Охотники за торнадо
Российские охотники за торнадо.
Многие не верят что в Москве, да и в России бывают торнадо, смерчи и вихри. В этой группе приглашается народ чтобы сфотографировать, заснять и предупредить, выпустить экстренное предупреждение о торнадо, граде сильной грозе, урагане, шквале, снежной буре, песчаной буре.
Мы пользуемся собственными точными прогнозами и моделями погоды при которых бывают смерчи и сильные бури в нашей полосе. Если вы засняли сильный град или смерч то выкладывайте ваш снимок или видео сюда .
— В черте города во время сильных порывов ветра возможны: падения деревьев, падения рекламных стендов и щитов, фонарных столбов, листов железа с крыш зданий, обрывы линий электропередач и контактной сети городского транспорта.
— Во время грозы, если вы оказались возле водоема или в парковой зоне города, НЕЛЬЗЯ прятаться от грозы и дождя под деревьями, поскольку стволы деревьев – это частая мишень для ударов молнии, что, в свою очередь, может вызвать сильное поражение электрическим током или даже гибель. Укрываясь от грозы и дождя, постарайтесь как можно скорее добраться до жилых зданий, любых городских учреждений и офисов, в подъездах которых можно переждать сильную непогоду.
— В случае сильных, затяжных ливней, в черте города возможно, местами даже, сильное подтопление пешеходных и проезжих частей. В связи с этим ГУ МЧС РФ по Москве, обращается к автомобилистам с просьбой воздержаться от перемещений по городу на своих автомобилях, до прекращения порывов ветра и уменьшения осадков, настоятельно рекомендует пешеходам и водителям соблюдать правила дорожного движения.
Став очевидцем происшествия, звоните в экстренные службы города.
— В случае выпадения града, возможно травмирование людей, оказавшихся под открытым небом. Кроме того, в редких случаях, возможно повреждение градом автотранспорта, окон в жилых домах и учреждениях, а так же стеклянных и пластмассовых конструкций, расположенных на открытом воздухе.
И так как показывает прошлое, а тоесть данные в дневнике погода за 2009 год 3 июня, когда был в Москве торнадо, ситуация с показаниями повторяется.
Вот данные из дневника погода за июнь 2009 , смотрим на 3е июня. (смотрим где выделено красным).
Не хватает в дневнике погоды еще и показаний влажности, но могу по памяти что тогда был около 80% влажности.
В сердце тьмы: опасное ремесло охотников за торнадо
Молнии, беспросветный ливень и ураган, до которого рукой подать.
Материал подготовлен при поддержке Just Cause 4
На дворе 25 мая, 2012 год. Два друга, Скотт Макпартленд и Дэйв Левисон, сидят в кафе города Грейт Бэнд и мониторят подробный прогноз погоды на ближайшие часы, одновременно поглядывая на небо через окно. Облаков немного, но дует сильный ветер. Настолько, что стоящего рядом человека практически не слышно.
Вскоре Макпартленд и Левинсон покинули стены кафе и выдвинулись на запад, в сторону небольшого городка Ла-Кросс. Там формировался мощный циклон — бурное движение пластов воздуха вокруг своей оси. Вскоре погода испортилась: небо быстро затянули грозовые тучи, а ветер стал невыносимо сильным.
Над городком виднелись огромные тучи — как в ширину, так и в высоту. Если приглядеться, можно было заметить, как они вращаются вокруг самих себя. Ветер пригнал с полей облака пыли, и друзьям стало трудно различать дорогу. В усиленное лобовое стекло их автомобиля полетели метровые ветки, сорванные шквалом. Над Ла-Кроссом собирался смерч.
Прошло немного времени, и Макпартленд и Левисон нашли место для наблюдения — такое, чтобы при приближении торнадо можно было легко уехать, — и начали снимать небо сразу на несколько камер. От тучи к земле потянулась огромная воронка, которую освещали десятки молний. Ливень не давал высунуться из машины, так что друзьям оставалось лишь наблюдать изнутри.
Наконец, смерч коснулся земли под аккомпанемент из грохота молний и барабанящего по крыше машины дождя. Молнии били каждые полсекунды, и без них торнадо было бы не увидеть на фоне тёмного неба. Но благодаря молниям даже ночная съёмка выходила детализированной и вполне исчерпывающей. Воронка разрасталась, в стороне от неё показался ещё один смерч, который только-только зарождался. С места нужно было уходить.
К счастью, торнадо прошёл в нескольких километрах от Ла-Кросса. Но сирены, предвещавшие ненастье, выли ещё долго.
Смерч (или, как привыкли говорить американцы, торнадо) — одно из самых неизученных природных явлений. Учёные могут лишь догадываться, как они формируются и, тем более, что происходит внутри них.
Однако некие общие признаки их появления всё же известны. Для образования торнадо необходимы так называемые суперъячейки — огромные грозовые тучи высотой до стратосферы. От остывающей земли к небу поднимаются огромные потоки тёплого воздуха, которые содержат конденсат с испарениями воды — этой водой напитываются грозовые тучи.
Со временем скорость потока усиливается, и появляется мезоциклон — вращающийся столб воздуха внутри тучи. При достаточном количестве влаги холодный воздух (стремящийся вниз) и тёплый (стремящийся вверх) начинают смешиваться, из-за чего в мезоциклоне появляется значительная разница температур. Образуется воронка, нисходящая к земле.
Чем она ниже, тем быстрее вращается весь столб. Когда он касается земли, образуется торнадо, скорость воздуха в котором может достигать 150 или даже 350 километров в час. А задействованная в процессе энергия сравнима с энергией ядерной бомбы.
Впрочем, даже при всех условиях смерч может просто не возникнуть. Его появление всегда непредсказуемо.
Торнадо образуются везде, где есть грозы. Но из-за особенностей климата чаще всего их можно наблюдать в Северной Америке, на огромной территории: от Скалистых гор до Атлантического океана. Местность, где они случаются особенно часто, называют «Аллеей торнадо»: эта территория захватывает штаты Южную Дакоту, Канзас, Техас, Оклахому, Колорадо и Небраску.
Люди наблюдали торнадо ещё тысячи лет назад. Но начать изучать их они смогли лишь тогда, когда это начали позволять технологии — то есть в середине двадцатого века.
Первым энтузиастом, решившим преследовать смерчи, был Дэвид Ходли. В шестидесятых он выслеживал штормы и делал их профессиональные снимки. Позже, в 1977 году, он основал журнал Storm Track, в котором публиковались результаты исследований, истории преследования, различные заметки и интервью с другими «охотниками на торнадо» или штормхантерами.
В погоне за торнадо Ходли проехал более миллиона километров и наблюдал около двухсот смерчей.
Снимки и записи на камеру делаются не для красоты: они помогают учёным изучать природу смерчей. Поэтому первые охотники оборудовали автомобили разными метеорологическими приспособлениями и прочей аппаратурой.
С тех пор в профессии мало что изменилось. Разве что вместо плёнки штормхантеры стали брать с собой камеры IMAX — чем лучше качество съёмки, тем выше её ценность для исследований.
Из-за документальных фильмов и кинолент об охотниках за торнадо может сложиться впечатление, будто эта профессия — сплошь погони и наблюдения за одними из самых смертоносных явлений природы. В реальности всё куда менее романтично.
Преследование смерчей — это медитативная работа для терпеливых людей. Штормхантер проводит весомую часть времени за рулём, постоянно мониторит метеорологические данные и много ждёт. Он может двадцать часов разъезжать по полям в полной уверенности, что там должно что-то произойти, но никакие торнадо на горизонте так и не появятся.
Мы надеемся, что найдём шторм до того, как стемнеет, надеемся, что образуется торнадо и надеемся, что до него ведут хоть какие-нибудь дороги.
Первым делом с утра штормхантеры смотрят подробные данные о погоде от Национальной метеорологической службы США, высматривая показатели с нужными условиями для формирования торнадо. Например, большие массы холодного воздуха в высоких слоях атмосферы и тёплого у поверхности Земли — знак того, что где-то появится смерч. Скорее всего.
После анализа всех данных штормхантеры выбирают на карте точку для наблюдения, забираются в машину и отправляются в путь. Только на дорогу до предполагаемой цели энтузиасты могут потратить несколько часов — при условии, что за это время погода не изменится. Это бывает редко. С торнадо всё нечасто идёт по плану.
Штормхантеры возят с собой огромное количество оборудования: компьютеры, радары, рации и локаторы, которые позволяют быстро получать информацию об изменениях погоды и координировать действия. Если все данные считаны верно, и хантерам улыбается удача, через некоторое время они войдут в визуальный контакт со штормом. По вращению туч преследователи понимают, едут ли они в правильном направлении или нет.
В Северном полушарии суперъячейки вращаются против часовой стрелки. В Южном — по часовой. Это связано с вращением Земли: у части тучи, которая находится ближе к экватору, импульс меньше, чем у противоположной.
К этому моменту штормхантеры обычно находят место для безопасного наблюдения. В идеале это холм в четырёх километрах от торнадо. В ход идут всевозможные камеры — чтобы зафиксировать одно из самых впечатляющих природных явлений.
Когда воронка касается земли, штормхантеры начинают отслеживать её движение и соответственно менять позицию. Заранее предугадать, в какую сторону пойдёт смерч, невозможно.
В погоню за торнадо охотники отправляются на специальных автомобилях. Когда начинается ураган, в стекло может прилететь что угодно — камни, ветки, град размером с теннисный мяч. Поэтому даже самые опытные преследователи стараются держаться на безопасном расстоянии от торнадо.
Однако те, кто хотят приблизиться к нему поближе и при этом не погибнуть в искорёженной груде металла, укрепляют свой транспорт. В ход идут толстые стальные пластины, железные решётки и даже полноценная броня. Заводское стекло заменяется на закалённое и дополняется сверхпрочным пластиком. Старенький пикап превращается в нечто из фильмов «Безумный Макс».
Такие автомобили могут побывать в нескольких десятках метров от торнадо. Так помимо красивых фотографий и записей, снятых на IMAX-камеры, охотники добывают ценнейшую метеорологическую информацию для научных исследований.
Штормхантеры либо конструируют свои автомобили самостоятельно, либо заказывают — серийным производством никто не занимается. Поэтому даже сидя в десятитонном бронированном пикапе не стоит рассчитывать на полную безопасность. Хоть он и рассчитан на то, чтобы выдерживать смерч со скоростью ветра в двести, а то и триста километров в час, изредка случаются сверхмощные торнадо — они вмиг переворачивают даже машины штормхантеров.
Для определения силы смерчей их делят на категории по шкале Фудзиты. Торнадо класса EF0 слабейшие и достигают скорости ветра в 137 км/ч. А EF5 — шторм катастрофического масштаба, который разгоняется до 500 км/ч и может вызвать коллапс небоскрёба.
Поэтому даже сидя в автомобиле-крепости не стоит забывать о банальных мерах предосторожности — говоря простыми словами, не лезть на рожон. В отличие от цунами, никогда нельзя предугадать, какой силы будет зарождающийся смерч. Они очень красивы, но зрелище может стоит жизни.
Простым энтузиастам и любителям никогда не стоит преследовать торнадо. Штормхантеры — профессионалы, которые разбираются в метеорологии, умеют оценивать ситуацию и риски. Для того, чтобы сбежать от надвигающегося вихря, недостаточно просто быстро ехать.
Но даже c самыми осторожными и опытными профессионалами может случиться беда. 31 мая 2013 года ураган Эль-Рино, которому присвоили класс EF3, убил двадцать человек, из которых четверо были штормхантерами. Это первый ураган, из-за которого погибли охотники за торнадо.
Тим Самарас, исследователь канала National Geographic, был одним из них. Он стал легендой ещё при жизни: в 2003 году он поставил рекорд Гиннеса, когда его измерительный зонд в зоне торнадо зафиксировал самый большой перепад атмосферного давления — сто гектопаскалей за минуту, почти на десять процентов от нормы. Самарас успел установить зонд за полторы минуты до прихода стихии.
Позже он организовал команду TWISTEX (от слова twister — смерч), которая занималась исследованием ураганов. Он не лез в центр торнадо, а лишь расставлял зонды и фиксировал данные. Друзья называли Тима «очень предусмотрительным и осторожным».
В 2013 году Эль-Рино, сформировавшийся из нескольких бурь, разросся до огромных размеров — вместе с основным вихрем было ещё четыре поменьше. Скорость ветра в них достигала почти пятисот километров секунду. Ураган напоминал бурлящий котёл.
Как и всегда, Самарас хотел поставить измерительные зонды вместе с командой — сыном Полом и метеорологом Калом Йонгом. Однако менее чем за минуту ураган раздулся в диаметре с полутора километров до четырёх. Он резко изменил направление и двинулся в сторону исследователей. Неподалёку от них воронка коснулась земли.
Чуть менее, чем через час, полицейский патруль нашёл белый Шевроле «Кобальт» Самараса, раздавленный, словно консервная банка. Тима нашли пристёгнутым в машине, тела его сына и коллеги разбросало по округе. Транспорт оказался в семи километрах от места, где он предположительно находился перед столкновением с Эль-Рино
Случай с Самарасом показал, что от стихии не застрахованы даже лучшие профессионалы. Ураганы вроде Эль-Рино случаются очень редко, но оставляют после себя катастрофические последствия.
Чтобы посмотреть на торнадо, не рискуя жизнью, можно либо поехать в специальный тур, либо залезть в интернет — у многих штормхантеров есть свои профили в Instagram с поразительными снимками катаклизмов.
- @sanner.photography — За 15 лет путешествий по Америке Крис Саннер повстречал почти 500 штормов. Помимо них в его профиле можно найти также красивые снимки североамериканской природы.
- @mikeolbinski — Охотник за торнадо из Аризоны, который проводит за рулём по шесть месяцев в году. Фотографирует не только смерчи, но и бури с живописными молниями.
- @bradhannon — Австралийский штормхантер — путешествует по США ради профессиональных фотографий суперъячеек и ураганов.
- @basehunters_chasing — Команда штормхантеров, которые снимают видео для своего канала на YouTube. В Instagram они публикуют тоже много всего интересного.
- @tornadotitans — Ещё одно объединение охотников на торнадо, которое занимается съёмкой погоды в Скалистых горах и полях рядом с ними — от смерчей до снежных бурь.
Охота за торнадо может стать хорошим увлечением или даже работой мечты. Эту профессию есть за что любить: адреналин, красивейшие пейзажи и чувство свободы, которое испытываешь, рассекая на автомобиле по бесконечным североамериканским равнинам.
Но не каждый может себе такое позволить. До США далеко, да и охота на торнадо — опасная профессия.
Четвёртого декабря на ПК, PS4 и Xbox One выходит игра Just Cause 4 — экшн, где можно пролететь в десятке метров от торнадо, не рискуя жизнью. Большая часть игрового процесса завязана на борьбе с катаклизмами — песчаными бурями, метелями, суровыми ливнями и смерчами.
В игре нет рутины ремесла штормхантеров: вместо того, чтобы искать торнадо, они находят игрока сами. А дальше нужно действовать по ситуации.