Эхолот для рыбалки с боковым сканированием

Нижнее сканирование или боковое сканирование

Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы сравнить одну технологию эхолокации с другой? Наличие эхолота с боковым и нижним сканированием это замечательно, но нужно понимать, когда лучше всего использовать тот или иной режим.

В этой статье мы рассмотрим, что лучше: боковое сканирование или нижнее.

Терминология

Часто нам задают вопросы, такие как: Что лучше DownVü и SideVü от Garmin или DownScan и SideScan от Lowrance, а также что лучше использовать в том или ином сценарии: Нижнее сканирование или Боковое.

Одной из причин того, что сравнение тех или иных режимов от разных производителей весьма сложная задача, является тот, что эти термины обычно используются в маркетинговых целях; следовательно, это фирменные названия.

Например, ведущий производитель эхолотов Lowrance использует термины DownScan и SideScan в качестве обозначения данных режимов, Garmin же использует термины DownVü и SideVü. Humminbird использует термины «нижнее изображение» и «боковое изображение».

Помимо названий, рыболовы часто пытаются определить направление, в котором их эхолоты испускают волны сонара.

В то время как модели эхолотов с нижним сканирование имеют датчик, направляющий волны эхолота под лодку, модели с боковым сканированием направляют лучи в сторону лодки. Следует отметить, что оба типа сканирования в определенном смысле лучше друг друга. Следовательно, всегда важно понимать обстоятельства, в которых каждый используется.

DownScan Imaging против SideScan Imaging

В этой части статьи мы будем напрямую сравнивать боковое и нижнее сканирование. Мы рассмотрим преимущества и недостатки каждого из них.

SideScan

Преимущества

  • При использовании эхолота с боковым сканированием вы можете быстро просмотреть большой участок территории. Это достигается благодаря тому, что два луча смотрят в разных направлениях. Следовательно, эффективность просмотра структуры определенной области у него выше, чем у нижнего сканирования.
  • Благодаря лучшему углу обзора в сравнении с нижним сканированием, боковое обеспечивает лучшее качество изображения водной среды.
  • Оно эффективно при поиске рыбы в неглубоких реках и при поиске за препятствиями. В таких областях его ориентация дает лучшее изображение, чем у нижнего сканирования.

Недостатки

  • Модели с боковым сканированием дороже, чем модели с нижним сканированием. Хотя они стоят каждого рубля, часто рыболовы не готовы платить столько.
  • Эхолоты с боковым сканированием не дают четкого понимания ситуации под лодкой. Это означает, что рыболов может захотеть иметь эхолот, который дает картину именно под лодкой.
  • Поскольку боковые сканеры лучше работают, когда лодка движется с низкой скоростью, их труднее использовать, когда вы мчитесь по водоему, чтобы добраться до места, где находится рыба. Тем не менее, тот факт, что эхолоты с боковой визуализацией могут покрывать большее пространство водоема в любой момент времени, означает, что они все еще нужны.

DownScan

Преимущества

  • Модели с нижним сканированием обычно полезны при ловле в глубоких водоемах. Таким образом узкий луч нижнего сканирования охватывает достаточно территории, чтобы охватить проплывающую рыбу.
  • Вы можете получить хорошие изображения, даже если ваша лодка движется с высокой скоростью, по сравнению с боковым сканером, который работает хорошо только при низкой скорости.

Недостатки

  • Оно не предоставляют достаточно информации о структуре дна, как это делает боковое сканирование.
Читайте также:  Длина лески для махового удилища

Что лучше: боковое или нижнее сканирование?

Оба режима различны в том, как они работают, и в том, что они визуализируют. При определении того, что лучше именно для вас, вы должны учитывать глубину, на которой вы будете ловить рыбу, а также скорость, с которой вы будете передвигаться. Кроме того, вы должны подумать о размере рыбы и местности, в которой вы будете ловить рыбу.

Вывод

В конце концов, нельзя так просто выбрать одно или другое. Ваше решение должно основываться на определенных сценариях использования. Если вы выбираете эхолот с боковым сканированием или нижним, то это тот случай, где нужно хорошо все обдумать.

Боковые изображения лучше на мелководье и охватывают более широкий диапазон. Нижние изображения идеально подходят для большей глубины и при этом модели, поддерживающие его дешевле.

Советы по использованию эхолотов с боковым обзором

В 2005 году на рынке рыболовных эхолотов произошла революция: компания Humminbird представила первый эхолот с боковым обзором. Рыболовы быстро оценили преимущества новой технологии, и теперь, через десять лет, эхолоты-картплоттеры с боковым обзором присутствуют в линейках многих брендов. Но даже спустя десять лет многие люди, купившие такой эхолот, не знают, как правильно его использовать и как правильно интерпретировать информацию на экране. Неважно, это Side Imaging от Humminbird, StructureScan от Lowrance или SideVü от Garmin, базовые принципы везде одинаковые, и эта статья поможет вам правильно использовать все возможности Вашего эхолота с боковым обзором, на который вы потратили кровно заработанные деньги.

Первый шаг — правильная установка

Прежде всего, необходимо обратить особое внимание на установку датчика эхолота. Если датчик установить неправильно, то отраженный сигнал будет считываться с помехами и искажениями, приводя к путанице и разочарованиям. Есть несколько вариантов размещения датчика. Все они работают, но некоторые дают более чистую картину. Для монтаже можно использовать крепеж, идущий в комплекте, а можно купить дополнительные приспособления.

Датчик ДОЛЖЕН иметь полный обзор из стороны в сторону. На пути сигнала не должно быть никаких препятствий: ни мотора, ни транцевых плит, ни выпуклых деталей корпуса, ни элементов крепления других датчиков. Место крепления датчика на катере может быть разным.

1. Навесной транец лодочного мотора

Удобное место для установки датчика, хотя придется просверлить несколько сквозных отверстий. Датчик скорее всего не будет работать при глиссировании, зато он защищен от ударов о подводные препятствия.

Под навесным транцем

В зависимости от формы корпуса, под навесным транцем может быть свободное место для установки датчика.

2. Выступ на транце

На больших катерах, таких, как например Ranger, на транце под мотором есть выступ. Это безопасное место для датчика, и поток воды там обычно ламинарный. Датчик скорее всего не будет работать при глиссировании, зато он защищен от ударов о подводные препятствия.

3-4. Транец

Для постоянной установки потребуется просверлить несколько отверстий для установки крепежа датчика. Важно это сделать правильно с первого раза. Для небольших судов (лодки из ПВХ) удобно использовать дополнительно приобретаемую струбцину, крепящуюся к транцу. Удобство этого варианта в том, что можно легко регулировать положение датчика (смещать его вверх-вних и поперек транца). В положении 3 датчик может не работать в режиме глиссирования. В положении 4 датчик будет работать в режиме глиссирования, но возникает опасность повреждения его при ударе о подводное препятствие.

На фотографиях показан работающий вариант размещения датчиков LSS-2 и 83/200 на одной съемной штанге. Фотографии размещены с любезного разрешения их автора, igorsd. Обратите внимание, что датчик LSS-2 развернут вперед по ходу движения лодки. Это сделано для того, чтобы нога мотора не перекрывала боковые лучи StructureScan. При таком монтаже необходимо переключить стороны сканирования Left-Right (Лево-Право) в настройках прибора. Такая конструкция на транце лодки из ПВХ испытана на скоростях до 35 км/ч.

Читайте также:  Воблер понтон 21 крек джек каталог

5. Троллинговый мотор

Некоторым нравится монтировать датчик бокового обзора на троллинговый мотор. При небольшой практике и на маленьких скоростях из такого монтажа можно извлечь много пользы.

Правильное подключение к источнику питания

Неправильное подключение питания приводит к появлению помех на экране эхолота. В идеале, лучше всего протянуть провода питания напрямую к аккумулятору, а все соединения пропаять. Не забудьте установить в цепь предохранитель, идущий в комплекте с прибором.

Иногда бывает трудно подключиться напрямую к батарее. Если в лодке уже есть проводка, и вы можете подключиться только к ней, то убедитесь, что толщина провода не меньше 1 мм, иначе все-таки придется протягивать отдельный провод питания. Для прожорливого 12-дюймового экрана лучше использовать провода не менее 1.5 мм толщиной.

Место установки антенны GPS-приемника

Прошли те времена, когда картплоттеры комплектовались внешней GPS-антенной. Теперь она внутренняя, и сам картплоттер разнесен с датчиком. Это значит, что между реальным положением объекта и его отметкой на карте будет некоторое расстояние. Поэтому, если Вы хотите, чтобы все интересующие вас объекты находились на карте там, где они действительно расположены, докупайте внешнюю GPS-антенну и устанавливайте ее как можно ближе к датчику.

Если же внешнюю антенну покупать и устанавливать по каким-то причинам нежелательно, то при маркировке объекта устанавливайте курсор немного за ним, чтобы компенсировать разницу в положении датчика и картплоттера, это требует некоторого опыта.

Второй шаг – используйте настройки по умолчанию, сканируйте известные объекты

Не стоит при первом же выходе на воду начинать крутить настройки. Самое правильное будет оставить все настройки как есть на некоторое время. Пройдите рядом с видимыми объектами: со слипами, сваями, камнями, островками травы, чтобы понять, как эти объекты выглядят на экране эхолота. При этом скорость движения судна не должна превышать 5-8 км/ч, а дистанцию бокового сканирования на экране лучше установить не более 25-30 метров, чтобы разглядеть все детали.

Как только вы начнете понимать, что вы видите на боковом обзоре, вы можете начать экспериментировать с настройками.

  • Чувствительность и контраст – обработка изображения, заключающаяся в регулировании уровня темного и яркого цветов изображения сигнала сонара, известная также как “уровень белого”. Полезна для того, чтобы отличить рыбу в толще воды от фоновых объектов.
  • Скорость прокрутки изображения. Обычно устанавливается значение не более 5 для скорости движения судна от 5 до 8 км/ч, при увеличении/уменьшении скорости движения меняется и скорость прокрутки.
  • Масштаб – установка расстояния, показываемого на экране с каждой стороны. При увеличении этого расстояния все информация будет уплотняться в то же самое количество пикселей. Поэтому чем меньше масштаб, тем более детальная картинка (но и более узкая полоса дна) будет показываться на экране.
  • Контурный режим – убирает водную колонку из изображения на экране, и сшивает левую и правую половину изображения вместе.
  • Только правая сторона/только левая сторона – растягивает только правую или левую часть изображения на весь экран.
  • Цветовая палитра – сигнал от сонара показывается в выбранной цветовой гамме.

Третий шаг – использование записи лога сонара

Функция записи лога сонара является одним из самых мощных средств для изучения и оптимизации вашего эхолота с боковым обзором. Удивительно, но большинство пользователей не используют записи лога для этих целей, поэтому здесь мы хотим расширить их горизонты.

Как именно запись лога может помочь нам, рыболовам, научиться правильно читать информацию на экране? Путем записи ВСЕХ данных сонара в файл, так что можно позже проиграть это файл на экране. В процессе проигрывания записи можно изменять любые настройки, чтобы посмотреть, как будет меняться картинка. Запись облегчает эксперименты с настройкой.

Читайте также:  Палка рогатка для удочки

Вот что можно изменять в процессе проигрывания записи.

Чувствительность – если она завышена, изображение замывается сигналами от помех. Если чувствительность занижена, важные объекты не показываются. Поэтому наилучшим решением будет оставить этот параметр как он установлен по умолчанию, сделать несколько записей и уже потом экспериментировать.

Контраст – также известный как “Уровень белого”, регулирует уровень освещенности на экране. Более высокий контраст усиливает цвета, но если его завысить, мелкие детали начнут исчезать, а слишком низкий контраст просто затемняет всю картинку.

Резкость – эта настройка регулирует четкость границ объектов. При увеличении резкости изображение становится более зернистым, зато становится возможным обнаружить рыбу, прячущуюся на дне.

Скорость прокрутки изображения – слишком высокая скорость прокрутки на медленно движущейся лодке приведет к размыванию изображения. И наоборот, слишком низкая скорость прокрутки на быстро движущейся лодке также снизит качество картинки, которая “сожмется” в вертикальном направлении. Во время использования бокового обзора при троллинге будет полезно снизить скорость прокрутки до 1 или 2.

Масштаб – это ширина полосы (лодка находится в середине этой полосы), показываемой на дисплее. Чем уже эта полоса, тем более детальное изображение показывается на экране. Чем больше на дне различных структур, тем, по идее, меньше должен быть масштаб. Например большие неглубокие поливы стоит сканировать с масштабом 30 метров или более. При сканировании бровок и других мест с рельефом масштаб стоит уменьшить. Установите масштаб 10-20 метров в каждую сторону, и вы увидите, насколько станет легче увидеть рыбу среди посторонних объектов.

Частоты сканирования 455 и 800кГц

Практически все эхолоты с боковым обзором имеют в своем арсенале частоту 800кГц, но многие рыболовы даже не подозревают об этом инструменте в своем арсенале. На частоте 455 кГц дальше обзор, но максимальная детализация изображения проявляется на частоте 800кГц. Если вы сканируете большие однородные участки дна, и ищете там одиночные изолированные объекты, выбирайте частоту 455кГц. Обнаружили что-то интересное? Пройдите по этому месту уже с частотой 800кГц, для получения более четкого изображения подводных структур.

Цветовые палитры

Различные структуры на дне и состав дна по-разному отображаются на экране в разных цветовых палитрах, так что здесь тоже есть пространство для экспериментов. Пятна глины, ракушка, гравий, камни – все эти интересующие рыболова объекты будут выглядеть немного по-разному в разных палитрах. Опытные пользователи переключаются в определенную палитру при поиске нужных им составов дна.

Просмотр сигнала только с одной стороны от лодки

Предположим, вы сканируете бровку по левому борту в поисках стаи кормовой рыбы и охотящихся за ней хищников. В этом случае уместно будет вывести на весь экран только левую половину изображения, чтобы получить более детальную картину. Когда будете вести сканирование бровки в обратном направлении, переключитесь на правую половину.

Резюме

Итак, мы еще раз обращаем ваше внимание на три основных момента.

  1. Правильная установка: датчик должен быть установлен в месте с полным обзором из стороны в сторону, питание должно быть подведено к эхолоту проводами достаточной толщины.
  2. Сначала просканируйте знакомые вам объекты и подводные структуры. Это поможет вам понять, как разные объекты выглядят на экране.
  3. Записывайте логи. Если увидите интересную придонную структуру, запишите лог на частотах 455 и 800 кГц. Это позволит вам проиграть запись в будущем и поэкспериментировать с настройками.

Чем больше логов вы запишете и проанализируете, тем быстрее вы станете экспертом в использовании технологии бокового обзора в знакомых и незнакомых водоемах. Желаем Вам удачи и удовольствия от использования Вашего оборудования!

Наш магазин предлагаем продукцию Lowrance по низким ценам. Хотите приобрести недорого эхолоты-картплоттеры с боковым сканированием серии Lowrance HDS или Lowrance Elite Ti? Команда нашего магазина будет рада вам в этом помочь!

Оцените статью
Adblock
detector