Досмотр транспортного средства охот

ДОСМОТР

В октябре я вместе с семьей поехал за грибами, мне позвонили и сказали, что пошли боровики. Тихая охота оказалась очень результативной. Когда мы вернулись к машине, погрузили в багажник наши трофеи, вдруг из леса вышли какие-то люди в грязной камуфляжной одежде, заявили, что они егеря и в грубой форме потребовали открыть машину для досмотра. Спорить с ними было бесполезно. Досмотр машины не выявил никаких нарушений. Егеря ушли, а осадок на душе остался.

Может быть, в рубрике «Юридическая консультация» вы ответите, имеют ли егеря право проводить досмотр и как себя вести в подобных случаях?

Николай Орефьев, Москва

Уважаемый г-н Орефьев!

Досмотр является мерой административного обеспечения и, поскольку он ограничивает права граждан (ч. 3 ст.55 Конституции России), то он может проводиться только при наличии условий, указанных в ст. 27 Кодекса об административных правонарушениях. Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, обследование транспортного средства, т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости В ЦЕЛЯХ ОБНАРУЖЕНИЯ ОРУДИЙ СОВЕРШЕНИЯ ЛИБО ПРЕДМЕТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, обследование транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В качестве понятого, в соответствии со ст. 25.7 КоАП, может быть привлечено любое, не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей и обследование транспортного средства могут быть осуществлены без понятых.

Досмотр должен проводиться с обязательным составлением протокола (ст. 27.7 КоАП). В протоколе делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, обследовании транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо ВЛАДЕЛЬЦЕМ ВЕЩЕЙ, ПОДВЕРГНУТЫХ ДОСМОТРУ, понятыми. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, обследовании транспортного средства, вручается владельцу вещей, подвергнутому досмотру, ПО ЕГО ПРОСЬБЕ.

Как правило, протокол не составляется. Следует отметить, что составление протокола является ОБЯЗАННОСТЬЮ уполномоченных лиц, которая установлена законом и которую они должны исполнять без каких-либо просьб или ходатайств. Несоставление протокола является прямым НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНА уполномоченными лицами и является основанием для обжалования таких действий. При отсутствии мотивировки в протоколе также имеются все основания для обжалования действий по досмотру. Досмотр по принципу «лезь в багажник, что-нибудь найдешь» допускается законом только в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Что касается должностных лиц, уполномоченных осуществлять досмотр, то их перечень содержится в ст. 27.2 КоАП, в их числе должностные лица органов внутренних дел, должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, а также должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, лесного законодательства, законодательства о животном мире, правил охоты и рыболовства и прочие должностные лица. Сотрудники частных охранных предприятий к должностным лицам, уполномоченным осуществлять досмотр, не относятся. Что касается правового статуса егерей, то независимо от формы собственности охотхозяйства, в котором они работают, он не позволяет им осуществлять действия, отнесенные к исключительной компетенции уполномоченных государством должностных лиц, в том числе личный досмотр и обследование транспортного средства. Вполне возможно, Вы обратили внимание на публикации в «РОГ», в которых говорится о совместных рейдах егерей с сотрудниками правоохранительных органов или сотрудников охотнадзора, которые относятся к категории уполномоченных государство должностных лиц и лишь они, а не егеря осуществляют указанные действия во время проведения рейдов.

Читайте также:  Что такое гетры охотника

Как это ни печально, но строгость российских законов очень часто компенсируется необязательностью их соблюдения и даже прямым нарушением самими ДОЛЖНОСТНЫМИ лицами. Что касается возможных вариантов поведения, могу только рекомендовать Вам в случае повторения подобных ситуаций в будущем (увы, от подобного никто не застрахован) узнать фамилии должностных лиц, проводивших досмотр, чтобы в случае ущемления Ваших прав или превышения уполномоченными лицами должностных полномочий в дальнейшем обжаловать их действия в суде.

В случае если досмотр был проведен людьми, не относящимися к уполномоченным должностным лицам, то Вы также имеете право обратиться в суд. Ст. 330 УК РФ квалифицирует подобные действия как самоуправство, то есть «самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред». Самоуправство наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев (ч.1 ст.330 УК РФ). То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет (ч.2 ст.330 УК РФ).

Может ли охотовед остановить и досмотреть личный автотранспорт? Благодарю!

Может ли охотовед остановить и досмотреть личный автотранспорт?

Нет, он же не ГИБДД.

Досматривать да в пределах своих полномочий.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О животном мире»

Статья 31. Права должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право:

проверять у юридических лиц и граждан документы, разрешающие осуществлять пользование животным миром, находиться на особо охраняемой природной территории (акватории), а также разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

привлекать к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добычи объектов животного мира, добытых объектов животного мира и полученной из них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки;

изымать у нарушителей незаконно добытые объекты животного мира и полученную из них продукцию, оружие и другие орудия добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке;

Новые правила охоты: предъявите вещи к (д)осмотру

Продолжаем разбираться с нововведениями, которые подготовило для охотников Министерство природных ресурсов.

Сегодня разберем, насколько законно введены пункты 4.3 и 4.4 касающиеся осмотра и досмотра личных вещей и транспортных средств.

Во-первых выясним, чем же отличается «осмотр» от «досмотра»

Понятие «досмотр» вводится КоАП РФ Статья 27.7 и под ним понимается «обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности». Досмотр осуществляется «в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения».

Досмотр может проводиться только должностными лицами, указанными в КоАП РФ Статьях 27.2 и 27.3 в частности

» 6) должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере — в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение; «

Читайте также:  Тут охотник выбегает прямо

Т.е. «досмотр» может осуществляться только государственными охотничьими инспекторами. Досмотр может проводиться только в рамках возбужденного дела об административном правонарушении и в результате проведения досмотра в обязательном порядке составляется протокол. Т.е. досмотр не может быть проведен просто так, для этого должны быть определенные основания.

Что касается «осмотра», то для граждан за исключением прохождения таможни, эта процедура добровольная. Она может проводиться сотрудниками юридического лица (например на входе в некоторые заведения). В охотничьих угодьях проводить осмотр могут только производственные охотничьи инспектора (работники юридического лица), имеющие соответствующее удостоверение. Их функции закреплены ст. 41 ФЗ N 209-ФЗ «Об Охоте» .

Осмотр также не может проводиться просто так, а только «при наличии достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов» П.7.2 ст. 41 ФЗ N 209-ФЗ «Об Охоте»

ст. 41 ФЗ N 209-ФЗ «Об Охоте»

«7. Производственные охотничьи инспектора вправе:

1) проверять по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора выполнение требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе соблюдение правил охоты и параметров осуществления охоты, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также наличие охотничьего билета, путевки, разрешения на добычу охотничьих ресурсов и разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного и (или) пневматического оружия;

2) производить по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора при наличии достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов лицом, находящимся в границах охотничьего угодья, осмотр вещей, находящихся при указанном лице (в том числе орудий охоты, продукции охоты), остановку и осмотр транспортных средств без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей, транспортных средств и их частей;»

С понятиями разобрались, давайте теперь посмотрим, что нам предлагает Министерство.

*П. 4.3. «по требованию должностных лиц уполномоченного органа государственной власти… предъявлять для досмотра вещи, находящиеся при себе, орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства»

Как видим, данный пункт противоречит КоАП РФ Статья 27.7 ., поскольку для производства досмотра должны быть определенные основания и соблюдена правовая процедура. Досмотр может проводиться только в рамках возбужденного дела об административном правонарушении. Т.е. сначала должно быть совершено правонарушение, и только после осуществлен досмотр. Согласно данному пункту, досмотр может быть проведен без каких-либо веских оснований и составления протокола. Данный пункт нарушает гражданские права человека. ( Конституция РФ, статья 22 п1. 1 . «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» ).

*П. 4.4. «по требованию производственного охотничьего инспектора … разряжать охотничье оружие, предъявлять, передавать ему для проверки документы, указанные в подпунктах 4.2.1, 4.2.2, 4.2.4 и 4.2.6 пункта 4.2 настоящих Правил, а также предъявлять для осмотра вещи, находящиеся при себе (в том числе орудия охоты, продукцию охоты), и транспортные средства.»

Противоречит П.7 ст. 41 ФЗ N 209-ФЗ «Об Охоте» . Во-первых, производственный охотничий инспектор вправе только проверять наличие некоторых из перечисленных в данном пункте документов. Во-вторых, передавать производственному инспектору документы для этого законом не требуется. В-третьих, осмотр вещей производственный охотничий инспектор вправе проводить только при « наличии достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов лицом, находящимся в границах охотничьего угодьях». Вменяемые данным пунктом обязанности по передаче документов, а также предъявление к осмотру личных вещей и транспортных средств без каких-либо на то оснований, да еще и лицу с юрисдикцией, не определенной данным пунктом, нарушают гражданские права человека. ( Конституция РФ, статья 22 п1. 1 . «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» ).

В-четвертых, проверка документов, указанных в п.4.2.6. «в случае осуществления охоты с ловчими птицами разрешение на их содержание и разведение в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания» находятся вне компетенции производственного охотничьего инспектора, поскольку они отсутствуют в п.7.1. ст.41 209-ФЗ «Об Охоте».

Читайте также:  Отличия ружей для подводной охоты

Как видим, и в этот раз Минприроды пытается ввести в правила заведомо искаженные нормы, нарушающие гражданские права человека.

Досмотр транспортного средства охот

читаем статью 7 стать 41 Федерального закона об охоте.
7. Производственные охотничьи инспектора вправе:

1) проверять по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора выполнение требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе соблюдение правил охоты и параметров осуществления охоты, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также наличие охотничьего билета, путевки, разрешения на добычу охотничьих ресурсов и разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного и (или) пневматического оружия;

2) производить по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора при наличии достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов лицом, находящимся в границах охотничьего угодья, ОСМОТР вещей, находящихся при указанном лице (в том числе орудий охоты, продукции охоты), остановку и ОСМОТР транспортных средств без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей, транспортных средств и их частей;

3) в ходе осмотра вещей и транспортных средств, указанных в пункте 2 настоящей части, использовать средства фото- и видеофиксации;

4) в случае выявления нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, а также в случае причинения вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания юридическими лицами и гражданами при осуществлении ими охоты в границах охотничьего угодья составлять акты о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее — акт);

5) сообщать о готовящемся или совершенном правонарушении или преступлении, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в соответствующие органы государственного надзора или органы внутренних дел и направлять в указанные органы необходимые материалы.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ
О животном мире
(Объединенный текст)

Статья 31. Права должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания

Должностные лица специально уполномоченных государственных органов по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право:

проверять у юридических лиц и граждан документы, разрешающие осуществлять пользование животным миром, находиться на особо охраняемой природной территории (акватории), а также разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;

привлекать к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добычи объектов животного мира, добытых объектов животного мира и полученной из них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки;

изымать у нарушителей незаконно добытые объекты животного мира и полученную из них продукцию, оружие и другие орудия добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке;

хранить и носить специальные средства и служебное оружие, а также разрешенное в качестве указанного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие;

применять физическую силу, специальные средства, служебное оружие, а также разрешенное в качестве указанного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие.

Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания имеют право в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» приобретать и использовать служебное оружие, а также в качестве служебного гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие. Приобретение, хранение и применение указанного оружия регулируются законодательством Российской Федерации об оружии.

Оцените статью
Adblock
detector