Охота скрадыванием.
Этот вид охоты заключается, как правило, в пешем (с подхода) скрадывании дичи, но допускается скрадывание и с подъезда (на лодке, снегоходе, верхом на лошади или иными транспортными средствами), особенно на обширных территориях степи, пустыни, тундры, водных поверхностях и др. Это наиболее спортивная охота, требующая не только знаний, опыта, но и известной физической подготовки. Сопутствующее охоте скрадыванием выслеживание составляет, в свою очередь, особую науку, а сам процесс выслеживания делает её исключительно увлекательной. Здесь порой не обойтись световым временем одних суток, и охота овладевает даже охотником-любителем в течение длительного времени, обогащая его ни с чем не сравнимыми впечатлениями и переживаниями.
Правила выслеживания дичи. Найти дичь – основная задача при любых видах охот, но при охоте скрадыванием эти действия следуют одно за другим без существенного временного перерыва и сливаются в единый процесс. В период «чернотропа» выслеживание уже не имеет того, значения какое ему отводится по «белой тропе». По «чернотропу» больше применяется выпугивание, прочесывание по местам предполагаемого нахождения дичи, что составляет сущность так называемых «бродовых» (ходовых) охот. Этот же принцип положен в основу при охоте на водоплавающую дичь вытаптыванием или с подъезда на лодке; при охоте в густых травяных, камышовых, тростниковых, кустарниковых зарослях на фазанов, куропаток и другую дичь. Такая охота держит охотника в постоянном напряжении и требует от него хорошей реакции стрелка.
Тропление по следу может быть менее азартно, но более увлекательно и эмоционально. Здесь требуются определенные, совершенно конкретные знания следопыта. По характеру следа определяется возможная близость лежки или же след выводит на жирующего зверя, что дает, в свою очередь, возможность начинать непосредственно скрадывание.
Выслеживание проводится по следам от ног животных, а также и другим следам их жизнедеятельности. К последним относится помет; сбитый с веток и стволов иней и иной сор в виде старой отмершей хвои, мелких сухих веточек, чешуек от коры идущих «верхом» животных; поеди на ветвях, стволиках деревьев и кустарников; объеденные, сбитые шишки хвойных пород, плоды и и семена других растений; «чесалки», порои, «купалки» диких кабанов; следы ворошения лесной подстилки оленьими в поисках желудей; дорожки от водоплавающей дичи на зеленой ряске водоемов; перо линяющих уток на метах их дневки; порхалища куриных и многое другое. Наиболее отчетливо следы заметны на снегу, влажном песке, пыли, лесных дорогах и тропах, на иле и грязи сырых («потных») мест, по росистой траве и др. Обнаружение следа, определение его свежести, расшифровка следов требуют, как уже говорилось, знаний, опыта и даже определенного таланта.
Следы животных на снегу наиболее наглядны, поэтому необходимо иметь представление о различных видах пороши, и знать какую информацию может представлять каждая из них.
Первая пороша – первый выпавший снег, образовавший устойчивый снежный покров. Это начало сезона увлекательных зверовых охот выслеживанием и скрадыванием.
Пороша длинная – снегопад, закончившийся под утро, и на снегу четко запечатлеваются только последние отрезки активных ночных животных. Тропление таких следов довольно быстро приводит к месту дневки (лежки) животных.
Пороша мертвая – снегопад, закончившийся к рассвету и засыпавший, практически, все ночные следы животных. После такой пороши могут быть следы случайно взбуженного зверя, и надо заметить, что лежит он в таких случаях довольно крепко.
Пороши немые – выпавший снег в конце зимы, в период оттепелей, при уже сложившемся снежном покрове. В таких случаях животные отлеживаются в логовищах или кормятся на небольших участках, т.е. широко не ходят.
Пороши ходкие – выпавший снег при еще не сложившемся глубоком снежном покрове в начале зимы, когда звери много бегают, посещая все уголки своего участка.
Многоследица – накопившееся на поверхности снежного покрова обилие следов животных самой различной давности при длительном отсутствии снежных порош. В этих условиях образуются торные звериные тропы и, таким образом, резче обозначаются излюбленные, наиболее часто посещаемые животными места. Рисуется наиболее полная картина взаимоотношений между животными.
Перенова – свежая обильная пороша, после которой исчезают все старые следы.
Следы на снегу имеют свои характерные особенности в зависимости от рельефа места и растительного покрова.
На рыхлом снегу в лесу следы бывают глубокими и неясными. Чем рыхлее снег, тем шире по площади отпечатки лап, тем неопределеннее их очертания, тем ближе они будут соприкасаться между собой краями. Принадлежность следа в этих условиях определяется не по его о печатку, а по почерку хода, характерному для каждого зверя.
У опушки леса по снегу средней плотности следы обычно бывают точные и отчетливые, но поверхностные, не глубокие. Проход по таким местам дает информацию, доступную даже малоопытному следопыту.
На плотном снегу покрытого застругами поля, также как и по краю оврага, где имеется постоянное присутствие ветра, следов почти не остается.
Отпечатки лап зверей можно подразделить по их рисунку на 3 основные группы:
1. Расположение тесными парами или «тройками». Характерно для куньих (ласок, горностаев, хорьков, норок, куниц, соболя) и реже других видов.
2. «Цепочка» или «веревочка». Отмечает наслед собачьих (лисица, волк, корсак) при обычной для них побежке – рысцой, а также некоторых диких кошек.
3. Расположение отпечатков лап «четверками». Характерно для белки, бурундука, суслика, зайцев, мышей, полевок и др. Рисунок «четверки» может быть разным – «ромбики», в форме буквы «Т» и др. Такое расположение отпечатков бывает и при галопе собачьих, копытных и других животных.
На свежесть следа животных на снегу в первую очередь указывают мелкие комочки, крупинки снега, выброшенные ногой за пределы самого углубления; они чертят свои собственные следочки по мягкой пушистой поверхности и лежат едва касаясь её. Края всех углублений будут острыми и тонкими с выраженной неровностью. Со временем след стареет, т.е. снег испаряется, плавится на солнце, подмерзает, уплотняется. Края теперь уже теряют свою остроту, округляются; выброшенные комочки снега оседают, сплавляются со снежной поверхностью и постепенно исчезают совсем. При образовавшемся насте, который еще проваливается под тяжестью животного, на свежесть следа указывает рыхлость стенок самого углубления. Абсолютно свежий след называется «горячим». Свежесть лежки зверя определяется также по затвердению на ней снега и по свежести обычно оставляемого вблизи лежек помета.
Правила, которых необходимо придерживаться при троплении зверя, изложены ниже.
Нет необходимости затаптывать сам след, т.е. идти буквально «по следу». Надо идти в стороне от следа, шагах в 15-30 так, чтобы он был видимым, и его всегда можно было бы проверить при перекрещивании с другими следами. Помимо следа надо внимательно осматривать местность, чтобы своевременно обнаружить зверя на лежке. Зверь на логове хорошо определяет слухом и зрением, идут ли именно по его следу и быстро реагирует на это.
Нельзя выхаживать все петли и ходы зверя на его жировке и пути движения к лежке. Свой путь надо выпрямлять с учетом рельефа местности и характера растительности и для экономии времени «обрезать» следы. При этом надо пользоваться квартальной сетью в лесу, тропинками, дорогами, контурами лесосек, закрайками зарослей, междурядьями в лесных культурах, оврагами и т.д. Нет необходимости пробираться через чащобу, поднимая своей шоркотностью преждевременно зверя на лежке.
Если выходов с обойденного участка больше, чем входов – в кругу (квартале, отъеме, заросшей лесосеке) наверное ничего не осталось, а если входов больше – зверь в окладе.
Если звери идут след в след, то надо дойти до какого-нибудь препятствия, зарослей, где следы на время разойдутся, и посчитать их.
Преследуя раненого зверя, тем более нельзя идти строго его следом. Раненые крупные хищники, кабаны, быки-лоси, обозленные плотным преследованием, нередко делают вытянутую петлю, но не замыкая её ложатся в укромном месте готовые к нападению или дальнейшему своевременному уходу.
При скрадывании дичи необходимо:
— не обращать на скрадываемое животное явного внимания, наблюдая за ним как бы боковым зрением;
— не суетиться, беспрерывно останавливаясь и вновь возобновляя движение;
— не выказывать дичи явно самого скрадывания, это её настораживает и обращает в бегство;
— подходить и подъезжать к дичи лучше спереди, с головы, но не сзади;
— умело пользоваться прикрытиями, в соответствии с рельефом местности, зарослями растительности, тщательно наблюдая при этом за направлением ветра;
— скрадывая зверя или птицу на открытом пространстве, лучше иметь дальнобойное ружье, для охоты с подхода или с подъезда на уток, другую болотную дичь особая кучность боя не нужна;
— следует скрадывать не только активно, но и пассивно, дожидаясь приближения вытропленного животного на жирах.
Охота с выслеживанием с последующим скрадыванием применяется на зайцев, промысловых видов грызунов, хищников, копытных, а также на водоплавающую и другую дичь с подхода по мелководью, в зарослях или с подъезда на лодке.
Дата добавления: 2015-09-25 ; просмотров: 1747 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Охота с подхода, скрадом и с подъезда
Охота с подхода, с подъезда или скрадом используется, во-первых, для стрельбы таящейся на земле или воде пернатой дичи охотниками, не имеющими охотничьих собак, и, во-вторых, для добывания сравнительно крупных зверей и птиц, кормящихся и отдыхающих на открытых местах: в степи, на пашне, в лугах, на стогах сена или на высоких деревьях.
Охота с подхода
При охоте с подхода охотник идет по местам, где таятся птицы, и стреляет их, когда они взлетают. Так охотятся на уток, которые осенью часто отдыхают в прибрежной растительности, на перепелок, жирующих осенью на хлебных полях, на бекасов, турухтанов, которые тоже подпускают на верный выстрел в заросших кочковатых болотах.
Охотником используется особенность живущих на земле птиц затаиваться и только в крайнем случае подниматься на крыло. Возможность подъема птицы больше, если несколько охотников идут цепью на расстоянии 10–20 м один от другого. Так, например, охотятся на перепелов в Закавказье, на бекасов в средней полосе России.
Охота скрадом
К осторожным крупным животным открыто подходить нельзя. Поэтому применяется скрадывание, то есть скрытый подход с использованием неровностей местности, деревьев, кустарника, а также стогов сена и других заслонов.
Так добывают крупных копытных животных, лисиц, сурков, дроф, гусей и уток на открытой воде, глухарей и тетеревов, сидящих на деревьях.
Подход к животным облегчается тогда, когда охотник надевает маскировочную одежду (белый халат зимой, зеленые брюки и куртку летом). Часто приходится подходить к зверям крадучись, пригнувшись или подползать. В последнем случае охотнику полезно надевать подлокотники и наколенники из прочной, непромокаемой материи.
При скрадывании учитывают, что звери, как правило, имеют хорошее обоняние и слух. Например, лисица в тихую погоду слышит писк мыши на расстоянии до 500–600 м, при ветерке причуивает охотника на расстоянии 0,2–0,3 км.
Зрение у многих животных значительно хуже обоняния, и они реагируют в основном на движения. Неподвижно же стоящего или постепенно меняющего положение человека они могут и не заметить даже на близком расстоянии.
У птиц — хороший слух и отличное зрение; обоняние же у них развито слабо. Поэтому подходить к зверям нужно с подветренной стороны и совершенно бесшумно, а при скрадывании птиц надо особенно тщательно маскироваться и пользоваться при этом укрытием.
Подход и скрадывание облегчается в непогоду. В такое время шаги охотника заглушаются шумом ветра и деревьев, тем более, что шаги еще очень хорошо смягчаются на сырой от дождя почве, траве и опавших листьях. А туманная дымка, качающиеся ветви и трава делают движения охотника малозаметными.
Подход затруднен в сильный мороз, когда отчетливо слышен каждый звук, особенно сильный скрип снега под ногами охотника.
Охота с подъезда
Для подъезда используют лодку или лошадь. Подъезд на автомашине запрещен. С подъезда на лодке стреляют водоплавающую птицу. При этом используют узкие, но плоскодонные лодки, так как они устойчивы и сравнительно легко проходят в зарослях камыша и тростника.
Охотиться с подъезда удобнее вдвоем: один, сидя на корме, гребет или стоя проталкивается шестом; другой стоит спереди и стреляет взлетающих вперед и по сторонам птиц.
Для отыскивания падающих в заросли птиц и разыскивания подранков хорошо брать с собой собаку. Стрелять в лодке над головой сидящего товарища недопустимо. Желательно, чтобы гребец хорошо знал место охоты и бесшумно продвигал лодку с расчетом на внезапное появление вблизи от плавающих птиц. Задача облегчается в ветреную погоду, когда шум камыша и тростника заглушает остальные звуки.
Подъезд на лошади дает хорошие результаты в местах, где птица и зверь мало преследуются и не очень напуганы. Животные привыкают видеть лошадь в упряжке во время сельскохозяйственных работ и поэтому подпускают ее довольно близко.
Таким способом стреляют тетеревов, кормящихся поздней осенью и зимой на березах, гусей, дроф. При подъезде охотник двигается не прямо на птицу, а несколько в сторону, как бы мимо нее. Тогда она меньше беспокоится и подпускает ближе.
Хищнический лов животных это загон охота скрадыванием
Охотничье-собирательская культура
Новейшие исследования антропологов позволяют оценить возраст наиболее древнего представителя человеческого рода (Homo habilis — человек умелый) в 2 млн лет. Примерно 200 тыс. лет назад сформировался вид Homo sapiens. Около 10-15 тыс. лет назад человечество расселилось по всему ареалу своего современного обитания. Общая численность населения Земли к началу мезолита (около 10 тыс. лет назад) достигла 3-5 млн человек. Средняя плотность населения в этот период составляла 0,05 чел/км2.
Палеолитические, мезолитические и ранненеолитические поселения людей имеют культурные слои, свидетельствующие о недолговременном существовании и о немногочисленности их обитателей, ведущих полуоседлый образ жизни. Величина групп первобытных людей достигала, как правило, 20-25 человек. Каждая такая группа, по утверждению Б. Б. Прохорова, занимала обширную площадь, в пределах которой вела экстенсивное хозяйство. Иногда, по-видимому, в наиболее суровые месяцы года, несколько групп собирались вместе для того, чтобы пережить тяжелое время.
Основу существования человеческого общества на всем протяжении палеолита составляла охота на крупных животных, сопровождавшаяся собирательством. Один из наиболее ранних способов ведения хозяйства в истории человечества складывался из охоты на медведя, крупных копытных(дикая лошадь, косуля, олень, тур, бизон, мускусный бык и др.) и хоботных животных (мамонт, мастодонт), рыбной ловли, добычи водоплавающей дичи, сбора насекомых и их личинок, улиток, съедобных моллюсков, растительной пищи (ягод, плодов, желудей, корневищ, лесных орехов, дикого риса и т. д.).
По мнению В.П.Алексеева, охотничье хозяйство палеолита складывалось из двух форм охоты — скрадывания, позволявшего регулировать поступление пищи по мере необходимости, и загона, при котором добыча значительно превышала возможности потребления.
Палеолитический человек первоначально, по-видимому, за редким исключением, не нуждался в загонной охоте. Он скрадывал (отбивал от стада) добычу и убивал ровно столько, сколько было необходимо для обеспечения нормального питания членов группы. Однако по мере роста численности племени люди нуждались во все большем количестве пищи. Возможно, стремясь сэкономить время и силы, затрачиваемые на поимку отдельных животных, первобытные люди стали склоняться к преимущественному использованию загонного способа охоты.
Загонная охота, наподобие современных хищнических способов лова рыбы, приводила к гибели большого числа животных, которые не могли быть все использованы в пищу. С этим обстоятельством многие исследователи связывают факт вымирания крупных млекопитающих в конце плейстоцена. В.П.Алексеев отмечает, что подавляющее большинство специалистов рассматривают его исключительно как следствие антропогенной деятельности человечества. Несмотря на то что в пользу этой точки зрения высказываются многочисленные аргументы, представляется, что для столь категоричного утверждения все же недостает оснований. При анализе причин вымирания крупных млекопитающих в конце плейстоцена необходимо учитывать всю совокупность факторов, определявших способность животных обеспечивать свое существование в рассматриваемый период. В частности, нельзя не учитывать то, что их исчезновение совпало со временем вюрмского оледенения, когда многие виды, гонимые наступавшим ледником, вынуждены были мигрировать на огромные расстояния в поисках пищи. Сталкиваясь с нехваткой пищи, оказываясь в непривычных для себя условиях существования, а иногда и не имея возможности отступления от надвигавшегося ледника, низких температур, из-за естественных препятствий (крупные реки, горные гряды), значительная часть животных, по-видимому, погибала от голода и переохлаждения. Другая становилась легкой добычей первобытных охотников. С этой точки зрения правильнее говорить не об уничтожении человеком крупных млекопитающих, а лишь о его причастности к их исчезновению.
Примерно 10-12 тыс. лет назад началось отступление ледника, вследствие чего многие животные, на которых охотился человек, снова поменяли места обитания, изменили образ жизни или вымерли. В результате к концу плейстоцена (по археологической периодизации — палеолита) человечество столкнулось с резко выраженным разреживанием, а затем и исчезновением тех видов животных, которые на протяжении многих тысячелетий служили ему пищей. В.П.Алексеев связывает такое развитие событий с наступлением первого в истории человечества экологического кризиса.
Важнейшим фактором отделения человека от генеральной линии эволюции животных видов стал переход к систематическому использованию орудий в целях освоения окружающего мира. Первыми орудиями были, как полагают, обломки костей и палки, применяемые для добывания пищи и защиты от опасных хищников, а также подносы из коры, предназначавшиеся для сбора пищи. Ими пользовались еще предки человека — австралопитеки, жившие 4-2,5 млн лет назад. Они же незадолго до появления первых людей начали изготовлять каменные орудия. С тех пор, вплоть до рубежа 5 тыс. лет назад, камень доминировал как материал орудий труда.
Для производства первых каменных орудий использовались естественные материалы — кремень, кварцит, горный хрусталь, вулканическая лава. Ударяя камень о камень, первобытный человек создавал острые орудия — рубило (чоппер), используемое для резки мяса и раскалывания костей; скребло, применявшееся при обработке шкур убитых животных; каменный молоток и др. Постепенно техника изготовления орудий совершенствовалась. Так, неандертальский человек (200-30 тыс. лет назад) помимо названных предметов умел изготовлять каменные ножи, пилки, сверла, остроконечники для стрел и копий.
Около 1,9 млн лет назад люди стали строить первые жилища -хижины-шалаши, каркас которых составляли ветки и длинные кости убитых животных, накрытые настилом из травы и листьев. Подобные сооружения были призваны защитить первобытного человека от ветра, дождя, снега.
Важнейшее экологическое различие между людьми и другими видами животных состояло в использовании огня. Около 300 лет человек начал использовать огонь, возникающий от молний, самовозгорания торфа и других причин, а уже около 150 тыс. лет назад люди научились добывать его самостоятельно.
Огонь представлял собой еще один — экстрасоматический — источник энергии, дополнявший энергию, потребляемую через пищу и необходимую для поддержания обмена веществ. Его использование сделало человека менее зависимым от климатических изменений, а также позволило за счет термической обработки существенно повысить потребительские свойства потребляемой пищи.
Уже в верхнем палеолите использование огня в хозяйственных целях и рост числа жителей Земли привели к увеличению энергопотребления на планете по сравнению с начальным этапом становления человечества в 100 раз. По мнению Б. Б. Прохорова, сам по себе подобный энергетический баланс первобытного общества охотников-собирателей не мог нанести существенный ущерб окружаются среде. Однако использование людьми огня нередко приводило к возникновению опустошительных пожаров. Древнейшие люди практиковали выжигание травы для загона животных во время охоты, что было причиной периодических пожаров, которые охватывали огромные площади лесов и степей. Экологический эффект этих пожаров был весьма значителен. Они приводили к смене растительности на обширных пространствах, в результате чего на обширных территориях влажные леса уступили место кустарникам и открытым саваннам, изменились состав и структура почвы, а также климат.
Отходы жизнедеятельности первобытных охотников-собирателей быстро утилизировались природой. Они были невелики по объему и к тому же распределялись по большим территориям из-за кочевого или полукочевого образа жизни групп людей. Произведенные Б. Б. Прохоровым ориентировочные подсчеты показывают, что общее годовое количество нечистот от группы в 20 человек (около 10 т) рассеивалось по территории около 400 км2. Нагрузка на ландшафт в этом случае была минимальной. Другие отходы первобытных охотников составляли органические остатки пищи и одежды из шкур, осколки камней, остающиеся после изготовления каменных орудий. Таким образом, отмечает Б. Б. Прохоров, охотниками-собирателями в окружающую их среду не привносилось ничего для нее чужеродного.
Воздействие внешних условий и общий характер жизнедеятельности первобытных охотников и собирателей предопределили изменения в состоянии их здоровья. Так, в костных остатках первобытных людей антропологи и палеопатологи обнаружили характерные болезненные изменения: рахит, кариес зубов, заболевания челюстей, повреждения суставов позвоночника, деформирующие артриты и др. Возникновение большинства костных патологий специалисты связывают с увеличением и видоизменением нагрузок на опорно-двигательный аппарат в результате перехода предков человека к прямохождению.
Средняя продолжительность жизни мезолитического человека, установленная по костным останкам, равнялась примерно 26 годам. Среди болезней первобытного человека и причин его смерти Б. Б. Прохоров на первое место ставит травмы, полученные на охоте и при стычках с представителями других групп людей. Одной из основных причин различных недугов человека был голод. Его жертвами преимущественно становились старики и дети. Б. Б. Прохоров указывает также на высокие показатели детской и женской смертности. И все же, несмотря на это, большие адаптационные возможности человеческого организма позволили человеку не только выжить на ранних этапах своего существования, пережить резкие изменения в природе Земли (похолодания, оледенения обширных районов, резкие потепления, изменения уровня морей и океанов), но и заселить все природные зоны планеты.
В своем мышлении первобытный человек целостно воспринимал мир, ощущая себя частью природы. В то же время он пытался сделать природу более понятной для себя. Не будучи способным адекватно познавать ее, человек пошел по пути антропоморфиза-ции природы. По его представлениям все природные объекты -как живые, так и не живые — одушевлены, способны чувствовать, переживать, радоваться и пр. Так возник анимизм — вера в существование духов, в наличие у всего сущего души, не зависящей от материальных причин.
Как способ объяснения отношений общества с природой существовал не только анимизм, но и тотемизм, фетишизм и магия. Тотемизм — это поклонение животному, растению, явлению природы (тотему), от которого произошла данная родовая группа людей. Фетишизм — это поклонение неодушевленному предмету (фетишу), который, по мнению верующих, наделен сверхъестественной силой.
Они жили по закону сопричастности, гласящему, что человек взаимодействует с объектами окружающего мира не прямо, а опосредованно, через высшие сверхестественные силы. Леви-Брюль отмечал, что природа, окружающая определенную группу, племя или группу племен, фигурирует в их представлениях не как система объектов или явлений, управляемых определенными законами согласно правилам логического мышления, а как динамичная совокупность мистических взаимодействий. Леви-Брюль пишет о сопричастности, устанавливаемой между землей и общественной группой, жившей на данной территории, когда каждая социальная группа чувствует себя мистически связанной с той частью территории, которую она занимает или по которой она передвигается.
На мистической сопричастности, слитности человека с явлениями природы и его возможности влиять на них основывалась магия. Магия — колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей и даже богов. Первобытные люди пытались использовать магию для воздействия на окружающий мир в нужном им направлении.
Содержание
Читать: Аннотация
Читать: ПредисловиеЧитать: Глава 1 предмет социальной экологии и ее отношение к другим наукам развитие экологических предсСтановление предмета социальной экологии
Читать: Глава 2 социально-экологическое взаимодействие и его субъекты человек и общество как субъекты Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия
Читать: Социально-экологическое взаимодействие
Читать: Глава 3 взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации взаимоотношения природы и общеОхотничье-собирательская культура
Читать: Аграрная культура
Читать: Индустриальное общество
Читать: Постиндустриальное общество, идеал ноосферы и концепция устойчивого развития
Читать: Глава 4 глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения рост численности населениРесурсный кризис земельные ресурсы: почва
Читать: Земельные ресурсы: минеральное сырье
Читать: Энергетические ресурсы
Читать: Возрастание агрессивности среды
Читать: Изменение генофонда
Читать: Глава 5 поведение человека в естественной и социальной среде поведение человека. уровни регуляцПотребности как источник активности личности. характеристика экологических потребностей
Читать: Адаптация человека к естественной и социальной среде
Читать: Своеобразие поведения в естественной и социальной среде
Читать: Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях
Читать: Глава 6 экология жизненной средыЧитать: Социально-бытовая среда
Читать: Городская среда
Читать: Жилищная среда
Читать: Трудовая среда
Читать: Рекреационная среда
Читать: Глава 7 элементы экологической этики нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и пПрирода как ценность. антропоцентризм и натуроцентризм
Читать: Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип
Читать: Проблема ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы в религиозных концепциях
Читать: Глава 8 элементы экологической психологии предмет экологической психологииЧитать: Субъективное отношение к природе и его разновидности
Читать: Субъективное восприятие мира природы
Читать: Экологическое сознание
Читать: Глава 9 элементы экологической педагогики проблема формирования экологической культурыЧитать: Экологическое образование и воспитание
Читать: Экологизация образования
Читать: Программа курса «социальная экология» пояснительная записка
Читать: Содержание курса
Читать: Примерная тематика семинарских занятий
Читать: Темы рефератов
Читать: Вопросы к экзамену
Читать: Литература
Читать: Словарь терминов
Читать: Приложение (мини-хрестоматия)Читать: Тема 1 становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации
Читать: Э.б.тайлор. первобытная культура
Читать: Л.леви-брюль. первобытное мышление
Читать: Тема 2 современный экологический кризис и пути его преодоленияЧитать: Л. уайт, мл. исторические корни нашего экологического кризиса
Читать: Р.атфилд. этика экологической ответственности
Читать: А.швейцер. этика благоговения перед жизнью
Читать: Тема 3 этический аспект взаимоотношений человека и природы
Читать: Н.а.бердяев. смысл творчества
Читать: Холмс ролстон iii. существует ли экологическая этика?
Читать: Тема 4 экология и этногенез
Читать: Л. н.гумилев. биосфера и импульсы сознания
Читать: Тема 5 человек и ноосфера
Читать: В. и. вернадский. несколько слов о ноосфере
Читать: П. тейяр де шарден. феномен человека
Читать: А.мень. история религии. истоки религии. часть ii
Читать: Тема 6 человек и космос
Читать: А.л.чижевский. земное эхо солнечных бурь
Читать: К. э. циолковский. монизм вселенной
Читать: В. п. казначеев, е. а. спирин. космопланетарный феномен человека