Прочитайте онлайн GPS: Все, что Вы хотели знать, но боялись спросить | Глава 16. Raymarine DS500x
Глава 16. Raymarine DS500x
Цифровой рыбопоисковый эхолот с цветным экраном и патентованной технологией HDFI (High Definition Fish Imaging Technology).
• Цветной, яркий, хорошо читаемый на Солнце экран, разрешение 320 x 240 пикселей (ВxГ), размер 101 x 75 мм, диагональ 5 дюймов.
• Двухлучевой трансдьюсер — 16°/65°, 200/50 кГц.
• Мощность излучения 500 Вт (средняя), максимальная глубина 600 м.
• Возможность подключения GPS приемника.
• Датчики температуры и скорости встроены в основной датчик.
• Возможность подключения персонального компьютера (ПК) или ноутбука.
• Отличная защита от воздействия воды — стандарт IPX7.
• Особенности всех эхолотов Raymarine серии A.
• Полностью автоматическая цифровая технология HDFI, подстраивающая более 220 параметров эхолота в секунду.
• Отображение текущего угла и размера накрываемого пятна на дне.
• Отображение скорости, температуры воду, напряжения питания, параметров пути.
• Отображение навигационных данных: координаты, азимут, дистанция до точки, SOG, COG, TTG и время (необходимо подключение GPS приемника с данными NMEA 0183).
• Отображение графика изменения температуры.
• Три уровня увеличения изображения — 2x, 3x и 4x, полный и разделенный экраны, автоматическая и ручная регулировка увеличения.
• Патентованный цифровой HDFI ресивер Raymarine.
• Меню на русском языке.
• Подсветка экрана и кнопок для ночной рыбалки.
Цифровой эхолот — первое знакомство
На предложение российской компании МИКСТМАРИН испытать новый эхолот Raymarine DS500X редакция ответила согласием. Во-первых, мы уже упоминали об этой модели в наших репортажах с последних рыболовных выставок, руководствуясь информацией, предоставленной непосредственно на стенде фирмы. Особое внимание я обратил тогда на то, что модель позиционируется как нечто новое в современном эхолотостроении. Звучала даже фраза: «Первый цифровой эхолот». Мне хотелось как следует разобраться в истинном смысле этого словосочетания.
Сыграла свою роль и позиция руководства компании, которое не ставило задачу подготовить статью рекламного характера. Нам было предложено лишь беспристрастно протестировать эхолот в «боевых» условиях и дать свою оценку прибору, рассказав обо всех его достоинствах и возможных недостатках.
Учитывая более чем солидную репутацию английской фирмы RAYMARINE, специализирующейся на производстве высокотехнологичного оборудования для больших и малых судов (приборы навигации и связи, эхолоты, автопилоты и другая судовая электроника), мы с энтузиазмом принялись за дело. Радовал и тот факт, что это имя еще мало знакомо российским рыболовам в отличие, скажем, от HUMMINBIRD, LOWRANCE или BOTTOM LINE.
Составные части эхолота Raymarine DS500X
Итак, передо мной в блестящих глянцем заводских упаковках аккуратной стопкой лежит весь комплект необходимого оборудования: сам эхолот Raymarine DS500X, зарядное устройство для аккумулятора «Сонармини», приспособление для крепления датчика на транце лодки и пластиковая рыболовная коробка для приманок, в которой, по мнению сотрудников фирмы, должны разместиться все составные части эхолота (фото 1). Признаюсь, я умышленно отказался от их любезного предложения собрать всю конструкцию заранее — хотелось самому вникнуть в процесс, поставив себя на место покупателя этой техники.
Начинаю монтаж оборудования. Эхолот допускает 2 варианта установки: при помощи кронштейна в любом удобном месте и стационарно в панели приборов катера.
С первого взгляда видно, что вся продукция фирмы «заточена» под стационарную установку на достаточно большом рыболовном судне: длина кабеля от датчика, например, — целых 8 м. Да и сам датчик комплектуется набором так называемых проставок разной толщины, позволяющих стационарно закрепить его на стандартном транце (угол наклона которого составляет около 13° от вертикали), транце водометного катера (здесь угол наклона обычно 3°) и, наконец, на транце небольшого алюминиевого или пластикового катера (угол наклона 20°). Эти проставки пришлось убрать в дальний ящик до лучших времен, когда придется рыбачить на большом рыболовном катере, а сейчас я планирую собрать портативный вариант комплекта, который можно будет легко устанавливать на любую моторную или даже весельную лодку.
В упаковке эхолота обнаруживаю подробную инструкцию. Стандартный кабель рассчитан на питание от бортовой 12-вольтовой сети рыболовного судна, но в наборе имеются приспособления для соединения с переносной аккумуляторной батареей, которая тоже идет в комплекте (фото 2).
Приспособления для соединения с переносной аккумуляторной батареей
Из всего жгута проводов, позволяющих, помимо прочего, подключать к нашему эхолоту по каналу NMEA 0183 различные устройства (в первую очередь современные GPS-антенны), мне понадобится только два провода питания: черный и красный.
Специальные герметичные клипсы обеспечивают надежное соединение и позволяют обойтись без кусачек и не слишком надежных «скруток» проводов (фото 3). Остается лишь обмотать место стыка изолентой — и можно включать устройство.
Специальные герметичные клипсы обеспечивают надежное соединение
Теперь пару слов о креплении датчика. В отличие от большинства аналогов датчик эхолота Raymarine DS500X с функцией определения скорости судна имеет нестандартное посадочное место, попросту говоря — он слишком широкий. Пришлось проявить смекалку, чтобы можно было безо всяких дополнительных приспособлений надежно закрепить датчик на кронштейне при помощи входящего в комплект винта с барашком (фото 4).
Крепление датчика на кронштейне
Теперь угол наклона датчика можно будет регулировать, но — прилагая достаточное усилие, а значит, его не вывернет потоком на большой скорости. Впрочем, как мне пояснили в компании МИКСТМАРИН, в ближайшее время в продаже должны появиться универсальные кронштейны, предназначенные для крепления, в том числе и таких датчиков. Но мой вариант тоже вышел совсем неплохим и вполне надежным. Признаться, за многие годы работы в журнале «Рыболов-Elite» мне довелось пользоваться разными моделями эхолотов, и у всех был один недостаток — проблемы с транспортировкой: либо приходилось накручивать провод от датчика на экран эхолота или бокс для аккумулятора, либо отсоединять датчик и транспортировать отдельно, рискуя потерять или повредить его при переездах. То же самое касается и зарядного устройства — были случаи, когда эхолот с севшим аккумулятором и без зарядки оказывался совершенно бесполезным багажом в дальней поездке.
Словом, я сразу решил, что надо таким образом скомпоновать все части устройства внутри выданной мне рыболовной коробки размером 40x20x20 см, чтобы там помещались в транспортировочном положении и датчик с 10-метровым проводом, и кронштейн, и даже зарядное устройство. В конце концов я справился и с этой задачей.
Итак, экран установлен на фирменном держателе, который, в свою очередь, прикреплен при помощи трех винтов к днищу рыболовной коробки. С противоположной стороны я разместил аккумулятор, ширина которого соответствует ширине коробки. Оставшегося места как раз хватает, чтобы положить в нее датчик с кабелем, свернутым в бухту, кронштейн датчика и зарядное устройство (фото 5). Правда, чтобы кронштейн поместился, пришлось слегка подпилить его ножовкой по металлу — убрать бесполезные проушины в нижней части (фото 6).
В итоге эхолот Raymarine DS500X в транспортном положении, с аккумулятором и всем дополнительным оборудованием, представляет собой небольшую пластиковую коробку весом 6,5 кг. Можно приступать к испытаниям.
ЦИспытания
Полигоном для наших экспериментов была выбрана акватория гостеприимной нижневолжской базы «Дельта». Просторы и перепады глубин — где, как не здесь, испытывать в деле подобную технику?
Перед первым выходом на воду пришлось сделать единственную небольшую доработку: вырезать ножом отверстие под кабель датчика в передней боковой стенке коробки (фото 7).
Oтверстие под кабель датчика
Теперь, закрепив датчик на кронштейне и пропустив кабель в это отверстие, не потребуется всякий раз полностью разбирать всю конструкцию. После рыбалки просто снимаем кронштейн с транца лодки, наматываем кабель датчика на рыболовную коробку и берем ее в руку (фото 8), а вторая рука остается свободной, скажем, для улова.
С вечера поставив на зарядку аккумулятор, берусь за подготовку снастей — предстоит ловля судака на «дорожку». Те, кто увлекается троллингом, знают, что здесь без надежного эхолота не обойтись.
Утром, погрузив снасти в металлическую «Казанку», сразу закрепляю эхолот на транце: я решил, что не буду отключать его сегодня, пусть работает на износ — заодно посмотрим, каков ресурс штатной батареи.
Включаю прибор нажатием кнопки Power. Стоит особо отметить, что управлять прибором довольно просто. Имеется всего пять кнопок управления, удобное и понятное меню позволило легко его освоить, избежав нудного изучения инструкции пользователя. Я оценил это еще накануне, когда установил на эхолоте метрическую систему измерений. И теперь не требуется каждый раз после запуска переводить показания прибора из футов в привычные метры, что несколько утомляло на многих других аппаратах прошлых лет.
Отчаливаю. Прибор начинает отсчитывать скорость движения судна. Эта функция еще пригодится мне позже, когда я буду подбирать оптимальную скорость для троллинга по течению и против.
Десятисильный мотор уверенно разгоняет небольшую лодку. На экране эхолота мелькают значения: 10, 20, 25 км/ч. На скорости 30 км/ч сигнал от датчика внезапно пропадает. Такое случалось на всех без исключения моделях, с которыми мне доводилось работать раньше, — датчик не успевает принять отраженный сигнал. Но в этой модели заявлена повышенная частота импульсов («пингов») с возможностью ручной установки значений от 1 до 30 импульсов в секунду. Минимальные значения могут пригодиться для подледной ловли, когда датчик опущен в лунку, я же пользуюсь автоматической установкой с максимальной частотой. Тем не менее на полной скорости и этот эхолот, увы, не показывает чудес — так же теряет дно, как и все другие известные мне модели.
Понимаю, что здесь многое зависит от правильности установки датчика. Во-первых, он должен быть расположен чуть ниже днища с таким расчетом, чтобы даже на полном ходу оставаться под водой, не попадая в зону турбулентности, и уж тем более не оказываться над водой, хотя его способность выныривать из воды на высокой скорости судна можно использовать и в своих интересах.
Я в свое время много экспериментировал с положением датчика эхолота на транце и пришел к выводу, что по-скольку на полном ходу прибор в любом случае не успевает ловить сигнал от дна, нет смысла ставить датчик слишком глубоко. Достаточно опустить его в воду ровно настолько, чтобы при нормальной скорости троллинга он находился у самой поверхности, но четко показывал дно.
А вот во время перехода к месту ловли, когда моторная лодка идет на полной скорости и выходит на глиссирование датчик должен оказаться над поверхностью, и тогда уже не придется беспокоиться за надежность крепления кронштейна и бояться потерять датчик. Кроме того, подобное решение позволяет рыболову сохранить сухой спину и то, что пониже, — слишком низко опущенный за корму кронштейн эхолота поднимает на полном ходу фонтан брызг.
Но в этот раз я умышленно попробовал ставить датчик поглубже, и все равно сигнал рано или поздно терялся. Тогда я попытался слегка поменять угол наклона датчика, благо придуманная мною система его крепления к кронштейну позволяла это сделать. Суть в том, что нижняя плоскость излучателя должна быть либо строго параллельна поверхности воды, либо быть развернута слегка (буквально на несколько градусов) вперед, по направлению движения. В этом случае аппарат посылает импульсы как бы с упреждением и должен успеть принять обратный сигнал, отраженный от дна.
Все эти манипуляции лишь немного улучшили ситуацию — сигнал на большой скорости по-прежнему не был устойчив. Эксперименты с режимами усиления (их всего 4: «рыбалка», «троллинг», «крейсирование» и «ручной») лишь частично помогли решить проблему. В режиме крейсирования сигнал держался дольше, но все равно пропадал. Признаться, я не считаю функцию измерения максимальной скорости движения судна такой уж необходимой (на этот случайnсуществуют, к примеру, GPS-навигаторы), а потому решил на этом успокоиться и перейти к дальнейшим экспериментам. Ну а для тех, кто желает ласкать глаз запредельными показаниям скорости собственного судна на полном ходу, есть простой выход: можно приобрести специальный бронзовый датчик, который стационарно устанавливается в днище судна.
Протока, по которой я выходил на Волгу, осенью 2006 года сильно обмелела. Увы, не все мели видны невооруженным глазом, и хотя на базе мне были даны примерные инструкции, как удержаться на фарватере, я все же решил, пользуясь случаем, привлечь к решению проблемы умную технику.
На малой скорости эхолот отлично информирует о глубине, позволяя нащупать безопасный путь. Кстати, здесь предусмотрена одна функция, которая показалась мне любопытной: при выходе на мель прибор бегущими стрелочками показывает, в каком направлении следует искать глубину. Конечно, если подводный рельеф чересчур сложен, ему недолго и запутаться, но если идешь по узкому фарватеру, с обеих сторон ограниченному отмелями, избежать проблем сможет даже ребенок.
Мне эта функция еще и сослужила добрую службу, помогла в ситуации, которая произошла спустя несколько дней рыбалки, но об этом чуть позже.
Без проблем миновав сложный участок (спасибо электронному помощнику) и выйдя на волжские просторы, я, наконец, получил возможность оценить основные эксплуатационные характеристики прибора.
Мне еще дома понравился его 5-дюймовый цветной экран с разрешением 320×240 пикселей. Конечно, цветной экран уже перестал быть редкостью, и ведущие производители современных эхолотов обязательно имеют в своем ассортиментном ряду несколько подобных моделей. Но четкость картинки у Raymarine DS500X выше всяких похвал. 256-цветный монитор позволяет уверенно считывать подводную информацию, поскольку разные по силе сигналы передаются разными цветами из палитры, и чем сильнее сигнал, тем более насыщенным выглядит цвет, причем это относится как к символам самой рыбы (в режиме, когда функция Fish ID отключена), так и к изображению дна. В итоге легче визуально отличить стоящую у дна рыбу от коряги.
Здесь я должен сразу оговориться, что, хотя у многих пользователей эхолотов функция идентификации рыбы Fish ID весьма популярна, лично я стараюсь по возможности ею не увлекаться. Реальная (не интерпретированная) подводная картинка дает куда больше ценной информации о реальных размерах увиденной на экране рыбы. В эхолоте Raymarine DS500X рыба тоже может отображаться в виде разноразмерных символов, но попробуйте лучше включить режим Depth, и вы увидите не только узнаваемый полумесяц от реальной рыбы, но и цифру рядом с ним с указанием глубины нахождения этого живого объекта.
Не стоит опасаться, что вы не сможете отличить на экране рыбу от других объектов. Конечно, далеко не всегда рыбы отражаются на экране в виде правильной формы полумесяцев с опущенными вниз рогами, особенно при работе на большой глубине и на высокой скорости движения лодки, и все же вы не запутаетесь.
Благодаря запатентованной технологии HDFI — повышенной точности определения рыбы — прибор практически не ошибается при ее распознавании. Сигнал обрабатывается особым цифровым фильтром, учитывающим множество дополнительных параметров. Это позволяет с очень большой долей уверенности говорить о том, что если рядом с неким символом в толще воды стоит значок глубины, значит, это действительно рыба.
Как я успел заметить, хорошо справляется прибор и с фиксацией стайки мелкой рыбешки, которую некоторые эхолоты воспринимают как одну крупную рыбу, вводя в заблуждение рыболова. Прекрасно «видит» он и стоящую у самого дна рыбу — того самого судака, за которым я и отправился на коренную Волгу.
Конечно, мне трудно сопоставить передаваемую на экран информацию с тем, что на самом деле происходит на глубине, и объективно оценить, насколько «правдив» Raymarine DS500X, но четкость и детализация картинки заслуживают всяческих похвал.
Еще один плюс цветного дисплея — возможность легко считывать информацию в солнечный день. Именно такие деньки и стояли во время моего пребывания в Астраханской области. Определив раз и навсегда удобное положение в лодке для своей «умной коробки», мне уже не приходилось то и дело щуриться или затенять от солнца экран рукой. Правда, на второй день рыбалки экран преподнес неожиданный сюрприз — вынутый из коробки на яркий солнечный свет, он вдруг запотел изнутри. Мутное облачко долго не хотело пропадать, что довольно странно для прибора, который согласно стандарту влагозащищенности IPX 7 должен быть водонепроницаемым и сохранять работоспособность даже после получасового пребывания в воде. Впрочем, образование росы на внутренней поверхности стекол — известная беда не только эхолотов, но и, скажем, фотооптики.
Ну, а в первый день я вернулся на базу с рыбой, узнав, помимо прочего, такую полезную рыболовную информацию, как температура воды и пройденный за день путь. С помощью кнопки Page я даже вышел на страницу, где был вычерчен график изменения температуры воды в течение дня.
Второй день испытаний начался с того, что я по-новому, на свой вкус запрограммировал экран. В эхолоте есть возможность вывода на экран дополнительной информации, но в таком виде, что она не загораживает основную картинку (так называемое «прозрачное меню»). Так вот, я вывел на экран такие важные, с моей точки зрения, данные, как скорость движения, заряд батареи и температура воды.
Температура воды — вообще интересный показатель, влияющий на очень многие процессы в подводном мире. К слову сказать, показания температуры воды отличалась в зависимости от места ловли в отдельных местах на 3-4°. Но эта функция должна больше пригодиться весной для поиска участков водоема с теплой, прогретой солнцем водой.
Датчику скорости я тоже нашел полезное применение: нащупав оптимальную скорость, на которой происходило большинство поклевок, я старался впоследствии держать ее постоянно. Это особенно важно, когда троллингуешь вниз по течению на высоких скоростях — заставляет вовремя притормозить.
Пригодился и индикатор заряда батареи. Когда она была свежезаряженной, прибор показывал внушительные 13,6 вольт. Но ближе к полудню второго дня запас энергии в ней стал стремительно таять. Когда он приблизился к значению «9 вольт», специальная бегущая стрелка на экране стала настойчиво напоминать мне о том, что он скоро иссякнет (фото 9). Еще 20 минут исправной работы, и 600-ватный излучатель отказался работать. Я попытался включить его вновь, но запала хватило еще на минуту-другую, не больше.
Индикатор заряда батареи
Что ж, потребляемая мощность 10 Вт при напряжении 12 вольт — это немало, но за цветное удовольствие, как говорится, надо платить. Да и максимальная глубина эхолокации у прибора не маленькая — до 600 м! Правда, как уже было сказано, я не выключал Raymarine на рыбалке ни на минуту, но на будущее сделал вывод — имеет смысл заряжать батарею ежедневно, и тогда уж точно проблем не будет, благо компактное зарядное устройство позволяет сделать это безпроблем всего за несколько часов.
Следующий день испытаний с заряженной полностью батареей прошел «на дальнем кордоне». Эхолот, как и прежде, безошибочно определял рыбу, а обнаружив коряги при длине отпуска воблера около полусотни метров, я успевал ловко отруливать от этих подводных препятствий.
Конечно, нельзя с абсолютной точностью сказать, где именно, — слева, справа или точно под тобой — находится коряга. Напомню, что сигнал, посылаемый датчиком на дно, имеет форму конуса, и чем шире этот конус у основания, тем более широкую дорожку на дне считывает и обрабатывает прибор, суммируя и выдавая изображение на экран монитора. Датчик у Raymarine DS500X двухчастотный и может подавать сигнал с частотой 50 или 200 KHz. В первом случае луч составляет 45°, во втором 11°. Можно, конечно, выбирать частоту и вручную, но лучше довериться автомату.
Начинающему пользователю следует сделать из вышесказанного такой вывод: если на средних и больших глубинах (когда на экране светится индекс «200 KHz») вы увидели на мониторе крупную рыбу или корягу, можно с большой долей уверенности говорить, что она действительно секунду назад находилась где-то под вашей лодкой, а не справа или слева от нее. Поэтому я, кстати, и предпочитаю однолучевые датчики с узконаправленным лучом — они дают более точную и конкретную информацию.
В один из дней я ходил по глубинам около 6,5 м, где на глубоководные воблеры отлично ловился судак. Я, наконец, напал на рыбу и так увлекся, что не заметил, как начало смеркаться. Осенняя ночь опустилась быстро, а к этому времени я едва добрался к выходу Парашкиной протоки в Волгу. Это название хорошо знакомо всем, кто рыбачил в тех краях.
Впереди еще злосчастный «меляк» на повороте. Фарватер в этом месте имеет глубину всего 90 см. Сбавив скорость до минимума и включив дисплей в режим «Ночное видение», я, что называется, пошел по приборам (фото 10). Так и полз на малом ходу, ориентируясь по смутным очертаниям берегов и указателю глубины, пока за поворотом не показался яркий прожектор причала базы «Дельта».
Pежим «Ночное видение»
В заключение пару слов о цене прибора. На сайте компании МИКСТМАРИН — официального поставщика этого оборудования на российский рынок — обозначена сумма 26950 руб. Много это или мало? Ну, скажем, эхолот HUMMINBIRD Fish-finder 585С со схожими характеристиками цветного дисплея, но однолучевым датчиком, обойдется рыболову без малого в 24 тыс. рублей. A HUMMINBIRD 777 С2 с двухлучевым датчиком (Dual Beam PLUS 20° и 60°) и экраном 640×320 точек — уже в 34351руб.
Лично меня Raymarine DS500X вполне устроил по большинству потребительских характеристик, а насколько его «цифровая» начинка способна увеличить реальные уловы — на этот вопрос я предлагаю каждому рыболову ответить самостоятельно.