Выбор картплоттера
Сегодня хотелось бы начать тему, которая интересует, наверное, любого человека, который оказался на воде на своем плавсредстве, будь то маленькая или большая лодка. Мы поговорим картплоттерах в навигации, о ее электронном сегменте, о новинках, о ее возможностях, о том, а нужна ли она нынче, чем ее можно заменить, что она из себя представляет, сколько стоит, как ей пользоваться и что она может.
Вопросов много. Начнем с самого главного, а нужна ли она – эта самая навигация? Возможно и не стоит тратить сотни евро на дорогие девайсы, их подключение, изучение? Допустим вы ходите по известным курсам, все вам знакомо и совершенно нет необходимости покупать такие приборы.
Тем более, учитывая современные девайсы, будь то планшеты или смартфоны, которые теперь плотно существуют с нами, имеют скоростные характеристики в разы серьезнее, чем практически любой картплоттер. Ну что нынче за разрешение 800х480, кого удивишь сейчас этим? Экраны 4-5-7 дюймов стоят от 20 до 60 тысяч рублей – подумайте сами какой можно купить планшет за эти деньги? А цены приборов с экранами от 9 дюймов просто за гранью понимания.
Мало того, если вы занимаетесь рыбной ловлей, то для того чтобы повысить “рыболовную удачу” современные картплоттеры, как правило оснащены мощными рыбопоисковыми системами, при подключении к ним датчиков структуры дна, бокового обзора, трехмерного изображения.
Но не стоит забывать и о тех, кто использует лодку, как кемпер, дом на воде, как возможность перемещаться на ней на расстояния. И как следствие из этого, возникает необходимость использования навигации на воде, то есть современной электроники. Что же круг замкнулся?
Современные цены на навигацию весьма высоки и купить даже самый простой прибор выльется в хорошую сумму, не говоря уже о дальнейшей покупке карт того или иного производителя, а по сему надо четко представлять для каких целей будет использоваться прибор.
Нынешние картплоттеры это скорее уже многофункциональные дисплеи, к которым можно подключить при необходимости различные вспомогательные устройства по средствам сети NMEA2000, например, тот же датчик эхолота, датчик структуры дна и бокового обзора, датчик впередсмотрящего эхолота, снять показания температуры охлаждающей жидкости, моторного масла, забортной воды, оборотов двигателя. Также есть возможность мониторинга и анализа таких данных, как расход топлива в единицу времени, средний расход, экономичный расход, причем это уже прямая выгода – экономия личных средств при переходе. Есть возможность подключить систему управления топливными танками, контролировать запасы и фактический остаток топлива, кстати, по опыту замечу, весьма удобная штука. При наличии морской радиостанции с функцией AIS, можно объединить картплоттер в единую сеть и видеть другие суда вокруг. В одной системе есть возможность соединить и дублирующие приборы, автопилот, а также радар.
Показания приборов на эколоте
Кстати, замечу, что все эти данные и саму карту акватории можно увидеть и на своем смартфоне, планшете, при подключении их по беспроводной сети к вашей системе. Естественно у многих путешественников, капитанов, кстати и диванных тоже, круизеров активно встает вопрос о необходимости покупки всего набора дорогих девайсов, если имея в кармане обычный смартфон или планшет под управлением iOs или Android можно обладать настоящим картплоттером с уникальными функциями!
Мало того, при современных технологиях, ваш смартфон или планшет, который, к слову, может иметь диагональ гораздо больше, имеющегося на борту, картплоттера, становится настоящим помощником на борту.
Для начала стоит определиться с так называемым Техническим заданием на покупку такого прибора. Как правило на цену влияет диагональ экрана прибора. Знаю, что некоторые практикуют покупку картплоттера с маленькой диагональю экрана, например, 5 дюймов, далее по беспроводной сети выводят картинку на планшет с диагональю, куда большей, нежели экран картплоттера.
Вот мое видео на эту тему, давайте разберемся вместе:
Ящик с картами: выбираем картплоттер для прогулочной яхты
Сетевые устройства MailASail: всегда на связи
Италия + Голландия = Vanadis
Картплоттеры уже давно вышли за рамки сугубо картографических приборов: благодаря стандарту NMEA 2000 сложность их сопряжения с другими устройствами осталась в прошлом.
Современные картплоттеры — это интегрирующие устройства для отображения данных, полученных от различных бортовых приборов. Они также известны как многофункциональные дисплеи (МФД) и в зависимости от типа судна, региона плавания и задач имеют разные наборы функций.
Теперь, выбирая МФД для прогулочной яхты, уже нет смысла искать модели с поддержкой морально устаревших интерфейсов вроде NMEA 0183, если только речь не идет о рефите, где нужно сохранить часть старого оборудования. В целом NMEA 2000 позволяет знакомому с базовыми принципами пользователю самостоятельно выстраивать систему из нескольких приборов (наподобие конструктора Lego), при этом сопрягая устройства разных брендов. В базовом исполнении любой картплоттер предоставляет минимальную информацию, необходимую для управления судном, но существуют нюансы, от которых зависит продуктивность и удобство пользования МФД.
Карты
Картографический материал, как правило, хранится в картплоттере на съемном флеш-накопителе (картридже, карте памяти), который не чувствителен к вибрации и обеспечивает высокую скорость чтения. Поскольку международные стандарты отображения электронных навигационных карт S57 и S63, применяемые в коммерческом судоходстве, достаточно скудны, производители карт для прогулочных судов дополняют гидрографические данные разнообразной справочной информацией. Сегодня на этом рынке доминируют компании Navionics и C‑MAP, которые сделали электронные навигационные карты похожими на бумажные, по сути, превратив их в справочники. Это очень удобно, так как, например, «зашитые» в них фотографии помогают судоводителю ориентироваться в незнакомых местах, планировать подходы, швартовки или якорные стоянки. Выбор между картами Navionics и C‑MAP будет зависеть от того, насколько хорошо детализирован район плавания, где находится лодка.
Интерфейс современных моделей Raymarine можно легко переключить на русский язык
При подборе картплоттера важно обратить внимание на скорость прорисовки карты и качество ее отображения. Зачастую прибор с меньшей диагональю экрана, но с более высоким его разрешением и вычислительной мощностью будет гораздо удобнее медленного «телевизора» с зернистым бликующим экраном. Кроме того, важны легкость обновления карт, а также возможность составления собственных карт-планов, записи треков и обмена маршрутами.
Интерфейс и планирование маршрутов
Что касается органов управления, логики и оформления пользовательского интерфейса, то здесь каждый выбирает на свой вкус: одним удобнее сенсорный экран, другим ближе джойстик и кнопки. В целом все современные МФД имеют интуитивный интерфейс и по этому признаку во многом похожи на автомобильные навигаторы. А вот их способности автоматически планировать оптимальный маршрут из точки «А» в точку «Б» различаются.
«На мой взгляд, сегодня в этом плане лидируют картплоттеры с картографией от Navionics, — говорит Алексей Иова, руководитель конструкторского подразделения яхтенного агентства Jonacor Marine. — Их алгоритмы планирования переходов наиболее корректны. Мне не раз приходилось пользоваться этой функцией и планировать маршрут не дома на диване, а в реальной обстановке перед выходом в море. Проверяя результаты, я как штурман понимал, что сам бы проложил маршрут именно так».
Хороший картплоттер прослужит и десять, и пятнадцать лет
Локализация
Выбирая картплоттер, необходимо понимать, что электронные навигационные карты в любом случае не будут отображаться на русском языке, так как используют международный формат. Русификация интерфейса МФД зависит от производителя, и у большинства брендов с этим нет проблем: основные языки уже встроены в систему и меняются, как на смартфонах. Однако до сих пор остаются производители, которые берут ощутимые деньги за русификацию приборов, купленных не у официальных российских дилеров. При этом, даже заплатив за услугу, удаленно русифицировать устройство не получится — его придется доставить в офис. Поэтому, если важна русификация, лучше приобретать прибор в России или выбирать модели тех брендов, где уже есть русский язык.
Обновления ПО и поддержка
Программное обеспечение картплоттера может строиться на проприетарной операционной системе или, как вариант, на глубоко переработанном Android’е. В последнем случае не стоит надеяться на сходство МФД с мобильными гаджетами, хотя некоторые модели даже поддерживают приложения вроде YouTube и Netflix. Однако выбор приложений пока сильно ограничен и не позволит превратить картплоттер в планшет для развлечений. Обновление ПО в современных устройствах, как правило, происходит по воздуху (необходимо подключение к Интернету) или требует предварительной загрузки файлов на отформатированную определенным образом SD-карту.
Если вы планируете однажды выбрать картплоттер и долго им пользоваться, то стоит приобретать модели с длительной поддержкой производителя. МФД морально устаревают в среднем через семь лет, но это не значит, что исправно работающий прибор непременно нужно менять. До сих пор производители картплоттеров (в отличие от производителей смартфонов!) не были замечены в преднамеренном замедлении приборов после обновлений прошивки, заставляющем владельцев купить новую модель.
Хороший картплоттер прослужит и десять, и пятнадцать лет, а чтобы не отставать от прогресса, достаточно обновлять только навигационные приемники GNSS и AIS, так как датчики и алгоритмы нового поколения обеспечат повышенную точность позиционирования.
Использование эхолота вместе с картой облегчает навигацию
На МФД Raymarine можно выводить информацию о работе подвесного мотора
Почти все современные картплоттеры умеют совмещать данные с разных приборов на одном экране
Дополнительные возможности
Если вы планируете использовать яхту в сложных для судоходства районах, то стоит подключить к МФД радиолокационную станцию и дополнительную систему навигации (AIS), однако на небольшом судне это нужно далеко не всем и не везде. А вот добавить к картплоттеру навигационный эхолот крайне полезно. Многие начинающие судоводители не знают, что эхолот, показывающий глубину по вертикальному лучу, служит дополнительным навигационным средством и помогает определить местоположение судна, когда основная система отказала или работает некорректно. Кроме того, эхолот становится незаменимым инструментом при постановке на якорь, и в картплоттере очень полезна функция якорной вахты (anchor watch) с простым и понятным пользователю интерфейсом.
Прочие моменты
Если выбирать МФД для судна с закрытой рубкой, то нет смысла искать приборы с повышенной степенью защиты от влаги. Но картплоттеру на открытой лодке уже необходима защита на уровне IP67 и выше, обрезиненный корпус и устойчивый к царапинам экран, который хорошо выдерживает частое протирание.
Невозможность ночью понизить яркость экрана до комфортной — ахиллесова пята многих картплоттеров. Даже на минимальном уровне экраны дают сильную засветку и быстро утомляют глаза. При этом пользователь не может ничего сделать, и ему приходится просто накрывать экран подручными средствами. В сложных условиях на ответственных участках, да еще когда два дисплея установлены рядом, это компрометирует безопасность, поэтому, если вам предстоит часто ходить на яхте в темное время суток, обратите на подсветку особое внимание.
Под парусом
Для парусных яхт, особенно спортивных, важна возможность вынести дублер навигационной информации на рулевой консоли/пьедестале в зону работы со шкотами и даже на мачту под гиком, чтобы быстро считывать курс судна, направление и скорость ветра. Коннектор NMEA 2000 дает возможность установить сколько угодно репитеров, поэтому каких-то особых дополнительных разъемов для их подключения не требуется. Кроме того, на парусных лодках желательна встроенная в картплоттер функция проверки бодрствования рулевого, которая требует каждый час подтверждать, что он не спит. Кстати, дублеры на подволоке у лобового стекла полезно иметь и на моторных яхтах длиной более 10 м. Это удобно, когда работает авторулевой, а капитан чем-то занят в рубке, но должен время от времени проверять курс и глубину места.
Наиболее продвинутые модели МФД задействуют дополненную реальность
Если на борту есть радар, то данные с него также можно выводить даже на единственный картплоттер
Что выбрать?
«На яхтах длиной 40 футов и более МФД выполняют роль системного интегратора, — поясняет Алексей Иова. — На них завязано управление электросетями и потребителями электричества, мониторинг наполнения танков и работы двигателей, поэтому нет смысла отказываться от готовых решений, которые предлагает верфь. Что касается небольших катеров, которые часто покупают с „голой“ консолью, то, на мой взгляд, стоит обратить внимание на картплоттеры Raymarine, в частности, на линейки Element и Axiom. Эти компактные приборы оптимальны в плане интерфейса, разрешения экрана, картографии и возможности подключения внешних датчиков. В них уже есть встроенный GNSS-приемник, их легко самостоятельно установить на кронштейне, подключить и настроить».
Кто-то может поинтересоваться, есть ли смысл использовать ноутбук вместо картплоттера ради экономии. До появления МФД это был единственный способ пользоваться электронными навигационными картами, но сейчас он потерял актуальность. Если хочется сэкономить на картплоттере, то гораздо удобнее использовать смартфоны и планшеты, которые де-факто уже стали для яхтсменов привычными резервными навигационными приборами. Для навигации в экстремальных условиях можно применять портативные приборы вроде «старичка» Garmin GPSMAP 78 и нового GPSMAP 86, но ни они, ни планшеты, ни ноутбуки не сравнятся с картплоттерами по удобству эксплуатации и возможностям.