Балет «Дон Кихот»: краткое содержание, отзывы
Самый яркий спектакль в репертуарах театров мира, снискавший славу на протяжении столетий — балет «Дон Кихот». Его любят все: не только зрители, но и артисты балета. Примы театра в ведущих партиях проявляют неуемный темперамент, особую энергетику, заражая зрителей красочными, искрометными танцами. А зрителей буквально заводит потрясающая музыка, которая полностью подчинена танцу в этом балете.
Авторы хореографической и музыкальной партитур
Балет своим рождением обязан двум талантам. Один из них — хореограф Матиус Петипа, создавший хореографическую партитуру балета, вложил в нее удивительные качества испанских танцев, как темпераментность и зажигательность. Второй – Людвиг Минкус, знаток специфики балетной музыки, создатель музыкальной партитуры. У авторов не было цели, создать сценический образ идальго с его философским подходом к жизни в балете «Дон Кихот», продолжительность которого три часа. В спектакле фигурируют главы романа Сервантеса, посвященные развитию отношений между Камачо и Катери. В балетной интерпретации у героев имена Базиль и Китри.
Балет — часть романа Сервантеса
Фактически балет «Дон Кихот» — краткое содержание части романа. Таким образом, зрителю предлагается побывать на праздничном спектакле, вошедшем в классику жанра. Увидеть «…как носится сама Радость, и скачет само Веселье», так Сервантес описывал испанские пляски.
А вот главным героям романа рыцарю печального образа и его добродушному оруженосцу отведена в балете второстепенная роль. Остается до сих пор непонятно, почему балет, созданный на части материала книги, не имеющий стройного сюжета, пользуется признанием и любовью взыскательного зрителя. А может быть, и не стоит над этим задумываться. Ведь занавес поднят, и зрители уже присутствуют на площади Барселоны, где кипит жизнь, веселится молодежь и своенравная Китри кокетничает с цирюльником Базилем. С этой сцены начинается действие балета «Дон Кихот».
Либретто (краткое содержание)
Перед зрителем на сцене танцующая площадь. В параде танцев один меняет другой. Тореадоры размахивают красными плащами, Эспада танцует с испанкой, ноги отбивают ритм на каменных плитах. Танцы являются рождением эмоциональной, темпераментной толпы. И главное смысловое содержание балета «Дон Кихот» — это жизнь в танце, это выражение мыслей и чувств героев в танце.
И среди этого шумного веселья появляются на сцене рыцарь и его оруженосец. Взгляд Дон Кихота устремлен на Китри, не ее ли в грезах он видел в образе Дульсинеи. А между тем, отец Китри имеет навязчивую идею выдать дочь за Гамаша, которого она не любит, и всячески пытается убедить отца помолвить ее с Базилем. Отец не соглашается. Китри и Базиль убегают из дома.
В цыганском таборе
На их пути цыганский табор, где они объясняют причину своего побега. Цыгане их радушно встречают. И вновь зажигательные цыганские танцы, рассказывающие о жизни вольной, о любви цыганской. В партитуре музыки слышны проблески цыганских мелодий. Неожиданно в таборе появляется рыцарь на коне в сопровождении оруженосца. Это, конечно же, идальго и его оруженосец. Их также цыгане приветливо встречают и приглашают на импровизированный спектакль, в котором Дон Кихот видит людей с мечами, и ввязывается в драку. Больное воображение рисует рыцарю и ветряную мельницу в виде врага, на которую он бросается с копьем.
Листая брошюру с кратким содержанием балета «Дон Кихот», зритель перемещается в сны идальго. Его и здесь преследует образ Дульсинеи. Он видит ее в царстве танцующих дриад, увлекающих его в танец, но он продолжает уныло расхаживать среди танцующего «фона». Но сон заканчивается, и Дон Кихот наяву видит Лоренцо, отца Китри и Гамаша с ним. Они ищут беглецов. Как истинный идальго, он направляет преследователей по ложному следу, а вот Санто Панчо, решил, что его хозяин ошибся, и указывает отцу Китри правильный путь. Поиски беглецов продолжаются.
События на площади
А в это время на площади у гостиницы фиеста — время веселья, время выплеска эмоций. Спектакль продолжает разворачиваться дальше, и танцы естественно вытекают из сценических событий. Увернувшись от преследований Лоренцо и Гармаша, наши герои в кругу друзей, вместе с ними принимают участие в фиесте. На сцене зажигательно выплясывают тореадор с Мерседес. Лоренцо возвращается в город и на площади видит дочь. Развязка близится к концу. Свадьбы с нелюбимым Гамашем не миновать. Лоренцо неумолим.
Но Базиль решил перехитрить Лоренцо и имитирует свою смерть, показывая, как убивает себя кинжалом. Китри поняла уловку любимого и просит Дон Кихота, появившегося как из-под земли, упросить отца выполнить последнюю волю Базиля – благословить их перед его смертью. Кто же может отказать идальго. Отец благословляет хитрецов. И Базиль оживает и заключает в объятия будущего тестя. В финале балета «Дон Кихот» с кратким содержанием романа Сервантеса, конечно, свадьба двух любящих сердец.
Дон Кихота, как почетного гостя, усаживают за стол. Начинается танцевальный перепляс. Пары сменяют группы, тореадоры пляшут с танцовщицами, как и в начале спектакля музыка заводит зрителя. Хлопают с такт испанским танцам не только на сцене, но и зал рукоплещет к такт музыки.
Пожелав молодым счастья, рыцарь уходит искать новые приключения и совершать подвиги во имя Дульсинеи Тобосской.
Заключение
Спектакль закончен. Занавес опущен. На последние поклоны, как всегда выходят артисты ведущих партий. Потихоньку из зала выходят зрители и делятся своими впечатлениями.
Какие можно ожидать отзывы о балете «Дон Кихот», если люди с момента первой постановки постоянно ходят на этот спектакль. Это как книгу, которая тебе дорога, перечитываешь и находишь для себя всегда что-то новое. Так и спектакль. В балете «Дон Кихот» слабых выступлений не бывает. И если зрители что-то говорят, так это сравнения, как играла та или иная прима, как именно в этом спектакле танцевал тот или иной солист балета. И только оды звучат в адрес этого прекрасного балета.
Если говорить о музыке, классической музыке, которая создает балетный танец, так это как поговорить с Богом. И эту органичную соединенность музыки и хореографии на сцене любого мирового театра зрители видят в божественных выступлениях солистов балета, завлекающих зрителей в сказку с кратким содержанием — балет «Дон Кихот».
Дон Кихот
Балет в трех действиях 6+
Нескончаемый праздник
У Москвы отношение к этому спектаклю особое: «Дон Кихот» – единственный великий классический балет, родившийся не в Париже и не в Петербурге, а в Москве. Фонтанирующая радость, дерзкое нарушение канонов, импульсивный темперамент и запредельно сложная техника сделали его образцом «московского стиля». Балетоведы называют спектакль визитной карточкой московского балета. За 140 лет он был показан на сцене Большого театра почти тысячу раз.
«Горячие, страстные дети счастливой Андалузии до безумия, до беспамятства увлекаются своими национальными танцами; ни устоять, ни усидеть не могут они на месте, когда начинается разгар этих и без того крайне бравурных танцев… Крик, взвизгиванья, хохот, бросание плащей под ноги танцовщиц, и забыта обыденная жизнь с ее невзгодами, – у толпы один только культ… страсть», – писал Петипа, в сердце которого любовь к Испании не остыла даже в восемьдесят пять лет.
Поводом для того, чтобы воссоздать в заснеженной Москве этот южный экстаз, стал знаменитый роман Сервантеса. Те, кто ждал от Петипа «серьезного драматического балета», был разочарован. Главными героями «Дон Кихота» стали Китри (Китерия) и Базиль (Басилио), герои одной из новелл романа. Их трудное счастье, обретенное с помощью побегов, обманов и переодеваний, превратилось в самую знаменитую балетную комедию. Балетоманы, пришедшие на премьеру 14 декабря 1869 года, и не требовали от спектакля большей близости к первоисточнику: балет в то время был «развлечение для глаз».
«Не хвастая, могу сказать, что я плясал и владел кастаньетами не хуже первейших танцоров Андалузии», – вспоминал в конце жизни Петипа. Свое обожание испанских танцев он вложил в «Дон Кихота», построив весь спектакль на национальных плясках: хоте, морене, зингаре, лоле, пляске чулосов и пикадоров, пляске испанских крестьян и пляске тореадоров.
Два года спустя хозяйственный балетмейстер перенес спектакль, пользовавшийся успехом в Москве, на сцену петербургского Большого театра. Правда, для этого его пришлось почти полностью переделать: в столице характерные танцы были не в почете, и любая уважающая себя прима должна была в первую очередь продемонстрировать чудеса классической техники. Поэтому автор непритязательной балетной музыки и постоянный сотрудник Петипа Людвиг Минкус вынужден был дописать для новой постановки пятый классический акт. В этом виде балет Петипа обрел статус классики.
Можно представить себе ярость самодержца русского балета, когда в 1900 году Александр Горский – мальчишка, посланный в Москву, чтобы осчастливить местных балетоманов постановкой спектаклей Петипа – осмелился перекроить «Дон Кихота»!
Не решившись полностью изменить казенные сценарий и музыку «Дон Кихота», Горский попытался придать ему логическую стройность. Он свел к минимуму классический танец. Здесь не только было мало «пуантов» – балетмейстер полностью сломал классическую геометрию, заявив: «…у меня направо танцуют одно, налево – другое, в глубине – опять третье». Горский работал с каждым артистом кордебалета, создавая индивидуальный рисунок его существования на сцене, чтобы добиться впечатления живой эмоциональной толпы.
Дирекции Императорских театров Владимира Теляковского над художественным оформлением спектакля работали два молодых художника – Александр Головин и Константин Коровин. Выжженная солнцем желто-черно-красная Барселона, не имеющая ничего общего с привычной театральной испанщиной, стала идеальным местом действия для героев Горского.
Москвичей новый «Дон Кихот» поверг в шок. «Декадентство и невежество на образцовой сцене», – захлебываясь от возмущения, писали газеты. Репортеры, взывавшие к великим балетным теням прошлого, не догадывались, что именно эта редакция спектакля станет для русского балета хрестоматийной. На сцене Большого театра она шла до 1935 года и была показана 255 раз.
С той поры «Дон Кихот» неоднократно возобновляли, обновляли, реставрировали…
Анна Галайда
текст из буклета к спектаклю
дается с сокращениями
Слово постановщику редакции 2016 г. АЛЕКСЕЮ ФАДЕЕЧЕВУ:
Мне удалось оценить и, смею полагать, понять в силу каких бесспорных достоинств «Дон Кихот» Людвига Минкуса победно вошел в репертуар лучших балетных театров мира. «Дон Кихот» – настоящий праздник классического танца во всех его проявлениях: танцы на любой вкус блистательно сочинены Мариусом Петипа и Александром Горским на радость танцорам и публике.
Этот спектакль требует настоящей виртуозности, понимания и осознания стилистических тонкостей русского балета, актерского таланта, предельного профессионализма от каждого исполнителя. Если балетная труппа может на достойном уровне исполнить «Дон Кихот», то она имеет право танцевать почти все.
«Дон Кихот» – самый «московский» балет и Мариуса Петипа, и Александра Горского. Не только и не столько потому, что его премьера состоялась именно в Москве (в 1869 году – постановка М. Петипа и в 1900 – постановка А. Горского), а, прежде всего, из-за счастливой раскованности, ощущения игры и импровизационной свободы, присущей московской школе, танцорам Большого. Далеко не случайно, что именно «Дон Кихот» Большого театра считается эталонным и что хореографический текст нашей постановки распространился по всему миру. Демократичность «Дон Кихота» оказалась удивительно созвучной современному балету.
В ходе работы над возобновлением спектакля я исходил из убежденности в том, что хореографическое и драматургическое совершенство «Дон Кихота» не нуждаются в каких-либо исправлениях или доработках. Необходимо лишь создать версию, свободную от позднейших наслоений. Мы пытались быть верными духу Мариуса Петипа и Александра Горского.
Либретто балета Дон Кихот
Предлагаем вашему вниманию либретто балета Дон Кихот. Балет в четырех действиях. Композитор А. Ф. Минкус. Либретто и постановка М. Петипа. Художники П. Исаков, И. Шангин, Ф. Шеньян.
Первое представление: Москва, Большой театр, 14 декабря 1869 г.; в редакции А. Горского (художники А. Головин, К. Коровин) — Петербург, Мариинский театр, 20 января 1902 г.
Действующие лица: Дон Кихот. Санчо Панса, его оруженосец. Лоренцо, трактирщик. Китри, дочь Лоренцо (в видениях Дон Кихота Дульцинея). Базиль, цирюльник. Гамаш, богатый дворянин. Жуанита и Цикалия, продавщицы. Уличная танцовщица. Мерседес. Караско, управляющий Дон Кихота. Антонина, племянница Дон Кихота. Герцог. Герцогиня. Испанцы, испанки. Тореадоры, пикадоры. Поварята. Дамы. Дриады.
Комната Дон Кихота. Караско и Антонина торопятся заклеить обоями стенной книжный шкаф; они считают, что Дон Кихот помешался на чтении рыцарской литературы и думают, что лишив его книг, они смогут спасти его от сумасшествия.
Вот Дон Кихот. Он в рыцарском наряде и с книгой, описывающей похождения средневековых рыцарей. Чтение книги приближается к концу. Не отрывая от нее глаз, Дон Кихот подходит к шкафу и ощупью ищет следующую книгу. Библиотека исчезла. Безусловно, это проделки волшебника, мстящего рыцарю за борьбу против чар и колдовства. Управляющий и племянница выражают притворное удивление. Дон Кихот остается один и снова погружается в чтение книги. Фантастические образы романа в его воображении становятся реальными.
Перед Дон Кихотом — рыцари в полном вооружении, ожидающие призыва к бою. Он видит прекрасную «даму сердца», во имя которой сражаются знатные вельможи.
Крики и шум пробуждают Дон Кихота от грез. В комнату вбегает Санчо Панса, отбиваясь от крестьянок, которые с метлами в руках преследуют его за воровство. Дон Кихот вмешивается в драку. Выхватив метлу и действуя ею как пикой, он обращает женщин в бегство.
Санчо Панса благодарит за спасение. Дон Кихот рассказывает ему о своем намерении отправиться странствовать по свету и предлагает Санчо стать его оруженосцем. Санчо колеблется, но не смеет отказать рыцарю.
Дон Кихот показывает ему свое вооружение. Поставив старинный шлем на табуретку и хвастаясь его крепостью, он ударяет по нему мечом. Шлем разламывается на куски. Санчо смеется, а Дон Кихот недоумевает — по-видимому, и здесь замешан волшебник. Но как быть? Без шлема ехать нельзя.
Дон Кихоту приходит в голову счастлирая мысль. Он берет тазик для бритья и надевает его на голову. Санчо еле удерживается от смеха. Дон Кихот облачается в старинные латы, вооружается громадным копьем и приглашает оруженосца в путь. Но Санчо уже пожалел о своем согласии. Он крадется к двери. Дон Кихот останавливает его, приказывая следовать за собой.
Трактир Лоренцо на набережной в Барселоне. Жаркий полдень. Праздничная толпа разгуливает по площади. Появляется Китри. Она спрашивает Цикалию и Жуаниту, не видали ли они цирюльника Базиля. А вот и он сам проходит с гитарой. Делая вид, что не замечает Китри, Базиль любезничает с ее подругами. Китри танцует. Базиль оставляет девушек и аккомпанирует Китри, а затем, бросив гитару, сам вступает в танец.
В самый разгар пляски является Лоренцо. Он разъединяет влюбленную пару. Напрасно Китри пытается его уговорить, заявляя, что любит Базиля. У Базиля нет денег, поэтому он не нравится ее отцу. Лоренцо прогоняет бедняка.
Толпа со смехом встречает вошедшего Гамаша, чванливого старикашку, в расшитой золотом одежде. Его старомодный вид смешит всех, кроме Лоренцо.
Не смущаясь присутствием посторонних, Гамаш приступает к сватовству. Лоренцо счастлив. Он подводит дочь к Гамашу. Китри садится на скамейку спиной к Гамашу. Подсев к ней, Гамаш объясняется в любви. Китри надоедают его объяснения, она в раздражении вскакивает и ударяет Гамаша веером.
Начинаются танцы. После массового танца сегидильи появляется приветствуемая публикой Уличная танцовщица. Под звуки бравурной музыки выходят группами любимцы толпы — тореадоры. Уличная танцовщица в нетерпении ждет знаменитого Тореадора.
На сцене — пляски тореадоров и Уличной танцовщицы. Тореадоры, танцуя, разыгрывают сцену боя с быком.
Неожиданно толпа расступается — Санчо Панса возвещает звуками рога о прибытии странствующего рыцаря Дон Кихота. Выходит Лоренцо. Дон Кихот требует еды и уходит с трактирщиком. Санчо торопится за ним. Девицы давно уже ждали случая посмеяться над толстяком. Они окружают его, завязывают ему глаза и предлагают играть с ними в жмурки. Танцуя, девушки так закружили Санчо, что он падает. Но это еще не все. Его хватают мужчины и начинают качать. Он барахтается, кричит, взывает о помощи. Его выручает Дон Кихот. Схватив блюдо вместо щита и большую вилку вместо пики, он бросается в толпу и освобождает Санчо.
Танцы возобновляются. Влюбленные Базиль и Китри снова вместе. Дон Кихот и Гамаш выходят из кабачка. Дон Кихот поражен красотой Китри. Не она ли в виде прекрасной Дульцинеи являлась ему в мечтах? Он преклоняет перед ней колено и приглашает на менуэт. Гамаш, любезно уступивший в менуэте свое место Дон Кихоту, бежит к Китри, но Тореадор закрывает от него Китри плащом. Гамаш всем надоел. Его бесцеремонно оттаскивают. Танцы продолжаются. Их нарушает Санчо Панса; воспользовавшись сутолокой, он украл «про запас» большую рыбу и пытается скрыться. Поварята и Лоренцо преследуют его.
Кабачок. Пляшут мальчишки! Сюда собираются участники праздничного гулянья. В разгар веселья вбегает Китри, радуясь, что скрылась от преследователей. Внимание привлекает Мерседес, которая в большом почете у завсегдатаев кабачка. Она танцует. Зрители осыпают ее цветами.
Владелец кабачка обеспокоен. Сюда идут Гамаш и Лоренцо. Китри прячется. Подруги скрывают ее, но неосторожность губит все дело. Ее замечают. Лоренцо тащит Китри к Гамашу, насильно соединяет их руки и благословляет.
Расталкивая толпу, вбегает Базиль. Он отталкивает Китри, вонзает кинжал себе в грудь и падает. Китри умоляет отца благословить их любовь — все равно Базиль умрет. Пусть это будет последним его утешением в жизни. Лоренцо колеблется. Возмущенный Дон Кихот приказывает выполнить просьбу Китри. Нехотя Лоренцо благословляет Китри и Базиля. А цирюльнику только этого и надо. Самоубийство было шуткой. Он вскакивает цел и невредим. Для друзей Базиля это сигнал. Они выталкивают Гамаша и кабачка.
Поляна у проезжей дороги. Вдали виднеется мельница. Труппа бродячих актеров расположилась на привал. Тут же раскинулся табор цыган. Приближаются Дон Кихот и Санчо Панса. Один из актеров надевает придворный костюм и картонную корону. Дон Кихот принимает его за короля. Они садятся на возвышение и смотрят на пляски цыган.
Комедиант предлагает Дон Кихоту посмотреть представление театра марионеток Марионетки разыгрывают комедию, в которой рыцарь освобождает свою жену, находившуюся в плену.
Взволнованный Дон Кихот устремляется на помощь несчастной супруге рыцаря. Вскочив на сцену, он колет и рубит. Все в ужасе разбегаются, декорации падают, театр рушится. Дон Кихоту кажется, будто крылья-руки великанов простираются к нему. Напрасно Санчо пытается убедить Дон Кихота, что это простая мельница. Рыцарь обнажает шпагу, бежит к крыльям, цепляется за одно из них и, поднятый на воздух, срывается и падает. Санчо Панса приводит Дон Кихота в чувство.
Густой лес. Санчо ведет израненного Дон Кихота. Он укладывает его спать. Дон Кихоту снится царство дриад, в котором амур показывает ему Дульцинею — даму его сердца.
Сон Дон Кихота нарушается звуками охотничьих рогов. Герцог и Герцогиня охотятся в этом лесу. Они приглашают странствующего рыцаря к себе в замок на праздник.
Парк около замка. Церемониймейстер заканчивает приготовления к празднику. Входят Герцог, Герцогиня и Дон Кихот. Они мирно беседуют. Вдруг въезжает рыцарь и вызывает Дон Кихота на поединок. Этот рыцарь — управляющий Дон Кихота, решивший победить его и положить конец бессмысленным странствованиям Дон Кихота по свету.
Дон Кихот принимает вызов. Короткий поединок заканчивается полным поражением рыцаря печального образа.
Хозяева замка его утешают. Начинается празднество, на котором Китри и Базиль танцуют дуэт, а приглашенные — испанский танец фанданго.
Статья «Либретто балета Дон Кихот» из раздела Балетные либретто