «ТРИТЭ», 1995
Гоголь Н. В.
Нос М: РИПОЛ классик, 2011
Гоголь, Николай Васильевич
Невский проспект Калининград: Янтарный сказ, 2003
Издание посвящается трехсотлетию Санкт-Петербурга, красочно оформлено.
Гоголь Н. В.
Майская ночь, или Утопленница М: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013
«Майская ночь, или Утопленница» — одна из самых сказочных и чарующих повестей Н. В. Гоголя.
Гоголь Н. В.
Сорочинская ярмарка М: РИПОЛ классик, 2010
Гоголь Н. В.
Портрет М: ООО «ТИД «Русское слово , 2008
Издание выходит к 200-летнему юбилею писателя.
Художники иллюстраторы записки охотника все художники
*Клавдий Васильевич Лебедев (1852–1916) – русский исторический и церковный живописец, член Товарищества передвижных художественных выставок.
Среди первых известных работ художника в области иллюстрирования книг – иллюстрации к ряду рассказов из «Записок охотника» Тургенева, датированные 1883-1884 годами, видимо, связанные с желанием художника почтить память ушедшего из жизни писателя. Совершенствуясь в качестве иллюстратора, Лебедев взялся за сложную работу именно над тургеневскими текстами. Эти живописные иллюстрации, выполненные с большим мастерством и глубоким пониманием тургеневского слова, вызвали необычайно широкий интерес у читающей публики, что удивило самого автора. Вскоре они были изданы отдельным альбомом, а его обложку весьма оригинально оформил сам Клавдий Васильевич. Он изобразил в центре обложки портрет великого русского писателя – Ивана Сергеевича Тургенева.
Один из таких альбомов в 1960 году был подарен Орловскому объединенному государственному литературному музею И.С. Тургенева накануне 150-летнего юбилея писателя. Ряд иллюстраций из этого альбома представлены в экспозиции музея. Среди них наиболее известны: «Бирюк», «Бурмистр», «Малиновая вода», «Бежин луг».
Написанные в эстетике школы передвижничества, эти картины волнуют зрителя правдивыми сценами быта крестьянской Руси. Вглядываясь в иллюстрацию к рассказу «Бирюк», и юный посетитель, и маститый исследователь могут окунуться в атмосферу нелегкой, трагической жизни главного героя, чтобы посочувствовать ему.
Иллюстрация превосходно дополняет эти пронзительные строки: «Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу». Значимым является тот факт, что самому художнику, родившемуся в крестьянской семье, познавшему нужду, были близки эти трогательные тургеневские строки.
Близкий друг, соратник Клавдия Васильевича Лебедева Владимир Егорович Маковский подтверждает это своими воспоминаниями: «Вначале он брал сюжеты из крестьянской среды и московской бедноты, но в этих картинах никогда не было рассудочного повествования, которое так часто встречалось в то время у других художников, подходивших к тем же сюжетам «извне», со стороны. К.В. писал то, что любил, как «свое» кровное, родное, и потому в его произведениях нет ничего надуманного, фальшивого, подчеркнутого».
Не меньше впечатляет, вселяет в душу тоску от понимания драматического положения крестьянства, иллюстрация к рассказу «Бурмистр». Несмотря на многофигурность композиции, помещики, которых изображает Лебедев, не вызывают столь ярких чувств, как сейчас говорят, «не цепляют» зрителя. Особое внимание привлекают именно образы крестьян: их истрепанная заплатанная одежда, изможденные лица, понурые головы, вызывают сочувствие, сострадание. Тургенев так описал сцену, изображенную Лебедевым: «В нескольких шагах от двери, подле грязной лужи, в которой беззаботно плескались три утки, стояло на коленях два мужика…». Тяжелый осадок остается на душе…
Совсем иной и по настроению, и по колориту предстает другая работа художника, которая среди посетителей музея пользуется особой «популярностью» — иллюстрация к самому любимому читателем рассказу «Бежин луг». Акварель с одноименным названием тонко и весьма живо изображает знакомую со школьных лет сцену. Здесь художник использует совсем иной «метод воздействия» на зрителя – поэзию деревенской жизни. Рассматривая работу, так и хочется вспомнить знаменитые строки: «Это были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун . Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков. Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с веселым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. Кругом не слышалось почти никакого шума. Всех мальчиков было пять». По сути, это одна из первых иллюстраций к рассказу, ставшему одним из самых любимых в отечественной литературе.
В Орловском музее изобразительных искусств хранится подлинная акварель Лебедева, иллюстрация к рассказу «Бежин луг», приобретенная музеем уже в 1980-е годы. Нужно заметить, что до сих пор иллюстрации К.В. Лебедева к «Запискам охотника» считаются непревзойденными.
К.В. Лебедев предстает истинным почитателем творчества великого классика, и сюжеты «Записок охотника» художник выбирает для иллюстрирования не случайно. Клавдий Васильевич, выходец из народа, знал, насколько появление антикрепостнических «Записок» Тургенева взволновало всю читающую Россию и страны зарубежья, какое влияние они оказали впоследствии на русский общественный уклад, и какую цену Тургенев заплатил за издание первого двухтомника. Лебедев, по-видимому, считал долгом внести свой вклад в дело увековечения памяти И.С. Тургенева и его знаменитого произведения.
Иллюстрациями к произведениям Тургенева не исчерпывается художественное наследие К.В. Лебедева. Среди работ художника, хранящихся в Третьяковской галерее, полотна на исторические темы, которые были востребованы в конце 19-начале 20 веков: «Боярская свадьба», «К сыну», «Марфа Посадница. Уничтожение новгородского вече», «На родине» и др.
К концу 19 века. К.В. Лебедев приобрел известность не только в России, но и за ее пределами. В 1896 году его работы экспонировались в Чикаго. В течение 6 лет Клавдий Васильевич путешествует по России, желая запечатлеть неповторимые пейзажи родины.
Лебедева сумели оценить и при Дворе. Он был приглашен к участию в издании коронационного альбома императора Николая II и выполнил для него две акварели: «Причащение государя Императора» и «Посещение Троице-Сергиевой лавры». Его работу «Христа ради (юродивый)», представленную на выставке передвижников, приобрел сам Император Николай II.
По материалам сайта Орловского государственного литературного музея И.С. Тургенева.
«Записки охотника» в изобразительном искусстве
Выставка посвящена центральному произведению в творчестве писателя – циклу очерков и рассказов «Записки охотника». Только при жизни И.С. Тургенева и только на родном ему языке этот цикл перепечатывался свыше 120 раз.
Не только литераторы и критики высоко отзывались о «Записках охотника». Рассказы вызывали огромный интерес у художников XIX – XX веков. Сам писатель всегда положительно относился к попыткам иллюстрировать литературные произведения. Он готов был ознакомиться с эскизами и оказать художнику любое возможное содействие. Иллюстрирование, по мысли Тургенева, имеет смысл всегда, когда им занимается мастер, достаточно подготовленный профессионально и готовый серьезно отнестись к тексту и стилю произведения «словесного искусства».
Необычны иллюстрации, выполненные Елизаветой Меркурьевной Бём, начавшей свой труд ещё при жизни писателя, в 1883 году. Тургенев очень ценил те из её рисунков, которые успел увидеть. В 1884 году, после смерти И.С. Тургенева, П. Виардо писала художнице: «Тысяча благодарностей, Мадам, за восхитительные силуэты, которые Вы были любезны прислать мне. Это совершенно замечательная и очень ценная работа, поскольку её вдохновили сочинения нашего навеки незабвенного Ивана Тургенева».
На выставке будут представлены иллюстрации к «Запискам охотника» художников XX века. Среди них пробный оттиск обложки работы Б. Кустодиева к книге И.С. Тургенева «Певцы» (1926 г.), офорт И.С. Кускова к рассказу «Бурмистр» (1952 г.), работы А.М. Ратникова, К.Г. Кащеева, В.В. Токарева, Н.А. Устинова, выполненные в разной манере и технике (уголь, тушь, карандаш, акварель). Посетители смогут увидеть прижизненные публикации произведений И.С. Тургенева, издания XX столетия и современные.
Выставка будет в выставочном зале до 15 января.