Хижина охотника тип связи

Такие знакомые словосочетания…

(Подготовка к государственной итоговой аттестации)

Задание В8 второй части гиа по русскому языку предполагает подбор синонимичных словосочетаний, основанных на разных видах подчинительной связи. Сначала это задание вызывает у учеников непонимание, но после выполнения разного рода упражнений ребята успешно с ним справляются.

Экзаменационные задания могут иметь следующие формулировки:

Замените словосочетание человеческая личность, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание говорить радостно, построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прежде всего вспоминаем, какие виды подчинительной связи существуют. Для этого ученики анализируют следующую таблицу.

Вид связи Часть речи
зависимого слова
Примеры
Согласование • имя прилагательное;
• причастие;
• порядковое числительное;
• местоимение-прилагательное
модное платье;
• полученные письма;
• первая встреча;
• твой праздник
Управление • имя существительное;
• местоимение-существительное
медаль из золота;
• похожий на мать
• увидеть нас;
Примыкание • наречие;
• деепричастие;
• неопределенная форма глагола
прийти вовремя; невероятно интересный;
• выйти не торопясь;
• уехать учиться

Перечислим те сочетания слов, которые не рассматриваются как подчинительные словосочетания:

сочетание подлежащего и сказуемого (я ушел, папа вернулся);

фразеологизмы (не на жизнь, а на смерть; как кур в ощип);

сочетание служебного слова со знаменательным (около школы, словно друг).

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Запишите данные словосочетания в три столбика в соответствии с видом подчинительной связи.

Крошечный медвежонок, незнакомая местность, невероятно интересно, сидеть вполоборота, на краю тарелки, тетрадь Вани, случайно узнать, умеющий (уметь) говорить, на опушке леса, морская пучина, хижина охотника, лечь навзничь, индивидуальный подход, абсолютно справедливо, рассмотреть (рассматривающий) цветок, фотография друга, вернувшись (вернуться) домой, фиксирующий (фиксировать) события.

– Замените словосочетания на опушке леса, хижина охотника, тетрадь Вани, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

Упражнение 2. Прочитайте текст.

Представим себе бескрайний летний лес с его то затухающим, то вновь нарастающим, бесконечно широким шумом, с тревожными редкими вскриками то ли дятлов, то ли зайчат, с едва уловимым звоном комариных оркестров. И вдруг в этот широкий вселенский шум будто вплетается пение какой-то удивительно музыкальной птицы. Печальный и нежный голос пастушьего рожка так необходимо-естественен среди этих теплых лесов! Он ведет свою мелодию, и она, словно тонкая нить, связывает безбрежность мира с душой человека. (В.Белов)

– Выпишите из второго предложения все словосочетания. Их должно быть 10.

– Замените словосочетания комариные оркестры, вселенский шум, построенные на основе подчинительной связи согласование, синонимичными словосочетаниями со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

Упражнение 3. Прочитайте текст.

Настоящий литературный талант немыслим без тяжкого, беспощадного труда, без всепоглощающей одержимости… Только одержимый может обладать стойким терпением ловца жемчуга, который, как говорил когда-то молодой Флобер, способен нырять в океанские глубины тысячекратно, чтобы только однажды вернуться не с пустыми руками…. Писателя должна необоримо манить страсть к этим океанским глубинам, где скрыты редчайшие жемчужины человеческого прозрения. А эти глубины принадлежали и принадлежат только сильным талантам. (Ю.Бондарев)

Читайте также:  Охотники за бриллианты кто убивал

– Определите тип связи в словосочетании человеческого прозрения.

– Словосочетание человеческого прозрения замените синонимичным словосочетанием со связью управление.

– Найдите и выпишите из текста словосочетание со связью согласование, которое можно заменить синонимичным словосочетанием со связью управление. (Океанские глубины.)

Упражнение 4. Прочитайте текст.

Надо уважать запятую. Союз «и» умаляет то, что следует за ним. Читатель привык, что «и» только слегка усиливает то, что ему известно до союза. О запятую он спотыкается… и готов воспринимать дальнейшее с новым вниманием. «Было пасмурно и неуютно». «Было пасмурно, неуютно». (В.Шукшин)

– Определите виды связи в составном словосочетании (или в цепочке словосочетаний) надо уважать запятую.

– Можно ли в этом тексте словосочетание воспринимать с вниманием заменить словосочетанием воспринимать внимательно? Мотивируйте свой ответ.

Упражнение 5. Прочитайте текст.

Человеку дается имя, когда он еще лежит в колыбели, и трудно представить, каким он вырастет, – будет «подобным ангелу», «победителем» или тихоней, «котенком». Только наивный человек может думать, что все Александры – это обязательно «защитники» и что благодаря имени они по характеру и судьбе отличаются от Михаилов, Антонов, Сергеев… Разумеется, имена здесь никакой роли не играют. (А.Пасхалов)

– Замените словосочетание трудно представить, построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Д.А. ХАУСТОВА,
школа № 553,
г. Москва

ОГЭ. Задание 7. Замена словосочетания. Теория и практика.

ОГЭ. Задание 7. Замена словосочетания.

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ. Задание 7. Замена словосочетания. Теория и практика.»

Экзаменационные задания могут иметь следующие формулировки:

Замените словосочетание человеческая личность, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание говорить радостно, построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прежде всего вспоминаем, какие виды подчинительной связи существуют. Для этого ученики анализируют следующую таблицу.

Часть речи
зависимого слова

• имя прилагательное;
• причастие;
• порядковое числительное;
• местоимение-прилагательное

модное платье;
• полученные письма;
• первая встреча;
• твой праздник

• имя существительное;
• местоимение-существительное

медаль из золота;
• похожий на мать
• увидеть нас;

• наречие;
• деепричастие;
• неопределенная форма глагола

прийти вовремя; невероятно интересный;
• выйти не торопясь;
• уехать учиться

Перечислим те сочетания слов, которые не рассматриваются как подчинительные словосочетания:

сочетание подлежащего и сказуемого (я ушел, папа вернулся);

фразеологизмы (не на жизнь, а на смерть; как кур в ощип);

сочетание служебного слова со знаменательным (около школы, словно друг).

Упражнение 1. Запишите данные словосочетания в три столбика в соответствии с видом подчинительной связи.

Крошечный медвежонок, незнакомая местность, невероятно интересно, сидеть вполоборота, на краю тарелки, тетрадь Вани, случайно узнать, умеющий (уметь) говорить, на опушке леса, морская пучина, хижина охотника, лечь навзничь, индивидуальный подход, абсолютно справедливо, рассмотреть (рассматривающий) цветок, фотография друга, вернувшись (вернуться) домой, фиксирующий (фиксировать) события.

– Замените словосочетания на опушке леса, хижина охотника, тетрадь Вани, построенные на основе подчинительной связи управление, синонимичными словосочетаниями со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

Упражнение 2. Прочитайте текст.

Представим себе бескрайний летний лес с его то затухающим, то вновь нарастающим, бесконечно широким шумом, с тревожными редкими вскриками то ли дятлов, то ли зайчат, с едва уловимым звоном комариных оркестров. И вдруг в этот широкий вселенский шум будто вплетается пение какой-то удивительно музыкальной птицы. Печальный и нежный голос пастушьего рожка так необходимо-естественен среди этих теплых лесов! Он ведет свою мелодию, и она, словно тонкая нить, связывает безбрежность мира с душой человека. (В.Белов)

Читайте также:  Тургенев записки охотника краткое содержание бурмистр тургенев

– Выпишите из второго предложения все словосочетания. Их должно быть 10.

– Замените словосочетания комариные оркестры, вселенский шум, построенные на основе подчинительной связи согласование, синонимичными словосочетаниями со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

Упражнение 3. Прочитайте текст.

Настоящий литературный талант немыслим без тяжкого, беспощадного труда, без всепоглощающей одержимости… Только одержимый может обладать стойким терпением ловца жемчуга, который, как говорил когда-то молодой Флобер, способен нырять в океанские глубины тысячекратно, чтобы только однажды вернуться не с пустыми руками…. Писателя должна необоримо манить страсть к этим океанским глубинам, где скрыты редчайшие жемчужины человеческого прозрения. А эти глубины принадлежали и принадлежат только сильным талантам. (Ю.Бондарев)

– Определите тип связи в словосочетании человеческого прозрения.

– Словосочетание человеческого прозрения замените синонимичным словосочетанием со связью управление.

– Найдите и выпишите из текста словосочетание со связью согласование, которое можно заменить синонимичным словосочетанием со связью управление. (Океанские глубины.)

Упражнение 4. Прочитайте текст.

Надо уважать запятую. Союз «и» умаляет то, что следует за ним. Читатель привык, что «и» только слегка усиливает то, что ему известно до союза. О запятую он спотыкается… и готов воспринимать дальнейшее с новым вниманием. «Было пасмурно и неуютно». «Было пасмурно, неуютно». (В.Шукшин)

– Определите виды связи в составном словосочетании (или в цепочке словосочетаний) надо уважать запятую.

– Можно ли в этом тексте словосочетание воспринимать с вниманием заменить словосочетанием воспринимать внимательно? Мотивируйте свой ответ.

Упражнение 5. Прочитайте текст.

Человеку дается имя, когда он еще лежит в колыбели, и трудно представить, каким он вырастет, – будет «подобным ангелу», «победителем» или тихоней, «котенком». Только наивный человек может думать, что все Александры – это обязательно «защитники» и что благодаря имени они по характеру и судьбе отличаются от Михаилов, Антонов, Сергеев… Разумеется, имена здесь никакой роли не играют. (А.Пасхалов)

– Замените словосочетание трудно представить, построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

С помощью 5-ege.ru вы легко научитесь определять тип подчинительной связи.

Подчинительная связь – это связь, объединяющая предложения или слова, одно из которых – главное (подчиняющее), а другое — зависимое (подчинённое).

Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

зеленые глаза, писать письма, трудно передать.

В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово:

Синий мяч. Отдыхать за городом. Мяч и отдыхать – главные слова.

Ловушка!

Не являются подчинительными словосочетаниями:

1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;

2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;

3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

4. Составные словоформы: более светлый, будет ходить;

5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Видео о типах подчинительной связи

Если любите формат видео, то можете посмотреть его.

Читайте также:  Охота с мелкашкой зимой

Выделяют три вида подчинительной связи:

тип связи какой частью речи может быть зависимое слово какой вопрос задается к зависимому слову
согласование (при изменении главного слова изменяется зависимое):

морской берег, читающая молодежь, первый снег, мой дом

прилагательное, причастие, порядковое числительное, некоторые разряды местоимений какой?

Вопросы могут изменяться по падежам!

управление (при изменении главного слова зависимое не меняется):

помогать отцу, читать книгу, ходить в школу

существительное или местоимение в косвенном падеже с предлогом или без вопросы косвенных падежей (кого? чего? – о ком? о чем?)

Помни! Предложно-падежная форма существительного может быть обстоятельством, поэтому к этим формам задаются вопросы обстоятельства (см. ниже)

примыкание (зависимое слово – неизменяемая часть речи!):

внимательно слушать, идти не оглядываясь, яйцо всмятку

1. инфинитив

4. притяжательные местоимения (его, ее, их)

1. что делать? что сделать?

2. что делая? что сделав?

3. как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

Различай!

Её пальто – примыкание (чье), увидеть её – управление (кого).

В разрядах местоимений выделяется два омонимичных (одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу) разряда. На вопросы косвенных падежей отвечает личное местоимение, и оно участвует в подчинительной связи – управление, а притяжательное отвечает на вопрос чей? и является неизменяемым, оно участвует в примыкании.

Пойти в сад – управление, пойти туда – примыкание.

Различайте предложно-падежную форму и наречие. У них могут быть одинаковые вопросы! Если между главным словом и зависимым стоит предлог, то перед тобой управление.

Алгоритм действий №1.

1) Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

2) Определи часть речи зависимого слова.

3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

4) По выявленным признакам определи тип связи.

Разбор задания.

Какой тип связи используется в словосочетании НАЛАВЛИВАТЬ МЕХАНИЧЕСКИ.

Определяем главное слово и задаем от него вопрос: налавливать (как?) механически; налавливать – главное слово, механически – зависимое. Определяем часть речи зависимого слова: механически ­– это наречие. Если зависимое слово отвечает на вопрос как? и является наречием, то в словосочетании используется связь примыкание.

Алгоритм действий №2.

1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово.

2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей?

3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже.

4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение).

5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.

Разбор задания.

Из предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. У меня начался отит. От боли я кричала и стучала ладонями по голове. Мама вызвала скорую помощь, и мы поехали в районную больницу.

При примыкании зависимое слово является инфинитивом, наречием или деепричастием. Попробуем найти эти части речи: сильно (как?) – наречие. Находим к нему главное слово, от которого задается вопрос к наречию: простыла.

Таким образом, выписываем словосочетанием сильно простыла.

Главная » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку » Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Оцените статью
Adblock
detector