- Датчик эхолота внутри корпуса.
- #1 Капитан Дэн
- #2 FStager
- #3 Savage
- #4 Vladimir_A
- #5 WinderWanderer
- #6 Vladimir_A
- Датчики для эхолотов
- Виды датчиков
- Транцевые датчики
- Крепление внутри корпуса лодки
- Врезные датчики
- Врезные, наклонные датчики
- Руководство по датчикам эхолота Airmar. Часть 3
- Руководство по датчикам эхолота Airmar. Часть 3. Способы монтажа датчиков эхолота
Датчик эхолота внутри корпуса.
#1 Капитан Дэн
Шарик мал, а Океан велик. Куда иду знают лишь Океан и Ветер
- Из: Средиземноморье
- Судно: Harmoni 47
- Название: «Menestrel»
#2 FStager
- Из: Москва
#3 Savage
- Из: Ленинград
На полиу ретановый ге рметик, чтоб как бы было единым целым с ко рпусом. Именно поэтому на Дукате был вклеен на смолу.
Но бывает, что не всегда с рабатывает. Может в ко р пусе воздушные пузы рики быть.
Выдавливаешь толстый слой и в него вжимаешь датчик го ризонтально . У большинства работает но рмально, но бывают отдельные случаи, что и не кажет.
#4 Vladimir_A
- Из: Подмосковье
- Судно: MacGregor26M
О, матерые! Вопросю: как правильно установить датчик эхолота ВНУТРИ полиэфирного корпуса? На Дукате был просто приклеен на смолу под пайолой. Думал, просто для того, чтоб не болтался. Сейчас на Транзишне поставил на пол — не айс, на экране тупо 1,8 м, не важно, где идем, возможно меряет высоту потолка В чем собака порылась? Нужно таки вклеить? Грешу на воздушную прослойку между корпусом датчика и корпусом лодки. Или не пробивает?
Хелп, о матерые!
1. Корпус сэндвич или монолит? Если сэндвич, то беда именно в этом. Придется вырезать внутренний слой полиэфирки до сэндвича, затем вырезать сам сэндвич до наружного слоя и клеить уже на него. Иначе никак.
2. Если корпус монолит, то проблема может быть либо (а) в воздушных пузырях в корпусе в аккурат под датчиком (тогда надо попробовать переставить датчик в другое место), либо (б) в воздушных пузырях в клее, которым приклеен датчик, либо (в) в самом клее (непрозрачен для ультразвука).
В общем, проблема, скорее всего, в непрозрачной для ультразвука прослойке под датчиком. Лечение — правильно (чтобы не допустить образования воздушных пузырей) переклеить датчик на правильный клей в правильное место.
Ну или кардинально сменить датчик на вот такой, например: https://lowrance-spb.ru/airmar-p79
Этот датчик как бы висит в стакане, заполненном пропиленгликолем, а не приклеивается прямо к корпусу. Это поможет решить проблему неправильного клея или воздушных пузырей в клее, но НЕ поможет решить проблему воздушных пузырей в монолитном корпусе или проблему сэндвича. Сэндвич — только резать до наружного слоя, а в монолите искать место без пузырей. Во втором случае может иногда помочь просветка очень мощным фонарем корпуса снаружи (только надо снять в этом месте необрастайку до гелькоута): если смотреть на световое пятно изнутри, то воздушные пузыри обычно будут видны.
Сообщение отредактировал Vladimir_A: 21 июля 2017 — 11:59
#5 WinderWanderer
- Из: Кострома
#6 Vladimir_A
- Из: Подмосковье
- Судно: MacGregor26M
Есть еще один способ найти правильное место для установки датчика, работающего сквозь МОНОЛИТНЫЙ пластиковый корпус, ЕСЛИ ЛОДКА УЖЕ НА ВОДЕ.
Датчик, предназначенный для работы сквозь корпус, как правило водонепроницаем, поскольку может быть залит подсланевыми водами. Если он действительно водонепроницаем, то действуем так: берем полиэтиленовый пакет, наливаем туда немножко воды, помещаем туда датчик. пакет завязываем, чтобы вода не проливалась, провода датчика присоединяем к эхолоту/картплоттеру и пакет с этим датчиком просто переставляем с место на место в разные точки, где его хотелось бы закрепить постоянно. Поставив пакет с датчиком в одно из таких мест, включаем эхолот и смотрим на его показания. Если они соответствуют истине, то отмечаем это место, вынимаем датчик из пакета и клеим его на это место. Фишка в том, что между датчиком в пакете с водой и пластиковым монолитным корпусом воздушного зазора не будет вообще. Если показания эхолота неверные, то несем пакет с датчиком в другое место, и так до тех пор, пока не найдем точку, где датчик в пакете с водой правильно работает сквозь корпус. Вот если на месте, где датчик в пакете с водой работал сквозь корпус правильно (=эхолот давал истинные показания), а после того, как датчик на это место приклеили, то показания стали неверные, то проблема однозначно в клее: либо он является препятствием для ультразвука, либо в нем после застывания осталось много воздушных пузырьков. Ну, тут либо менять клей, либо тщательнее клеить, либо, наконец, приклеивать к этому месту вертикально короткий отрезок трубы, заливать в трубу пропиленгликоль, датчик помещать в трубу так, чтобы нижняя его часть всегда находилась в пропиленгликоле, далее трубу сверху закрывать пробкой так, чтобы пропиленгликоль не выливался.
Собственно, по этой технологии и ставится датчик, ссылку на который я давал в своем предыдущем посте.
Сообщение отредактировал Vladimir_A: 21 июля 2017 — 14:52
Датчики для эхолотов
Любой эхолот состоит как минимум из двух частей: это сам электронный прибор и датчик. В зависимости от установки, датчики можно разделить на 4 категории. От его правильной установки очень многое зависит в работе самого эхолота. Вот давайте немного разберем датчики и их установку на лодку или катер.
Виды датчиков
Транцевые датчики
Самые популярные датчики, которыми комплектуются большинство продаваемых эхолотов. Стоимость их не велика, но от сюда, можно сказать и вытекают все его недостатки. На транце, как и положено, установлен лодочный мотор. Датчик соответственно крепится рядом с ним, а точнее рядом с гребным винтом, он ведь должен находится в воде. Он располагается чуть ниже корпуса. И вот в таком месте ему приходится работать в очень не простых условиях, постоянное движение, завихрения воды, пузырьки воздуха и т.п. А если лодка выходит на режим глиссирования, то датчик в большинстве своем перестает передавать какие либо данные на эхолот или данные передаются с большими погрешностями или перебоями.
На транец рекомендуется крепить датчики если длина лодки или катера не превышает 8 метров, а лучше и того меньше, исключение составляют короткие, быстроходные катера.
Есть еще и ригельное крепление датчика эхолота на транец. Угол транца по отношению к поверхности воды при это должен быть в пределах от 3 до 16 градусов. Если угол больше, то нужно будет под крепление подкладывать прокладку из пластика или дерева, т.к. датчик для нормальной работы должен быть немного наклонен в сторону движения судна.
В недостатки крепления датчика на транец можно записать еще и то, что его можно повредить при движении (он же выступает за пределы корпуса), он будет постоянно цепляться за траву, мусор, плавающий на воде и за разнообразные подводные препятствия (палки, коряги, бутылки).
Крепление внутри корпуса лодки
Датчик крепится на корпус катера, а точнее на днище и работает сквозь этот самый корпус. Такая установка возможно только на катерах из пластика, металл, дерево или сандвич (с воздушными полостями) не подходят. Т.к. датчик работает через материал корпуса, то тут важна его мощность. Зачастую в таком месте устанавливаются датчики мощностью от 1 до 4 кВт, эффективная глубина эхолокации которых составляет 300-3000 метров. Крепится он эпоксидной или полиэфирной смолой. Знаем случаи когда для крепления использовался пластилин, герметик и даже жвачка, но корректность работы эхолота с такими материала сравнительно не проверялась.
Недостатком такого места крепления является именно место крепления. Датчик работает через корпус, от сюда потери сигнала, снижение чувствительности и глубины сканирования. Обязательно нужно найти место, где стеклопластик плотный, без пузырьков воздуха или каких либо еще дефектов, т.к. все это будет мешать нормально работе эхолота, препятствовать прохождению сигнала.
Врезные датчики
Очень эффективное место для установки. Датчик врезается в днище катера и его работе уже ничего не мешает, ни мотор, ни поверхностный мусор, ни скорость. Формы, размеры и материал изготовления таких датчик разнообразны и каждый сможет подобрать для себя то, что ему нужно.
Главное правильно установить такой датчик. Сигнал от него должен идти строго вертикально вниз. На материал изготовления тоже нужно обратить внимание. Пластиковые датчики не ставят на деревянные корпуса, из-за разбухания дерева есть вероятность раздавить пластиковый корпус датчика, а бронзовые на алюминий из за электрохимической коррозии. По толщине обшивки и угла ее наклона подбирают высоту корпуса датчика и угол направления излучения сигнала (0, 12, 20 градусов).
Врезные, наклонные датчики
Усовершенствованная модель простых врезных датчиков. У наклонных излучатель внутри корпуса жестко не закреплен, а имеет свободный ход на определенный угол, как правило, до 12 градусов. Мощность и эффективность у них такая же как и у обычных врезных. Такой тип предназначен для килевых корпусов катеров. И устанавливать его нужно также, просверлив в днище отверстие. Место лучше выбирать перед килем, рулем или винтом, в общем перед местом, которое создает в воде турбулентность. И опять же не забываем про соответствия материала датчика и корпуса судна.
Не забываем о том, что цена хорошего датчика может составить до половины стоимости самого эхолота.
Еще один вариант крепления датчика эхолота на транец (съемный вариант) с помощью ПВХ трубы от нашего читателя под ником Евген.
Спасибо за подробную информацию по установке. Все просто, удобно, дешево, надежно и практично. Берем себе на заметку.
Руководство по датчикам эхолота Airmar. Часть 3
Руководство по датчикам эхолота Airmar. Часть 3. Способы монтажа датчиков эхолота
Датчики с установкой в корпусе:
Преобразователь с установкой «в корпусе» — устанавливается внутри корпуса лодки против дна и посылает сигнал через корпус. Некоторые люди предпочитают этот тип монтажа, так как нет необходимости сверлить судно. Кроме того, датчик не может быть поврежден, когда лодка в движении, не подвержен воздействию морских организмов, нет никакого сопротивления воды, и преобразователь может быть установлен и обслуживаться в то время как судно находится на плаву. Большинство преобразователей в корпусе смонтированы в баке с жидкостью, который приклеен на месте.
Такой тип установки не рекомендуется для корпусов из металла, дерева и армированного стекловолокна, потому что будет слишком много потерь сигнала при прохождении через корпус.
Советы по монтажу датчика с установкой в корпусе:
- Закрепите там, где вода протекает по корпусу судна гладко с минимумом пузырьков и турбулентности (особенно на высоких скоростях).
- Убедитесь, что луч датчика не будет блокирован килем или винтом. Расстояние до киля должно быть не менее 300 мм.
- Не устанавливайте датчик вблизи забора воды или выпускных отверстий, ребер жесткости, фитингов, или неровностей корпуса.
- Используйте нетоксичный антифриз (пропиленгликоль), чтобы заполнить бак.
- При установке на водоизмещающий катер — разместите на 1/3 длинны ватерлинии со стороны носа и от 150 мм до 300 мм (6 «до 12») от центральной линии. Правая сторона корпуса где лопасти пропеллера движутся вниз, является предпочтительной.
- При установке на глиссирующий катер — монтируйте ближе к транцу (но на достаточном удалении от гребного винта и вала, особенно в случае стационарного двигателя) рядом с центральной линией и в пределах первого набора ребер жесткости, чтобы быть уверенным, что место установки датчика будет иметь постоянный контакт с водой при высоких скоростях. Правая сторона корпуса, где лопасти пропеллера движутся вниз, является предпочтительной.
- При установке на лодку со ступенчатым корпусом — монтируйте прямо перед первой ступенью.
- При установке на парусную лодку с плавниковым килем — монтируйте в стороне от центральной линии и впереди плавникового киля от 300 мм до 600 мм.
- При установке на парусную лодку с полным (длинным) килем — разместите посередине судна и подальше от киля в точке минимального угла падения.
Датчики с установкой сквозь корпус (врезные):
Преобразователи этого типа монтажа делятся на две категории. Первый: низкопрофильные датчики, которые не выступают или практически не выступают над корпусом лодки. Они рекомендованы для небольших судов с минимальным углом килеватости. Такие датчики часто устанавливаются на парусных судах, так как производят минимальное лобовое сопротивление. Второй вариант: датчики выходят за пределы поверхности корпуса судна и требуется направить датчик так, чтобы луч шел вертикально. Будучи установленным впереди гребных винтов и ходовой части (где нет пузырьков и турбулентности), датчик производит наиболее эффективный возврат сигнала, так как ничто на судне не мешает активному преобразователю.
Такие датчики могут использоваться на моторных и парусных судах, они есть для каждого материала корпуса. Датчик устанавливаемый сквозь корпус не рекомендуется в двух случаях:
- Пластиковый датчик сквозь корпус не может быть использован в деревянной лодке. Древесина разбухает, поглощая воду, поэтому может треснуть корпус датчика.
- Бронзовый датчик сквозь корпус не может быть использован в алюминиевых лодках и лодках из нержавеющей стали. Взаимодействие между металлическим корпусом и бронзовым преобразователем, особенно в присутствии соленой воды, будет разъедать металлический корпус и / или бронзовый корпус.
Советы по монтажу датчика с установкой в корпусе (врезного):
- Монтируйте сквозь корпус, так чтобы датчик всегда находился под водой.
- Закрепите там, где вода протекает по поверхности преобразователя гладко с минимумом пузырьков и турбулентности (особенно на высоких скоростях).
- Убедитесь, что луч датчика не будет блокирован килем или винтом. Расстояние до киля должно быть не менее 300 мм.
- Не устанавливайте датчик вблизи забора воды или выпускных отверстий; или ребер жесткости, фитингов, или неровностей корпуса.
- При установке на водоизмещающий катер — разместите на 1/3 длинны ватерлинии со стороны носа и от 150 мм до 300 мм (6 «до 12») от центральной линии. Правая сторона корпуса где лопасти пропеллера движутся вниз, является предпочтительной.
- При установке на глиссирующий катер — монтируйте ближе к корме (но на достаточном удалении от гребного винта и вала, особенно в случае стационарного двигателя) рядом с центральной линией и в пределах первого набора ребер жесткости, чтобы быть уверенным, что датчик будет иметь постоянный контакт с водой при высоких скоростях. Правая сторона корпуса, где лопасти пропеллера движутся вниз, является предпочтительной.
- При установке на лодку со ступенчатым корпусом — монтируйте прямо перед первой ступенью.
- Для лодок способных развивать скорость выше 25 узлов (46 км в час) — проверьте местоположения датчика и операционные результаты аналогичных судов перед установкой.
- При установке на парусную лодку с плавниковым килем — монтируйте в стороне от центральной линии и впереди плавникового киля от 300 мм до 600 мм.
- При установке на парусную лодку с полным (длинным) килем — разместите посередине судна и подальше от киля в точке минимального угла падения.
Датчики с установкой на транец:
Этот способ монтажа означает крепление датчика на корму (транец) судна. Преимуществом такого способа является возможность легкой установки и демонтажа датчика, особенно если использовать съемную струбцину с датчиком. С помощью такой струбцины можно легко убрать датчик, чтобы не повредить его, например, при перевозке лодки на прицепе. Также, установка на транец дает лучшие результаты работы датчика, чем установка сквозь корпус, при скорости движения более 30 миль в час (48 км/ч).
Советы по монтажу датчиков с установкой на транец:
- Не устанавливайте датчик вблизи забора воды или выпускных отверстий; или ребер жесткости, фитингов, или неровностей корпуса.
- Не устанавливайте датчик в месте, на которое корпус судна может опираться при транспортировке или хранении.
- Для наиболее эффективной работы, датчик должен соприкасаться с ровной водой, без пузырьков и турбулентности
- Для наиболее эффективной работы, луч датчика должен быть направлен прямо в сторону дна. Поскольку на многих суднах транец не строго вертикален, компенсируйте это с помощью установочного кронштейна.
- Оставьте место над кроштейном, чтобы при необходимости (например, механическом воздействии препятствия) датчик мог подняться вверх и избежать повреждений.
- В случае установки на ступенчатый транец, монтируйте датчик на нижнюю ступеньку, однако оставьте место над кронштейном, чтобы датчик мог повернуться вверх при необходимости.
- Рекомендуется установка на сторону транца, где где лопасти винта движутся вниз.
- Устанавливайте датчик как можно ближе к центральной линии судна, но не менее чем в 15 см от радиуса лопастей двигателя.