Подвиг морских охотников
ПОДВИГ « МОРСКИХ ОХОТНИКОВ»
Каждый год в октябре месяце одесситы отдают дань памяти героям, которые преградили путь фашистским ордам, рвавшимся на восток.
73 дня, с 5 августа по 16 октября 1941 года, воины РККА и РККФ, а вместе с ними более 100 тысяч добровольцев, жителей города Одессы, не на живот, а на смерть, стояли на рубежах ООР (Одесского оборонительного района) и победили. Конечно, было бы ошибкой утверждать, что это заслуга только воинов и ополченцев. Это заслуга и всего населения города-героя, которое обеспечивало чёткую и бесперебойную работу тыла, снабжающего сражающихся в окопах всем необходимым и морально поддерживало их.
Для защиты и обороны Одессы от берегов Днестровского лимана (г. Овидиополь) до озера Тузлы был создан ООР (Одесский оборонительный район). Командующим ООР был назначен командир Одесской ВМБ (военно-морской базы) контр-адмирал Жуков Гавриил Васильевич. Город готовился к отражению врага серьёзно. По всему периметру ООР рылись траншеи в полный профиль, блиндажи, узкие щели для защиты от авиационных ударов противника. При этом готовились три линии обороны. На танкоопасных направлениях копались противотанковые рвы. Главный рубеж обороны находился в 8-14 км от города, а рубеж прикрытия всего в 6-9 км. Передовой рубеж обороны проходил примерно в 25 км от города. На судоремонтных заводах и на других крупных предприятиях города сваривались куски рельсов и выставлялись противотанковые «ежи» и надолбы. Консервные заводы перепрофилировались на производство ручных гранат, противотанковых и противопехотных мин. На заводе «Январского восстания» и судоремонтном заводах «50 — летия Парижской коммуны» обычные трактора СТЗ обшивались корабельной броней, вооружались пулемётами и превращались в доморощенные танки НИ-1. Таких танков было построено около 60 штук. Кроме того, в первые же дни обороны Одессы, в ряды армии и народного ополчения вступили около 80 тыс. человек от 18 до 50-летнего возраста.
Огромную роль в защите города от превосходящих сил противника сыграли корабли и части Одесской ВМБ (военно-морской базы).
8 августа из личного состава кораблей и частей ВМФ были сформированы два полка морской пехоты общей численностью более 2 тысяч человек. Командиром первого полка морской пехоты стал одессит полковник Я.И.Осипов.
Основу обороны Одессы с моря составляли несколько береговых батарей, включающих 44 орудия, в том числе 29 орудий калибра 130-203 мм и ОБК (отряд боевых кораблей) в который входили лёгкий крейсер «Коминтерн», 2 эскадренных миноносца, 2 минных заградителя, 4 канонерские лодки, 6 морских тральщиков, 20 сторожевых кораблей и торпедных катеров.
В этом очерке я не ставлю себе задачу подробно рассказать своим читателям о всех деталях обороны города и его защитниках, о составе и действиях сухопутных войск и их взаимодействии с моряками. Я хочу вам напомнить только о роли кораблей ВМФ и в частности морских охотников и их начальника, бывшего начальника штаба, а чуть позже командира дивизиона сторожевых кораблей Гнатенко Григория Ивановича и его боевых друзей в обороне города и их вкладе в общую победу.
Почти во всех исторических документах, когда пишут о боевой деятельности ВМФ, называют имена крейсеров, эскадренных миноносцев, подводных лодок и их командиров, но очень мало и редко рассказывают о боевой деятельности кораблей 4 ранга, сторожевых кораблях и торпедных катерах (СКА и ТКА). Чаще всего, если о них и упоминают, то вскользь и, как правило, не называя не только командиров, но даже бортовых номеров этих безвестных тружеников моря. При этом историки даже не задумываются над тем, какой огромный вклад они внесли в победу над врагом и на море, и на суше. Именно они первыми поднимались по боевой тревоге и буквально «вылетали» первыми из базы. Это они, крохотные боевые корабли, первыми наносили торпедные удары по вражеским кораблям, выставляли на вероятных путях движения вражеских кораблей минные банки и высаживали группы разведчиков на занятое врагом побережье. Это они при высадке десанта в Григорьевке, в Керчи, в Новороссийске первыми по минным полям прорывались к берегу, высаживали десанты и прикрывали их огнём своей артиллерии, вызывая огонь вражеских огневых средств на себя. При этом, в отличие от крупных кораблей, личный состав этих катеров по несколько суток не получал горячей пищи, зачастую не имел даже места, где можно было бы отдохнуть в перерывах между боями, хотя бы сидя. Им даже присесть было не на что, конструкцией корабля не предусмотрено.
В период Великой Отечественной войны в составе ВМФ сражалось 250 морских охотников, или СКА (сторожевых кораблей). Основным типом СКА были морские охотники «МО-4». Это боевой корабль водоизмещением 56 тонн, длиной 25,6 м, шириной 4, 1 м и осадкой 1,8 м, который имел скорость до 27 узлов (49 км/час). На вооружении этого охотника за подводными лодками имелась ШПС (шумопеленгаторная станция), глубинные бомбы, два бомбосбрасывателя, два 45 мм универсальных орудия и два крупнокалиберных пулемёта. Экипаж СКА состоял из 2 офицеров и 20 человек срочной службы и сверхсрочников.
Дивизион СКА, которым командовал Гнатенко Григорий Иванович, входил в состав отряда боевых кораблей Одесской ВМБ. В него в разные периоды входили СКА – 019 – командир ст. лейтенант Н. А. Аскеров, СКА- 029 –командир ст. лейтенант Щербинин В.П., СКА- 039 – командир ст. лейтенант Гнатенко Г.И., СКА- 046 – командир лейтенант Власов, СКА- 049 — командир ст. л-т Покарин Ю.Л, СКА – 069 – командир ст.лейтенант Бакалов П.А., СКА -079 – командир лейтенант Черников.
Эти корабли принимали участие в конвоировании теплохода «Грузия» 24 июня 1941 года, входили в состав охранения крейсера «Коминтерн», канонерских лодок «Красная Грузия» и «Красный Аджаристан», принимали участие в конвоировании судов в осажденную Одессу, Очаков, в Николаев и при эвакуации одесского гарнизона в последний период обороны города. При этом особо отличился СКА-039, которым командовал старший лейтенант Гнатенко Г.И.
Комендоры СКА – 039: Силаньтьев А.В. , Ефремов М.И., Курныков С.А. и Алексеев П.И. первыми в дивизионе сбили немецкий бомбардировщик «Ю-88».
С 08 по 11 августа 1941 года СКА – 039 участвовал в буксировке плавучего дока с 35 паровозами на борту из Одессы в Николаев. На переходе морем комендоры СКА отбили 47 атак самолётов противника и сбили два штурмовика.
13 августа 1941 года СКА-039, под командованием капитан- лейтенанта Гнатенко Г.И. принимал участие в спасении людей с горящего транспорта «Полина Осипенко» в районе Очакова. Были спасены и доставлены на берег 81 человек.
Активное участие сторожевые корабли принимали и в высадке, и в огневой поддержке десанта в районе Григорьевки 22 сентября 1941 года
16 октября 1941 года СКА – 049, командир корабля старший лейтенант Пакарин Ю.Л., прикрывал отход последнего транспорта из Одессы, вышел из порта последним, ведя на буксире ЭПРОНовский катер «К-11», на котором находились семьи офицеров морских охотников, среди них была и семья Гнатенко Г.И. Сам глава семьи в это время охранял конвой в составе нескольких транспортов, доставлявших недавних защитников города Одессы в Крым, оберегая их от атак подводных лодок и фашистских воздушных пиратов.
Благодаря тесной спайке между воинами РККА и РККФ, ополченцами и местными жителями Одесса стала первым в истории войн гарнизоном, который не только сумел противостоять натиску врага, превосходящего его в 4-5 раз по числу солдат и офицеров и по качеству вооружения, сумел выстоять и, когда пришёл приказ Ставки Верховного Главного Командования, незаметно для фашистов, уйти непобеждённым, незаметно уйти из города вместе со всем вооружением, ранеными и тылом. Более того, в огромном городе не нашлось ни одного предателя, который сообщил бы врагу об эвакуации гарнизона.
После эвакуации войск Одесского гарнизона, сторожевые корабли перешли в порт Севастополь, где продолжали заниматься боевой деятельностью. В октябре 1942 года СКА — 039 вошёл в состав бригады охраны водного района Главной ВМБ Черноморского флота в г. Поти. Командиром дивизиона морских охотников был назначен капитан-лейтенант Гнатенко Г.И., заместителем командира дивизиона по политчасти – капитан-лейтенант Седух Григорий Маркович.
В начале 1943 года шестой дивизион малых охотников принимал участие в захвате плацдарма у Южной Озерейки и в районе мыса Мысхако.
В сентябре 1943 года шестой дивизион малых охотников под командованием капитан-лейтенанта Гнатенко Г.И. участвовал в высадке десанта в порт Новороссийск.
10 сентября 1943 года катера шестого дивизиона морских охотников в числе первых ворвались в порт Новороссийск. В ходе высадки десанта на флагманском катере СКА-036 был тяжело ранен командир СКА, Усатенко Ф.И. Командир дивизиона Гнатенко Г.И. немедленно принял управление катером на себя. Под ураганным огнём противника, не переставая управлять и катером, и дивизионом, он высадил десант прямо на причал в порту Новороссийск.
Руководство Одессы долго не хотело признавать Григория Ивановича одесситом
За активное участие в обороне Одессы, Севастополя, в десантных операциях на Таманском полуострове, в Керчи и в порту Новороссийск капитан 3 ранга Гнатенко Григорий Иванович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года награжден орденом Ленина и ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Шестой дивизион морских охотников был награжден орденом «Красного знамени» и ему было присвоено звание «Керченский».
Летом 1944 года шестой Краснознамённый Керченский дивизион морских охотников прибыл в Одессу и вошёл в состав кораблей ОВРа ( охраны водного района) Одесской ВМБ. Командиром бригады морских охотников, в которую входил и шестой дивизион, был назначен Герой Советского Союза, капитан 1 ранга Гнатенко Григорий Иванович.
Герой советского союза охотников
Охотников Афанасий Герасимович — тракторист Прокопьевской МТС Кемеровской области.
Родился 31 января 1914 года в селе Ново-Иушино Кузнецкого уезда Томской губернии, ныне — Тогульского района Алтайского края, в семье крестьянина. Русский.
С началом коллективизации сельского хозяйства в 1930 году семья Охотниковых вступила в местный колхоз. После окончания курсов трактористов в районном центре (село Тогул) с весны 1933 года работал механизатором на колёсном тракторе ХТЗ. В июле этого же года участвовал в слёте ударников-механизаторов Тогульского района.
После прохождения военной службы в Красной Армии в 1938 году переехал в село Шарап Прокопьевского района Новосибирской (с 1943 года — Кемеровской) области. Работал трактористом в колхозе «Красный партизан», затем в Прокопьевской машинно-тракторной станции (МТС) до повторного призыва в армию в июне 1941 года по мобилизации.
Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 года. Боевой путь прошёл водителем трактора С-65 (тягал 8-дюймовое гаубичное орудие) в составе 486-го пушечно-артиллерийского полка (6-я артиллерийская дивизия прорыва). Участвовал в оборонительных боях за Москву, на Курской дуге, освобождении Белоруссии и Польши, боях за Берлин.
После демобилизации в октябре 1945 года Афанасий Герасимович вернулся к мирному труду и продолжил работать трактористом Прокопьевской МТС Кемеровской области.
По итогам работы в 1948 году он получил в обслуживаемом колхозе имени Ворошилова урожай пшеницы 22,2 центнера с гектара на площади 220,5 гектара и ржи 22,4 центнера с гектара на площади 35,4 гектара.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 февраля 1949 года за получение высоких урожаев пшеницы, ржи и картофеля в 1948 году Охотникову Афанасию Герасимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением орденом Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Этим же указом высокого звания были удостоены ещё семеро передовиков Прокопьевской МТС, в том числе и его бригадир А. М. Мухарев.
После расформирования МТС продолжил работать трактористом в совхозе «Луч» до выхода на пенсию в ноябре 1977 года.
В Прокопьевском районе был учреждён вымпел имени Героя Социалистического Труда А. Г. Охотникова, который вручался молодым передовикам сельскохозяйственного производства.
Жил в селе Шарап Прокопьевского района. Скончался 2 ноября 1991 года.
Награждён орденами Ленина (25.02.1949), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (09.12.1944), медалями «За отвагу» (02.02.1944), «За оборону Москвы» (01.05.1944).
Использованы материал и фото Героя, любезно предоставленные МБУ «Централизованная библиотечная система» Прокопьевского муниципального района, Кемеровская область.
Герой советского союза охотников
Охотников Виктор Васильевич – первый секретарь Русско-Полянского райкома КПСС, Омская область.
Родился 15 сентября 1927 года в селе Туран (ныне – город Туран Пий-Хемского кожжуна Республики Тыва). Русский.
В 1945 году окончил Хакасский сельскохозяйственный техникум. Работал агрономом. В 1947 году поступил учиться в Омский сельскохозяйственный институт, после окончания которого был назначен старшим агрономом совхоза «Искра» Называевского района Омской области. В 1954-1964 годах работал главным агрономом, а затем директором совхоза «Ермак» Нововаршавского района, начальником Нововаршавского районного производственного управления сельского хозяйства.
С 1967 года – первый секретарь Русско-Полянского райкома КПСС Омской области. Здесь наиболее полно проявились его организаторские и другие деловые качества. Руководимый им район неоднократно выходил победителем в областном социалистическом соревновании.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1972 года за большие успехи, достигнутые в увеличении производства и продажи государству зерна, других продуктов земледелия, и проявленную трудовую доблесть на уборке урожая Охотникову Виктору Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Последние 12 лет до ухода на пенсию работал секретарем Омского облсовпрофа, главным государственным инспектором по закупкам и качеству сельхозпродуктов по Омской области, начальником областного производственного управления хлебопродуктов. Являлся председателем областного совета ветеранов.
Жил в Омске. Умер 31 августа 2011 года. Похоронен в Омске на Старо-Северном кладбище.
Избирался членом Омского обкома КПСС, депутатом Омского областного Совета народных депутатов.
Награжден 2 орденами Ленина (11.01.1957; 13.12.1972), 2 орденами Трудового Красного Знамени (22.03.1966; 08.04.1971), орденом «Знак Почета» (10.03.1981), медалями.
Охотников Николай Николаевич
род.1949
Летчик-испытатель 2 класса, подполковник.
Родился 14 сентября 1949 года в селе Крутинское Омской области. В 1967 году окончил среднюю школу в пгт.Крутинка.
С 1967 года — в армии. В 1971 году окончил Оренбургское ВВАУЛ, где освоил Л-29 и Ил-28. С 1971 года служил в авиации ВМФ на должностях от помощника командира корабля-правого лётчика до заместителя командира авиаполка. Освоил самолёт Бе-12 на все виды подготовки как командир корабля, так и лётчик-инструктор. С 1992 года — в запасе.
С 1992 года работал слесарем на заводе в Ростове-на-Дону.
С августа 1994 года по сентябрь 2008 года на лётно-испытательной работе в Таганрогском АНТК им. Г.М.Бериева. Поднял в небо и провел испытания Бе-12П (второй пилот, 27.04.1992), прототип Бе-200ЧС (второй пилот, 27.08.2002). В качестве первого и второго лётчика проводил испытания самолётов и их модификаций: Бе-12П, Бе-12П-200, Бе-200, Бе-103, А-40, АИ. За период работы на ТАНТК также освоил и летал на Ил-76, Бе-32, ПЗЛ-104, Л-13.
9 сентября 2000 года установил мировой рекорд скорости по замкнутому маршруту на А-40.
7 сентября 2002 года в качестве второго лётчика участвовал в установлении мирового рекорда скороподъёмности на самолёте Бе-200 в подклассе С-3.
7 сентября 2006 года в качестве первого лётчика установил мировой рекорд на самолёте Бе-200 в классах С-2 и С-3 на замкнутом 1000-км маршруте без груза и с коммерческой нагрузкой в 1 т и 2 т. Была достигнута скорость 653 км/час.
Участвовал в практическом использовании самолётов-амфибий и отработке методики тушения пожаров на территории РФ, Италии, Португалии.
Живет в г.Таганрог.
Награжден медалями.
Источники информации:
- Письма Н.Н.Охотникова
- Охотников Николай Николаевич / Выпускники ОВВАКУЛ /
- Бе-200 / Уголок неба /
2 комментария
Охотников Николай Николаевич. Лётчик-испытатель. Родился 14 сентября 1949 года.
В 1967 году окончил среднюю школу в пгт Крутинка Омской области и в этом же году поступил в Оренбургское ВВАУЛ, которое закончил в 1971 году. В училище освоил самолёты Л-29 и Ил-28.
С 1971 года по 1992 год служил в авиации ВМФ на должностях от помощника командира корабля-правого лётчика до заместителя командира авиаполка. Освоил самолёт Бе-12 на все виды подготовки как командир корабля, так и лётчик-инструктор.
С августа 1994 года по сентябрь 2008 года на лётно-испытательной работе в Таганрогском АНТК им. Г.М. Бериева. В качестве первого и второго лётчика проводил испытания самолётов и их модификаций: Бе-12П, Бе-12П-200, Бе-200, Бе-103, А-40, АИ.
За период работы на ТАНТК также освоил и летал на Ил-76, Бе-32, ПЗЛ-104, Л-13.
9 сентября 2000 года установил мировой рекорд скорости по замкнутому маршруту на самолёте А-40.
7 сентября 2002 года в качестве второго лётчика участвовал в установлении мирового рекорда скороподъёмности на самолёте Бе-200 в подклассе С-3.
7 сентября 2006 года в качестве первого лётчика установил мировой рекорд на самолёте Бе-200 в классах С-2 и С-3 на замкнутом 1000-км маршруте без груза и с коммерческой нагрузкой в 1 т и 2 т. Была достигнута скорость 653 км/час.
Живу в г. Таганроге.
Если представляет интерес, можно добавить:
Участвовал в практическом использовании самолётов-амфибий и отработке методики тушения пожаров на территории РФ, Италии, Португалии.
Выполнял посадки и взлёты на акваториях (в т. ч. с забором воды на глиссировании) на закрытых водоёмах и в открытом море:
Ангара р. (Ирк. обл.), Анталийский зал. (Турц.), Арахлей оз. (Ставроп.кр.), Байкал оз., Братское вдхр., Ванзее оз. (Герм.), Витим р. (Ирк.обл.), Геленджикская бхт., Дон р. (у Ростова), Донузлав оз. (Крым), Зея р. (Амур.обл.), Кенон оз. (Вологод.обл.), Кубена р.(Вологод.обл.), Кубенское оз. (Вологод.обл.), Лена р. (Якут.), Луньский зал. (Сах.), Миусский лиман (Ростов.обл.), Москва р. (Моск.обл.), Набильский зал. (Сах.), Отказненское оз. (Ирк.обл.), Охотское м. (у Сах.), Помрь зал. (Сах.), Содышка оз. (Владимир.обл.), Таганрогский зал. (Ростов.обл.), Тамбукан оз. (Ставр.кр.), Усть-Илимское вдхр., Финский зал. (Ленингр.обл.), Черное м. (у Гелендж.), Alto Rabagão (Португалия), Castelo do Bode (Португалия), Ria de Aveiro (Португалия), Idanha (Португалия), Lago di Coghinas (Сардиния), Lago Omodeo (Сардиния), Lago Alto Flumendozo (Сард.)