Емеля охотник смысл названия

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Мамин-Сибиряк Дмитрий “Емеля-охотник” Читательский дневник

Мамин-Сибиряк Дмитрий “Емеля-охотник” Читательский дневник

Вступай в наше сообщество Вконтакте и получай больше полезной информации! Домашнее задание на 5+!

Автор: Мамин-Сибиряк Дмитрий

Название: “Емеля-охотник”

Жанр: рассказ

Тема произведения: животные

Число страниц: 10

Главные герои и их характеристика

  1. Емеля. Старый охотник. Опытный и добрый.
  2. Гриша, внук Емели. Маленький и больной мальчик.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Старый Емеля три дня бродит по лесу, чтобы поймать для больного внука олененка. Но увидев, как мать-олениха защищает своего ребенка, Емеля жалеет зверей и возвращается домой без олененка.

Сюжет — краткое содержание

  1. Мать Гриши погибла, защищая сына от волков, а отец умер еще три года назад.
  2. Сам Гриша заболел, и заботится о нем его старый дед Емеля, знаменитый охотник.
  3. Гриша просит деда поймать ему олененка, и старик отправляется в лес на охоту.
  4. Он долго выслеживает оленя, а когда наконец видит олениху с олененком, не стреляет.
  5. Емеля вспоминает, как мать Гриши точно также закрывала сына от волков, и свистом прогоняет оленей.
  6. Он возвращается домой, и Гриша радостно смеется, слушая рассказы старика о приключении в лесу.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как олениха смело пыталась отвести старика-охотника от олененка. Даже Емеля удивлялся смелости оленихи, а потом не смог выстрелить в олененка.

План произведения для пересказа

  1. Деревня Тычки
  2. Избушка у леса
  3. Просьба Гриши
  4. Лыско и олень
  5. Бесплодные поиски
  6. Храбрость оленихи
  7. Рассказ старика

Главная мысль

Любая мать не пожалеет собственной жизни, только бы спасти собственного ребенка.

Чему учит эта книга

Этот рассказ учит любить природу, любить и беречь животных, никогда не убивать животных напрасно. Учит жалости и состраданию, учит самопожертвованию и самоотверженности.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот рассказ про доброго охотника, который пощадил мать-олениху, потому что та защищала своего олененка совсем как человек. Этот подвиг животного заставил Емелю изменить свое намерение и пощадить животных.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

18.08.2019

Мамин-Сибиряк Д. «Емеля-охотник»

Жанр: рассказ о природе

Главные герои рассказа «Емеля-охотник» и их характеристика

  1. Емеля. 70 лет. Старик-охотник. Опытный, добрый, сентиментальный.
  2. Гришутка. Мальчик 6 лет. Больной, слабый, любит животных.

План пересказа рассказа «Емеля-охотник»

  1. Деревня Тычки
  2. Самый ветхий дом
  3. Емеля и его внук
  4. Болезнь Гришутки
  5. Подвиг матери
  6. На охоту
  7. Промах
  8. Подвиг оленихи
  9. Свист Емели
  10. Глухарь в похлебке
  11. Спокойный сон

Кратчайшее содержание рассказа «Емеля-охотник» для читательского дневника в 6 предложений

  1. В глухой деревне Тычки жили старик Емеля и его больной внук Гришутка.
  2. Мать Гришутки погибла, защищая сына от волков.
  3. Гришутка попросил олененка и Емеля пошел на охоту.
  4. Он промахнулся в большого оленя, но выследил самку с детенышем.
  5. Олениха бесстрашно уводила Емелю, и тот пощадил ее олененка, вспомнив подвиг матери Гришутки.
  6. Емеля рассказал внуку, как отпустил олененка, и они уснули счастливые.

Главная мысль рассказа «Емеля-охотник»
Любая мать готова пожертвовать собой ради своего ребенка.

Чему учит рассказ «Емеля-охотник»
Рассказ учит любить природу и никогда не убивать зверей понапрасну. Учит доброте и самоотверженности, учит ценить свою и чужую жизни. Учит тому, что сделанное доброе дело приносит счастье.

Отзыв на рассказ «Емеля-охотник»
Это очень хороший и добрый рассказ о том, как старик охотник пощадил олененка, которого самоотверженно защищала мать. Это добрый поступок, и потому его внук Гришутка обязательно выздоровеет.

Читайте также:  Бюджетные дальномеры для охоты

Пословицы к рассказу «Емеля-охотник»
Ради ребенка мать готова себя продать.
Материнская молитва со дна моря достает.
Возле родной матери хорошо дитятке.
Вещь хороша новая, а охотник старый.
Умей охотиться, умей и о дичи заботиться.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Емеля-охотник»

На севере Уральских гор находится деревня Тычки, в которой всего одиннадцать домов. В самом крайнем жили старый охотник Емеля и его внук Гришутка.
Изба Емели была старой, вросшей в землю, возле нее не было ни ворот, ни забора. Только старый пес Лыско лаял из-под крыльца.
Однажды Гришутка попросил у деда теленочка оленя, и Емеля обещал достать. Гришутка простудился весной и все не мог выздороветь, хоть дед его поил, лечил, и носил в баню.
Самому Емеле было семьдесят лет и он бы ушел на покой, но оказался у него внучек, за которым нужен был уход. Отец Гришутки погиб три года назад, а мать загрызли волки, когда она своим телом до последнего закрывала от хищников сына.

В конце июня Емеля взял кремниевое ружье, Лыско, и отправился на охоту. За Гришуткой должна была приглядеть бабка Меланья.
В лесу в эту пору было хорошо и Емеля начал охотиться. Но уже начало темнеть, когда Лыско заметил оленя, здорового рогатого красавца. Собака легла, а Емеля выстрелил. Но он промахнулся и Лыско, не евший три дня, взвыл от разочарования. Ему перепала лишь сухая корка.

Три дня Емеля безрезультатно бродил по лесу и лишь на четвертый напал на след оленихи с теленком.
Красивая самка стояла неподвижно, смотря на подкрадывающегося охотника, и Емеля понял, что она отводит его от теленка. Едва охотник приближался, как олениха отбегала немного и снова ждала охотника. Емеля не спешил, он был уверен в своих силах.
Вдруг Лыско ткнулся ему в ногу, и старик совсем рядом увидел желтенького теленка. Он поднял ружья и вдруг вспомнил, с каким упорством и с какой храбростью пыталась спасти теленка мать. Припомнил Емеля и как защищала Гришутку его мать.
Он опустил ружье и свистнул. Олененок умчался прочь.
Емеля вернулся домой и рассказал внуку, как встретил олененка, как его защищала мать-олениха, и как он свистнул, чтобы детеныш убежал. Он принес Гришутке глухаря, сварил похлебку и мальчик с удовольствием поел.
Во сне Гришутка видел маленького желтенького олененка, а Емеля просто улыбался.

Гуманное отношение человека к природе. Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Емеля – охотник», 1884. Образ охотника

Тема урока. Гуманное отношение человека к природе.

Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Емеля – охотник», 1884.

Цель урока : чтение и художественный анализ содержания текста.

Образовательная: научить анализировать содержание рассказа, композицию произведения, характеры и поступки героев; формировать умение выражать свои чувства, отношение к происходящему.

Развивающая: развивать речь обучающихся, мышление, умение обосновывать своё мнение и работать с текстом, умение видеть красоту слова.

Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, экологическую культуру, интерес к чтению, культуру речи.

Тип урока. Урок, обучающий читательской деятельности (чтение и художественный анализ содержания текста).

Методы ведения урока: словесные; литературно – художественный анализ текста.

Оборудование: тексты для индивидуального пользования, портрет писателя, иллюстрации к тексту и рисунки учащихся, выставка книг по теме, компьютер, проектор.

Актуализация знаний. Вступительное слово учителя. Ребята, вы прочитали рассказ, который написал великий мастер слова.

На экране портрет писателя. Общие сведения о писателе:

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк — известный русский писатель,

мастер слова, автор книг о людях и природе Сибири и Урала.

Педагог по образованию. Просветитель по сути, отец по душе, писатель по таланту, охранитель детских душ от зла и насилия; автор, умеющий затронуть детское сердце и возвысить ум, друг и защитник родной природы.

Читайте также:  Для каких охот лабрадор

« Алёнушкины сказки», «Серая шейка», «Емеля – охотник», «Зимовье на Студёной», «Приёмыш», «Богач и Ерёмка», « Вертел»…

Писатель рассказывает нам о жизни людей, которые его окружали, о природе. Природа и люди – это неразделимо, это едино. Природа без человека обойдётся, а человек вне природы не проживёт. Вы согласны со мной? А ваше мнение? (Ребята высказывают своё мнение). Учитель. Да, Д. Н. Мамин – Сибиряк, как отец, охраняет детские души от зла и насилия, ненавязчиво учит ребёнка быть другом и защитником родной природы. Героев своих рассказов он не выдумал, а видел в жизни, общался с ними.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока.

Учитель. — Посмотрите на доску. Вдумайтесь в слова: Природа и человек. Отношение человека к природе.

– Работая с текстом, мы должны раскрыть образ охотника, выяснить, что это за человек, как он живёт, где он живёт, с кем общается, что и кто его окружает, какая у него душа, чему он может нас научить.

— Мы сейчас будем читать, рассуждать, думать, слушать друг друга, учиться высказывать своё мнение.

4. Проверка домашнего задания ( срез).

– С каким произведением познакомились?

– Кто автор рассказа?

– Назовите действующих лиц, героев рассказа.

— Каким охотником был Емеля?

– За кого вы волновались, когда читали рассказ? Почему?

– Что вам запомнилось больше всего? Что произвело на вас впечатление?

Выборочное чтение текста. – Ребята, а сейчас нужно прочитать отрывок, который взволновал вашу душу. Покажите, как вы умеете красиво, правильно, выразительно читать. ( Читают несколько человек, техника чтения у всех детей в классе – не менее 100 слов в минуту). Задача: выяснить, на что обратили внимание учащиеся, что их взволновало.

Чтение в лицах (по ролям). Отрывок: разговор деда с внуком после возвращения старика с охоты (Емеля, Гришук, автор). Задача: выяснить, как с помощью интонации ребята покажут своё отношение к героям.

Слово учителя . – Молодцы! Общее впечатление от прочитанного рассказа вы высказали. Мы продолжаем работу.

Работа с текстом. Решение цели и задач урока.

На экране список произведений: Назовите автора (Д.Н.Мамин – Сибиряк): «Серая шейка»,«Богач и Ерёмка», « Приёмыш» , «Емеля – охотник»;

Н.А.Некрасов. «Дед Мазай и зайцы».

Г.Х.Андерсен. «Пятеро из одного стручка». — Все эти произведения вам знакомы. — Какой вопрос, какая проблема рассматривается в этих произведениях?

Высказывания учащихся: герои хотят жить и должны жить. Учитель. Да, во все времена люди, собираясь вместе, говорят о жизни, придумывают законы, по которым надо жить. Следовательно, проблема нашего урока — это разговор о жизни, и никуда от этого не уйти. Давайте продолжим разговор, порассуждаем, послушаем друг друга, постараемся услышать.

-Как в рассказе «Емеля – охотник» решается эта проблема?

2) Беседа (блиц – опрос). — Объясните смысл названия рассказа Д. Н. Мамина – Сибиряка. — Кем были жители деревни? – Какие чувства возникли у вас при чтении? Как они менялись? (Красивая, богатая природа Сибири, ужасная бедность). — Только ли Емеля жил плохо? – Почему Емеля не выполнил просьбу больного внука? Прав ли он? ( Он охотник, отличный стрелок, живёт всю жизнь среди охотников, он часто убивал животных). — Почему Гришутка не обиделся на деда, а понял его поступок ? И ведь дед был уверен, что внук его поймёт.

— Почему, рассказывая о Емеле, о том, как он преследует оленя, автор вводит картины природы? (Красота и богатство окружающего мира, природа дают человеку всё, что ему надо; без неё он пропадёт. Природа воспитывает человека, учит людей брать у природы только необходимое.

— Ваше мнение о поведении оленихи – матери. — Что знаете о матери Гришутки?

Читайте также:  Хорхордин подводная охота справочник

— Какое желание возникло у вас при чтении? Хотели ли вы, чтобы Емеля нашёл и убил оленя?

3) Идея. Что хотел сказать автор, написав рассказ? Вывод . Главная мысль рассказа . Д. Н. Мамин – Сибиряк хотел сказать, что жизнь – самое дорогое и у человека, и у животного. Мать спасла Гришутку ценой своей жизни, теперь спасает и выхаживает его дед. Мать – олениха спасает своего детёныша. И человек, и животное – это дети природы. На доске — изображение ОЛЕНЁНКА, стих:

Среди кустов зелёных,

У речки серебристой,

Гуляет оленёнок – телёночек пятнистый.

Он ходит по опушке

В лесной своей сторонке,

И у него веснушки –

Совсем как у девчонки. П. Комаров.

Чтобы произведение было интересное, автор думает, как построить свой рассказ, как изложить всё . Он продумывает композицию (построение).

Как вы озаглавили части рассказа? Цитатный план.

Первая часть. Ишь чего захотел: телёночка.

Вторая часть. Емеля собрался на охоту.

Третья часть. Пожалел малого зверя…матку (?) пожалел.

А теперь давайте разделим текст по другому принципу. Перед вами трудные литературные понятия, но их нужно знать, вы с ними уже работали. На экране: ( повторяем знание терминов)

Композиция (построение рассказа).

Экспозиция (это введение в рассказ; указание, где и когда происходит действие).

Завязка (начало развития действия).

Кульминация (самое напряжённое действие, заставляет переживать, волноваться).

Развязка ( завершение всех действий в рассказе)

В результате – примерный ответ:

Экспозиция (это введение в рассказ; указание, где и когда происходит действие). События происходят в маленькой деревне Тычки. Она окружена лесами и непроходимыми болотами. Здесь живут охотники; наш герой Емеля с внуком.

Завязка (начало развития действия). Весной заболел внук, дед не мог ему помочь. Емеля – охотник решил добыть телёночка для Гришутки. Три дня старик плутал в лесу, пока не встретил олениху с оленёнком.

Кульминация (самое напряжённое действие, заставляет переживать, волноваться). Охотник долго гонял животное, понимая, что где – то рядом то, что ему нужно – телёночек. Старик прицелился в голову. Ещё мгновение — и оленёнок покатится по траве. Емеля увидел ещё раз лосиху, которая не уходила. Вспомнил мать Гришутки и не стал стрелять.

Развязка ( завершение всех действий в рассказе). Емеля вернулся домой и всё рассказал внуку, который понял старика. Мальчик был рад, что его дед добрый.

5. Творческие задания. Каждый человек должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами другого человека.

1) Представьте себя на месте Емели, Гришутки, оленихи. Как бы вы поступили?- Высказывания детей.

2) Работа по группам.

Придумать лекарство для Гришутки.

Ты художник. Какие картинки нарисовал бы?

Какие бы законы ты придумал? По этим законам должен жить человек в природе.

— Каким человеком вырастет Гришутка?

— Что вы узнали для себя нового?

— А как бы вы закончили рассказ?

6. Обобщение. Какой герой вам больше всего понравился?

Какое слово главное в рассказе? (доброта )

Вывод . Мы сейчас поняли, что самое дорогое – это жизнь: у больших – большая, у маленьких – маленькая, но у каждого она одна.

На экране – радуга.

Такая разная, разноцветная, из тёмных и светлых полос; жизнь человека, животного, птицы, растения. Мы должны её беречь. Красота и богатство окружающего мира, природа дают человеку всё, что ему нужно. Без природы человек пропадёт. Она воспитывает человека: погубишь, потом ничего не получишь. Она учит брать только необходимое.

На экране. Любовь к живому сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится жизнь. Доброта и любовь спасут мир. Спасибо. Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюра. Я напишу письмо Емеле.

Оцените статью
Adblock
detector