Добыча охотников за людьми

Охота первобытных людей – как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты

Первобытные люди питались за счет собирательства и охоты. Охотники добывали основную массу всей пищи, а также шкуры – ценные источники тепла, кости – материал для строительства и изготовления орудий труда и охоты.

В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов и мамонтов. Охота на небольших особей проводилась несколькими людьми с помощью дубинок, лука со стрелами или копья. При этом животное выбиралось либо раненое, либо отбившееся от стада. Также часто использовался способ приманки. К примеру, охотники привязывали пойманное животное и прятались. Как правило, к нему подходили другие особи и тут же попадали в засаду.

Гораздо тяжелей давалась первобытным людям охота на крупных животных: бизонов, слонов и мамонтов. Чаще всего для этой цели использовался загонный способ, в котором участвовала вся мужская часть племени. Выследив стадо крупных млекопитающих, первобытные люди начинали гнать его шумом, криками и пугать огнем, постепенно загоняя в заранее подготовленную ловушку. Как правило, это была очень глубокая яма, крутой обрыв или узкое ущелье. Одно или несколько животных, попадая в ловушку, разбивались, а еще живых особей племя добивало копьями, камнями и дубинами.

Смотрите на картинках и видео — как охотились древние люди:

Видео: 10 Охота на мамонта в Прииртышье Как охотились древние люди

Видео: Amazon Ya̧nomamö Indians hunting peccary, tapir, deer and monkey

Видео: Неизвестная Планета. Первобытные охотники

Видео: Desert of Skeletons. Hunting Day | Tribes — Planet Doc Full Documentaries

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

История. Первобытные собиратели и охотники

Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.

Древнейшие люди

Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.

Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.

Охота и собирательство – что это?

В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.

Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:

  • использование примитивных орудий труда;
  • овладение огнем.

И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.

Читайте также:  Ввс охотник за охотником

На пути эволюции

С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.

Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.

Добычей нередко становились следующие представители фауны:

Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.

Первые общины

На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:

  • Наличие родственных связей.
  • Четкая внутренняя иерархия.
  • Общность жилища, пищи, запасов.
  • Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.

Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.

Распределение ролей

Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.

Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.

Зарождение искусства

В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.

Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.

Особенности преподавания темы

Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.

Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.

Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.

Читайте также:  Костюмы для охоты фирмы бабек

Проверочная работа

Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:

  • Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
  • Как называется ученый, который занят раскопками?
  • Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.

Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.

Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:

  • Чем отличался древнейший человек от животного?
  • По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?

Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.

Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.

Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.

Охотничья добыча

Мнения о том, что представляет из себя охотничья добыча, часто не совпадают. Некоторые упрекают охотников в том, что у них одна цель — добыть мя­со, иные считают, что охотников добыча не интере­сует и в лес они идут исключительно для того, чтобы насладиться прелестями природы и подышать свежим воздухом. Есть и такие, которые пытаются доказать, что охотничья добыча свидетельствует о результатив­ности охраны природы.

Понятно, что четкой границы между различными мнениями провести не удастся.

Если определен ли­мит отстрела дичи, выписана лицензия на отстрел, оговорен день проведения охоты и зверь, наконец, добыт, — есть ли тут основание утверждать, что добы­ча охотника не интересует?

Доля правды есть и в том, когда охотника, застрелившего бешеную лисицу или волка из чрезмерно разросшейся стаи, называют защитником природы.

Охотничья добыча

На протяжении почти всей своей истории человек выступал исключительно в роли пользователя живот­ным миром. Однако с течением времени ему приш­лось взять на себя некоторые охранительные функ­ции. В наше время уже немыслимо охотиться на- зверей лишь для удовлетворения своих потребностей или просто ради охотничьей страсти. Обитающие на воле дикие жи­вотные — ценный дополнительный источник питания, сырье для ряда технических изделий и фармацевти­ческой промышленности. Причем следует подумать не только о материальной их ценности, но и о том, что они как объекты живой природы имеют важное науч­ное, познавательное, воспитательное и эстетическое значение.

Целям охраны окружающей среды, рационального, научно обоснованного использования природных бо­гатств служит Закон об охране и использовании жи­вотного мира. В нем подчеркивается, что законода­тельство должно содействовать воспитанию в совет­ских людях чувства высокой ответственности за судь­бу животного мира — важной составной части при­роды нашей Родины. Познание и охрана животного мира играют особую роль в формировании отношения молодого поколения к природе.

При современном интенсивном охотничьем хозяй­стве проблемы добычи выдвинулись на первый план. Ведется учет рентабельности хозяйства, добытого мяса и заготовленной пушнины. На основании этих показателей мы обычно оцениваем деятельность охот­ничьего коллектива, отдельного охотхозяйства и охотхозяйственную деятельность по республике в целом. Однако оценка эта далеко не совершенна, ведь не вся добыча реализуется за деньги. Большая часть отстрелянных животных остается в распоряжении охотников, и учет этой добычи производится на осно­вании данных, полученных от самих охотников. К со­жалению, эти данные зачастую расходятся с действи­тельным положением дел. И даже если нам не при­ходится сомневаться в реальном количестве отстре­лянных уток, вальдшнепов или серых куропаток, например, отсутствие установленной государственной цены как эквивалента перерасчета не позволяет под­считать достоверные показатели дохода. А каков до­ход от отстрела хищников? Равен он прейскурант­ной цене на шкуру (ранее цена лисьей шкуры состав­ляла лишь несколько рублей) или цене воротника (лисьего) для пальто, который дороже закупаемой шкуры в несколько десятков раз?

Читайте также:  Образ автора записках охотник

Очень многие охотники выходят на охоту не ра­ди получения непосредственного дохода в виде мяса и шкур, а чтобы приобрести трофеи — рога, клыки, черепа или шкуры крупных хищников. В нашей рес­публике мы стремимся к тому, чтобы охотничья до­быча — будь то мясо диких животных, их шкуры или иная продукция — становилась достоянием не только охотников, но и всего населения.

Забота о диких животных и охота на них — сущест­венная социальная и экономическая проблема. В стра­нах с высокоразвитым охотничьим хозяйством и вы­сокой культурой охоты государство получает от охо­ты гораздо больший доход, нежели отдельные охот­ники.

Вот уже длительное время за­готовляется мясо диких животных для государст­венного сектора: предприятий общественного пита­ния, мясной промышленности, на экспорт. В 1980 г. государству его было передано 150 тонн, в 1985 г. — 630, в 1990г. — 450 и в 1995 г. — 479 тонн. У охотников остается 20 — 30% мяса всех добытых лосей, почти 3/4 — косуль и более 1/2 — кабанов, кроме того, в охот­ничьих ягдташах ежегодно «оседает» в среднем 26000 уток, 5600 вальдшнепов, 600 рябчиков и более 20000 зайцев. Однако цифры мало о чем говорят без анализа и сравнения, поэтому попробуем приведенные выше данные проанализировать.

Охотничья добыча

Охота на водоплавающих птиц разрешена в Цент­ральной Европе в течение 150-240 дней, а в нашей стране примерно 100 дней. Охота на птиц вроде бы и не популярна, но это верно лишь отчасти. Дело в том, много внимания уделяется защите орнитофауны и неприкосновенности мест гнездова­ния. В расположенных по соседству Финляндии и Швеции в больших количествах отстреливают гагу, в Эстонии же гага уже давно находится под строгой охраной, что обеспечивает постоянный рост ее чис­ленности. Или, например, в 1963 — 1964 гг. в Дании велся практически неограниченный отстрел вальдшне­пов (125 тыс. особей), а у нас их отстреляли за этот период в 20 раз меньше, потому что весной, в основ­ное время охоты на вальдшнепов, охота строго ли­митируется числом путевок.

Продукция охотничьего хозяйства занимает важ­ное место в экономике государства. В нашей стране порядок ее использования зафиксирован в По­ложении об охотничьем хозяйстве. Всем гражданам, в том числе и охотникам, запрещается продавать мясо зверей и птиц, реализовать шкуры. В течение 15 дней после окончания охоты шкуры следует передать за­готовительным организациям. Заготовка пушнины не является целью охотничьего хозяйства нашей рес­публики, но в результате запланированных биотехни­ческих мероприятий в ходе регулированного отстрела мы можем заготавливать немалое количество шкур.

Около 5000 лосиных, 4000 кабаньих и 1500 косульих шкур, частично обработанных в охотничьих хозяйствах, поступает в торговую сеть (в виде ков­ров и ценных сувениров) для реализации населению.

Общество охотников открыло при Пайдеском охотничьем клубе мастерскую по выдел­ке кож. Лосиные, кабаньи и косульи шкуры превра­щаются здесь в ковры, сиденья для стульев и прочие изделия, многократно превышающие по цене закупоч­ные цены на шкуры. Лесхозы наладили производство охотничьих сувениров и прочих предметов обихода из охотничьей продукции. Из полос шкуры изготовляют оригиналь­ные домашние тапочки, из лосиных и косульих ро­гов — брелки для ключей и шариковые ручки. Зубы лосей и клыки кабанов — сырье для изготовления брошек, ожерелий, оригинальных колец. Применение нашла даже гладкошерстная шкура с ног лося: масте­ра-умельцы делают из нее коробки-трубочки для дип­ломов, различные поделки и даже зимние шапки.

Ранее сырье (обрезки кожи, дефектные рога, зубы, кожа с ног), из которого сейчас изготов­ляют сувениры, не находило применения и просто выбрасывалось. Даже поразительно, как мы могли так бесхозяйственно обходиться с дарами природы! Итак, охотничья добыча — это не только хорошее мясо, как обычно думают браконьеры, разделывая незаконно добытое животное и оставляя все, кроме мяса, «лесным санитарам».

Оцените статью
Adblock
detector