Главарь тиана охота покаяния

Покаяние

762. Авва Пимен сказал брату, впавшему в грех и хотевшему приносить покаяние в течение продолжительного времени (трех лет или одного года или сорока дней), что Бог примет и в три дня покаяние, если оно будет искренним

Брат спрашивал авву Пимена: “Я сделал великий грех и хочу каяться три года.” – “Много,” – говорит ему авва Пимен. “Или один год,” – говорил брат. “И то много,” – сказал опять старец. Бывшие у старца спросили, не довольно ли сорока дней. “И этого много, – сказал старец. – Если человек покается от всего сердца и более уже не будет грешить, то и в три дня примет его Бог.” (Древний патерик. 1914. С. 30. № 10).

763. Как воин щадит свой старый плащ, так и Господь щадит Свое творение и принимает раскаяние

Спрошен был старец одним воином, принимает ли Бог раскаяние. И старец, поучив его многими словами, говорит ему: “Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его вон?” Воин говорит ему: “Нет! Но я зашью его и опять буду носить.” Старец говорит ему: “Если ты так щадишь свою одежду, то тем паче Бог: разве не пощадит Он Свое творение?” И воин, убедившись в этом, отошел с радостью в свою страну. (Древний патерик. 1914. С. 35. № 23).

764. Умирая, авва Сисой просил у пришедших за ним, чтобы дали ему время на покаяние

Рассказывали об авве Сисое. Когда он болел, сидели у него старцы и с некоторыми он разговаривал. Старцы спрашивали его: “Что ты видишь, авва?” – “Вижу, – отвечал он, – что идут за мной, и прошу их, чтобы дали мне несколько времени на покаяние.” Один из старцев говорит ему: “Если и дадут тебе некоторое время, можешь ли теперь принести спасительное покаяние?” – “Я не могу этого сделать, – отвечал старец, – но хотя бы поплачу о своей душе, и этого довольно для меня” (Достопамятные сказания. С. 257. № 43).

765. Ради молитвы аввы Патермуфия Господь даровал иноку три года на покаяние

Авва Патермуфий посетил брата и застал его лежащим на одре болезни. Брат нелегко расставался с жизнью: совесть тяжко смущала его, он трепетал. “Отчего ты, чадо, не готов к исходу? Видно, совесть – изобличительница твоего нерадения – не отступает от тебя.” И больной взмолился: “Прошу тебя, отче, исходатайствуй перед Богом, да продлит, хотя бы ненамного, мою жизнь, чтобы мне очиститься.” – “И ты просишь еще короткого срока для покаяния, когда уже настал конец твоей жизни? – удивился старец. – А что ж ты делал раньше, во все продолжение жизни? Разве не мог ты лечить тогда свои язвы? Нет?! Ты к старым прилагал свежие. ” Еще более настойчиво молил его умирающий. “Если ты к старому злу не станешь прибавлять нового, – отвечал старец, – мы помолимся о тебе. Бог благ и долготерпелив и продлит еще ненадолго твою жизнь, чтобы ты мог уплатить свои долги.” И, преклонив колена, старец начал молиться. Потом, поднявшись, обратился к больному со словами: “Господь дает тебе еще три года жизни, – только бы ты всем сердцем обратился к покаянию.” И, взяв его за руку, воздвиг с одра болезни. Выздоровевший немедленно последовал в пустыню за аввой. Прошло три года. Авва привел брата на то место, откуда они ушли три года назад, И все пришли в изумление: точно Ангел Божий, а не человек стоял перед всеми, – так глубоко было его обращение к Богу! Между тем собралось множество братии. Старец поставил его посреди всех и, ставя его в пример, всю ночь беседовал с братией о плодах покаяния и обращения к Богу. Беседа продолжалась. Брат точно тихо засыпал и заснул навеки! (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 60).

766. Инок, приносивший в течение года всесовершенное покаяние, готовый претерпеть на земле муки ради ослабления мук будущих, был помилован Христом и отошел к Богу с миром

Брат безмолвствовал в одном монастыре, и молитва его постоянно состояла в следующем: “Господи! Нет во мне страха Твоего, пошли мне или тяжкий недуг, или напасть, чтобы таким образом пришла окаянная моя душа в страх Твой. Знаю, что грех мой сам по себе непростителен: много согрешил я пред Тобой, Владыко, согрешил много и тяжко. Но ради милости Твоей, по святой воле Твоей, прости мне грех мой. Если же и этого не может быть, то помучь меня здесь, чтоб здешними муками была несколько ослаблена мука будущая. Начни казнить меня отселе, Владыко, казнить не в гневе Твоем, а в человеколюбии.” Брат провел целый год, молясь таким образом в сокрушении и смирении сердца, в строгом посте. Между тем постоянно ему сопутствовала мысль: какое значение имеют слова Господа: блаженны плачущие, ибо они утешатся ( Матф. 5:4 ). Однажды, когда брат, объятый печалью по обычаю сидел на земле и плакал, напал на него тонкий сон. Явился ему Христос, воззрел на него милостиво и сказал тихим голосом: “Что с тобой? О чем ты плачешь?” Брат отвечал Господу: “Господи! Я пал.” Явившийся сказал на это: “Восстань.” Брат отвечал, сидя на земле: “Не могу встать, если Ты не прострешь руки Твоей и не восставишь меня.” Господь простер руку и воздвиг его. Явившийся опять сказал тихо: “Что ты плачешь, о чем скорбишь?” Брат отвечал: “Господи! Как мне не плакать и не скорбеть, когда я столько прогневал Тебя?” Тогда явившийся простер руку Свою, приложил ладонь к сердцу брата и, погладив его, сказал: “Не скорби! Бог поможет тебе. Я уже не буду карать тебя, потому что ты сам наказал себя. Ради тебя Я пролил Кровь Мою, пролью и человеколюбие Мое на всякую душу, приносящую покаяние.” Брат, придя в себя, ощутил свое сердце исполненным неизъяснимой радости и приял извещение, что Бог сотворил милость с ним. Прочее время своей жизни он провел в великом смирении, славословя Бога, и отошел к Богу в настроении исповедания. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 436. № 19).

767. Свидетельством прощения согрешившего диакона явилось то, что только после его молитвы пошел дождь

Брат спросил одного старца: “Если случится человеку, по действию диавола, впасть в искушение, бывает ли польза для соблазняющихся через него?” На это старец рассказал ему следующее. В киновии Египетской был один именитый диакон. Некий должностной гражданин, гонимый архонтом, пришел в киновию со всем своим домом. Диакон, по действию диавола, пал с его женой и положил срам на всех. Пошел он к одному любимому им старцу и рассказал ему о случившемся, У старца внутри его келии было одно темное, потаенное место. Диакон начал упрашивать его, говоря: “Погреби меня здесь живого и никому не открывай это.” Он вошел во мрак и принес истинное покаяние. Через год наступила засуха. При совершении общей молитвы было открыто одному из святых: “Если не выйдет и не помолится диакон, скрытый таким-то старцем, то не будет дождя.” Слышавшие подивились и вывели диакона из места, где он был. Он помолился, и пошел дождь. И соблазнившиеся прежде получили гораздо большую пользу от его покаяния и прославили Бога. (Пролог. Июль. 25 день. Л. 110; Древний патерик. 1874. С. 97).

768. Авва Павел Препростой видел, что с каждым монахом, входившим в храм, шел Ангел; один же монах был влеком демонами; по окончании богослужения этот инок уже шел убеленный с Ангелами; по просьбе аввы Павла монах поведал о себе, что он долгое время жил в плотском грехе, но ныне в храме дал обещание оставить грех и начать новую жизнь

Блаженной памяти Павел Препростой, ученик аввы Антония, поведал отцам следующее. Однажды пришел он в монастырь для посещения и наставления братии. После обычных взаимных приветствий они пошли в церковь Божию к молитвенному правилу. Блаженный Павел, становясь у входа, смотрел на входящих в церковь, внимал тому душевному расположению, с которым шел каждый. Он, по особенному дару благодати Божией, видел состояние души каждого подобно тому, как мы друг у друга видим лицо. Все входили со светлыми и веселыми лицами, с каждым шел Ангел, радуясь о брате. Но одного из братий увидел Павел с лицом черным, все тело его было темно, с обеих сторон держали его демоны и влекли к себе, вдевая узду в его ноздри. Святой Ангел, печальный и плачущий, следовал вдали. Проливая слезы и часто ударяя себя в грудь. Павел сидел у церковных дверей и горько рыдал о том, кого он увидел в таком душевном состоянии. Некоторые из братий, заметив внезапную перемену в старце, его слезы и рыдание и полагая, что он усмотрел что-либо достойное сожаления во всем их обществе, упрашивали его сказать им о причине плача, предлагали ему войти с ними в церковь, но Павел не принял предложения и, отказавшись войти в церковь, сидел у дверей и горько оплакивал виденное. По окончании непродолжительного церковного молитвословия Павел опять внимательно смотрел на выходящих, чтобы понять, в каком душевном состоянии каждый выйдет из церкви. И видит он, что муж, у которого прежде лицо было черным и все тело темным, выходит из церкви с лицом светлым, тело его – чисто, демоны, которые прежде держали его, шли вдали, а возле него шел Ангел в веселии и радости о нем. Павел пришел в восторг и, благословляя Бога, взывал: “О неизреченное милосердие Божие и благость! О божественная милость и неисчислимые щедроты!” Поспешно взошел он на возвышенное место и громким голосом сказал: “Придите, видите дела Господа, как они страшны, как они достойны всякого удивления! Придите, видите Того, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины! ( 1Тим. 2:4 ). Придите, поклонимся и припадем пред Ним, и скажем: “Ты один можешь отпускать грехи!” На голос Павла стеклось все братство монастыря, желая услышать, что он скажет. Когда пришли все, Павел поведал виденное им. И просил он мужа сказать причину, по которой Бог даровал ему такое внезапное изменение. Обличенный Павлом брат открыто поведал всем окружавшим его: “Я, грешник, в течение продолжительного времени жил, предаваясь любодеянию. Ныне, войдя в святую Божию церковь, услышал глас читаемого пророка Исайи, правильнее же, глас Бога, говорившего через пророка: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моихнаучитесь делать доброЕсли будут грехи ваши, как багряное,– как снег убелюЕсли захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли” ( Ис. 1:16–19 ). Я, – продолжал он, – приведен был этими словами в необыкновенное умиление и, воздохнув от глубокого сознания своей греховности, возопил мысленно к Богу: ”Пришел в мир спасти грешников… ( 1Тим. 1:15 ), соверши на самом деле со мной, грешным и недостойным, то, что Ты обетовал ныне через Твоего пророка. Ныне же даю Тебе обещание, исповедуя его сердцем и утверждая словом, что уже не буду более делать этого греха, что отрицаюсь от всякого беззакония и послужу Тебе чистой совестью. Господи! От сего дня и часа прими меня, приносящего покаяние и припадающего к Тебе, отрицающегося от всякого греха.” Дав эти обеты, я вышел из церкви, положив завет в своей душе не делать ничего неблагоугодного пред очами Господа.” Услышав это, все братия воскликнули к Господу громким голосом: ”Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро.” ( Пс. 103:24 ). (Еп. Игнатий. Отечник. С. 347).

Читайте также:  Баллон надувной для охоты

769. Слезами два брата-подвижника омыли свои грехи

Два брата отреклись от мира и, уйдя на Нитрийскую гору, пребывали в послушании. Бог дал им дарование слез. Однажды некий святой старец увидел в видении обоих братьев: они стояли на молитве, держали в руках исписанные бумаги и поливали их слезами. У одного из них написанное легко смывалось, у другого – с трудом и виделось написанным как бы бледными чернилами. Старец помолился Богу, чтоб видение было объяснено ему. Ангел Господень предстал старцу и сказал: “Написанное на бумагах, которое ты видел, – их грехи. Один согрешил по естеству, и потому написанное смывается легко, другой же впал в грехи нечестия и осквернился через естество, потому и нуждается в большем труде для покаяния.” С того времени старец постоянно говорил этому брату: “Потрудись, брат! Бледное смывается с трудом.” Впрочем, старец не открывал ему видения до его смерти, чтоб не охладить его усердия, а только говорил: “Потрудись, брат! Бледное смывается с трудом.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 438. № 22).

770. Два монаха, оставив пустыню, женились; со временем раскаявшись, они вернулись к отцам и год приносили в затворе покаяние; один из них предавался печали, другой – благодарению; покаяние их было равно принято Богом

Два брата, будучи побеждены блудной похотью, пошли и взяли женщин. После же стали говорить друг другу: “Что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, пали в эту нечистоту и потом должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем опять в пустыню.” Придя в нее, они просили отцов назначить им покаяние, исповедав им то, что они сделали. Старцы заключили их на год и обоим поровну давали хлеб и воду. Братья были одинаковы на вид. Когда исполнилось время покаяния, они вышли из заключения, и отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого – с веселым и светлым лицом, и подивились тому, ибо братья пребывали в одинаковых условиях. Спросили они печального брата: “Какими мыслями ты был занят в своей келии?” – “Я думал, – отвечал он, – о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую должен идти, и от страха кости мои прильпнули к плоти моей” ( Пс. 101:6 ). Спросили они и другого: “А ты о чем размышлял в своей келии?” Он отвечал: “Я благодарил Бога, что Он исторг меня от нечистоты этого мира и от будущего мучения, возвратил меня к этому ангельскому житию, и, помня о Боге, я радовался.” Старцы сказали: “Покаяние того и другого – равно перед Богом.” (Древний патерик. 1914. С. 17. № 6).

771. Боримый страстью ученик ушел в Египет и женился. Живя в крайнем уничижении, он, по зову старца, вернулся в Скит и сделался добрым монахом

С аввой Пафнутием жил в Скиту один брат, который был искушаем помыслом блуда. Он говорил: “Если я возьму десять жен, и тогда не насытить мне своей похоти.” Старец увещевал его: “Не делай так, сын мой, это искушение от демонов.” Но брат не послушался, пошел в Египет и взял жену. Через некоторое время случилось старцу прийти в Египет, и встретил он брата, несущего корзинки с черепками. Старец не узнал его, но он сказал старцу: “Я такой-то ученик твой.” Старец, видя брата в таком унижении, заплакал и сказал: “Как это ты оставил прежнее честное состояние и дошел до такого унижения? Не взял ли ты десяти жен?” Брат отвечал со вздохом: “Я взял только одну жену и вот тружусь, чтобы достать ей хлеба.” – “Пойдем опять с нами,” – сказал старец. “Но возможно ли покаяние, авва?” – спросил брат. “Возможно,” – отвечал старец. Брат оставил все и последовал за старцем. Искушенный опытом по возвращении в Скит он сделался добрым монахом. (Достопамятные сказания. С. 236. № 4).

772. Инокиня, выйдя из обители, согрешила и несколько лет пребывала в грехах; придя в себя, она раскаялась и решила вернуться в обитель; у ворот монастыря она внезапно скончалась; епископу в видении было открыто, что Бог помиловал ее

В городе Со луни был женский монастырь. Одна из его инокинь, выйдя некогда из обители, по диавольскому действу впала в смертный грех и затем в монастырь уже не возвращалась, а осталась в миру и несколько лет проводила греховную жизнь. Наконец, пришла в себя, образумилась, пожелала обратиться к Богу, внутренне раскаялась и пошла снова в монастырь, в котором прежде жила, чтобы благочестивой жизнью загладить прежние грехи. Но случилось так, что как только подошла она к монастырским воротам, то внезапно упала около них и умерла. После ее смерти одному епископу было видение. Видел он Ангелов, которые приняли душу умершей, и следовавших за ними бесов, споривших с ними за ее душу. Ангелы говорили: “Она долго жила в монастыре и работала Богу много лет, следовательно, она наша.” А бесы говорили, что она и последний раз шла в монастырь в лености, следовательно, им принадлежит. Ангелы на это сказали им: “Бог видел ее помышления, ее внутреннее раскаяние и то, что она шла в монастырь, чтобы начать новую жизнь, и потому принял ее покаяние, а что она умерла скоропостижно, это не наше дело, а Божие.” Бесы после того бежали посрамленные. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 830).

773. Девица-подвижница, обольщенная певцом, родила ребенка; раскаявшись в своем падении, она в течение 30-ти лет служила больным и подвигом покаяния угодила Богу более, чем девством

Одна дева-подвижница, жившая вместе с двумя другими девственницами, подвизалась лет девять или десять. Но обольщенная одним певцом, она согрешила с ним и родила ребенка. Наконец, почувствовав сильную ненависть к обольстителю, она стала глубоко сокрушаться духом и дошла до такой степени раскаяния, что, сохраняя строгое воздержание, хотела уморить себя голодом. Вот о чем она со слезами молилась и просила Бога: “Боже великий, вземлющий согрешения всех нас и безмерный грех всего мира, не хотящий смерти грешников и погибели падших, но милующий всякое создание, ибо воля Твоя та, чтобы все спаслись! Если Тебе угодно, спаси и меня, погибшую…” Ребенок ее вскоре умер. С этого времени она не хотела и встречаться с обольстителем, предалась строгому воздержанию, служила больным и увечным женщинам тридцать лет. Этим она так приклонила и умилостивила Бога, что одному святому пресвитеру было откровение, что такая-то угодила Ему более покаянием, нежели девством. Это написано, чтобы мы не презирали тех, которые хотя и много согрешили, но и от сердца раскаялись. Вот и эта блаженная, сокрушив свое сердце и жизнь проведя в смиренномудрии, не была презрена Господом кающихся. (Лавсаик. С. 285).

774. Женщина, совершившая грех, тайно удалилась из города, затворилась в одном монастыре и через двадцать лет в мире отошла ко Господу

Блаженная Феодора рассказывала: “Одна девица знатного рода, увидев некоего юношу, разожглась сатанинской страстью и пала с ним. Потом, спустя несколько дней, придя в себя, раскаялась в своем грехе и тайно от всех ночью вышла из города, переодевшись в мужское платье. Придя к моей бедности, она рассказала мне все и просила келии. Я дала ей ее с радостью, и она заключила себя в ней. Пищу вкушала она через два дня, кроме воскресенья и субботы, и эти два дня беседовала только со мной. Она никогда уже потом не видала лица человеческого и предала себя такому строгому подвижничеству, что только по голосу можно было узнать ее. Прожив таким образом двадцать лет с моим недостоинством, она в мире отошла ко Господу.” (Митерикон. С. 83. № 127).

775. Юноша, обокравший умершую девицу, был схвачен ею, и только после того, как он дал ей обещание стать монахом, девица отпустила его; придя к авве Иоанну, он принес покаяние, принял монашество и затворился в пещере, где и почил, получив извещение о прощении.

Игумен одного из иерусалимских монастырей, по имени Иоанн, рассказывал следующее: “Пришел ко мне юноша и, обливаясь слезами, говорил: “Отче, прими меня, я хочу покаяться.” Я, увидев его в страшной скорби, спросил: “Почему ты так скорбишь? Открой мне причину скорби, и Господь облегчит тебе ее.” Юноша отвечал: “О, ужасно согрешил я.” И, глубоко вздохнув, стал ударять себя в грудь, но от сильного возбуждения не мог уже больше говорить. Я не переставал уговаривать его, приводил ему пример каявшихся и прощенных грешников и, наконец, достиг своего. Юноша признался. “Я, – сказал он, – однажды услыхал, что у старейшины нашего города умерла дочь-девица и погребена в драгоценных одеждах. Я пошел на кладбище, влез в пещеру, где лежала девица, и, совершенно раздев ее, хотел уже скрыться, но умершая крепко схватила меня за правую руку и сказала мне: “О человек! И ты не убоялся Бога и будущего Суда, обнажив меня! Знай же, что ты дашь за меня ответ в страшный День Суда. Да и теперь как ты после своего злодеяния примешь пречистое Тело и святую Кровь Христа?” Я ужаснулся и воскликнул: “Пусти меня, я не буду больше этого делать!” Она же, крепко держа меня, продолжала: “Нет, не уйдешь отсюда и долго еще будешь мучиться здесь со мной, пока не извергнешь свою злую душу!” Я начал клясться Вседержителем Богом, что больше не буду так делать, и пролил многие слезы. Девица, наконец, сказала: “Ну вот что, дай мне слово, что ты с этого дня не только не будешь творить злые дела, но и от мира отречешься, станешь монахом и будешь остальную жизнь работать Господу.” Я с клятвой обещал ей это, и она отпустила меня.” Я постриг его, – продолжал игумен, – и облек в монашеский образ, и затворил в пещере. Он провел остальное время жизни в покаянии, получил извещение от Бога о своем прощении и о своей кончине и, мало поболев, отошел ко Господу.” (Прот. В. Гурьев Пролог. С. 481).

776. Платок, омоченный слезами покаяния, перетянул на весах милосердия Божия все злодейства разбойника; и он был помилован

При царе Маврикии во Фракии был свирепый и жестокий разбойник. Не находя возможности взять его силой, царь решился употребить для его усмирения противоположное средство – милость и послал к нему свой крест со словами: “Не бойся.” Этот необыкновенный поступок тронул сердце разбойника. Он тотчас же раскаялся, сам явился к царю, пал к его ногам и обещал исправиться. Царь простил его, и он остался жить в городе. Спустя немного времени он впал в тяжкую болезнь и однажды во сне увидел Страшный Суд. Пробудившись, он почувствовал приближение смерти и, ужаснувшись своих грехов, стал с горькими слезами просить прощения… С плачем в течение многих часов исповедовал он свои грехи, затем скончался. В час его смерти живший с ним в одном доме врач во сне видел следующее: много бесов явилось к одру разбойника, держа в руках рукописание его грехов, и за ними – два Ангела с весами. На одну чашу бесы положили хартии грехов умершего. “Что же мы положим на свою чашу? – задумались Ангелы. – Нет у нас ничего, ибо только десять дней прошло, как он перестал убивать! Не положить ли разве что плат, омоченный его слезами, которые он проливал перед смертью?” И положили. И, о бездна милосердия Божия!, Плат перетянул все грехи разбойника, и хартии бесов исчезли. Ангелы взяли душу умершего, а бесы бежали посрамленными. Итак, вот что значит, братие, плакать и сокрушаться о своих грехах! (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 117).

Читайте также:  Кому охота судиться категория состояния

777. Грешник, покаявшийся перед смертью, был помилован, несмотря на настойчивые притязания бесов на мытарствах

Однажды преподобный Нифонт увидел двух Ангелов, которые несли душу человека на Небо, не допуская истязать ее на воздушных мытарствах. Бесы, воздушные мытари, начали вопиять: “Почему вы эту душу не отдаете нам, ведь она наша!” Ангелы сказали: “А чем вы докажете, что она ваша?” – “Да она, – отвечали бесы, – до смерти только одно зло делала, и нет греха, которого бы она не сотворила. Она была порабощена страстями и без покаяния разлучилась с телом. А кто умер рабом греха, тот – наш.” Один из Ангелов отвечал им: “Так как вы всегда лжете, то вам не верим, пусть будет призван Ангел-Хранитель этой души, ему и поверим, ибо он лжи не скажет.” Ангел-Хранитель явился, и Ангелы спросили его: “Что, душа эта покаялась или в грехах оставила тело?” – “Подлинно, человек этот грешник был, – отвечал Ангел, – но когда стал болеть, тогда со слезами исповедовал Богу свои грехи и с воздетыми к Небу руками усердно просил Бога о помиловании.” Тогда Ангелы удержали у себя душу, и бесы были посрамлены. Но они не успокоились и снова возопили: “Уж если этот человек мог быть помилован, то, значит, спасется и весь мир, и зря мы трудимся?” – “Да, – отвечали Ангелы, – все грешники, исповедующие грехи свои смиренно и со слезами, от Бога получат прощение, а которые умирают без покаяния, тем Бог Судия.” И с этими словами отошли, сказано, к вратам небесным, и спасена была душа та. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 323).

778. Притча о блуднице, ставшей женой князя и отвергшей вызов своих прежних знакомых

Состояние души, желающей приносить покаяние, авва Иоанн изображал следующей притчей. В некотором городе была красавица-блудница, имевшая много любовников. Князь сделал ей предложение: “Обещай жить целомудренно, и я согласен, чтоб ты была моей супругой.” Она обещала. Князь женился на ней и взял ее в свой дом. Узнав об этом, ее прежние любовники рассуждали между собой так: князь женился на ней и взял в свой дом. Если мы пойдем прямо в дом, то князь подвергнет нас пытке. Вот что сделаем: подойдем незаметно к дому, свистнем ее. Она узнает наш свист и выйдет к нам, тогда уж мы не будем виноваты. Так и сделали. Но она, услышав свист, заткнула уши, убежала во внутреннюю комнату и заперла за собой дверь. Авва объяснил притчу так: “Блудница – это душа; ее любовники – страсти; князь – Христос; внутренняя комната – вечная обитель; свистящие любовники – демоны и страсти, которые, убоявшись, удалятся от нее.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 289. № 18).

779. Блудница, оставив все, последовала за аввой Иоанном Коловым в пустыню; по дороге она умерла, но за отвержение всех попечений и искренность покаяния была помилована Богом

Говорили о некой девице, что у нее умерли родители и она осталась сиротой. Размыслив, она сделала свой дом странноприимным для отцов скита. Она жила, принимая странных, и в удобное время служила отцам. Через некоторое время истощилось ее имущество и она начала нуждаться. Сблизились с ней развратные люди и отклонили ее от доброй цели. После того она начала жить так плохо, что дошла до блудодейства. Услышали об этом отцы и очень опечалились. Призвав авву Иоанна Колова, они ему сказали: “Мы слышали о той сестре, что она худо живет. Когда могла, она оказывала нам свою любовь, а теперь мы окажем свою любовь и поможем ей. Потрудись сходить к ней и по мудрости, которую дал тебе Бог, воздвигни ее.” Авва Иоанн пошел к ней и говорит привратнице: “Скажи о мне госпоже.” Она же отослала его, говоря: “Вы прежде объедали ее, а теперь она бедна.” Авва Иоанн говорит: “Скажи ей, я много могу сделать ей пользы.” Слуги же ее, насмехаясь, говорят ему: “А что ты дашь ей за то, что хочешь видеться с ней.” Привратница сказала о старце госпоже. Девица говорит ей: “Эти монахи всегда снуют около Красного моря и ищут жемчуг.” Потом, нарядившись, говорит ей: “Позови его.” Когда он вошел, она, приняв его, села на роскошном ложе. Авва же Иоанн, подойдя к ней близко и смотря ей в лицо, говорит: “Что ты унижаешь Иисуса, что дошла до этого?” Услышав это, она совершенно оцепенела. И старец, приклонив свою главу, начал сильно плакать. Девица говорит ему: “Авва, о чем ты плачешь?” Старец поклонился и, снова приклонив голову, со слезами говорит ей: “Вижу, что сатана смеется тебе в лицо, как же мне не плакать?” Девица, услышав это, поражена была еще больше и сказала: “Возьми меня, куда хочешь.” – “Пойдем,” – отвечал ей старец. И она встала, чтобы следовать за ним. При этом авва Иоанн заметил, что девица не сделала никакого распоряжения и ничего не сказала о своем доме, и удивился. Когда они пришли в пустыню, наступил вечер. Авва, сделав из песка как бы небольшое возглавие для нее и сотворив крестное знамение, говорит ей: “Усни здесь.” Сделав и себе на недалеком расстоянии возглавие и окончив молитвы, которые творил, старец преклонился. Проснувшись же в полночь, он видит как бы некий светлый путь, сходящий от неба до самой девицы, и увидел Ангелов Божиих, возносящих ее душу. Встав и подойдя, он дотронулся до нее. Когда же увидел, что она умерла, повергся на лицо, моля Бога, и услышал глас, говорящий: “Один час покаяния ее принят лучше покаяния многих медлящих и не являющих ничего подобного такому покаянию.” (Древний патерик. 1914. С. 41. № 1).

780. Блудница, оставив все, по призыву своего брата-монаха направилась за ним в пустыню; по дороге она умерла, но была помилована Богом

Некий брат, преимущественно преуспевший в смирении, проводил уединенную жизнь в Египте. У него была в городе сестра-блудница, погубившая многие души. Старцы часто уговаривали этого брата и едва могли уговорить его, чтобы он сходил к сестре для отвращения ее увещаниями от разливаемой ею греховной пагубы. Когда он приближался к месту, один из знакомых, увидев его, поспешил войти к ней до него и известил ее о пришествии брата из пустыни. Услышав это, она, вне себя от радости, оставила своих любовников, которых в то время угощала, с открытой головой выбежала навстречу брату. Когда она увидела его и хотела заключить в свои объятия, он сказал ей: “Сестра моя любезнейшая! Пощади свою душу, потому что многие погибают через тебя. Рассуди, какие муки уготованы тебе, если не прибегнешь немедленно к покаянию.” Она содрогнулась и сказала ему: “А ты уверен, что еще есть для меня какая-нибудь надежда спасения?” Он отвечал: “Если б ты только пожелала, то и сейчас есть надежда спасения.” Она упала к ногам брата и просила его, чтобы он увел ее с собой в пустыню. “Пойди, – сказал он, – покрой голову и следуй за мной.” – “Пойдем скорее! – отвечала она. – Лучше мне пройти в толпе людей безобразной и с открытой головой, чем возвращаться в работный дом греха.” Во время пути брат поучал ее покаянию. Увидя идущих навстречу монахов, он сказал ей: “Сойди с дороги на короткое время, пока монахи пройдут, не все же знают, что ты мне сестра.” Она сделала так. Монахи прошли, и он позвал сестру: “Пойдем, будем продолжать путь наш.” Она не отвечала ему. Брат осторожно подошел и увидел ее умершей, ноги ее были все в крови, потому что она была без обуви. Тогда, плача и рыдая, возвестил он старцам о случившемся. Они рассуждали между собой о спасении и были несогласны. Но Бог открыл одному из старцев, что покаяние блудницы принято, потому что она отвергла всякое попечение о всем принадлежащем миру сему, пренебрегла всем для исцеления своей язвы, тяжко воздыхая о своих грехах и оплакивая их. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 471. № 67).

781. Авва Серапион силой своей молитвы обратил блудницу на путь покаяния, отвел ее в женский монастырь, где она благоугодила Богу подвигом добродетельного затвора

Шел некогда авва Серапион через египетскую деревню и, увидев блудницу, которая стояла у своей горницы, сказал ей: “Ожидай меня вечером, приду к тебе и ночую с тобой.” – “Хорошо, авва!” – отвечала блудница. Она приготовилась, постелила ложе. Вечером старец пришел к ней и, войдя в ее горницу, спросил: “Приготовила ли ложе?” – “Приготовила, авва!” – отвечала блудница. Старец запер дверь и сказал ей: “Подожди немного, я только исполню наше обычное правило.” И старец начал свое молитвословие. Читал он Псалтирь, после каждого псалма молился Богу о ней, прося Бога, да дарует ей покаяние и спасение, и Бог услышал его. Блудница стояла в трепете и молилась подле старца. Когда старец окончил Псалтирь, она пала на землю. Старец взял Апостол, много прочитал из него и окончил свое молитвословие. Блудница пришла в сокрушение, и, узнав, что старец пришел к ней не для греха, но чтобы спасти ее душу, поверглась перед ним, и просила: “Сделай милость, авва! Отведи меня туда, где я могу угодить Богу.” Старец повел ее в женский монастырь и поручил матери-настоятельнице, сказав ей: “Прими эту сестру и не налагай на нее бремени или заповеди, как на других сестер, но давай ей возможность делать, что она захочет, и если захочет идти, позволяй ей.” По прошествии немногих дней женщина сказала: “Я, грешница, желаю вкушать пищу через два дня.” Еще несколько дней спустя она сказала: “Много грехов у меня, и я желаю поститься по сорок дней.” Наконец, еще через несколько дней она упрашивала настоятельницу так: “Сильно оскорбила я Бога моими беззакониями, сделай же милость, отведи меня в келию, запри ее и подавай мне в окно немного хлеба и рукоделие.” Мать-настоятельница исполнила ее просьбу, и бывшая блудница в остальное время своей жизни благоугождала Богу. (Достопамятные сказания. С. 264. № 1).

782. Блудница, встав на путь покаяния, предала огню все свое состояние и в течение 15-ти лет пребывала в затворе

Блаженная Феодора рассказывала: “Была в одном городе блудница, которая с детства была отдана своей матерью на служение диаволу. Однажды, придя ко мне, она открыла все свои беззакония и желала узнать от меня, есть ли ей покаяние. Я рассказала ей о евангельской блуднице, спасенной Господом и Богом нашим. Она пришла в сокрушение и спросила: “Могу ли я спасаться при тебе?” Я согласилась, и она, поспешно возвратясь в город, предала огню все свое имущество в 500 литр золота, стяжанное блудом, и глубокой ночью опять пришла ко мне и просила келию. Запершись в келии, она сказала мне только такое слово: “Господа ради, госпожа моя, пусть никто не знает о мне до моей кончины.” Потом блаженная, взяв работу, работала для своего пропитания, ни с кем никогда не беседуя и не видя даже лица жены, ибо для мужей и совсем было недоступно то место. Подвиг же наложила на себя такой, что в 5 дней съедала только 6 унций хлеба и выпивала один литр воды, а о слезах ее, плаче и рыдании кто может рассказать по достоинству? Ибо она не только ночью, но и днем не переставала проливать слезы, бия в грудь и томя себя всячески. Проведя так в своей келии 15 лет, она отошла ко Господу, и Господь в исходе ее сотворил много чудес. Ее молитвы да спасут и нас, немощных и обуреваемых волнами сей многомятежной жизни.” (Митерикон. С. 81. № 126).

Читайте также:  Какие разрешения необходимо получить для осуществления любительской охоты

783. Блудница не была допущена в храм; в подтверждение своего намерения больше не грешить она принесла в храм свое имущество, которое епископ сразу же предал огню; пораженная этим, блудница принесла покаяние и стала избранным сосудом

Авва Иоанн из Келий поведал, что в Египте была блудница необыкновенной красоты, очень богатая. Ее посещали люди знатные. Однажды она пришла к церкви и хотела войти в нее, но иподиакон, стоявший у дверей, не пустил ее, сказав: “Ты недостойна войти в дом Божий, потому что ты в нечистоте.” Блудница настаивала на своем, но иподиакон не пускал ее. Они начали спорить. Епископ, услышав шум, вышел к дверям. Блудница сказала: “Иподиакон не пускает меня в церковь.” Епископ отвечал: “Невозможно войти тебе, потому что ты в нечистоте.” Пораженная этим, блудница воскликнула: “С этого дня я уже не буду блудодействовать!” Епископ сказал на это: “Если ты принесешь сюда свое имение, то поверю, что оставишь грех.” Блудница принесла свое имущество, епископ бросил его в огонь. После этого блудница, обливаясь слезами, вошла в церковь и сказала: “Если здесь так поступили со мной, то что было бы там?” Она принесла покаяние и сделалась избранным сосудом. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 299).

784. Подвижник, достигший высот в духовной жизни, питавшийся небесным хлебом, возгордился и был близок к падению; наставляя других в добродетельной жизни, он понял свое падение и всю свою оставшуюся жизнь проводил в покаянии, которое было принято Богом; однако небесный хлеб больше не посылался ему

Один монах жил в далекой пустыне и много лет подвизался в добродетелях. Наконец, уже в старости, подвергся он искушению демонов. Подвижник любил безмолвие и, проводя дни в молитвах, песнопениях и созерцании, имел несколько Божественных видений и в бодрственном состоянии, и во сне. Он почти уже достиг бестелесной жизни: нисколько не думал о том, как напитать свое тело. Забыв обо всем добровольно, он все желание свое устремлял к Богу в ожидании часа, когда воззван будет из этого мира, питался же более всего сладостью видений и надежд. Между тем и тело у него не слабело от напряжения, и душа не теряла бодрости, – такой твердый навык приобрел он в благочестии. Впрочем, Бог, милуя его, в определенное время посылал ему на трапезу хлеб на два дня или на три, которым он и питался. Всякий раз, ощутив в себе потребность пищи, он входил в свою пещеру и находил там пищу. По принесении Богу молитвы подкреплял себя ею и потом услаждался песнопениями. Молитва и созерцание были постоянными его занятиями. Так он с каждым днем совершенствовался и, подвизаясь в настоящем, постоянно ближе становился к ожидаемому будущему и почти был уверен в своем лучшем жребии, как бы уже имея его в руках, что и было причиной того, что он едва не пал от постигшего его затем искушения. Когда он дошел до такой уверенности, в сердце его неприметно вкралась мысль, что он выше других и что он знает и имеет больше прочих людей. С такими мыслями он стал уже полагаться на себя. Отсюда вскоре возникла в нем беспечность, сначала небольшая, потом она росла все больше и стала заметной. Он уже не с такой бодростью вставал для песнопений, ленивее стал в молитве, и пение его не так было продолжительно. Душа захотела покоиться, ум пал долу, и помыслы стали блуждать. Беспечность втайне была уже любима, и только прежний навык, как оплот, несколько останавливал подвижника в этом стремлении и охранял его до времени. Еще, входя по вечерам после обычных молитв в пещеру, он иногда находил на трапезе хлеб, посылаемый ему от Бога, и питался им, но не изгонял из ума негодных тех мыслей, не думал, что невнимательность губит труды, и не старался об уврачевании зла. Небольшое уклонение от обязанностей ему казалось маловажным. И вот страстная похоть, овладев его мыслями, влекла его в мир. Но он пока еще удерживался. Еще один день провел он в обычных подвигах и после молитвы и песнопений, войдя в пещеру, по-прежнему нашел приготовленный ему хлеб, впрочем, не так тщательно приготовленный и чистый, как прежде, а с сором. Он удивился и несколько опечалился, однако съел его и укрепил себя. Настала третья ночь, и зло утроилось. Ум его еще скорее предался любострастным помыслам, и воображение представляло ему нечистые мечты так живо, как бы они сбывались на самом деле. Несмотря на то, еще и на третий день он продолжал свои подвиги, молился и пел псалмы, но уже не с чистым расположением. Он часто оборачивался и смотрел по сторонам. Его доброе дело прерывали разные мысли. Вечером, почувствовав потребность в пище, вошел он в пещеру и хотя нашел хлеб на трапезе, но как бы изъеденный мышами или собаками. Тогда начал он стонать и плакать, но не столько, сколько нужно было для укрощения нечистой похоти. Однако ж, вкусив, хоть и не столько, сколько ему хотелось, он расположился на покой. Тут помыслы во множестве напали на него, победили его ум и, как пленника, тотчас повлекли в мир. Он оставил свою пустыню и ночью пошел в селение. Настал день, а до селения было еще далеко. Инок, палимый зноем, изнемог и начал смотреть вокруг, нет ли где монастыря, в котором можно было бы отдохнуть. Вблизи, действительно, был монастырь. Благочестивые и верные братия приняли его, как родного отца, омыли ему лицо и ноги и после молитвы предложили трапезу, прося его принять с любовью, что у них было. После трапезы братия молили его преподать им слово спасения, как избегать сетей диавола и как побеждать нечистые помыслы. Беседуя с ними, как отец с детьми, он поучал их быть мужественными в трудах, уверяя, что они скоро обратятся для них в великое наслаждение. Много еще говорил им старец весьма назидательного о подвижничестве. По окончании наставления он невольно подумал о себе самом и стал рассуждать, как он, вразумляя других, сам оставался невразумленным. Тогда увидел он свое положение и немедленно возвратился в пустыню оплакивать свое падение. С того времени он всю жизнь плакал. Не получая больше пищи от Бога, своими трудами доставал себе пропитание. Заключившись в пещере и постлав на полу вретище, он до тех пор не вставал с земли и не прекращал своего плача, пока не услышал голос Ангела, сказавшего ему во сне: “Бог принял твое покаяние и помиловал тебя, только смотри не обольщайся. Придут посетить тебя братия, которых наставлял ты, и принесут тебе на благословение хлебы, раздели их вместе с ними и всегда благодари Бога.” (Лавсаик. С. 141).

785. Вразумленная в сонном видении женщина принесла покаяние в неверии и скончалась в мире

Зинаида Николаевна Курихина была воспитана в вере и благочестии. Она искренно любила храм Божий и своих родителей. Но, вступив в замужество, она была увлечена неверием и совершенно отошла от Бога. В полном расцвете сил Зинаида Николаевна после какой-то случайной простуды вдруг заболела скоротечной горловой чахоткой. Изнемогая от чахотки и к тому же терпя болезненные приступы от рака желудка, она нигде не могла найти себе покоя, так как с утратой веры в Бога у нее не было и смиренной покорности Его воле. Душа ее страдала безгранично, и она была близка к отчаянию. А смерть уже близилась к ней. Ночь перед кончиной она провела в неописуемом страдании. К утру в изнеможении забылась легким сном, и ей видится удивительный сон. Будто бы она на необъятном поле, которое заполнено бесчисленным количеством народа. Казалось, весь мир был собран здесь. С бесконечного пространства небесной высоты, видит она, внезапно заблистал молниеносный свет. В нем явился, подобно молнии, Спаситель мира – Господь Иисус Христос. Лик Его настолько был добр и милостив, что передать это человеческим языком невозможно. Весь народ со слезами и радостью воскликнул: “Господи! Приди и спаси нас.” Он в сиянии света приближался к плачущим. Вблизи стояла старушка с простертыми к Нему руками, сквозь рыдания она говорила: “Господи, возьми меня к Себе. Я всего лишена, и страданию моему нет предела.” И слышит она ответный голос Господа: “Успокойся, раба Моя. Лютая твоя скорбь сменится вечной неизреченной радостью.” Приблизившись к больной, Господь милостиво воззрел на нее и сказал: “Что с тобой, Моя раба?” Она, чувствуя виновность перед величеством Его славы, свое сердечное удаление от Него, испугалась и не знала, что Ему сказать. Только одно успела проговорить: “Господи, у меня нестерпимо болят горло и желудок.” Еще милостивее воззрел Он на нее и сказал: “Завтра же после покаяния ты будешь совершенно здорова,” – и стал невидим. Когда Зинаида Николаевна пришла в себя, тотчас же послала за своей крестной матерью, Пелагеей Ивановной Курихиной, которой и рассказала подробно о своем видении. Пелагея Ивановна выслушала ее с большим вниманием и сказала: “Тебя Всемилостивый Господь призывает к покаянию. Я советую тебе немедленно исповедаться и приобщиться Святых Христовых Тайн.” Зинаида Николаевна со слезами на глазах и особенным чувством умиления ответила: “Я согласна и искренне желаю покаяться.” Тотчас же послали в храм Петра и Павла и пригласили для исповеди игумена Власия. Но раньше пяти часов вечера прийти к ней по обстоятельствам церковной службы он не мог. И она все это время не вкушала ни чаю и никакой другой пищи, готовясь встретить драгоценного Гостя во Святых Тайнах. Слезная исповедь Зинаиды Николаевны была исполнена глубочайшего сокрушения духа. И приобщилась она Святых Христовых Тайн с такой верой и умилением, что как бы видела воочию во Святых Тайнах Христа Спасителя. Отец игумен Власий затем прочитал больной благодарственные молитвы и поздравил ее с принятием Святых Тайн. Больная была в необычайной радости и веселии и как бы действительно стала здоровой. Благословив больную и простившись с ней, отец Власий не успел еще дойти до входной двери, как его спешно вернули, сообщив, что больная скончалась. Это было 13 ноября 1833 года. (Троицкие листки с луга духовного. С. 49).

Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). — Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. — 736 с. ISBN 978-5-903102-06-8

Оцените статью
Adblock
detector