Для чего охотникам рог

Охотничий рог

Охотничий рог — старинный музыкальный инструмент. Классифицируется как мундштучный духовой.

Инструмент был изобретен в средневековых европейских странах. Дата изобретения — XI век. Первоначально применялся во время охоты на диких животных. Один охотник подавал остальным сигналы с помощью рога. Также использовался для подачи сигнала во время сражений.

Устройство инструмента представляет собой полую рогообразную конструкцию. В узком конце находится отверстие для губ. Материал изготовления — кости животных, дерево, глина. Большой ценностью пользовались олифаны — экземпляры из слоновой кости. Олифаны отличались дорого украшенным внешним видом. Для украшения использовалось золото и серебро.

Один из самых известных экземпляров принадлежал легендарному рыцарю Роланду. Французский рыцарь — главный герой эпической поэмы под названием «Песнь Роланда». В поэме Роланд служит в армии Карла Великого. Когда армия подвергается атаке в Ронсевальском ущелье, паладин Оливер советует Роланду подать сигнал запроса помощи. Сперва рыцарь отказывается, но будучи смертельно раненным в бою использует рог для призыва подмоги.

Охотничий рог послужил основой для создания горна и валторны — родоначальников медных духовых инструментов. В отличие от своего предшественника, горн и валторна стали использоваться для игры полноценной музыки.

Рог охотничий

Литература : Левин С., Духовые музыкальные инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973, с. 109.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Смотреть что такое «Рог охотничий» в других словарях:

Рог охотничий — служит для подачи сигналов на охотах псовой (см.) и ружейной с гончими (см.). Борзятники (см.) употребляют обыкновенно небольшие полукруглые Р., носимые на перевязи, через плечо. У выжлятников (см.) Р. бывают прямые, с загнутой лишь шейкой у… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

рог — а; мн. рога, ов; м. 1. Твёрдый (парный или непарный) вырост из костного вещества на голове некоторых животных; подобный вырост у некоторых насекомых и моллюсков. Оленьи рога. Рога быка. Рог носорога. Рога улитки, жука. Выставить рога. Сбросить… … Энциклопедический словарь

РОГ — ОХОТНИЧИЙ РОГ в музыкальной терминологии, музыкальный инструмент, который первоначально изготовлялся из рогов животных и был известен большинству народов мира как сигнальный и церемониальный инструмент. На рогах до сих пор играют в еврейских… … Энциклопедия Кольера

РОГ — рога, мн. рога, рогов и (простореч.) рог, м. 1. Твердый, суживающий к концу нарост из костного вещества на черепе у некоторых животных. Оленьи рога. Бараний рог. «Бодливой корове бог рог не дает.» Пословица. Пуговицы и гребни часто делают из… … Толковый словарь Ушакова

Рог — (охотничий) ■ Очень эффектен в лесах, а вечером на воде … Лексикон прописных истин

Рог — (итал. corno, франц. cor, испан. cuerno) духовой мундштучный муз. инструмент. Использовался повсеместно с древнейших времён как сигнальный инструмент. Изготовлялся из бивней или рогов животных. Первоначально выполнял ритуальные функции,… … Музыкальная энциклопедия

рог — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? рога, чему? рогу, (вижу) что? рог, чем? рогом, о чём? о роге; мн. что? рога, (нет) чего? рогов, чему? рогам, (вижу) что? рога, чем? рогами, о чём? о рогах 1. Рогом называют твёрдый вырост из… … Толковый словарь Дмитриева

рог — РОГ, а, мн. рога, рогов, муж. Вырост (парный или непарный) из костного вещества на черепе у нек рых животных, а также вырост на голове у нек рых насекомых, моллюсков. Рога быка, козла. Р. носорога. Оленьи рога. Рога жука, улитки. • Обломать… … Толковый словарь Ожегова

Рог — Охотничий размоловка … Сонник

РОГ — символ призыва и сбора, а также знак могущества древних богов и правителей, символ крепости и славы. У народов Севера олений рог с десятью ответвлениями знак шамана, имеющего власть над природой. У шумеров рог атрибут бога Эа и Мардука. В… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Для чего охотникам рог

«Охота и охотничье хозяйство», № 9 1977 г.

ОХОТНИЧИЙ РОГ

Из числа охотников с собаками в средней и южной полосе нашей страны не менее 40% являются любителями охоты с гончими. Однако далеко не асе они умеют пользоваться охотничьим рогом, облегчающим и украшающим охоту с гончими.

Читайте также:  Бескровная охота художника это обособленное

Гончей свойственно преследовать зверя до тех пор, пока он не будет взят выстрелом, борзыми или сгонен гончими. Недаром в старину, когда на охоте с борзыми и гончими применяли верховых лошадей, существовало выражение: гончая должна гнать до тороков, т. е. до тех пор, пока зверь не будет взят и приторочен (привязан) к седлу. Естественно, что, преследуя зверя, гончая может отдалеть от охотника и не услышать его зова. Вот тут-то на помощь приходит охотничий рог. В старинные времена этот инструмент делали из рогов крупных быков, используя роговой чехол. Отсюда и название «рог». Особенно хороши и красивы были литовские охотничьи рога, обложенные по ‘ краю серебром или медью с различной чеканкой. В дальнейшем для изготовле­ния рогов стали употреблять медь и латунь, а в настоящее время отдельные умельцы с успехом делают их из тонких листов нержавеющей стали. Такие рога хороши по звуку и более прочны, чем легко мнущиеся латунные.

Во всех странах, где распространена охота с гончими, охотники пользуются рогами для подачи тех или иных позывов. Особенно развита охотничья роговая музыка во Франции, где на рогах исполняются сложные звуковые сигналы. В отличие от французских надеваемых через плечо многотоновых рогов ликеров (доезжачих) наши рога значительно проще и имеют форму коленом (доезжаческий рог) или полумесяцем (борзятнический рог). Для ружейных охотников наиболее удобны роге полумесяцем, носимые с левого бока, что предохраняет их от повреждения ружьем. Удобны также немецкие большие рога в два витка, называемые валторнами (от немецкого вальд хорн — лесной рог). Валторны обладают хорошей звучностью и позволяют брать несколько тонов. Но у них есть недостаток: выдыхаемый влажный воздух оседает внутри и валторну то и дело приходится освобождать от скапливающейся жидкости. Русские рога коленом и полумесяцем двухтоновые — октавой от нижнего «до» до верхнего «до». И все русские позывы (сигналы) основаны на сочета­нии нижнего и верхнего «до». Ниже при­водятся роговые позывы в наиболее простом и понятном для всех охотников виде, когда нижнее «до» обозначается как «ту», а верхнее «до» — как «то». Для ружейных охотников надо знать немного позывов, но знать их отчетливо, чтобы ими руководствоваться.

Знание роговых позывов значительно облегчает охоту с гончими. Например, охотятся вместе несколько охотников, имея смычок гончих. Время к вечеру. Старшин по охоте трубит позыв — сбор, хозяин смычка затем играет вызов гончих. Но гончие сняты с гона третьим охотником, который дает позыв — гончие все. Благодаря этим позывам охотники собираются, не тратя лишнего времени. Или другой пример. Кто-то из охотников перевидел волка. Позыв «по волку» сразу настораживает всех охотников: ружья перезаряжаются картечью, занимаются лазы, и вероятность успешной добычи зверя значительно возрастает. В случае какой-либо беды с охотником играет позыв «тревога» (на драку), и все охотники обязаны спешить на выручку товарищу.

Охотничий рог — это необходимое орудие в правильно поставленной охоте с гончими. К сожалению, у нас до настоящего времени не налажено производство простых, но хороших по качеству звука рогов. Производство хороших рогов нетрудно наладить на одной из фабрик духовых инструментов.

Русский охотничий рог

. Из чего его только не делали… Из рогов животных, из морских раковин, из дерева, из бересты, потом стали делать из металлов: из серебра, меди, латуни, нержавейки, «в безвыходном положении» делали даже из картона и пластика.

Самые известные старинные сохранившиеся рога сделаны из слоновьих бивней и покрыты искусной резьбой. Они назывались Олифанты. В легендах говорится о невероятной силе звука рога Олифанта. Но современный рог из латуни намного превосходит по тембру и громкости костяной рог.

Использовали рога для подачи звуковых сигналов при военных действиях и, конечно, на охоте. Позднее их стали использовать и моряки, и почтовики, и железнодорожники – все, кому нужно было подавать сигналы для оповещения. Но в большинстве областей человеческой деятельности звуковые сигналы рога постепенно были вытеснены современными средствами связи. Осталось только изображение рожков на гербах почтовых и пожарных ведомств, пылятся рожки в музеях, где посетители не могут сразу и понять, что же это за экспонат. Но в кое-каких сферах жизни они по-прежнему используются.

Как только рожки начали делать из металла, появилась возможность компактно закручивать трубу достаточно большой длины, а следовательно, изменять ее акустические свойства. Рог стал громче, ему уже можно было задать звучание и извлекать не одну, а несколько нот. Жан-Батист Люлли ввел охотничий рог в состав музыкального оркестра, что, наверное, и положило начало европейской охотничьей музыке, а охотничий рог стал прародителем многих современных духовых инструментов.

Читайте также:  По жанру записки охотника тургенева это

Что же такое охотничий рог, рожок или горн? Это пусть примитивный, но музыкальный инструмент, который может быть сделан из разных материалов в виде конусообразной или прямой трубы, звукоизвлечение на котором производится при вибрации губ сигнальщика, при продутии воздуха через сжатые губы, которые прижаты к мундштуку. Если же вместо мундштука к рожку приделан язычок, который вибрирует и издает только один тон, то назвать этот инструмент рогом язык у меня не поворачивается, а просится только название «дудка», «гудок» или «дуделка».

Наиболее часто охотничий рог имеет вид закрученной медной, латунной или сделанной из иного металла трубки с раструбом с одной стороны и сменным мундштуком с другой. Это и есть так называемая натуральная валторна. Такие рожки разных размеров чаще всего используют на охоте в Европе. При умении из такого рожка можно выдуть несколько нот и сыграть достаточно сложную мелодию. Сигналы, которые используют европейские охотники, в основном используются при проведении загонных охот. В России для охоты с гончими, а иногда и при проведении загонных охот также испокон веков использовались разные рожки и «гудки», среди которых встречаются исконно русские охотничьи рожки, русские роговые сигналы. О них и поговорим.

Развитие русского охотничьего рога, конечно, связано в первую очередь с комплексной псовой охотой, явлением, которое в России обросло множеством традиций, породило новые породы собак, лошадей, новую моду. Псовая охота вдохновляла литераторов, художников и музыкантов, изменила образ жизни многих поколений и стала уникальным культурным пластом мирового значения… Во времена расцвета псовой охоты и сложилась в России своя форма охотничьих рожков и появилась своя система сигналов специально для псовой охоты, на которой охотничий рог был непременным атрибутом каждого участника. Это было средство связи и оповещения. Сигналы, которые подавали участники псовых охот, красочно описаны в произведениях Е.Э. Дриянского, Л.Н. Толстого, А.С. Вышеславцева, Н.Н. Каразина и других. Вот примерный их набор: «Напуск гончих», «По лисице», «По волку», «Направо», «Налево», «Вызов гончих», «Сбор», «Метать гончих», «Зверь взят», «На драку» и другие.

Сигналы не были везде одинаковыми. «Старинные русские сигналы играются обыкновенно более или менее протяжно, во весь дух, начинаются низкою нотою и с нее переходят на высокую. Сигналы польские, наоборот, начинаются нотою высокою, а немецкие отличаются большею виртуозностью и короткостью, сухостью нот и походят на военные», «сигналы эти, заучиваемые охотниками по слуху, трубящиеся больше по преданью, переходя из охоты в охоту, из местности в местность, иногда изменяемые по прихоти и произволу владельцев охот, в последнее время достигли такого разнообразия, что при охотах съезжих, а также для охотников посторонних ориентироваться бывает очень мудрено. Эта путаница увеличивается еще и тем, что в нашу русскую охоту с течением времени заносились сигналы из Польши, Остзейских губерний и с запада, и здесь, переделываемые на свой лад доморощенными доезжачими, становились совершенно уже никому не понятными. Желая достигнуть единообразия в этом деле и восстановить сигналы старинные, вполне русские, редакция («Природы и Охоты») воспользовалась X очередною собачьей выставкою и присутствием на ней опытных доезжачих и охотников, проверила сигналы разных охот, выбрала из них только вполне русские, и положила их на ноты», – писал Л.П. Сабанеев.

В XVIII веке в России был создан оркестр, состоящий из охотничьих рожков:

«По заказу Нарышкина придворный капельмейстер и валторнист Ян Мареш видоизменил эти инструменты: одни стали меньше, другие – больше, а третьи остались прежними. Рога, которые для охоты делались из меди, начали изготавливать из листовой латуни, а их длина разнилась от десяти сантиметров до трех метров. Теперь каждый из них уже имел свой определенный тон. Мареш согласовал их по полутоновому звучанию и создал единый роговой оркестр. Основная сложность игры в таком оркестре заключалась в том, чтобы хорошо считать паузы и вовремя сыграть свою ноту. Для записи произведений рогового оркестра использовалась специальная система нот. Репертуар оркестров получился удивительно богатым – играли и Гайдна, и Моцарта, и Глюка.

Читайте также:  Арка ледяные охотники ван пис

Императрица Елизавета, услышав изобретение Нарышкина, пришла в полный восторг и приказала немедля организовать роговой оркестр при дворе. Роговые оркестры быстро завоевали популярность у русской аристократии. Нарышкины и Голицыны, Салтыковы и Разумовские наперегонки создавали свои оркестры. За короткий период в Санкт-Петербурге и Москве их было создано несколько десятков. Свои роговые оркестры имели также Егерский и Конногвардейский полки. Ни одно значимое событие не проходило без их участия. Использовались они и как инструмент внешней политики – в прямом смысле этого слова. Эффект звучания рогового оркестра считался залогом успеха при ведении переговоров с иностранными делегациями.

Мода на уникальные, характерные исключительно для России роговые оркестры просуществовала около ста лет, но потом сошла на нет.

Принципы игры на русских рогах имеют свою специфику и мировой музыкальной практике неизвестны. Каждый музыкант на одном инструменте в определенное время издает только одну ноту – натуральный тон. Оркестр создает слегка колеблющуюся звуковую картину, которая поддерживается акустикой зала. Неоднократные попытки возродить русскую роговую музыку за последние 150 лет не приводили к успеху».

И вот в наше время в Петербурге энтузиасты организовали «Мастерскую охотничьих роговЪ» и не просто воссоздали охотничий рог XIX века, а смогли организовать производство всех видов рогов и рожков, которые использовались в русской псовой охоте. Эти инструменты не только копируют форму, но и имеют такой же оригинальный мундштук, как в старые времена. В ассортименте мастерской есть несколько отличающихся по размеру полукруглых рогов, которыми пользовались борзятники, рога в виде «козьей ножки», которыми пользовались выжлятники, тоже нескольких размеров, а также прямые. Для охоты в наших холодных условиях можно использовать, помимо металлических как пластиковые, так и выточенные из лосиного рога мундштуки.

«Козья нога» или полукруглый рог борзятника не так сильно собирает влагу, как «валторна», поэтому его не нужно продувать перед подачей сигнала в холодное время года. Такой рог обладает особым звуком. Даже самые взыскательные и консервативные гончатники будут удовлетворены сочным звучанием. А уж имея настоящий русский охотничий рог, несложно разобрать ноты, послушать записи и научиться сигналам, которыми пользовалась русская охота 200 лет назад

Как бы ни развивался технический прогресс, охотничий рог пока продолжает оставаться важным инструментом при охоте с гончими. Именно на звук рога приучают гончатники своих собак возвращаться с гона. (По рации же не объяснишь собаке, куда идти.) Для этого каждый раз при кормлении подают сигнал. Живущим в квартирах в любую погоду приходится выходить кормить на улицу, чтобы закрепить навык и «покормить с рогом». Поэтому если рано утром по темноте или вечером вы в городе услышали мощный раскатистый призыв охотничьего рога, то, скорее всего, это гончатник кормит свою собаку.

Помимо классической охоты с гончими можно по примеру европейских коллег использовать сигналы рога и на загонных охотах. Подавать сигналы перед началом и в конце загона, обозначать специальным сигналом, какой зверь в загоне (например «волк»), трубить «сбор», «зверь взят» и прочее. В некоторых хозяйствах даже при наличии раций (которых не всегда хватает на всех участников охоты) пользуются сигналами рога. Помимо традиционного колорита четко поданные сигналы рога информативны и более практичны, потому что исключают шум на номере в отличие от рации.

Будем надеяться, что как у наших предков в XIX веке, так и у нас в XXI рог будет продолжать звучать на охоте.

«Управившись с делом, охотники подали один за другим три сигнала ловчему, что «зверь принят». Минут десять после того борзятники из различных пунктов извещали в рога о том же. На нашей стороне приняли восьмерых. На правой стороне затравили волчицу с тремя молодыми и двух переярков. Наконец подали позыв «Охотникам на съезд!» Рог ловчего гудел уже близ опушки. Когда мы уже подъехали к тенетам, Феопен только что вылез из трущебы и, стоя на лугу, гудел в рог без умолка; подле него собралась уже небольшая кучка собак; остальные одна за другой валились с различных сторон…» Е. Дриянский, «Записки мелкотравчатого».

Текст: Владимир Костенко

Фото: Валентина Феофилактова и из архива «Мастерской охотничьих роговъ В. Головешко и П. Чукавина»

Оцените статью
Adblock
detector