Для одних объект калидонской охоты

Калидонская охота. Гибель Мелеагра и страшное пророчество

Тем, кто не раз страдал от собственной забывчивости, особенно когда ее жертвой становятся близкие люди, миф о Калидонской охоте станет поучительной историей.

Предыстория

В особо урожайный год для страны царь Калидона Ойней приносил жертву всем богам. Хмельной Вакх получил золотые виноградные лозы, Деметра – ржаные колосья, Афина — зеленое масло оливы. В праздничной суете позабыли богиню Артемиду.

В отместку она послала на земли страшного вепря. Он уничтожал посевы, виноградники и сады. Кабан был настолько свирепым, что разрывал даже быков на пастбищах. Это был громадный зверь с толстой шкурой, горящими глазами и длинными клыками. Все очень боялись его.

Охота на вепря

Для борьбы с ним царь организовал охоту и позвал самых храбрых воинов в округе. Среди них был и его сын Мелеагр со своей тайной возлюбленной Аталантой. В назначенный день пошла охота. В огромном вековом лесу, где обитал вепрь, расставили сети и многочисленные ловушки, пустили собак с погонщиками. Травля началась.

Вскоре животное выскочило между деревьев и после многочасовой погони получило первое ранение от прекрасной девы-воительницы Аталанты. Она стрелой поранила шкуру зверя, и кровь стала заливать ему глаза. Последний решающий удар нанес сам Мелеагр.

Свою победу он посвятил красавице Аталанте и в знак особого уважения преподнес ей шкуру монстра. Это и стало причиной дальнейших роковых событий, ведь на награду претендовал каждый из участников тех событий.

Раздор после победы и расплата

Во время охоты погибло очень много людей — этолийцев и куретов. Между ними вспыхнул спор, о том, кому должен достаться трофей. Воины посягнули на отданную деве шкуру. Разгорелась междоусобная война. В ходе чего юный Мелеагр смертельно ранил своего дядю по матери Плексиппа на поле боя. Мать молодого воина — Алфея, прокляла сына за смерть своего брата.

Она всегда помнила, что в день его рождения к ней явилась пророчица. Колдунья кинула в огонь полено со словами: «Твоего ребенка постигнет смерть в тот момент, когда уголек догорит». В отчаянии мать вытащила головню из костра голыми руками и спрятала. Когда желание отомстить за кончину брата взяло верх над материнской любовью, Алфея достала уголек. Она дала ему догореть до конца. В итоге, её сын — Мелеагр, умер в тот же момент. Осознав содеянное, Алфея пронзила себя острым мечом в грудь и умерла.

Молодого героя долго оплакивала его жена, сестры, отец и все Калидонское царство. Юные сестры героя так сильно горевали, что Артемида сжалилась над ними и превратила в прекрасных птиц, которые до сих пор летают по свету.

Спасибо, что дочитали до конца! Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал и получайте больше интересных и полезных статей!

Ставьте лайки, делайте репосты , чтобы сохранить запись и поделиться с друзьями!

Пишите комментарии , обязательно выскажите свое мнение. Тогда мы будем стараться делать наш материал лучше! Мы бесконечно рады любому поощрению наших авторов!

Для одних объект калидонской охоты

КАЛИДО ́ НСКАЯ ОХОТА ( Κα­λυδώ­νια θή­ρα ), в гре­че­ской мифо­ло­гии один из наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных мифов, в кото­ром объ­еди­не­ны ска­за­ния о мно­гих геро­ях ост­ров­ной и мате­ри­ко­вой Гре­ции. Царь Калидо­на (горо­да в Южной Это­лии) Ойней, супруг Алфеи, собрав обиль­ный уро­жай и при­не­ся после это­го жерт­вы всем богам, забыл боги­ню-охот­ни­цу Арте­ми­ду и тем самым оскор­бил её. Раз­гне­ван­ная боги­ня насла­ла на Калидон огром­ной вели­чи­ны сви­ре­по­го веп­ря, кото­рый опу­сто­шал поля, с кор­нем выры­вал садо­вые дере­вья и уби­вал пря­чу­щих­ся за город­ские сте­ны жите­лей (Hom. Il. IX 529 след.). Ойней решил устро­ить охоту на веп­ря и при­гла­сил участ­во­вать самых отваж­ных геро­ев Элла­ды, пообе­щав тому, кто убьёт веп­ря, в награ­ду шку­ру зве­ря. Во гла­ве охот­ни­ков встал сын Ойнея Меле­агр. Мифо­гра­фы раз­лич­ных обла­стей Гре­ции вклю­ча­ют в пере­чень охот­ни­ков мест­ных геро­ев сво­их обла­стей и назы­ва­ют раз­ное чис­ло участ­ни­ков охоты. В « Мифо­ло­ги­че­ской биб­лио­те­ке » Апол­ло­до­ра (I 8, 2) назы­ва­ет­ся свы­ше 20 участ­ни­ков: калидон­цы Меле­агр и Дри­ас, плев­рон­цы — сыно­вья Фестия, мес­сен­ские близ­не­цы Идас и Лин­кей, Дио­с­ку­ры из Спар­ты, Тесей из Афин, арка­дяне Анкей и Кефей, фес­са­лий­цы Адмет, Пири­фой, Пелей и Ясон, Амфи­а­рай из Аргоса, Амфи­т­ри­он и его сын Ификл из Фив и един­ст­вен­ная жен­щи­на — участ­ни­ца калидон­ской охоты Ата­лан­та из Арка­дии. Более позд­ние авто­ры (Ovid. Met. VIII 299 след.; Hyg. Fab. 173) счи­та­ют, что в калидон­ской охо­те участ­во­ва­ло более 50 геро­ев, при­чис­ляя к охот­ни­кам Лаэр­та (отца Одис­сея), пилос­ца Несто­ра, Тела­мо­на — сына Эака, лапи­фов Пири­фоя и Моп­са, мес­сен­ца Лев­кип­па и дру­гих геро­ев не толь­ко мате­ри­ко­вой Гре­ции, но и из Маг­не­сии, Ита­ки, Сала­ми­на, Кри­та и дру­гих обла­стей. Когда соба­ки выгна­ли веп­ря из лесу, сви­ре­пый зверь сра­зу бро­сил­ся на охот­ни­ков. Нестор спас­ся лишь пото­му, что, под­прыг­нув, ухва­тил­ся за дере­во, но мно­гие пали жерт­вой ост­рых клы­ков веп­ря, а неко­то­рые погиб­ли от ран, нане­сён­ных друг дру­гу слу­чай­но в пылу охоты: Пелей ранил сво­его тестя Эври­ти­о­на (Apol­lod. I 8, 2). Решаю­щий удар веп­рю нанёс Меле­агр, и ему по пра­ву при­над­ле­жал почёт­ный тро­фей.

Успех охот­ни­ков побудил Арте­ми­ду к новым коз­ням. Она вызва­ла жесто­кую вой­ну за охот­ни­чий тро­фей меж­ду калидон­ца­ми и род­ст­вен­ны­ми им жите­ля­ми Плев­ро­на куре­та­ми. В этой войне калидон­цы спер­ва сра­жа­лись успеш­но, но когда Меле­агр убил бра­та сво­ей мате­ри Плек­сип­па, Алфея про­кля­ла сына и поже­ла­ла ему смер­ти (Hom. Il. IX 567 след.). Оскорб­лён­ный Меле­агр отка­зал­ся участ­во­вать в даль­ней­ших бит­вах, и куре­ты ста­ли одер­жи­вать победы. Когда они были уже на сте­нах Калидо­на, рас­ка­яв­ша­я­ся мать, отец и все жите­ли ста­ли уго­ва­ри­вать героя встать на защи­ту род­но­го горо­да, но Меле­агр отка­зы­вал­ся, пока жена Клео­пат­ра не попро­си­ла его взять­ся за ору­жие (IX 592 след.). Меле­агр пере­бил всех сыно­вей Фестия, но сам погиб в сра­же­нии (Apol­lod. I 8, 3). Позд­ние мифо­гра­фы впле­та­ют в исто­рию калидон­ской охоты моти­вы о свя­зи его жиз­ни с обго­рев­шей голов­нёй и о люб­ви Меле­а­г­ра к Ата­лан­те. Впер­вые мотив об обго­рев­шей головне встре­ча­ет­ся у Вак­хи­лида (Bac­chyl. V 94) и в не дошед­шей тра­гедии Фри­ни­ха « Плев­ро­нии » (Paus. X 31, 4): к толь­ко что родив­шей Алфее во сне яви­лись мой­ры и пред­у­преди­ли, что жизнь её ребён­ка Меле­а­г­ра обо­рвёт­ся, как толь­ко дого­рит пылав­шее в оча­ге поле­но. Обжи­гая руки, Алфея выхва­ти­ла голов­ню из огня и спря­та­ла её. После гибе­ли уби­то­го Меле­а­гром бра­та (вари­ант: бра­тьев) Алфея доста­ла спря­тан­ное поле­но и бро­си­ла его в огонь, после чего Меле­агр и умер (Ovid. Met. VIII 519). Мотив люб­ви Меле­а­г­ра и Ата­лан­ты полу­чил отра­же­ние у Овидия (VIII 451 след.) и Анто­ни­на Либе­ра­ла (II): ещё на пиру, пред­ше­ст­во­вав­шем калидон­ской охо­те, неко­то­рые герои заяви­ли, что не хотят идти на охоту вме­сте с жен­щи­ной, но сра­зу же влю­бив­ший­ся в Ата­лан­ту Меле­агр при­нудил их при­ми­рить­ся с при­гла­ше­ни­ем пре­крас­ной арка­дян­ки. Охот­ни­ца пер­вой рани­ла зве­ря, пора­зив его стре­лой в спи­ну, и добив­ший веп­ря Меле­агр с радо­стью усту­пил ей почёт­ный тро­фей — шку­ру и голо­ву каба­на. Это послу­жи­ло при­чи­ной ссо­ры меж­ду Меле­а­гром и его дядья­ми. Они сра­зу (вари­ант: на пути Ата­лан­ты домой в Арка­дию, Diod. IV 34) ото­бра­ли у охот­ни­цы добы­чу. За это раз­гне­ван­ный Меле­агр убил сыно­вей Фестия Плек­сип­па и Ток­сея (Ovid. Met. VIII 429 след.). Узнав о гибе­ли бра­тьев, Алфея бро­си­ла в огонь голов­ню, от кото­рой зави­се­ла жизнь её сына. Осо­знав, к чему при­вёл её гнев, Алфея и жена Меле­а­г­ра Клео­пат­ра нало­жи­ли на себя руки. Софокл в недо­шед­шей тра­гедии (Plin. Nat. hist. 37, 40 след.) доба­вил, что опла­ки­вав­шие бра­та сёст­ры Меле­а­г­ра были пре­вра­ще­ны в птиц (этио­ло­ги­че­ский миф: меле­а­гриды, греч. « цесар­ки » ).

Миф о калидон­ской охо­те, в осно­ве кото­ро­го лежа­ли собы­тия древ­ней­ше­го про­шло­го Это­лии (вой­ны меж­ду горо­да­ми, пере­жит­ки мат­ри­ар­ха­та), бла­го­да­ря сво­ей популяр­но­сти непре­рыв­но попол­нял­ся новы­ми моти­ва­ми (бед­ст­вие, посы­лае­мое обой­дён­ным вни­ма­ни­ем боже­ст­вом; отказ оби­жен­но­го героя от уча­стия в бит­ве и пр.).

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • NG (110)
  • одежда (96)
  • coub (70)
  • геология (47)
  • ДЖЕНН (45)
  • музеи (17)
  • высоцкий (13)
  • ленин (13)
  • палеонтология (7)
  • современное искусство (7)
  • современное искусство (5)
  • егор иванов (3)
  • театр (2)
  • памятники (2)
  • pin-up (1)
  • Lara Fabian (0)
  • авто (163)
  • актеры и актрисы (318)
  • алкоголь (72)
  • антик (1)
  • антиквариат (5)
  • археология (90)
  • архитектура (597)
  • аудио (7)
  • быт (3)
  • великая отечественная (358)
  • видео (1784)
  • война (1633)
  • география (71)
  • гифки (120)
  • дача (44)
  • деньги (319)
  • детство (720)
  • дизайн (814)
  • еда (107)
  • единоборства (3)
  • женская красота (1860)
  • ЖИВОПИСЬ (5821)
  • здоровье (270)
  • знаменитости (400)
  • избранное (5412)
  • инсталляция (27)
  • интернет (176)
  • интерьер (711)
  • инфографика (57)
  • история (1619)
  • кино (401)
  • компьютерная графика (96)
  • космонавтика (30)
  • космос (447)
  • кошки (151)
  • красоты земли (523)
  • креатив (165)
  • кризис (1)
  • кулинария (794)
  • литература (270)
  • любовь (82)
  • любопытно (2570)
  • макро (93)
  • мифы и легенды (127)
  • мода (154)
  • море (501)
  • музеи (20)
  • музыка (873)
  • мультфильм (66)
  • наука (355)
  • обычаи (113)
  • оружие (728)
  • полезности (391)
  • поэзия (140)
  • прикладное творчество (159)
  • природа (711)
  • психология (73)
  • реклама (48)
  • религия (260)
  • ретро (486)
  • рецепты (670)
  • россия (690)
  • русский язык (99)
  • сев. кавказ (22)
  • секс (58)
  • семья (207)
  • скульптура (146)
  • собаки (346)
  • современная россия (2320)
  • спорт (161)
  • ссср (1085)
  • Сталин (103)
  • статьи (466)
  • стихийные бедствия (33)
  • страны (958)
  • тайны (7)
  • танец (70)
  • тесты (41)
  • техника (361)
  • умности (159)
  • флора и фауна (1003)
  • флэшки (37)
  • фотоискусство (2434)
  • фотошоп (143)
  • цветы (292)
  • эзотерика (32)
  • экология (127)
  • эротика (844)
  • ювелирные изделия (74)
  • юмор (1031)
  • язык (32)
Читайте также:  Характеристики навигаторов для охоты

Метки

Музыка

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Мифы и Легенды * Калидонская охота

Мифы и Легенды * Калидонская охота

Калидонская охота, ок1612 (Рубенс Питер Пауль (1577-1640)

Калидо́нская охо́та — охота на калидонского вепря, в которой участвовали храбрейшие воины Греции. Среди них были Кастор и Полидевк из Спарты, Тесей из Афин, Нестор из Пилоса, Ясон из Иолка, Адмет из Фив и другие.

Вепрь был рожден кроммионской свиньей. Наслан на калидонские поля Артемидой, которой царь Калидона Ойней (Эней) забыл принести жертву при совершении ежегодных жертвы всем богам.

Вепрь убил несколько человек, но был побеждён Мелеагром. Стрела Аталанты попала вепрю в спину. Потом Амфиарай попал в глаз, а Мелеагр добил вепря. Шкуру вепря Мелеагр отдал Аталанте — деве-воительнице, первой ранившей зверя, что вызвало обиду других охотников. Разгорелась схватка, в которой Мелеагр убил двух своих дядей по матери. Это привело в дальнейшем к междоусобной войне, в ходе которой Мелеагр погиб.

Клыки вепря лежали в храме Афины Алеи в Тегее, их забрал император Август. Ко времени Павсания один из них сломался, а другой был в храме Диониса в императорских садах Рима, его длина — ок. 0,9 метра. Шкура вепря осталась в храме Афины Алеи.

Участники Калидонской охоты

* Адмет
* Акаст
* Амфиарай
* Анкей (сын Ликурга)
* Аталанта
* Геракл
* Гиппофой (сын Керкиона)
* Девкалион (сын Миноса)
* Диоскуры
* Еврит (сын Гермеса)
* Евритион (аргонавт)
* Евфем
* Идас (сын Афарея)
* Иолай
* Ификл (сын Амфитриона)
* Ификл (сын Фестия)
* Кеней
* Кефей (сын Алея)
* Лаэрт (мифология)
* Линкей (сын Афарея)
* Меланион
* Мелеагр
* Молиониды
* Мопс (аргонавт)
* Нестор (мифология)
* Панопей
* Пелей
* Пирифой
* Плексипп (сын Фестия)
* Теламон
* Тесей
* Феникс (сын Аминтора)
* Эхион
* Ясон

Аталанта

Аталанта

Аталанта аркадская — дочь Иасия (Иаса) и Климены. Ее отец, желая иметь детей мужского пола, выбросил девочку на горе Парфений, и ее вскормила медведица, пока Аталанту не подобрали охотники. Искусная в стрельбе из лука охотница. От стрел её пали кентавры Рек и Гилей, вздумавшие её преследовать. Охотясь, ударила копьем в скалу в пещере близ Кифантов (Лаконика), и оттуда потекла вода.

Принимала участие в охоте на калидонского вепря, Аталанте первой удалось поразить его стрелой, а затем обессиленного вепря добил своим копьём Мелеагр. Мелеагр поднёс ей охотничий трофей — голову и шкуру вепря. Сыновья Фестия отняли у нее шкуру, и Мелеагр убил их.

По одной из версий, участница похода аргонавтов. По Аполлонию, Ясон не взял ее в поход с аргонавтами, опасаясь любовных раздоров, и она подарила Ясону копье.

Убила многих, состязаясь с ними в беге. Побежденная в беге, вышла замуж за Меланиона, которому родила Парфенопея (по Еврипиду и Овидию, за Гиппомена).

Мелеагр

Охотник Мелеагр с собакой и головой Калидонского вепря
(римская копия греческого оригинала Скопаса IV век до н. э.)

Мелеагр (др.-греч. Μελέαγρος ) — в греческой мифологии — этолийский герой, сын калидонского царя Ойнея и его жены Алфеи (либо сын Алфеи от Ареса). Упомянут в «Илиаде».

По мифу, после рождения Мелеагра Алфее было предсказано, что ее сын умрет, как только догорит полено в очаге; Алфея немедленно выхватила полено и спрятала в сундук.

Участник похода аргонавтов. На погребальных играх по Пелию победил в метании копья.

Центральный персонаж Калидонской охоты. Источником славы Мелеагра послужил недосмотр его отца. Однажды, когда Ойней участвовал в празднике урожая, он принёс благодарственные жертвы всем богам, но забыл про богиню охоты Артемиду. Оскорблённая Артемида в отместку наслала на Калидон чудовищного вепря, который губил урожай, выворачивал с корнем деревья, убивал скот и людей.

Мелеагр решил разделаться с этим чудовищем и пригласил себе в помощь прославленных героев, вместе с которыми он участвовал в походе аргонавтов: Кастора и Полидевка, Тесея, Ясона, Иолая, Пирифоя, Пелея, Теламона и других. При этом, у Мелеагра завязался роман с Аталантой. После тяжелой облавы, в ходе которой вепрь смертельно ранил Анкея, Аталанте удалось поразить его стрелой, а затем обессиленного вепря добил своим копьём Мелеагр. Копье, которым убил вепря, он посвятил в храм Аполлона в Сикионе.

В ходе возникшего спора из-за шкуры зверя, которую должен был получить наиболее отличившийся, Мелеагр присудил трофей Аталанте, но у девушки отнял его Плексипп, дядя Мелеагра по матери. Взбешенный Мелеагр убил Плексиппа и двух его братьев. Согласно другому описанию, производя раздел добычи, он взял себе голову и шкуру, но Артемида посеяла раздор среди героев, и куреты и сыновья Фестия потребовали себе половину, и Мелеагр убил сыновей Фестия.

В свою очередь Алфея, разгневавшись из-за гибели братьев, бросила полено в огонь и умертвила сына; но затем, в раскаянии, повесилась, а сестры Мелеагра, оплакивавшие брата, были превращены Артемидой в цесарок.

По другой версии, изложенной Гомером в «Илиаде», из-за шкуры калидонского вепря возникла война между калидонцами и жителями соседнего города Плеврона. В этой войне Мелеагр убил одного из братьев Алфеи, навлек этим проклятие матери и, потрясенный этим, оставался дома, хотя враги подступили к самому Калидону. Сдавшись затем на уговоры своей жены Клеопатры, он выступил против врагов, отогнал их, но сам погиб. В поэмах «Великие Эои» и «Миниаде» одинаково сказано, что Аполлон пришел на помощь куретам против этолийцев и убил Мелеагра.

Его душу в Аиде встретил Геракл, и Мелеагр просил Геракла жениться на Деянире. В поэме Гесиода «Сошествие Пирифоя» излагалась беседа Пирифоя и Тесея с Мелеагром. Сказание о головне впервые встречается в драме Фриниха «Плевронии».

Действующее лицо трагедии Софокла «Мелеагр» (фр.401 Радт), трагедии Еврипида «Мелеагр», трагедий Антифонта «Мелеагр» (Антифрона?), Сосифана, неизвестного автора и Акция «Мелеагр». Алфее и Мелеагру были посвящены 6 комедий, включая «Мелеагр-раб» Ринфона.

Идас и Линкей

Идас и Линкей

Афаретиды , в греческой мифологии сыновья мессенского царя Афарея Идас и Линкей, двоюродные братья Диоскуров. Они — участники калидонской охоты, похода аргонавтов. Идас отличался непомерной силой и гордостью, Линкей — небывалой остротой зрения, видел под землёй и водой. Афаретиды соперничали со своими родичами Диоскурами из-за невест и двоюродных сестёр Гилаейры и Фебы — дочерей Левкиппа, которых Диоскуры насильно похитили из Мессении и взяли в жёны. Кроме того, Афаретиды и Диоскуры вступили в спор из-за дележа стада быков. Афаретиды угнали быков в Мессению, но Диоскуры выступили в поход и вернули добычу. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк — Линкея. Но Идас камнем разил Полидевка. За это Зевс поразил Идаса перуном, а Полидевка вознёс на небо бессмертным, и тот поделил своё бессмертие с братом.Этот близнечный миф связан с представлением о позднем героизме, когда соперничество с богами приводит к наказанию и гибели дерзостных героев.

Лаэрт

Лаэрт (Λαέρτης), в греческой мифологии царь Итаки, внук Кефала, сын Акрисия, супруг Антиклеи, отец Одиссея. Лаэрт был участником похода аргонавтов и калидонской охоты. Передал царскую власть Одиссею, так как сам был уже стар. После отплытия Одиссея для участия в Троянской войне Лаэрт жил с небольшим числом рабов в своем поместье вдали от города, долгие годы ухаживая за садом и оплакивая пропавшего без вести сына (Гомер, Одиссея, XI 187-196; XV 353-360). Отличился в бою у колхов, ранен, но исцелён Медеей.
Упомянут в «Илиаде» и действует в «Одиссее». У Гомера изображён как глубокий старик, однако убивает Евпифа, отца Антиноя.

Лаэрт — (Laertes, Λαέρτης). Царь острова Итаки, отец Одиссея. Он принимал участие в калидонской охоте и в походе Аргонавтов. Он дожил до возвращения своего сына из-под Трои.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей».
М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

Лаэрт (Λαέρτης), в греческой мифологии отец Одиссея, внук Кефала — эпонима соседнего с Итакой острова Кефалления. Согласно «Одиссее», после отплытия сына для участия в Троянской войне Л. жил с небольшим числом рабов в своём поместье вдали от города, ухаживая за садом и оплакивая пропавшего без вести Одиссея (XI 187-196; XV 353-360). Возвратившегося после долгих странствий сына Л. узнал по шраму на ноге и после того, как Одиссей сумел перечислить деревья, некогда подаренные ему Л. Афина, предвидя выступление против Одиссея родственников убитых им женихов Пенелопы, укрепила силы Л., который после этого ударом копья сразил отца Антиноя — предводителя женихов (XXIV 205-374; 516-525).

Геракл, Тесей и Пирифой

Читайте также:  Подводная охота смоленской области

Тесей и Пирифой. Ближайшим другом Тесея был Пирифой, царь фессалийских лапифов. Пирифоя достигли сообщения о силе и храбрости Тесея, и он решил проверить их, напав на Аттику и угнав стадо коров. Когда Тесей бросился в погоню за похитителями, Пирифой смело повернулся к нему лицом — и они были так поражены красотой и отвагой друг друга, что даже забыли про скот, обнялись и поклялись друг другу в вечной дружбе. Вместе они участвовали в калидонской охоте и вместе отправились в экспедицию в страну амазонок, где похитили их царицу Антиопу. Амазонки были обрадованы приездом такого большого количества красивых и сильных воинов. Антиопа сама пришла приветствовать Тесея дарами, но когда она поднялась на корабль, ее красота вскружила ему голову, он неожиданно поднял якорь и похитил ее. Однако вряд ли ее судьба была, как многие считают, несчастной, потому что она отдала город Фемискиру на реке Фермодонт во владение Тесею в доказательство чувства, которое он успел разжечь в ее сердце.

Ещё один вариант мифа, с известной долей юмора. )

Охота на калидонского вепря
(Или особенности национальной охоты по древнегречески)

Охота на Калидонского вепря (Battista Dossi (1490–1548)

История эта случилась почти три с половиной тысячи лет назад в окрестностях заштатного городка Калидон, расположенного в Этолии на западе Греции. На карте Эллады практически невозможно найти даже самую захудалую дыру, которую бы не осчастливил своим визитом какой-нибудь герой. Калидон в этом отношении город просто уникальный. Примерно за сорок лет до начала Троянской войны в нём одновременно собралось около трёх десятков самых знаменитых героев со всей Греции (не хватало, пожалуй, только Геракла, который в это время смирно сидел за прялкой в женской одежде, пребывая в рабстве у лидийской царицы Омфалы). Чтобы подчеркнуть всю невероятность этого события, скажу лишь, что в легендарной истории Эллады была лишь пара эпизодов, когда в одном месте собиралась подобная компания – это поход аргонавтов, Троянская война да, пожалуй, и всё.

Поводом для съезда героев стало приглашение царя Ойнея принять участие в охоте на огромного вепря, который появился в окрестностях Калидона. Жуткого вида чудовище опустошало поля, и убивало жителей за пределами городских стен. Предание гласит, что этот необыкновенный зверь был послан самой Артемидой, чтобы наказать царя Калидона за то, что он забыл принести ей жертву на празднике урожая.

Но, возможно, Ойней вовсе не страдал забывчивостью. В те легендарные времена Артемиде приносились исключительно человеческие жертвы, и поступок Ойнея мог быть дерзкой попыткой протеста против сложившейся традиции. Таким образом, охота имела принципиальное значение с точки зрения утверждения новой религиозной практики и для участия в ней требовалась особая смелость, поскольку богиня-охотница была известна своей мстительностью. Любому здравомыслящему человеку было понятно, что охота на посланника богини будет непростой, и дальнейшие события подтвердили самые мрачные прогнозы.

Итак, кто же не побоялся принять участие в этом рискованном деле? Попробуем восстановить список охотников на основании отрывочных данных из разных источников:

Мелеагр , сын Ойнея и Алфеи, участник похода аргонавтов, несравненный мастер в метании копий с двух рук одновременно по разным целям, что и доказал на погребальных играх, устроенных царём Иолка Акастом в честь его отца Пелия, убитого колдовством Медеи. По преданию, когда Мелеагр родился, его мать Алфея увидела сон, в котором мойры, богини судьбы, предсказали, что он умрёт, когда сгорит последнее полено в очаге. Алфея проснулась, выхватила из очага последнее догорающее полено и спрятала его в ларце.

Кастор и Полидевк из Спарты, братья-близнецы, участники похода аргонавтов, отъявленные проходимцы, могучие бойцы и необыкновенные красавцы.

Тезей , правитель Афин, личность всем известная.

Пирифой , царь лапифов, давний приятель Тезея, обаятельный прохвост, неоднократно уличённый в краже чужих коров и девиц.

Иолай , племянник и оруженосец Геракла, сопровождавший его почти во всех походах.

Ификл , отец Иолая, брат-близнец Геракла, пребывающий в тени славы своего знаменитого брата.

Нестор , царь Пилоса, впоследствии мастер политической интриги, богач и владелец флота в девяносто кораблей. Дожил до Троянской войны и принял в ней участие, будучи почтенным старцем.

Ясон , пытался стать царём Иолка, организовал и возглавил поход аргонавтов.

Акаст , царь Иолка, участник похода аргонавтов, из-за козней своей жены поссорится с Пелем, от руки которого в конце концов и погибнет.

Пелей (по преданию внук Зевса), участник похода аргонавтов, в будущем царь Фтии, отец Ахилла. В юности вместе с Теламоном был обвинён в убийстве их брата Фока. В дальнейшем исправился и стал образцом благочестия. На его свадьбе с богиней Фетидой присутствовали все олимпийские боги кроме богини раздора Эриды.

Теламон , правитель острова Саламин, брат Пелея, имел крайне сомнительную репутацию.
Эвритион, приёмный сын царя Фтии Актора. Провёл над Пелеем обряд очищения от убийства и погиб на калидонской охоте от его руки.

Анкей (сын Ликурга из Тегеи в Аркадии), был кормчим на Арго, в силе уступал лишь Гераклу, а в хвастовстве никому. Скончался от раны, нанесённой калидонским вепрем.

Эпох , брат Анкея.

Кефей царь Тегеи, дядя Анкея и Эпоха, участник похода аргонавтов, приятель Геракла.

Аталанта , охотница из Тегеи, незаконнорожденная дочь беотийской царевны Климены и аркадийского героя Иаса, после рождения была брошена в лесу и воспитывалась охотниками. Участница похода аргонавтов, любимица Артемиды, непревзойдённая бегунья и лучница. По одной из версий мифа победила Пелея в борцовском поединке на тех же погребальных играх, где в метании копий победил Мелеагр. Была неприступной красавицей, но, в конце концов, родила сына (по общему мнению, от Мелеагра).

Адмет , царь Феры, участник похода аргонавтов. Одно время в пастухах у него служил сам Аполлон, которого наказал Зевс за убийство циклопов. Друг Геракла.

Гиппофой (по преданию сын Посейдона), царь Аркадии, друг Тезея.

Идас и Линкей (сыновья Афарея из Месении), участники похода аргонавтов.

Кеней , неуязвимый царь лапифов, подобно Ахиллу имел заговорённую кожу, впоследствии был убит кентаврами, которые закопали его живьём, участник похода аргонавтов.

В охоте также участвовали четыре дяди Мелеагра со стороны матери Плексипп , Т оксей , Профой и Комет (все они сыновья Фестия, царя Плеврона), а так же Исхеполид (сын Алкафоя, царя Мегары), Амфиарай (сын Оиклеса, аргосского прорицателя), и пара кентавров, чьи имена до нас не дошли.

Когда все охотники собрались, Ойней закатил пир, который растянулся на целых девять дней. Большинство героев за это время успели изрядно набраться и, как всегда бывает в таких случаях, принялись усилено обсуждать единственную даму, составившую им компанию, Аталанту. Дядья Мелеагра, провинциальные аристократы из соседнего с Калидоном городка Плеврон открыто выражали своё недовольство участием женщины в этом мероприятии. Дескать, девица на охоте – самая дурная примета из всех возможных. Аргумент героев-аргонавтов, коих было немало на этом пиру, что Аталанта самая меткая лучница во всей Элладе и настоящий боевой товарищ этих дремучих провинциалов не убеждал (классический случай спонтанной гендерной социопатии).

Мелеагр, который начал приударять за Аталантой ещё во время экспедиции за золотым руном, напротив, всячески восхвалял прекрасную охотницу и осыпал её комплиментами, типа «безмерно счастлив будет тот, кому она отдаст своё сердце», «жаль, что я не узнал её до того как женился» и всё такое прочее, чем вызвал большое неудовольствие своей супруги Клеопатры и насмешки окружающих.

Читайте также:  Василия шукшина охота жить

Анкей начал хвастаться своими охотничьими подвигами и договорился до того, что он, дескать, куда более умелый охотник, чем Аталанта, да и сама Артемида, а это было как минимум неразумно, учитывая обидчивый характер богини. Подвыпивших же кентавров более всего озадачила молва о целомудренности Аталанты, которая мирно уживалась с всеобщим подозрением о том, что Мелеагр таки добился от неприступной красавицы взаимности.

Две взаимоисключающие версии привели к возникновению логического парадокса, который кентавры никак не могли разрешить на теоретическом уровне. Говоря современным языком, эти простодушные дети природы чрезвычайно заинтересовались вопросом – не перешла ли реальная непорочность Аталанты в категорию виртуальной? Увы, как показали дальнейшие события, излишнее любопытство порой приводит к большим неприятностям.

На десятый день, пребывая в состоянии тяжёлого похмелья, наши герои наконец-то выбрались за городские стены, выстроились полумесяцем и шумной толпой отправились в лес к логову зверя. Аталанта и Амфиарай вооружились луками, а все остальные копьями, рогатинами и топорами.

Мелеагр и Аталанта, Отправление на охоту (Никола Пуссен (1594–1665)

Пока охотники пробирались через заросли два кентавра решили под шумок всё-таки проверить экспериментальным путём истинность слуха о девственности Аталанты, которая заняла позицию на крайнем правом фланге, в стороне от основной группы. Эту гипотезу им так и не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку прекрасная охотница, как только любознательные кентавры попытались приступить к своим изысканиям, без особых раздумий пристрелила их обоих, Аталанта была девушкой строгих взглядов, но не злой. Просто она очень не любила когда ей мешали охотиться.

Когда охотники приблизились к заросшему ивами ручью, на них внезапно выскочил огромный вепрь. Он ринулся в самый центр строя. Мегарский царевич Исхеполид был убит на месте, а ещё двух покалеченных охотников свирепый посланец Артемиды разбросал в разные стороны. Видя такое дело, благоразумный Нестор мгновенно вскарабкался на дерево, где и просидел до самого конца охоты. Как ни странно, он потом неоднократно хвастался своим героическим участием в этом славном мероприятии.

Ясон и Ификл метнули свои копья. Ясон промахнулся, а копьё Ификла скользнуло по лопатке вепря, не причинив ему вреда. Теламон с рогатиной и Пелей с копьём бросились наперерез зверю. Однако не вполне трезвый Теламон споткнулся о корягу и пока Пелей помогал брату подняться, вепрь бросился на них. В это мгновенье в воздухе просвистела стрела Аталанты и впилась кабану за ухом. Зверь шатнулся в сторону и налетел на Анкея, который замахнулся топором, но промедлил и получил от вепря такой удар, что если бы герой после этого остался жив, то детей бы у него уже никогда не было. Впоследствии ужасную смерть Анкея все сочли местью Артемиды за неумеренное хвастовство на пиру.

В это мгновенье метнул своё копьё разгоряченный охотой Пелей, но лучше бы он этого не делал. Копьё пролетело над кабаном и сразило насмерть лучшего друга Пелея Эвритиона. Одновременно с броском Пелея, выпустил свою стрелу Амфиарай и попал зверю прямо в глаз. Обезумевший от боли вепрь бросился на Тезея, который метнул копьё, но промахнулся (видимо правитель Афин, как и многие другие герои, после девятидневной попойки был не в лучшей форме, если с двух шагов не смог попасть копьём в огромного зверя). На выручку герою бросился Мелеагр. Он вонзил одно копьё зверю в правый бок, затем вторым копьём нанёс ему смертельный удар под левую лопатку. Вепрь упал замертво.

Однако кровавые события этого дня ещё не закончились. Пока усталые охотники устраивались на привал, оказывали первую помощь раненым товарищам и сооружали носилки для мёртвых, Мелеагр по праву победителя снял с кабана шкуру, отрезал ему голову и вручил эти трофеи Аталанте со словами: «Ты пролила первую кровь и если бы ты вышла на зверя в одиночку, твоя стрела непременно сразила бы его».

Мелеагр и Аталанта (Якоб Йорданс (1593–1678)

Этот поступок влюблённого героя был воспринят остальными охотниками, мягко говоря, неоднозначно. Дядья Мелеагра, невзлюбившие Аталанту с первого взгляда, сочли себя глубоко оскорблёнными. Старший из них Плексипп завил, что если уж Мелеагр отказывается от трофея, то он должен достаться самому достойному из героев, а именно ему Плексиппу, зятю царя Ойнея. Такое наглое заявление всех озадачило, поскольку на фоне остальных участников охоты, таких как Ясон, Тезей, Ификл и Пелей, назвать никому неизвестного Плексиппа самым достойным героем было, по правде говоря, некоторым преувеличением.

Но брата поддержал второй дядя Мелеагра Токсей. «Так и быть, — сказал он в ответ на всеобщий протест, — пусть тогда шкура достанется Ификлу, который первым попал копьём в вепря. И вообще, нужно быть полным болваном, чтоб отдать такой ценный трофей гулящей аркадийской девке, которая переспала со всей командой Арго и только и умеет, что задирать подол пеплоса». На этом речь Токсея прервалась, поскольку разъярённый Мелеагр пронзил его копьём. Вторым ударом он убил на месте Плексиппа. Так кровавая охота на калидонского вепря начавшись с двойного убийства двойным убийством и завершилась, что многие сочли символичным.

Мелеагр после всех этих событий долгое время пребывал в депрессии, осознав весь ужас своего поступка. Он даже не стал на защиту Калидона, когда на него пошли войной два оставшихся в живых брата его матери Профой и Комет. Но когда ситуация стала критической, жена Мелеагра Клеопатра убедила его взяться за оружие. Мелеагр вышел на поле боя, поразил своими смертоносными копьями Профоя и Комета, и сам погиб от рук врагов, когда его мать Алфея, мстя Мелеагру за смерть братьев, бросила в огонь то заветное полено, в котором хранилась жизнь её сына.

Согласно мифу, когда Геракл спустился в Аид за Цербером, он встретил там тень Мелеагра. Герои приятно провели время в дружеской беседе, и Геракл пообещал Мелеагру взять в жёны его младшую сестру Деяниру. Но проклятие Артемиды, которое легло на Ойнея и всех его детей рикошетом настигло и Геракла. Заботливая и покладистая, но ревнивая и простодушная Деянира, став игрушкой в руках врагов Геракла, невольно обрекла героя на мучительную смерть. Но это уже совсем другая история.

Аталанта вернулась домой в Аркадию. Шкуру и голову калидонского вепря она преподнесла храму Афины в Тегее. Через полторы тысячи лет остатки этой полусгнившей шкуры с выпавшей щетиной видел в этом храме знаменитый писатель Павсаний, о чём и сообщил в своём «Описании Эллады». От головы вепря сохранились лишь огромные клыки, которые к тому времени вывезли в Рим по распоряжению императора Августа. Не исключено, что они и поныне хранятся где-нибудь в запасниках Ватикана.

Через некоторое время после калидонской охоты Аталанта вышла-таки замуж и родила сына, но по преданию семейная жизнь у неё так и не сложилась – слишком уж она была эмансипированная. Впрочем, возможно ей мешала память о Мелеагре, с которым не мог сравниться ни один претендент на её сердце. Миф говорит об этом иносказательно – дескать, Зевс превратил Аталанту и её мужа во львов, а львы по представлениям древних греков между собой любовью не занимались, а спаривались лишь с леопардами.

Жители Эллады долго хранили память о калидонской охоте, поскольку именно после неё человеческие жертвы Артемиде стали постепенно заменяться жертвой животных. Хитрые греки рассудили так – поскольку страшная месть богини уже свершилась, а за один и тот же проступок дважды не наказывают, то при всём почтении к Артемиде, можно рискнуть принести в жертву богине не человека, а, скажем, козу. Некоторые смельчаки попробовали и остались в добром здравии. Так постепенно гуманное нововведение и прижилось.

А ещё древние греки крепко-накрепко усвоили – нельзя начинать никаких серьёзных дел с похмелья. Проклятие проклятием, но будь охотники в более бодром состоянии, не наломали бы таких дров. Со временем греки вообще перестали пить неразбавленное вино, а неумеренные попойки стали считаться признаком варварства. Возможно, что именно умеренность и способность к разумному самоограничению со временем и позволили эллинам создать великую цивилизацию. Ведь такие вещи как зачатие ребёнка, строительство дома или храма, охота, война, торговля и управление государством все-таки лучше делать на трезвую голову, если, конечно, интересует не только сам процесс, но и результат.

Юрий Руденя, 2009
Свидетельство о публикации №209052001029

Оцените статью
Adblock
detector