- Как закрепить эхолот на лодке ПВХ?
- Как выбирать место установки?
- Важные нюансы выбора места крепления
- Метод заводской, официальный
- Самодельные методы
- На транец
- На корпус
- Выносной способ
- Вопрос — ответ
- Установка эхолота на лодку
- Как установить эхолот на лодку
- Как установить эхолот на лодку из ПВХ
- В окне корпуса
- Внутри корпуса
- На транце
- Как установить эхолот на лодку из алюминия
Как закрепить эхолот на лодке ПВХ?
Мало купить столь полезное устройство как эхолот, его нужно правильно закрепить. А поможет вам в этом наша статья! Мы расскажем, как закрепить эхолот на лодке ПВХ разными способами, вам останется выбрать подходящий и применить его.
Как выбирать место установки?
Спрос на эхолоты растет, количество продаж – тоже. И все больший процент покупателей остается недоволен. Эхолот работает не так, как нужно и не показывает требуемые параметры. И зачастую дело не в самом аппарате (с ним-то как раз чаще всего все благополучно), а в его установке. Несколько неверных решений – и вот уже прибор становится бесполезен.
Как же правильно закрепить эхолот на лодку ПВХ? Нужно соблюсти три основных условия:
- Строго горизонтальное расположение датчика поверхности воды.
- Отсутствие пузырьков под водой возле датчика.
- Трансдьюсер не испытывает даже малейшей вибрации.
Важные нюансы выбора места крепления
Отдельное внимание стоит уделить кавитации или удивительному процессу формирования кавитационных пузырёчков, безобидных лишь на первый взгляд. Появляются они вследствие местного уменьшения давления в воде, например, при наборе скорости или при прохождении акустической интенсивной волны. При этих условиях происходит захлопывание кавитационного пузырька: так излучается ударная волна. Именно кавитация разрушительно действует на поверхность гребных винтов, именно она — враг эхолота!
Датчик эхолота часто крепится на лодочном транце. Нельзя сказать, что это неправильно, но есть один момент: воздушные пузырьки, которые движутся вдоль поверхности дна, значительно рассеивают и поглощают ультразвуковые волны, из-за чего ваш ценный прибор “слепнет”. Проверить это легко: проведите ладошкой руки по низу датчика. Если всё заработало, благополучной работе эхолота противоборствуют те самые маленькие, но очень сильные воздушные пузырьки.
Важно учитывать, что у различных корпусов кавитация отличается. Мало кто может точно определить, где ставить датчик. Специалистов, которые окажут реальную помощь в этом деле, немного, можно попробовать обратиться в мастерские/ремонтные. Есть другой выход: крепить так, чтобы перемещать датчик по высоте. Или сначала делать временное крепление, а после определения лучшего места закрепить “намертво”.
В отношении горизонтального расположения датчика тоже важно помнить, что лодочное положение не всегда одинаково в ходе движения с разным скоростным режимом. Советуем определиться с положением судна при глиссировании и тихом ходу, а прибор монтировать так, чтобы он был максимально горизонтальным в таких положениях.
Теперь рассмотрим, как закрепить эхолот на лодке ПВХ разными методами. Кстати, в отдельной статье мы представили рейтинг классных моделей эхолотов.
Метод заводской, официальный
Способ этот достаточно дорогой, и сейчас вы поймёте, почему. При этом он отличается надёжностью, да и процесс установки и демонтажа датчика на катер не затянется, а для рыбаков дорога каждая минута!
- Струбцина из нержавейки с прослойкой из резины, чтобы выполнить хорошее крепление к жесткой лодочной поверхности.
- Кронштейн или трубка, благодаря которой можно менять глубину, а в продвинутых моделях и поворотный угол.
- Крепёжный узел, чтобы прижать датчик к кронштейну.
Что со всем этим нужно сделать:
- Хорошо прижать струбцину к транцу. Если лодка с мотором, помните, что при маневрировании не должно создаваться никаких проблем. Для этого крепёжное место смещается ближе к борту.
- Надёжно прикрепить датчик к кронштейну и спустить на выбранную глубину.
- Болтом присоединить кронштейн к струбцине.
- Откорректировать глубину и угол.
- Закрепить всю конструкцию.
- Поместить экран прибора на днище или скамейку и отправляться испытывать свою работу!
Помните, что эта конструкция получается достаточно жёсткой. Если наедите на препятствие – транец повредится. Поэтому водите аккуратно.
Самодельные методы
Дешевле всё сделать своими руками. Обычно крепят датчик на транец или днище. Есть в «ассортименте» и более экзотический выносной способ.
На транец
Что нужно иметь:
- Трубу из металлопластика, 1 м в длину.
- Трубку из нержавейки.
- Струбцину (продаётся в строймагазинах). Если нет струбцины, используйте болты и дрель. Через транцевые отверстия закрепляется кронштейн. Конечно, такой вариант не столь удобный, как съёмные держатели, но качество сигнала не должно пострадать.
- Болты с шайбочками, резиновые прокладки, хомуты, шплинт.
- Хомутами и прокладками закрепляем металлическую трубу (около 0,4 м) к струбцине.
- Ставим внутрь металлопластик, низ “расплющиваем”.
- Делаем пару «дырочек”.
- Крепим датчик, используя болты, шайбочки, гайки.
- Крепим датчик, провод запускаем в трубу.
- Ставим струбцину на транец.
- Длину металлопластиковой детали выставляем шплинтом и отверстиями, которые были просверлены.
- На верхний конец крепим экран.
Крепежи должны устанавливаться надёжно!
На корпус
Способ совершенно иной, так как основан на приклеивании:
- Возле киля снять слои на дне (прямо до внешнего).
- Эпоксидным клеем приклеить датчик к поверхности.
- Место выреза, которое осталось, тоже заклеить.
Метод может показать странным, но некоторые рыбаки, особенно те, которые пользуются одной лодкой, его оценят.
Выносной способ
И здесь всё достаточно просто:
- Закрепить трансдьюсер к середине бутылки (поллитровка или литровка из пластика). Крепить лучше изолентой или скотчем.
- Так же закрепить провод датчика на горлышке бутыля.
- Экран поставить на скамейке, подключить провод.
- В бутылку налить воды до тех пор, пока не достигнете нужной глубины погружения датчика.
Это вариант для рыбалки там, где нет заводей или течения.
Рыбаки — это люди с фантазией, поэтому перечисленные методы, как закрепить эхолот на лодке ПВХ, не единственные. Можно попутешествовать на форумах и позаимствовать опыт у других. А у вас есть свой способ? Делитесь в комментариях. И заходите в наш гостеприимный магазин, где продаются отличные надувные лодки!
Вопрос — ответ
Вопрос: Как лучше закрепить эхолот на лодке ПВХ, чтобы не слетел?
Имя: Роман
Ответ: Это можно сделать заводским и самодельным методом. Первый способ отличается высокой надежностью и дороговизной, но конструкция получается жесткой, что опасно, если лодка наезжает на препятствие. Своими руками делать крепление дешевле.
Вопрос: Как правильно установить эхолот на надувную лодку своими руками?
Имя: Иван
Ответ: Все зависит от метода крепления: на транец или корпус судна. Есть и выносной метод. Если эхолот крепится на корпус, используется эпоксидный клей, которым датчик приклеивается к подготовленной поверхности.
Вопрос: Как точно можно закрепить датчик эхолота на лодку ПВХ?
Имя: Иван
Ответ: Нужно следовать трем правилам. Первое — только горизонтальное расположение устройства поверхности воды. Второе — под водой возле датчика не должно быть пузырьков. Третье — устройство не должно испытывать вибраций.
Вопрос: Как надежно установить датчик эхолота на транец надувной лодки?
Имя: Тимофей
Ответ: Нужно закрепить металлическую трубу к струбцине, поставить внутрь металлопластик, закрепить датчик и запустить провод в трубу. Затем поставить струбцину на транец, выставить длину и закрепить экран. Это основные шаги.
Установка эхолота на лодку
С каждым днём растёт количество эхолотов у обладателей разнообразных плавсредств. Вместе с ростом продаж растёт и количество вопросов и жалоб на некорректную работу эхолотов, хотя сами эхолоты в этом, как правило, не виноваты. Эхолот может работать некорректно только в двух случаях: если он не исправен и если его датчик (излучатель) неправильно установлен. Третьего не дано.
Так как вопрос неисправности решается гарантийными обязательствами, то говорить будем о правильности установки датчика (излучателя) на лодку. Особенно это касается быстроходных лодок с мощными двигателями.
КАВИТАЦИЯ
Кавитация (от лат. cavitas — пустота), образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости (гидродинамическая Кавитация), либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения (акустическая Кавитация). Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырёк захлопывается, излучая при этом ударную волну. Кавитация разрушает поверхность гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.
Главный враг эхолота — это кавитация, возникающая при движении. Обычно датчик (излучатель) эхолота крепится на транце лодки и пузырьки воздуха, движущиеся вдоль поверхности днища, очень сильно рассеивают и поглощают ультразвук, в результате чего эхолот «теряет» дно и «слепнет». У разных моделей эхолотов это выражается по-разному: цифры глубины мигают, цифры пропадают, эхолот показывает несуществующие глубины и т. д. В любом случае это неприятно, а виновата в этом только неправильная установка датчика (излучателя). Если такое случилось с Вами, то попробуйте дотянуться до датчика и ладонью провести по его нижней поверхности. Если прибор заработал, то виноваты те самые крошечные пузырьки воздуха.
Дело в том, что разные корпуса дают разную кавитацию, и панацеи здесь нет, есть только специалист, который хорошо понимает, в каком месте лучше ставить датчик( излучатель). К глубокому сожалению таких специалистов единицы и они не в состоянии помочь всем. Выход, однако, можно найти. Можно датчик крепить таким образом, чтобы его можно было перемещать по высоте, а можно перед тем как крепить датчик намертво создать временное крепление и опытным путём установить, где его лучше закрепить. В любом случае необходимо очень серьёзно отнестись к установке датика, ибо переделывать всегда хуже, чем делать заново.
Как правильно установить эхолот на лодку
Кроме места установки, необходимо следить и за его положением в горизонтальной плоскости, т. к. это тоже влияет, как на бесперебойную работу, так и на достоверность выдаваемой информации.
На этом рисунке показано, как крепится датчик «в идеале», но иногда приходится искать более подходящее место или глубину его погружения.
Датчик должен быть строго горизонтален поверхности воды, но не всегда положение всей лодки будет одинаковым при движении с разной скоростью. Следовательно нужно определить положение лодки на тихом ходу и на глиссере, и устанавливать излучатель, чтобы его положение было наиболее близким к горизонтальному в этих положениях.
Cамое плохое положение датчика, кавитация будет создаваться и самим датчиком. Некорректная работа эхолота — гарантирована.
При таком положении датчика данные о глубине будут искажены.
Идеальное положение датчика.
В любом случае, чем глубже будет опущен датчик, тем лучше. Однако, следует учитывать, что при более глубоком положении эхолота, он будет создавать большее сопротивление при передвижении.
На лодках с пластиковыми корпусами датчик можно ставить изнутри лодки, как это показано на рисунке:
При обнаружении некорректной работы эхолота не спешите сразу нести его продавцу. Попытайтесь сначала понять причину. Самый простой способ — остановить лодку, рукой протереть нижнюю поверхность датчика, выключить и снова включить эхолот. В 99% случаев эхолот снова заработает. Затем можно начать движение и отследить момент начала сбоя.
Ничего сложного в этом нет, надо просто уделить установке датчика эхолота больше внимания.
Как установить эхолот на лодку
Прежде чем бежать в магазин, стоит задуматься о том, как установить эхолот на лодку. Выбор способа установки, а, следовательно, и самого прибора зависит, в основном, от материала лодки и формы корпуса. Также нужно понимать будет ли эхолот — особенно, если есть функция флешера — использоваться ещё и зимой, вне лодки.
Собственно, установка эхолота сводится к расположению датчика. Прокладка кабеля от датчика к экрану особых проблем не доставляет.
Как установить эхолот на лодку из ПВХ
Для лодок из ПВХ доступны все три способа установки. Это:
- В окне корпуса.
- Внутри корпуса без окна.
- На транце.
В окне корпуса
Первый способ самый затратный. Требует нарушить корпус, разместить в полученном окне датчик, затем восстановить герметичность корпуса. В 90 % случаев датчик при такой установке будет несъёмным. Поэтому для зимней рыбалки отвинтить его не удастся.
Устанавливать датчик в окне корпуса самостоятельно — большой риск не добиться герметичности и прочности, поэтому лучше доверить эту процедуру профессионалам.
Кроме того, при установке датчика необходимо соблюсти горизонтальность или параллельность поверхности воды. И выбрать место в корпусе не на ребре жёсткости, не на редане. Перед окном не должно быть никаких источников завихрений. При сильной кавитации прибор видеть ни дно, ни рыбу не будет.
Внутри корпуса
Второй способ, в принципе, доступен для самостоятельной реализации. Нужно выбрать эхолот, который позволяет работать через ПВХ-корпус лодки. Затем в корпусе делается несквозная выемка — снимается внутренний слой ПВХ и вспененная прокладка под размер датчика. Далее полученная полость частично заполняется эпоксидной смолой, в которой самим датчиком формуется ложемент. Налили, вдавили, подождали отвердения.
Если принять меры — завернуть датчик в пищевую плёнку и смазать пакет снаружи вазелином — то датчик будет съёмным, можно будет его изымать, например, для зимней рыбалки. Главное, чтобы после установки не было воздушной прослойки между ложементом и датчиком — она будет искажать показания эхолота. Любая лишняя граница сред на пути распространения звуковой волны нежелательна с точки зрения локации.
На транце
Самый универсальный способ крепления — на транце. Если правильно выбрать место — так, чтобы гребной винт не мешал, чтобы перед датчиком никаких источников пузырьков не было — способ самый бюджетный, даже при монтаже стационарного крепления съёмного датчика. Струбцины — штука неудобная, нарушающая как эстетику, так и эргономику лодки. Поэтому выбор в пользу нормального крепления очевиден. Для реализации этого способа не требуются ни специально обученные люди, ни особый инструмент. Линейка, уровень, отвёртка и прямые руки — вот залог успешной установки.
Выбирая место для датчика, найдите зону с минимальным риском. Чтобы не обломить датчик об кранец или стенку, не причаливайте транцем. И помните о том, что датчик должен быть установлен горизонтально, иначе прибор будет показывать дно не под лодкой, а где-то в стороне.
Как установить эхолот на лодку из алюминия
Для металлического корпуса не подходит крепление датчика внутри. А вот установка в окно корпуса и на транец — только в путь.
При работе с алюминием следует помнить об электрохимической коррозии. Выбирая материал и способ крепления держателя датчика, лучше сделать выбор в пользу того же алюминия. Для защиты выбирайте анодированные детали. И, если возможно, анодированный крепёж. В крайнем случае — нержавеющая сталь.
Избегайте контакта алюминия со сплавами, содержащими медь, такими как бронза, латунь.