- И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. презентация к уроку по литературе (7 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- И.С. Тургенев «Записки охотника». Обличительный пафос сборника.
- Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» их гуманистический пафос.
- Тема. Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных
- Просмотр содержимого документа «Тема. Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных»
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.
презентация к уроку по литературе (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biryuk.pptx | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.
Рассказ «Бирюк» написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848 году.
«Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай …, был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…»
Бирюк – 1) Волк-одиночка. 2) (Перен.) одинокий, нелюдимый человек
1. Рассказ «Бирюк» – один из немногих рассказов «Записок охотника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. 2. Олицетворением помещика является Бирюк, наделённый некоторой долей ненавистной для мужика власти. 3. При всей своей правоте Бирюк чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование. Бирюк отпускает крестьянина не из-за страха перед его угрозами, а из сочувствия ему. 4. Ненастье – ненастье в душе героев рассказа, всего русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок сопровождается показом презентации.Главная цель- показать взаимосвязь человека и природы.
План-конспект урока по литературе»В.Г.Распутин» Уроки французского»:гуманистический пафос произведения».
Конспект урока литературы в 10-м классе по творчеству И.С.Тургенева.
Конспект урока по произведению Тургенева «Бежин луг» (Роль пейзажа).
Урок литературы в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления через чтение.
Презентация к рассказу Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк»".
И.С. Тургенев «Записки охотника». Обличительный пафос сборника.
В отличие от писателей революционно-демократического направления И.С. Тургенев никогда не отличался такими крайними взглядами. Дворянин и либерал, Тургенев всегда выражал более умеренные позиции по отношению к общественно-политическим вопросам. Многие проблемы интересовали его в первую очередь с точки зрения нравственной, и такая позиция не менее важна и значима для писателя. Цикл рассказов «Записки охотника» объединен общим героем – рассказчиком, страстным охотником.
Такое построение дает возможность автору показать множество героев, случайных знакомых, встреченных рассказчиком. И в результате этих встреч в представлении читателя складывается обобщенный собирательный образ русского народа, вызывающий сочувствие своей нелегкой долей. Образы крестьян оставляют в памяти читателя яркое впечатление.
Хорь – прагматик и рационалист, зажиточный хозяин, отец большого семейства. Он не выкупается из крепостной неволи, отговариваясь нехваткой денег, но в действительности его устраивает его независимое положение в отдалении. Калиныч, напротив, совершенно бескорыстная, поэтическая натура, любящая природу. Он многое знает, лечит, разводит пчел и, будучи преданным своему Барину, готов ухаживать за ним, как за ребенком.
Несмотря на столь полярные их различия, Хорь и Калиныч – верные друзья, относящиеся друг к другу с трогательной заботой. Так же ярки и талантливы в рассказах и другие крестьяне. Известен своей неподкупностью и честностью Бирюк, которому не чуждо и сострадание. В мире поэзии, народных суеверий живут мальчики, герои рассказа «Бежин луг». Они все равные – уверенный в себе Федя, смелый и решительный Павлуша, трусливый Илюша. А певцы – герои одноименного рассказа – обладают таким незаурядным талантом исполнителей народной песни, что, слушая их, можно и пуститься в плясовую, и плакать искренними слезами. Однако наряду с образами крестьян Тургенев рисует и помещиков.
Господин Полутыкин, хозяин Хоря и Калиныча, мечтает выгодно жениться, обладает весьма поверхностным литературным вкусом и не обладает чувством юмора. Автор оправдывает необъективность рассказчика, для которого господин Полутыкин если охотник, то, «следовательно, отличный человек«. Но из авторской характеристики видно, что это довольно заурядная личность. Таковы же герои рассказа «Два помещика» – генерал Хвалынский, считающийся выгодным женихом, и Мардарий Аполлоныч Стегунов, тоже холостяк, живущий «на старый лад». Вячеслав Илларионович Хвалынский – щеголь, любит производить эффект и очень явно различает, с высшим или низшим по положению человеком ему приходится общаться.
«Перед лицами высшими Хвалынский большей частью безмолвствует», а низших попросту презирает, однако любит играть с ними в карты. Такое чинопочитание и лакейство не являются в дворянской среде чем-то выдающимся, поэтому ироническая авторская оценка достаточно нейтральна. Мардарий Аполлоныч тоже обычен, таких, как он, «ещё довольно много» на Руси: он гостеприимен и любезен до чрезвычайности, но по отношению к своим крепостным суров и скуп. Ни одной из своих привилегий он не поступится, ему не нужны нововведения в хозяйстве.
А барин из рассказа «Бурмистр», образованный помещик Аркадий Павлыч Пеночкин, не повышая голоса, держит в страхе своих дворовых, отдавая приказание «распорядиться» насчет провинившегося. Крестьяне идут к нему за защитой от жестокого бурмистра, прося помощи, но не находят понимания. Аркадий Павлыч целиком на стороне бурмистра.
Он не замечает, что бурмистр потихоньку забрал в свои руки все барские владения, распоряжаясь ими «как своим добром», нарушая все законы и отдавая в рекруты неугодных. Еще более абсурдна ситуация в рассказе «Льгов»: крестьянин Сучок по воле барыни поставлен «господским рыболовом» в реке, где нет рыбы. Упав с лошади на охоте, зашиб лошадь, а за это был выпорот и отдан в Москву, в ученье к сапожнику. И когда рассказчик, слушая это, изумляется, какое же ученье в двадцать с лишком лет, ответ Сучка поражает: «Стало быть, ничего, можно, коли барин приказал». Такому помещичьему самодурству нет границ.
Тургенев не говорит, что крепостное право – зло, он лишь объективно показывает нравственное превосходство крестьян над своими хозяевами. Причем крепостное право развращает и крестьян, также воспитывая в них рабскую покорность и терпение. Крепостное право не может не уродовать личность нравственно, лишая ее внутренней свободы.
Автор, не призывая к революции, без громких слов и лозунгов показывает нам, как необходимо, по его мнению, что-то сделать, чтобы легче жилось талантливому и щедрому душой русскому народу.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» их гуманистический пафос.
И. С. ТУРГЕНЕВ (1818-1883 гг.).
Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» их гуманистический пафос.
«Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.
Цель урока: познакомить с рассказом, отметить мастерство писателя в описании природы; мастерство портретной характеристики; любовь к людям, к природе.
Методические приемы: комментированное чтение, пересказ, аналитическая беседа.
Новое. Слово учителя о Тургеневе.
Что можно сказать. о произведениях Тургенева? — что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется.
М. Е. Салтыков-Шедрин
Жизнь И. С. Тургенева охватывает значительную историческую эпоху. Он родился во времена парусного флота и ямских троек, а умер в эпоху телеграфа и телефона.
Более полувека Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы и «в течение всего этого времени стремился воплотить в надлежащие типы и образы — образ и давление времени».
А «давление времени» определялось крепостнической действительностью и борьбой прогрессивной части общества.
Круг друзей Тургенева — Грановский, Станкевич, Бакунин, Герцен и прежде всего Белинский (отец и командир).
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был — крепостное право» (И. С. Тургенев).
Сборник «Записки охотника» — 1847-1851 гг. В чем новизна этого сборника?
Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение.
Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.
Рядом с крестьянами особенно мелкими и ничтожными выглядят их господа.
Меняются исторические условия. Крымская война 1853-1856 гг. показала бессилие николаевского режима и отсталость крепостнической России. В стране обнаруживается почти всеобщее недовольство. Новый царь Александр II решается отменить крепостное право, чтобы избежать революции.
В 1861 году — год отмены крепостного права — Тургенев пишет свой лучший роман «Отцы и дети». Творчество Тургенева в 70-е годы становится всемирно известным.
Последние двадцать лет жизни Тургенев провел в Германии и Франции, он сделал очень много для сближения русской и западно-европейской культуры.
Последние произведения Тургенева — стихотворения в прозе (1877- 1882 гг.). О любви к родине, о вере в ее светлое будущее говорит стихотворение «Русский язык».
О книге «Записки охотника» ( по учебнику с. 169)
Слово учителя: Тургенев страстно любил охоту и, написав книгу «Записки охотника», очень мало в ней говорит о самой охоте: скитаясь с ружьем, писатель накапливал наблюдения за окружающей жизнью, а дупели и бекасы спокойно порхали с ветки на ветку. Охотник Тургенев никуда не стреляет, он следит не за полетом птицы, а за золотисто-серыми, с белыми краями облаками, смотрит на стальные отблески воды. Ничто в природе не ускользает от его верного поэтического и пытливого взгляда!
Рассказы, события, которые произошли в Орловской губернии, познакомят нас с миром русской деревни середины XIX века: помещиками, их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» — спрашивал В. Г. Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, наклонности, — словом, все то же, что и в образованном». Слова великого русского критика, были своеобразной программой тех лет, подсказывали прогрессивным русским писателем путь их творчества. По этому пути и пошел Тургенев.
Попытаемся восстановить композицию рассказа.
I. «Прекрасный июльский день» (погода установилась надолго):
II. Скитания охотника:
дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»);
теперь путь найден («. нужно вправо взять»);
заблудился совершенно («пошел наудалую»);
III. У костра в ночном:
пять деревенских мальчиков;
рассказ Илюши о случае в рольне;
рассказ Кости о том, как русалка «испортила» Гаврилу;
рассказ о псаре Ермиле и оборотне;
рассказ Илюши о покойном барине и бабке Ульяне;
рассказ Павлуши о «предвидении»;
9-10) рассказы Илюши и Павлуши о Тришке (антихристе); 11) разговоры о бучиле, о лешем, о водяном;
12) рассказ Кости об утонувшем Васе («Я Васин голос слышал»).
IV. Наступило утро:
мальчики возвращаются с табуном.
V. Эпилог (заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейшей судьбе героев): смерть Павлуши.
2. Работа с учебником.
Чтение учителем описания природы. (С. 212-213.)
Задание: определить границы трех сменяющихся картин (утро, полдень, закат).
Утро — назвать эпитеты, объяснить значение («кротким» — застенчивым, невызывающим, назойливым, слабым; солнце — «приветно-лучезарное», облака «лазурпы»).
Сравнения «метафоры» («пылает пожаром» — чуть розовая, алая, солнце «всплывает», «погрузится» в туман, облака «не трогаются», «сдвигаются», «теснятся», «проникнуты светом и теплотой»; «засверкает змейками», блеск — блеску кованого серебра, облака — «острова». Полдень (облака, «как дым», звезда — «свечка» солнце «закатилось», звезда — «затеплится»; ветер — «разгоняет, раздвигает накопившийся зной», вихри — «гуляют»; «трогательной кротости»).
Вывод. Каждое слово дышит любовью к Родине. Писатель бережно, любовно подбирает каждое слово, чтобы передать нежную красоту русского лета. Природа у Тургенева наполнена живыми звуками и запахами («В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью и гречихой. » (С. 213, 1-й абз.)
Задание: зачитать описание наступления ночи. (С. 214, 2-й абз.) Найти метафоры («ночь. росла», «звездочки зашевелились), сравнения (ночь…как грозовая туча)
Подведение итогов урока:
Автор описывает теплые июльские утра; описание первого утра насыщено эпитетами, мы видим только небо, которое радует или не радует земледельца; второе описание насыщено цветом, оно ярче, пестрее, светлее, стремительнее; луг, холм, лес, река, шум пробуждающейся жизни: «Все заговорило, проснулось, запело, зашумело, заговорило!»
Вы прочли еще одно произведение И.С.Тургенева — «Бежин луг». Каково ваше впечатление?
Какую роль играют в рассказе описания природы, смены дня и ночи?
Домашнее задание: Близко к тексту пересказать истории мальчиков.
Тема. Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных
Урок разработан для коррекционного класса. Подробное изучение рассказа И.С.Тургенева «Бирюк». Это дистанционный открытый урок в системе Linc
Просмотр содержимого документа
«Тема. Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных»
Тема. Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных
Вся моя биография в моих сочинениях…
Цель. Расширить знания обучающихся о личной и творческой биографии И.С.Тургенева.
Знакомство обучающихся с рассказом И.С.Тургенева.
• показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;
• формировать навыки исследовательской работы с текстом;
• развивать логическое мышление, наблюдательность,
• развивать и обогащать речь обучающихся;
• воспитывать чувство любви к природе, к человеку
Но что может быть интересного
в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё
то же, что и в образованном человеке.
Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию.
— Какого писателя мы видим на этом слайде? (И.С.Тургенева)
— С каким произведением в вашей памяти связано имя И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)
Сегодня мы с вами вновь отправимся в чудесный мир классической литературы, ещё раз перелистаем страницы биографии удивительного писателя И.С.Тургенева. Конечно, имя этого писателя вам уже знакомо. Вы уже встречались с ним, поэтому целью нашего урока является расширение знаний о творческой биографии писателя. который когда-то сказал о себе: «Вся моя биография в моих сочинениях…»
Откройте тетради и запишите число, тему урока.
Жизнь и творчество И.С.Тургенева (сообщения обучающихся).
С каждым из вас мы проделали небольшую поисковую работу и сейчас пришло время удивить своими познаниями одноклассников. Сегодня мы продолжим изучение творчества великого классика, мастера слова, чьи произведения высоко ценятся не только в России, но и во всем мире. Давайте послушаем, как прошла его жизнь.
Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 году. По отцу он принадлежал к старинному дворянскому роду — имена его предков встречались в описаниях исторических событии со времен Ивана Грозного. В Смутное время один из Тургеневых — Петр Никитич — был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. Отец писателя, Сергей Николаевич Тургенев, — столбовой дворянин. (Тургеневы вели свой род с 1440 года татарского мурзы Льва Тургена), блестящий офицер, красавец — начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать, Варвара Петровна — богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. Все управление усадьбой Спасское было в её руках.
Доклад 2 — Альберт
Детство и все лучшие годы будущий писатель провел в этом селе. Ещё мальчиком он подружился с дворовым человеком Пуниным, первым своим учителем. Под влиянием Пунина, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт. Он рано стал замечать, что все вокруг подчинено дикому произволу, капризам властных родителей. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе.
Доклад 3 — Степан
Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, — сказал он однажды, — в моих произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском язык. С гувернёрами и домашними учителями постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.
Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения.
Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.
Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.
Доклад 5 — Ростик
Впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал яркую картину средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от начального периода творчества И. С. Тургенева, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. «Записки охотника» принесли славу Ивану Сергеевичу Тургеневу, и в то же время стали причиной ареста и ссылки. Иван Сергеевич был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское-Лутовиново, где провел около двух лет.
Доклад 6 — Радис
Долгие годы Иван Сергеевич Тургенев живет вдали от России, но его мысли и сердце всегда с ней. Тургенев глубоко любил Россию, свой русский народ, его культуру, его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке, кроме своего родного.
Выводы по прослушанным сообщениям.
— Ребята, вы послушали друг друга. Какие выводы мы можем сделать? Что вы узнали и запомнили об И.С.Тургеневе? (ответы учеников)
Изучение новой темы.
— На этом слайде видим ружье. Следующая иллюстрация – человек с ружьем на природе. Изображен И.С.Тургенев с ружьем. Почему?
— Да, правильно. И.С. Тургенев страстно любил охоту. Он был в своё время одним из знаменитых охотников в России. Он исходил с ружьём за плечами Орловскую, Тульскую, Курскую, Тамбовскую, Калужскую губернии. И.С.Тургенев хорошо был знаком с лучшими охотничьими угодьями Англии, Франции, Германии. Он содержал псарню из 70 гончих и 60 борзых. Им были написаны 3 специализированные работы, посвящённые охоте.
Цикл повестей «Записки охотника»
— Ребята, в ваших сообщениях упоминается сборник «Записки охотника». В 40-50 годы 19 века И.С.Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник «Записки охотника».
— Запишите в тетради – Цикл рассказов «Записки охотника» (1847 г. начало работы). Включает этот сборник 25 рассказов (показать книгу)
И.С.Тургенев, написав книгу «Записки охотника», очень мало в ней говорит о самой охоте: скитаясь с ружьем, писатель накапливал наблюдения за окружающей жизнью, а птицы спокойно порхали с ветки на ветку. Охотник Тургенев никуда не стреляет, он следит не за полетом птицы, а за золотисто-серыми, с белыми краями облаками, смотрит на стальные отблески воды. Ничто в природе не ускользает от его верного поэтического и пытливого взгляда!
Рассказы, события, которые произошли в Орловской губернии, познакомят нас с миром русской деревни середины XIX века: помещиками, их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» — спрашивал В. Г. Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, наклонности, — словом, все то же, что и в образованном».
— Ребята, как вы думаете, кто является главным героем этих «Записок…»? (крестьяне).
Рассказ «Бирюк» создавался в 1847 году, а напечатан был во втором номере журнала в 1848 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления о жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А. И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай ,был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне. ».
В 1852 год рассказы были объединены автором в одну книгу и составили первое большое произведение Тургенева. К этой книге писатель возвращался в течение всей своей жизни: первый очерк из цикла «Записок охотника» («Хорь и Калиныч», 1847) отделен от последнего («Стучит», 1874) временем почти в тридцать лет. За эти три десятилетия прошла вся литературная деятельность Тургенева.
Помимо наблюдений за жизнью природы перед читателем «Записок охотника» развертывается полная прелести картина природы лесостепной полосы, и прежде всего, родного для Тургенева Орловского края. В рассказе «Бирюк» нашли отражение впечатления автора от родных ему мест.