Хозяйственная деятельность восточных славян охота

Животноводство, охота и рыбалка восточных славян

Наряду с земледелием большое место в хозяйственной деятельности восточных славян занимало животноводство. Костные остатки выявлены при раскопках многих поселений и дают исчерпывающее представление о составе стада. Первое место всюду должно быть отведено крупному рогатому скоту.

Кости крупного рогатого скота составляют до 50% (а на некоторых поселениях — и более) остеологического материала, связанного с домашними животными. Очевидно, стада крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Мясо его употреблялось в пищу, кроме того, крупный рогатый скот использовался для получения молока и молочных продуктов, а в южных землях восточнославянской территории, может быть, и как тягловая сила в пашенном земледелии. О значении крупного рогатого скота в жизни восточных славян ярко говорят письменные источники. Прокопий сообщает, что славяне ((Считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие обряды» (Прокопий из Кесарии, с. 297). О почитании быка славянами пишет и Гардизи (Новосельцев А. II., 1965, с. 390). Бык является обязательным элементом всякой скотоводческой брагчпны — культового общинного пира.

Второе место в остеологической коллекции из восточнославянских поселений второй половины I тысячелетия н. э. принадлелшт костям свиньи, третье — мелкого рогатого скота, четвертое — лошади. Овцы и козы использовались для получения молочных продуктов и шерсти. На поселениях Прутско-Днестров- ского междуречья найдены глиняные сосуды с отверстиями в придонной части тулова и в днище, предназначенные для приготовления из молока творога.

По всей вероятности, в обычное время мясо лошади пе шло в пшцу, и это животное служило для хозяйственных надобностей. Поэтому костные остатки, являющиеся главным образом пищевыми отбросами, не определяют места лошади в составе стада. Помимо использования лошади как рабочей силы в хозяйстве и земледелии, ею пользовались для верховой езды. Византийские историки не раз упоминают всадников в славянском войске. Находки удил свидетельствуют о широком применении лошади для верховой езды. При раскопках селища Ханска найдена глиняная модель седла, изображающая деревянное седло с дугообразной передней и круглой задней лукой. Такой тип седел распространился в Восточной Европе после нашествия гуннов.

Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно говорят о многочисленных стадах, находившихся во владениях славян и антов. На славянских поселениях найдены небольшие глиняные фигурки животных, очевидно связанные с ритуалом жертвоприношения, подчеркивающие значение домашних животных в ЖИЗНИ И быте славян. 11а поселениях Бранешты I, Лопатна, Одая и Хапска такие фигурки изображали коня. Вероятно, это животное было наиболее почитаемо в славянском культе. Конь был культовым животным при строительной жертве (Седов В. В., 1957, с. 20-28).

Заметное место в хозяйственной деятельности восточных славян во второй половине 1 тысячелетия н. э. принадлежало охоте и рыбной ловле, чему во многом благоприятствовали природные условия. О роли охоты свидетельствуют прежде всего костные остатки, собранные при раскопках поселений. Кости диких животных в остеологическом материале составляют от 10 (на поселениях Дпестровско-Прутского междуречья) до 50% (боршевские поселения в районе Воронежа), но чаще на их долго приходится 12— 20%. Среди них имеются кости кабана, лося, оленя, медведя, бобра, лисицы, куницы, зайца и некоторых других. Кабан и олень были, по-видимому, основным объектом охоты. Охота на них давала наиболее ощутимые результаты. Судя по костным остаткам, преобладала охота в лесу. Постоянно охотились и па нгиц. Главной целью охоты па кабана, лося, оленя, медведя ц некоторых других зверей было получение мяса. Охота па куниц, лисиц и бобров велась прежде всего ради пушнины.

Читайте также:  Кабан до года сроки охоты

Основными орудиями охоты на зверя служили лук и копье. Железные наконечники стрел найдены на многих славянских поселениях. Большинство из них не приспособлено специально для охоты, но могло быть использовано при этом. Специально охотничьими были костяные наконечники стрел, нередко встречаемые па памятниках лесной зоны восточнославянской территории, и некоторые железные наконечники. Для охоты на птицу и мелких зверей широко применялись, как известно из более поздних письменных источников, силки и ловчие сети.

О рыбной ловле свидетельствуют находки костей и чешуи рыб, а также орудия рыболовства. Остатки рыб отмечены исследователями на многих поселениях, где велись более или менее крупные раскопки. Судя по этим материалам, ловили щуку, сазана, судака, леща, сома, осетра и др. Нередко нах,одят железные рыболовные крючки. Среди них обычны крупные—6—10 см в длину. Такие крючки предназначались для лова крупных рыб — щук, сомов и т. п. Применялись и гарпуны, но более широко, очевидно, использовались сети, неводы и всевозможные плетеные приспособления. Среди археологических находок сравнительно часты рыболовные грузила — глиняные или каменные, различных форм. В качестве грузил использовались и просверленные фаланги коров. Об употреблении сетей для рыбной ловли говорят и находки роговых кочедыков.

Охоте и рыболовству принадлежала подсобная роль в хозяйстве славянского населения при господствующем значении земледелия и скотоводства.

Судя по данным X—XIII вв., в древней Руси широкое распространение получило бортничество. Нуж- но полагать, что возник этот промысел довольно рано и во второй половине I тысячелетия п. э. занимал заметное место в хозяйственной деятельности восточных славян, заселявших лесные пространства. Однако в материалах археологии этого периода следы бортничества почти не фиксируются. Однако о роли бортничества у восточных славян мы можем судить по жертвоприношению, открытому при раскопках в Новгороде в слое первой половины X в. На месте, где оно было совершено первыми поселенцами одного из районов города, найдены расположенные но кругу семь деревянных ковшей и два куска воска, имевших форму правильных полукругов. Это — следы братчннного пира славян-язычников, в хозяйственной деятельности которых большое место принадлежало бортничеству (Седов В. В., 1956, с. 138—141).

С сельским хозяйством очень тесно связаны такие виды деятельности, как прядение, ткачество, деревообработка и изготовление изделий из кости. Они обеспечивали потребности в одежде, в жилище и бытовых вещах еще в глубокой древности.

В археологическом материале отчетливо характеризуется обработка дерева — строительство жилищ и хозяйственных помещений, изготовление бытового и хозяйственного инвентаря. Однако дерево на славянских поселениях второй половины I тысячелетия н. э. сохраняется очень плохо, поэтому о деревообработке приходится судить на основе находок разнообразных орудий труда. Повсеместны находки железных топоров — универсального орудия при обработке дерева. С помощью тесла изготавливались долбленые изделия — лодки, корыта, колоды и т. п. Неоднократно найдены железные ложкари ( LXIII, 13, 14) — инструменты для изготовления столовой посуды и ложек. Встречены также долота и сверла. Разрозненные, но весьма многочисленные материалы свидетельствуют о том, что восточные славяне во второй половине I тысячелетия н. э. были знакомы со многими видами обработки дерева, в том числе с изготовлением деревянной посуды ( LXIII, 12). Очевидно, что высокоразвитое деревообрабатывающее ремесло эпохи древней Руси, известное по раскопкам в Новгороде и других городах, имеет глубокие корни в древности.

В середине I тыс. н.э. у восточных славян произошел переход к соседской общине.
Уровень хозяйства отдельных восточнославянских племен был различен и характеризовался как.

2.5. Особенности первобытнообщинного хозяйства восточных славян.
3.2. Особенности эволюции форм хозяйствования и структуры экономики в макромоделях феодализма.

Читайте также:  Тяжелые беспилотники россии охотник

С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с

Хозяйственная деятельность восточных славян охота

Тема 2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

2.1 Проблема этногенеза восточных славян. Территория и расселение восточных славян.

В начале нашей эры срединная часть России была заселена народами финского и литовского происхождения. Славяне пришли на эту территорию позже. Откуда? Кто они? От кого произошли? Происхождение народа, его возникновение и формирование называется этногенез. Проблема этногенеза славян давно волновала ученых. По их мнению, предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения в Центральной и Восточной Европе — от Одера на западе до Днепра на востоке, от Прибалтики на севере до Европейских гор (Судеты, Татры, Карпаты) на юге.

Позднее в славянском массиве возникают западная (венеды) и восточная (анты) ветви. Восточные славяне, населявшие степные просторы Приднепровья, находились в постоянном контакте с кочевыми племенами. Их взаимоотношения далеко не всегда были мирными. Военные столкновения с сарматами (II в. н. э.), готами (III в. н. э.), гуннами (IV в. н. э.) приводили к упадку хозяйства, поискам новых земель, защищенных от воинственных соседей.

Переселение славян происходило в южном и северном направлениях. Они были вызваны также естественным увеличением населения и начавшейся социальной дифференциацией. Особенно интенсивно расселение восточных и западных славян происходило в конце V-VI в. н. э. В это время произошло заселение территорий Балканского полуострова, входивших в состав Византийской империи. Колонизация нового региона привела к появлению южной ветви славянства.

2.2 Общественный строй восточных славян.

В VI-VII вв. славяне находились на последней стадии развития общинно-родового строя. Основа социальной организации — патриархальная семейная община — вервь. Государства еще не было, управление обществом осуществлялось на принципах военной демократии: она означала власть избираемых военных вождей (князей) при сохранении власти старейшин и остатков первобытного коллективизма и демократии. Все вопросы решало народное собрание свободных общинников — вече, жрецы и военные вожди, принадлежащие к зарождающейся родоплеменной знати, которая все более выделялись из основной массы общинников имущественным положением. Процесс имущественной дифференциации ускорился с началом мощных военных походов славян — главным образом, против богатой Византийской империи. Захват военной добычи усугублял экономическое и социальное неравенство, способствовал росту частной собственности.

Города возникали или как оборонительные центры, или как места торга и центры ремесла. Показатели прогресса восточнославянской цивилизации в этот период налицо. Если в VI в. н. э. византийский историк Прокопий из Кесарии указывал, что славяне живут в лесах в хижинах и землянках, то уже в IX в. н. э. скандинавы называли Русь — Гардарики — страна городов. Древнейшими крупными, хорошо укрепленными русскими городами были: Ладога на Волхове, Новгород, Псков, Киев, Полоцк и др.

Для походов на Византию славянские племена стали объединяться в союзы племен, которые были уже не только родовыми, но и территориально – политическими объединениями. Как известно из «Повести временных лет», самого древнего письменного источника, известного нам, на территориях, вошедших в состав Киевской Руси, проживало двенадцать славянских союзов племен, сложившихся в 6 — 8 вв. Автор «Повести…», монах Киево-Печерского монастыря Нестор, выделяет полян с центром в Киеве; к северу и западу от полян обитали древляне; севернее полян и древлян, на левобережье Припяти, жили дреговичи; в верховьях Южного Буга — бужане или волыняне; в Поднестровье — уличи и тиверцы; в Закарпатье — белые хорваты; на левобережье Днепра, в бассейне рек Сулы, Сейма, Десны — северяне; к северу от них, между Днепром и Сожем — радимичи; к северу от радимичей, в верховьях Волги, Днепра и Двины — кривичи; в бассейне Западной Двины — полочане; в районе озера Ильмень — словене; наконец, самым восточным племенем были вятичи, селившиеся в районе верхнего и среднего течения Оки и Москвы-реки.

Читайте также:  Корабль дикой охоты название

2.3 Хозяйственная деятельность.

Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве. Позднее стало развиваться ремесло.
Земледелие являлось главной отраслью хозяйства. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, лен, конопля и др. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное с железными лемехами плугов. Активное использование железа позволило производить излишки сельскохозяйственной продукции для обмена с другими народами. Культивировались рожь, ячмень, овес, лен и др.

Ремесло отделилось от земледелия в VI-VIII вв. н. э. Особенно активно развивались железная и цветная металлургия, гончарное дело. Только из стали и железа славянские мастера производили свыше 150 видов различных изделий.
Промыслы (охота, рыболовство, бортничество — сбор меда диких пчел и др.), домашнее скотоводство также занимали видное место в хозяйстве восточных славян.
Торговля между славянскими племенами и с сопредельными странами отличалась высокой активностью. Об этом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских, римских, византийских монет и украшений.
Главные торговые пути проходили по рекам Волхову – Ловати — Днепру (путь «Из варяг в греки»), Волге, Дону, Оке. Товарами славянских племен были меха, оружие, воск, хлеб, рабы и др. Ввозились дорогие ткани, украшения, пряности.

2.4 Быт, культура и верования восточных славян.

Быт славян определялся характером их деятельности. Они проживали оседло, выбирая для поселений труднодоступные места или возводя вокруг них оборонительные сооружения. Жилище представляло собой полуземлянку с двух- или трехскатной крышей.
Верования славян свидетельствует об их громадной зависимости от условий окружающей среды. Славяне отождествляли себя с природой и поклонялись силам ее олицетворяющим: огню, грому, озерам, рекам, и т. д. и не знали исторического времени. Обожествление могущественных сил природы — солнца, дождя, грозы — отразилось в культах бога неба и огня Сварога, бога грозы Перуна, обрядах жертвоприношений.

О культуре славянских племен известно немного. Дошедшие до нашего времени образцы прикладного искусства свидетельствуют о развитии ювелирного дела. В VI-VII вв. возникает письменность. Существенной чертой древнерусской культуры является религиозно-мистическая окраска почти всех ее проявлений. Древние славяне были язычниками: верили в злых и добрых духов, обожествляли силы природы (отсюда и многобожие). Важнейшими богами славян были Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог – бог огня; Велес – покровитель скотоводства; бог солнца –Даждьбог. Повсеместно распространен обычай сожжения умерших, возведение над погребальными кострами курганов, куда складывались вещи, оружие, пища. Рождение, свадьба, смерть сопровождались особыми обрядами.

Разложение родовых отношений, усиление дружин и княжеской власти сказались и на языческом культе. Над умершими князьями насыпали огромные курганы. Начали строиться языческие храмы, появились каменные изваяние божеств — идолы. Однако это была еще не религия, а только религиозные верования.

Вопросы и задания:

  1. К какой языковой семье принадлежали предки славян?
  2. Какой общественный строй существовал у славян в VI – VII в.в.?
  3. Какую роль у славян играли города?
  4. Что Вам известно о культуре славянских племен?
  5. Выполните в Рабочей тетради задания к теме 2.
Оцените статью
Adblock
detector