Хозяйство восточных славян охота

Животноводство, охота и рыбалка восточных славян

Наряду с земледелием большое место в хозяйственной деятельности восточных славян занимало животноводство. Костные остатки выявлены при раскопках многих поселений и дают исчерпывающее представление о составе стада. Первое место всюду должно быть отведено крупному рогатому скоту.

Кости крупного рогатого скота составляют до 50% (а на некоторых поселениях — и более) остеологического материала, связанного с домашними животными. Очевидно, стада крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Мясо его употреблялось в пищу, кроме того, крупный рогатый скот использовался для получения молока и молочных продуктов, а в южных землях восточнославянской территории, может быть, и как тягловая сила в пашенном земледелии. О значении крупного рогатого скота в жизни восточных славян ярко говорят письменные источники. Прокопий сообщает, что славяне ((Считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие обряды» (Прокопий из Кесарии, с. 297). О почитании быка славянами пишет и Гардизи (Новосельцев А. II., 1965, с. 390). Бык является обязательным элементом всякой скотоводческой брагчпны — культового общинного пира.

Второе место в остеологической коллекции из восточнославянских поселений второй половины I тысячелетия н. э. принадлелшт костям свиньи, третье — мелкого рогатого скота, четвертое — лошади. Овцы и козы использовались для получения молочных продуктов и шерсти. На поселениях Прутско-Днестров- ского междуречья найдены глиняные сосуды с отверстиями в придонной части тулова и в днище, предназначенные для приготовления из молока творога.

По всей вероятности, в обычное время мясо лошади пе шло в пшцу, и это животное служило для хозяйственных надобностей. Поэтому костные остатки, являющиеся главным образом пищевыми отбросами, не определяют места лошади в составе стада. Помимо использования лошади как рабочей силы в хозяйстве и земледелии, ею пользовались для верховой езды. Византийские историки не раз упоминают всадников в славянском войске. Находки удил свидетельствуют о широком применении лошади для верховой езды. При раскопках селища Ханска найдена глиняная модель седла, изображающая деревянное седло с дугообразной передней и круглой задней лукой. Такой тип седел распространился в Восточной Европе после нашествия гуннов.

Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно говорят о многочисленных стадах, находившихся во владениях славян и антов. На славянских поселениях найдены небольшие глиняные фигурки животных, очевидно связанные с ритуалом жертвоприношения, подчеркивающие значение домашних животных в ЖИЗНИ И быте славян. 11а поселениях Бранешты I, Лопатна, Одая и Хапска такие фигурки изображали коня. Вероятно, это животное было наиболее почитаемо в славянском культе. Конь был культовым животным при строительной жертве (Седов В. В., 1957, с. 20-28).

Заметное место в хозяйственной деятельности восточных славян во второй половине 1 тысячелетия н. э. принадлежало охоте и рыбной ловле, чему во многом благоприятствовали природные условия. О роли охоты свидетельствуют прежде всего костные остатки, собранные при раскопках поселений. Кости диких животных в остеологическом материале составляют от 10 (на поселениях Дпестровско-Прутского междуречья) до 50% (боршевские поселения в районе Воронежа), но чаще на их долго приходится 12— 20%. Среди них имеются кости кабана, лося, оленя, медведя, бобра, лисицы, куницы, зайца и некоторых других. Кабан и олень были, по-видимому, основным объектом охоты. Охота на них давала наиболее ощутимые результаты. Судя по костным остаткам, преобладала охота в лесу. Постоянно охотились и па нгиц. Главной целью охоты па кабана, лося, оленя, медведя ц некоторых других зверей было получение мяса. Охота па куниц, лисиц и бобров велась прежде всего ради пушнины.

Основными орудиями охоты на зверя служили лук и копье. Железные наконечники стрел найдены на многих славянских поселениях. Большинство из них не приспособлено специально для охоты, но могло быть использовано при этом. Специально охотничьими были костяные наконечники стрел, нередко встречаемые па памятниках лесной зоны восточнославянской территории, и некоторые железные наконечники. Для охоты на птицу и мелких зверей широко применялись, как известно из более поздних письменных источников, силки и ловчие сети.

Читайте также:  Охотники мы все до новизны

О рыбной ловле свидетельствуют находки костей и чешуи рыб, а также орудия рыболовства. Остатки рыб отмечены исследователями на многих поселениях, где велись более или менее крупные раскопки. Судя по этим материалам, ловили щуку, сазана, судака, леща, сома, осетра и др. Нередко нах,одят железные рыболовные крючки. Среди них обычны крупные—6—10 см в длину. Такие крючки предназначались для лова крупных рыб — щук, сомов и т. п. Применялись и гарпуны, но более широко, очевидно, использовались сети, неводы и всевозможные плетеные приспособления. Среди археологических находок сравнительно часты рыболовные грузила — глиняные или каменные, различных форм. В качестве грузил использовались и просверленные фаланги коров. Об употреблении сетей для рыбной ловли говорят и находки роговых кочедыков.

Охоте и рыболовству принадлежала подсобная роль в хозяйстве славянского населения при господствующем значении земледелия и скотоводства.

Судя по данным X—XIII вв., в древней Руси широкое распространение получило бортничество. Нуж- но полагать, что возник этот промысел довольно рано и во второй половине I тысячелетия п. э. занимал заметное место в хозяйственной деятельности восточных славян, заселявших лесные пространства. Однако в материалах археологии этого периода следы бортничества почти не фиксируются. Однако о роли бортничества у восточных славян мы можем судить по жертвоприношению, открытому при раскопках в Новгороде в слое первой половины X в. На месте, где оно было совершено первыми поселенцами одного из районов города, найдены расположенные но кругу семь деревянных ковшей и два куска воска, имевших форму правильных полукругов. Это — следы братчннного пира славян-язычников, в хозяйственной деятельности которых большое место принадлежало бортничеству (Седов В. В., 1956, с. 138—141).

С сельским хозяйством очень тесно связаны такие виды деятельности, как прядение, ткачество, деревообработка и изготовление изделий из кости. Они обеспечивали потребности в одежде, в жилище и бытовых вещах еще в глубокой древности.

В археологическом материале отчетливо характеризуется обработка дерева — строительство жилищ и хозяйственных помещений, изготовление бытового и хозяйственного инвентаря. Однако дерево на славянских поселениях второй половины I тысячелетия н. э. сохраняется очень плохо, поэтому о деревообработке приходится судить на основе находок разнообразных орудий труда. Повсеместны находки железных топоров — универсального орудия при обработке дерева. С помощью тесла изготавливались долбленые изделия — лодки, корыта, колоды и т. п. Неоднократно найдены железные ложкари ( LXIII, 13, 14) — инструменты для изготовления столовой посуды и ложек. Встречены также долота и сверла. Разрозненные, но весьма многочисленные материалы свидетельствуют о том, что восточные славяне во второй половине I тысячелетия н. э. были знакомы со многими видами обработки дерева, в том числе с изготовлением деревянной посуды ( LXIII, 12). Очевидно, что высокоразвитое деревообрабатывающее ремесло эпохи древней Руси, известное по раскопкам в Новгороде и других городах, имеет глубокие корни в древности.

В середине I тыс. н.э. у восточных славян произошел переход к соседской общине.
Уровень хозяйства отдельных восточнославянских племен был различен и характеризовался как.

2.5. Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян.
3.2. Особенности эволюции форм хозяйствования и структуры экономики в макромоделях феодализма.

С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с

Быт восточных славян (земледелие, скотоводство, ремесла)

Удобная навигация по статье:

Нравы и быт восточнославянских племен

Чаще всего, восточные славяне предпочитали основывать свои селения у водоёмов, решая таким образом проблему пресной воды и используя реки в качестве средства сообщения с другими поселениями. Кроме того, реки выступали природным препятствием против внезапных нападений врагов.

Изначально, судя по находкам археологов, славяне проживали в землянках, стены которых были плетёными из лозы или из брёвен, обмазанные обильным слоем глины. Это защищало жилище от сырости и сохраняло в нём определённую температуру. Однако, немного позже люди стали строить деревянные жилища с так называемой столбовой конструкцией стен.

Читайте также:  Загонник для охоты бюджетный вариант

В центре славянских землянок сооружался открытый очаг, гутой дым от которого, не задерживаясь в жилище, уходил через отверстие в крыше. В деревянных домах вместо очага восточные славяне делали сложенную из камней или глинобитную печь. Оба типа жилища, по большей части, имели двускатную крышу, которая перекрывалась соломой, тесанными досками или камышом. Крыша в землянках часто также засыпалась небольшим слоем земли.

Кроме вышеописанных жилищ археологи в результате раскопок часто находят хозяйственные постройки: кладовые, а также продуктовые ямы для хранения овощей, навесы и загоны для скота. Строились они из подручных материалов и размещались в беспорядочном порядке либо чётко по периметру открытого двора.

Были у восточных славян и бани. Вода у этого этноса всегда выступала символом природной чистоты и играла важную роль в быту. Учёные отмечают, что многие традиции и обряды по очищению воды и водой, смогли дойти до наших дней, став частью христианства.

Особенности поселений восточных славян

Археологи выделяют два вида поселений восточной ветви славянства – селища и городища. Последние представляли собой поселения, укреплённые валами, основной задачей которых была защита от врагов жителей. При этом, в самих городищах было от двух до пяти дворов.

Селищами назывались славянские сельскохозяйственные поселения, которые не имели укреплений. Как правило, численность их населения значительно превышала численность жителей городищ. Со временем городища превращались в города, всё больше наполняясь людьми из селищ, которые стали сёлами.

Земледелие у восточных славян

В качестве основного занятия восточных славян выступало земледелие. Это сегодня подтверждено тысячами археологическими раскопками, в ходе которых всё чаще находят инвентарь землепашцев, а также семена злаковых культур. Именно работой на земле определялась социальная и физическая жизнь людей того времени.

Восточные славяне использовали два метода подготовки почвы под земледелие: переложный и подсечно-огневой. Оба они требовали больших физических усилий и времени. Так как самому осуществить весь ряд работ по подготовке участка под засев было сложно, славяне жили общинами.

В первый год они выбирали участок леса, подсекали растущие на нём деревья и снимали с них кору, оставляя до первого снега. В конце осени хорошая древесина поваленных деревьев отбиралась для строительства жилищ и хозяйственных построек, а также часть леса вывозилась на дрова. На следующий год деревья на участке сжигались, а засевы производились в остывший пепел, являющийся отличным удобрением. Перепахивали поле только спустя два – четыре года.

Для обработки степей под засевные участки использовалась та же выжигательная техника. Спустя некоторое время развитие орудий труда позволили значительно повысить урожайность и восточные славяне смогли перейти к двупольной системе земледелия, что стало, в свою очередь, причиной постоянных поселений без необходимости переходить с истощенной земли на более плодородные почвы. Основными культурами для северных славян считались до принятия христианства овёс, просо, пшеница, а также ячмень и просо.

Скотоводство и охота у восточных славян

Наравне с земледелием славяне занимались скотоводством, которое не только обеспечивало общину питательными продуктами питания, но и помогало в обработке земли в качестве тяговой силы. При этом, само животноводство носило стойлово-выгонный характер. Наряду с крупным рогатым скотом восточные славяне выращивали птицу, свиней, овец и коз.

Очень важной частью быта славян являлись охотный промысел и рыболовство. Добыча и улов значительно разнообразили рацион людей, а пушнина считалась одним из самых полезных материалов, который годился не только для пошива тёплой одежды, но и для обмена. К примеру, мех куницы или куна, как называли этого зверька тогда, выступал в качестве определённой денежной единицы. Стоит отметить, что при появлении монет данное название закрепилось в народе за серебряной монетой.

Помимо дичи лес давал восточным славянам ягоды, лекарственные растения и другие необходимые продукты. К примеру, особо важным промыслом у них являлось бортничество, то есть, собирание дикого мёда и воска, которые также выступали желанным продуктом для обмена при осуществлении торговли с соседними общинами.

Хозяйство восточных славян

Первые поселения восточных славян возникли на берегах рек и озер, соответственно тому, как шло их расселение. Вначале славяне жили в землянках, затем стали строить дома — в этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги, дым уходил через отверстие в крыше или стене. У каждого дома обязательно имелись хозяйственные постройки, они делались плетневые, саманные или из подобных материалов и ставились на дворе либо свободно, разбросано, либо по периметру четырехугольного двора, образуя внутри открытое пространство.

Читайте также:  Таблица размер гидрокостюм для подводной охоты

В славянских поселках дворов было немного: от двух до пяти. Они обносились земляными валами для защиты от врагов.

Как уже упоминалось ранее, основным занятием славян конечно же было земледелие. Археологические находки позволяют утверждать, что они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу и т.д. Из технических культур славяне разводили лен и коноплю.

Системы земледелия вначале сильно отличались у славян, живших на севере и на юге. Там, где росли густые леса, преобладала подсечно-огневая система. Сначала деревья подрубались, и целый год постепенно засыхали. На следующий год высохшие деревья сжигались, и в золу сеяли зерно. Иногда землю предварительно распахивали, но чаще всего не делали и этого. Хорошие урожаи такие участки давали только в течение трех-четырех лет. Затем участок забрасывали и вырубали новый. Именно с такой крайне неудобной системой, требующей огромного количества земли, и была связана малонаселенность первых славянских поселений. Основными же орудиями труда на севере были топор-мотыга, заступ, борона-суковатка.

На юге, с его теплым климатом и плодородными почвами, основной системой земледелия был перелог. Ралом, а позднее деревянных плугом с железным лемехом, распахивали землю. Когда участок истощался, переходили на другое место. Однако очень скоро обе эти системы уступили место пашенному земледелию.

И на севере, и на юге славяне жали созревшие хлеба серпами. Зерно размалывали каменными зернотерками и ручными жерновами.

Другим важным занятием славянских племен было скотоводство. Скотоводство восточных славян было органически связано с земледелием. Скотоводство давало мясо, молоко; скот использовали как тягло на пашне (в нечерноземной зоне — лошади, в черноземной — волы); без навоза невозможно было вести полевое земледелие в нечерноземной зоне, от скота получали и шерсть и кожи. Восточнославянские народы разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, птицу. Меньше разводили уток и гусей, но почти обязательно в каждом хозяйстве держали кур.

Немаловажное значение имели рыбалка и охота, тем более, что в густых лесах водилось множество пушных зверей, мех которых использовался для изготовления одежды, а также шел на продажу.

В качестве оружия славяне использовали луки, копья, мечи, палицы (палки с тяжелыми набалдашниками и шипами). Пущенные из тугих луков каленые стрелы могли настигнуть неприятеля даже на большом расстоянии. Для защиты славяне использовали шлемы и прочные «рубашки» из мелких металлических колец — кольчуги.

Важную роль в жизни восточных славян играло также бортничество — сбор меда диких пчел.

Но помимо земледелия славяне занимались и обработкой металла (кузнечное дело), производством керамических изделий. Не чужды им были также ювелирное, камнерезное, столярное ремесла. Находившиеся в наиболее удачных (с точки зрения возможности торговли) местах поселения превращались в города. Также становились городами и княжеские крепости. Древнейшими городами Руси являлись: Новгород, Чернигов, Суздаль, Муром, Смоленск, Переславль, Ладога, Ростов, Белоозеро, Псков, Любеч, Туров. По мнению ученых, к началу IX в. на территории Руси насчитывалось около 30 городов.

Город возникал обычно на холме или на месте слияния двух рек, что было связано с торговлей. А торговые связи между славянскими и соседними племенами были достаточно отлаженными. С юга гнали на север скот. Прикарпатье снабжало всех солью. На север и северо-запад из Приднепровья и Суздальской земли шел хлеб. Торговали мехами, полотном, скотом и медом, воском и рабами.

Основных торговых путей, проходивших через Русь, было два: по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Ловати и Днепру проходил великий водный путь «из варяг в греки», соединявший Балтийское море с Черным; а через Карпаты торговые пути вели в Прагу, в германские города, в Болгарию, в страны мусульманского мира.

Оцените статью
Adblock
detector