Экологическая характеристика общества охотников и собирателей.
Охота и собирательство основаны исключительно на использовании тех жизненных ресурсов, которые имеются в освоенной людьми экосистеме, поэтому охота и собирательство исключают какое-либо производство и накопление ресурсов. Изучение сохранившихся сообществ такого типа показало, что его члены тщательно заботятся о сохранении природных ресурсов, используя их только в самом необходимом количестве, поэтому общества охотников и собирателей являются такими же включенными в сбалансированный круговорот экосистем, как и все группы консументов. Однако ресурсы любой экосистемы при таком способе выживания очень невелики. Есть такое понятие демографическая емкость экосистем при данном способе производства, которая показывает, сколько человек обеспечено необходимыми для жизни ресурсами на площади в100км 2 данной экосистемы. Расчеты показывают, что при занятии охотой и собирательством, 100км 2 тундры могут обеспечить жизнь менее двух человек, сибирской тайги не более трех человек, смешанной лесной зоны около семи человек, лесостепной зоны около семнадцати человек. Развитые социальные отношения ликвидировали в человеческом обществе действие механизмов регуляции численности популяции на основе внутривидовой конкуренции.
В результате роста численности человечества стал развиваться первый в истории планеты антропогенный экологический кризис, выразившийся в исчезновении целого ряда видов животных. Уменьшение ресурсов охоты и собирательства в сочетании с невозможностью дальнейшей миграции из-за отсутствия свободных от других групп территорий или непреодолимых географических преград стало основным толчком к целому ряду изменений как в принципах природопользования, так и в системе социальных отношений. В характере охоты и собирательства появились неписаные правила, способствующие рациональному использованию, сохранению и воспроизводству ресурсов экосистем. Суть этих правил можно сформулировать следующим образом:
1. Брать путем охоты и собирательства не более того количества ресурсов, которое требуется для удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей. Для этого на смену широко использовавшемуся до кризиса загонному способу охоты, когда большое количество животных убивалось и не употреблялось в пищу, пришла охота на отдельных животных, в том числе мелких. Это вызвало необходимость в совершенствовании орудий и способов охоты. Появились лук и стрелы, копьеметалки, бумеранг, ловушки и капканы.
1. Заботиться о воспроизводстве ресурсов охоты и собирательства. Люди стали избегать охоты на животных в тот период, когда у данного вида появляются детеныши, собирая грибы, съедобные клубни и корнеплоды, старались оставлять часть растений не тронутыми в расчете на прорастание их семян в следующем году на том же участке.
1. Появились элементы сельского хозяйства в виде элементов
Так сформировались две основные стратегии приспособительного поведения:
1) приспособление к среде обитания;
2) преобразование среды обитания.
Одновременно, как показало изучение сохранившихся первобытных сообществ, вместо саморегуляции численности за счет внутривидовой конкуренции в них сформировались механизмы «сознательного» ограничения рождаемости и роста численности населения в оптимальных для данной экосистемы количествах.. Такими механизмами стали различные традиции, правила и запреты: разрешение вступать в брак и иметь детей только в определенном возрасте и после прохождения обряда инициации (испытаний, которые показывают, что данный представитель молодого поколения готов к выполнению своих функции в племени); традиции общего заключения брака только в определенный сезон года, раздельная жизнь мужчин и женщин длительные периоды года; запрет иметь второго ребенка до достижения первым определенного возраста; такие жестокие обряды, как ритуальные жертвоприношения. Жизнь охотников и собирателей, на первый взгляд полная трудностей и опасностей, как показало изучение существующих сообществ, на самом деле легче, чем жизнь земледельцев. Так, в сохранившихся племенах бушменов на юге Африки мужчина – охотник на обеспечение себя, семьи, рода тратит около 15 часов в неделю. Живущий рядом, «вооруженный» всеми достижениями агротехники белый фермер, тратит на обеспечение своей семьи 72 часа в неделю. Таким образом, при сохранении стабильных условий в экосистеме, у представителей развитого родоплеменного общества охотников и собирателей не может возникнуть потребности к переходу на более эффективный, но и трудный способ существования (например, земледелие). Этим и объясняется то, что подобные сообщества сохранились и сохраняются на Земле. Переход к земледелию мог произойти и происходил в результате внешнего толчка. Однако, к саморегуляции рождаемости и численности в пределах экологической емкости общество охотников и собирателей шло путем длительной эволюции в условиях жесткого естественного отбора стереотипов коллективного поведения, содействовавших сдерживанию роста численности населения. За время этой эволюции человечество пережило не один экологический кризис, выразившийся в исчезновении ряда видов животных. Уменьшение ресурсов охоты и собирательства в сочетании с невозможностью дальнейшей миграции из-за отсутствия свободных от других групп территорий или непреодолимых географических преград стало основным толчком для перехода к примитивному сельскому хозяйству в виде огородничества и скотоводства большинства населения Земли. Так сформировались две основные стратегии приспособительного поведения:
Охотничье-собирательское (доаграрное) общество
Термином охотники и собиратели обозначают определённый уровень развития человеческих обществ. Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью. При этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения. Для таких обществ характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км.), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин, а также старших и младших мужчин. Такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев, бушменов, хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин. Такие охотничье-собирательские общества называют «эгалитарными».
Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ были бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного Побережья), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв.км.), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.
Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции, после того, как в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.
Ссылки
- Гринин Л. Е.Производительные силы и исторический процесс. 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
- Кабо В. Р.Первобытная доземледельческая община. — М.: Наука, 1986.
- Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
- Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
Смотри также
Обзор всемирной истории
Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)
Охотники и собиратели · Аграрное общество (примерно до 1800 года) · Индустриальное общество (1800—1960) · Постиндустриальное общество (после 1960 года)
Adblockdetector