- Диктант рыбалка озеро около берегов
- Диктант №73
- Барсук
- Всероссийская проверочная работа по русскому языку, 6 класс. Вариант 10
- Диктанты по русскому языку — 6 класс 3 четверть
- Контрольный диктант «Конец зимы»
- Контрольный диктант «Озеро»
- Контрольный диктант «Рыбы»
- Контрольный диктант «Подвиг Сталинграда»
- Контрольный диктант «Байкал»
- Контрольный диктант «Тайны глубин»
- Контрольный диктант «Летняя ночь»
- Контрольный диктант «Зайчата»
- Итоговый диктант за 3 четверть
- Словарные диктанты
Диктант рыбалка озеро около берегов
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 3-й четверти, по теме «Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное».
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:
— проверяемые безударные гласные;
— непроверяемые безударные гласные;
— правописание окончаний имён прилагательных;
— слова с чередованием в корнях;
— н-нн в прилагательных;
— написание букв и, а, у после шипящих;
— написание сложных прилагательных.
Постановки знаков препинания:
— запятая при однородных членах предложения;
— запятая в сложном предложении;
— знаки препинания в конце предложения.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— выявлять главную мысль текста и озаглавливать его;
— подбирать проверочные слова;
— разбора слова по составу
— умение разбирать слова морфологически;
Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки. Голубая вода казалась чёрной, как дёготь.
Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.
Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.
(107 слов) (К. Паустовский)
1. Озаглавить текст.
2. Выписать 2-3 слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подобрать однокоренные проверочные слова (оба варианта)
3. Разобрать слово по составу:
Разноцветных — 1-й вариант Оловянными — 2-й вариант
4. Произвести морфологический разбор слова:
Далёкие (облака) — 1-й вариант низкие (звёзды) — 2-й вариант
5. Сделать синтаксический разбор предложения:
Лески ложились на листья и не тонули. — 1-й вариант
Там мы ловили разноцветных окуней. — 2-й вариант
Диктант №73
Барсук
Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу.
Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь. Там мы ловили разноцветных окуней, вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки лязгали на нас мелкими, как иглы, зубами.
Стояла осень. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий, густой воздух.
По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.
Мы жгли костер весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков: они тихо выли по дальним берегам озера.
Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра, начал сердито сопеть какой-то зверь. Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый, вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах. Вдруг из травы показалась острая морда, а затем полосатая шкурка. Это был маленький барсук.
С нами пришел на озеро мальчик. Он был выдумщик, этот мальчик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины и переправлялись при свете ночной, небывалой радуги. Мы делали вид, что верили ему.
Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.
Всероссийская проверочная работа по русскому языку, 6 класс. Вариант 10
Всероссийская проверочная работа по русскому языку 6 класс Вариант 10 Выполнила: Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга
1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания Оз..ро около б..р..гов было засыпано ворохами ж..лтых лист..ев. Их было так много, что мы(3) (не)могли ловить рыбу. Лески л..жились на лист..я и (не)т..нули. Пр..ходилось вые(зж,жж)ать на старом челне на с..р..дину озера, где доцв..тали кувшинки и голубая вода к..залась ч..рной, как дёготь. Там мы ловили (разно)цветных окуней.(4) Они св..ркали в траве, как сказочные японские п..тухи. Мы вытаскивали оловя(н,нн)ую(2) плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щ..ки лязгали на нас мелкими, как иглы, зубами. Стояла осень в со..нце и туманах. Скво(з,с)ь обл..тевшие л..са были видны д..лёкие обл..ка син..й воздух был прозрачен. По ночам в зар..слях вокруг нас шев..лились и др..жали ни(з,с)-кие звёзды.
2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы. (2) – морфемный разбор (по составу) (3) – морфологический разбор (слова как часть речи) (4) – синтаксический разбор
3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 4 Поставьте знак ударения в следующих словах. Щавель, столяр, нефтепровод, алфавит.
5 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Обе девочки смотрели на нас с большим вниманием и некоторым удивлением. 6 Найдите и исправьте ошибку(ошибки в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова.(слов) 1)С восемьюдесятью рублями 2)Жаркое Гоби (Гоби — пустыня) 3)Очень красивый 4)По обоим сторонам
7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить тире. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор. 1)Деревенский воздух сладок. 2)Традиция наряжать на Новый год ёлку зародилась в Германии. 3)Маленькая деревенька на юге России моя родина. 4)Луг покрылся росой.
8 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1)Не ходите дети в Африку гулять! 2)Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь. 3)На небе загорались звёзды а в домах зажигались огни. 4)Метель становилась сильнее и сильнее.
Прочитайте текст и выполните задания 8-12 (1)Павла Михайловича Третьякова едва ли можно назвать коллекционером в правильном смысле этого слова. (2)Третьяков — это создатель обширного собрания предметов искусства. (3)Всю жизнь он приобретал картины, лучшие в русской национальной живописи. (4)В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. (5)В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. (5)15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». (6) Перенесёмся мысленно в середину прошлого столетия на Сухаревку. (7)Мы увидим Павла Михайловича, совсем ещё молодого, он шагает с пачкой гравюр, которые только что купил. (8)Для всех он — замоскворецкий купец, владелец дома в тихом Лаврушинском переулке.
(9)Павлу Третьякову не было ещё и тридцати лет, когда он ступил на путь, с которого не сходил почти четыре десятилетия. (10)Вся его дальнейшая жизнь была посвящена собиранию русской живописи. (9)Павлу Третьякову не было ещё и тридцати лет, когда он ступил на путь, с которого не сходил почти четыре десятилетия. (10)Вся его дальнейшая жизнь была посвящена собиранию русской живописи. (11)У Третьякова был безошибочный вкус. (12)Он не боялся покупать произведения молодых, ещё неизвестных художников. (12)Павел Третьяков не преследовал никаких корыстных целей. (13)Им овладела идея создать музей национальной живописи. (14)Об этом он писал на заре собирательства. (15)Тогда им уже было составлено письмо-завещание. (16) Вот что там в частности было написано: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». (17)Первые картины были куплены в 1856 году. (17)Этот год он считал датой основания галереи, известной теперь каждому культурному человеку.
9 Определите и запишите основную мысль текста. 10 Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11 Почему Третьяков всю жизнь собирал картины? 12 Определите и запишите лексическое значение слова «приобретал» из предложения 3 . Подберите и запишите предложение, вкотором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
13 Определите стилистическую принадлежность слова «коллекционер» из предложения 1, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. 13 Определите стилистическую принадлежность слова «коллекционер» из предложения 1, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. 14 Объясните значение фразеологизма «за тридевять земель», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Ответы: Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь. Там мы ловили разноцветных окуней. Они сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки лязгали на нас мелкими, как иглы, зубами. Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака, синий воздух был прозрачен. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.
Морфемный разбор Оловянную. оловянную ← олово (суффиксальный способ)
Морфологический разбор Мы. 1.Мы — местоимение, н.ф. — мы. 2.Пост. — личн.; непост. — в им. п. 3.В предложении является подлежащим.
Синтаксический разбор Там мы ловили разноцветных окуней. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: мы — подлежащее, выражено местоимением; ловили — сказуемое, выражено глаголом. Второстепенные члены предложения: (ловили) там — обстоятельство, выражено наречием; (ловили) окуней — дополнение, выражено именем существительным; (окуней) разноцветных определение, выражено именем прилагательным.
3 японские; 3 японские; 8 букв и 10 звуков, так как буква «я» обозначает два звука в начале слова — [й’] и [а], буква «е» обозначает два звука после гласного [й’] и [э]. 4 Щаве́ль, столя́р, нефтепрово́д, алфави́т. 5 Обе (числ.) девочки(сущ.) смотрели(гл.) на(пред.) нас(мест.) с(пред.) большим(прил.) вниманием(сущ.) и(союз.) некоторым(мест.) удивлением(сущ.).
6 Жаркая Гоби, по обеим сторонам. 6 Жаркая Гоби, по обеим сторонам. 7 Маленькая деревенька на юге России — моя родина. В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им.п. ИЛИ сущ., им.п. Маленькая деревенька на юге России- моя .сущ., им.п. родина.
8 На небе загорались звёзды, а в домах 8 На небе загорались звёзды, а в домах зажигались огни. Это сложное предложение. 9 Третьяков всю свою жизнь приобретал картины русских живописцев. Он создатель знаменитой картинной галереи.
10 1.Третьяков — создатель обширного 10 1.Третьяков — создатель обширного собрания предметов искусства. 2.Третьяков начал собирать картины ещё в молодости. 3.Третьяков — создатель известной картинной галереи. 11 Он хотел создать музей национальной живописи. 12 Приобретал — покупал. В лагере я приобрёл привычку каждый день заниматься гимнастикой.
13 Стилистическая принадлежность: 13 Стилистическая принадлежность: Коллекционер — книжное. Синоним: Коллекционер — собиратель. 14 фразеологизм: За тридевять земель — далеко. Я люблю собирать марки. Однажды мне пришлось поехать за тридевять земель за интересной маркой. Как же я был рад, когда эта марка появилась в моём альбоме!
Диктанты по русскому языку — 6 класс 3 четверть
Контрольный диктант «Конец зимы»
У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.
К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.
Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.
Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 Так к нам прилетели вестники весны.
Объём слов: 103
Грамматическое задание
- Выполните морфологический разбор слова: всё (1 вариант); к нам (2 вариант);
- Выполните морфемный разбор слов: раскидистых, прилетели, вестники (1 вариант); тяжёлыми, поднялось, направление (2 вариант);
- Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Ветер поменял направление, свернул с севера на юг. 4 (1 вариант); Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми. 4 (2 вариант).
Контрольный диктант «Озеро»
Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки. Голубая вода казалась чёрной, как дёготь.
Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.
Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды.
Объём слов: 107
Грамматические задания:
- Озаглавить текст.
- Выписать 2-3 слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подобрать однокоренные проверочные слова (оба варианта)
- Разобрать слово по составу:
I вариант – Разноцветных;
II вариант – Оловянными. - Произвести морфологический разбор слова:
I вариант – Далёкие (облака);
II вариант – низкие (звёзды). - Сделать синтаксический разбор предложения:
I вариант – Лески ложились на листья и не тонули.
II вариант – Там мы ловили разноцветных окуней.
Контрольный диктант «Рыбы»
Рыбы живут только в воде. У них собственной температуры тела нет. Она зависит от температуры воды.
Зимой рыбы собираются на дне водоёмов, караси и лини даже зарываются в ил.
С наступлением весны и потеплением воды вновь возвращаются к жизни: быстрее плавают, больше едят, набирают вес.
Чем больше водоём и чем теплее вода, тем разнообразнее пища для рыбы тем больше веса они достигают. В Каспийском море попадаются белуги более тысячи килограммов. Ловятся сомы в двадцать пять килограммов и щуки весом до тридцати килограммов. Это всё хищные рыбы. Карась, линь, плотва редко достигают веса более пятисот граммов.
Продолжительность жизни рыб неодинакова. Хамса живёт всего три года, а щука более сорока лет.
Объём слов: 114
Грамматические задания:
- Подчеркнуть составные числительные одной чертой, простые — двумя.
- Определить падеж имеющихся в тексте количественных числительных:
I вариант – В первых трёх предложениях четвёртого абзаца;
II вариант – В последних двух предложениях. - Произвести синтаксический разбор предложений:
I вариант – Зимой рыбы собираются на дне водоёмов;
II вариант – Рыбы живут только в воде. - Просклонять числительные:
I вариант – 647, 84-й;
II вариант – 895, 51-й.
Контрольный диктант «Подвиг Сталинграда»
Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. 4
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
Объём слов: 100
Грамматическое задание
- Выполните морфологический разбор: второго (февраля) (1 вариант); до полутора миллионов (человек)(2 вариант);
- Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое): из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант);
- Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными… (1 вариант);
На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. (2 вариант).
Контрольный диктант «Байкал»
Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нём содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.
Объём слов: 108
По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»
Грамматические задания:
- Произвести морфологический разбор слов:
I вариант – восьмой (вагон);
II вариант – двадцать шесть (книг). - Просклоняйте числительные:
I вариант – шестьдесят;
II вариант – пятьсот.
Контрольный диктант «Тайны глубин»
Люди всегда старались разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад?
Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение — один из методов изучения земных недр. Он позволяет много узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров.
И все-таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса.
Объём слов: 120
Из книги «Почемучка»
Грамматические задания:
- Определите падеж числительных:
I вариант – в 1 абзаце;
II вариант – в 2 абзаце. - Произведите морфологический разбор любого числительного:
I вариант – из 2 абзаца;
II вариант – из 1 абзаца. - Произведите синтаксический разбор:
I вариант – 3 предложения 2 абзаца (Глубинное бурение);
II вариант – 1 предложения 1 абзаца (Люди всегда…). - Просклоняйте любое числительное из диктанта
Контрольный диктант «Летняя ночь»
Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие – то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие – то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.
Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.
На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.
Объём слов: 125
из методического пособия Г. А. Богдановой
Грамматические задания:
- Укажите разряды местоимений:
I вариант – в первом абзаце;
II вариант – во втором абзаце. - Произвести морфологический разбор слов:
I вариант – моей;
II вариант – у меня.
Контрольный диктант «Зайчата»
Пришла ранняя весна. Ласково пригревает весеннее солнышко. Терпеливо ждут маленькие зайчата свою мать. Обрадовались теплу, высунулись из гнезда длинноухие. Хорошо спрятались они в сухой прошлогодней траве! Здесь не найдёт их хищная рысь, не увидит хитрая лисица. Увидела зайчат суетливая пташка. Большими, страшными зверями кажутся ей робкие маленькие зайчата. Птичка всё вертится над зайчатами, тоненько поёт: «Вот, вот вижу! Вот, вот слышу!» Со страхом смотрят на суетливую птичку зайчата.
Загорается вечерняя заря. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками. Тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики. Крепко прижались друг к дружке во сне маленькие зайчата.
Спускается весенняя прохладная ночь.
Объём слов: 101
По И. Соколову-Микитову
Грамматические задания:
- Сделать фонетический разбор слова:
I вариант – Поёт;
II вариант – свою. - Разобрать слова по составу:
I вариант – Ранняя, длинноухие, загорается;
II вариант – Весенняя, длинноносые, спускается. - Произвести морфологический разбор слова:
I вариант – Хищная (рысь);
II вариант – робкие (зайчата). - Сделать синтаксический разбор предложения:
I вариант – Ласково пригревает весеннее солнышко.
II вариант – Спускается весенняя прохладная ночь.
Итоговый диктант за 3 четверть
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
Объём слов: 118
«Энциклопедия чудес природы»
Грамматические задания:
- Озаглавьте текст.
- Выпишите местоимения, определите их разряд.
- Произведите морфемный анализ слов:
I вариант – преспокойно;
II вариант – безветренный. - Произведите синтаксический разбор:
I вариант – 2-го предложения последнего абзаца;
II вариант – 5-го предложения последнего абзаца.
Словарные диктанты
Волчья нора, искусный резчик по дереву, с талантливыми умельцами, художественные промыслы, простираться за пределы округа, расстилаться по земле, кратчайшая дорога, безжалостный огонь, примятая трава, ранние сумерки, на территории России, природа Северного Урала.
Задания: устно объяснить правописание выделенных орфограмм, записать под диктовку.
Естественные краски, удивительное искусство, декоративное панно, присутствовать на открытии выставки, пример для подражания, великолепный талант, образцовая вещь, художественная деталь, колоссальный успех, серебряные украшения, деревянные игрушки, расположить по алфавиту, стеклянные бусы.
Задание: подготовиться к написанию под диктовку.
(Сельско)хозяйственный журнал, (юго)восточный ветер, (трёх)метровый слой, (садово) огородный инвентарь, заг..реть под лучами солнца, киргиз(к,ск)ий скакун, казац..ая бурка, (русско)немецкий словарь, румя(н,нн)ое лицо, комари(н,нн)ый укус, безветре(н,нн)ый день, соломе(н,нн)ая крыша, це(н,нн)ая вещь, осе(н,нн)ий пейзаж, иску(с,сс)тве(н,нн)ое полотно.
Задание: запишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Далеко (не)удачный ответ; (не)лёгкий, а тяжёлый предмет; совсем (не)удобная дорога, отнюдь (не)единственное решение, (не)устойчивая погода, камыш..вые зар..сли, ветре..ый день, отечестве(н,нн)ый продукт, оси(н,нн)ое гнездо, (санитарно)гигиенические требования, шес..надцатый вагон, оди…адцать часов, ми(л,лл)ион роз, сем..сот бассейнов.
Задание: устно объясните правописание слов и подготовьтесь к написанию под диктовку.
Пятьсот экземпляров, шестьдесят наименований, одиннадцатое издание, одна четвёртая тонны, по обеим сторонам бассейна, десятитысячный тираж, прикоснуться к рукописи, восьмидесятый километр, полутора килограммов помидоров, готовиться к знаменательной дате Девятое мая, четыреста центнеров.
Задание: подготовиться к написанию под диктовку.
Первый понедельник месяца, встретиться в субботу, городская олимпиада, миллион зрителей, основная трасса, запереть дверь на ключ, барабанная дробь, замираешь от предчувствия победы, приблизиться ко мне, из девяноста спортсменов, в восемнадцатом пассажирском вагоне.
Задание: подготовиться писать под диктовку.
Общественно полезный труд, общественно-политическая газета, дорожить каждой секундой, написать расписку, вывезти тонны снега, девятнадцать километров, семьсот страниц, сгруппировать орфограммы, символическая точка, расстилаться передо мной, коллекция орденов и медалей, музыкальный инструмент, какая-нибудь мелочь.
Задание: подготовиться к написанию под диктовку.
Расположиться под каким(либо) деревом, коснуться его плеча, ко…екция инструментов, касаться кого(то), приблизиться кое(к)чему, не возр..жать против прису..ствия, противоречить себе, (не)сколько и(л,лл)юстраций к книге, служащие типографии, биография и(с,сс)ледователя, великолепный орнамент.
Задание: объяснить правописание слов, записать под диктовку; подчеркнуть все местоимения.
Полтораст… страниц, Олимпийские игры, подзаголовок в книге, закупить спортинвентарь, порасспрашивать кое(у)кого, ни(с)чем не сравнить, не(на)кого рассчитывать, (не)большая терраса, какие(либо) растения, художественные иллюстрации, рассуждение на тему, сэкономить пятьдесят рублей.
Задания: объяснить правописание слов, записать под диктовку; сделать морфемный разбор слова порасспрашивать.