Великому Тургеневу. Летние туманы!
Хороши летние туманные дни, хотя охотники их и не любят.
В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, мигом,
тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана.
Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом!
Всё проснулось и всё молчит.
Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнётся, оно нежится.
Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе,
чернеется перед вами длинная полоса, как будто снится.
Вы принимаете её за близкий лес;
вы подходите – лес превращается в высокую грядку полыни на меже.
Над вами, кругом вас – всюду туман уже…
Но вот ветер слегка шевельнётся – клочок бледно-голубого неба
смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, — чудо явилось:
золотисто-жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком,
ударит по полям, упрётся в рощу – и вот опять всё заволоклось.
Долго продолжается эта борьба;
но как несказанно великолепен и ясен становится день, изумительна глубина синего неба,
когда свет, наконец, восторжествует и последние волны согретого тумана в тишине
то скатываются и расстилаются скатертями,
то взвиваются и исчезают в глубокой, нежно сияющей вышине…
––––––––––––
Иван Сергеевич Тургенев. Записки охотника. Лес и степь (отрывок).
Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо все кругом! Все проснулось, и все молчит. Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите — лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас — всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнется — клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу — и вот опять все заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то взвиваются и исчезают в глубокой, нежно сияющей вышине…
Хороши летние туманные дни хотя охотники их не любят петя с долоховым гдз
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на конец 3-й четверти по теме «Сложные бессоюзные предложения»
Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные в корне слова;
-непроверяемые безударные гласные;
-правописание окончаний существительных;
-написание о- после шипящих и ц;
— н-нн в прилагательных;
-написание производных предлогов
Постановка знаков препинания:
-запятая при однородных членах предложения;
-Запятая при причастном и деепричастном оборотах.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— умение работать со СБП;
— определять смысловые отношения между частями СБП;
— синтаксического разбора предложения.
Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, вспорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но тихо, как невыразительно тихо кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнётся: оно нежится сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите — лес превращается в высокую гряду полыни на меже. Над вами, кругом вас — всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнётся — клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу, — и вот опять всё заволоклось. Долго продолжается борьба; но как нескладно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой, нежно сияющей тишине…
(144 слова) (По И.С. Тургеневу)
1. Выписать СБП, произвести синтаксический разбор.
2. Определить смысловые отношения между частями СБП.
3. Найти в тексте СПП, построить схемы, определить вид придаточных предложений
Записки охотника (77 стр.)
Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнется: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите — лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас — всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнется — клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-желтый луч ворвется вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу — и вот опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то взвиваются и исчезают в глубокой, нежно сияющей вышине…
Но вот вы собрались в отъезжее поле,170 в степь. Верст десять пробирались вы по проселочным дорогам — вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого, через необозримые поля, вдоль зеленых конопляников, долго, долго едете вы. Сороки перелетают с ракиты на ракиту; бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле; прохожий человек в поношенном нанковом кафтане, с котомкой за плечами, плетется усталым шагом; грузная помещичья карета, запряженная шестериком рослых и разбитых лошадей, плывет вам навстречу. Из окна торчит угол подушки, а на запятках, на кульке, придерживаясь за веревочку, сидит боком лакей в шинели, забрызганный до самых бровей. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строениями, старинным мостом над глубоким оврагом… Далее, далее. Пошли степные места. Глянешь с горы — какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом торчат драхвы;171 старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы всё мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она, наконец, — безграничная, необозримая степь!
А в зимний день ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозным, острым воздухом, невольно щуриться от ослепительного мелкого сверканья мягкого снега, любоваться зеленым цветом неба над красноватым лесом. А первые весенние дни, когда кругом всё блестит и обрушается, сквозь тяжелый пар талого снега уже пахнет согретой землей, на проталинках, под косым лучом солнца, доверчиво поют жаворонки, и, с веселым шумом и ревом, из оврага в овраг клубятся потоки…
Однако пора кончить. Кстати заговорил я о весне: весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль… Прощайте, читатель; желаю вам постоянного благополучия.
ДОПОЛНЕНИЯ
С акварели неизвестного художника. 1838-1839 г. Гос. Литературный музей. Москва
С дагерротипа 1848
И. С. ТУРГЕНЕВ. Рис. Н. Д. Дмитриева-Оренбургского. 1879. ИРЛИ
Фотография А. И. Деньера. 1865. Гос. Литературный музей. Москва
Рис. П. Ф. Соколова. Середина 1840-х годов
Рис. Е. А. Языковой. 1848. ГТГ
Рис. Э. А. Дмитриева-Мамонова. 1852
Писатель и цензор В. В. Львов.
Фотография с живописного портрета
Гравюра П. Реджона. 1874. Гос. Литературный музей. Москва
Автор рисунка неизвестен. 1875(?). Из архива П. Виардо
Фотография. 1870-е годы. Собрание Н. М. Чернова. Москва
Мценский помещик. Фотография. 1860-е годы. Собрание Н. М. Чернова. Москва
Фотография. Начало 1900-х годов. Гос. Литературный музей. Москва
Зальцбрунн в Силезии.
Гравюра. 2-я половина XIX в. Гостиница, в которой в 1847 г. жили И. С. Тургенев и В. Г. Белинский
Попечитель санктпетербургского учебного округа М. Н. Мусин-Пушкин сжигает «Записки охотника» И. С. Тургенева.
Карикатура Л Н. Вакселя. 1852. ИРЛИ
Дом Виардо в Куртавнеле (Франция).
Рис. П. Виардо. 1859
Усадебный дом в Спасском-Лутовинове.
Гравюра М. В. Рашевского с фотографии В. А. Каррика. 1883. ИРЛИ
Здесь И. С. Тургенев жил во время ссылки в 1852-1853 гг. Фотография 1970-х годов
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным
Порядок разбора
1. Выделить части предложения (главное и придаточное), отметить границы.
2. Указать, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи).
3. Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и каково средство синтаксической связи (союз, союзное слово).
4. Определить тип придаточного предложения (определительное, изъяснительное; обстоятельственное: места, времени, степени и образа действия, причины, цели, уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).
5. Объяснить постановку знаков препинания.
6. Составить схему.
7. Провести разбор частей сложноподчинённого предложения (по схеме простого).
Образец разбора
1 — главное, 2 — придаточное, оно поясняет в главном предложении сказуемое толковал, отвечает на вопрос о чём?, присоединяется союзом что; это придаточное изъяснительное, находится после главного; перед придаточным предложением ставится запятая.
443. Выполните синтаксический разбор сложноподчинённых предложений.
1. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. (Г.) 2. Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту. (Л. Т.) 3. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (Л.) 4. Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. (Л.) 5. Дуня сидела на ручке кресла, как наездница на своём английском седле. (П.) 6. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. (Пауст.)
445. Прочитайте отрывок из повести «Прощание с Матёрой». Выпишите предложения в две группы: 1) предложения со сравнительным оборотом; 2) сложные предложения с придаточным сравнения. Какие средства выразительности встречаются в этих предложениях?
Много лет знали Богодула как глубокого старика и много уже лет он не менялся, оставаясь всё в том же виде, в каком показался впервые, будто Бог задался целью провести хоть одного человека через несколько поколений. Был он на ногах, ступал медленно и широко, тяжёлой, навалистой поступью, сгибаясь в спине и задирая большую лохматую голову, в которой воробьи вполне могли устраивать гнёзда. Из дремучих зарослей на лице выглядывала лишь горбушка мясистого кочковатого носа да мерцали красные, налитые кровью глаза. От снега до снега Богодул шлёпал босиком, не разбирая ни камней, ни колючек; ноги его, разлапистые и чёрные, потерявшие видимость кожи на них, настолько затвердели, что казались окостеневшими, будто на старую кость наросла новая. Одно время ребятишки наловчились ловить змей: прижмут рогаткой к земле и хватают возле головы, бегут пугать девчонок и баб; увидев раз выпущенную ненароком, ползущую по дороге тварь, возле которой прыгала ребятня, Богодул, не долго думая, подставил ей голую ступню — змея ткнула и не проткнула, ударилась, как о камень. С того случая мальчишки нашли новую забаву: всех пойманных змей доставляли Богодулу, а он, сидя на валуне возле своего барака и руками приподняв ногу, дразнил их, хехекая, как от щекотки, когда змея в мгновенном прыжке пыталась проколоть его твердь.
В последние годы, когда пошли слухи, а затем и началась суета с переселением, Богодул был единственным, кого они словно бы никаким боком не касались, — или рассчитывал до того помереть, или так же, как здесь, пристроиться возле старух и на новом месте.
Для них вся жизнь теперь состояла только в этом, и о чём бы ни заходил разговор, в какое бы время ни перебрасывался, кого бы ни метил, кончался он всегда одним — подступающим затоплением Матёры и скорым переездом. Богодул сидел тут же, с шорканьем, будто камень тёр о камень, чесал свои донельзя заскорузлые ноги или, шумно гоняя воздух, тяжело отпыхивался после чая и угрюмо сипел.
1. Определите тип текста, обоснуйте свой выбор.
2. Выпишите существительные с чередованием гласных в корне, объясните их правописание.
3. В последнем абзаце найдите слово, образованное приставочносуффиксальным способом, выполните его орфоэпический разбор.
4. Объясните значение выделенных слов. Подумайте, как образовались эти слова.
5. Объясните написание частицы ни в предложениях. Какую функцию она выполняет?
446. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Проведите синтаксический разбор этих предложений. Укажите: а) что поясняет придаточное предложение в главном (слово, словосочетание, предложение); б) на какой вопрос отвечает; в) тип придаточного предложения; г) место придаточного по отношению к главному.
1. В гостиную входили из коридора который оканчивался входом в кухню где жила кухарка Лукерья. (Дост.) 2. Временами дорога прорывалась через такую гущу лещины что надо было сидеть согнувшись чтобы ветками не исхлестало лицо. (Пауст.) 3. Когда Нехлюдов приехал на вокзал арестанты уже все сидели в вагонах за решетчатыми окнами. (Л. Т.) 4. Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы. (П.) 5. Пишу пишу рукой небрежной чтоб здесь чрез много скучных лет от жизни краткой но мятежной какой-нибудь остался след. (Л.) 6. Где океан век за веком стучась о граниты тайны свои разглашает в задумчивом гуле высится остров давно моряками забытый. (В. Бр.) 7. Видно уж прошло то время когда в письмах содержались целые философские трактаты. (Сол.) 8. Коса легко скользила по гладкой ледяной столешнице срезая под самое основание вмёрзшие дудки так что после них во льду оставались одни только дырочки. (Нос.)