Другой театр утиная охота

Другой театр утиная охота

О ПЬЕСЕ

«Утиная охота» — культовая пьеса начала 70-х, абсолютная советская классика, высшее достижение драматургии того времени — и, тем не менее, произведение с очень сложной сценической судьбой. Пьеса не была официально запрещена, но и постановки ее не поощрялись. В результате она так и не получила адекватного воплощения, хотя ее ставили и во МХАТе, и в театре им. Ермоловой (в свое время открывшем драматурга А. Вампилова). Неудачной оказалась и ее экранизация, хотя за плечами у режиссера В. Мельникова был блестящий фильм по вампиловскому «Старшему сыну» с Е. Леоновым, Н. Караченцовым, М. Боярским и С. Крючковой.

О РЕЖИССУРЕ

Режиссер П. Сафонов во время работы над пьесой решал для себя, наверное, главный вопрос – надо ли ставить ее в стилистике «советское ретро», так популярной сегодня, или стоит попытаться «актуализировать» ее, сделать злободневной, современной.
Рассматривалась еще одна возможность – перевести ее во «вневременной» контекст, в пространство чистой драмы. а, возможно, и трагедии: ведь путь, который проходит на наших глазах Зилов — это, безусловно, путь трагического героя.
Сафонов не пошел по первому из обозначенных тут путей (думается, самому простому), хотя и в оформлении художника Н. Симонова , и в костюмах Е. Панфиловой отчетливо проскальзывают мотивы советских провинциальных 70-х — пусть и весьма обобщенные. Насильственной «актуализации» тоже не произошло.

ОБ АКТЕРАХ

«Утиная охота» — это в первую очередь ее главный герой. Задача режиссера номер 1 — максимально яркое, точное и выразительное воплощение образа Виктора Зилова. И это, как выясняется, совсем непросто. Главную роль в «Утиной охоте» играли в свое время О. Ефремов, В. Андреев, О. Даль, а в недавней постановке МХТ К. Хабенский — и все же, кажется, ни один из них не создал образ, адекватный вампиловскому Зилову.

В нашей постановке Зилова играет Владимир Епифанцев — мощный харизматик, артист одновременно брутальный и глубокий. Сафонов считает, что ему под силу сыграть тут именно трагедию, показать сильного и неординарного человека, обрушивающегося под грузом ничтожных, но непобедимых обстоятельств. да и некоторых особенностей собственного характера.
«Аккомпанирует» Епифанцеву сильный сценический ансамбль. Впрочем, «аккомпанировать» – неточное слово, ибо у Вампилова нет ни одного безликого, проходного персонажа, все роли у него насыщенные и выразительные. В первую очередь – женские.
Жену Зилова Галину играет Ольга Ломоносова. Ирину, девушку, в которую Зилов влюбляется, как в последний раз – Надежда Михалкова. Это ее дебют на театральной сцене – до этого Надя только снималась в кино.
Среди исполнителей-мужчин стоит указать Сергея Фролова (Кушак, начальник Зилова) и Андрея Кузичева (Кузаков, друг Зилова). Саяпина играет Максим Браматкин, а Официанта — Денис Яковлев (в «Розенкранце. » он блестяще исполняет роль Гертруды).Кстати, специально для роли Официанта Денис отпустил усы, но сразу после премьерных спектаклей 6 и 7 марта он был вынужден их сбрить, т.к. 12 марта у него был «Розенкранц. «, а играть Гертруду в усах.

Болезнь века

«Утиная охота», «Другой театр», режиссер – Павел Сафонов

Итак, Виктор Зилов работает инженером, обманывает жену с любовницей, а надоевшую любовницу – с опостылевшими друзьями, а от друзей мечтает сбежать на охоту на уток. Пересказ сюжетной канвы необходим: в зале все больше молодежь, которая о Вампилове ни сном ни духом, зато чрезвычайно живо реагирует на происходящее. То, что спектакль ориентирован на поколение тридцатилетних, будто бы разрешает Сафонову и его команде вовсе не задумываться о шлейфе актерских работ, который за Зиловым тянется. Это история о «здесь и сейчас», и оттого спектакль приобретает не комедийный, а сатирический оттенок. Сафонов бьет по больному месту с размаху и точно.

Читайте также:  Охота куропатку с спаниелем

Пьеса Вампилова словно повисла в безвоздушном пространстве, тщательно лишенном временных признаков. Детали обстановки можно вписать как в сегодняшний день, так и в советскую эпоху. Неоновая вывеска кафе (то ли с фотографии шестидесятых годов, то ли перенесенная с сегодняшней Тверской). Мини-платье в горошек (то ли из бабушкиного сундука, то ли модный нынче ретро-стиль). Диван и торшер (то ли из «ИКЕА», то ли из советского мебельного магазина).

В спектакле заняты популярные актеры, все сплошь «медийные» – Ольга Ломоносова, Надежда Михалкова, Владимир Епифанцев, Сергей Фролов. Играют все так, как будто очень соскучились по театру в своих сериальных работах: смачно, сочно, внимательно.

Несколько лет назад Епифанцев исполнил роль Треплева в «Чайке», которую Сафонов поставил в Театре им. Вахтангова. О «чеховских мотивах» в «Утиной охоте» говорено не раз, но в этом контексте они как-то особенно очевидны. Причем до такой степени, что Зилов со своим ружьем и утками напоминает Треплева со стихами и чайкой с точностью до наоборот.

Сочувствовать Зилову – невозможно. Он безоговорочно отвратителен, и отвратительность эта замечательно сыграна Епифанцевым, который не только анфан террибль из трэш-спектаклей и кинобоевиков, но и замечательный драматический артист. Путем трагического героя, собирающегося стреляться, тут и не пахнет. Вот его знобит от абстинентного синдрома, вот он орет на хрупкую бледную жену (Ольга Ломоносова), которая любит мужа вымученно, болезненно. Она тоже играет ложь – ложь о влюбленном в нее друге детства, но только чтобы облегчить себе пути к отступлению, чтобы иметь возможность уйти. Даже в совсем молоденькую девушку (дебют на театральной сцене Надежды Михалковой) этот Зилов не влюбляется безоглядно, а точно пробует и ее изуродовать, просто так, от скуки. Пришел, увидел и погубил.

Эта «Утиная охота» похожа на обман или злую шутку: точно отражаясь в кривом зеркале, не только любовь, дружба и верность, но даже обман, злость и лень искривляются, превращаясь в нечто совсем уж уродливое.

Идея ясна, и оспаривать ее глупо, хотя и очень хочется. Каждому поколению – свой герой, и у сегодняшних тридцатилетних – тот Зилов, которого они достойны. Но думать об этом ужас как неприятно, поэтому Сафонов изо всех сил старается подсластить зрителю пилюлю. Даже называет спектакль «комедией» и устраивает комические номера: вот, скажем, жена Кузакова (Анастасия Бегунова) гоняет мужа (Лера Горин) вокруг стола, загоняет его на диван и лупит благоверного сумкой, азартно на нем подпрыгивая. Вот официант Дима (Денис Яковлев), этакий инфернальный тип в черном с головы до ног, кровожадно говорит про уток: «Живые они для того, кто мажет!» Зал, конечно, хихикает.

В остальном же, не сваливаясь ни в пошлость, ни в обличение пороков, артисты совершенно беспристрастно и холодно ухитряются показать самые неприятные стороны человеческого характера. Все больны: кто безволием, кто жадностью, кто распущенностью. Но вдруг становится очевидно: их болезни никому не мешают жить, люди – они люди и есть, пусть решают квартирные вопросы. А вот болезнь Зилова куда хуже.

Каждому поколению – свой герой. Сегодняшний Зилов – это не нервный Зилов Даля, не растерянный Зилов Янковского. Сегодняшний, к сожалению, такой: бездельник и хам с лягушачьим сердцем, но зато с модной стрижкой и в чистой белой рубашечке. Такой точно не застрелится – незачем.

«Утиная охота»: 8 прочтений пьесы Александра Вампилова в театре и кино

22 октября на сцене Театре им. М. Н. Ермоловой — главная осенняя премьера: спектакль «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова. HELLO! собрал 7 самых известных прочтений этого произведения.

Лучшая пьеса Вампилова (и вообще одна из самых знаменитых советских пьес) до сих пор считается неоткрытой, неразгаданной. Написанная в 1967 году, впервые поставленная в 1976-м, она прозвучала тогда как история о потерянном поколении, чьи зрелые годы выпали на эпоху застоя с ее ложью и лицемерием. С тех пор все вглядываются в главного героя, пытаясь понять, чего же все-таки больше в Зилове — пустоты или скрытой драмы, цинизма или восприимчивости, честности или конформизма. Ведь грехов за ним числится более чем достаточно: изменяет жене, морочит голову случайной подруге, работу воспринимает как пустую трату времени и даже смерть отца превратил в какой-то фарс. И все же есть в этом сомнительном типе что-то неотразимо привлекательное.

Читайте также:  Картины охотников с ружьем

2017 год, Театр им. М. Н. Ермоловой, режиссер Евгений Марчелли, в роли Зилова — Иван Янковский, его друг Дима — Сергей Кемпо, подружка Ирина — Дарья Мельникова, жена Галина — Кристина Асмус

Сергей Кемпо, Иван Янковский и Дарья Мельникова, сцена из спектакля Лау­реат премии «Золотая Маска», художественный руководитель ярославского Театра им. Волкова Евгений Марчелли, который на днях представит новую «Утиную охоту» в Театре Ермоловой, решил буквально следовать ремарке Вампилова, на которую раньше, кажется, никто не обращал внимания: «Зилову около 30 лет». Примерно столько же и его жене Галине, и приятелям. Марчелли поставил спектакль об этом особом возрасте, когда человек все еще, как и в 20, живет под властью инстинк­тов, но уже многое успел натворить. К 30 годам за его плечами — измены, разводы, предательства. Он не нравится самому себе, но так и не понимает почему. Зрелость придет позже. А пока ему просто все надоело. В соответствии с замыслом в спектакле играют молодые актеры: Зилов — 26-летний Янковский.

Эту роль играли Даль, Ефремов, Хабенский, Цыганов и отчасти дедушка (Олег Янковский. — Ред.) — в фильме «Полеты во сне и наяву». Этими работами я и вдохновлялся. Волновало меня и то, что этот герой всегда актуален, он вечен. Ведь то, что происходит в пьесе, сегодня очень узнаваемо, — рассказал HELLO! Иван Янковский

1979 год, Театр им. М. Н. Ермоловой, режиссер Владимир Андреев, он же сыграл Зилова, в роли Ирины — Татьяна Аргунова

Владимир Андреев и Татьяна Аргунова, сцена из спектакля Владимир Андреев открывал Москве произведения Вампилова: еще в первой половине 70-х в Театре им. М. Н. Ермоловой, которым он руководил, вышли «Старший сын» и «Прошлым летом в Чулимске», а позже появилась и «Утиная охота». В Зилове, каким его играл Андреев, было много от героев Достоевского: ему тоже было «все позволено». Вместе с тем в нем ощущалось глубокое одиночество. Как говорил режиссер в интервью в связи с драматургией Вампилова, «у каждого из нас есть отсеки одиночества, от которых никуда не убежишь». Зилова Андреев играл долго: он выходил на сцену в этой роли 300 раз.

1979 год, МХАТ, режиссер Олег Ефремов, он же сыграл Зилова, в роли Галины — Ия Саввина.

Ия Саввина и Олег Ефремов, сцена из спектакля Когда вышел этот спектакль, художественному руководителю МХАТа было уже 50, поэтому его герой не переживал кризис среднего возраста, а подводил итоги всей своей жизни. Ре­жис­сер Анатолий Эфрос так писал об Олеге Ефре­мо­ве в этой роли: «Ефремов до предела бесстрашно играет Зилова. Он его выворачивает перед нами со всеми потрохами. Без­жа­лостно. Играя в традициях великой театральной школы, он не просто обличает своего героя. Он играет человека в общем неплохого, еще способного понять, что он заблудился, но уже неспособного выбраться. В «Утиной охоте» он как бы втягивает вас в трагизм своей роли».

Читайте также:  Огурцы царская охота описание

2002 год, МХАТ им. А. П. Чехова, режиссер Александр Марин, в роли Зилова — Константин Хабенский, в роли Ирины — Ольга Красько.

Константин Хабенский и Ольга Красько, сцена из спектакля Эту роль Хабенский сыграл на волне своей только возникшей всенародной популярности — после того, как его старшего лейтенанта Плахова из сериала «Убойная сила» полюбила вся страна. Зилов стал первой его ролью во МХАТе и напоминал многих героев Хабенского тех лет: был обалдуем, который постоянно очаровывался новыми жизненными впечатлениями, но на которого совершенно невозможно было положиться. Сердиться на обаятельного Зилова не хотелось: казалось — ну подумаешь, он много пьет (немалую часть сценического времени актер изображал похмелье), путается с женщинами, но кто из нас без греха?

2010 год, «Другой театр», режиссер Павел Сафонов, в роли Зилова — Владимир Епифанцев, в роли Галины — Ольга Ломоносова

Владимир Епифанцев и Ольга Ломоносова, сцена из спектакля Один из самых брутальных актеров нового поколения, Владимир Епифанцев (в юности в своих режиссерских опытах по Шекспиру он заливал сцену реками бутафорской крови и рычал как дикий зверь) и в роли Зилова остался харизматичным и подчеркнуто мужественным. Его герой был настоящим мачо. Этого Зилова легко было представить тягающим «железо» в спортзале или с оружием в руках, а в том, как он вел себя с женщинами, виделось что-то животное. Сам актер говорил про Зилова: «Сейчас на сцене полно милых обаяшек, их полюбить легко. А вот такого человека полюбить трудно».

1979 год, фильм Виталия Мель­никова «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем в главной роли

Образ Зилова — шедевр Олега Даля, роль, сыгранная так, будто он угадал мельчайшие нюансы характера своего героя Экра­ни­зация «Утиной охоты» была снята в 1979 году, но пролежала на полке восемь лет — и вышла на экраны только после смерти Олега Даля. Зилов стал одной из лучших ролей Даля, артиста, который, как никто другой, умел создать образ «плохого хорошего человека».

1982 год, фильм Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» с Олегом Янковским в главной роли

Олег Янковский в образе героя — вариации на тему Зилова Стоит отметить, что пьеса Вампилова оказала огромное влияние на искусство: тип неприкаянного, рефлексирующего героя стал знаком времени. Главный герой картины Балаяна, 40-летний Сергей Макаров, был парафразом Зи­ло­ва. Он тоже болтался меж­ду небом и землей, между старой любовью и новой и тоже никак не мог понять себя.

2015 год, фильм «Рай­ские кущи» Александра Прошкина с Евгением Цы­га­но­вым в главной роли

Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова в фильме «Райские кущи» Еще одна киновариация на тему «Утиной охоты». В этой истории Зилов стал дизайнером, проживающим в элитном комплексе «Рай­ские кущи». Герой цинично обслуживал интересы местного олигарха и мучительно выяснял отношения с женой, которую действительно очень любил (ее сыграла Чулпан Хаматова). В финале Зилов Цыганова все-таки отправляется на охоту, но погибает точно так же, как сам Александр Вам­пи­лов: от разрыва сердца, едва доплыв до берега после того, как перевернулась лодка.

Справка: Александр Вампилов родился в 1937 году в семье педагогов. Отец был репресси­рован и расстрелян. Детство Александра прошло в поселке Кутулик Иркутской области. В 1955-1960 годах учился на филфаке Иркутского университета, в 1964-м закончил свою первую большую пьесу — «Прощание в июне». 17 августа 1972 года, в возрасте 34 года, погиб во время рыбалки на озере Байкал.

Оцените статью
Adblock
detector