- Дикая охота Одина
- Содержание
- История
- Содержание мифа
- Предводитель охоты
- Миф в мировой культуре
- В фэнтези
- В музыке
- В играх
- См. также
- Статьи
- Литература
- Смотреть что такое «Дикая охота Одина» в других словарях:
- Дикая Охота
- Кто был лидером призрачной орды?
- Непобедимые всадники со сворой жутких псов
- Легенда о дикой охоте в разных мифосистемах
- Миф о Дикой охоте
- Охотники и их нравы
- Дикая Охота в норвежских, германских, валлийских, британских и английских мифах
- Христианство и Дикая Охота
- Символизм, астрология, годовой цикл
- Эзотерика
- Художественные произведения
Дикая охота Одина
Дикая охота — миф, имевший распространение в Германии и Британии, но известный и в других странах, относится к скандинавской мифологии.
Содержание
История
В средние века миф о Дикой Охоте был распространен в основном в Германии. Считается, что миф распространялся «по стопам» христианства. В более поздний период миф о Дикой Охоте был зафиксирован также в Ирландии, Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии. Отголоски легенды были зафиксированы в Англии в 1950-х годах, как вариант о «Роге Дикой Охоты».
Содержание мифа
Дикая Охота — группа призрачных всадников-охотников со сворой собак. Происхождение легенд о ней несет норвежские мифологические корни.
Согласно скандинавской легенде, бог Один со своей свитой носится по земле, собирая души людей. Если кто-либо встретится с ними, то попадет в другую страну, а если заговорит, то погибнет.
В фольклоре Северной Германии призраками предводительствует женщина Холда (Холте, Холле, Хулда или Холде) — богиня материнства и домашнего очага. В Южной Германии она известна под именем Берта(Берхта, Перхта), а в Норвегии — как Фригг. Она стережет души некрещеных детей и связана с Луной, отождествляется с римской Дианой.
Призраки наказывают порочных и ленивых. Если оставить пищу перед дверями, то призраки съедят её, но пища снова появится перед тем, как кавалькада духов двинется дальше. Считалось, что некрещёные умершие, особенно дети, становились забавой для собак Дикой Охоты, которые гнали их в ад.
- В Средние века считалось, что в свиту входят ведьмы и их возглавляет Геката, богиня темной стороны Луны, покровительствующая ведьмам.
- По другим сведениям, Дикой Охотой руководит Фрэнсис Дрейк, которого видели в сопровождении безголовых собак и демонов на просторах от Тевистока до Плимута. Призрак национального английского героя находился в карете или на катафалке.
- В корнуоллском варианте легенды Дикая Охота — это свора собак Денди Дьявола.
- В документах XII века указывается, что количество всадников равно 20—30 и то, что они верхом на чёрных оленях, либо на чёрных лошадях, со страшными чёрными собаками.
- Считается, что последний раз Дикую Охоту видели в 1940-ых годах в Самхайне в канун церковного праздника.
Предводитель охоты
В разных странах разные личности и мифологические существа считались предводителями процессии Дикой Охоты.
- В Британии это король Артур
- В Дании — Вальдемар IV Аттердаг
- В Англии — король Артур, Генри-охотник — одна из ипостасей дьявола или Эдрик Дикий (en:Eadric the Wild)
- В Скандинавии — Один или Вальдемар IV Аттердаг
- В Германии — Вотан, Дитрих Бернский, Ганнс фон Хаскельберг (de:Hanns von Hackelberg) Госпожа Голла (de:Frau Holle), Прехта (de:Perchta) или Гудрун (de:Kudrun), Самаэль
- В Уэльсе — Аравн (en:Arawn) или Гвин ап Нуд (en:Gwyn ap Nudd)
- Во Франции — Роланд
- В Ирландии — Фении или Финн Мак Кумал.
Миф в мировой культуре
- Уильям Йейтс использовал мотив дикой охоты в своем стихотворении «Гостеприемство сидов» (1893—1903).
- Питер Бигль — в романе Тамсин (en:Tamsin)
- Владимир Короткевич в повести «Дикая охота короля Стаха»
В фэнтези
Мотив дикой охоты довольно охотно используется авторами фэнтези. Среди них:
- Алан Гарнер — «Луна Гомрата» («en:The Moon of Gomrath»)
- Диана Джонс (en:Diana Wynne Jones)
- Сюзан Купер
- Сессилия Дарт-Тортон (en:Cecilia Dart-Thornton)
- Мерседес Лэкей (en:Mercedes Lackey)
- Лорелл Гамильтон
- Клиффорд Саймак
- одна из повестей серии «Баффи, победительница вампиров»
- одна из повестей серии «Warhammer Fantasy»
- Наталья Игнатова
- Ник Перумов
- Анджей Сапковский
- Михаил Успенский — «Там, где нас нет»
- Филип Пулман — «Граф Карлштайн»
- Юлия Федотова — «Наемники судьбы»
- Джим Батчер — «Досье Дрездена»
- Роберт Джордан — «Колесо времени»
- Мария Елифёрова — «Страшная Эдда»
В музыке
- Франц Лист в одном из этюдов серии фр.Études d’exécution transcendante («Трансцендентные этюды») использует мотив дикой охоты. Этюд называется нем.Wilde Jagd — «Дикая охота».
- Стэн Джонс — кантри, 1948 год
- Метал-группа «Bathory»
- Метал-группа «Satarial
В играх
Компьютерные игры Morrowind (аддон Bloodmoon), Ведьмак используют мотивы дикой охоты.
В настольной ролевой игре Dungeons & Dragons Дикая Охота была введена в виде двух NPC (Предводителя и Гончей Охоты) в книге-расширении Monster Manual V.
См. также
Статьи
Литература
- Jacob Grimm: Deutsche Mythologie. Olms-Weidmann, Hildesheim 2003, ISBN 3-487-09817-2 (особенно глава XXIV)
- Otto Höfler: Kultische Geheimbünde der Germanen. Diesterweg, Frankfurt/M. 1934 (издан только первый том)
- Otto Höfler: Verwandlungskulte, Volkssagen und Mythen. Wien 1973.
- Claude Lecouteux: Das Reich der Nachtdämonen. Angst und Aberglaube im Mittelalter. Artemis & Winkler, Düsseldorf 2001, ISBN 3-538-07120-9
- Hans Plischke, Die Sage vom wilden Heer im deutschen Volke. (Phil. Diss.) Eilenburg 1914
- Friedrich Ranke: Kleinere Schriften. Bern, München 1971 (Bibliotheca Germanica; 12)
- Katharine Briggs, An Encyclopedia of Fairies, Hobgoblins, Brownies, Boogies, and Other Supernatural Creatures, «Wild Hunt», с. 437. ISBN 0-394-73467-X
- Jean-Claude Schmitt, Ghosts in the Middle Ages: The Living and the Dead in Medieval Society (1998), ISBN 0-226-73887-6 and ISBN 0-226-73888-4
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Дикая охота Одина» в других словарях:
Дикая охота — Петер Николай Арбо. Дикая охота Одина. 1872 Дикая охота миф, имевший распространение в Германии и Британии … Википедия
Дикая Охота — Петер Николай Арбо. Дикая охота Одина. 1872 Дикая охота миф, имевший распространение в Германии и Британии, но известный и в других странах, относится к скандинавской мифологии. Содержание 1 История … Википедия
ДИКАЯ ОХОТА — (Wilde Jagd), в германской низшей мифологии название сонма призраков и злых духов, проносящихся по небу во время зимних бурь (в период рождества богоявления) в сопровождении гончих псов, вой которых, по поверью, заставляет скулить дворовых собак … Энциклопедия мифологии
Дикая охота — в герм. низшей миф. назв. сонма призраков и злых духов, проносящ. по небу во время зимних бурь (в период Рождества Богоявления) в сопровожд. гончих псов, вой к рых, по поверью, заставляет скулить дворовых собак. Опасна для людей,… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Эйнхерии — «Дикая охота Одина» П. Н. Арбо, 1872 Эйнхерии (Einherjar) в германо скандинавской мифологии лучшие из воинов, павшие в битве, которые живут в Вальхалле. По преданиям из 540 дверей Вальхаллы в день Рагнарёк выйдет по 800 эйнхерий,… … Википедия
Blood Fire Death — Blood Fire Death … Википедия
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ — мифологические представления, бытовавшие до 11 в. среди норвежцев и родственных им народов шведов и датчан. В 9 10 вв. викинги принесли эти мифы на Русь, на Британские острова, в Исландию и Гренландию, но сохранились они только в Исландии по… … Энциклопедия Кольера
Важные события Вселенной Marvel — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Десятилетиями … Википедия
Дикая Охота
Дикая Охота – это орда всадников-призраков, погибших в различных битвах, которые появлялись преимущественно по ночам. Герои германской и скандинавской мифологии, они имели обыкновение внезапно появляться с северной стороны и также неожиданно исчезать. Сопровождаемые мрачными псами, всадники символизировали начало войны, хаоса, чумы и многочисленных несчастий.
Кто был лидером призрачной орды?
Впервые феномен воинов-призраков был описан в книге немецкого фольклориста Якова Гримма. Он отметил, что существование такого рода всадников – ничто иное, как дохристианские верования людей в различные силы и божества. Он также предполагал, что первоначально в свите Дикой Охоты были боги и богини, но с появлением христианства люди переиначили информацию на свой лад и сделали из всадников мрачную силу, предвещающую страх, смерть и бедствия.
Согласно легендам, призрачная армия появлялась не сама по себе, а была кем-то управляема. Некоторые источники утверждали, что предводительницей была женщина по имени Холда (в других источниках – Берхта). Будучи лидером, она направляла команду призраков-наездников в то или иное место, чтобы они выполняли определенные миссии. Чаще всего это было некое предупреждение о надвигающейся войне или несчастье, но иногда они становились карателями и наказывали неугодных им людей за проступки.
Скандинавские источники упоминали Одина – одноглазого бога смерти и магических знаний, который был главным среди всадников Дикой Охоты. Он носился по земле, собирая людские души. Считалось, что, если кто-то из смертных заговорит с этим богом, его настигнет смерть, а если всадники встретятся человеку на пути, он окажется в неизвестной стране, вдали от родных и близких. Иногда призраки-наездники забирали людей с собой, и те становились частью Дикой Охоты. Впрочем, изредка случалось чудо, и похищенный возвращался домой. Его внезапное исчезновение и затем появление непременно связывали с активностью охотников–призраков. Чаще всего Один и его свита появлялись в период суровой зимы или холодной осени. В это время они приносили снежные бури и ветры, а заодно и несчастья жителям различных мест.
Некоторые источники предполагали, что призрачной свитой управлял британский король Артур, а также датский принц Вальдемар Аттердаг и другие исторические персонажи. Часть легенд, передаваемых из уст в уста, и вовсе утверждала, что во главе Дикой Охоты стояли Ирод, Каин и даже сам Сатана. А вот британские мифы уверяли, что предводителем армии призраков-всадников был король или королева эльфов. Если они встречали на своем пути человека, их намерения были не связаны с коллекционированием душ. Свита просто забирала с собой смертного, делая слугой эльфов.
Непобедимые всадники со сворой жутких псов
Дикая Охота описывалась, как туча, надвигающаяся на землю. Огромное полчище быстро перемещалось по земле, словно подгоняемое ветром. Восседавшие преимущественно на темных лошадях всадники уверенно держались в седле, как и положено истинным воинам. Если нужно было пересечь воду, воины могли воспользоваться кораблями и достичь своей цели. Вооруженные копьями и другим смертоносным оружием, они проносились мимо людей, и горе было тому, кто оказывался у них на пути. Учитывая свирепый и крутой нрав предводителя и его свиты, стоять на пути у призрачной команды было очень опасно. С ними никто не вступал в бой, ведь это сулило гибель даже самому отважному воину. Будучи посланниками потустороннего мира, они врывались в мир живых практически непобедимыми. Убить этих мертвецов было невозможно, поэтому смертный лишался души и жизни прежде, чем успевал оказывать сопротивление.
Животные, сопровождавшие свиту, также относились к миру мертвых. Особый ужас вызывали псы с горящими, словно неоновые огни, глазами. Светящие очи собак могли стать причиной помутнения сознания у бедолаги, встретившего свору на своем пути. Страшнее были только гримы, напоминавшие духов. Они могли приобретать любой облик, но сопровождали армию всадников в обличии псов. Гримы имели черный цвет шерсти, большие размеры и жуткое выражение морды. Особенно пугали их пустые глазницы – эти существа не нуждались в глазах, так как все равно могли все видеть и ощущать. Приносящие смерть и ужас, они неотступно следовали за призрачными воинами, и были частью зловещей и таинственной Дикой Охоты.
Легенда о дикой охоте в разных мифосистемах
«Дикая охота» распространенный миф Северной и Западной Европы. Существует мнение, что изначально эта легенда была популярной преимущественно среди германских народов, а с началом Раннего Средневековья и распространения христианства распространилась в Дании, Норвегии, Ирландии, Великобритании и Швеции. Однако многоплановость и глубокий символизм этого мифа, а также его связь с годовым циклом и лунным календарем, заставляют усомниться в вышеприведенной теории. Согласно второй версии «Дикая охота» – результат коллективной попытки объяснить природные явления и связанные с ними психоэмоциональные состояния людьми, которые жили в приблизительно одинаковых географических условиях. Но скорее всего, вопрос намного глубже и интереснее. Разберемся по порядку.
Миф о Дикой охоте
Несмотря на то, что в зависимости от ареала обитания имена, состав и внешний вид участников легенды менялись, в целом достаточно просто воспроизвести усредненный образ этого мифа:
«Великий гон» всегда проходит в темное время суток. Целью действа является нахождение жертв на земле для того, чтобы наказать их или забрать в свой, потусторонний, мир в качестве рабов или новых членов войска. Предвестниками события, как правило, становятся пронзительные гнетущие звуки: вопли, топот, вой охотничьего рога и стоны страданий.
Затем по небу в окружении диких собак и волков стремительно мчится целое войско призрачных всадников, включающее различных мифических существ мужского и женского пола. С охотниками всегда находится их вожак или предводительница. Все участники Дикой Охоты выглядят одновременно величественно и ужасно: полуразложившиеся тела, лохмотья, отпадающие конечности, но при этом огненные взгляды, королевская осанка, доспехи и т.д.
Появление такого войска считалось предвестником трагических событий, началом эпидемий, катаклизмов. В народе на Дикую Охоту зачастую возлагали ответственность за пьяные потасовки, массовые драки и хулиганство.
Охотники и их нравы
Построение «призрачного войска» такое же, как и при стандартной охоте. Впереди мчатся собаки, похожие на волков. Они лают и рычат, а из их пастей брызжет слюна, способная насквозь прожечь человеческое тело.
За ними на конях следуют загонщики – разношерстные призраки, среди которых могут быть бывшие смертные, духи природы и демоны. Они кривляются, смеются и ведут себя неадекватно, ведь их роль – запугать жертву, заставить ее сбиться с пути, свести с ума. Сами загонщики никогда не убивают, оставляя эту привилегию старшим по званию. Многие считали, что эти существа сами являлись добычей на прошлой охоте, а теперь набираются опыта.
Охотники обладают более статными фигурами, красивыми лошадьми и доспехами. Они молчаливы и величественно угрюмы, их взгляды пусты и холодны. Охотники – это убийцы живого, добытчики пищи для своего повелителя.
Позади наводящей ужас процессии следует король (или королева) охоты. Практически во всех описаниях этот персонаж восседает на прекрасном белом коне, а его плащ, усыпанный звездами, может окутывать все войско, закрывать собой Луну и, словно киноэкран, демонстрировать страшные картины будущего.
Дикая Охота в норвежских, германских, валлийских, британских и английских мифах
В датских сказаниях предводителем Дикой Охоты является верховный бог Один. Его свита – это погибшие воины, которые собирают души людей, чтобы те стали их слугами. Некоторым жертвам в последствии удается выслужиться и стать частью войска. Однако даже тех, кто не являлся добычей, а просто увидел Великий гон, ожидают несчастья, безумие или бедность.
У северных германских народов главной охотницей считалась Холда, которая одновременно с этим считается покровительницей брачных уз и семейного очага. В таком, казалось бы, противоречивом совмещении профессиональной деятельности нет ничего странного, поскольку добычей здесь становились нерадивые мужья, бродяги и пьяницы, а также те, кто посягал на имущество соседей.
Валлийский миф несколько выбивается из общей картины. Здесь считалось, что войско занимается постоянной охотой в небе, забирая себе души тех, кто недостаточно хорош для рая, но и недостаточно плох для ада. Появление охотников на земле связывали с тем, что их призвали Друиды для совершения обрядов и таинств. Однако, для простых смертных встреча с этим гоном, опять же, не сулила ничего хорошего.
Британцы считали, что процессией руководят эльфийские король и королева. Согласно этому мифу, добычей становились не пропавшие души, а наоборот – молодые и красивые парни, девушки и дети. Охотники уносили их в страну эльфов на «перевоспитание» после чего жертвы превращались в часть королевской свиты.
В некоторых мифах Дикую охоту возглавляли национальные герои, разбойники или люди, которые были земным воплощением дьявола. Для того чтобы минимизировать потери, связанные со встречей с охотниками, нужно было опустить глаза, а еще лучше застыть в низком поклоне.
Люди верили, что всадники забавы ради могут сбросить седло на дом, после чего умирал один из членов семьи. Чтобы этого не случилось, перед сном на улицу выставляли еду в миске. Считалось, что внезапные ссоры и стычки происходят из-за того, что вдалеке проносится Дикая Охота. Свидетели драки должны были немедленно ее остановить, в противном случае проклятие ложилось, как на зачинщиков, так и на жертв и всех присутствующих.
Христианство и Дикая Охота
В Средние Века и Эпоху Возрождения христианское учение все больше вытесняло языческие верования. Однако миф о Дикой Охоте не исчез, а лишь немного трансформировался. Напротив, эта легенда стала популярной у французов, голландцев и в северных частях Италии.
Теперь, вне зависимости от первоначального имени предводителя, им становился Дьявол, который собирал души злостных грешников, некрещеных младенцев и самоубийц. Основной состав охотников формировался за счет демонов, которые раньше были языческими богами.
Интересно, что главарями, как и участниками, могли быть не только представители сильного пола, но и женщины. Так, по одной из версий, королевой Дикой Охоты стала Геката – древнегреческая богиня темной стороны Луны. В свою свиту она набирала не только охотников и загонщиков, но и ведьм, которые соблазняли мужчин и детей для того, чтобы преподнести их своей предводительнице.
Символизм, астрология, годовой цикл
Вне зависимости от участников, места действия и имен героев, очевидно, что миф о Дикой Охоте символизирует хаос, перед которым человечество бессильно. Можно было бы предположить, что таким образом люди просто пытались объяснить природные катаклизмы, если бы не цикличность появления данной процессии.
Чаще всего Дикий гон возникал перед изумленными взорами свидетелей либо в первое полнолуние после летнего солнцестояния, либо в начале зимы. В первом случае громкие звуки можно объяснить грозами, характерными для данного периода, а во втором – трескающимися и падающими от первых холодов деревьями.
Обе даты символизируют переход природы из одного состояния в другое. Получается, что хаос Дикой охоты – это ни что иное, как смерть, необходимая для перерождения. Тем более, что облик охотников очень напоминает героев ирландского праздника Самайн (Соуэн), который позже стал называться Хелловином. Кстати, последние упоминания о реальном появлении Дикой Охоты в середине ХХ века, доносились из ирландского городка Самхайна. Совпадение?
Наиболее близким к Дикой Охоте архетипом, безусловно, является Великий Жнец, который собирает души тех, чей час пришел. В личностном плане этот гон может символизировать восставшие подсознательные мотивы и желания, которые сметают на своем пути сверх-я, вне зависимости от его силы, духовности и социального положения.
Эзотерика
Существует множество магических практик, связанных с Дикой Охотой. Самый известный направлен на обретение новых возможностей и навыков. У черных магов – на получение во власть души другого человека.
Пред тем, как приступить к ритуалу, необходимо поститься и медитировать в ожидании того, что духи укажут место, где нужно его провести. Чаще всего это территория в лесопосадке, роще или в заброшенных зданиях.
Получив откровение, человек должен отправиться на указанное место и тщательно изучить его: все тропинки, подходы, уступы, ямы и т.д. Через 2-3 дня духи назначают задание пройти тот или иной маршрут по местности с закрытыми глазами, при этом они требуют залог – то, чего человек должен будет лишиться в случае проигрыша. За ночь перед событием на месте следует оставить подношение – амулет, овощи, вино, книгу – если на следующий день вещь исчезла – ставки приняты.
Следует учитывать, что силы, с которыми заключается сделка, будут всячески мешать выполнению задания. В результате этого ритуала можно не только не получить желаемого, но и лишиться ценного дара, а также получить физическую травму.
Художественные произведения
Писатели, художники и создатели фильмов не могли пройти мимо мощной энергетики и глубокого символизма, который присутствует в этом мифе. Речь идет не только о старинных сагах и легендах, но и современных произведениях.
Одним из самых популярных в наших широтах, безусловно, является роман «Час Презрения» из цикла «Ведьмак» польского писателя Анджея Сапковского. Анджей – знаток и собиратель и интерпретатор средневековых легенд и не удивительно, что он не смог пройти мимо «Охоты». Здесь на Дикий Гон выходит отряд эльфов. Описание происходящего события практически идентично тем, что значились в Средневековых летописях:
«В движущейся по небу ленте возникают нечеткие силуэты всадников. Они все ближе, их видно все четче. Раскачиваются буйволиные рога и растрепанные султаны на шлемах, под шлемами белеют оскалившиеся черепа. Наездники сидят на лошадиных скелетах, покрытых лохмотьями попон. Бешеный ветер воет в вербах, острия молний одно за другим режут черное небо. Ветер воет все громче. Нет, это не ветер,это жуткое пение».
Еще один роман: «Дикая Охота короля Страха», белорусского писателя Владимира Короткевича даже был экранизирова режиссером Валерием Рубинчиком в 1979 году и вызвал настоящий зрительский ажиотаж. Это был один из первых советских мистических триллеров и не мог не нашуметь.
Визуализация сцен гона в этом фильме наполнена таким же мистическим трепетом и ужасом, что и картины художников Франца фон Стака, Ханнеберга и Генри Джулиена, которые также обращались к этому мифическому сюжету.
Помимо прямого цитирования событий Дикой Охоты, существует немало отдельных образов, которые явно перешли из этой скандинавской легенды. Так, например, собака Баскервилей из одноименной повести Артура Конан Дойля обладает всеми чертами представителя своры призрачного гона. К таким же персонажам можно отнести «Всадника без головы» Майн Рид, вариант с Френсисом Дрейком, который появляется со сворой собак без головы, а также американские Призрачные Всадники Дикого Запада.
На данный момент миф о Дикой Охоте в своем первоначальном виде является популярной темой фольклора у скандинавских народов и на территориях Северной Ирландии и Уэльса. Также он используется в эзотерической среде для проведения различных магических ритуалов и практик.
Закончить хочу на нео- Юнгианской интерпретации, согласно которой, Дикая Охота – это комплекс архетипов, прорвавшихся в режим сознательного. Если суметь обуздать Охоту, то адепт получает возможность использовать скрытую силу этих персонализаций. В случае неудачи – превратится в одного из слуг-загонщиков или в жертву, которой придется всю жизнь идти на поводу собственных желаний.