- Прелюбопытнейшая картина Наказание охотника
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Вселенная Малер: Симфония N1 «Титан» (пятичастный вариант)
- Тангейзер: Сегодня я предлагаю послушать Первую симфонию Густава Малера.Если этот материал привлечет внимание читателей и слушателей музыки великого композитора,то путешествие во «Вселенную — Малер» будет продолжено.Все зависит от ваших желаний. ) У великого австрийского композитора практически все произведения,что называется «на перечёт». )В пост включен подробный текстовый материал об истории создании этого симфонического шедевра ,структуре произведения и его музыкальных особенностях(хотя он касается четырёхчастного варианта).Я дополнил текст,надеюсь,уместными картинками. ) И конечно же музыка. В исполнении СО под управлением прославленного дирижёра.
- Части и разделы:
- До встречи!
- Симфония № 1
- История создания
- Музыка
Прелюбопытнейшая картина Наказание охотника
Паулюс Поттер.Наказание охотника.Она совсем маленькая по размеру-85 на 120см.1647год,Эрмитаж..
Картина эта привлекла моё внимание не своими художественными достоинствами,а необычностью сюжета и манерой построения композиции. Как-то раньше она мне не встречалась.
Думаю вам тоже будет интересно на неё посмотреть.Главное, в ней заложен глубокий смысл. Она является последовательным рассказом истории охотника и его наказания
Это картина голландца Паулюса (Петровича) Поттера из собрания питерского Эрмитажа.Это картина-шутка,маленький комикс.
Паулюс Поттер(1625-1654) нидерландский художник, представитель золотого века голландской живописи.Паулюс учился в мастерской своего отца, художника Питера Симонса, а также у Якоба де Веля и, возможно, у Питера Ластмана и Класа Мойерта.
В 1646 г. вступил в делфтскую гильдию Святого Луки. Около 1649 г он жил в Гааге, где также стал членом гильдии художников. В 1652 г., женившись на Адриане Бакен Эйнде, Паулюс Поттер вернулся в Амстердам, где его наставником стал доктор медицины Николас Тульп. Художник умер в возрасте 29 лет от туберкулёза.
Интересна эта картина тем, что в одном полотне она разбита на 14 историй, которые последовательно рассказывают о судьбе несчастного охотника, который всё же получил по заслугам.
12 сюжетных историй по бокам рассказывают о том, как и чем живёт охотник, как охотится на зверей, как расставляет ловушки, как его псы грызут загнанных животных. Все боковые истории рассказывают о мучениях и смерти лесных животных, которые оказались на пути у охотника. Два сюжета в самом центре полотна рассказывают о том, как животные, объединив свои усилия, поймали охотника с его охотничьими псами и устроили суд и казнь.
Картина разбита на ряд малых сюжетных изображений, наподобие иконам с житиями святых — когда на одной доске умещают множество событий. По краям — сцены всевозможных видов охоты: конной, псовой, с силками и с клетками. Всюду изображены страдания животных!
РАЗБОР КАРТИНЫ ПО ДЕТАЛЯМ.
Начнём из центральной картинки вверху.
Центральные истории привлекают зрителя гораздо больше и это не удивительно, ведь здесь звери творят свой законный суд над человеком, который убивал их испокон веков. Здесь две сцены, изображающие воображаемую месть животных своим притеснителям: собак повесили на суку, а самого охотника, после суда под председательством льва-судьи и при участии слона-прокурора, зажарили на вертеле.
Предполагают, что удачливый охотник, добывший зайца чуть не в свой рост, является заказчиком картины.
Преклонивший колени охотник — это св. Хуберт: увидев между рогов оленя крест, он не только пощадил зверя, но и расстался с охотой.
Мы видим смерть козла. Участь его тем печальнее, что нет никакого шанса — защититься, убежать, спрятаться .
На медведя охотятся со сворой собак.
Охота на обезьян.
Вряд ли художник видел подобный способ ловли обезьян, больше похожий на байки бывалых путешественников.
В тазик налит клей , в него-то любопытные мартышки и влипнут. Которая примеряет сапоги — не многим счастливее. В сапоги налит клей. Далеко не убежит, только посмешит ловца, пытаясь в сапогах взобраться на дерево.
Кабану не спастись.
Лев не просто сражается,а защищает львицу.
На волка идут с рогатиной.
Леопарда берут обманом.Он увидит своё отражение в зеркале ивойдёт в клетку.
Картину с голыми женщинами нарисовал не сам Поттер, а его коллега из города Утрехта К. ван Пуленбург, специалист в мифологическом жанре.
Терпение природы лопнуло. Богиня Диана, она же Артемида, наказала охотника Актеона, превратив его в оленя, которого затравили свои же собаки. На картине Диана её спутницы-нимфы.
Эти две картинки помещены в центре,так как они являются главным выводом картины.Здесь две сцены, изображающие воображаемую месть животных своим притеснителям: собак повесили на суку, а самого охотника, после суда под председательством льва-судьи и при участии слона-прокурора, зажарили на вертеле.
Звери от радости пляшут. А коза угли ворошит под вертелом, который крутят
два медведя. Кто привязан к вертелу — не видно, но догадаться можно.
Картина является очень удивительной, даже для золотого века голландской живописи, когда была в моде мифологическая аллегория, тематики греха и наказания. Великое полотно Паулюса Поттера говорит о том, что мир не простит человека, который ради забавы убивает живых существ.
На полотне есть чёрный юмор и скрытый символизм. Можно сказать, что это своеобразная «карикатура» на всю жизнь, которую видел вокруг себя живописец. Под наказанием охотника вовсе не обязательно буквально понимать наказание именно того, кто охотится на зверей в лесу.
Человек, который строит козни против людей, обманывает, обкрадывает, водит за нос, причиняет страдания и т.д., будет подвержен тем же мукам охотника, так как мир, несмотря ни на что, невероятно справедлив!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Музыка (1547)
- Симфоническая (545)
- Фортепианная (398)
- Камерная (287)
- Скрипичная (187)
- Духовная (111)
- Хоровая (92)
- Народная (54)
- Органная (41)
- Композиторы (1495)
- Музыкальные жанры и формы (716)
- Концерт (244)
- Симфония (171)
- Соната (106)
- Вальс (79)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (25)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (442)
- Танцовщики (197)
- Балетмейстеры (64)
- Опера (381)
- Музыканты (351)
- Пианисты (180)
- Скрипачи (111)
- Виолончелисты (39)
- Певцы (349)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (245)
- Фестивали, конкурсы, концерты (217)
- Романс (192)
- Музыкальная культура народов мира (158)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкальный словарь (101)
- Музыкотерапия (91)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (36)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Вселенная Малер: Симфония N1 «Титан» (пятичастный вариант)
Густав Малер — Симфония №1 «Титан» (в редкоисполняемой пятичастной «Гамбургской редакции»).
Симфонический оркестр Maggio Musicale Fiorentino.
Дирижер Зубин Мета.
Записано в Концертном зале имени Чайковского (Москва) в 2011 году.
Тангейзер: Сегодня я предлагаю послушать Первую симфонию Густава Малера.Если этот материал привлечет внимание читателей и слушателей музыки великого композитора,то путешествие во «Вселенную — Малер» будет продолжено.Все зависит от ваших желаний. ) У великого австрийского композитора практически все произведения,что называется «на перечёт». )В пост включен подробный текстовый материал об истории создании этого симфонического шедевра ,структуре произведения и его музыкальных особенностях(хотя он касается четырёхчастного варианта).Я дополнил текст,надеюсь,уместными картинками. ) И конечно же музыка. В исполнении СО под управлением прославленного дирижёра.
Перед премьерами Первой в Гамбурге и Веймаре (июнь 1894 г.) Малер, стремясь облегчить понимание симфонии, опубликовал ее программу, которая должна была служить слушателям ориентиром. «
Части и разделы:
Симфония «Титан» в 5-ти частях 2 разделах
I том: «Из дней юности».
1. «Весна без конца»,
2. «Цветник».
3. «На всех парусах».
II том: «Человеческая комедия».
4. «Траурный марш в манере Калло».
5. «Из ада в рай».
До встречи!
Симфония № 1
Состав оркестра: 4 флейты, 2 флейты-пикколо, 4 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнет, кларнет-пикколо, 3 фагота, контрафагот, 7 валторн, 4 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, тарелки, большой барабан, тамтам, струнные.
История создания
Работа над симфонией началась в 1884 году, примерно в одно время с первым вокальным циклом — «Песни странствующего подмастерья». Название было автобиографическим: скитающийся по провинциальным оперным сценам в качестве дирижера, композитор считал себя еще подмастерьем в музыкальном искусстве. Автобиографическим было и содержание цикла, повествующего о несчастной, мучительной любви. «Вчера я приехал сюда. Едва я ступил на мостовую Касселя, мной овладели прежние страшные чары, и я не знаю, как восстановить внутреннее равновесие. Я снова встретился с нею. Она загадочна, как всегда. Могу сказать только: Господи, помоги мне!» —пишет он другу.
Этот цикл и стал основой симфонии: вся первая часть ее — по существу развитие, распевание второй из песен, «Солнце встало над землей»; четвертая и последняя, «Голубые глазки» — звучит в медленной части.
20 ноября состоялась премьера большой симфонической поэмы в пяти частях, известной теперь как Первая симфония. Это был первый случай публичного исполнения оркестрового сочинения Малера, его дебют как композитора, и в то время как публика приняла произведение, мягко говоря, холодно, некоторые критики были попросту эпатированы. Музыкальный язык сочинения оказался настолько новым, что совершенно не был ими воспринят. Они не были в состоянии оценить ни изысканности настроений этой музыки, ни причудливости иронии, чего стоят, например, звуки природы, пробуждающейся на рассвете,— неясно звучащие зовы труб и голоса птиц,— которые рождаются из тишины, возникая в начале произведения на фоне долгого звука ля, охватывающего диапазон семи оюйв от ля большой октавы у струнных; или причудливый и сардонический траурный марш в третьей части, идея создания которого была навеяна широко известной австрийской гравюрой «Похороны охотника», иллюстрирующей детскую книжку, где изображена погребальная процессия лесных зверей, провожающих охотника в последний путь. Выбор инструментальных тембров в этой части был в то время совершенно революционным.
Оркеструя свои сочинения, Малер иногда брал инструменты, по характеру звучания не подходившие для исполнения той или иной темы, или же использовал крайние регистры инструментов, в которых они звучат напряженно, для того чтобы подчеркнуть в музыке иронию гротеска. Фактически именно в Первой симфонии определились характерные особенности его будущего оркестрового стиля, в котором нашли отражение впечатления детства и воспоминания, оставшиеся у него от уличных деревенских оркестров, простых народных мелодий, картин и звуков природы. Он даже ввел элемент неожиданной бравурности в торжественный финал произведения, поместив в партитуре ремарку о том, что семь (или восемь, как обычно бывает) валторнистов встают, исполняя финальную фразу своего ансамбля, чтобы «заглушить все, даже трубы».
Только один критик, кажется, смог понять, чего же именно Малер пытался добиться особенным использованием оркестровой палитры. В одном из своих высказываний он обобщает основные особенности, свойственные звучанию малеровских произведений:
«Этот технический перевес легко приводит его к выбору «жестких звучаний» ради усиления выразительности и достижения звуковых эффектов.»
Август Бер, немецкая газета «Пестер Ллойд»
Естественно, провал симфонии вывел Малера из душевного равновесия,— этому способствовало и то, что его загруженность в оперном театре мешала работе над новыми произведениями. Однако непредсказуемое чувство юмора все же не покидало его, и он с иронией рассказывал о том, как на первом исполнении одну пожилую даму, крепко проспавшую всю третью часть, грубо разбудил грохот литавр, с резкой «атаки» которых началось исполнение финала, и все свои вещи она уронила на пол!
Музыка
Первая часть Первая часть начинается медленным вступлением, как будто рождаясь из тишины. На фоне легчайших флажолетов струнных возникают отдельные мотивы: лесные зовы деревянных духовых, охотничьи наигрыши труб и валторн. Затаенный рокот литавр сопровождает медленное ползущее движение, зарождающееся в струнных басах. Нарастание звучности приводит к началу сонатного аллегро, простой неприхотливой песне, светлой и радостной — мелодии песни «Солнце встало над землей». В ней и главная и побочная темы, не противопоставленные, а продолжающие одна другую. Это бесхитростное и наивное прославление радости жизни. Песня повторяется дважды (собственно, звучат два ее куплета), замыкая экспозицию. Разработка привносит иные настроения. Появляются тревожные, напряженные интонации, предвосхищающие музыку следующих частей. Как будто герой, юноша, еще совсем не знающий жизни, впервые задумался: а так ли она прекрасна и безоблачна? Но это лишь краткое раздумье. Реприза части звучит торжественным гимном.
Вторая часть Вторая часть симфонии — жанровая картинка — сцены народной жиз-ии. В ее основе народный австрийский танец лендлер, предшественник вальса. Крайние эпизоды — лендлер бодрый, чуть грубоватый, основанный на стихийной, заразительной силе ритма. В его непритязательной мелодии, исполняемой хором деревянных инструментов, угадываются очертания главной темы первой части. К деревянным присоединяются струнные, звучание становится все более мощным, наполняется стихийной силой. Средний же раздел — лендлер совершенно иного плана. Мелодия его гибкая, изящная, очень выразительная, непрестанно переходящая от одних инструментов к другим при общей прозрачной оркестровке, создает мягкий, грациозный образ.
Похороны охотника.Гравюра Морица фон Швинда
Третья часть Третья часть знаменует собой резкий перелом в образно-музыкальном развитии. Если до сих пор господствовали светлые темы, то здесь впервые срываются маски. По словам композитора, третья часть должна быть «раздирающей, трагической иронией. Это голос раненной до самой глубины и опустошенной души». Малер использовал здесь образы популярной лубочной картинки. Звери хоронят охотника. Участники траурной процессии всем своим видом стараются выразить огромное горе. Но то у одного, то у другого вырываются подлинные чувства. Начало части звучит очень «всерьез». На фоне мерных звуков литавр в необычном тембре очень высокого регистра контрабаса с сурдиной проходит скорбная тема траурного марша — вариант известного шуточного канона «Братец Мартин», К контрабасу присоединяются в канонической имитации фагот, затем виолончели с сурдинами, затем туба. Но вдруг поверх этого мерного шага вступает гобой с залихватским подпрыгивающим мотивчиком, в котором угадывается абрис темы первой части в обращении — словно вывернутой наизнанку. Еще немного, и в скорбное движение похоронного марша вливаются преувеличенно-экспрессивные интонации цыганских напевов с подчеркнутыми глиссандо струнных и форшлагами деревянных, временно оттесняя шествие на второй план. А затем музьжа его снова «наплывает», завершая сцену.
Одним из популяризаторов музыки Г.Малера у нас в стране является Валерий Гергиев
Художник М.К.Чюрлёнис «Арфисты»
Центральный эпизод части — резкое противопоставление началу, печальный задумчивый образ. То, чем живет герой симфонии. Недаром именно здесь Малер вновь обратился к вокальному циклу, позаимствовав мелодию его последней песни — «Голубые глазки, лучистый взгляд» Она звучит на фоне мерного колыбельного аккомпанемента, как всегда у Малера, переходя от инструмента к инструменту, подчеркивая выразительность мелодии сменой тембров. Такое противопоставление помогает еще глубже понять горькую иронию гротеска. И вновь возвращается карикатурное траурное шествие, завершая сложную трехчастную форму.
Художник М.К.Чюрлёнис «Ангел»
Финал Финал, следующий за третьей частью без перерыва, звучит как взрыв отчаяния. Резкие фанфары тромбонов и труб, грохот литавр, судорожные короткие фразы, звучащие то у одной, то у другой группы инструментов. Ниспадающие пассажи накатываются на слушателя подобно волнам бушующего моря. Финал грандиозен. Он — основная часть симфонии, занимающая чуть ли не половину всего сочинения, смысловой центр цикла. Здесь герой впервые появляется возмужавшим, сильным, подлинным борцом, проходящим через все испытания. Его характеризует суровая, полная решимости тема маршевого склада (главная партия сонатного аллегро), появляющаяся после бурного, мятущегося вступления в полном звучании оркестра. Сменяя ее после длительного, доходящего до огромной кульминации развития, вступает мелодия скрипок и виолончелей, полная обаяния, чарующей мягкости, глубоко проникновенная в своей возвышенной лирике. Она как бы символизирует идеал, во имя которого ведется борьба. Лирический пафос побочной партии прерывает разработка. Вновь смятение,
нечеловеческое напряжение сил.
Художник М.К.Чюрлёнис «Соната весны.Финал»
Перед слушателем проходят темы предшествующих частей симфонии, напоминая о прошлом. Но вот начинает постепенно концентрироваться, набирать силу героическая тема главной партии финала, нагнетая энергию перед решительным броском. И она побеждает. Кода симфонии звучит ликующим, торжественным апофеозом жизни, счастья.
Рубрики: | Музыкальные жанры и формы/Симфония Композиторы |
Метки: композиторы
Процитировано 11 раз
Понравилось: 8 пользователям