Десять великих танцев Игоря Моисеева
Имя Игоря Моисеева давно стало не просто именем, а брендом выдающихся достижений нашей страны. Легендарный балетмейстер создал ансамбль, исполняющий народные танцы, доведенные до совершенства рукой мастера.
Он родился 21 января 1906 года. По семейной легенде, балетом стал заниматься по настоянию отца. Однажды тот стал свидетелем драки в подворотне и, когда пришел домой, сказал сыну, что он будет не драться, а заниматься балетом. И немедленно, буквально завтра, пойдет в балетную школу.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что народные танцы — это искусство. Это кажется простой истиной. Парадокс в том, что эту истину до нас донес именно Моисеев. Ведь до него никому не приходилось рассматривать народны танец наравне с танцем классическим.
Почему этого не происходило раньше — удивлялся сам маэстро.
«Народные танцы рождаются у каждого народа по тем законам, по каким рождается язык народа. Так что по существу это подлинное явление искусства. Почему этого никто не мог понять раньше, я не знаю. Так получилось, что я это понял раньше других и решил это обнажить и выявить народный танец как определенную национальную систему, как национальный язык», — говорил Моисеев.
К юбилею прославленного хореографа «Известия» вспомнили лучшие танцы, поставленные Моисеевым.
1. «Сиртаки»
Как известно, «Сиртаки» — это не народный греческий танец. Но у Моисеева это был один из тех номеров, на котором учили танцевать в ансамбле. Известно высказывание Моисеева: «Кто назовет себя солистом, того я уволю из ансамбля». У маэстро было особое отношение к солистам. Он учил не проявлять себя, а действовать всем коллективом. В его коллективе были лидеры, которые танцевали лучше других, но особенность ансамбля была и в том, что любого солиста можно было заменить и любой участник коллектива мог исполнить сольную партию.
2. «Яблочко»
В ансамбле уверены, что школа Моисеева может служить альтернативой службе в армии. Здесь говорят: «Отдайте ребенка в школу Моисеева, и, дай Бог, он проработает год или два. Вы получите дисциплинированного, образованного, воспитанного мужчину».
По системе Моисеева танцору нужно развивать не только ноги, но и, например, актерские навыки. Для народного танца это важно, и не случайно в каждом произведении, даже в самой маленькой миниатюре, есть актерские образы. На каждой репетиции Моисеев советовал своим ученикам «включать голову». Вывозя коллектив на гастроли, Моисеев лично водил свой ансамбль по лучшим музеям и картинным галереям.
3. «Венгерский танец»
Моисеев много ездил по стране и по миру, он лично искал и находил нужные обороты, движения, настроения. Танцы ансамбля — это не в чистом виде народные танцы. Они обработаны мастером, причем сам Моисеев говорил, что умение додумывать в том ключе, в котором создано музыкальное произведение, требует особенного чутья. Обязательным условием создания народного танца прославленный балетмейстер считал радость. «Народный танец проистекает, когда на сердце легко и весело. Человек должен быть оптимистом, он рожден быть оптимистом. А пессимистом нас делают окружающие обстоятельства». Моисеев признавался, что порой для того, чтобы излучать радость и оптимизм, ему приходилось совершать «насилие над душой». Особенно тогда, когда предпосылок для оптимизма не было. Но это было нужно, ведь чем больше пессимизма в мире, тем больше оптимизма нужно было дать человеку в искусстве.
4. «Татарочка»
Исполнители танца говорили, что «Татарочка» — один из самых сложных танцев, в котором им приходилось подолгу, до тошноты, выполнять огромное количество мелких движений ногами. Мастер был упрям. Одно и то же движение танцоры могли оттачивать месяцами. «Товарищи, что вы как сонные мухи?» — то и дело повторял строгий Моисеев.
Он редко хвалил. Наивысшей похвалой у него была фраза: «Ну, теперь как у взрослых».
5. «Калмыцкий танец»
Вопреки верованиям калмыков-буддистов Моисеев точно знал, что душа бессмертна и во всякой новой жизни она воплощается в новое живое существо. Он считал, что талант — это знание, накопленное душой в предыдущей жизни. «Духовное богатство, полученное через искусство и культуру, — это то единственное, что мы можем унести с собой. Это то, что питает душу. После смерти человек не теряет это, и в другой раз рождается с тем нажитым духовным богатством, которое он приобрел раньше», — говорил маэстро.
6. «Финская полька»
Коллеги Моисеева удивлялись, когда мастер задумал поставить финский танец. Им казалось, что финские народные танцы — это скучно и однообразно. Но не тут-то было. Работая над движениями, мастер довел их до абсурда. «Абсурд — это то, что обожает публика. Посмотрите, как логично и хорошо одно абсурдное движение проистекает из другого!»
7. Танец аргентинских пастухов «Гаучо»
Этот танец считается моисеевским шедевром. Глядя на этих молодцев, трудно поверить, что исполнение им давалось нелегко. Как вспоминал солист Рудий Ходжоян, одежда аргентинского пастуха была страшно неудобна, а шпоры на сапогах — невероятно тяжелы. Простому человеку в таком наряде и ходить-то было бы сложно, не то что танцевать.
8. «Ночь на Лысой горе»
Этот танец на музыку Мусоргского — еще одно неслучайное звено в творчестве великого Моисеева. Будущий балетмейстер родился в Киеве. Его отцом был дворянин, адвокат Александр Моисеев, а матерью — француженка-модистка. Отец и мать познакомились в Париже, в кафе, куда забегали швеи перекусить во время обеденного перерыва. Игорь Моисеев долгое время воспитывался во французском пансионе, в совершенстве знал французский язык. Семья жила на две страны. В какой-то момент они решили окончательно перебраться во Францию, и даже был куплен билет, но началась первая мировая война, и Моисеевы остались в России.
9. «Русский танец»
В 1955 году ансамбль произвел фурор во Франции. Французы и не думали, что в Советском Союзе может существовать такое искусство. Такого не было со времен «Русских сезонов» Дягилева. На концерты коллектива выстраивалась очереди, а сам коллектив выступал в «Гранд Опера» — неслыханная честь, которой ни до, ни после не удостаивался ни один народный коллектив. «Если концерты не заставят вас неистовствовать, значит, вы ненормальный», — писали французские газеты.
С тех пор коллектив всё чаще и чаще стали выпускать за рубеж. Моисеев вспоминал, что ему завидовали: «Что ж вы, товарищ, всё по заграничным командировкам разъезжаете!» — недовольно тянули партийные боссы. Впрочем, им не на что было жаловаться. Из командировок Моисеев привозил в госказну чеки на миллион долларов.
10. Выступление ансамбля Моисеева на «Евровидении»
В 2009 году ансамбль Моисеева феерично выступил на «Евровидении», проходившем в Москве. Правда, в ложе уже не было отца-основателя коллектива. Легендарный хореограф умер в 2007 году. Судьба щедро отмерила ему 101 год.
Поразительно признание Моисеева, что ансамбль он организовал «не от хорошей жизни», а оттого, что его выжили из Большого. Еще совсем молодым человеком он стал балетмейстером. Поставил «Спартака», но вмешалась зависть коллег. «Мне сказали: танцевать можете, а ставить не дадим. Для меня это была трагедия. Творчество мне было важнее исполнительства», — вспоминал Моисеев.
Хореограф ушел и организовал собственный ансамбль. Шла война, но Моисееву дали денег на ансамбль. А дальше — воля провидения. Однажды Моисееву посчастливилось встретиться с самим Сталиным, и вождь распорядился выделить молодому педагогу лучшее в Москве помещение для ансамбля. Что это? Везение? Удача? Моисеев усмехался и говорил: «Вы же знаете, везения не существует. Есть душевный труд и душевный опыт, который передается с каждым последующим перерождением души».
Балетмейстеры
Моисеев Игорь Александрович
Родился в Киеве 8 января 1906. По окончании Московского хореографического училища в 1924–1939 – артист балета Большого театра, исполнял видные партии в ряде балетов классического наследия, роль Иосифа в балете К.Я.Голейзовского Иосиф Прекрасный (музыка С.Н.Василенко), а также ведущие роли в ряде поставленных им самим балетах. Основные постановки: Футболист (совместно с Л.А.Лащилиным, музыка В.А.Оранского, 1930), Саламбо (музыка А.Ф.Арендса, 1932), Три толстяка (музыка Оранского, 1935). Позднее поставил в Большом театре балет Спартак (музыка А.И.Хачатуряна, 1958). С конца 1930-х годов главным делом жизни Моисеева стал созданный им в 1937 Ансамбль народного танца СССР (с 1991 – Ансамбль народного танца), руководителем которого он является по сей день. Здесь Моисеев ставил сначала танцы народов СССР (нередко объединенные в циклы – Картинки прошлого, 1937; Колхозная улица, 1938; Жок, 1949 и др.), затем народные танцы других стран (По странам мира, ряд циклов, 1960–1989), а также отдельные спектакли, основанные на народном танце (Ночь на Лысой горе, музыка М.П.Мусоргского, 1984). Ансамбль Моисеева с 1940-х годов гастролирует по всему миру. По его примеру ансамбли народного танца были созданы как в бывших республиках нашей страны, так и за рубежом.
Государственные награды Игоря Моисеева
1937 — орден «Знак Почета»
1940 — орден «Трудового Красного Знамени
1940 — звание Народный артист Бурятской ССР
1942 — лауреат Государственной премии I степени
1942 — звание Заслуженный артист РСФСР
1944 — звание Народный артист РСФСР
1947 — лауреат Государственной премии II степени
1950 — звание Народный артист Молдавской ССР
1952 — лауреат Государственной премии I степени
1953 — звание Народный артист СССР
1958 — орден Ленина
1966 — орден «Трудового Красного Знамени»
1967 — лауреат Ленинской Премии
1976 — звание герой Социалистического Труда
1976 — орден Ленина
1976 — звание Народный артист Киргизской ССР
1981 — орден «Октябрьской Революции»
1985 — орден Ленина
1985 — Член Колегии Большого Театра России
1996 — лауреатГосударственной премии России за 1995 год
1996 — Член призидиума Российской Академии искусств
1996 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
1997 — присвоено звание «Профессор» Российской Академии театрального искусства
1998 — Российская независимая премия «Триумф»
1999 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени
Зарубежные награды Игоря Моисеева
1945 — Болгарский орден «Святого Александра с короной»
1945 — Румынский орден «Офицера культуры»
1946 — Польский орден «Полония Реститула»
1946 — Югославский орден «Братство и Единство»
1947 — Монгольский орден «Полярной Звезды»
1954 — Венгерский орден «Офицера культуры» I степени
1955 — Почетный член Народного собрания Франции и член Французской Академии музыки и танца
1956 — Ливанский орден «Золотой Кедр»
1960 — Венгерский орден «Офицера культуры» II степени
1961 — 1974
— Американская премия «Оскар» в области танца
— Доктор наук Международной Академии наук Сан-Марино
— Американская премия Журнала «Данс Магазин» в области танца
1976 — Монгольский орден Сухэ Батора
1980 — Чехословацкий орден «Белого Льва»
1989 — Венгерский орден «Офицера культуры»
1995 — награда за значительный вклад в развитие культурных отношений между США и Россией
1996 — награжден Командорским Крестом ордена Заслуги Республики Польши
1996 — Его Величеством Королем Испании Хуаном Карлосом удостоин звания
Командора ордена «За гражданские заслуги»
1997 — Командор Венгерского ордена
1999 — Украинский орден «За заслуги» III степени
Что такое народный танец? Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. Меня часто спрашивают: «Чем привлекает вас народный танец?» Задумываясь над этим, я пришел к выводу, что не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусства, чем народный танец. Он с детской непосредственностью раскрывает свои чувства, вовлекает в свое веселье. Народный танец румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью. В нем таится такой заряд веселья и бодрости, который в состоянии опрокинуть все печали, заботы и страхи, нависшие над человеком наших дней. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. И в этом его отличие от классического балета, рожденного рациональным умом. Классический танец обладает ключом проникновения в лирический мир исполнителя. Когда балерина поднимается на пальцы, она уходит в мир лирики, мечты, выражая то, что хранится в ее сердце. Поэтому я назвал бы классический танец танцем надземным, а народный танец танцем земным. Народный танец, будь это гопак, жок, вензеля, в высшей степени точен, ясен, у него конкретный адрес.
При этом любой из них является законченным произведением, имеющим глубокое содержание и смысл. В большинстве своем, будучи краткими, немногословными, народные танцы раскрывают целые пласты народной жизни и разные исторические эпохи. Это не просто танец для развлечения, сиюминутного удовольствия, а выразитель определенных мыслей и чувств, обладающий поэзией достоверности.
«Народный танец нуждается в тщательном изучении», говорит Игорь Моисеев. Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек, на булавку. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче выражает себя. Короче говоря, мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства в каждом народном танце. Но наше творчество продолжается в природе самого народного танца. Такой путь не мною придуман.
Мы, по существу, восприняли уроки великих художников прошлого, таких, как Пушкин, Глинка, Римский-Корсаков, — они вернули народу его же образы, но в высокопрофессинальной интерпретации.
Классический танец был рожден для выражения идеи надземности, бесплотности духа. Его создатели стремились передать чувства, уносящие нас в мир мечты, фантазий, сказки. Балерина вставала на пуанты, и эта гениальная условность объясняла зрителю, что героиня находится в ирреальном мире, в мире собственных переживаний. Эти идеи породили определенный язык.
Однако постепенно этот язык стал настолько привычным, что из возвышенного превратился в будничный и утратил свой смысл. Балетмейстеры стали пользоваться его элементами в самых прозаических обстоятельствах. У Ростислава Захарова Золушка подметала пол, танцуя на пуантах. И, когда фея превращала ее в принцессу, балетный язык оставался тем же. Возникало противоречие между формой и содержанием. А если бы в первом акте Золушка убирала комнату в деревянных сабо и только после чудесного преображения вставала на пуанты, нам стало бы ясно, что она из мира реального перешла в мир сказочный.
В старину хореографы не пренебрегали возможностями характерного танца. Например, героиня «Жизели» в первом акте танцевала в прозаической одежде, не вставая на пальцы, а во втором, когда она становилась видением, пользовалась языком классического танца.
В классическом танце все движения строго отредактированы неумолимой грамматикой танца, которая требует от исполнителя кристальной чистоты линий и допускает только аристократические движения. Поэтому богатство языка классического танца ограничено. Классический танец требует особого костюма: чистоту линий можно показать, только если нога полностью открыта. Балетные туфли не предполагают каблука — как у мужчин, так и у женщин; поэтому в классическом танце полностью отсутствуют каблучные движения. А они намного богаче и разнообразнее движений, входящих в строгую систему классики.
Я не хочу умалить значение классического танца. Когда классический танец выражает лирические чувства, мир фантазии и сказки, для чего он и был создан, все его ограничения оправданны, ибо отображение реального мира предоставлено танцу характерному.
Сочетание двух систем танца, взаимно дополняющих друг друга, давало балету возможность выразить поведение героев в реальном и условном мире.
Великолепную возможность для постановки ярких номеров предоставляет балетмейстеру третий акт «Лебединого озера». В сцене смотрин, где принцу предлагают выбрать себе невесту, по замыслу автора, претендентки из разных стран танцуют танцы своих народов. Раньше каждый танец исполнялся в своем национальном ключе и на своем национальном танцевальном языке. Теперь же все невесты встали на пальцы: мазурка, чардаш, тарантелла. — на пальцах! Но на пальцах имеет право танцевать только одна девушка, в которую влюблен принц, потому что она воплощает его мечту. Другие девушки непохожи на нее и поэтому неинтересны принцу.
Пуанты использованы не к месту, и вся философская суть балета распадается. Вместо разнообразия красок двух танцевальных систем зрителю предлагается блеклая одноцветная условность.
Классический танец не выигрывает от того, что существует в замкнутой системе, изолированной от жизни, вне времени и вне пространства. Перед каждым искусством всегда стоит проблема отображения своего времени, потому что искусство, не отображающее свое время, не переживет своего времени.
Народный танец незримо прочно связан с жизнью и незаметно подчиняется ее переменам. Когда во Франции при Франциске I был изобретен чулок, народный танец немедленно отреагировал на это новшество. До этого времени женская нога, одетая в мешок из материи, не имела притягательного вида и женщины прятали ноги под длинной юбкой. Костюм диктовал танцевальную пластику: в юбке до полу затруднительно делать какие-то динамичные движения. С появлением чулка женщине не надо было больше прятать свои ноги, напротив, всем сразу захотелось показать их в таком привлекательном виде миру. Юбки очень быстро укоротились, а вслед за этим в корне изменились танцы.
Бытовой танец тесно связан с костюмом. С появлением мужского сапога в танце появились движения отбивки ритма по голенищу; как только появились каблук или шпоры, танцоры незамедлительно отмечали ритм каблуком и звоном шпор. Широкая развевающаяся юбка позволяла играть ею в танце. Таких примеров можно привести множество.
Если классический танец восклицает: «Как красива мечта!» — то народный танец говорит нам: «Да здравствует жизнь!» Классический танец требует внутренней приподнятости. Он патетичен и торжествен по природе и не терпит прозаизмов.
Народный танец сопутствует человеку там, где возникает в нем потребность. Он имеет четкую функциональную задачу. Например, охотничьи танцы возникли у первобытного человека как заклинание и моление об удачной охоте. Так же, как военные танцы, называвшиеся у греков пиррическими, были учебными танцами, которые воспитывали в молодых людях ловкость фехтовальных приемов и исполнялись на победных торжествах.
Существовали знахарские танцы, изгонявшие злых духов и имевшие функции врачевания. Именно такую функцию выпоняла тарантелла. Сам танец получил свое название от тарантула. Яд от укуса этого паука можно было изгнать только вместе с потом. Потому-то знахари и предлагали своим больным кружиться в бешеной пляске. Древний Египет знал астральные танцы: жрецы выстраивали танцующих соответственно расположению небесных тел, а сам танец отображал эволюции, которые проделывали звезды и планеты на небе.
ТАНЦЫ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ИГОРЕМ МОИСЕЕВЫМ.
ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА
Полянка
Времена года. Сюита
1. Лето 2.Зимушка
Вензеля
Шестера. Уральский танец .Задиристые частушки.
Русский перепляс Метелица (Снегурка)
Лявониха
Крыжачок
Полька «Янка»
Бульба
Полька «Мама»
Юрочка (Деревенский Дон Жуан)
Веснянки Сюита
1. Выход девушек (Девичья печаль)
2. Прощание
3. Гадание (Сцена с венками)
4. Большой танец
5. Каблучок
6. Выход парубков
7. Возвращение
8. Встреча и величание
9. Гопак
Жок улмаре (большой жок). Сюита
1. Хора (Танец девушек)
2. Чиокирлия (Жаворонок)
3. Жок
Молдавеняска
Коаса (Косари)
Ла спалат (Прачка)
Сфределуш (сельскохозяйственный танец)
Молдаваночка
Хитрый Макану. Сюита
1. Танец парней
2. Танец девушек
3. Объяснение в любви
4. Общий выход
5. Сырба (очень быстрый танец)
Юла
Юрта
Кыз кумай (Догони девушку) Танец киргизских девушек
Пахта (Хлопок)
Танец с блюдом
Танец девушек
Уйгурский танец «Сафаили» (национальный погремушечный инструмент)
Танец девушек
Мужской воинственный танец с кинжалом
Танец с дойрой (восточное название бубна)
Монгольские наездники
Монгольская статуэтка
Танец монгольских борцов
«ЦАМ»
1. Цаган-убгун (Седой старик)
2.Танец змей
3. Выход Смерти
4. Старик и ворон
5. Выход ацирей (воинствующих злых духов)
6. Истязание Цаган-убгуна
7. Битва Белого Батыря с ацирями
8. Выход джамцаранов (чертей, принимающих обличие святых)
9.Вакханалия
10. Финал. Гибель Цаган-убгуна
Танец казанских татар
Танец крымских татар
1. Чичирдык (Парящий орел)
2. Ишкымдык (Два всадника)
Аркан (мужской пастушеский танец)
Танец девушки и двух парней
Картули (Лекури)
Хоруми (аджарский танец)
Чабаны (Танец карабахских пастухов)
Десмолы (женский танец)
Газахи (мужской танец)
Майнуки. Сюита
1. Керцы (мужской воинственный танец)
2. Крынги (женский трудовой танец)
3. Ваграми
4. Шейхана (женский свадебный танец)
Сюита из трех танцев
Сюита из пяти танцев
Эстонская полька через ножку
Хиу-вальс
Эстонская сюита из трех танцев
Чардаш
Понтозоо («Хлопушки»; танец точками с отбивкой по сапогам)
Прощание
Девичий танец с бутылками на голове
Танец со шпорами
Сюита из пяти танцев
Бриул
Мушамауа (веселый массовый танец)
Оашский танец
Танец с барабанами
Танец с лентами
Сан ча коу (На перекрестке). Большая пантомима
Нанайская народная игра «Фехтование на палках»
Борьба двух малышей (сценка)
Танец с бамбуком
Сертаки (мужской танец) музыка М.Теодоракиса
Танец девушек
Общий хоровод
Мужской танец четверками
Общий финальный танец
Сицилианская тарантелла La karetta
Испанская баллада
Арагонская хота Музыка М.И.Глинки
Сербиянка (сербский танец)
Кукунешти (сербский мужской танец)
Македонский женский танец
Дзюрдевка (черногорский воинственный танец)
Селянчица (сербский танец)
Танцы Латинской Америки
Маламба
Гаучо (Танец аргентинских пастухов)
Таверна (одноактная картина)
1. Танец официантов
2. Разговор гида с туристами
3. Танго трех пар
4. Танго четырех пар
5. Красотка и гангстер
6. Танго двух пар
7. Танго трех пар
8. Танго туристов
9. Сцена с бутылкой
10.Общий уход
11. Матросы и проститутка
Мексиканская сюита
1. Общий выход
2. Танец двоих кавалеров
3. Танец девушек La paloma (Голубь)
Сквер-данс
Назад к обезьяне (пародия на рокк-н-ролл)
ЦИКЛ «КАРТИНКИ ПРОШЛОГО»
Подмосковная лирика
Городская фабричная кадриль
Трепак Музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»
Сюита из старинных русских танцев
1. Выход девушек
2. Хоровод
3. Коробочка. Лирический танец
4. Травушка (Восемь девок один я)
5. Мужской пляс
6. Общий финал
Два Первомая
1. Дореволюционная маевка а) Вальс курсисток и студентов б) Кадриль в) Пьяная пляска г) Варшавянка д) Хасбулат
2. Победный Первомай а) Соревнование б) Шуточный в) Матросов г) Хиу-вальс (эстонский) д) Молдаваночка е) Гопак-коло (по кругу) ж) С гармошкой з) Возвращение и) Милиция к) Встреча л) Физкультурный вальс м) Парад республик
По дворам 1. Слепой музыкант 2. Уличная певица 3. Бродячий цирк Ухажеры (Жанровая сценка городского быта) Полька-красотка с фигурами и комплиментами
Скоморошьи игрища
Еврейская сюита «Семейные радости»
I. Разговор двух евреев
2. Предпраздничная суета
3. Приход гостей
4. Выход семьи невесты
5. Выход семьи жениха
6. Помолвка
7. Величание жениха и невесты
8. Танец трех евреев
9. Второй танец трех евреев
10. Танец отца жениха и отца невесты
11. Танец двоих гостей
12. Танец еврейских девушек
13. Мужской танец с бутылками
14. «Хаве нагила» и финал
ЦИКЛ «СОВЕТСКИЕ КАРТИНКИ»
Колхозная улица
1. Тракторные частушки
2. Председатель колхоза и бухгалтер (Спор)
3. Подружки
4. «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех. «
5. Ту-степ (пародия на приверженцев модных городских танцев)
6. Почтальонша
7.Дети
8. Старик
Русская красноармейская пляска
Призывники
1. Молдаванин
2.Лезгин
3. Украинец
4. Русский
5. Красноармейский пляс
Партизаны
Праздник труда — пятнадцать танцевальных фрагментов
Флотская сюита «День на корабле»
1. Аврал
2. Машинное отделение
3. Танец поваров
4. Танец моряков
5. Яблочко
Футбол (хореографическая сценка) музыка А.Цфасмана
Музыка Иоганна Штрауса
Вальс конькобежцев
Девушка и юноша
Соревнования вертунов
Парад
Галоп и финал
НОЧЬ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ
В двух картинах
Ярмарка музыка народная
1. Выход музыкантов и общий танец
2. Жмурки
3. Танец девушек
4. Выход парней и общий танец
5. Черевички
6. Танец цыгана
7. «Тропотянка» (Девичий танец)
8. Выход парней
9. Карусель
10. «Метелица» (украинский танец)
11. Танец пьяниц
12. Пацюк и черт
Ночь на Лысой горе музыка М.П.Мусоргского
1. Прилет ведьм
2. Выход чертей и ведьм
3. Выход Чернобога
4. Оргия
5. Выход Кащея
6. Черти и ведьмы
7. Вакханалия
8. Истязание Пацюка
9. Общий расход
10. Свидание на рассвете
11. Финальный гопак
Выход Хана
Танец пленниц
Танец мальчиков
Танец лучников
Выезд всадников
Общий танец
Танец пастухов
Воинственный танец
Финал
ТАНЦЫ ИЗ БАЛЕТА «СПАРТАК»
Вакханалия
Выход гладиаторов
Андобаты (Бой в слепых шлемах)
Ретиари и мермелон (Рыбак и рыбка)
Битва фракийцев и самнитов
Поделитесь новостью с друзьями: