- Боги Славян
- Добрый день!
- Боги-Покровители охоты и животноводства
- Повелительница охоты – богиня Девана. Что олицетворяет и существует ли день, посвящённый дочери Перуна?
- Покровительница охоты – кто она?
- Фото, как выглядела дочь Перуна
- Оберег повелительницы
- Кому и как он помогает?
- Атрибуты
- Существуют ли дни у славян, в которые чествуют божество?
- Звериные божества в славянском пантеоне
- Боги славян
- Славянские боги
- Баба
- Белобог
- Велес
- Дажьбог
- Додола
- Дрёма
- Дунай
- Земун
- Интра
- Карна
- Квасура
- Коляда
- Корочун
- Кощей
- Кривда (Ложь)
- Купало
- Купальница
- Мокошь
- Мороз
- Недоля
- Немиза
- Обида
- Пелен
- Переплут
- Перун
- Победа
- Погода
- Подага
- Полель
- Порвата
- Поревит
- Посвист
- Правда
- Провей
- Пчелич
- Радогощь
- Родомысл
- Сварог
- Светобор
- Световит
- Светогор
- Семаргл
- Ситиврат
- Страх
- Стрибог
- Сурица
- Триглав
- Троян
- Усень
- Утробог
- Хмель
- Чернобог
- Числобог
- Ярило
- Баба Яга
- Кроха
Боги Славян
Добрый день!
Боги-Покровители охоты и животноводства
Боги-Покровители животноводства и охоты.
ВЕЛЕС — скотий бог
Охотникам помогают Девана(Зевана), Ипабог, Подага, а так же апостолы Андрей и Павел, раньше они были рыбаками, и дух охотников в них сохранился.
Боги и духи — покровители животных: Вазила — дух-покровитель лошадей, Эпона — богиня-кобылица, Диверкиз — заячий бог, Рыбич — покровитель рыб, Крапчик — пчелиный царек, Протей — покровитель тюленей, ПТИЧИЧ — дух, что заботиться о птицах; ПЧЕЛИЧ — божество пчел у славян, БУДНИТАЙ — петушиный божок
Куриный бог — камень в помощь домашним птицам.
И сюда же отнесем их антогонистов — духов, вредящих животным — Кумельган — настроен против лошадей.
У ДРУГИХ НАРОДОВ
У ПЛЕМЕН МАЙОРИ: Водный Бог КИВА — страж Тихого Океана имел второй женой Хинемоану (женщину-Океан), олицетворение моря.
У Кивы и Хинемоаны было несколько детей:
- Пипихура, предок моллюска.
- Те Уру-кахикахика, источник угрей, миног и морозной рыбы.
- Варериму, предок водорослей.
- Хайн-тапирит, предок некоторых моллюсков и устриц.
- Те Раенгава, происхождение морских ежей, а также различных рыб.
- Те Кири-пакапака, происхождение луциана и морского петуха.
- Маомао, чье потомство включает морской окунь,
- Кайвахавера, предок осьминога
У АЦТЕКОВ был Бог — Пернатый Змей — Кетцалькоатль.
СИМВОЛИКА
На гербе поселка Вольгинский Владимирской области — синяя чаша с двумя змеями.
Синий цвет чаши дополняет символику, указывая на ветеринарную направленность научных изысканий и производства препаратов.
Две змеи отличающие рисунок от классической медицинской эмблемы с одной змеей, символизируют не только разработку ветеринарных препаратов, но и целый комплекс предприятий по созданию различной фармацевтической продукции как лечебного так и профилактического действия.
ВЕТЕРИНАРЫ Не только людей врачевали Косьма и Дамиан, но и братьев наших меньших. Благодарные животные знали своих благодетелей, а потому иной раз ходили за ними по пятам.
— мученица Агафия (18 февраля) — она считается покровительницей рогатого скота. Ей молятся доярки, скотоводы.
Повелительница охоты – богиня Девана. Что олицетворяет и существует ли день, посвящённый дочери Перуна?
В славянской мифологии существовала Богиня Охоты и звали ее Девана. Защитница лесных зверей, покровительница охотников, птицеловов и рыбаков. По преданиям молодая красивая девушка разъезжала на своем верном коне по лесу, и сопровождали ее два помощника-волка. Суровый нрав богини заставлял людей делать подношения в виде части добычи или девичьих атрибутов.
Покровительница охоты – кто она?
Девана была дочерью бога-громовержца Перуна и Дивы-Додолы, Богини Дождя и Грозы. Девана чем-то схожа с Артемидой, которая в Древней Греции была богиней охоты.
В книге польского писателя Яна Длугоша «Хроники Польши» дочь Перуна носит имя Джевана, а в энциклопедическом словаре XI века из Швеции ее именуют Деваной. Судя по тексту из энциклопедии и работам Б.С. Ингемана, можно построить предположение, что это все лишь псевдоним, а не истинное имя богини.
Своим неподатливым характером Девана походила на родителей. У отца, Бога Перуна, взяла воинскую силу и умения, смелость и стремление всегда и во всем быть первой. У Дивы Додолы, которая изображалась как богиня Небесной Влаги, взяла физическую красоту и гордый нрав.
Девана, имея своенравный характер, не шла на уступки никому, кто проявлял способности, превосходящие ее собственные. Наделенная талантами богиня умела превращаться в любую птицу или дикого зверя. Ее охотничьими умениями была стрельба из лука. Своими внешними данными Девана очаровывала и заставляла преклоняться.
Несмотря на то, что богиня была близка к фауне, она никогда не олицетворяла тотемное животное: волка, медведя или рысь. Девана охотилась, превращаясь в лесного зверя, мощную птицу или рыбу речную. При этом богиня стала великой охотницей, она не была воином и не вставала на тропу войны.
Капища люди устраивали в чаще леса, куда охотники, птицеловы и рыбаки сносили свои приношения перед началом сезона добычи.
Предполагалось, что дочь Перуна не только опекала и защищала лесных животных. Она учила их распознавать и уходить от опасностей, укрываться от холодной зимы, а также хитростью избегать охотников и их капканы. В то же время Девана помогала и людям во время охоты, тем самым она естественным образом поддерживала природный баланс.
Вмешательство в ход истории богини происходило в особо экстремальных случаях. Девана могла отвести охотников и их стрелы от одинокой волчицы, которая искала пропитание для своих несамостоятельных волчат. Одновременно помогала и весьма умелым охотникам, удача от которых просто в тот день отвернулась. Карала и наказывала тех, кто охотился ради веселья или для того, чтобы показать свою удаль. Девана не терпела пустого убийства – ее считали весьма умной и справедливой.
Богиню Девану отдали в жену Святобору. Славянский Бог Охоты, Лесов и Рощ имел рассудительный и спокойный характер, который немного смягчал нрав Деваны. Это помогало покровительнице охотников не совершать безрассудных поступков. Однако существует легенда, действие которой предшествовало замужеству.
Девана возгордилась своей красотой лица и непомерной силой, захотела править мирами Яви и Прави вместо деда своего, Бога Сворога. Загорелась быть главной над всеми и решать, кто прав, кто виноват в спорах между другими Богами. Однако Перун прознал о планах и решил остановить свою нерадивую дочь.
На словах договориться не удалось, и они сразились в честном бою. Отец и дочь превращались то в животных, то в птиц, то боролись на мечах. Наконец Девана обернулась рыбой и спряталась на дне морском. Оттуда ее смогла достать Богиня Макошь своей волшебной сетью.
Девана дала обещание не совершать больше таких поступков и не пытаться завоевать власть.
Однако Девана не захотела смириться с поражением и стала мстить мужчинам. Завлекала их в дом-ловушку своей красотой и сладкими речами. Оттуда отправляла их в мир Нави, откуда, как известно, выхода нет. Перун узнал о событиях от Семаргла, Бога Огня, и выдал дочь замуж за Святобора.
Фото, как выглядела дочь Перуна
Покровительница охотников изображалась молодой, красивой и физически сильной девушкой, похожей на амазонку. Глаза были зелеными, цвета листвы на деревьях; на голове толстые косы. Одета она была в роскошную кунью шубу, которая была обшита мехом белок. Поверх одежды на деве была надета волшебная шкура хищного волка или медведя, которая защищала хозяйку от снегопадов и дождей.
Капюшон представлялся в форме головы убитого дикого животного. В левой руке у богини всегда был верный лук и капкан, а в правой руке покровительница носила рогатину на медведя или копье. Охотничий острый нож быт заткнут за пояс; с ним дева никогда не расставалась.
Оберег повелительницы
Обережный символ покровительницы охотников Деваны изображен в виде пересекающихся линий, которые образуют своеобразную звезду. Звезда имеет семь лучей, один из которых направлен вверх, два – по боковым сторонам, и два направлены вниз.
Кому и как он помогает?
Звезда помогает людям:
- почувствовать уверенность в своих силах;
- распознать опасность;
- не совершать ошибки.
Подойдет людям, которые находятся в начале пути самосовершенствования. Оберег направит на истинный путь и не даст совершить поспешных выводов. Укажет на способы решения проблемы, подарит ума для ее устранения и приведет к удачному завершению.
Атрибуты
Атрибуты покровительницы охотников представлялись в виде двух белых волков. Из предметов выделялись плащ или кусок меха, наброшенный на плечи. Венчал плащ капюшон из головы зверя: волка или медведя.
Требы или подношения от охотников, рыбаков или ловцов птиц выражались в делении добычи:
- часть мяса дикого зверя;
- меха;
- половина улова или туши птиц.
Девушки преподносили продукты и пищу, приготовленную своими руками, например, пироги. Также Девана принимала девичьи аксессуары: бусы или ленты.
Существуют ли дни у славян, в которые чествуют божество?
Доподлинно не известно, существовал ли отдельный день, посвященный Деване. Так как она покровительствовала над охотниками, рыболовами и птицеловами, то было принято преподносить дары перед тем, как отправиться в лес или на водоем. Это делалось для получения удачи и защиты от божества. По окончанию добытчики делились уловом, мясом или мехом в знак благодарности за щедрость и поддержку.
- Зима – это время для смелых и стойких добытчиков. Разрешается охота на волка, лисицу, лося, кабана, оленя, лань и зайца.
- В марте-апреле выходят птичники на глухаря, гуся и селезня.
- В середине лета идут на сусликов, сурков, кабана и крота.
- Осенью охотники отправляются за трофеями из норки, куницы и песца, а также продолжают выслеживать медведя и кабана.
В связи с этим праздничными днями можно считать дни открытия охоты и рыбалки. В течение года могут праздновать несколько раз, так дни начала и окончания охоты на разных животных или птиц могут отличаться.
Справедливость Деваны поможет распознать ошибки и неприятности, убережет от них и укажет путь к успеху. Защитница и покровительница охотников подарит награду честным и покарает хвастливых. Оберег в виде звезды подарит уверенности в собственных силах, укрепит и сбережет здоровье.
Звериные божества в славянском пантеоне
В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо «волк» говорили лютый, а себя называли «лютичи».
Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. С принятием христианства отношение к языческим жрецам изменилось, и потому словом «волкодлак» (т.е. облаченный в длаку – волчью шкуру) стали называть злого оборотня, позднее «волкодлак» превратилось в «вурдалак».
Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до ХХ в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.
Миф о Медведе — хозяине леса и могущественном божестве – сохранился в русских сказках. Истинное название этого зверя-божества было столь священным, что не произносилось в слух и поэтому не дошло до нас. Медведь — это прозвище зверя, означающее «недоед», в слове «берлога» сохранился и более древний корень – «ер» т.е. «бурый» (берлога – логово бера). Довольно долго медведя чтили как священного зверя, и даже намного позднее охотники все еще не решались произносить слово «медведь» и называли его то Михайлом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой.
Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища. По названию рогов – «соха» – оленей и лосей часто называли сохатыми. Русские женщины уподоблялись богиням, надевая головной убор с рогами, сделанными из ткани, — кичку. Отголоском мифов о небесных Лосихах служат народные названия созвездий – Большой и Малой Медведицы – Лось и Лосенок. Небесные богини Оленихи по преданию посылали на землю новорожденных оленят, сыпавшихся, подобно дождю, из туч.
Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком, изображением одной или двух конских голов. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам считались могучим оберегом.
Боги славян
Из книги Вадима Казакова «Мир Славянских Богов»
Славянские боги
Баба
(Мать, Ма, Ма-Дивия, (Eστία/Гестия (греч.), Vesta (лат.), Табити (скиф.))
— имя женского предка, богиня-хранительница домашнего очага, незыблемости, постоянного достатка.
- Треба: каша, хлеб, пироги, зерно.
- Дни: 1 стж, 11 врс, 3 лст.
Белобог
(Белбог, Белун (белорусс.), Беляк, Bjely bóh (луж.), Belenus (кельт.), Goibniu (ирл.), Gofannon (валл.), Ен (коми.), Спента-майнью (ир.), Ильмаринен (фин.), Илмайллине/Ильмойллине (карел.), Инмар (удм.), Ну-ми-Торум (обск. угр.), Кальвис (латыш.), Телявель (лит.))
— Бог добра, света, богатства, Бог-помощник Сварога. Противостоит Чернобогу.
(Браги (сканд.), Эйнемойнен (фин.), Bajas (италий.))
— Бог песен, славословий, музыки и музыкальных инструментов. Внук Велеса, сын Тура.
Велес
(Волос, Господь, Velnias/Vielona (лит.), Velns/Vels (латыш.), Veles (чеш.), Wodan/Odin (сканд.), Кылдысин (удм.), Мастор-пас (морд.), Keuri (эст.), Kekri (фин.), Zempat (прусс.), Вала (инд.), Лельвани (хет.), Тир (арм.), Юл (балт.), Воху Мана (ир.), Нуаду (ирл.), Нудд (кельт.), Ноднс (брит.), Çiva/Шива (инд.), (Eρμης/Гермес (греч.), Mercurius (лат.), Веральден-омай (саам.))
— Бог скота, пастушества, богатства, облаков, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, хозяин бесов, вестник богов, проводник умерших душ. Брат-соперник Перуна, сын Сварога, муж Мокоши.
- Треба: коровье масло, колач, свинина, ленты, горшки, вода, шкуры, мех, кожа, сало, зерно, овёс, мёд, щука, яйца, шерсть, холсты, деньги, хлеб, баранки, вино, пиво, молоко, баранина, куря-тина, козлятина, мясо тетерева, гороховые комья, каша, плоды, клюква, цветы, трава, семена, репник сушёный, «воложное масло».
- Дни: 1 стж, 6 стж; 6 лтн-18 лтн (Велесовы святки); 12 лтн; 24 брз; 12 квт; 21 квт-24 квт; 30 квт/1 трв; 9 трв; 9 лпн; 17 лпн; 3 срп; 9 срп; 18 срп; 20 срп; 3 врс; 24 жлт; 4 лст; 10 грд; 5/6 свт.
- Вестник: ворон, числа 6, 12.
(Волхов, Волховец, Волк, Вольга, Змей Огненный Волк, Огненный Вук (серб.), Локи (сканд.))
— Бог чародейства, оборотничества, войны, удальства, повелитель зверей. Сын Интры.
- Воплощение: серый волк, ясный сокол, гнедой тур — золотые рога.
- Дни: 23 квт; 23 трв (?); 10 грд; 29 грд.
Дажьбог
(Даждьбог, Дайбог, Дажбо, Даже, Daćbog (зап. слав.), Дабог, Даба, Даjбог (серб.), Dagbra (брит.), Митра (инд.), Мифра (ир.), Мгер (арм.), Атум-Ра (егип.), Peive (саам.), Чи-пас (морд.), Ош-Кече (мари.), Узил (этр.), Sol (лат.), Сварожич/Zuarasiz, Swayxtix/Suaixtix (прусс.), Дагда (ирл.), Lug (кельт.), Арэв (арм.), Тиват (лув.), Tiyat (палай.), Sūryā/Сурья (инд.), Царь Горох)
— Бог летнего солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога. Супруг Живы. Отец Орея — прародителя белых людей. Почитался на полудне.
- Треба: блины, горох, холст, мёд, орехи, яблоки, говядина, свинина, оленина, конина, баранина, тетерева, коровай, узорные хлеба, рожь, пшеница, ячмень, яйца, вино, плоды, овощи, цветы, деньги.
- Дни: 24 чрв; 3 срп; 8 срп; — лебеди.
— Богиня воды. Дочь Переплута. Жена Дуная. В соответствии с местным обычаем, ей даётся имя реки данного края.
- Треба: каша, деньги, хлеб, молоко, пиво, вино.
- Дни: 3 квт; 10 грд; 6 стж;
- Воплощение: щука.
(Дева, Дивия, Дина (валах.), Diana (лат.), Skadi (др. исл.), Артемида (греч.), Dzewana, Зевония (польск.), Medeine (лит.), Араньяни (инд.), Vires-akka (саам.), Dźiwica (луж.), Devana (чеш.))
— Богиня охоты, заповедных лесов, зверей, девиц (девичьи тайные охотничьи общины). Дочь Додолы и Перуна. Жена Волха (?).
- Воплощение: луна (Vaitashura (скиф.)).
- Треба: мясо диких животных, шкурки соболей и куниц, пирожки, ленты.
- Дни: охоты, выдачи девиц замуж, сватовства.
Додола
(Dzydzilelya (польск.), Циця, Циза, Дидилия, Дзифилия, Додоле/Дудуле/Ойлуле (болг.), Додилаш/Дудулейка/Додолице (серб.-хорв.), Пеперуда/Перперуна (серб.), Вурунсему (хет.), Рауни (карел.), Гудыримумы (удм.), Jondol (морд.), Zizlila (чеш.), Перыня, Перуница, Молонья, Маланьица, Летеница (чеш.))
— Богиня грозы, молнии, дождя, весны, кормления детей. Супруга Перуна.
- Треба: каша, холст, курятина, мак, деньги, соль, чес-нок, освящённые травы, пшеница, хлеб, борщ.
- Дни: 3 лтн, дни бездождия (?).
(Cpe?a (серб.), Счастье, Удача, Оресница, Наречница, Рожделница, Суденица, Встреча, Устрьча, Fortuna (лат.), Лахесис (греч.), Лайма (лит., ла-тыш.), Верданди (сканд.))
— Богиня счастливой судьбы, удачи. Младшая сестра Мокоши и Недоли. Покровительница женщин, бывших один раз замужем.
- Треба: как Мокошины
- Дни: как Мокошины; 12 чрв; 28 лст.; третий день после рождения.
Дрёма
— Богиня дремоты, сонных мечтаний, сонливости, лени. Супруга Сна.
Дунай
(Дон, Днепр, Донбеттыр (осет.), Ùpinis dievas (лит.), Potrimpus (прусс.), Усыня, Нил (егип.), Тибр (лат.))
— Бог рек и рыболовства. Отец русалок, супруг Даны. Брат Святогора и Святибора. В местных обычаях ему присваивается имя самой большой реки.
- Треба: холст, яйца, блины, каша, деньги, хлеб, мёд, конина, пиво, вино, петух, железо (топоры, ножи, гвозди).
- Дни: 3 квт; 11 квт; 19 срп; 2 врс; 12 врс; 18 врс (треба – гусь в ночь под 18); 10 грд.
(Deus/Diēspiter (лат.), Zeuz (греч.), Deiwas (общеиндоевр.), Dyāus (инд.), Tyja (польск.))
— Верховное Божество. Дед богов. Древнейшее имя Сварога. Вернее, Сварог — одно из имён Дыя.
- Треба: сродни Свароговой.
- Дни: 12 лст.
(Журба, Zelu/Zeloň (чеш.), Жьля)
— Богиня похоронного плача, провожающая на погребальный костёр. Отсюда “жальник” — могила. Сестра Карны. Дочь Мары и Кощея.
- Треба: поминальные милодары.
- Дни: похороны.
(Живот, Живана, Живена, Сиба, Сьва, Сива, Весна, Туран (этр.), Zinia (крито-микен.), Sif (герм.), Seewa (лит.), Żywa/Zywye (польск.), Μαία (греч.), Maia (лат.))
— Богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруга Дажьбога. Мать Орея.
- Треба: пироги, хлеб, ленты, цветы-венки, холсты, молоко, крашеные яйца, пшённая каша, печенье “жаворонки”.
- Дни: 9 брз; 24 брз; 19 квт; 28 квт-2 трв; 1 трв; 2 трв (Красная Горка).
Земун
(Žemĭna (лит.), Прпоруша (серб.), Амалфея (греч.), Су-рабхи/Вирадж/Pŕśni (инд.), Audhumbla(сканд.), Ziemne (латыш.), Замунь)
— Богиня корова. Кормилица Велеса. Богиня скота, облаков-туч, земли. Земун питает своим молоком молочные реки Небесного Ирия. Исполнительница желаний. Личина Лады.
- Треба: хлеб, молоко, кисель, пиво.
- Дни: 8 брз; 10 квт; 17 врс.
(Зорька, Заря, Зареница, Утренница, Usas/Ушас (инд.), Аврора (лат.), Аустра (латыш.), Aušrà (лит.), Eastre (др.-англ.), Ужара (марий.), ’Ηώς/Эос (греч.), Тезан (этр.))
— Богиня зари, рассвета, очищения, здоровья, детей, любви, зрения, пения (у индусов). Мать Усеня. Дочь Дажьбога.
- Треба: как Живе.
- Дни: 12 чрв; 15 жлт.
Интра
(Индра (инд.), Индрик-зверь, Инорог, Инрок, Зилант, Змиулан, Гидра (греч.), Умар (марий.), Сумман (лат.), Такшака (инд. царь-змей), Вы-ндрик, Единоок, Otur (герм.), Ондра)
— Бог войны, погоды, тучеводитель, Бог источников, колодцев, отец зверей, нив, урожая, змей, плодородия, за-щитник народа. Брат-противник Змея Ящера. Отец Волха (?).
- Дни: 18 стж; 30 трв (змеиные свадьбы); 1 лпн; 11 срп; 15 врс (змеиные дни); 23 грд.
Карна
— Богиня скорби, похоронного обряда, го-ря. Дочь Мары, сестра Жели.
- Треба: поминальные милодары, цветы.
- Дни: после смерти, до похорон.
Квасура
(Квасир (сканд.), Raugupatis (лит.))
— Бог таинства хмелеваре-ния. Лада научила Квасуру готовить питный мёд (сурью).
Коляда
(Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Калёнда)
— Бог пиршеств, еды, календаря, веселья, жертвоприношений. Личина Хорса.
- Треба: деньги, зерно, мёд, мука, соль, вино, масло, свинина, козлятина, баранина, сало, хлеб, узорное печенье, блины, яйца, яблоки, крендели, баранки, сли-вы, вишни, кутья, узвар.
- Дни: 29 грд.
Корочун
(Карачун (?), Керечун (карпатск.), Крачун (болг.), Krečunu (рум.))
— Бог самой длинной ночи, порождение Чернобога.
Кощей
(Кош, Кощеище, Кащей, Kościej (польск.), Вий, Вим, Ний, Nya/Nyja (польск.), Ниян, Ниан, Ный, Навь, Нава, Нават, Шелудивый Буня-ка (на Волыни), Солодивый Бунио (Подолия), ‛Άιδης/Аид (греч.),Dis pater (лат.), Аита (этрус.), Калм (эст.), Πλούτων (греч.), Плутон (лат.), Балор (кельт.), Ruta (саам.), Спандарамет (арм.))
— Бог подземного мира, подземного солнца. Противник Дажьбога. Супруг Мары. Порождение Чернобога.
- Треба: вино, масло, зерно, вода, железо.
- Жертвы не приносятся.
- Дни: 3 лтн; 17 лтн; 29 лтн; 25/26 грд (ночь).
Кривда (Ложь)
— Богиня лжи, обмана, неправды. Дочь Суда и Недоли.
- Треба: козлятина.
- Дни: Судебные дни.
Купало
(Купала, Купидон (лат.), Купалец, Купалич, Купебозе, Купайло (укр.), Купалищ (белор.), Аплу (этр.), Άπόλλων/Аполлон (греч.), Cupra (италийск.))
— Бог очищения, вожделения, любви, брачных пар; связан с водой и огнём. Личина Дажьбога. Брат Усеня, Радогоща, Коляды. Супруг Купальницы.
- Треба: курятина, орехи, чеснок, мёд, цветы, венки, горох, хлеб, блины, пироги, зерно, узорное печенье.
- Дни: 24 чрв.
Купальница
(Ладо, Lada (чеш.), Krasopani (чеш.), Лето (греч.), Адити (инд.), Ла-тония (греч.), Анна (брет.), Дану (ирл.), Ёрд (сканд.), Калташ-Эква/Иоли Торум Шань (манси), Дон (валл.), Мааема (эст.), Маддер-акке (саам.), Юман-ава (марий.), Уни (этр.), Мать-Сыра-Земля (русск.), Гера (греч.), Гея (греч.), Alado (польск.), Rato (крито-микен.), Юнона/Tellus (лат.), Деметра (греч.), Ардвисура Анахита (ир.), Анаит (арм.), Инанна (шум.), Кибела (ма-лоаз.), Церера (лат.), Zemes māte (латыш.), Prthivi(инд.))
— Богородица, мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Женское воплощение Рода. Супруга Сварога. Богиня Земли.
- Треба: оладьи, каша, хлеб, сыр, мёд, медовые лепёшки, говядина, конина, баранина, творог, оленина, масло, курятина, крупа, пироги, нити, узорное печенье, шкурки куниц, ласок и соболей, зерно, яйца, пиво, платки, полотна, шерсть, сосуды, молоко
- Свещенные животные: коза, гуси, олениха, ласточка, божья коровка.
- Дни: 3 лтн; 30 лтн; 9 брз; 22 квт; 2 трв; 10 трв; 8 лпн; 6 срп; 17 срп; 27 срп; 11 врс; 28 лст; 23 грд.
(Лелия, Hely, Ileli, Lala (этр.), Ляля (белор.), Алпан (этр.), Лакшми (инд.), Афродита (греч.), Аргимаспа/Артимаспа (скиф.))
— Богиня девичьей любви, младшая Рожаница, покровительница влюблённых, богатства, красоты, счастья. Дочь Лады. Супруга Семаргла.
- Любимый зверь: заяц.
- Птицы: лебедь и воробей.
- Треба: каша, хлеб, сыр, мёд, молоко, масло, сметана, творог, яйца, цветы.
- Дни: 22 квт; 11 врс.
(Лед, Ляд, Lyada (польск.), Маворс/Марс (лат.), Арес (греч.), Арей (скиф.), Веретрагна/Вархран/Бахрам (ир.), Тюр (?) (сканд.), Ladoň (чеш.), Turisas (фин.), Skanda (инд.))
— Бог боя, войны. Сын Семаргла и Лели.
- Месяц: березень.
- Свещенные животные: волк, олень, бык.
- Треба: молодняк скота, конина, говядина, оружие, пиво, железные вещи.
(Марена, Коровья Смерть, Кикимора, Jambeakka (саам.), Марцана, Marzyana (польск.), Маржена (польск.), Муриена/Мармуриена (словац.), Мора, Маруха, Марана, Марина, Морена, Мармор (лат.), Мамерс (окс.), Геката/Церера (греч.), Ниррити (инд.), Мария (греч.), Моргана (брит.), Мэрроу (шотл.), Маря (латыш.), Smrtonoska/Morana/Mařena (чеш.), Smertnica (луж.), Giltine (лит.), Лоухи (?) (фин.), Куга (серб.), Морриган (ирл.), Марыся (бе-лор.), Marica (италий.), Hel (сканд.), Хольда (герм.))
— Богиня Смерти, болезней, холода, зимы, зла, ночи, тьмы, чёрного колдовства, гнева. Дочь Сварога, супруга Кощея, Велеса. Мать Обиды, Мсты, Карны, Жели, Угомона, Сна, Мора, Мороза, Лени.
- Треба (на перекрестках): морковь, рыба, баранина, репа, кисель, мёд, говядина, конина, цветы, каша, вино, колачи, пряники, пирожки, корнеплоды, оладьи, ленты.
- Дни: 5 лтн; 3 брз (кикиморы); 23 брз (проводы Зимы); 20 квт; 13 трв (?); 26 лпн; 1 срп (?); 17 срп(?); 13 лст; 25 лст; 17 грд.
- Воплощение: пегая кобыла.
- Дерево: осина, ель.
Мокошь
(Макошь, Могошь, Макоша, Суденица, Деви (инд.), Пугэс (хант.), Велесыня, Могущ, Мокошка (словен.), Mococize (луж.), Makosia, Mukeš/Muuks (полаб.), Судьба, Пятница, Кармента (лат.), Клото (греч.), Верпея (лит.), Нортия (этр.), Урд (сканд.), Карта (латыш.))
— Богиня судьбы, счастья, несчастья, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охранительница коров. Прядёт нить судьбы. Связана с загробным миром. Жена Велеса. Старшая сестра Доли и Недоли.
- Треба: каша, курятина, говядина, баранина, конина, шерсть, нитки, пряжа (в источники), вино, платки, посуда, ленты, хлеб, мёд, молоко.
- Дни: 25 брз; 28 квт; 20 лпн; 3 срп; 17 жлт; 30 жлт; 28 лст.
(Марс (лат.), Танатос (греч.), Teutates (кельт.), Грох (арм.), Rut-tu/Rota (герм.), Мар (инд.))
— Бог смерти, холода, болезней. Сын Мары.
- Птица: дятел, чёрный петух.
- Треба: как Маре.
- Воплощение: сыч.
Мороз
(Морозко, Трескун, Студенец, Зюзя (белор.), Морок)
— Бог зимы, снега, холода. Сын Велеса и Мары.
- Треба: кисель, каша, печенье, кутья, блины.
- Дни: 1 стж; 10 грд; 28 грд; 5/6 свт.
(Маха (ирл.), Бадб (ирл.), Bodua (галл.), Бада (балт. слав.), Беда, Афина (греч.))
— Богиня мести, кары, войны, разрушений. Дочь Мары и Кощея.
- Воплощение: чёрная ворона.
- Треба: как Маре.
Недоля
(Невстреча, Несре?а (серб.), Лихо, Горе, Нужда, Злосчастье, Бес-счастье, Суденица, Morta (лат.), Атропос (греч.), Хельд, Скульд (сканд.))
— Богиня несчастливой судьбы, неудач, несчастья. Средняя сестра Мокоши и Доли.
- Треба: как у Мокоши, каша, нити, пряжа.
- Дни: как у Мокоши, третий день после рождения, 12 лст.
Немиза
— Богиня ветра, супруга Стрибога.
- Треба: как Стрибогу.
- Дни: 4 срп; 10 срп.
Обида
— Богиня обиды, беды. Дочь Мары. Сестра-близнец Мсты.
Пелен
(Покров, Оберег, Спас, Дзуар (осет.), Genius (лат.), Spas (чеш.), Mannsfylgja (др. герм.))
— Бог оберегания, защиты. Сын Сварога. Отец Чура.
- Треба: как Чуру.
- Дни: 3 срп; 9 срп; 18 срп; 3 врс; 4 жлт.
Переплут
(Поренут (?) (балт.), Водяник, Водищ, Черномор, Тагимасад (скиф.), Ньёрд (сканд.), Виткан (манси), Вит-хон (хантыйск.), Ποσειδων/Посейдон (греч.), Нефунс (этр.), Нептун (лат.), Ахти (фин.), Аруна (хет.), Варуна (инд.), Аутримпс (прусс.))
— Бог моря, мореходства. Отец Даны. Господин водяных.
- Треба: мёд, конина, гусятина, свинина, баранина, черный хлеб, масло, деньги (золото, серебро).
- Жертва: черный конь, черный петух, черный козел, черная корова, пчёлы.
- Дерево: сосна.
- Цвет: синий, чёрный.
- Воплощение: чёрный бык.
- Дни: 6 стж; 18 брз; 3 квт; 24 лпн; 10 грд.
Перун
(Гром, Перен, Пярун (белор.), Перон, Паром (словац.), Perun (чеш.), Piorun (польск.), Pirwa/Perwa (хет.), Parjánya/Парджанья (инд.), Пурьгине-паз (морд. эрзя), Перкеле (фин.), Perkunas (лит.), Perkons (ла-тыш.), Паргнум/Паркунс/Перкунс (прусс.), Проно (балт.), Прохн (полаб.), Айке (саам.), Тооrа (фин.), Тuuri (карел.), Тааrа (эст.), Сяхыл-Торум (ман-си.), Атям/Jondol-pas (морд. мокш.), Квазь (удм.), Pirchunis (скиф.), Tarhunt (хет.), Хшатра вайрья (ир.), Вахагн (арм.), Тару (хет.), Tor (сканд.), Taranis (кельт.), Тин (этр.), Тешуб (хуррит.), Donner/Donar (герм.), Додол, Додон)
— Бог грозы, плодородия, войны, покровитель воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель благ, дождя. Сын Сварога. Брат-соперник Велеса. Супруг Додолы. Отец Дивы, Ситиврата.
- Деревья: дуб, граб.
- Птица: орёл.
- Треба: железо (оружие, подковы), вода, говядина, квас, яйца, красное вино, каша, пироги, баранина, жир, сало, борщ, орехи, молоко, дичь, пиво, мёд, венки, зерно, золото, курятина.
- Жертва: бык, красный петух.
- Дни: Первая весенняя гроза; 25 брз; 13 лпн; 21 лпн; 28 каждого месяца, четверг.
- Праздник: на 27 день после Купалы.
- Число: 8, 4.
- Предметы: молот, обвитый гороховой соломой. 9 сил, 27 имён.
- Цвет: красный, золотой, серебряный.
Победа
(Ника (греч.), Victoria (лат.), Матерь-Сва (?))
Погода
(Догода, Pogoda (польск.), Нот (греч.))
— Бог южного летнего ветра, хорошей погоды. Сын Стрибога.
- Треба: сродни Стрибоговой.
- Дни: 8 стж; 28 квт; 30 квт (?); 4 срп.
Подага
— Бог восточного весеннего ветра. Сын Стрибога.
- Треба: сродни Стрибоговой.
- Дни: 5 квт; 28 квт (?).
Полель
(Polel (польск.), Лель, Люль, Kāma/Кама (инд.), Amor/Амур (лат.), ‘Έρως/Эрос (греч.))
— Бог страсти, любви. Младший брат-близнец Лели. Треба сродни Купале.
Порвата
(Пора, Pomona (лат.), Portunus (лат.), Porvata (чеш.), Юмале (лит.), Jumala (латыш.))
— Богиня плодородия. Супруга Поревита.
Поревит
(Порович, Спорыш, Спарыш (белорус.), Полевик, Janus (лат.), PloutoV (греч.), Puruvit (балт.), Перке-кугу-юмо (мари.), Jumis (латыш.), Кулсанс (этр.), Пильвитус (прусс.), Добро)
— Бог плодородия, начал, изобилия, успеха, богатства, удачи, жизненной силы, благополучия, союзов и договоров.
- Треба: яйца, курятина, баранина, хлеб, пиво, сыр, масло.
- Воплощение: двойной колос.
- Дни: 9 стж; 9 срп; число «5».
Посвист
(Позвизд, Погвизд, Посвыстач, Похвисций, Pochwisciel, Poch-wist, Непогода, Борей (греч.))
— Бог северного зимнего ветра. Сын Стрибога.
- Треба: сродни Стрибоговой.
- Дни: 20 квт; 14 трв; 15 лст.
Правда
(Дакшина (инд.), Justitia/Юстиция (лат.))
— Богиня правды, истины, честности, верности клятве. Дочь Суда и Доли. Старшая сестра Кривды.
- Треба: зерно, деньги, плоды.
- Дни: судебные дни; 12 квт (?).
Провей
— Бог западного осеннего ветра. Сын Стрибога.
- Треба: сродни Стрибоговой.
- Дни: вторник.
Пчелич
(Букан, Букач, Бучело, Бука, Риса (кельт.), Бубилас (лит.), Tele-pinu (хет.))
— Бог пчеловодства, бортничества. Он же дух страшных снов. Внук Велеса.
- Треба: мёд.
- Дни: 17 квт; 27 чрв; 3 срп.
(Рудра (инд.), Diēvas (лит.), Dievs (латыш.), Deiws (прусс.), Корс (угр.), Танен (егип.))
— Верховное Божество (Deo Deorum), Творец вселенной. Исток Всему. Отец Сварога и Лады.
- Треба: овсяная каша, овсяный хлеб, хлеб, сыр, мёд, просо, борщ, пироги, варёная мука, лапша, творог, яйца, масло, пиво, кисель, оленина либо говядина, ягодное вино.
- Дни: 29 брз; 11 врс; 12 лст; поминальные дни.
Радогощь
(Радегаст, Родогощ, Radichost, Redigast (3-е ворот в храме) Riedegost (Riedegast) (9 ворот в храме) (балт.), Самбарис (?)(лит.), Радун, Γανυμηδης/Ганимед (греч.))
— Бог гостеприимства, торговли, урожая. Личина Световита.
- Треба: пироги медовые, колобки, оладьи, блины, пиво, венки, мёд, вино.
- Дни: 27 врс;
Родомысл
— Бог красноречия, мудрости, законов, советов. Разрешитель споров. Сын Суда (?).
Сварог
(Бог, Дид, Тиу/Тюр (сканд.), Брахма/Tvastar/Тваштар (инд.), Пра-джапати/Prajapati (инд.), Укко (фин.), Уку (эст.), Юбмел (саам.), Шкай (мордва мокша), Isten (венг.), Кугу-юмо (мари.), Нишке (мордва-эрзя), Все-вышний, /Зевс (греч.), Deus/Juppiter/Jovis Pater (лат.), Истанус (хет.), Султи-тура (чуваш.), Jumala (финск., карел.), Jumal (эст.), Папай (скиф.), Prokorimos (латыш.), Prakurimo dievas (лит.), Savitar (инд.), Ахура-Мазда (ир.), Арамазд (арм.))
— мужское воплощение Рода, Бог-Творец, Бог Неба, мудрости, покровитель брака и кузнечного дела, клятв, ремёсел, охотников. Бог, установивший закон Прави. Отец Богов. Супруг Лады.
- Треба: овсяная каша, курятина, пиво, пироги, зерно, сало, хлеб, пироги с курятиной, рыба (щука), куриная лапша, крапива, ткань, молоко, творог, яйца, сыр, ягодное вино, овсяный хлеб, оленина, говядина.
- Животные: гуси, петух.
- Дни: 1 стж; 24 брз (Открытие Сварги); 28 срп; 7 врс; 17 врс (Вырий, Закрытие Сварги); 27 врс; 4 жлт; 1-7 лст (Сварожки).
Светобор
(Святобор, Гай, Лес, Бор, Дубыня, Пушан (инд.), Пан (греч.), Puskaits (прусс.), Ажуолрович (лит.), Faunus (лат.), Сильван (лат.), Селванс (этр.), Valibuk (слов.), Вертидуб, Вернидуб, Свитибор; Zuitibor., Тапио (фин.))
— Бог лесов, боров, господин леших.
- Треба: яйца, щука, лебедь, хлеб, лепёшки.
- Дни: 20-22 лпн; 24 срп; 17 врс; 7 жлт.,
Световит
(Световид, Святовид, Святовит, Светозар, Свендовид, Vitelubbe (?) (балт.), Svatovit, Zwetobochus, Suentebueck, Svantavit, Zwantevit)
— Бог света, плодородия, урожая, осеннего солнца, зерна, боя. Почитался на западе Словени. Сын Сварога.
- Треба: медовый пирог, вино, блины, мёд.
- Животные: белый конь, орёл.
- Принадлежности: знамёна, копья, значки с орлом.
- Цвет: красный.
- Дни: 15 чрв (День Памяти Арконы); 27 врс.
Светогор
(Святогор, Горыня, Калнавертис (лит.), Skalimej, Вертигор, Снавидок (ир.))
— Бог гор, холмов, круч. Брат Светобора.
Семаргл
(Огнебог, Огник, Агни (инд.), Pahhur/Agniš (хет.), Gabis (лит.), Гибил (шум.), Паникс (прусс.), Гирра/Гирру (аккад.), Игнис (лат.), Знич, Жиж (белор.), Сурт-кугу-юмо (марий.), Сефланс (этр.), Тул-он-кугу-юмо (марий.), Вулкан (лат.), ‘Ήφαιστος/Гефест (греч.), Сварожич, Zuarasiz (балт. слав.), Атар (ир.), Руевит, Rugievit, Rinvit, Симаргл, Семиглав, Семик, Сим-рьгль, Раклий, Паникс)
— Бог огня, огненных жертвоприношений, тепла, кузнечного дела, покровитель жертвенников. Бог-посредник между миром людей и миром Богов.
- Треба: дрова, ватрушки, жир, благовония, баранина, хлеб (обязательно), зерно, масло, вино, молоко, орехи, каша.
- Животное: красный петух.
- Принадлежности: семиспиралевые жертвенники, семи лопастные подвески в виде перевёрнутых петушиных гребней.
- Дни: 23 квт (Новый Огонь); 21 трв (?); 5 чрв; 24 срп; 3 врс (?); 7 лст; 21 день после смерти человека.
Ситиврат
(Ситиворот, Пизсче-пас (морд.), Ситовень)
— Бог дождя, пло-дородия (?). сын Додолы и Перуна.
- Треба: каша, холст, мак, деньги, соль, чеснок, пшеница, хлеб, борщ.
- Дни: 3 жлт.
(Гипнос (греч.), Унтамо (фин.))
— Бог сна. Супруг Дрёмы. Отец Угомона (Покоя). Сын Велеса и Мары.
- Треба: говядина, пироги, ткань, вино, молоко, мёд.
Страх
(Рах, Деймос/Δείμος (греч.), Рарог, Рарашек (чеш. слов.), Айтварас (лит.), Twarog (кашуб.), Nahšaratt (хет.))
— Бог страха, огненного ветра-суховея. Воплощение Волха.
Стрибог
(Ветер, Вейопатис/Бангпутис (лит.), Ветрыла (белор.), Стриба, Саркис (арм.), Вата/Ваю (инд.), Ват-Лунг (хант.), Галагон (осет.), Туня-юмо (мари), Oado (кушан.), Pieggolmai (саам.), Vot-pop-anšux (манси.), Шу (егип.), Вайю (ир.))
— Бог ветра, воздушного пространства. Отец Посвиста, Провея, Погоды и Подаги. Супруг Немизы.
- Треба: лоскуты, ленты, крупа, зерно, мука (сыплется с крыши), каша, хлеб (разбрасываются куски), блины.
- Жертва: петух, потроха, пепел от костей животных.
- Дни: 28 квт; 4 чрв; 14 лпн; 4 срп; 23 врс..
(Усуд (серб.-хорв.), Dharma (инд.), Кабаинмар (удм.), Бахт (арм.))
— Бог правосудия, справедливости, истины, законов. Отец Правды, Кривды и Родомысла (?), повелитель Доли и Недоли.
- Треба: зерно, деньги, плоды.
- Дни: судебные дни; 30 чрв; 3 врс; 30 лст; вторник.
Сурица
(Sūryā (инд.), Фарн(ир.), Sol (сканд.), Sunna (герм.), Суне, Солнышко, Хотал-эква (манси))
— солнечная Богиня радости, света. Супруга Хмеля. Дочь Световита.
- Воплощение: напиток сурья (мёд питный).
- Дни: 21 брз; 8 квт; 30 чрв; 8 срп.
Триглав
(Triglaus, Trigelawus, Triglous, Tryglaw, Trimurti (инд.))
— троичность божественных сил, воплощение трёх миров (небо, земля, подземелье).
- Жертвы: птицы, скот, рыбы.
- Животные: вороной конь.
- Принадлежности: девять копий, трёхголовая капь с золотой повязкой на глазах.
- Жертва: три козлиные головы.
Троян
(Траян, Триян, Трояк (укр.), Третей, Третьяк, Диан Кехт (ирл.), Trzy (польск.), Trita Aptya/Трита Апья (инд.), Трита/Фрита (ир.), Фери-дун/Траэтона (ир.), Фаэтон (греч.), Тритон (греч.), Άσκληπιός/Асклепий (греч.), Эскулап (лат.), Тройчан, Трёхсын, Аурван (ир.), Dhanvantari (инд.), Аушаутс (прусс.), Даму (шум.))
— Бог здоровья, целебных трав, знахарства. Связан с огнём и водою. Сын трёх Богов (Сварога, Перуна, Велеса). Покровитель времени и пространства.
- Треба: травы, молоко, конина, блины, цветы, полотна, полотенца, хлеб, яйца, зерно.
- Жертва: рыба.
- Дни: 28 квт (?); 27 врс.
(Вол, Торк (болг.), Turupit (балт.))
— Бог-покровитель скота, игрищ, веселья, гаданий, пляса, буйности, страсти. Сын Велеса и Мокоши. Супруг Турицы.
- Треба: блины, козлятина, пиво, вино, ленты, яйца.
- Дни: 1 стж; 6 стж; 24 брз; 1 трв; 20 срп; 3 врс; праздники скотоводов.
Усень
(Овсень, Авсень, Говсень, Ūsiņš/Ūsinis/Ĵūsens (латыш.), Jeseň (балт.), Уши (инд.), Usil (этр.), Житень (белор.), Ausel (италийск.), Ашвин (инд.))
— Бог весны, труда, покровитель коней, мостов, пахоты. Сын Зари и Утробога. Личина Ярилы.
- Треба: жир, хлеб (два куска), молоко, мёд, пиво, подковы, блины, лепёшки, свиные ножки и кишки, жир, каши.
- Животные: пара коней, девять коней, петух, кулик, жаворонок.
- Дни: 20 брз-23 брз; 23 квт; 9 трв; 20 срп.
Утробог
(Заребог, Ютрабог (польск.), Йотербог (зап. слав.), Uniwit (балт.))
— Бог утра, зари, суток. Супруг Зари.
Хмель
(Месяц, Арма (хет.), Син (шум.), Kušuh (хурр.), Meness (латыш.), Mėnuo/Mėnulis (лит.), Мен (фриг.), Mani (сканд.), Мах (ир.), Чандра (инд.), Ики (хант.), Этпос-Ойка (манси.), Soma (инд.), Хаома (ир.), Нектар (греч.))
— Бог хмеля. Супруг Сурицы.
- Треба: молоко, сок хаомы(у иранцев), пиво, зерно, вино, цветы, говядина, конина (у иранцев), опара для теста.
- Жертва: бык.
- Дни: 16 лтн (Оклички); 22 брз (закликание Месяца – «Золотые рожки»); 8 квт (встреча Месяца с Солнцем); 20 квт; 24 квт; 6 лпн (играние Месяца); 21 срп; 13 жлт. Ksiezyc (польск.), понедельник.
(Хърс, Хръс, Харс, Хорос, Хрос, Хурс, Гурс, Хур (осет.), Гурк, Корс, ‘Ήλιος/Гелиос (греч.), Орш, Корша, Кърт, Kirt (нем.), Horse (ита-лийск.), Херс, Хрс, Хрсовик (серб.), Хорус (чеш.), Гор (егип.), Божич (болг.), Божик’ (макед.), Божић (серб.), Bôžič (словенск.), Bòžič (хорват.), Mares (лат.))
— Бог зимнего солнца, зерна, озимых, холодов, покровитель скота (особенно коней). Бог грома, хозяин чертей и волков.
- Треба: конина, говядина, оленина, свинина, блины, яйца, орехи, молоко, масло, кутья, хлеб, мёд, кисель, зерно, подковы, оружие.
- Дни: 1 свт-12 свт; 29 грд; 14 стж; 20 срп.
Чернобог
(Царнибу (балт.), Surt (сканд.), Сет (егип.), Керемет (удм.), Киреметь (чув.), Омоль (коми.), Куль (перм.), Куль-Отыр (манси.), Кынь-Лунг (хант.), Zcerneboch, Черняк, Ангро-Манью (ир.), Tiarnaglof, Церноглов (балт.), Čorny bóh (лужич.), Pekols/Patulas (прусс.))
— Бог Зла, лжи, несча-стья, ненависти, тьмы, ночи. Противник Белобога и Вышних Богов.
- Требы: как Маре.
- Воплощение: ворон, волк, лютый зверь.
- Число: 3, нечётные чис-ла.
- Предметы: серебряные усы на капи чёрного цвета, чёрная чаша.
- Дни: 25/26 грд (ночь); 29 лтн; 2/3 срп (Тёмное Солнце); 2/3 врс (ночь).
Числобог
(Кронос (греч.), Зерван (ир.), Кала (инд.), Сатурн (лат.), Сатре (этрусс.), Тот (егип.), Жук у Жаманак (арм.))
— Бог времени, букв, чисел, календаря.
- Треба: зерно, плоды, пироги, вино, мёд, говядина.
- Предметы: верёвка с узелками (веремя).
- Дни: 9 стж; 21 грд.
(Щур, Чурич-Родич, Арсури (чуваш.), Велен-пас (морд.), Terminus (лат.), Seimi dewos (прусс.), Kynfylgja (др.герм.))
— Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага, хозяин домовых.
- Треба: зерно, хлеб, плоды, вино, мёд, курятина, лоскуты, борщ, каша, деньги, молоко (выливается в яму у межевого камня).
- Дни: 28 стж (Кудесы); 29 брз; 30 квт; 27 лпн; 3 врс; домашние праздники. 12 лет.
(Юша, Ящер, Яша, Çeşa/Шеша (инд.), Yesza (польск.), Jassa (польск.), Ажи Дахака (ир.), Аждаха (серб.), Ахи Будхинья (инд.), Бадняк (болг.), Аждахак (арм.), Лекеон (арм.), Левиафан (жид.), Ёрмунганд (сканд.), Мехента (егип.), Змей Горыныч)
— Змей, держащий землю. Брат Интры и Кощея.
- Треба: зерно, мясо, соль, вино, цветы.
- Дни: 30 трв (Змеиные свадьбы); 11 срп; 3 врс; 15 врс (Змеища, Змеиные дни); 17 врс.
Ярило
(Ярила, Яр, Ерыло (белор.), Ярцы, Эрил (лат.), Liekio (фин.), Yarri (хет.), Pergrubrius (прусс.), Арес/Эрос/‘Έρως (греч.), Герман/Джерман (болг.), Jарило (серб.-хорв.) Яровит, Herovito (балт.), Herilus (италийск.), ‘Έρως (греч.), Ярко, Телепинус (хет.), Тарку (арм.), Геркле (этр.), Геракл (греч.), Геркулес (лат.))
— Бог весеннего солнца, страсти, любви, деторож-дения, плодородия, скота, пивоварения, земледелия, ярости, войны, зверей. Супруг Ярицы (Ярилицы, Гермеруды (фрак.)). Её воплощение: девушка в белом, на белом коне, с ржаными колосьями в руке.
- Треба: блины, оленина, конина, свинина, козлятина, курятина, говядина, узорный хлеб, пироги, печенье, лепёшки, семена, зерно, каша, молоко, яичница, пиво, цветы, ленты, овощи, мёд, чеснок, квас, пряники.
- Предметы: Золотой щит.
- Дни: 20 брз-23 брз; 15 квт; 23 квт; 27 квт; 5 чрв; 30 чрв; 20 срп.
«Есть также заблуждающиеся, которые пересчитывают богов, тем разделяя Сваргу. Они будут отвергнуты Родом, так как не вняли богам. Разве Вышень, Сварог и иные — суть множество? Ведь Бог — и един, и множествен. И пусть никто не разделяет того множества, и не говорит, что мы имеем многих богов.
И вот свет Ирия идёт к нам. И да будем мы достойны его!»
(«Велесова Книга», III 30/8)
Дополнение
Баба Яга
(Ježibaba, Jenži (словац.), Jezinka (чеш.), Jądza, Jędzi-baba (польск.), Жер-Баба (чечено-ингуш.), Кампир Оджуз (тадж.), Нашгушид-за/Нагучица (адыг.))
— лесная колдунья, чья избушка стоит на границе мира людей и мира Нави.
(Bhoi-dho-s (индоевропейское), бiс (укр.), бяс/бес (болг.), куль (ман-си), baisus (лит.), bŭjec (серб.-хорват.), bus (чеш.), bies (польск.), bês (сло-вен.), δαίμων/демон (греч.))
— злой дух, ужас. Порождение Чернобога.
Кроха
(людок (лужиц.), дребен (словенск.), лутоня, мальчик-с-пальчик, телюшок, krsek (чеш.), krâsniak (кашуб.), карлик, гном)
(Арий, Ара (арм.), Aryamán/Арьяман (инд.))
— прародитель белых людей, племени ариев (арийцев). Первочеловек (Первопредок). Сын Дажь-бога и Живы. Требы как Роду. Почитается на зачине и в дни поминок.
(чорт, crt (словен.), cĕrt (чеш., слов.), czart (польск.), сьrt (обще-славянск.), шут, ончутка, шиш, шишига, шатун)
— злой дух, проклятый, оборотень. Отец упырей. Порождение Чернобога.