Есть у охотников обычай

Охотничьи традиции и обычаи

Если в обществе (государстве) не соблюдаются законы, правила, нормы, традиции и обычаи охоты, то тем самым нарушается природное равновесие, в результате чего охота изживает самое себя. Поэтому без высокой общей культуры и этики современная охота немыслима.

У человека с ружьем – охотника – складываются с природой особые отношения, он обязан относиться к ней с уважением, выполнять свои обязанности на совесть. Выполнение их зависит от воспитанности, грамотности, чести, достоинства, специальных знаний, культуры и этики охотника.

Охотничья этика – определенные нормы поведения и взаимоотношений охотников. Она включает в себя весь неписаный кодекс норм поведения. Можно сказать, что это такие правила поведения, которые стали внутренним убеждением охотника и соблюдаются не из страха наказания, а по совести: у охотника, как правило, нет зрителей, которые бы рукоплескали его хорошим поступкам или осуждали плохие.

Охотничьи традиции и обычаи являются составной частью охотничьей этики; в большей степени ее формой, но воспитывающей у охотника дисциплину, честность, дружелюбие, осторожность при стрельбе. В коллективной охоте – это порядочность и скромность, спокойствие, благоразумие и самообладание.

Охотник должен сдерживать в себе страсть убивать животных. Наши далекие предки охотились только для удовлетворения жизненных потребностей и страсти убивать как таковой они явно не испытывали. Веками позже, вооружившись огнестрельным оружием, человек возомнил себя властелином природы, и целыми горами убитых животных отмечались его охотничьи тропы.

Культурный охотник никогда не присвоит чужой добычи, покидая охотничью избушку, оставит там запас дров и продуктов, окажет помощь животному, попавшему в беду при стихийном бедствии. Настоящий охотник не будет стрелять по сидящей или плавающей дичи, не допустит бесприцельной стрельбы по стае птиц или по зайцу на лежке, а также по убегающим тетеревам и куропаткам, не выстрелит в старку, притворившуюся раненой. Соблюдение этих традиционных ограничений очень важно, как и выполнение законодательных норм.

Моральный облик охотника полностью раскрывается на охоте. Соблюдение охотничьих традиций воспитывает у охотников дисциплину и стремление к порядку. Например, правильное использование охотничьего рога приучает исполнять команды и сигналы, поддерживает порядок и правильную организацию коллективной охоты. С помощью рога возвещают о начале охоты, облавы, о сборе и конце охоты.

У охотников Словакии кроме рожков во время крупной охоты используются большие лесные валторны, которые трубачи носят подвешенными на левом плече. В Эстонии, если зверь добыт, охотники проводят обряд его чествования. Шапку охотника, сделавшего точный выстрел, а также тушку добытой дичи украшают еловой веткой.

В Словакии, если охотник добыл дичь индивидуально, то делает сам себе обломок (веточку) хвойного или лиственного дерева и как символ прикрепляет к ленте своей шляпы, предварительно обмакнув веточку в кровь животного. Если же есть сопровождающий, то он намочит веточку в крови добытой дичи и вручит стрелку, положив ее на верх охотничьей шляпы, которую он держит в левой руке.

Веточки носят на левой стороне шляпы только один день, до захода солнца. Такой же обломок (веточка), но более крупного размера, кладется и на добытую дичь, как в лесу, так и на выкладке. Веточку вкладывают отстрелянному копытному животному между зубами, а пернатой дичи – в клюв в качестве символической «последней потравы». Обломок вставляется и в смертельную рану копытного животного.

Особо надо сказать об одежде охотника. Неряшливость в одежде ведет к неряшливости в поведении. Плохо выглядит охотник в рваном ватнике или в шуршащей и стесняющей движения кожанке. Хорошей традицией становится, когда большинство охотников носят специальную (единую для всех) одежду, удобную и по сезону маскированную (страны Прибалтики, Финляндия). Во многих странах общества охотников имеют форму, отражающую национальные особенности. Ношение такой формы на охоте создает праздничную атмосферу, повышает дисциплинированность.

Традиционные ритуалы, обычаи, формы организации охоты делают ее интересной и более эмоциональной. Так, во многих странах (Словакия, Чехия, Польша и др.) сразу же после сигнала «конец охоты» производится выкладка добычи. Отстрелянных животных свозят или сносят в определенное место и выкладывают на земле в квадрате, окаймленном хвоей или другой зеленью. Дичь укладывают ровными рядами на правый бок, головами в направлении к тому месту, где стоят егерь и стрелки. Выкладывают ее в соответствии с ценностью – прежде всего крупная дичь (лось, олень, кабан, косуля), затем пушная и пернатая. Каждую десятую особь выдвигают из ряда немного вперед. Это позволяет легко подсчитать добычу. Перешагнуть животное на выкладке – грех, это значит совершить поступок, недостойный охотника.

Читайте также:  Видеокамера чтобы снимать охоту

После сигнала «построение» охотники (стрелки) становятся лицом к выкладке, а за последним рядом – егеря и загонщики. Подается сигнал «внимание», помощники зажигают костры в четырех углах выкладки. Все участники в это время стоят по команде «смирно» и с обнаженными головами – это последняя почесть добытым животным и благодарность охотникам.

После окончания этого традиционного ритуала охотники организуют в подходящем помещении или на природе так называемый «последний круг», где беседуют, вспоминая весь процесс охоты, еще раз поздравляют отличившихся стрелков, отдыхают и перекусывают. Ну это уже как у нас! Говорю об этом, зная суть дела по личному участию на охотах в Финляндии и Польше.

А что еще у нас соблюдается из старинных традиций русской охоты? По-моему, кроме вышеуказанной «финальной части» – ничего. Причем, многие охотники и начало охоты, и конец «отмечают» одинаково – пьянкой, сопровождающейся матом, а иногда и ссорами. И это превращается в самую отвратительную «традицию».

Другая, не менее опасная «традиция» охотников – беспорядочная стрельба по бутылкам, шапкам; стрельба на запредельные дистанции по летящим на 200-метровой высоте стаям птиц, стрельба просто так (салют) в воздух на открытии и закрытии охоты, когда «охотники», хвастаясь своими новыми иностранными полуавтоматами и самозарядными карабинами, «палят в белый свет, как в копеечку».

Разумеется, в такой обстановке не соблюдаются элементарные нормы безопасности; ежегодно количество убитых и раненых охотников в России не сокращается.

Что дальше? Как возродить хорошие традиции и обычаи нашей охоты?

По правде сказать, я не вижу в ближайшем будущем установления какого-либо порядка в этом вопросе, как и во всей общественной жизни нашей страны, где растоптаны все моральные устои и властвует дух жульничества, стяжательства и неравенства и, самое главное, совесть и правда повсеместно стали изгоями, а ложь, обман, грубая сила – повседневными явлениями, с которыми никто не борется.

В общем, как живем, так и охотимся.

Не забудьте включить Поплавок.Ru в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:

Также будем рады вам в сообществах «ЗаКабаном» во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках, а также Поплавка в Telegram.

Охотничьи традиции и обычаи

Если в обществе (государстве) не соблюдаются законы, правила, нормы, традиции и обычаи охоты, то тем самым нарушается природное равновесие, в результате чего охота изживает самое себя. Поэтому без высокой общей культуры и этики современная охота немыслима.

У человека с ружьем – охотника – складываются с природой особые отношения, он обязан относиться к ней с уважением, выполнять свои обязанности на совесть. Выполнение их зависит от воспитанности, грамотности, чести, достоинства, специальных знаний, культуры и этики охотника.

Охотничья этика – определенные нормы поведения и взаимоотношений охотников. Она включает в себя весь неписаный кодекс норм поведения. Можно сказать, что это такие правила поведения, которые стали внутренним убеждением охотника и соблюдаются не из страха наказания, а по совести: у охотника, как правило, нет зрителей, которые бы рукоплескали его хорошим поступкам или осуждали плохие.

Охотничьи традиции и обычаи являются составной частью охотничьей этики; в большей степени ее формой, но воспитывающей у охотника дисциплину, честность, дружелюбие, осторожность при стрельбе. В коллективной охоте – это порядочность и скромность, спокойствие, благоразумие и самообладание.

Охотник должен сдерживать в себе страсть убивать животных. Наши далекие предки охотились только для удовлетворения жизненных потребностей и страсти убивать как таковой они явно не испытывали. Веками позже, вооружившись огнестрельным оружием, человек возомнил себя властелином природы, и целыми горами убитых животных отмечались его охотничьи тропы.

Культурный охотник никогда не присвоит чужой добычи, покидая охотничью избушку, оставит там запас дров и продуктов, окажет помощь животному, попавшему в беду при стихийном бедствии. Настоящий охотник не будет стрелять по сидящей или плавающей дичи, не допустит бесприцельной стрельбы по стае птиц или по зайцу на лежке, а также по убегающим тетеревам и куропаткам, не выстрелит в старку, притворившуюся раненой. Соблюдение этих традиционных ограничений очень важно, как и выполнение законодательных норм.

Моральный облик охотника полностью раскрывается на охоте. Соблюдение охотничьих традиций воспитывает у охотников дисциплину и стремление к порядку. Например, правильное использование охотничьего рога приучает исполнять команды и сигналы, поддерживает порядок и правильную организацию коллективной охоты. С помощью рога возвещают о начале охоты, облавы, о сборе и конце охоты.

У охотников Словакии кроме рожков во время крупной охоты используются большие лесные валторны, которые трубачи носят подвешенными на левом плече. В Эстонии, если зверь добыт, охотники проводят обряд его чествования. Шапку охотника, сделавшего точный выстрел, а также тушку добытой дичи украшают еловой веткой.

Читайте также:  Ограничения весенней охоты 2020

В Словакии, если охотник добыл дичь индивидуально, то делает сам себе обломок (веточку) хвойного или лиственного дерева и как символ прикрепляет к ленте своей шляпы, предварительно обмакнув веточку в кровь животного. Если же есть сопровождающий, то он намочит веточку в крови добытой дичи и вручит стрелку, положив ее на верх охотничьей шляпы, которую он держит в левой руке.

Веточки носят на левой стороне шляпы только один день, до захода солнца. Такой же обломок (веточка), но более крупного размера, кладется и на добытую дичь, как в лесу, так и на выкладке. Веточку вкладывают отстрелянному копытному животному между зубами, а пернатой дичи – в клюв в качестве символической «последней потравы». Обломок вставляется и в смертельную рану копытного животного.

Особо надо сказать об одежде охотника. Неряшливость в одежде ведет к неряшливости в поведении. Плохо выглядит охотник в рваном ватнике или в шуршащей и стесняющей движения кожанке. Хорошей традицией становится, когда большинство охотников носят специальную (единую для всех) одежду, удобную и по сезону маскированную (страны Прибалтики, Финляндия). Во многих странах общества охотников имеют форму, отражающую национальные особенности. Ношение такой формы на охоте создает праздничную атмосферу, повышает дисциплинированность.

Традиционные ритуалы, обычаи, формы организации охоты делают ее интересной и более эмоциональной. Так, во многих странах (Словакия, Чехия, Польша и др.) сразу же после сигнала «конец охоты» производится выкладка добычи. Отстрелянных животных свозят или сносят в определенное место и выкладывают на земле в квадрате, окаймленном хвоей или другой зеленью. Дичь укладывают ровными рядами на правый бок, головами в направлении к тому месту, где стоят егерь и стрелки. Выкладывают ее в соответствии с ценностью – прежде всего крупная дичь (лось, олень, кабан, косуля), затем пушная и пернатая. Каждую десятую особь выдвигают из ряда немного вперед. Это позволяет легко подсчитать добычу. Перешагнуть животное на выкладке – грех, это значит совершить поступок, недостойный охотника.

После сигнала «построение» охотники (стрелки) становятся лицом к выкладке, а за последним рядом – егеря и загонщики. Подается сигнал «внимание», помощники зажигают костры в четырех углах выкладки. Все участники в это время стоят по команде «смирно» и с обнаженными головами – это последняя почесть добытым животным и благодарность охотникам.

После окончания этого традиционного ритуала охотники организуют в подходящем помещении или на природе так называемый «последний круг», где беседуют, вспоминая весь процесс охоты, еще раз поздравляют отличившихся стрелков, отдыхают и перекусывают. Ну это уже как у нас! Говорю об этом, зная суть дела по личному участию на охотах в Финляндии и Польше.

А что еще у нас соблюдается из старинных традиций русской охоты? По-моему, кроме вышеуказанной «финальной части» – ничего. Причем, многие охотники и начало охоты, и конец «отмечают» одинаково – пьянкой, сопровождающейся матом, а иногда и ссорами. И это превращается в самую отвратительную «традицию».

Другая, не менее опасная «традиция» охотников – беспорядочная стрельба по бутылкам, шапкам; стрельба на запредельные дистанции по летящим на 200-метровой высоте стаям птиц, стрельба просто так (салют) в воздух на открытии и закрытии охоты, когда «охотники», хвастаясь своими новыми иностранными полуавтоматами и самозарядными карабинами, «палят в белый свет, как в копеечку».

Разумеется, в такой обстановке не соблюдаются элементарные нормы безопасности; ежегодно количество убитых и раненых охотников в России не сокращается.

Что дальше? Как возродить хорошие традиции и обычаи нашей охоты?

По правде сказать, я не вижу в ближайшем будущем установления какого-либо порядка в этом вопросе, как и во всей общественной жизни нашей страны, где растоптаны все моральные устои и властвует дух жульничества, стяжательства и неравенства и, самое главное, совесть и правда повсеместно стали изгоями, а ложь, обман, грубая сила – повседневными явлениями, с которыми никто не борется.

Особенности национальной охоты — приметы, традиции, верования

Как выйти на охоту правильно? Какие особенности национальной охоты в летний период вы знаете? А что нужно сделать со зверем зимой? Вы слышали, что встретить перед охотой священника – не к добру? И где искать кладезь охотничьей мудрости? Ответы на все эти вопросы – в опыте наших предков. Русичи всегда знали – как правильно заманивать, убивать и готовить дичь! Итак, погружаемся в пучину вековых традиций.

Охотиться славяне начали, еще, когда были язычниками. Православная вера, кстати, эту сферу деятельности никак не регламентирует. А вот во времена верований в идолов – правила были – да еще какие!

Особенности национальной охоты зафиксировала «Лесная правда». В древности «правдой» называли «закон». Не соблюдать закон – значит жить не по правде. Так в чем правда, брат-охотник?

Читайте также:  Сколько ножей нужно охотнику

• Идешь в лес за животными, или даже просто – рыбачить – оставь подношения! Природу язычники наделяли душой, а её нужно «умаслить», чтобы охота спорилась, и добыча вкусная прямо в руки шла.

Национальная охота – только по необходимости! Иными словами, зверей убивали лишь ради пропитания, редко – чтобы продать. Кстати, в древности у славян действовал аналог исламского принципа «халяль». Животное необходимо было убивать быстро, и не доставлять ему особых мучений.

• Некоторые особенности охоты были уж совсем странные! Не поверите, животных «поминали». Оставляли на месте удачной охоты – немного хлеба и кусочек мяса убитого зверя. Если охотник пренебрег традициями – жди беды!

• Да и вообще, относились к добыче – очень уважительно. Даже называли иначе. Лиса и волк – Кум и Кума, заяц – Косой, медведь – Хозяин леса! Кстати, лиса оставляет «нарыск», заяц – «малик», и только после волка остаётся привычный в современном понимании «след».

Бабка или священник перед охотой – чего ждать?

Любители ловить дичь на Руси – люди очень суеверные! Национальная охота оставила множество верований и примет. Вот самые интересные:

• Все орудия – хоть нож, хоть стрелы мазали кровью добычи. Зрелище было то еще! Так язычники притягивали удачу! Сейчас такая традиция не сохранилась – уж больно трудна в современном исполнении.

• Встретил женщину с полными вёдрами – готовься к хорошей добыче!

• А вот если на пути попался священник – жди беды! Эта примета сохранилась с глубокой древности и до сих пор. Национальная охота же уходит корнями в язычество! А православие те традиции категорически отвергает. Получается коллизия. Соблюдаешь верования – казнят и отберут все имущество. Не соблюдать – значит жить не по правде. Как видите, в древние времена такая традиция имела под собой рациональную основу. Сейчас священник охотникам ничем не угрожает, но в примету верят до сих пор!

Кому на Руси охотиться хорошо?

Охота и Россия – почти синонимы! Зимняя и летняя национальная охота – любимая забава древнерусских владельцев. Их земли располагались в местах, наиболее пригодных для ловли диких зверей и птиц. Во-первых, это давало приличный доход – шкуры диких зверей, например, дорого продавали.

Кроме того, Иван Калита, Владимир Мономах, Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Мудрый – все эти русских правители «обкатывали» свои воинские навыки именно на охоте.

А некоторые князья-охотники настолько увлекались захватывающим и прибыльным делом, что бросали управление своими угодьями – в реальность их возвращал только «нагоняй» от князя-батюшки.

Очень интересны особенности летней охоты на Руси. Тогда существовали специальные «перевесы» — это аналоги рыболовных сетей, только для диких уток. Их натягивали над крупными реками слуги княгини Ольги.

Не уступают и особенности зимней охоты. Делилась она на 2 категории – птичью и псовую. До наших дней только «псовая» дошла – когда добычу гонит и приносит борзая собака. Поэтому и взятки брали «борзыми щенками».

Другой вид национальной охоты – менее распространённый. Птичий. За добычей отпускали благородных ястребов, соколов – правда ловили они в основном птиц или мелкую дичь.

Особенности императорской охоты

Национальная охота сохранилась и в царской Руси! Иван Грозный использовал древнюю забаву в качестве «кровавого зрелища». Петр Второй правил недолго, да и всё это время, в основном охотился.

Царская охота отличалась невероятной помпезностью – это был целый ритуал! Выходили на богато убранных конях, роскошное обмундирование прилагалось и пернатным с хвостатыми, с помощью которых охотились.

А еще в царской России появились «охотничьи» профессии – ловчий, псовик. Появились егейместеры – в нашем понимании «егери». Эта «должность» была заимствована кем-то из царей из западной практики.

Как в кино – фильм Особенности национальной охоты

Есть мнение, что фильм Особенности национальной охоты — лучшее, что случалось с российским кинематографом. Что ж, о художественной ценности не нам судить.

Особенности национальной охоты — кино скорее не про традиции, а про русский дух. Эта история о том, как один финский парень мечтал о настоящей русской охоте (как в романе «Война и мир»), а в итоге попал в переплёт из множества историй, баек и курьезов.

Ну и без алкоголя в фильме не обошлось – особенности национальной охоты и в зимний, и в летний период многие видят как «непрерывный запой». Но это, конечно не так. Надеюсь, вы убедились, национальная охота «стоит» на крепких и древних традициях. И дело тут не только в алкоголе!

Еще больше интересного о рыбалке на сайте velesovik.ru

Приглашаем Вас отправиться в удивительный мир рыбалки и охоты в любое время и в любую погоду.

Оцените статью
Adblock
detector