- Заполните схему, использую слова: присвающее хозяйство, земледелие, рыболовство, скотоводство, собирательство,производящее хозяйство, охота
- Поурочное планирование по всемирной истории»Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством»
- план — конспект урока истории «Родовые общины охотников и собирателей» план-конспект урока по истории (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Заполните схему, использую слова: присвающее хозяйство, земледелие, рыболовство, скотоводство, собирательство,производящее хозяйство, охота
Ответ:
Ответ:
Объяснение:
Военная реформа, проведенная под личным руководством Петра I, по своим последствиям была одной из самых глубоких в истории России.
Петр I Алексеевич Романов (1672—1725) — русский царь с 1689 г., первый русский император с 1721 г., сын Алексея Михайловича. Выдающийся государственный и военный деятель, полководец и дипломат.
Реформа проводилась с 1698 по 1721 г. и была вызвана следующими причинами:
— проведение крупнейших политических, экономических преобразований,
— отсталость России в экономическом и военном отношении;
— отсутствие регулярной армии и флота.
Цель Петровской реформы — усиление военной мощи России и повышение роли страны на международной арене.
Основное содержание и направление сводилось к следующему:
1) Создание русской регулярной армии и флота, комплектуемых на основе рекрутского набора. С 1699 г. вводится рекрутская повинность, узаконенная указом Петра I в 1705 г. Государство в принудительном порядке ежегодно набирало в армию и на флот определенное количество рекрутов. До 1724 г. рекруты брались из расчета один человек от 20 дворов, позже 5-7 человек от 1000 мужских душ. Призывной возраст рекрутов составлял 20-30 лет, а срок службы в армии был пожизненный.
2) Формирование национального офицерского корпуса. Он комплектовался преимущественно из дворян. Военная служба начиналась с 15 лет. До получения офицерского чина юноша обязан был 10 лет прослужить рядовым в гвардейских или армейских полках. Дворянин-гвардеец жил как солдат, в полковой казарме, получал солдатский паек и исполнял обязанности рядового.
При Петре I впервые создаются в России учебные заведения для подготовки морских, артиллерийских, инженерных и других офицеров-специалистов. Петр I запрещал производить в офицеры лиц, которые не получили соответствующей подготовки в военной школе.
Вводится единая система военных званий и твердые основы прохождения службы, закрепленные в Табели о рангах 1722 г. Служебная лестница включала 14 классов от фельдмаршала и генерал – адмирала до прапорщика. В основу службы и чинопроизводства было положено не социальное происхождение, а личные способности, образование, опыт, грамотность, храбрость офицера
3) Военная реформа установила новую организационную структуру войск и единые штаты. Вооруженные силы состояли из полевых армий, гарнизонных войск и иррегулярных частей. В структуре вооруженных сил выделялось три рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. В 1708 г. формируются специальные гренадерские части. Это были своеобразные штурмовые воинские подразделения. Основной тактической единицей в пехоте и кавалерии был полк. Он состоял из 2-х батальонов по 4 роты в каждом, кавалерийский — из 5-ти эскадронов. Численность полка — до 1500 чел. В полку было примерно 40 офицеров, остальные рядовые.
4) Армия и флот стали содержаться за счет государства, и были национальными по составу.
5) Создание регулярного военно-морского флота. В 1722 г. флот на Балтике насчитывал 130 (из них 32 линейных) парусных и до 200 гребных судов. Центром кораблестроения стала Адмиралтейская верфь в Петербурге, а главной базой флота — Кронштадт. В строительстве флота и создании русской военной школы, большая заслуга принадлежала Петру I, Ф. М. Апраксину, Н. А. Сенявину, Ф. А. Головину В результате реформы Россия в XVIII столетии выдвинулась в число крупнейших морских держав.
6) Создание единых военных органов управления вооруженными силами: вместо Приказов Петр I учредил военную коллегию (1718г.).
7) Создание единой системы обучения и воспитания, которая отличалась простотой и практичностью, были разработаны и внедрены воинские уставы (Устав воинский — 1716 г., морской устав — 1720 г., статьи воинские, учреждения к бою, для полевой битвы правила).
8) В рамках реформы проводилось перевооружение армии. Оно завершилось к 1709 г. Пехота получила однотипное огнестрельное оружие — гладкоствольные ружья с ударно-кремовым замком и трехгранным штыком. Кроме того, шпаги,
Однако Кромвель строил планы, не принимая в расчет короля, который воспользовался разногласиями противников и бежал из плена на остров Уайт, откуда призвал роялистов в Англии и Шотландии к новой гражданской войне, разгоревшейся в начале 1648 года. Английский парламент меж тем возобновляет переговоры с королем, который кажется многим куда менее опасным, чем вознесенный своими победами Кромвель. Великого генерала даже пытаются обвинить в государственной измене. Армия и народ со своей стороны требуют суда над Карлом Стюартом и продолжения революции. Позиции парламента и армии к тому времени сблизились.
Генри Айртон — зять Оливера Кромвеля Пока Ферфакс расправлялся с роялистами на юго-востоке Англии, Кромвель подавил восстание в Уэльсе, а затем двинулся на север, чтобы сразиться с шотландцами. Он одержал серию побед над превосходящими силами шотландцев и роялистов в Ланкашире в августе 1648 года(в частности, в битве при Престоне), что явилось его первым крупным самостоятельным успехом в качестве полководца. Нарушение королем и роялистами своих клятв вновь оживило крайние настроения в армии. Пока пресвитериане в парламенте все еще надеялись достичь соглашения с Карлом I, зять Кромвеля Генри Айртон (1611-1651) возглавил движение, целями которого были наказание короля и свержение монархии. 6 декабря 1648 южная армия произвела «чистку» палаты общин от пресвитериан (т.н. Прайдова чистка) и потребовала суда над королем.
Осень этого года Кромвель посвятил преследованию отступающего врага, пока не вступил в Эдинбург. Без видимых поводов он задержался на севере, но Ферфакс наконец отозвал его в Лондон. Дело объяснялось сомнениями: Кромвель не знал, какую позицию ему следует занять по политическим вопросам. По возвращении он одобрил «чистку» и обеспечил доставку Карла I под стражей на суд. 20-27 января 1649 года происходят заседания Верховного суда справедливости, созданного парламентскими индепендентами и высшими офицерами. Карла обвиняют в попытке установления тирании, в уничтожении прав и вольностей народа, в кровопролитии и государственной измене. Поскольку Ферфакс отстранился от каких бы то ни было политических решений, Кромвель был вынужден взять всю полноту ответственности на себя. Он понимал, что суд над королем завершится вынесением смертного приговора. Но, однажды приняв решение, Кромвель действовал беспощадно, и в значительной степени именно его усилиями судебный процесс был доведен до конца: короля приговорили к смертной казни. 30 января на глазах у безмолвной толпы, собравшейся перед дворцом Уайтхолл, ему отрубают голову. В Англии устанавливается республика. При новом режиме у власти встали верхушка офицерства и новые дворяне, не заинтересованные в продолжении демократических реформ. Их своекорыстие было подвергнуто резкой критике Лилберна и других левеллеров. В своих памфлетах они писали об ухудшении положения народа в результате войны и экономического кризиса.
Поурочное планирование по всемирной истории»Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством»
Раздел долгосрочного планирования: 1А Школа: КГУ «Гимназия №2 акимата
Дата: 15.09.2017. ФИО учителя: Дементьева И.В.
класс: 5 Участвовали: 25уч-ся Не участвовали : —
«Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством».
Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)
5.4.1.1. описывает виды хозяйственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля);
5.4.1.2. объясняет понятие «неолитическая революция», раскрывая ее значение;
5.4.2.1.сравнивает присваивающий и производящий типы хозяйства для понимания экономического прогресса.
— обучающийся описывает виды хозяйственной деятельности древних людей;
— сравнивает присваивающий и производящий типы хозяйства, выделяет их признаки;
объясняет понятие «неолитическая революция», раскрывая его значение для понимания экономического прогресса общества.
Уровень мыслительных навыков
— применение (запомнить, понять),
— навыки высокого порядка/ оценка, анализ исторических источников.
Все: называют и описывают виды занятий древних людей;
Большинство: иллюстрируют на примерах отличия типов хозяйства;
Некоторые: рассуждают о последствиях влияния «неолитической революции» на жизнь людей.
— Акцентировать внимание учащихся на академическом языке в тезаурусе урока / земледелие, скотоводство, ремесло, «неолитическая революция»;
— использование учащимися языкового навыка «чтение-говорение», монологической речи.
В соответствии с общенациональной идеей «Мәңгілік Ел» воспитание уважения к труду, историческому опыту человечества, к истории родного края.
Взаимодействие с учебными дисциплинами: «История Казахстана», «Литература», «Естествознание».
Материал по первым двум темам раздела 1А: теории происхождения человека, первичные формы объединения людей, понятие «первобытного искусства», древнейшие религиозные верования.
Запланированные этапы урока
Виды упражнений, запланированных на урок:
Ознакомительная экскурсия по стендам № 2-8 музея г. Рудного ,
настраивает учащихся на исследовательский характер урока, активизирует поисковые навыки
Урок – исследование 20 мин.
1) определите виды хозяйственной деятельности древних людей изображенных на иллюстрациях учебника стр.16 (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство);
2) опишите виды хозяйственной деятельности людей живших в нашем регионе на основе исследования орудий труда и других вещественных исторических источников, представленных на стендах музея, составив собственную экскурсию из 5-7 предложений.
Дескриптор : — обучающийся определяет виды хозяйственной деятельности древних людей, изображенных на иллюстрациях;
— описывает виды хозяйственной деятельности андроновцев Алексеевского культурного комплекса; — выделяет отличия типов хозяйства на основе вещественных исторических источников в музее.
ФО самооценивание — учащиеся выбирают 3х самых интересных экскурсоводов по критериям :
1) умение использовать вещественные исторические источники в качестве доказательств своих идей;
2) наличие интересных, неожиданных мыслей;
3) связанная эмоциональная речь.
Задание: Исследование ground breaking cases , разработанных учащимися старших классов по теме «Находки Алексеевского поселения». Сделать пометы, заполнить схему.
Дескриптор: обучающийся определяет присваивающие формы хозяйства, определяет производящие формы хозяйства, делает обоснованный вывод об изменениях в хозяйственной деятельности людей на основе выделенных помет.
ФО : Диспут аргументов «Кто скажет последний»?!
Присваивающее хоз-во Производящее хоз-во
Изменяли природную среду
Обратная связь – исследовательская беседа в тезаурусе понятия «неолитическая революция».
Пример: Что мы понимаем под выражением «революционные изменения»? Какие это изменения? Можно ли считать, что они изменяют не только повседневную жизнь людей, но и общество в целом? Почему изменения в занятиях древних людей назвали «неолитической революцией»? Попробуйте сами сформулировать определение
Неолитическая революция: ____________________
Дескриптор : Обучающийся заполняет схему, сравнивает присваивающий и производящий типы хозяйства, раскрывает сущность понятия «неолитическая революция», раскрывает значение понятия «неолитическая революция».
ФО – оценивание через жесты, после появления ответов на интерактивной доске.
Материалы стендов музея г. Рудного № 2-8.
Учебник, материалы стендов музея г. Рудного № 2-6.
план — конспект урока истории «Родовые общины охотников и собирателей»
план-конспект урока по истории (5 класс)
План — конспект урока истории в 5 классе по теме «Родовые общины охотников и собирателей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_uroka_po_istorii_v_5_klasse.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по теме: «Родовые общины охотников и собирателей»
Подведение учащихся к теме урока:
— сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру, рассмотрим родовую общину, её состав, но перед этим закрепим уже известное вам:
1. Чем «человек разумный» отличался от древнейшего человека?
2. Что чаще всего изображали первобытные художники?
Проверка знания дат: 1. Когда появились на Земле древнейшие люди, «человек разумный»?
2. Когда наступило резкое похолодание и ледник покрыл часть Евразии?
— Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- Первобытные люди по степенно расселились по холодным странам Европы и Азии.
- Охота стала важнейшим занятием.
- Родовые общины.
- Лук и стрелы.
Изучение нового материала
1) рассказ учителя:
— Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличился его мозг. Возникла речь.
— Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник – огромный слой льда толщиной около двух километров . При наличии времени, пользуясь настенной картой, учитель рассказывает о расселении людей в конце ледниковья. Люди заселили Северную Европу, Америку и Австралию.
— 13 тыс. лет назад на Земле наступило значительное потепление, ледник растаял и отступал на север.
— На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что первобытный человек селился в странах с жарким климатом. Почему?
— Постепенно, люди стали учиться выживать морозными зимами. Что им помогало в этом?
— Ответ вы найдёте в учебнике на стр. 13 – последний абзац – до стр.14 – до нового пункта.)
— Что же помогло человеку выжить в таких холодных условиях? Запишем:
1) овладение огнём
2) изобретение новых орудий труда
3) научились шить одежду из шкур
4) пещеры и землянки стали использовать под жилище
2. Охота стала важнейшим занятием.
— Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали палки- длинные и прочные, при помощи рубила их заостряли, а затем для придания большей твёрдости обжигали на огне.
— Потом появился острый каменный наконечник. Его привязывали к древку копья волокнами растений или кожаным ремешком. Новое изобретение стало надёжным оружием в борьбе со зверями.
— Рассмотрите рис. на стр. 14- опишите процесс охоты древних людей
— Действуя слаженно дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться. Охотились также на животных, которых ныне уже нет на земле,— на мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт— огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью сильно изогнутыми бивнями. На тропах к водопою люди вырывали несколько ям-ловушек. При этом пользовались палками-копалками и ребрами убитых прежних мамонтов. – Землю относили в сторону на шкурах животных. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку, но могли поступить иначе: поджечь траву и кустарники вокруг пасущихся животных, напугать их огнем и дымом, заставляя устремиться в сторону ловушек. Попавший в ловчую яму мамонт был еще полон сил, он яростно боролся за свою жизнь, наносил раны нападавшим на него охотникам.
— Что давала охота людям?
— Как шили древние люди одежду?
— Внутреннюю сторону шкуры очищали каменными скребками от остатков мяса и жира. Проколками пробивали отверстия в шкурах, а затем сшивали их жилами животных.
— на кого же охотились древние люди?
— Почему самой желанной добычей был мамонт?
3. Родовые общины.
Перед объяснением учитель дает задание: выслушать объяснение учителя, а затем ответить на вопрос: «Что называется родовой общиной?» Как называются коллективы людей, пришедшие на смену человеческому стаду? Какие признаки родовой общины выражает слово «община» и какой признак выражает слово «родовая»?
— В процессе приспособления люди объединялись в сплоченные коллективы – родовые общины.
Записать в тетрадь: Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущие хозяйство.
— В таких коллективах основным принципом объединения являлось кровное родство. Все члены общины (и мужчины и женщины) были равны, они трудились сообща, владея совместным имуществом.
— В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а так же добывать пищу. Археологические находки подтверждают, что люди, получившие, какие-либо увечья оставались равноправными членами общин и получали равную со всеми часть добычи.
— Необходимость отслеживать родственные связи привела к повышению статуса женщины, ее верховенству в общине. Именно женщинам принадлежала власть в первобытных общинах. Такая система получила название матриархат.
— Сохранялось разделение труда по полу и возрасту. Мужчины занимались охотой, женщины – собирательством. Дети помогали женщинам, при этом мальчики постепенно осваивали навыки, необходимые для охоты. Старики и калеки, неспособные заниматься охотой или собирательством, присматривали за детьми, воспитывая и обучая их.
— Существовал так же географический принцип разделения труда. В южных областях, где большую часть года было тепло, преобладало собирательство, сочетавшееся с охотой, а на севере возрастала роль охоты и рыболовства.
Система хозяйства, при которой преобладают охота и собирательство, называется присваивающее хозяйство , т.е. хозяйство при котором люди ничего не выращивают, а пользуются тем, что создано природой.
Основную добычу первобытных людей составляли мамонты, быки, олени, лошади и другие копытные. Охота на крупных животных велась коллективно, посредством облавы и загона. Помимо различных видов оружия так же использовались арканы и ловчие ямы. На севере Европы была распространена охота на морского зверя: нерпу, моржей и т.д. Большую роль в добыче пищи играла рыбная ловля. На стоянках людей были найдены изображения и кости рыб, а так же орудия лова.
— Около 10 тысяч лет назад во время последнего похолодания Вислинского ледникового периода погибли многие крупные травоядные, такие как мамонты и шерстистые носороги. Людям вновь пришлось изменить свой рацион.
Какое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение – охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.
— Для охоты на мелких животных, юрких и быстрых, тяжелые копья и гарпуны были неподходящим оружием. Поэтому были созданы новые орудия для охоты: метательные копья, бумеранги и лук со стрелами. С этими орудиями охота упрощалась, сокращалось количество несчастных случаев, приводившее к травмам и гибели людей, не редких при охоте на крупных животных. Рацион питания людей вновь расширился.
Задание: Какие преимущества дают лук и стрелы на охоте по сравнению с копьем и дубиной? На каких животных стала возможна охота после изобретения лука и стрел?
— Примерно в это же время начинается процесс приручения и одомашнивания диких животных. Как полагают исследователи, одним из первых ставших служить человеку животных, была собака. Ученым в точности неизвестно, как была приручена собака. Предполагают, что одомашненные волки, привыкшие жить рядом с человеком стали помогать охотникам в добывании пищи, а так же научились защищать жилища людей от хищников.
Вывод : Таким образом, осваиваясь в окружающем мире, люди научились действовать сообща. Сложился первый коллектив людей — родовая община. Были изобретены новые способы охоты с помощью лука и стрел. Произошло разделение труда между мужчинами и женщинами, обеспечившее выживание человеческих коллективов.
— Последующее развитие охоты приведет к одомашниванию большего количества животных и созданию первобытного скотоводства, а собирательство породит земледелие.
5. Подведение итога урока.
Рабочая тетрадь – задания №
Вопросы на стр. 17.
6. Домашнее задание:
Параграф2, вопросы, записи, рабочая тетрадь