- Проблемы отображения данных глубины с датчика
- 1. Потеря глубины при движении лодки
- 2. Потеря глубины в мелководье
- 3. Потеря дна над растениями
- 4. Потеря глубины при включении другого датчика эхолота
- 5. Не отображается глубина в любое время
- Эхолот показывает большую глубину
- Проблемы с эхолотом и способы их устранения
- Помехи на дисплее
- 1. Проверка электрической системы:
- 2. Проверка на наличие электрических помех:
- 3. Кавитационные проверки:
- Дисплей не работает
- Дисплей зависает
- Нет показаний с датчика
- Неправильные показания глубины
- Ошибочные показания глубины или дна
- Как добиться правильной работы эхолота на скорости
Проблемы отображения данных глубины с датчика
Вот несколько советов, которые могут предупредить и решить проблемы работы датчика.
1. Потеря глубины при движении лодки
Это, вероятно, связано с кавитацией (турбулентностью) в воде, окружающей датчик. Преобразователь не может отправлять и получать сигнал через воздушные пузырьки. Для решения данной проблемы вам необходимо опустить датчик чуть ниже или переместить его в другое место.
2. Потеря глубины в мелководье
Из-за высокой чувствительности датчику может быть трудно зафиксировать молниеносное возвращение сигнала на малых глубинах. Отключите автоматическую настройку чувствительности и вручную уменьшите ее до тех пор, пока устройство не зафиксируется на дне.
3. Потеря дна над растениями
При троллинге в участках с густой растительностью и толщей воды 6 метров и меньше вы можете столкнуться с появление вертикальных полос, а также потерей изображения эхограммы и глубины. Во-первых, выполните мягкий сброс устройства через настройки. Затем перейдите на экран эхолота. В «Меню» выберите и включите ручной режим эхолота. Это оставит все в автоматическом режиме, кроме глубины. Установите диапазон для глубины, в которой вы находитесь, например, 0-10 метров.
4. Потеря глубины при включении другого датчика эхолота
Если одновременно работают два или более преобразователя, использующих одну и ту же частоту, один или несколько из них могут потерять показания глубины. Это похоже на две радиостанции, которые пытаются транслировать одну волну. На мелководье, если преобразователи установлены достаточно далеко друг от друга, проблем не возникнет. Однако чем больше глубина, тем шире лучи. Когда они пересекают друг друга, возникают помехи.
5. Не отображается глубина в любое время
Очистите нижнюю часть датчика. Убедитесь, что луч эхолокации смотрит вниз. Проверьте подключение вашего преобразователя к устройству. Затем проверьте пины разъема на предмет коррозии. А также кабель на изношенность.
Эхолот показывает большую глубину
Прежде, чем покупать эхолот, попытайтесь ответить себе на один простой вопрос – зачем он будет нужен? Потом еще на один – при каких способах рыбалки эхолот будет использоваться?
Если это ловля с лодки белой рыбы, с относительно большими глубинами, то вполне хватит и однолучевого эхолота. Во всяком случае, этого должно хватить для того, чтобы найти перепады глубин и места стоянки рыбы. Если это зимняя рыбалка, то тоже хватит однолучевого эхолота. Но в этом случае, на экране, любой уклон, любая бровка будет показана ровной линией. Все дело в специфике работы эхолота. Все перепады глубин эхолот показывает только при движении, а не в стационарном положении. Но наличие рыбы – покажет. Покажет, на какой глубине стоит рыба, и даже ее размер.
Правда неизвестно, как эхолот калибрует рыбу. Я имею в виду — делит ее на мелкую, среднюю и большую. У меня складывается впечатление, что иногда этот прибор, может сложить несколько небольших рыбешек, в одну большую рыбину. И на экране, потом все это изображается, как одна большая.
Можно, правда применить функцию Zoom и попытаться увидеть все в увеличенном масштабе. Но эта функция не всегда правдоподобно показывает, то, что есть на самом деле. Конечно в этом случае, выигрывают эхолоты с экраном с большим разрешением. Но, чем выше степень разрешения, тем дороже стоит эхолот. Ну и так, ли надо, при ловле белой рыбы и летом и зимой, такая точность?
Впрочем, интерпретировать картинку, выведенную на экран, достаточно быстро можно научиться. Иногда эхолоты откровенно глючат. Они показывают рыбу, там, где ее нет. Все дело в том, что эхолот не воспринимает рыбу, как некий объект из мяса, костей, чешуи. Он скорее воспринимает рыбий плавательный пузырь, как некую помеху, через которую не возвращается посланный сигнал, отраженный от дна. Вот он и может воспринять за рыбу, обычные пузырьки воздуха или газа, которые поднимаются со дна на поверхность.
Еще один глюк эхолота, это показ неправильной глубины. Это случается, когда эхолот настроен на максимальную чувствительность и начинает воспринимать за дно, частицы, которые находятся в воде. Так, что трогать заводские настройки, не имеет смысла.
Существуют модели эхолотов, у которых угол луча меняется. При этом следует понимать, что самую оптимальную картинку, эхолот будет выдавать при минимальном угле луча. Чем больше увеличивать угол охвата, тем невнятнее становится картинка. Это связано с частотой и другими физическими параметрами, которыми не стоит забивать себе голову.
Если предполагается рыбалка на спиннинг на мелководье, то применение эхолота, вообще не оправдано. Даже, двух и трех лучевого. А вот спиннинг на глубине или троллинг, то здесь эхолот, даже очень пригодится. Во всяком случае, бровка, рыба, препятствия на дне – видно все.
Ну и еще – правильная работа эхолота, зависит от аккумулятора. Особенно зимой. Как только батарея начинает на морозе садиться, мощность излучения резко падает. Соответственно падает и качество полученной информации.
Проблемы с эхолотом и способы их устранения
Если ваш эхолот или эхолот работает неправильно, эти процедуры помогут вам выяснить в чем причина
Современная электроника значительно улучшила производительность и надежность эхолотов, но иногда они выходят из строя и начинают работать неправильно. Выходная мощность блока эхолота важна с точки зрения диапазона и разрешения. Чем выше выходная мощность, тем больше диапазон глубины и возврат сигнала. Датчики глубины обычно состоят из кристалла, состоящего из различных элементов, и именно этот кристалл или пьезоэлектрический элемент преобразует электрический сигнал в акустический. Никогда не трясите и не ударяйте датчик, поскольку при этом можно повредить кристалл.
Большинство эхолотов работают на частоте 200 кГц. На акустические сигналы влияют морская вода и донные образования, а также биологический материал (водоросли и планктон) и взвешенные частицы (ил, растворенные минералы и соли), а также плотность воды, соленость и температура. Перед устранением неисправностей ознакомьтесь с инструкцией и убедитесь, что все настройки верны. Убедитесь, что для параметров выбрано значение «Авто» или значение по умолчанию — «Заводские настройки». Для каждой проблемы ниже, если ничего не помогает, попробуйте выполнить сброс настроек к заводским настройкам.
Помехи на дисплее
Если дисплей блеклый, мигает или просто отключается, выполните следующие действия. Если на дисплее туман и признаки конденсации, устройство требует технического обслуживания в сервисном центре.
1. Проверка электрической системы:
Убедитесь, что напряжение питания на аккумуляторе нормальное, около 12 вольт. Если оно слишком высокое, при работе двигателя, возможно, возникла проблема с регулятором генератора.
Часто бывает, что дисплеи не светятся, если эхолот подключен к аккумулятору запуска двигателя. При этом, во время запуска двигателя, и может произойти скачок напряжения или провал. Проблемы с подключением являются основной причиной падения напряжения, и это может быть вызвано проблемами на распределительной панели или на аккумуляторе. С помощью мультиметра проверьте уровень напряжения на штекере эхолота при включенном и выключенном двигателе. Если уровень напряжения на аккумуляторе намного выше, чем на эхолоте, то, скорее всего, проблема с подключением.
Убедитесь, что все контакты источника питания правильно соединены, затянуты, а вилки прямые, без следов коррозии. Проверьте предохранитель на наличие следов коррозии. Если устройство питается от автоматического выключателя, проверьте выводы на нем, а также несколько раз включите и выключите его.
2. Проверка на наличие электрических помех:
Первоначально проверка на наличие электрических помех означает отключение всего прочего электрического оборудования. Во многих случаях помехи вызывают двигатели, в частности системы зажигания подвесных двигателей и системы зарядки. Выключите все, а затем постепенно запускайте двигатель и по очереди включайте остальное оборудование, чтобы определить источник помех. Если помехи все еще остаются, когда все выключено, у эхолота скорее всего неисправна функция автоматического подавления шума.
Всегда проверяйте, чтобы кабели были установлены вдали от кабелей с большим напряжением. Никогда не устанавливайте кабели эхолота рядом с кабелями регистрации скорости, поскольку могут возникать значительные помехи. Помехи также могут быть связаны с кавитацией
3. Кавитационные проверки:
Кавитация вызвана турбулентностью воды, и представляет из себя процесс образования и последующего схлопывания пузырьков в потоке жидкости. Этот процесс может может существенно повлиять на работу датчика. На малых скоростях поток воды относительно плавный. Когда лодка начинает двигаться со скоростью, на поверхности датчика появляются пузырьки воздуха. Передаваемые сигналы отражаются от воздушных пузырьков, что вызывает шум и маскирует акустические сигналы. Подводная турбулентность вызвана формой корпуса лодки или подводными препятствиями, а также фактическим потоком воды при работе двигателя.
Установленные на транце преобразователи должны быть правильно расположены и установлены во избежание турбулентности. Установка датчика имеет решающее значение, и он должен быть установлен в зонах с минимальной турбулентностью или вдали от основных областей обтекания корпуса.
Если вы сделали сброс к заводским настройкам, и все эти действия не сработали, вам придется обратится в сервисный центр.
Дисплей не работает
Если эхолот включается, но на экране нет изображения, нужно проверить эти элементы.
- Выполните основные проверки электрической системы как указано выше.
- Осмотрите разъемы и контакты дисплея и преобразователя, проверяя на предмет коррозии. Убедитесь, что разъемы и контакты разъема не согнуты. Соблюдайте осторожность при их выпрямлении, так как они довольно хрупкие. Разъемы часто вставляются неправильно или не закрепляются, что приводит к коррозии.
- Выполните проверку предохранителей и соединений автоматического выключателя.
- Отсоедините разъем от датчика глубины и убедитесь, что блок эхолота включен.
Дисплей зависает
- Если дисплей эхолота зависает, проверьте следующее:
- Выполните основные проверки электрической системы как указано выше.
- Убедитесь, что звуковой модуль включается.
- Убедитесь, что два эхолота не работают одновременно. Две лодки, использующие эхолоты в непосредственной близости, могут создавать взаимные помехи при использовании одинаковых акустических частот.
- Выполните базовую проверку помех как указано выше.
- Проверьте все кабели на наличие повреждений, порезов или других изъянов. Установленные на транце кабели глубинных преобразователей очень подвержены повреждениям.
Если дисплей по-прежнему темный, вам понадобится помощь сервисного центра.
Нет показаний с датчика
Если эхолот работает, но нет показаний с датчика, выполните следующие тесты:
- Для нового эхолота проверьте, правильно ли установлен датчик.
- Выполните базовые проверки электрической системы как при неисправностях дисплея.
- Осмотрите датчик на предмет повреждений или каких-либо препятствий вокруг лицевой поверхности. Осмотрите на наличие признаков повреждений лакокрасочное покрытие. Чистите поверхность датчика, используя теплую мыльную воду, а не абразивные материалы. Не наносите краску против обрастания на поверхность датчика. Небольшие пустоты и пузырьки воздуха в краске снижают чувствительность.
- Осмотрите разъемы и контакты дисплея и преобразователя, проверяя на предмет коррозии.
- Убедитесь, что ваш эхолот не пытается вычислить глубину за пределами своего диапазона. Настройки верхнего и нижнего пределов могут быть установлены для региона, где очень глубоко. Обратитесь к руководству пользователя для получения информации о чувствительности устройства и проверьте правильность настроек. Регулятор чувствительности настраивается или отключается. Если устройство настроено с низкой чувствительностью, оно не будет обнаруживать детали дна. Высокие настройки чувствительности возвращают сигналы от всего и загромождают экран. Большинство эхолотов и эхолотов имеют автоматическую регулировку чувствительности, которая компенсирует условия окружающей воды и глубину.
- Проверьте нет ли чрезмерной кавитации у винта лодки. Кроме того, выбитые или согнутые опоры на скоростных лодках могут усугубить это состояние.
- Там, где на лодке установлен переключатель датчика, отключите все датчики и подключите его к эхолоту. Переключатели могут вызвать проблемы.
Если все эти действия не помогают, вы находитесь за пределами зоны «сделай сам» и вам нужна помощь специалистов сервисного центра.
Неправильные показания глубины
Если ваш эхолот показывает неправильную глубину, сделайте следующее:
- Если это новая устройство, проверьте правильность расположения датчика.
- Осмотрите датчик на предмет повреждений.
- Убедитесь, что рядом нет двух эхолотов, работающих близко друг к другу.
- Осмотрите разъемы и контакты преобразователя на наличие следов коррозии.
- Выполните базовую проверку кавитации.
- Убедитесь, что верхний и нижний пределы глубины установлены правильно.
- Осмотрите кабели преобразователя на наличие повреждений.
Ошибочные показания глубины или дна
При получения ошибочных значений глубины или дна смотрите предыдущие советы по устранению неполадок, а затем попробуйте следующее:
- Для нового устройства проверьте правильность расположения датчика.
- Убедитесь, что нет двух эхолотов, работающих близко друг к другу.
- Выполните базовую проверку на помехи.
- Осмотрите разъемы и контакты преобразователя на наличие следов коррозии.
Обращайтесь в профессиональный сервисный центр Remphone за консультацией и для ремонта эхолотов!
Как добиться правильной работы эхолота на скорости
Данная заметка составлена на основании нашего опыта применения эхолотов на рыбалке.
Очень часто владельцы эхолотов жалуются на нестабильную работу сонаров при скорости лодки свыше 40-50 км/ч. Опыт использования и изученная литература по данному вопросу позволяет говорить о том, что эхолот может стабильно работать даже при скорости катера 60-70 км/ч.
Перечисление факторов, влияющих на качество работы эхолота на скорости, начнем с самых банальных и далее по мере увеличения значимости.
1. Слабый заряд аккумулятора. Если заряд аккумулятора меньше 11В, то увеличивается вероятность замираний, пробелов, срывов в показании эхолота, особенно на скорости.
2. Неисправность датчика тоже может приводить к нестабильной работе сонара. Тонкие пластинки датчика, излучающие ультразвук, могут приходить в негодность от сильных ударов (например, падения на твердую поверхность).
3. Датчик эхолота не должен «глотать» воздух (выскакивать на воздух). Это ведет к срыву картинки.
4. Основная рабочая частота для более стабильной работы эхолота на скорости – 200 kHz (узкий луч). Именно в этом луче концентрируется основная доля мощности эхолота. Другими словами, чем выше частота излучения, тем больше импульсов посылается и тем четче и стабильнее картина на дисплее эхолота. Можно сказать, что сканирующие эхолоты (HDI, DSI, DownVu), будут иметь лучшие показатели при работе на высокой скорости, так как они работают на частотах 455 и 800 kHz. Но это утверждение верно лишь на половину, потому что излучение на данных частотах более подвержено затуханию, особенно в мутной воде или на больших глубинах. Именно поэтому узкий луч 200 kHz является более универсальным. Таким образом, в зависимости от модели и возможностей эхолота, для стабильной работы сонара на скорости, важно отключать лучи 50, 83, 455 kHz и оставлять в настройках: 200 kHz, 800 kHz, 200+800 kHz (в гибридных моделях).
5. Неправильная установка датчика эхолота. Основной враг стабильной работы эхолота – кавитация (процесс парообразования и последующей конденсации пузырьков пара в потоке жидкости, сопровождающийся шумом и гидравлическими ударами). Поэтому, необходимо правильно устанавливать трансдьюсер, чтобы добиться лучшего результата в работе эхолота. Существует несколько основных правил:
— самый лучший вариант установки датчика – прямой контакт с водой. Если датчик устанавливается внутри корпуса, то следующий лучший вариант установки – в масляную ванну (упрощенный вариант – посадка на эпоксидный клей). Датчик эхолота будет работать заведомо хуже, если его установить внутри корпуса лодки из металла или из многослойного пластика.
— датчик надо устанавливать максимально удаленно от двигателя и на той стороне киля, от которой лопасти винта уходят вниз. Другими словами, чем плотнее и однороднее слой воды, в котором расположен датчик, тем лучше результаты работы эхолота
— продольный угол наклона датчика эхолота. Иногда улучшить результат помогает изменение угла наклона датчика на 1-2 градуса относительно продольной оси катера
Следует отметить, что чем выше скорость катера, тем более маленькими выглядят подводные объекты, так как количество сигналов, которые отразились от объекта и дошли до преобразователя эхолота, уменьшается. К примеру, на большой скорости массивная коряга может выглядеть как маленький куст, или крупный толстолобик как мелкая рыбка. Лучшая скорость лодки для поиска рыбы и рельефа с эхолотом 5 – 12 км/ч.
Современные гибридные сонары CHIRP, которые только появляются в продаже, будут иметь лучшие результаты при использовании на скорости, так как их датчик способен одновременно обрабатывать отраженные сигналы разной частоты (50, 83, 200, 455, 800 kHz), а дисплей преобразовывать эти данные в единую картину без разделения на частоты. Такие модели эхолотов есть в линейках известных производителей – Garmin, Lowrance, Humminbird.
Маким Воронов, вплюсе-юг
При перепечатке материала, важна ссылка на сайт вплюсе-юг.рф