Презентация на тему: Антон Павлович Чехов
Антон Павлович Чехов родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г
Отец — Павел Егорович Чехов был купцом 3-ей гильдии и имел в Таганроге бакалейную лавку. Однако занимался торговлей он без особого рвения, большую часть времени уделяя посещению церковных служб, пению в церковном хоре.
Мама писателя — Евгения Яковлевна была очень хорошей хозяйкой, заботившейся о своём муже и детях. Семья была многодетной. И Евгения Яковлевна, в молодости обучавшаяся в частном пансионе благородных девиц, воспитывала в своих детях отзывчивость и сострадание к слабым, любовь к природе и всему, что их окружало.
Совсем другим по характеру был отец. Он считал, что дети должны воспитываться в строгости. Сидеть без дела никому не позволялось, и за малейшую провинность к детям применялись телесные наказания. Увлечение отца церковным пением сказывалось и на детях. Кроме занятий в гимназии, ребятишкам приходилось заменять в лавке часто отсутствовавшего отца. Павел Егорович собрал в греческом монастыре Таганрога церковный хор, в котором пели его сыновья — Александр, Николай и Антон. Вечерами в лавке устраивались репетиции, которые порой затягивались допоздна. А утром ребята должны были просыпаться очень рано, чтобы успеть к утренней службе.
Торговля в лавке отца шла не очень прибыльно. Вскоре отец оказался в долгах и разорился. Чтобы избежать преследований кредиторов, семья в 1876 году переехала в Москву. В Таганроге остался один Антон. Он в то время доучивался в гимназии. Жил он в доме своей семьи, который достался новым хозяевам. В их семье рос сын, и Антон занимался с ним репетиторством, тем самым оплачивая своё проживание.
Гимназия, в которой учился будущий писатель, была старейшим учебным заведением и давала очень хорошее по тем временам образование. Гимназисты, успешно прошедшие обучение, могли без экзаменов поступить в любой университет России и даже поехать учиться за границу. Обучаясь в последних классах гимназии, Антон Павлович начал издавать юмористические журналы, писать небольшие рассказы и сценки. Здесь появился и его первый литературный псевдоним «Антоша Чехонте».
Дом Чехова в Таганроге
Только через три года (в 1879 году) Антон Павлович после окончания гимназии переехал в Москву и сразу поступил на медицинский факультет Московского университета. Во время учебы в университете, Антон Чехов активно сотрудничает с московскими журналами, в которых печатаются его короткие рассказы. Окончив университет, в 1884 году Чехов отправляется работать уездным врачом в город Воскресенск.
В 1890 году Антон Павлович отправляется в Сибирь, а затем едет на остров Сахалин — место ссылки осужденных на каторгу. Его путешествия дают писателю большой материал для литературных произведений. На Сахалине Антон Павлович принимает активное участие в переписи населения, собирает материал о жизни местного населения и каторжников. После возвращения с Сахалина он издаёт книгу «Остров Сахалин», которая привлекает на Сахалин не только русских, но и иностранных исследователей.
Писатель всегда мечтал жить в деревне, и в 1892 году он покупает имение в Мелихово. Вместе с ним в усадьбу переехали мать, отец, сестра Маша и младший брат Михаил. Усадьба находилась в запущенном состоянии. И семья занялась приятными хлопотами по обустройству нового дома. Отец Антона Павловича с удовольствием занимался садом, а мать вела домашнее хозяйство. Сестра Мария в свободное от работы время ( а работала она учительницей в московской гимназии) занималась огородом. Чехов работает врачом, обслуживая 25 деревень, а в Мелихово на свои средства открывает медицинский пункт — амбулаторию.
Жить в деревне Чехову очень нравилось. Дом всегда был полон гостей, одним из которых был художник Левитан. В это время Чехов — уже довольно известный писатель. В театрах по всей России ставятся спектакли по его пьесам. А в 1895 году Антон Павлович посещает Ясную поляну и знакомится со Львом Николаевичем Толстым.
В 1899 году он продаёт имение в Мелихово и вместе с матерью и сестрой переезжает в Ялту, где продолжает свою общественную деятельность. Чехов избирается в члены попечительского совета женской гимназии, участвует в строительстве школы в Мухолатке, работает в Попечительстве о приезжих больных.
Слабое здоровье писателя было подорвано поездкой на Сахалин. В 1897 году у Чехова обостряется туберкулёз, и врачи настоятельно советуют ему сменить климат. Сначала писатель живёт в Ницце, потом в Париже, а затем едет в Ялту. В это же самое время в Мелихово умирает его отец. Писатель очень скучает по своему имению, но болезнь не позволяет ему постоянно жить в любимой усадьбе.
МУЗЕЙ ЧЕХОВА В МЕЛИХОВЕ
Через три года после свадьбы ( в 1904 году) из-за усилившейся болезни Чехов вместе с женой уезжает на знаменитый курорт в Германии — Баденвейлер. Вернуться на родину писателю не удалось. 15 июля 1904 года он скончался.
Творчество писателя сделало его знаменитым не только на родине. Рассказы Чехова переведены на все языки, а пьесы поставлены во всех знаменитых театрах мира.
Памятники Чехову А. П. Г. ИстраГ. Томск
В ЯлтеВ Таганроге
Изображение Чехова на монете 1990 года Монета достоинством в 1 рубль
Самая маленькая в мире книга — «Хамелеон» А.П. Чехова
Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».
Сценарий проведения урока-презентации «Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество»
Презентация к уроку
Цели урока:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Антона Павловича Чехова;
- повысить интерес к творчеству Антона Павловича Чехова;
- развить познавательные способности учащихся;
- развить творческие способности учащихся;
- воспитать информационную культуру учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова»; компьютер, медиапроектор, экран; выставка книг с произведениями Чехова; реквизит выступающих в инсценировках рассказов Чехова.
Предварительная работа: учащиеся самостоятельно знакомятся с биографией А.П. Чехова, творческие группы учащихся готовят инсценировки рассказов А.П. Чехова; проходит подготовка ведущих урока.
Ведущий 1
Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге (слайд 3) в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии.
Дед Чехова, Егор Михайлович, ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния.
Отец, Павел Егорович (слайд 4), будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело, небольшой магазин по торговле «колониальными товарами» (слайд 5). Но больше всего он увлекался церковным пением, даже руководил церковным хором, играл на скрипке, неплохо писал красками. Павел Егорович Чехов унаследовал от своего отца деспотичный характер и, хотя в письмах семейству проявлял заботу и сострадание, в жизни часто прибегал к рукоприкладству и брани. Он заставлял своих детей с утра до ночи работать в лавке, а также петь в хоре на многочасовых церковных службах.
Мать писателя, Евгения Яковлевна Чехова — тихая женщина, стоически терпевшая деспотизм мужа и годы нужды. Она не любила читать и писать, всю жизнь жила интересами семьи, переживая, в первую очередь, за своих детей. Она пережила четырёх из семи своих детей — самой первой умерла дочь Евгения в возрасте двух лет. Антон Чехов говорил, что «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
Ведущий 2
Антон Павлович Чехов был третьим ребёнком в семье (слайд 6). Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни, после школы братья втроем бегали рыбачить или ловить щеглов и чижей.
Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль.
В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию (слайд 7,8). Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу.
Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира (слайд 9), любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.
Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки (слайд 10). Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии (слайд 11). Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ.
Ведущий 1
Ещё в 1874 году дела у отца Павла Егоровича пошли совсем плохо, и он стал падать в долговую яму. Через два года он вынужден был тайно уехать из Таганрога, 25 апреля 1876 года он приехал в Москву, где его уже ждало всё семейство Чеховых, за исключением Антона, оставшегося доучиваться в гимназии. Жил он в то время с людьми, которым достался семейный дом, занимался репетиторством с сыном нового хозяина, «оплачивая» этим проживание.
В 1879 году Антон Чехов окончил гимназию в Таганроге (слайд 12) и в этом же году переехал к родителям в Москву. В Москве он поступил на медицинский факультет Московского университета (слайд 13), где учился у известных профессоров: Н. Склифосовского, Г. Захарьина и других. В 1884 году он окончил курс университета (слайд 14) и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в Чикинской больнице (слайд 15), заведующим которой был известный доктор П. А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.
Чехов уже студентом (с 1880 г.) начал помещать рассказы, фельетоны, юморески в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических (слайд 16): московских журналах «Будильник», «Зритель» и др. и в петербургских юмористических еженедельниках «Осколки», «Стрекоза». Он публикует свои юморески под самыми разными смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте (слайд 17).
Ведущий 2
Итогом раннего периода творчества стали сборника малой прозы (слайд 18) — «Сказки Мельпомены» (1884), «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» и «В сумерках» (оба — 1887, за последний сборник в 1888 автору присуждена академическая Пушкинская премия). В лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование.
Оканчивая университет (слайд 19), он уже был автором таких великолепных произведений, как «Хамелеон» (слайд 20), «Толстый и тонкий» (слайд 21), «Смерть чиновника» (слайд 22),»Хирургия» (слайд 23), «Жалобная книга» (слайд 24), чуть позже написан рассказ «Лошадиная фамилия» (слайд 25) , которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве. Все они выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительности. Внешний комизм и стихия нехитрой веселости, рассчитанной на развлечение массового читателя, сочетаются с гоголевско-щедринской традицией сатирического обличения (слайд 26).
Учащиеся показывают инсценировки отрывков из рассказов А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Хамелеон» и «Злоумышленник».
Ведущий 1
В 1886 Чехов получил предложение о сотрудничестве от издателя газеты «Новое время» А.С. Суворина (слайд 27,28). Здесь он впервые начинает публиковать сочинения под собственным именем. Тогда же произошел перелом в художественном творчестве. Начиная с повестей «Степь» (1886), «Скучная история» (1889) и пьесы «Иванов» (1887-1889), поставленной в петербургском театре Ф.А. Корша, перед читателем предстал уже «зрелый», «серьезный» Чехов, в сочинениях которого слышнее драматические перебои жизненного пульса, тоска о гармонии и устремленность к вопросам человеческого духа (слайд 29,30).
По настоянию издателя А. С. Суворина (слайд 31) Чехов объединяет несколько своих произведений о детях в сборник «Детвора» (1889). Сюда вошли рассказы «Детвора», «Кухарка женится», «Беглец», «Событие», «Дома» (слайд 32), «Ванька» (слайд 33), «Мальчики» (слайд 34). Сборник получил высокую оценку учителей. По их мнению, книга Чехова вызывает самые хорошие чувства и ее следует «горячо рекомендовать для детей всех возрастов». Рассказы Чехова о детях, лишенных детства, оказали большое влияние на развитие общественного сознания конца XIX века. Созданные в духе прогрессивных традиций критического реализма, они с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности общества перед самым молодым его поколением.
Ведущий 2
Известно, что Чехов любил животных и постоянно возился с ними (слайд 35). Он был глубоко убежден в большом воспитательном эффекте тесного общения детей с различными животными, и особенно домашними. Поэтому свои произведения о животных «Каштанка» (слайд 36) и «Белолобый» (слайд 37) он адресовал именно детям. В письме к брату Чехов писал о впечатлении детей А. С. Суворина от «Каштанки»: «Детишки не отрывают от меня глаз и ждут, что я скажу что-нибудь необыкновенно умное. А по их мнению, я гениален, так как написал повесть о Каштанке».
Ведущий 1
В 1890 году (с апреля по декабрь) писатель совершил поездку на остров Сахалин, который в то время был местом, где отбывали каторгу (слайд 38). Для Чехова это был гражданский поступок, своеобразное «хождение в народ». На Сахалине он проводил перепись населения, им составлено около 10000 карточек (слайд 39). Переписывая ссыльных Сахалина, писатель внёс вклад не только в историю острова, но и в русскую литературу. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок.
История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин» (слайд 40). Путевые заметки из этой серии наглядно отображают жизнь обитателей острова и труд переписчика, которым стал на время А. П. Чехов. «Что в России страшно, то здесь обыкновенно, — пишет он, — Сахалин — это место невыносимых страданий. Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст. размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей. Виноваты не смотрители, а все мы». С тех пор творчество писателя, как он сам говорил, было все «просахалинено». Отразились сахалинские впечатления и в рассказах «В ссылке», «Палата № 6» (оба 1892).
Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс.
Ведущий 2
С 1890 по 1892 год, по возвращении в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке (слайд 41). Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6» (слайд 42) , а также встречался с писателями В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским, П. Д. Боборыкиным, Д. С. Мережковским, В. И. Немировичем-Данченко, известными актёрами А. П. Ленским и А. И. Южиным, художником И. И. Левитаном. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова.
Ведущий 1
В 1892 году Чехов приобрел имение Мелихово под Москвой (слайд 43), где сейчас работает один из главных чеховских музеев (слайд 44). Здесь он не только писал, но и лечил местных крестьян, построил несколько школ для крестьянских детей (слайд 45), открыл медицинский пункт, выезжал в губернии, охваченные голодом, участвовал во всеобщей переписи населения (слайд 46).
В мелиховский период было написано 42 произведения (слайд 47). С 1892 по 1898 гг. созданы «Палата № 6», «Человек в футляре» (слайд 48), «Бабье царство», «Случай из практики» (слайд 49), « Ионыч», «Крыжовник» (слайд 50), написан большой «деревенский цикл» — «Мужики», « На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года» (слайд 51), пьесы «Чайка» (премьера в Петербургском Александринском театре в 1896 провалилась, вторая постановка, во МХАТе в 1898, прошла с большим успехом) (слайд 52, 53), «Дядя Ваня» (слайд 54). В эти годы Чехов адресует своим корреспондентам свыше полутора тысяч писем, которые в своей целостности впоследствии были оценены как шедевр русской эпистолярной культуры.
Ведущий 2
В 1898 году Чехов переехал в Ялту (слайд 55), где приобрел участок земли и построил дом, в котором у него бывали Л. Н. Толстой, М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, художник И. И. Левитан (слайд 56, 57, 58).
В конце 1880-х годов Чехов много писал для театра: были созданы пьесы «Иванов», «Леший», «Свадьба», водевили «Медведь», «Юбилей» (слайд 59).
Непонятая актерами и зрителями, в 1896 году потерпела провал его пьеса «Чайка», но уже через два года, в 1898 году, в постановке молодого Московского художественного театра эта пьеса имела триумфальный успех и стала символом нового театра.
Там же были поставлены пьесы «Дядя Ваня» (1898), «Три сестры» (1901) и «Вишневый сад» (1904), которые с тех пор не сходят со сцен театров всего мира (слайд 60,61).
Ведущий 1
В 1900 году Чехов избран академиком по разряду изящной словесности, однако в 1902 году от звания академика он отказался (совместно с В. Г. Короленко) в связи с тем, что избрание в Академию М. Горького было объявлено царем недействительным.
В 1901 году Чехов женится на актрисе Московского художественного театра О. Л. Книппер (слайд 62).
Ведущий 1
В 1904 году в связи с резким ухудшением здоровья Чехов едет для лечения в Германию на курорт Баденвейлер (слайд 63, 64).
15 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался (слайд 65).
Ведущий 2
А.П. Чехов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (слайд 66).
В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы — трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира (слайд 67).
Викторина по биографии и творчеству А.П. Чехова (слайд 68)
- В каком году и где родился А.П. Чехов? (слайд 69)
- Какие учебные заведения закончил А.П. Чехов? (слайд 70)
- Кем работал А.П. Чехов по окончании Московского университета? (слайд 71)
- В каких журналах и еженедельниках печатался начинающий писатель? (слайд 72)
- Какими псевдонимами подписывался А.П. Чехов под своими произведениями? (слайд 73)
- Какие ранние юмористические рассказы А.П. Чехова вы знаете? (слайд 74)
- С какой газетой начал сотрудничать А.П. Чехов в 1886 году? (слайд 75)
- Как назывался сборник рассказов А.П. Чехова о детях? (слайд 76)
- Какие рассказы А.П. Чехова о детях и для детей вы знаете? (слайд 77)
- Какие сборники рассказов, ставшие итогом раннего творчества писателя, вы знаете? (слайд 78)
- С какой цель А.П. Чехов совершил поездку на о. Сахалин? (слайд 79)
- Какая книга стала итогом поездки А.П. Чехова на о. Сахалин? (слайд 80)
- В какой период творчества А.П. Чеховым написано 42 произведения? (слайд 81)
- Какие рассказы позднего периода творчества Чехова вы знаете? (слайд 82)
- Какие пьесы А.П. Чехова вы знаете? (слайд 83)
- Назовите известные вам чеховские места (слайд 84).
- Где похоронен А.П. Чехов? (слайд 85)