Присваивающее хозяйство
Присва́ивающее хозя́йство — один из четырёх принципов производства, хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества. «Присваивающей» эта стадия называется довольно условно, так как деятельность охотников, собирателей и рыболовов не ограничивается простым присвоением, а включает ряд довольно сложных моментов как в организации труда, так и в переработке продукции, требующей разнообразных технических навыков.
Содержание
История
Возникновение древнейших хозяйственно-культурных типов с присваивающей экономикой относится к начальным этапам формирования человечества. Накануне появления земледелия и скотоводства, т. е. ок. 12 тысяч лет назад, к хозяйственно-культурным типам с присваивающей экономикой относились лесные охотники и собиратели тропических лесов в жарком поясе и лесов умеренного пояса, бродячие охотники и собиратели гор и равнин аридной зоны, полуоседлые рыболовы и собиратели морских побережий и дельтовых областей, охотники за крупными стадными животными и т. д. Это были, по-видимому, немногочисленные разрозненные группы, которые вели в одних районах преимущественно подвижный бродячий образ жизни в пределах своих охотничьих угодий, а в других — полуоседлый и даже почти оседлый. Этнографическое изучение сохранившихся до наших дней хозяйственно-культурных типов с присваивающей экономикой показало, что для них характерны сезонно-подвижный образ жизни, коллективная собственность на основные средства производства и коллективное распределение продуктов труда, архаичность социальных структур, скудность материальной культуры, отсутствие институциализованой власти, анимистические формы религиозных представлений.
Собиратели и охотники сегодня
Собиратели и охотники там, где их натуральное хозяйство ещё не разрушено товарной экономикой, в своём социальном развитии ещё не вышли за пределы раннепервобытных общинных структур. Для поддержания своего существования в жарком поясе они вынуждены часто передвигаться небольшими локальными группами по обширным «кормовым» территориям (бушмены !кунг в Калахари, аборигены Австралии и др.). В холодных странах, даже там, где морской промысел обеспечивает годовую оседлость коллектива, сезонная подвижность части населения является жизненно необходимой. Самого высокого уровня социально-экономического развития и значительной оседлости для основной части населения достигли представители хозяйственно-культурного типа приморских полуоседлых рыболовов на северо-западе Северной Америки (тлинкиты, хайда, квакиютль, сэлиши и др.). Ещё в XIX веке их хозяйство было комплексным, а образ жизни оседлым с сезонной миграцией части населения. Сейчас же они полностью оседлы, так как лишены своих охотничьих и рыболовческих угодий. В некоторых странах такие архаические группы расово, экономически и социально угнетаются. Такая политика существует, например, в ЮАР по отношению к бушменам и готтентотам. Другие государства могут проявлять заботу о таких группах: например, во Вьетнаме небольшие горные народы охотников-собирателей (рук, арем и др.) сменили бродячий образ жизни на оседлый; живут в постоянных поселениях, выстроенных правительством и осваивают технику земледелия. Племя ади в Индии (штат Аруначал-Прадеш) вообще живёт изолированно от внешнего мира и доступ не только иностранцев, но и местных к ним ограничен.
Присваивающее хозяйство
Собиратели и охотники там, где их натуральное хозяйство еще не разрушено товарной экономикой, в своем социальном развитии еще не вышли за пределы первобытнообщинных структур. Для поддержания своего существования в жарком поясе они вынуждены часто передвигаться небольшими локальными группами по обширным “кормовым” территориям (бушмены кунг в Калахари, австралийцы-аборигены и др.). В холодных странах, даже там, где морской промысел обеспечивает годовую оседлость коллектива, сезонная подвижность части населения является жизненно необходимой. Самого высокого уровня социально-экономического развития и значительной оседлости для основной части населения достигли представители ХКТ приморских полуоседлых рыболовов на северо-западе Северной Америки (тлинкиты, хайда, квакиютл, сэлиши и др.). Еще в XIX в. их хозяйство было комплексным, а образ жизни — оседлым, с сезонной миграцией части населения. Теперь, в условиях капиталистической экономики, они полностью оседлы, так как лишены своих рыболовческих и охотничьих угодий.
Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону . Б.Б. Прохоров . 2005 .
Смотреть что такое «Присваивающее хозяйство» в других словарях:
Присваивающее хозяйство — Присваивающее хозяйство один из четырёх принципов производства, хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно культурной истории человечества.… … Википедия
Цивилизация — (Civilization) Мировые цивилизации, история и развитие цивилизации Информация о понятии цивидизации, история и развитие мировых цивилизаций Содержание Содержание Цивилизация: Истоки употребления слова История мировых цивилизаций Единство природы … Энциклопедия инвестора
Гринин, Леонид Ефимович — Портал «Эволюция» … Википедия
Принцип производства — благ категория, которая обозначает очень крупные качественные ступени развития мировых производительных сил в историческом процессе. Каждой формации развития Мир Системы (человечества) соответствует только один собственный принцип производства.… … Википедия
Собирательство — одна из древнейших форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в собира … Википедия
Народы Австралии к началу европейской колонизации — Техника и хозяйство австралийцев Отсутствие письменных и скудость археологических памятников позволяют лишь в самых общих чертах восстановить историю народов Австралии до ее колонизации европейцами, основываясь на данных антропологии, этнографии… … Всемирная история. Энциклопедия
История Грузии — Монета, на которой изображён Грузинский царь Георгий III. У царя Георгия III не было сыновей, и после его смерти на престол должна была вступить его дочь Тамара. Чтобы избежать трудностей в дальнейшем, царь Георгий решил возвести свою дочь на… … Википедия
Охотники и собиратели — Наскальная живопись в Тассилин Аджер в алжирской Сахаре … Википедия
Доаграрное общество — Наскальная живопись в Тассилин Аджер в алжирской Сахаре Бушмен, изготовляющий ядовитые стрелы Термином охотники и собиратели обозначают определённый уровень развития человеческих обществ. Общество охотников и собирателей характеризуется… … Википедия
Охотничье-собирательское (доаграрное) общество — Наскальная живопись в Тассилин Аджер в алжирской Сахаре Бушмен, изготовляющий ядовитые стрелы Термином охотники и собиратели обозначают определённый уровень развития человеческих обществ. Общество охотников и собирателей характеризуется… … Википедия
История. 5 класс
Конспект урока
История, 5 класс
Урок 4. Первобытные земледельцы и скотоводы
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Неолитическая революция.
- Появление ремесла.
- Переход человечества от первобытности к цивилизации.
Неолитическая революция – это переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Присваивающее хозяйство – это хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства.
Производящее хозяйство – это хозяйство, при котором основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.
Ремесленник – это человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Цивилизация – это ступень развития общества, следующая после первобытного общества, от которого цивилизацию отличают: возникновение городов, разделение людей на общественные слои, создание государств и изобретение письменности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
- Эйтман Натан. Ищу предка. – М.: Молодая гвардия, 1970.
- Нил Моррис. Начало истории: от зарождения жизни до изобретения письменности. – Спб: Амфора, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
После отступления ледника человеку вновь пришлось приспосабливаться к изменившейся окружающей среде. На мелких животных уже нельзя было охотиться прежними методами (загонной охотой) и прежними орудиями труда (копьём в зайца не попадёшь). Около 14–12 тыс. лет назад был изобретён лук и стрелы, а вместе с ними и прообраз струнных музыкальных инструментов. Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети.
Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зёрен. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зёрна дикорастущих растений. Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами. Первыми сельскохозяйственными культурами были ячмень и пшеница.
Чтобы выращивать урожай, надо было жить на одном месте – вести оседлый образ жизни.
Детёныши диких зверей, которых иногда приносили охотники, привыкали жить рядом с людьми и даже не пытались убежать в лес. Считается, что первым домашним животным стала собака. А кошка была приручена около 3 тысяч лет назад.
Появление в 3 тысячелетии до нашей эры одомашненных лошадей резко ускорило ход истории. Лошади облегчали связь между разными народами, что способствовало их взаимному развитию.
С развитием скотоводства надобность в постоянной охоте отпала.
Появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Охотники, рыболовы и собиратели добывали только то, что было в природе, не отличаясь этим от животных. Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в своём хозяйстве. Так произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему, который историки называют его «неолитической революцией»: неолитической, поскольку произошло оно в период нового каменного века (неолита), а революцией, поскольку оно кардинально изменило историю человечества.
Происходили важные изменения в отношениях людей. На место родовой общины пришла соседская. Она состояла из отдельных семей (домохозяйств), каждая из которых вела своё собственное хозяйство и имела отдельную собственность – свой участок земли, свой дом и очаг. Полученный продукт теперь не складывался в общий «котёл», а оставался в семьях – им распоряжался глава семьи. Взаимопомощь и совместное проведение свободного времени сохранялись, но теперь общинники относились друг к другу не как к родичам, а как к соседям (т. е. они уже не ощущали кровные связи между собой).
В период неолита появились новые изобретения, происходило усовершенствование производственной деятельности людей. Они стали делать прочную посуду из глины. В 4 тысячелетии до н. э. появился гончарный круг. Был изобретен простейший ткацкий станок. Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка.
Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Сплавы различных металлов появились позднее. Более 3 тысяч лет до н.э. большое распространение получил сплав меди и олова, известный под названием «бронза». По сравнению с медью бронза была намного твёрже. Кроме того, она была красива. Поэтому из этого сплава люди начали изготавливать не только орудия труда, оружие, но и украшения. Время активного использования бронзы известно в истории под названием «бронзовый век».
Разделение труда между ремесленниками и земледельцами привело к возникновению обмена, в процессе которого одни предметы или продукты менялись на другие.
Развитие земледелия и скотоводства, появление ремёсел, строительство древнейших городов свидетельствуют о том, что человек начал активно преобразовывать природу. Он стал создавать искусственную среду обитания. Организация жизни общества стала более сложной. Выделились люди, управлявшие другими людьми – знать. Они пользовались особым почетом. Старейшины, вожди, жрецы по праву своего положения имели больше изделий, продуктов. Знатность передавалась по наследству от родителей к детям.
Примерно в середине 4-го тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выберите правильные варианты ответа.
Каковы признаки неолитической революции?
Появление частной собственности
Преимущественно кочевой образ жизни
Существование родовой общины
Появление частной собственности
Пояснение: Необходимо обратиться к тексту урока и вспомнить, что неолитическая революция — это переход человеческих общин от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. И тогда легко можно выбрать правильный ответ. Кочевой образ жизни, родовая община и собирательство существовали до неолитической революции. Значит эти варианты ответов убираем, а оставшиеся варианты являются правильным ответом.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.
Около _____ тысяч лет назад в Западной _____ появилось новое ремесло – обработка металлов. Постепенно ______________ вытесняла _____________. Однако новые орудия были ещё редки, а металл – мягок, поэтому не могли вытеснить своих старших и более твердых «собратьев» и применялись ______ с ними.
Ответ: Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Постепенно медь вытесняла камень. Однако новые орудия были ещё редки, а металл – мягок, поэтому не могли вытеснить своих старших и более твердых «собратьев» и применялись наравне с ними.
Пояснение: Необходимо поработать с текстом урока и набрать пропущенные слова
Россия в мире. 10 класс
Конспект урока
Конспект урока №2
по предмету «Россия в мире» для 10 класса
Тема: Древнейшее человечество
Вопросы по теме:
1. Освоение человеком природы. Присваивающее и производящее хозяйство.
2. Неолитическая революция.
3. Родоплеменной строй, зарождение искусства и религиозных представлений.
Родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью.
Неолитическая революция – это переход от присваивающего хозяйства к производящему.
Присваивающее хозяйство – это хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства.
Производящее хозяйство – это хозяйство, при котором основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Наши представления о первобытности базируются на довольно отрывочных и порой не вполне достоверных данных. Археологические находки и этнографические наблюдения, как правило, не дают достаточных оснований для однозначных выводов о жизни древнейших людей. Очень многое в первобытной истории приходится домысливать, реконструировать, полагаясь на способность логически рассуждать – или на интуицию. Давайте попробуем перенестись в те далекие времена, когда существовало совершенно примитивное общество.
Первобытнообщинный строй является первой, наиболее длительной стадией в развитии человеческого общества, который длился около 650 тысяч лет. Расселение первобытных людей происходило неравномерно. Первоначально они населяли восточную часть Африки, Южную Азию и южную часть Европы. Там археологи нашли самые древние каменные орудия труда. В этих районах жили австралопитеки, которые использовали в качестве оружия палки и острые камни. Но, по заключению ученых, вряд ли австралопитеки были предками современного человека. Человек умелый считается его предшественником, который, судя по найденным останкам, жил одновременно с австралопитеками примерно 2,5 млн. лет назад. Он уже передвигался на двух ногах и изготовлял орудия из камня.
Около 250-400 тысяч лет назад на большей части Европы и Азии преобладающим видом первобытных людей становятся неандертальцы. В конце раннего палеолита начинается период резкого изменения климатических условий, к которым неандертальцы не смогли приспособиться и исчезли. Повсеместно утвердился человек кроманьонского типа – человек разумный.
Первобытнообщинный строй уже выявил задатки образования общества. Люди селились группами. Совместно добывалась пища и осуществлялся основной труд. Поскольку выжить они могли только в коллективе, появилось такое понятие, как род.
Родовая община – это большой коллектив, объединенный как родством, так и хозяйственной жизнью. Расчистка леса, охота, земледелие требовали серьезных коллективных усилий, поскольку орудия труда были ещё слишком примитивными. Каждая родовая община поддерживала отношения с другими общинами, общее дело заставляло людей договариваться между собой и делиться опытом, что привело к развитию речи.
Люди стали изготавливать орудия и приспособления, которые помогали им охотиться на животных, добывать огонь, наблюдать за природными явлениями, делать жизнь более легкой. Первобытнообщинный строй не знал разделения на классы, государства и страны. Он характеризуется коллективной собственностью на средства производства и орудия труда, равным правом всех членов общины на продукты труда и равным отношением к труду.
Основными занятиями населения были охота и собирательство. Такой тип хозяйства называется потребляющим или присваивающим. Переход к производящему хозяйству начинается в конце первобытности, когда появляются скотоводство и земледелие. Глубина произошедших в этот период изменений позволяет говорить о неолитической революции. Появляется новая техника изготовления орудий труда – пиление, шлифование, сверление. К этому времени относится зарождение керамики и ткачества. Одним из самых серьезных достижений неолитической революции стало изобретение колеса.
Самые древние стоянки первобытных людей на территории нашей страны – это находки в Алтайском крае, в Амурской области, стоянки среднего палеолита обнаружены в Крыму, на Кавказе, на Средней и Нижней Волге, в Якутии и Заполярье.
Для неолита характерен развитый родоплеменной строй. Во главе рода стояли наиболее мудрые старейшины. Возникают первые объединения родов – племена, начинает выделяться племенная верхушка. В условиях прочной оседлости, период позднего палеолита зародились искусство и первые религиозные представления. Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм являются религиями доклассового, родоплеменного общества.
Таким образом, первобытнообщинный строй не знал разделения на классы, государства и страны и был первой, наиболее длительной стадией в развитии человеческого общества, задатками которого являлась родовая община. Это группа людей, объединённых родственными связями, общим трудом и бытом.
От присваивающего хозяйства с появлением скотоводства и земледелия произошел переход к производящему хозяйству. Началась неолитическая революция – переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве.
Теоретический материал для углубленного изучения:
«Несмотря на столетия исследований, место неандертальца в эволюции человека до сих пор не определено окончательно. Ранее предполагалось, что неандерталец был непосредственным предком кроманьонца, а, значит, и современного человека. Ныне же считается, что неандерталец – «дядя» современного человека и тупиковая ветвь эволюции – был вытеснен в результате экспансии кроманьонцев 42 – 30 тысяч лет назад. В результате этой миграционной волны неандертальцы были вытеснены к Атлантическому океану…»
Артем Корсун «Как исчезли неандертальцы»
Работа профессора Харари основывает свой отчет на истории человечества в рамках естественных наук, в частности эволюционной биологии: он рассматривает биологию как установление границ человеческой деятельности и культуру как формирование того, что происходит в этих пределах. История – это учет культурных изменений.
Харари исследует историю человечества от эволюции архаичных человеческих видов в каменном веке до XXI века, сосредотачиваясь на Homo sapiens.
Источник: Харари Юваль Ной. Sapiens: Краткая история человечества. Синдбад, 2016., ISBN 978-5-90589-16-49
1. Когда появился человек умелый? (об этом нет информации в теоретическом материале)
а) 2–2,5 млн. лет назад
б) 4–3 млн. лет назад
в) 100–40 тыс. лет назад
г) 6–5 тыс. лет назад
а) 2–2,5 млн. лет назад
Человек появился в далекие времена совсем не в том подобии, в каком мы можем наблюдать его сейчас. Самый первый представитель нашего вида на Земле был больше похож на обезьяну, нежели на современного представителя человеческого социума. На двух ногах ходил Homo habilis и имел относительно прямую осанку. Эти люди создали первые орудия труда, чтобы пользоваться ими для добывания пищи и строительства жилья. Современные археологические открытия позволили установить максимально точную дату, когда на Земле появился человек умелый. Это произошло около 2–2,5 млрд. лет назад.
Подсказка: обратитесь к хронологии Истории первобытной эпохи
2. Заполните пропуски в тексте.
Основными занятиями населения были _____ и собирательство. Такой тип хозяйства называется ______________. Переход к _______________ хозяйству начинается в конце первобытности, когда появляются скотоводство и земледелие. Глубина произошедших в этот период изменений позволяет говорить о _____________________.
Основными занятиями населения были охота и собирательство. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Переход к производящему хозяйству начинается в конце первобытности, когда появляются скотоводство и земледелие. Глубина произошедших в этот период изменений позволяет говорить о неолитической революции.
Суть задания состоит в том, чтобы по описанию понять, о каком термине идет речь и восстановить его признаки, пропущенные в тексте. Для начала нужно определить эпоху. В данном задание она указана – это первобытность. Затем стоит обратить внимание на ключевые слова: «собирательство», как правило, идет в паре с «охотой». Эти занятия характерны для присваивающего типа хозяйства. Напротив, земледелие и скотоводство характерны для производящего. Кардинальные изменения в жизни общества принято называть революцией. Теперь, когда все признаки восстановлены, не трудно понять, что в тексте говориться о неолитической революции.
Основная литература по теме урока:
• История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О. В., Клоков В. А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013
• Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.
Дополнительная литература по теме урока:
Добанова Е. Н., Максимов Ю. И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 320с.
Уткина Э. В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). — М.: Айрис-пресс, 2006. — 176с.
История. Универсальный справочник. Издательство «ЭКСМО», 2010.