- Там, где снимался фильм «Особенности национальной охоты»
- Где проходили съемки особенности национальной охоты
- Как снимали популярную комедию «Особенности национальной охоты»: 25 лет всенародной любви
- Особенности национальной погоды
- Пострадала ли корова в бомболюке?
- Русско-финская дружба
- После премьеры
- Фильму «Особенности национальной охоты» — 25 лет: вспоминаем интересные факты
Там, где снимался фильм «Особенности национальной охоты»
Вы смотрели фильм «Особенности национальной охоты»? Хотя, о чем я? Конечно, смотрели. Вся Россия смотрела. Но кроме сюжета, довольно незамысловатого, отличной игры актеров и стопроцентного попадания в менталитет, там есть еще одна вещь – потрясающая природа. Как-то, восхитившись в очередной раз, мы решили, что нужно туда поехать.Географически это Приозерский край, т.е. довольно близко от Петербурга. С Ладожского вокзала туда идет электричка. Билет до станции Кузнечная, оттуда на такси до поселка Березовый. На машине еще проще, по Приозерскому шоссе – полторы сотник километров от Северной Пальмиры.
Гостиница на холме, у залива. Симпатичное небольшое здание «в теплых тонах», удобная парковка, летнее кафе, места для мангалов. Номера стандартные, ни о каком домашнем уюте речи нет. Зато без проблем можно заселиться с собакой, а в меню совершенно потрясающий медовый глинтвейн. Гостиница понравилась.
Еще больше понравилась пристань, где покачивались в небольшой волне весельные лодки, уже накачанный «баллон» на «Ямахе», два водных байка, парусные лодки, вместительный баркас и… опаньки! Мы даже глаза протерли – нет, не глюк. Настоящий здоровенный десятивесельный драккар с полосатым парусом и головой черного барана по носу. А рядом — народ в кольчугах, шлемах, вооруженный аутентичным железом. Это что за «попаданцы?» Подошли, поинтересовались.
Оказалось, что напротив причала, на острове Белоярском, группа «компактного проживания» Новых Викингов – Бъёкагард. Так что на гостинице мы сэкономили, приняв приглашение ребят, и даже прошли десять километров на драккаре, под парусом.
О природе… Сказать честно, мы были настолько придавлены бесподобной красотой каменистых шхер, изломанных берегов в зарослях камышей, и серебристыми водами залива Лехмалахти (Коровий), что первые три часа ходили тихие. А потом начали отрываться по полной программе, благо, возможности драйв-парк «Ладога» предоставляет неограниченно.
Прокат всего, что плавает: парус, мотор, весло – с дорогой душой. Дайвинг – запросто, даже с элементами кладоискательства: на этих островах шли бои с финнами, так что говорят, особо везучие ныряльщики даже пулеметы добывали. Но нам ничего круче пробитой фляжки не показали. Рыбалка – богатейшая. Погонять на квадре – на здоровье! С пейнтболом, правда, сложнее. Нужно, чтобы набрались две крезанутые команды. При нас не набрались, так что с этим облом вышел.
Устье Ладоги – это еще не сама Ладога, настоящих штормов тут нет, но иногда волна бывает до 1,5 метров, так, что спасательная служба имеется.
Вечером жарили шашлыки, любовались на звезды, висевшие над заливом, и пели «Черный ворон, что ж ты вьешься…». Обстановка навеяла.
Медведей не видели, но впечатлений хватило и без медведей. Отличное место!
По материалам авторитетного иностранного журнала Ezine Articles.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал и тогда Вы станете Мудрее всех!
Где проходили съемки особенности национальной охоты
Фото: Предоставлено киностудией «Ленфильм»
Без малого четверть века назад, в 1995 году, на экраны вышел фильм режиссера Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты». Это был период, когда многие потеряли веру в отечественное кино. На экранах царствовал Голливуд, а премьеры новых российских фильмов проходили при пустых залах.
Появление картины «Особенности национальной охоты» вызвало небывалый интерес. Фильм не только привлек наших зрителей, его купили прокатчики во многих странах. До сих пор «Особенности национальной охоты» смотрятся с неподдельным интересом, а многие фразы героев из картины стали афоризмами.
Фото: Предоставлено киностудией «Ленфильм»
По сюжету молодой финский специалист по охоте уговаривает своего друга помочь ему поучаствовать в настоящей русской охоте, дабы ознакомиться с нравами и обычаями местных охотников.
По жизни режиссер Александр Рогожкин – городской интеллигент, чуждый «мужским забавам» – охоте и рыбалке. А неизменный директор его фильмов Михаил Кирилюк, напротив, любитель поохотиться и порыбачить. Однажды он пригласил отдохнуть на природу и своего друга.
«На «Ленфильме» был большой охотничий коллектив, который на все выходные уезжал за город. Съездив со мной, Рогожкин создал для себя представление, как должна выглядеть охота на экране», – рассказывает Михаил Кирилюк.
КАК НАШЛИ ВИЛЛЕ
Сегодня исполнители главных ролей благодаря фильму «Особенности национальной охоты» стали настоящими звездами. Но тогда о них еще толком никто не знал. Картина принесла славу и народную любовь Вилле Хаапасало, Виктору Бычкову, Алексею Булдакову, Семену Стругачеву, Сергею Куприянову и многим другим.
Разруха и безденежье, царившие в то время в нашем кино, заставили создателей привлекать на съемки много и непрофессиональных актеров. Исполнитель роли сержанта Семенова Сергей Гусинский до «Особенностей национальной охоты» работал на фильмах Рогожкина звукорежиссером. Рыжую доярку сыграла профессиональная молодая актриса Зоя Буряк, а темноволосую – супруга Вилле Хаапасало – Саара.
Фото: Предоставлено киностудией «Ленфильм»
Картину снимали в Псковской и Ленинградской областях. Для большей части фильма натура была найдена в местечке Проточное и его окрестностях в Приозерском районе. Эпизод с погрузкой коровы в бомболюк самолета происходил на военном аэродроме Веретье в городе Острове, поездки на катере и на моторках – на Ладожском озере, а сцены зимней охоты – под городом Пушкином.
В фильме играли настоящий медведь, волк и корова. Сложнее всего было справиться с волком, но запомнился всем именно медведь, поскольку с ним больше всего сцен. Семен Стругачев должен был сыграть вместе с медведем эпизод, где он якобы поднимает зверя. Для этого медведя специально усыпили. Но когда Семен подошел к зверю, тот вдруг открыл глаза и зарычал. Актер дал деру. Медведь пробежал за Семеном метров пять, свалился и уснул, а актер пробежал метров триста.
А вот Виктор Бычков постоянно подкармливал зверя, и благодаря этому они подружились. В одной из сцен медведь даже подошел к актеру и лизнул его.
Эпизоды с коровой были придуманы во время самих съемок. Роль коровы Кузьмича играли три буренки. Чтобы расцветка, количество и форма пятен на коже рогатых «актрис» были одинаковыми, художники перед каждой съемкой раскрашивали их бока гуашью. Одна из коров, та, которую погрузили в самолет, вскоре после съемок отелилась. Теленок в память о киношных приключениях матери был назван Летчиком.
Знаменитую фразу «Жить захочешь – не так раскорячишься» в кадре произносит директор фильма Михаил Кирилюк, ставший, по сути, автором идеи картины.
Фото: Предоставлено киностудией «Ленфильм»
К слову, как утверждают создатели этого кинобестселлера, в кадре актеры пили только воду. Вообще, на съемках, когда на счету каждая секунда, кинематографистам не до выпивки.
Премьерный показ фильма «Особенности национальной охоты» состоялся на фестивале «Кинотавр», где он завоевал Гран-при и приз ФИПРЕССИ. В 1995 году картина была удостоена премии «Ника» как лучший игровой фильм за лучшую режиссерскую работу, а Алексей Булдаков получил «Нику» за лучшую мужскую роль. Картина также была удостоена специального приза жюри Международного кинофестиваля в Карловых Варах, приза «Золотой Остап» как лучший фильм года.
Успех «Особенностей национальной охоты» породил целую серию фильмов, также получивших огромную популярность. Но Александр Рогожкин не остановился на амплуа создателя народных комедий. Мировую известность режиссеру также принесли его фильмы «Блокпост», «Кукушка» и другие.
ЦИТАТЫ:
– «Русский слон – лучший друг финского слона!»
– «Все, можешь впадать в отчаяние».
– «Накрывайте, чувствую, дело к этому идет…»
– «Вы еще подеритесь, горячие финские парни».
Как снимали популярную комедию «Особенности национальной охоты»: 25 лет всенародной любви
Особенности национальной погоды
Снимался фильм быстро. В 1994 году Александр Рогожкин написал сценарий и тут же приступил к подбору актеров. Большую часть натурных съемок делали в Приозерском районе Ленинградской области, на границе с Карелией. Пока готовились и ждали финансирования, лето уже закончилось, поэтому в картине мы видим мягкую осень. Правда, для актеров это временя года оказалось нелегким. Например, сцену в бане снимали «без отопления». Эффект жары достигали с помощью искусственного дыма и намазывания участников маслом, которое должно было имитировать пот. На самом деле температура в парилке держалась около 10 градусов, а потом еще приходилось и в воду нырять, изображая полное удовольствие.
Замерзла вся съемочная группа и несколько месяцев спустя, когда пришлось в сильнейший мороз снимать «настоящую русскую охоту» в стиле Льва Толстого, которая снится романтическому финскому гостю. Тут снег был вполне настоящим, натура – зимняя, множество животных, бесчисленное количество дублей… Как рассказывают очевидцы, больше всех замерз режиссер и красивая девушка в амазонке, изображающая знатную охотницу. Бедняжка несколько часов просидела в седле, и буквально заледенела в такой позе, – снимали с лошади ее несколько человек.
Пострадала ли корова в бомболюке?
К сожалению, без жертв в данном случае не обошлось. В роли смелой коровы снимались три буренки. Чтобы их можно было принять за одну, гримеры гуашью подрисовывали животинам пятна. Одну из них действительно подвешивали в бомболюке на гамаке, и в один из моментов корова сорвалась и упала из грузоотсека. По другим данным, одна из смелых «летчиц» после фильма благополучно отелилась.
Еще не повезло на съемках овчарке, которая «играла роль» волка и убегала от своры борзых по полю. По расчетам, собака должна была успеть добежать до машины, но борзые случайно сорвались раньше времени, поэтому овчарке не поздоровилось. Настоящий волк в кадре, кстати, тоже был, его снимали «крупным планом».
Еще одной жертвой живой природы стал актер Семен Стругачев. Его невзлюбил медвежонок, который в фильме исполнял не последнюю роль. В моменте, где бравые охотники фотографируются с сонным мишкой, мохнатого актера действительно усыпили, но в один из моментов он неожиданно проснулся и укусил своего «коллегу по съемочной площадке». Зато именно этот дубль, живой и яркий, было решено оставить в окончательном монтаже картины.
Русско-финская дружба
В первоначальном варианте сценария молодой иностранец должен был быть немцем, но затем дирекция картины решила посотрудничать с финнами и отправила за границу запрос. Ответ на него пришел, но только уже к концу съемочного процесса. Зато все мы узнали о Вилле Хаапасало. Это был единственный актер нужной национальности, знакомый Рогожкину, который хорошо говорил по-русски.
На самом деле, в фильме были задействованы как минимум два финских актера: в роли темноволосой доярки выступила супруга Вилле – Саара. Вероятно, молодая жена не решилась отпускать мужа к русским красавицам.
После премьеры
Фильм вызвал у зрителей смешанные чувства. Его ругали примерно так же часто, как и хвалили. Положительно настроенные кинокритики находили в нем «портрет национальной души, аккомпанирующей звоном стаканов меланхолическому абсурду» и галерею «социальных масок»: Генерал, Егерь, Милиционер, Интурист . Другие упрекали в пропаганде пьянства и плоскости, эксплуатации стереотипов о России: «баня, водка, медведи». Однако волна зрительского отклика, которая не стихает до сих пор, лучше любых «знатоков» голосует за «Особенности национальной…», недаром ведь даже само это словосочетание стало устойчивым.
Сам же режиссер к своему детищу всегда относился несколько скептически. Судя по всему, изначально, в его мыслях, картина рисовалась немного другой, но потом как-то получилось то, что получилось. Актер Виктор Бычков вспоминал: «»Особенности национальной охоты» Рогожкин хотел уничтожить. Он снимал совершенно другое кино. Но так сложились обстоятельства, был такой кастинг, природа, и все жили счастливой коммуной, что получилось именно такое кино. И как честный человек, потративший государственные деньги, Рогожкин сказал: ну да, получился убогий ребенок, пускай на него кто-нибудь посмотрит».
Еще в интервью режиссер признавался, что не считает свой фильм комедией и называл его «кратким курсом ненаучного коммунизма» . Последнее загадочное утверждение он пояснял так: «…научного коммунизма у нас никогда и не было. Зато ненаучный был всегда. По крайней мере, в быту. Когда ты не думаешь о хлебе насущном, у тебя море водки и никаких проблем — это и есть «ненаучный коммунизм».
Судьба актеров, сыгравших в фильме, сложилась по-разному. Некоторые из них на волне популярности фильма создали для себя устойчивый профессиональный фундамент, некоторых уже, к сожалению, с нами нет. Отдельные бывшие звезды, выступив ярко в одном удачном проекте, в дальнейшем пополнили ряды актеров, бешеная популярность которых сегодня сошла на нет
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Фильму «Особенности национальной охоты» — 25 лет: вспоминаем интересные факты
Летом 1995 года на экраны вышла комедия ученика великого Сергея Герасимова — Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты». Фильм, как ругали, так и хвалили, но он быстро стал народным и был разобран на цитаты и тосты.
Хвалили за настоящий, а не искусственный юмор, за интересный сюжет и за качество игры актеров. Ругали за обилие сцен с алкоголем и за сам образ генерала Иволгина, который успевает развлекаться, когда армия находится в жутком запустении.
ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ
До выхода истории про охоту, режиссер никогда не снимал комедий, а часто его фильмы отличались сценами жестокости. Например, фильмы «Чекист» и «Караул».
Сюжет Александр Рогожкин взял из жизни: он съездил на охоту, а потом просто описал то, что с ним происходило, немного приукрасив сюжет. Исполнители главных ролей Алексей Булдаков и Виктор Бычков были найдены сразу – эти актеры уже играли у режиссера в фильме «Ради нескольких строчек».
Директор картины намеревался посотрудничать над ее созданием с финнами, поэтому вместо немца, изначально прописанного в сценарии, появился финн в исполнении Вилле Хаапасало. Это был единственный актер этой национальности, знакомый Рогожкину, который хорошо говорил по-русски.
Кстати, финны согласились поработать над проектом совместно с российской стороной. Но ответ пришел, когда съемочный процесс был окончен.
АКТЕР С ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ НОСОМ
Следователя Леву Соловейчика должен был сыграть актер с выразительным носом. Рогожкин хотел отдать роль Александру Лыкову, но тот был занят в других проектах и на съемки вырваться не мог.
Поэтому режиссер присмотрел актера театра имени Ленсовета по имени Семен Стругачев, который до этого практически не снимался в кино. Правда, сразу сыграть правильно не получилось. От избытка эмоций, Стругачев сильно переигрывал, его подача образа была театральной.
Тогда Рогожкин позвал актера посмотреть черновой материл со сценами с участием актера. Стругачев быстро понял, что сильно переигрывает. И изменил манеру подачи образа.
ЛЕБЕДЬ БЫЛ ДОВОЛЕН
Генерал Иволгин и бизнесмен Савенко — это два образа, созданных на основе реальных прототипов – генерала Александра Лебедя и писателя Эдуарда Лимонова. Лебедь после знакомства с Будлаковым, признался, что ему игра актера понравилась. О реакции Лимонова ничего не известно, публично он никогда не высказывался по этому поводу.
Доярок сыграли Зоя Буряк и молодая супруга Хасаапало Саара Хедлунд. Позже пара развелась, сегодня актриса трудится психотерапевтом.
Большая часть сцен снята на берегу озера Приточное на границе Карелии и Ленинградской области. Снимали в октябре, потому что денег летом найти не успели.
Актерам пришлось нелегко: в бане температура была всего 10 градусов, чтобы герои выглядели потными, их обмазывали маслом. После этого они прыгали в ледяную воду. Понятно, что после каждой сцены согреваться приходилось известным русским способом.
МЕДВЕДЬ С ХАРАКТЕРОМ
Фильм «Особенности национальной охоты» подразумевал наличие в кадре зверя. Выбор пал на медведя. Медвежонок Боря был взят в аренду у уличных фотографов, он отличался своенравным характером.
Работать мирно медведь мог только после приема небольшой дозы снотворного. Но и в таком состоянии он мог себя показать с разных сторон. Так, к примеру, зверь невзлюбил Семена Стругачева и часто пытался его укусить. А вот Виктора Бычкова, наоборот, полюбил. Актер кормил его грибами и пряниками, поэтому в кадре вместо того, чтобы просто сидеть рядом, медведь часто пытался облизнуть Бычкова.
Большую часть сцены с участием подвешенной коровы сняли при помощи монтажа, хотя бедному животному и в правду пришлось немного повисеть в бомболюке самолета. Всего же было три коровы, которых подкрасили, чтобы не отличались друг от друга. Однако корова на съемках пострадала. Пришлось ее раньше времени пустить на мясо.
ГЕРОИ ВЫШЛИ В ТИРАЖ
Александр Рогожкин не хотел тиражировать народные образы в других фильмах. После успеха первой части продюсеры сразу предложили режиссеру работой над второй и третьей частями фильма.
Сначала Рогожкин просто отказался, а потом заявил, что будет снимать только на дорогую пленку 35 мм со звуком «Долби». Он был уверен, что кинокомпания не согласится на такие условия. Но начальство сразу согласилось. Так появились «Особенности национальной рыбалки» и «Особенности национальной охоты в зимний период».
Когда же продюсеры задумать четвертую часть под названием «Особенности национальной политики», то Рогожкин категорически отказался принимать участие в проекте. Его сняли Дмитрий Месхиев и Юрий Конопкин.
До сих пор режиссер жалеет, что не остановился на первой части. Качество продолжений его не устроило.