Древнейшие люди охота рыболовство собирательство

Охота первобытных людей – как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты

Первобытные люди питались за счет собирательства и охоты. Охотники добывали основную массу всей пищи, а также шкуры – ценные источники тепла, кости – материал для строительства и изготовления орудий труда и охоты.

В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов и мамонтов. Охота на небольших особей проводилась несколькими людьми с помощью дубинок, лука со стрелами или копья. При этом животное выбиралось либо раненое, либо отбившееся от стада. Также часто использовался способ приманки. К примеру, охотники привязывали пойманное животное и прятались. Как правило, к нему подходили другие особи и тут же попадали в засаду.

Гораздо тяжелей давалась первобытным людям охота на крупных животных: бизонов, слонов и мамонтов. Чаще всего для этой цели использовался загонный способ, в котором участвовала вся мужская часть племени. Выследив стадо крупных млекопитающих, первобытные люди начинали гнать его шумом, криками и пугать огнем, постепенно загоняя в заранее подготовленную ловушку. Как правило, это была очень глубокая яма, крутой обрыв или узкое ущелье. Одно или несколько животных, попадая в ловушку, разбивались, а еще живых особей племя добивало копьями, камнями и дубинами.

Смотрите на картинках и видео — как охотились древние люди:

Видео: 10 Охота на мамонта в Прииртышье Как охотились древние люди

Видео: Amazon Ya̧nomamö Indians hunting peccary, tapir, deer and monkey

Видео: Неизвестная Планета. Первобытные охотники

Видео: Desert of Skeletons. Hunting Day | Tribes — Planet Doc Full Documentaries

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Жизнь древнего человека. Образ жизни древних людей

Жизнь древнего человека напрямую зависела от племени, в котором был налажен коллективный труд. Все первые люди жили в общих жилищах, потому что так легче было выживать. Объединившись в общину, они могли передавать опыт от старших поколений к младшим, которые, в свою очередь, учились охотиться, изготавливать различные орудия труда из дерева и камня. Умения и знания передавались из поколения в поколение на протяжении многих столетий.

Каждый школьник должен знать историю своих предков. Почерпнуть знания они могут из учебников, в которых описана жизнь древних людей. 5 класс дает возможность ознакомиться с первыми людьми и узнать особенности их быта.

Первый огонь

Оружие и орудия труда

История жизни древних людей имеет интересные факты. Учеными найдены интересные находки: оружия, орудия труда и множество предметов домашнего обихода. Они удивляют своей изобретательностью. Все предметы сделаны древними мастерами из подручных материалов: дерева, кости и камня. Основными орудиями труда считались предметы, изготовленные из камня. С их помощью впоследствии обрабатывались дерево и кость. Многие племена в целях защиты мастерили из камня боевые дубинки, стрелы, копья и ножи. Из оленьей и китовой кости делали топоры для изготовления лодок из цельного ствола дерева. Процесс изготовления одной лодки таким орудием труда мог занимать до трех лет. Иглами из кости собак шили обувь и одежду.

Особенности приготовления пищи

Жизнь древнего человека не обходилась без приготовления пищи. Домашние предметы обихода первые люди делали преимущественно из кустов и веток, кожи, бамбука, дерева, скорлупы кокосовых орехов, бересты и прочее. Еду варили в деревянных корытах, в которые бросали раскаленные камни. В более поздний период люди научились изготавливать посуду из глины. Это положило начало настоящей варке еды. Аналогом ложек были речные и морские раковины, а вилок — обычные деревянные палочки.

Читайте также:  Охотничий карабин для горных охот

Рыболовство, охота и собирательство

В общинах рыболовство, охота и собирательство были неотъемлемой частью быта древних людей. Данный вид добычи пищи относится к присваивающей форме хозяйства. В древние времена люди занимались собирательством плодов, птичьих яиц, личинок, улиток, корнеплодов и прочее. Преимущественно это была работа женщин племени. Мужчинам досталась роль охотников и рыбаков. Охотясь, они предпринимали различные приемы: ловушки, капканы, загоны и облавы. Целью охоты была добыча пищи и иных средств к существованию, а именно: рогов, сухожилий, перьев, жира, кости и шкур. В ловле рыбы использовали палки с острыми каменными наконечниками, а позднее начали плести сети.

Выращивание скота

На смену присваивающей форме хозяйства пришла производящая. Можно выделить одну основную — скотоводство. Образ жизни древних людей со временем поменялся, из кочевников они превратились в оседлых, они перестали стремиться покидать места своих поселений, осели в них навсегда. Поэтому приручение и разведение животных стало возможным. Скотоводство возникло из охоты. Первыми одомашненными животными были овцы, козы и свиньи, позднее — крупный рогатый скот и лошади. Соответственно, незаменимым домашним животным была собака, которая охраняла дом и была союзником на охоте.

Земледелие

Женщины сыграли ведущую роль в становлении земледелия, так как они занимались собирательством. Жизнь древнего человека поменялась в корне, когда он освоил данный вид добывания пищи. Топорами из камня вырубались деревья, затем сжигались. Таким образом, освобождалось пространство в лестных местностях. Палка-копалка с острым наконечником была импровизированной тяпкой. Ею первые люди копали землю. Позднее изобрели лопату — палку с плоским концом, и мотыгу — обычный сук с отростком, к которому привязывался острый камень, костяной наконечник или рог животного. По всему миру древние люди выращивали на полях те растения, которые были присущи местности их обитания. Кукурузу, картофель и тыкву выращивали в Америке, рис — в Индокитае, пшеницу — в Азии, капусту — в Европе и так далее.

Ремесла

Со временем жизнь древнего человека вынудила освоить различные ремесла. Они развивались согласно условиям местности проживания первых людей и наличия имеющегося поблизости сырья. Самыми ранними из них считаются: работа по дереву, гончарство, выделка кожи, плетение, обработка шкур и коры. Имеется догадка, что гончарство возникло при процессе плетения сосудов женщинами. Они начали обмазывать их глиной или в самих кусках глины выдавливать углубления для жидкостей.

Духовная жизнь

Духовная жизнь древнего человека просматривается в культурном наследии Древнего Египта. Эта великая цивилизация оставила существенный след в истории всего человечества. Религиозными мотивами пронизано все творчество египтян. Первые люди верили, что человеческое земное существование — это лишь переход к загробной жизни. Этот этап не считался столь важным. С самого рождения люди готовились к уходу в более совершенный иной мир. Отражение духовной жизни Древнего Египта отражено в живописи и иных видах искусства.

Жизнь человека в искусстве Древнего Египта

В Древнем Египетском государстве процветала неординарная и яркая живопись. Египтяне были глубоко верующими религиозными людьми, поэтому вся их жизнь состояла из ритуалов, что прослеживается в тематике их картин и рисунков. Большинство произведений живописи посвящены высшим мистическим существам, прославлению умерших, религиозным обрядам и жрецам. По сей день находки этих произведений являются настоящими образцами искусства.

Картины египетские художники выполняли в соответствии со строгими рамками. Фигуры богов, людей и животных принято было изображать строго в анфас, а их лица в профиль. Это выглядит, как некая мистическая схема. Живопись у египтян служила украшением регилиозных строений, гробниц и зданий, где жили знатные горожане. Также для живописи Древнего Египта характерна монументальность. В храмах своих богов египетские художники создавали изображения, которые порой достигали огромных размеров.

Читайте также:  Жанровое своеобразие записок охотника тургенева

Живопись Древнего Египта имеет своеобразный, присущий только ей стиль, не сравнимый ни с каким другим.

Древняя цивилизация первых людей подкупает своей многогранностью и глубиной. Этот период является важным этапом в развитии всего человечества.

История. Первобытные собиратели и охотники

Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.

Древнейшие люди

Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.

Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.

Охота и собирательство – что это?

В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.

Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:

  • использование примитивных орудий труда;
  • овладение огнем.

И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.

На пути эволюции

С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.

Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.

Добычей нередко становились следующие представители фауны:

Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.

Первые общины

На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:

  • Наличие родственных связей.
  • Четкая внутренняя иерархия.
  • Общность жилища, пищи, запасов.
  • Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.

Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.

Читайте также:  Устройство для пуска тарелок для охоты для стрельбы

Распределение ролей

Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.

Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.

Зарождение искусства

В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.

Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.

Особенности преподавания темы

Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.

Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.

Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.

Проверочная работа

Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:

  • Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
  • Как называется ученый, который занят раскопками?
  • Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.

Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.

Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:

  • Чем отличался древнейший человек от животного?
  • По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?

Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.

Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.

Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.

Оцените статью
Adblock
detector