Диктант по тургеневу записки охотника

Диктант по тургеневу записки охотника

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9 КЛАССА

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ЗАПИСКИ ОХОТНИКА

«Записки охотника» — одна из учительных книг, а Тургенев — один из великих писателей наших, умевших спускаться в самые недра обыденности и затем поднимать ее за собою.

Для вас «Записки охотника» — уже давнее прошлое, и вы только любуетесь в них художественными образами. Для нас, людей моего поколения, — это было живой действительностью.

Тургенев писал свои «Записки» еще при крепостном праве, а я учился в гимназии после его отмены, но жизнь была еще полна его пережитками, и люди того времени были для нас живыми его свидетелями.

С Тургеневым мы познакомились благодаря молодому учителю словесности. Однажды, закончив объяснение урока, он вынул «постороннюю книгу» и начал читать простой, лишенный всякой интриги рассказ о двух помещиках. Сюжет был несложный. Рассказчик гостит у одного помещика, и после обеда они сидят на балконе. Вечерний воздух затих и лишь изредка ветер набегал струями и в последний раз, замирая около дома, донес до слуха звук мерных и частых ударов, раздававшихся в направлении конюшни. Мардарий Аполлоныч поднес к губам налитое блюдечко, но остановился, прислушался, кивнул головой и произнес с добрейшей улыбкой: «Это наказывают шалунишку Васю — буфетчика».

Вася — буфетчик — солидный человек с большими бакенбардами.

И дальше Тургенев рассказывает, что он, уезжая, встретил наказанного буфетчика. — За что тебя наказали ? — спрашивает у него автор. — А поделом, батюшка. Поделом. У нас барин хороший. Такого в целой губернии не сыщешь.

Нужна была великая сила таланта, чтобы так ясно почувствовать самому и так осязательно показать другим ужас привычного порядка вещей, его драматические последствия.

Это сделал, конечно, не один Тургенев. Это была работа всей русской пореформенной литературы, но один из первых сделал это с такой силой и убедительностью истинного хуждожника Иван Сергеевич Тургенев.

Дополнительное задание:

Произвести синтаксический разбор выделенного предложения.

Составьте из слов текста диктант на тему «Правописание Н и НН в разных частях речи».

Преподавателю : Данный диктант проводится с учащимися 9 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися темы «Сложносочиненное предложение».

Диктант по тургеневу записки охотника

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9 КЛАССА

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ЗАПИСКИ ОХОТНИКА

«Записки охотника» — одна из учительных книг, а Тургенев — один из великих писателей наших, умевших спускаться в самые недра обыденности и затем поднимать ее за собою.

Для вас «Записки охотника» — уже давнее прошлое, и вы только любуетесь в них художественными образами. Для нас, людей моего поколения, — это было живой действительностью.

Тургенев писал свои «Записки» еще при крепостном праве, а я учился в гимназии после его отмены, но жизнь была еще полна его пережитками, и люди того времени были для нас живыми его свидетелями.

С Тургеневым мы познакомились благодаря молодому учителю словесности. Однажды, закончив объяснение урока, он вынул «постороннюю книгу» и начал читать простой, лишенный всякой интриги рассказ о двух помещиках. Сюжет был несложный. Рассказчик гостит у одного помещика, и после обеда они сидят на балконе. Вечерний воздух затих и лишь изредка ветер набегал струями и в последний раз, замирая около дома, донес до слуха звук мерных и частых ударов, раздававшихся в направлении конюшни. Мардарий Аполлоныч поднес к губам налитое блюдечко, но остановился, прислушался, кивнул головой и произнес с добрейшей улыбкой: «Это наказывают шалунишку Васю — буфетчика».

Вася — буфетчик — солидный человек с большими бакенбардами.

И дальше Тургенев рассказывает, что он, уезжая, встретил наказанного буфетчика. — За что тебя наказали ? — спрашивает у него автор. — А поделом, батюшка. Поделом. У нас барин хороший. Такого в целой губернии не сыщешь.

Нужна была великая сила таланта, чтобы так ясно почувствовать самому и так осязательно показать другим ужас привычного порядка вещей, его драматические последствия.

Это сделал, конечно, не один Тургенев. Это была работа всей русской пореформенной литературы, но один из первых сделал это с такой силой и убедительностью истинного хуждожника Иван Сергеевич Тургенев.

Дополнительное задание:

Читайте также:  Чем было вызвано 2 разочарование африканский охотник

Произвести синтаксический разбор выделенного предложения.

Составьте из слов текста диктант на тему «Правописание Н и НН в разных частях речи».

Преподавателю : Данный диктант проводится с учащимися 9 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль освоения учащимися темы «Сложносочиненное предложение».

Диктант №1565

Тургеневские произведения

Вечерний ветер едва шелестит в густой листве тургеневского дуба, в опустевшем после дневного оживления парке смолкают птичьи голоса. Исподволь надвигающиеся лёгкие тени летней ночи придают призрачность, лёгкую и незаметную, очертаниям деревьев, проглядывающему в промежутках между липами силуэту молчаливого дома…

Так было, вероятно, и много-много лет назад в опустевшей после смерти хозяина усадьбе: ни единого огонька в длинном ряде затворенных окошек, никого на поросших травой аллеях…

Нетрудно себе представить и задумавшегося на скамейке под любимым дубом хозяина, ещё молодого человека, роящиеся у него в голове мечты и планы. Он тогда только приступил к выполнению предназначенного ему судьбой труда, прочно лёгшего в основание отечественного литературного достояния. Миновало столетие, как нет писателя, а всё так же свежи и благоуханны его «Записки охотника», их поэзия и человечность не подвластны времени. А со страниц «Дворянского гнезда», «Отцов и детей», «Накануне», «Первой любви», «Аси», других его романов и повестей возникают пленительные, неувядаемые образы русских девушек, которых мы называем «тургеневскими».

Между тем мы живём в мире, отдалённом неизмеримой пропастью от героинь Тургенева и его времени: сместились представления и оценки, порой нам кажутся мелкими и суетными волновавшие их чувства и надежды, наивными представления. Но несравненная художественная высота тургеневских произведений сделала их бессмертными: его книги будут читать наши далёкие потомки, по ним будут выверяться литературный вкус и достоинства слога и языка произведений наших соотечественников, пока будет жив «наш великий, могучий и свободный русский язык!»

Литературный диктант по биографии И.С.Тургенева (10 класс)

И.С.Тургенев. Биография. (10 класс)

Цель – проверить знание учащимися 10-го класса биографии И.С.Тургенева.

1. Город, в котором родился Тургенев, «…воспоил на своих мелких водах стольких русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой город» (Лесков Н.С.). В каком городе и когда родился Тургенев?

2. Она стала прототипом барыни в рассказе «Му-му». Кто эта женщина?

3. Враг, которого Тургенев возненавидел с детства и с которым поклялся бороться до конца своих дней, это — …

4. Всем известно, что Тургенев был высокообразованным человеком. В каких университетах получал образование писатель?

5.Тургенев писал драмы, поэмы, стихи, повести, рассказы, романы. В каком жанре начал свою творческую карьеру Тургенев?

6. «Я ничего не видел на свете лучше Вас. Встретить Вас на своём пути – было величайшим счастьем моей жизни». О ком так утверждал писатель?

7. Какую книгу Тургенева русский писатель-демократ А.И.Герцен назвал «обвинительным актом крепостничеству»?

8. Под началом какого выдающегося писателя служил Тургенев в Министерстве внутренних дел с 1842 по 1845 год?

9.С каким журналом у Тургенева произошел разрыв после издания романа «Накануне»?

10.Сколько рассказов вошло в сборник «Записки охотника» и какой из них был первым?

11. За что и куда был сослан Тургенев в 1852 году?

12. Как называлась последняя книга Тургенева, вышедшая из печати? Как он сам назвал её?

13. « Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора…» Что для писателя «поддержка и опора»?

14. В каком университете И.С.Тургенев в 1879г. получил почётную степень доктора?

15. Тургенев незадолго до смерти высказал пожелание быть похороненным рядом со своим другом В.Г.Белинским. Где похоронен писатель?

Ключи к литературному диктанту

1. В Орле 26 октября 1818года.

2. Мать писателя Варвара Петровна.

4. В Московском, в Петербургском, в Берлинском.

5. Стихотворения. Поэма «Параша».

6. Полина Виардо.

7. «Записки охотника».

9. С журналом «Современник»

10. В «Записки охотника» вошло 25 рассказов, первый из них – «Хорь и Калиныч».

11.За некролог Гоголю, за «Записки охотника». В имение Спасское-Лутовиново.

12. «Стихотворения в прозе». « Senilia » («Старческое»)

Методическая разработка по литературе » Тургеневский диктант»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64» г. Улан-Удэ,

Прикладная методическая продукция «Тургеневский диктант»

к 200-летию И.С. Тургенева

Автор Бадмацыренова Татьяна Федоровна,

учитель русского языка и литературы.

Предлагаемый «Тургеневский диктант» предназначен для работы на уроках русского языка и литературы и представляет собой комплект заданий для проведения литературной Акции. Это просветительское и соревновательное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева, проводилось 9- 10 ноября 2018 года в юбилейные дни писателя в нашей школе. К участию в Акции приглашались желающие учащиеся возрастной категории 6-9 классов, потому что именно учащиеся 6-9 классов имеют уже достаточный читательский опыт по творчеству И.С. Тургенева. Результаты моих наблюдений привели меня к мысли о создании эффективной формы организации контроля, которая бы позволяла бы существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной формой контрольной работы. Так был составлен прикладной методический продукт «Тургеневский диктант» и другие материалы. Диктант содержит интересный и разнообразный материал для работы в классах разного уровня подготовки. Тесты носят характер обобщающего и тематического контроля знаний, умений и навыков учащихся, легко трансформируются. Используя задания, предлагаемые в данном диктанте, можно составить свои тесты по всем разделам литературы. Задания содержат не только контролирующий, но и занимательный, творческий подход, представляющий учащимся возможность самостоятельного поиска ответа на вопросы разной степени трудности, что является значимым условием образования в рамках реализации требований ФГОС. Сегодня важно дать учащимся не только конкретные предметные знания, сколько вооружить их такими универсальными способами действий, которые помогут им развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Читайте также:  Рамные рюкзаки для охоты

Творческие задания способны обеспечить максимальное влияние на формирование ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Как автор-составитель «Тургеневского диктанта», выражаю надежду, что представленная работа будет востребована учителями, работающими успешно, интересно и творчески.

«Тургеневский диктант» — эффективная форма текущего и итогового контроля знаний учащихся. Эту форму можно использовать для всех тем школьного курса русского языка и литературы с 6-9 классы. Учитель практик найдет для себя в «Тургеневском диктанте» задания разного типа: с выбором ответа, проверка знаний текста наизусть, литературоведческих терминов и орфографической «зоркости»

Диктант может быть использован и как тренировочный при углубленном изучении темы, а также для внеклассных мероприятий (викторин, конкурсов, олимпиад).

Данный диктант адресован учителям русского языка и литературы, а также рекомендуется учащимся для самостоятельного контроля своих знаний по русскому языку и литературе.

Учение — только свет, по народной пословице, оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание…

Задания для учащихся 6–9 классов

1. Восстановите строчки известного стихотворения И.С. Тургенева “Русский язык”, вставив на месте пропусков недостающие слова.

Во дни __________________
во дни тягостных _______ о судьбах моей родины,- ты один мне _______________ и опора, о _______________, могучий, правдивый и _____________ русский язык! Не будь — тебя как не впасть в ______________
при виде всего, что ________________ дома? Но нельзя верить, чтобы такой __________ не был дан ___________ народу!

2. «Бежин луг» — это единственный рассказ о крестьянских детях. В рассказе тонко и умно, в форме изящного и красивого этюда, наполненного искренней любовью к крестьянским детям и родной природе, выражена глубокая мысль: как ни темна ночь крепостнической России, но близится рассвет новой жизни, залогом чему служат умные, талантливые крестьянские дети, нуждающиеся лишь в разумном воспитании и образовании. По авторским характеристикам узнайте героев и запишите ответ в таблицу.

2). «Малый был неказистый-что, и говорить!- а все-таки он мне понравился: глядел очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

3). «Лицо третьего выражало какую-то болезненную заботливость, он лучше всех знал все сельские легенды и поверья».

5). «Последнего я сперва было, не заметил: он лежал смирнехонько, прикорнув под угловатую рогожу»

3. Прочитайте отрывки из рассказа «Муму» и выполните задания.

А) Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, поставьте знаки препинания.

В одной из отд…ле(н,нн)ых улиц (Мм)осквы, в сером дом…( с) белыми коло(н,нн)ами (,) антресолью и покр…вивш…мся балконом, ж…ла н…когда барыня(,) вдова(,) окруже(н,нн)ая многоч…сле(н,нн)ою дворней. День ее, (не)радос…ный и (не)нас…ный, давно прош…л. Из числа всей ее челяди самым замеч…тельным л…цом был дворник (Гг)ерасим, муж…ина двенадцати вершков роста. Одаре(н,нн)ый (не)обычайной силой, он работал за четверых, либо о (Пп)етров день так сокруш…тельно действовал к…сой. .

Б) Соотнесите выделенные в тексте слова с их лексическим значением. Запишите номер ответа в таблицу:

1) Церковный православный праздник. Означал подготовку к сенокосу

2) При крепостном праве дворовые слуги помещика.

Читайте также:  Лопасти для ласты для подводной охоты

3) Старорусская единица измерения длины (1вершок = 4.45 см. Х 12= 54 +142= 196 см)

4. Найдите в отрывках из рассказа «Бежин луг» тропы, запишите по одному или несколько примеров каждого тропа в таблицу.

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота,… с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывшем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть. Звездочки замелькали, зашевелились на нем. Я отчаянно устремился вперед… и очутился в неглубокой лощине. Странное чувство тотчас овладело мною. Лощина имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней, казалось, они сползлись туда для тайного совещания, и до того в ней было немо и глухо, так плоско и уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось.

5. Соотнесите литературных героев с произведениями.

1.Герасим а) «Бирюк»

2.Фома б) «Хорь и Калиныч»

3.Полутыкин в) «Певцы»

6.Годы жизни И.С. Тургенева

7. С именем И.С. Тургенева связано:

8.Мастерство И.С.Тургенева сказывается в умении сочувственно изобразить:

1.Счастье и веселье

2.Горе и радость

3.Праздники и будни

9. Представьте, что вы переписываетесь со своим ровесником, который живет в одной из зарубежных стран. Ваш друг по переписке просит рассказать о знаменитом русском писателе. Что вы могли бы написать ему об Иване Сергеевиче Тургеневе? Составьте и запишите связный текст о писателе (5-10 предложений)

Иван Сергеевич Тургенев

Система оценивания заданий « Тургеневского диктанта» для учащихся 6-9классов 1. Восстановите строчки известного стихотворения И. С. Тургенева “Русский язык”, вставив на месте пропусков недостающие слова. По 1 баллу за каждое верно восстановленное слово. Максимальный балл – 9 баллов Ответ — (Сомнений; раздумий; поддержка; великий; свободный; отчаяние; совершается; язык; великому.)

2. «Бежин луг». Внимательно прочитайте авторские характеристики героев рассказа и узнайте их. Запишите ответ в таблицу. По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимальный балл-5баллов. Ответы- 1) Федя. 2) Павлуша. 3) Илюша . 4) Костя. 5) Ваня. 3.Прочитайте отрывки из рассказа «Муму» и выполните задания. А) Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, поставьте знаки препинания. По 1 баллу за верное написание слова и поставленную запятую. За «лишний» знак препинания балл снимается. Максимальный балл (все пропущенные буквы и запятые вставлены, верно)- 31балл. Б) Соотнесите выделенные в тексте слова с их лексическим значением. Запишите номер ответа в таблицу. По 1 баллу за каждый верный ответ Максимальный балл (все выделенные слова с толкованием соотнесены, верно)-3балла. Ответы — 1-3, 2-1, 3-2

4.Найдите в отрывках из рассказа «Бежин луг» тропы, запишите по одному или несколько примеров тропов в таблицу. По 1 баллу за каждый верно приведенный пример тропа, если примеров больше приведено, то добавляется по 1 баллу за каждый правильный пример. Максимальный балл- 4 балла .

5.Соотнесите героев и произведения

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимальный балл — 4 балла Ответы – 1-г, 2-а, 3-б, 4- в

6.Годы жизни И.С. Тургенева. Максимальный балл- 1 балл. Ответ — 2

7.С именем И.С. Тургенева связано. Максимальный балл — 1 балл. Ответ-3

8. Мастерство И.С. Тургенева сказывается в умении сочувственно изобразить. Максимальный балл-1 балл. Ответ-2

9. Представьте, что вы переписываетесь со своим ровесником, который живет в одной из зарубежных стран. Ваш друг по переписке просит рассказать о знаменитом русском писателе. Что вы могли бы написать ему о Тургеневе. Составьте и запишите связный текст о писателе (5-10 предложений). К1.Соответствие текста заданной теме: — Текст соответствует заданной теме- 1 балл. — Текст не соответствует заданной теме- 0 баллов. К 2. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: — Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, логические ошибки отсутствуют- 1 балл. -В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущены логические ошибки или нарушена речевая связность текста- 0 баллов. К3.Грамотность и фактическая точность речи. — Орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические нормы соблюдены, фактических ошибок нет- 2 балла. — Допущено в сумме не более четырех орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических ошибок, фактические ошибки отсутствуют или орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические нормы соблюдены, допущено не более одной фактической ошибки- 1 балл. Допущено более пяти орфографических и ошибок и одной фактической ошибки- 0 баллов. Максимальный балл за задание- 5 баллов Максимальное количество баллов за верно выполненную работу — 69 баллов.

Оцените статью
Adblock
detector