Гуманистический пафос записки охотника

«Тургенев писатель гуманист»

Художник А. П. Боголюбов приводит слова умирающего Тургенева: «Вы любите людей, и я их старался любить, сколько мог, так любите их всегда. »3. Гуманистическим пафосом проникнуто все творчёство писателя от «Записок охотника» до «Стихотворений в прозе». Гуманистические идеалы обусловили критическое отношение Тургенева к действительности его времени. Л. Н. Толстой\’ отмечал склонность Тургенева к трагическому восприятию жизни. Несомненно, Тургенев не так глубоко и остро воспринимал общественные противоречия своей эпохи, как Салтыков-Щедрин, не был так насыщен ощущением общественных катастроф и катаклизмов, как Достоевский, не был максималистом-моралистом, как Л. Н. Толстой. Он воспринимал жизнь и ее развитие более мягко, можно сказать, эволюционно. Идея неизбежности прогрессивного, хотя бы и медленного улучшения мира, была одной из его любимых идей. Но и Тургенев хорошо понимал трагический характер жизни современного ему общества.

Как и другие писатели-реалисты, Тургенев в большинстве своих произведений воссоздает центральную коллизию его времени — драматическое столкновение личности с неблагоприятными общественными условиями ее развития. В этом противопоставлении, а также в печальных финалах многих тургеневских произведений отразились драматические судьбы лучших людей русского общества его времени. Отсюда и грустный лиризм, разлитый во всех произведениях Тургенева. Мопассан писал о них: «. От каждой из этих коротких историй исходит, подобно облачку меланхолии, глубокая и скрытая в существе вещей печаль. Воздух, которым дышишь в его произведениях, всегда можно узнать: он наполняет ум суровыми и горькими думами, и кажется, даже насыщает легкие странным и своеобразным благоуханием»1. Но сам Тургенев вслед за обожаемым им Пушкиным мог бы сказать: «печаль моя светла. ». Тургеневу всегда была присуща вера в жизнь, в людей, в исторический прогресс.

Еще при жизни бытовало мнение о созерцательном характере писательской натуры Тургенева. Бесспорно, созерцательность была присуща ему. Но, как и в его учителе, Пушкине, в натуре Тургенева «не было пищи и элементов для долгой поддержки созерцания: он искал событий, живых лиц, волн и разбросанности действительности, борющегося существования,— замечает П. В. Анненкоз, хорошо изучивший личность своего друга. Тургенев вовсе не склонен был к пассивному восприятию действительности. Он всегда стремился найти и показать положительные, активные силы жизни. Он всегда приветствовал тех, кто смело творил ее, кто мужественно шел на подвиг. На страницах своих книг писатель запечатлел образ русского революционера своего времени. С глубоким сочувствием обрисовал он передовую русскую молодежь, передал чистоту ее любви, силу ее дружбы, ее энтузиазм, ее страстную веру в будущее своей родины, уверелч ность в силе и мужестве русского человека.

Произведения Тургенева исполнены высокой нравственной чистоты, искреннего и задушевного чувства.
Салтыков-Щедрин указывал, что, как ни замечателен был сам по себе художественный талант Тургенева, тайна глубокой симпатии к нему со стороны мыслящих людей заключалась в том, что «воспроизведенные им жизненные образы были полны глубоких поучений», что он проводил в своих произведениях «общечеловеческие идеалы», «в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты»3. В письме к П. В. Анненкову по поводу романа «Дворянское гнездо» великий сатирик писал: «Что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора. Это, именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом. »\’. «Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев»

В 40-е годы появляются новые писатели-реалисты, воспитанные критикой Белинского: Герцен, Некрасов, Гончаров, молодой Достоевский, Григорович и другие, сотрудничавшие сначала в «Отечественных записках», а затем в «Современнике» — передовых журналах эпохи. К этой блестящей плеяде принадлежит и Тургенев.

Конец 30-х и 40-е годы — время, о котором сам Тургенев всегда вспоминал с чувством любви и благодарности. В это «замечательное десятилетие» он формируется и как человек и как писатель. Здесь истоки философского и эстетического мировоззрения Тургенева, его демократических, антикрепостнических взглядов. Московский, Петербургский и Берлинский университеты, в которых последовательно учился Тургенев, .незабываемые встречи со Станкевичем, философские занятия с Бакуниным, сближение с Грановским, поездки в Германию, Италию, Францию — чего еще мог пожелать тогда для своего интеллектуального развития молодой человек, увлекавшийся философией и литературой? Постепенно сложились духовное богатство, образованность, гуманные и поэтические стороны личности Тургенева.

Начавшееся в 1843 году знакомство Тургенева с Белинским сыграло огромную роль в судьбе начинающего писателя. Великий критик высоко оценил личность Тургенева. Сообщая о частых с ним свиданиях, Белинский писал своему приятелю В. П. Боткину: «Я несколько сблизился с Тургеневым. Это человек необыкновенно умный, да и вообще хороший человек. Беседа и споры с ним отводили мне душу. отрадно встретить человека, самобытное и характерное мнение которого, сшибаясь с твоим, извлекает искры. Русь он понимает. Во всех его суждениях виден характер и действительность».

Со своей стороны Тургенев искренно и глубоко полюбил Белинского. Моральный и литературно-эстетический авторитет великого критика был для Тургенева непререкаемым. Тургенев не поднялся до революционно-демократических устремлений Белинского, но его великий друг развил и укрепил и нем непримиримую вражду к крепостному праву, помог Тургеневу найти себя как писателя.

«И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство . »

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 92

Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

Художественные достоинства рассказа.

(Методическая разработка урока в рамках конкурса педагогического мастерства «Вдохновение»).

учитель русского языка и

литературыТюмень, 2015 г.

Тема урока: И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа.

Тип: урок формирования и совершенствования новых знаний (вид урока: урок-исследование).

Форма работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Технологии: проблемно-поисковые, диалоговая технология, технология смыслового чтения.

Методические приемы: повторение изученного; объяснение учителя; беседа; выразительное чтение; комментированное чтение; элементы анализа художественного текста: работа со средствами выразительности языка, стилистический анализ текста; «собирание» «рассредоточенного» пейзажа, интерьера, портрета (выборочное чтение); сравнение; монологическое высказывание; лексическая работа.

Цели урока:

Обучающие:

— совершенствование умений анализа литературного произведения в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

— совершенствование навыков характеристики героя.

— развитие у обучающихся знаний о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа, интерьера, портрета как средств создания образа в реалистическом произведении;

— развитие умения анализа данного внесюжетного элемента как одного из путей

постижения идейно-тематического своеобразия художественного произведения;

Развивающие:

— развитие умений создания собственного высказывания в жанре характеристики героя;

— совершенствование навыков выразительного чтения;

— развитие способностей искать нужные цитаты;

— развитие аналитических умений и навыков обучающихся.

Воспитывающие:

— развитие у учащихся интереса к тексту, любви к русской прозе, любви к творчеству русского классика И.С. Тургенева;

— формирование положительных нравственных ориентаций.

Оборудование: портрет И. С. Тургенева, рассказ писателя «Бирюк», мультимедийный проектор, выставка «Интерьер крестьянской избы 19 века», С.И. Ожегов «Словарь русского языка», иллюстрация к рассказу «Бирюк» К. Лебедева; «Литература. 7 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, 2010 г., презентация, раздаточный материал для работы на уроке.

Бирюк:

1. «Зверь, серый волк» в некоторых диалектах России (по словарю В.И. Даля).

2. 1. Волк-одиночка (обл.) 2. перен. Нелюдимый и угрюмы человек (разг.) (Словарь русского языка. Под ред. С.И. Ожегова)

Интерьер – (от фр. – внутренний) – описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение их владельца, его художественно-эстетические и социально-бытовые вкусы.

Пейзаж – (от фр. – ландшафт) – изображение природного окружения человека и образ незамкнутого пространства в словесно-художественном произведении.

Портрет – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это противоречия между персонажами художественного произведения (внешний конфликт) или во внутреннем мире героя (внутренний конфликт). Конфликты обусловливают поступки персонажей и, соответственно, развитие сюжета произведения.

Читайте также:  Охота зайца омской области

Деталь — это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой. Художественная деталь является одним из средств создания или раскрытия образа персонажа.

Эпиграф: «Тургенев зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой ещё никто не заходил…» (В.Г. Белинский).

Обучающимся заранее дается задание прочитать статью учебника о И.С. Тургеневе, прочитать рассказ «Бирюк», класс разбит на группы, каждой группе даны вопросы, с которыми они работают самостоятельно дома.

Приветствие. Гости на уроке. Все самое лучшее, все самое хорошее. Слушаем и слышим.

Обозначение темы, целей урока.

Какое домашнее задание было? (прочитать рассказ «Бирюк»). Кто автор рассказа? (И.С. Тургенев). В какое время жил и творил? (Обращение к портретам). Мы не впервые встречаемся с творчеством этого писателя. Что читали? («Муму», «Бежин луг») Кто герои произведений? (крепостные)

Как порой человек выбирает книгу, фильм? По названию. А прочитав название «Бирюк» – какие ассоциации у вас возникли? Какие предположения были: о чем будет рассказ? А рассказ о чем оказался?

Учитель: Литературный критик В.Г. Белинский о цикле рассказов из сборника «Записки охотника», в том числе и о рассказе «Бирюк» сказал: «Тургенев зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой ещё никто не заходил…».

Найдите ключевые слова цитаты.

Каким изобразил русского мужика И.С. Тургенев?

Учитель: определите цель вашей работы на уроке. (Цель: Увидеть сторону русского мужика. Понять идею автора.)

Что нам необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Проанализировать рассказ, вчитаться в текст, рассмотреть героев рассказа).

Тема урока: И.С. Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Анализ рассказа.

Учитель: Начнем мы с истории создания произведения. В какой сборник входит рассказ Бирюк? (В сборник «Записки охотника»)

Учитель: У вас на столах лежат выдержки из критических статей, воспоминаний самого автора. На слайде вопросы, на которые вы необходимо найти ответы. Просмотрите текст, найдите ответы на вопросы. (Засечь время). Карандаши возьмите в руки. Прямо в тесте отмечайте ответы.

Самостоятельно прочитайте:

Из истории создания «Записок охотника» И.С. Тургенева

В статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» В.Г. Белинский призывал писателей тех лет изображать «мужика», страдающего от «несчастных обстоятельств жизни», говорить о народе «с участием и любовью». И передовые русские писатели 40-х годов 19 века с величайшим творческим подъемом выполняли эту важнейшую задачу эпохи. О «несчастных обстоятельствах жизни» русских крестьян, о крепостном рабстве писали в ту пору и Герцен и Некрасов, Гончаров и молодой еще тогда писатель Иван Сергеевич Тургенев.

Толчком для начала работы над «Записками охотника» была просьба И.И. Панаева, с которой он обратился к Тургеневу летом или осенью 1846 г. И. И. Панаев просил дать ему какой-то материал для первого номера обновленного журнала «Современник». «. я, – писал впоследствии Тургенев в своих воспоминаниях, – оставил ему очерк, озаглавленный „Хорь и Калиныч“».

Неожиданный успех у читателей этого небольшого очерка, имел для автора важные последствия. Тургенев вспоминал потом, что «он до такой степени был не удовлетворен своей тогдашней писательской деятельностью», что «возымел твердое намерение вовсе оставить литературу». Появление в печати «Хоря и Калиныча» резко изменило такие настроения: «Успех этого очерка побудил меня написать другие, — вспоминал Тургенев, – и я возвратился к литературе. В письме к П. В. Анненкову от 22 ноября (4 декабря) 1880 г. Тургенев также утверждал: «В начале моей карьеры успех „Хоря и Калиныча“ породил „Записки охотника“».

Основной темой «Записок охотника» были взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика.

В январе 1847 г. Тургенев уехал за границу и пробыл там три с половиной года. В это время и были написаны почти все последующие рассказы и очерки «Записок охотника». «Мне нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее писать на него… Враг этот был крепостное право» — так писал Тургенев современникам.

Очерки Тургенева были восторженно встречены критикой и общественностью. Но в кругах правительства они вызвали осуждение. Было проведено специальное расследование по поводу того, как цензура могла пропустить такое издание. Сам писатель был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское-Лутовиново, где провел около двух лет.

Внешним поводом ареста послужила статья о Гоголе, которую написал Тургенев, потрясённый смертью гениального писателя. Но истинной причиной были «Записки охотника», которое к тому времени вышли уже отдельной книгой и имели среди читателей огромный успех.

Известно, что в решении царя Александра II освободить крестьян, «Записки охотника» сыграли большую роль. Сам И.С. Тургенев желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга («Записки охотника») послужила делу освобождения крестьян.

Всего в сборник «Записки охотника» вошло 25 небольших произведений. Объединяет их герой-рассказчик, охотник – Пётр Петрович, дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, происходивших с ним во время охоты («Записки охотника»).

Вопросы по тексту:

К чему призывал В.Г. Белинский писателей XIX века?

2. Кто писал о «несчастных обстоятельствах жизни» русских крестьян, о крепостном рабстве?

3. Что стало толчком для начала работы Тургенева над «Записками охотника»?

2. Какой рассказ стал первым в цикле «Записки охотника»?

2. Сколько рассказов в произведении?

3. Что объединяет все рассказы?

4. Какова основная тема всех рассказов сборника?

5. Как к книге отнеслись общественность и правительство?

6. Как книга «Записки охотника» послужила освобождению крестьян?

Учитель: Определите тему произведения. (Крепостное право). Тема кроется в названии. Бирюк – крепостной.

Учитель: Рассказ «Бирюк» Тургенев писал (1847 г.) по впечатлениям о жизни крестьян Орловской губернии, которую унаследовал от родителей. Один из жителей губернии писал: “Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в “Записках охотника, не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай, был Бирюк…”

Учитель: То есть у Бирюка был прототип (героя произведения) – оригинал, прообраз.

А кто такой Бирюк? А что за слово такое Бирюк? Давайте посмотрим в Толковый словарь и узнаем определение (после нахождения в словаре, открыть слайд)

Слайд:

(Бирюк, -а, м. 1. Волк-одиночка (обл.). 2. Перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разг.). Смотреть бирюком. (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

«Зверь, серый волк» в некоторых диалектах России (по словарю В.И. Даля).

Сам Тургенев дает сноску: Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый.

Что узнали об этом слове нового?

Какие ассоциации возникают со словом волк, зверь? Запишите на опорном конспекте.

Какие чувства вызывает Бирюк? Почему?

То есть Бирюк — хороший человек, отпустил мужика, который рубил деревья в барском лесу? В чем несоответствие? (Хороший человек вдруг назван «злым» словом. Почему? На какой вопрос нам предстоит ответить:

Почему хорошего человека называют Бирюком? (запись в тетради вопрос).

Учитель: Что в художественном произведении помогает понять образ литературного героя?

— пейзаж как средство передачи внутреннего состояния героя.

Учитель: Бирюк. Ребята, а как в действительности звали этого человека? Кто и как его называет в произведении?

Он себя называет: Фомой; крестьяне – Фома Кузьмич (в глаза) и Бирюк (за глаза).

Самостоятельная работа. (5-7 минут).

Учитель: Каждой группе даны задания с вопросами подсказками. Ваша задача, пересмотрев вновь текст, найти ключевые слова, фразы, которые помогут вам выполнить задание.

1 ряд: Портрет – изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). В портрете отражаются характер героя, его душевные качества и социальные условия его жизни.

Подобрать ключевые слова, которые помогут составить портрет Бирюка, его внешнюю характеристику и отношение к делу. От кого мы узнаем о Бирюке?

(От рассказчика-охотника, очевидца и участника событий, по слухам от крестьян, от мужика-порубщика)

Портрет Бирюка (по тексту рассказа)

Бирюк глазами рассказчика Крестьяне о Бирюке (Фома Кузьмич) Фома Кузьмич о себе (Зовут Фомой, а по прозвищу Бирюк) Мужик о Бирюке

черная курчавая борода, мужественное лицо, сросшиеся брови,

«Редко мне случалось видеть такого молодца»;

«высокого роста, плечист и сложен на славу»; «смело глядели небольшие карие глаза», «славный малый» «Все боялись, как огня», «Вязанки хворосту не даст утащить»; «нагрянет, как снег на голову»; «силен и ловок… как бес»; «ничем его взять нельзя»; «ни на какую приманку не идет» «Должность свою справляю»; «даром господский хлеб есть не приходится»; хозяйки нет – «умерла», «с прохожим мещанином сбежала» Душегубец окаянный, кровопийца, зверь (3 раза), Отношение Бирюка к работе

Читайте также:  Какое произведение написал тургенев записки охотника

Сам Бирюк о себе Крестьяне, отношение к Бирюку мужиков-крестьян

Должность свою справляю, господский хлеб даром есть не приходится. Я человек подневольный, с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходиться. Вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не даешь, ничем нельзя его взять…

Сжить со свету, но не дается… его ненавидят, хотят убить.

Вывод:

С одной стороны, Бирюк___________________________________________________________________

С другой стороны, Бирюк__________________________________________________________________

Он такой, потому что______________________________________________________________________

Одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, человечный в отношении к людям, его можно пожалеть, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету, крепостной, подневольный, должен подчиняться барину.

Учитель: Положительно относится к Бирюку…(кто?) автор…или …рассказчик?

Портрет дан глазами рассказчика, который видит его впервые (“вдруг” стр.215), встретил впервые “по одежке”. Автор свой взгляд, отношение выразил через образ рассказчика (героя художественного произведения) – он очевидец происходящего. Его образ дает неоспоримую достоверность происходящего.

Бирюк – радушный хозяин, пригласил заплутавшего куда? (домой)

Интерьер – часть изображенного мира художественного произведения, литературное описание внутреннего убранства какого-либо помещения. Используется для косвенной характеристики персонажа.

Перечитать описание интерьера избы Бирюка, найти выразительные средства, найти художественные детали.

(выпишите глаголы, характеризующие девочку); речь девочки. Описание избы

(выразительные средства) Детали Еда Отношение рассказчика

Двое детей, девочке лет 12, второй младенец.

Босая, тоненький голосок, речь скудная.

Погасила, присела, начала качать, поправлять. Одна комната, закоптелая, низкая, пустая, без палатей, перегородок. На середине висела люлька Изорванный тулуп

Лучина горела на столе, вспыхивая и угасая Хлеб и вода, нет чаю Сердце мое заныло

Невесело войти ночью в мужицкую избу

Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание.

Вывод:

Жизнь Бирюка ________________________________________________________

Не будьте ___________________________________________, — учит нас И.С. Тургенев.

Автор обнаружил __________________________________ государства к человеку ________________. Его ____________________________ не могут принести _________ Родине в ______________________условиях.

Убога, безотрадная, трагична, не быть равнодушными, несправедливое отношение, достойный, работоспособный, ответственны, достоинства, способности, польза, тяжелый.

Задание:

— Каково значение слова пейзаж? Зачитайте и проанализируйте все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.

– Какова роль образа-символа грозы?

– Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа?

– Какие чувства передает Тургенев в описании природы?

– В каком отношении к грозе находятся главный герой и рассказчик?

Пейзаж – изображение в художественной литературе картин природы; пейзаж может быть описанием места действия, но чаще он выполняет эмоционально-психологическую функцию, создает определенное, нужное автору настроение.

Роль пейзажа в создании образа героя и идее произведения.

Поведение охотника во время грозы, душевное состояние Поведение Бирюка во время грозы Пейзаж во время поимки порубщика

Знать, дождика-то нам не переждать… (в конце рассказа)

Вывод: Человек един с природой. Он ее охраняет. Она его понимает.

Тургенев — мастер _________. Человек у него ________________ к природе, он является ее ___________________. Природа в рассказе — _____________________ часть __________________, помогает раскрыть __________________ героев. Гроза – образ, _______. Бирюк – гроза _________. Гроза – психологическое _______________________ мужика, его ________________________________________________________________________.

Пейзажа, приближен, часть, неотъемлемый, содержание, характеры, символ, воры, состояние, страх, отчаяние, гнев.

Природа в рассказе — неотъемлемая часть содержания, помогает раскрыть характеры героев.

Образ грозы в рассказе символичен: «гроза» произойдет в доме лесника, герой рассказа само похож на грозовую тучу. Человек у него приближен к природе, он является её частью)

Гроза – образ, символ. Бирюк – гроза воров. Гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, гнев.

Учитель: Назовите кульминационную сцену в рассказе. (Разговор мужика с Бирюком). Чтение отрывка по ролям. Остальные ребята, следя по тексту, подчеркивают слова, характеризующие мужика: внешность, поведение (глаголы). И слова, которые характеризуют поведение лесника.

Отрывок:

При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены…М у ж и к Фома Кузьмич, а, Фома Кузьмич! – заговорил вдруг мужик голосом глухим и разбитым.Б и р ю к. Чего тебе?М у ж и к. Отпусти. Отпусти…с голодухи…отпусти.Б и р ю к. Знаю я вас! Ваша вся слобода такая – вор на воре, — угрюмо возразил лесник.(Бирюк отвернулся)М у ж и к. Отпусти…приказчик…разорены, во как… Отпусти! (Мужика подергивало, словно, лихорадка его колотила. Он встряхнул головой и дышал неровно).Б и р ю к. Разорены. Воровать никому не след.М у ж и к (с отчаянием). Отпусти, Фома Кузьмич…не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как. Отпусти, ей-богу, отпусти! Я заплачу, во как, ей-богу. Ей-богу с голодухи… детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится.Б и р ю к. А ты всё-таки воровать не ходи.М у ж и к. Лошадёнку-то, хоть её-то… один живот и есть… отпусти!Б и р ю к. Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится.М у ж и к. Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич, нужда, как есть того… отпусти!Б и р ю к. Знаю я вас!М у ж и к. Да отпусти!Б и р ю к. Э, да что с тобой толковать; сиди смирно, а то у меня знаешь? Не видишь, что ли, барина?М у ж и к (внезапно выпрямился, глаза у него загорелись, на лице выступила краска). Ну на, ешь, на, подавись, на душегубец окаянный: пей христианскую кровь, пей! Тебе говорю, азиат, кровопийца, тебе!Б и р ю к. Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? С ума сошел, что ли?М у ж и к. Пьян. не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь!Б и р ю к. Ах ты… да я тебя!М у ж и к. А мне что? Всё едино – пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби – один конец; что с голоду, что так – всё едино. Пропадай всё: жена, дети – околевай всё… А до тебя, погоди, доберёмся! Бей, бей, на, бей!Б и р ю к. Молчать!М у ж и к. Не стану я молчать. Всё едино – околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету… Да постой, не долго тебе царствовать! Затянут тебе глотку, постой!Б и р ю к. (схватил за шиворот мужика, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкал вон). Убирайся к чёрту с своей лошадью, да смотри в другой раз у меня.

Портрет мужика-вора Поведение мужика (как оно меняется) Поведение Бирюка (как оно меняется)

В лохмотьях, с длинной растрепанной бородой, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, бесконечные глаза, худые члены Молча

Повторял с отчаянием

Свирепым голосом Промолвил сурово

Заговорил с изумлением

Учитель: Как относится автор к мужику-вору и Бирюку? (Примерный ответ. Автор сочувствует своим героям. Это видно по многим деталям текста: обращениям к героям, диалогам. Он просит Бирюка отпустить бедняка, предлагает заплатить деньги за срубленное дерево, радуется тому, что Бирюк помиловал мужика. Автор восхищается честностью, талантом лесника, его добротой. Ему горько и досадно, что такая жизнь выпала на долю его героев.)

Учитель: Угрюмый и нелюдимый, Фома, исправно несущий свою службу («Я тоже человек подневольный; с меня взыщут»), оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика.

Учитель: Происходит конфликт.

Конфликт – художественно выраженное противопоставление, столкновение, противоборство, противоречие, важное для раскрытия содержания произведения. Конфликт – это основа произведения, ему подчиняется развитие сюжета. Конфликт может быть внешним и внутренним.

В чем же заключается внешний и внутренний конфликт рассказа «Бирюк», и каково его значение?

(Конфликт внешний – это столкновение мужика вора и Бирюка. Конфликт внутренний – внутри самого главного героя – его чувство долга вступает в противоречие с чувством сострадания к положению вора. Побеждает чувство жалости и сострадания. Без конфликта не было бы развития сюжета).

Конфликт внутренний где происходит: внутри самого героя. Какие чувства борются?

Фома стоит перед выборомчувство сострадания к вору

Душа воет волком

Что побеждает? ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Учитель: А внешний конфликт между мужиком и лесником разрешен? На первый взгляд да: мужика отпускает лесник. А что будет завтра? Послезавтра. Учитель: Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес? Может, не стоило ему враждовать с местными крестьянами, стоило бы, может быть, понимать лучше своего брата-мужика? (Ответ: «Я тоже человек подневольный: с меня взыщут»)

Читайте также:  Охота вести с полей

Учитель: В комментарии к изданию «Записок охотника» говорится: «Лесник, не поймавший вора, предавался суду либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания, вплоть до ссылки в Сибирь». А мужицкие угрозы «сжить со свету», то есть убить, могут быть исполнены?

Учитель: Угрюмый и нелюдимый, Фома, исправно несущий свою службу («Я тоже человек подневольный; с меня взыщут»), оказывается, может и пожалеть, и посочувствовать, и простить отчаявшегося мужика.

Учитель: Итак, подводя итоги нашего разговора и возвращаясь к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока.

С какой стороны зашел Тургенев к русскому мужику?

Слова-подсказки:

Тургенев был одним из первых русских писателей, который показал ________________________________________________________________________русского мужика. Душа русского мужика сильна и красива умением _________________________________________________. Крестьяне внушают не только _______________, а и _____________________.

И. С. Тургенев боролся за______________________________________________________________________

И. С. Тургенев учил людей__________________________________________________________________

Душевная сила, красота, сострадать, понимать, прощать, не только жалость, но и уважение, отмена крепостного права, милосердие, человечность, понимание.

Тургенев был одним из первых русских писателей, который понял душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру. Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение.

Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

Рядом с крестьянами особенно мелкими и ничтожными выглядят их господа.

Учитель: Сравним свои выводы с выводами литературоведов и писателей. В «Записках охотника» впервые в русской прозе звучит тема самоценности, нравственной значительности людей из народа.

М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «Записки охотника» положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды…».

Жорж Санд писала: «Какая мастерская кисть! Их будто действительно видишь, слышишь, знаешь – всех этих крестьян…У вас жалость и глубокое уважение к любому человеческому существу, в каких бы лохмотьях оно ни ходило…На то вы и реалист, чтобы все замечать, поэт, чтобы все облагородить, и человек большого сердца, чтобы все понять и всем сочувствовать».

Уничтожение крепостного права, по мнению И.С. Тургенева, приведет и к духовному, и к экономическому оздоровлению общества. Крепостное право виновно в том, что человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, — становится инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным – бирюком.

Учитель: Найдите в высказывании Тургенева отображение идеи произведения: Прекрасен русский человек духовным величием. Крепостное право (как государственное устройство) уничтожает человеческое достоинство и делает взаимоотношения конфликтными. Крепостное право делает человека несчастным, одиноким – бирюком.

Это будет также ответом на вопрос: почему хорошего человека назвали Бирюком?

Мне сегодняшний урок____________________________________________________________________.

Домашнее задание:

Выразительно читать кульминационную сцену.

«Записки охотника» — обвинительный акт крепостному праву. Предположите, как зазвучало бы обвинение Тургенева, если бы он выразил его не в художественных образах, а в публицистическом высказывании.

Из истории создания «Записок охотника» И.С. Тургенева

В статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» В.Г. Белинский призывал писателей тех лет изображать «мужика», страдающего от «несчастных обстоятельств жизни», говорить о народе «с участием и любовью». И передовые русские писатели 40-х годов 19 века с величайшим творческим подъемом выполняли эту важнейшую задачу эпохи. О «несчастных обстоятельствах жизни» русских крестьян, о крепостном рабстве писали в ту пору и Герцен и Некрасов, Гончаров и молодой еще тогда писатель Иван Сергеевич Тургенев.

Толчком для начала работы над «Записками охотника» была просьба И.И. Панаева, с которой он обратился к Тургеневу летом или осенью 1846 г. И. И. Панаев просил дать ему какой-то материал для первого номера обновленного журнала «Современник». «. я, – писал впоследствии Тургенев в своих воспоминаниях, – оставил ему очерк, озаглавленный „Хорь и Калиныч“».

Неожиданный успех у читателей этого небольшого очерка, имел для автора важные последствия. Тургенев вспоминал потом, что «он до такой степени был не удовлетворен своей тогдашней писательской деятельностью», что «возымел твердое намерение вовсе оставить литературу». Появление в печати «Хоря и Калиныча» резко изменило такие настроения: «Успех этого очерка побудил меня написать другие, — вспоминал Тургенев, – и я возвратился к литературе. В письме к П. В. Анненкову от 22 ноября (4 декабря) 1880 г. Тургенев также утверждал: «В начале моей карьеры успех „Хоря и Калиныча“ породил „Записки охотника“».

Основной темой «Записок охотника» были взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика.

В январе 1847 г. Тургенев уехал за границу и пробыл там три с половиной года. В это время и были написаны почти все последующие рассказы и очерки «Записок охотника». «Мне нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее писать на него… Враг этот был крепостное право» — так писал Тургенев современникам.

Очерки Тургенева были восторженно встречены критикой и общественностью. Но в кругах правительства они вызвали осуждение. Было проведено специальное расследование по поводу того, как цензура могла пропустить такое издание. Сам писатель был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское-Лутовиново, где провел около двух лет.

Внешним поводом ареста послужила статья о Гоголе, которую написал Тургенев, потрясённый смертью гениального писателя. Но истинной причиной были «Записки охотника», которое к тому времени вышли уже отдельной книгой и имели среди читателей огромный успех.

Известно, что в решении царя Александра II освободить крестьян, «Записки охотника» сыграли большую роль. Сам И.С. Тургенев желал, чтобы после смерти на его памятнике были написаны слова о том, что его книга («Записки охотника») послужила делу освобождения крестьян.

Всего в сборник «Записки охотника» вошло 25 небольших произведений. Объединяет их герой-рассказчик, охотник – Пётр Петрович, дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, происходивших с ним во время охоты («Записки охотника»).

«Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «ТУЛПАР» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» Согласовано Утверждено на заседании методического совета на за. »

«Экскурсионный тур с отдыхом на море в Испании «Берлин Амстердам Париж – Ллорет-де-Мар (7 дней!) – Ницца – Монако Венеция – Прага»! СТБ 2014 2015 2016 Новинка 15 дней, 2 ночных пер. »

«Методические рекомендации для педагогов, работающих по адаптированным образовательным программам «Методы и приемы обучения, применяемые на уроках с обучающимися с ОВЗ». Методы обучения применяемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья Следующим очень важным средством активиз. »

«О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся1. Общие положения1.1. Настоящее положение составлено на основании Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации, Порядка организации и осуществлени. »

«СОГЛАСОВАНО Первый заместитель главы Администрации городского округа Сухой Лог _ Р. Ю. Валов «_» 2013 года План мероприятий на июнь 2013 года. № Дата Время Место проведение Мероприятие Ответственный Количество. »

«Утверждаю Директор МБОУ СОШ №51 г. Брянска Лукашова В.С.ПЛАН РАБОТЫ АГИТБРИГАДЫ ПО ПРОПАГАНДЕ БДД В 2016-2017 УЧЕБНОМ ГОДУ Цель: Пропаганда Правил дорожного движения.Задачи: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Закрепление у детей навыков безопасного, культурного поведения на дорогах. Проведение массово-разъяснительной р. »

«МБОУ «Молчановская СОШ №1», Томская область Внеклассное мероприятие для 3 класса «Счастливый случай» (сценарий). Автор: учитель начальных классов Петрова Елена Леонидовна. 2011 год Разработка внеклассного мероприятия по программам «Разговор о правильном пит. »

«МБОУ Большеустинская ООШ Урок окружающего мира На севере Европы. 3-й классПодготовила: учитель начальных классов Качмашева М.С Цель: познакомить учеников с северными европейскими государствами.Задачи:Образовательная: Научить находить на карте северные европейские государства. Познакомить с государстве. »

«Розробку уроку підготувала вчитель початкових класів Кременецька Наталія Леонідівна Тема: Мудрим ніхто не вродився, а навчився. Леся Українка «Біда навчить». Мета: викликати у дітей інтерес до творчості Лесі Українки, розширити і поглибити їхні знання про поетесу;. »

«Принята Утверждена Педагогическим советом школы директор ГБОУ школы № 10 решение от _ Калининского района протокол № Санкт-Петербурга Е.О.Зеленкова Приказ №_от ДОРОЖНАЯ КАРТА По введению ФЕДЕ. »

2018 www.info.z-pdf.ru — «Библиотека бесплатных материалов — интернет документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

Оцените статью
Adblock
detector