«Дикая охота Одина», Арбо Петер Николай — описание картины
- Автор:Арбо Петер Николай
- Музей: Национальная галерея, Осло
- Год: 1872
Описание картины:
Петер Николай Арбо — известный норвежский художник, родился в 18 июня 1831 года, в семье директора народной школы города Драммена, Арбо Кристиана.
Закончив самую знаменитую и влиятельную в Европе того времени Дюссельдорфскую Академию искусств, Петер Николай восемь лет живет и работает в Париже, но в 1871 году возвращается в родную Норвегию и в 1872 году пишет главную картину своей жизни «Дикая охота Одина». В настоящее время она хранится в городе Осло, в Национальной галерее искусства, архитектуры и дизайна.
Арбо всегда интересовался историей, легендами скандинавской мифологии. Вероятнее всего, картина охоты навеяна стихотворениями поэта-романтика начала 19-го века Йохана Себастьяна Бельхавена, который являлся «певцом» скоротечности, мгновенности и хрупкости человеческой жизни.
Согласно скандинавским и германским мифам осенью, перед наступлением зимы, идет дикая охота с севера, забирающая людей в ад, приносящая смерть и беды. Верховодит этой свитой Дикий или Черный охотник — в Германии это Вотан или женщина Хольда, в Норвегии – бог Один.
По легенде смотреть на них нельзя, можно умереть или попасть псам на растерзание или бесследно исчезнуть.
Ощущение настороженности и тревоги возникает при первом же взгляде на полотно «Дикой охоты Одина». Солнце скрывается за черными тучами, умолкает птичий крик, стихает даже ветер, безмолвна бесплодная земля…Что это? Невозможно оторвать взгляд от страшной, черной кавалькады охотников из тьмы.
И всё вокруг меняется быстро и страшно: несутся призрачные всадники, кружат вороны, храпят возбужденные кони, визг, вой, дикая страсть в мертвых очах, желание настичь свою жертву. Во главе этой дикой охоты – бог Один — воплощение темных сил.
Как живописец мастерски передал светом такие чувства как опасность (лунный, холодный внизу полотна) и торжество (желто-оранжевый проблеск в верхнем углу картины).
Творчество Арбо находит свой отклик и в современном мире. Известный факт, когда в 1988 году изображение «Дикой охоты Одина» украсило альбом группы из Швеции «Bathory».
Корнет Сфумато
Служу Искусству
Виджеты
Поиск
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 |
Петер Николай Арбо. Дикая охота
«…Кое-где этих всадников называют «аскерейя», кое-где «хоскельрейя»…В ночь перед Рождеством и три рождественские ночи они буйствуют более всего, и крестьянин, забывший положить засов перед своими конями или начертить крест над дверью в конюшню, может найти животных утром взмыленными и заезженными, потому что хоскельрейя катались на них, а бродячие мертвецы – это не тот народ, который жалеет коней.»
За окном бесконечная зима душит серостью и прохладой незадачливых обывателей. На экраны недавно вышел художественный кинофильм «Викинг», вызвавший немало споров. Да ещё и чай в чашке остыл… А за окном послышался храп галопирующих лошадей и цокот копыт. «Наконец-то Дикая охота, — подумал я. — Заберет меня с собой в свою страну Дикоохотию с голыми нимфами, валькириями и похищениями юных дев».
Чуда, к сожалению, не случилось, я всё ещё в Москве, но ассоциативный ряд заставил меня вспомнить про Петера Арбо — норвежского мастера исторической живописи. Точнее живописи, основанной на скандинавской мифологии.
Мастер родился в Драммене в 1831 году. Учился в Копенгагене, позднее в Дюссельдорфе, поэтому считается представителем Дюссельдорфской художественной школы. На волне всеобщего интереса к истории Скандинавских стран и вдохновляясь романтизмом начала 19-го века Петер быстро нашёл себя в сюжетах на тему мифологии. Картина «Валькирия» была написана в 1864 году, в 1866 году была выставлена в Стокгольме и куплена королём Карлом XV. В том же году художник стал кавалером ордена святого Олафа и ордена Вазы.
Полотно «Дикая охота» Петер написал в 1872 году, сейчас оно находится в Национальной галерее Осло. Размеры картины 83х165 см. Для сравнения — вышеприведенная Валькирия написана на холсте размером аж 243х194 см.
Назвал он картину «Åsgårdsreien«, что скорее переводится как «Набег Асгарда», но у нас она всё же известна больше как «Дикая охота».
В скандинавской мифологии Асгард — это небесная Обитель богов. Как известно, древние языческие боги не отличались моральными устоями, а пили, кутили, поощряли войну и вообще развлекались как могли. А богини и мелкие божества зачастую и вовсе были женщинами с низкой социальной ответственностью.
Миф о Дикой охоте известен в Европе повсеместно, но в разных регионах он звучит несколько по-разному. Поздней осенью и зимой обитатели Асгарда спускаются на Землю и устраивают охоту с криками, визгами и всей их нечеловеческой бесноватостью. А охотятся они из спортивного интереса за непорочными девами, нимфами и вообще за теми, кто такое мероприятие как охота не уважает. Короче, тушите свечи, запирайте дверь. В охоте принимают участие валькирии, феи, низшие боги Асгарда, а также души умерших — в особенности тех, кто при жизни пьянствовал, распутствовал и самоубился. Кстати, в славянской мифологии Охота тоже отметилась — в Польше и Чехии она, например, называется Дикий гон или Дикий лов.
Кто же стоит во главе всего этого безобразия? Версии разнятся. Самая распространённая, описанная в том числе собирателем мифов Якобом Гриммом (одним из двух известных братьев), что предводителем является бог Вотан или Один, которого Якоб описал как «Податель всех благ…потерявший всякие моральные принципы, узнаваемые черты и вобравший в себя тёмную сокрушительную силу… Призрак и дьявол». Одина часто сопровождают вороны Хугин и Мунин.
Другой распространённой версией является то, что всем командует фрау Хёлле или Хёльда — богиня плодородия и женского начала (не стоит забывать, что женское начало в средневековье ассоциировалось с непостоянством и хаосом). В некоторых регионах её также называют Бертой. Есть версия, что изначально на картине Арбо предводительницей являлась именно она, а Одина Петер вписал позднее, под влиянием товарищей.
Также в главари часто записывали местных правителей — Карла Великого, Барбароссу и всевозможных шведских королей.
На картине изображено два источника света: снизу холодный лунный свет создаёт атмосферу тревоги и символизирует надвигающуюся опасность, справа тёплый золотой свет Асгарда символизирует торжество небес. Но небеса тут надо понимать в сугубо языческом смысле — как обитель богов. Стоит обратить внимание также на нехарактерный приём 19-го века в живописи — заваленный горизонт. Он уравновешивает линию, создаваемую группой фигур и добавляет динамики композиции. Передние всадники, понятно, тоново выделены на передний план, что не скажешь об Одине — думаю, это может служить лишним подтверждением версии о том, что он был написан позднее.
Есть у Арбо и другое полотно на эту тему, менее известное. На нём изображены мёртвые всадники и гончие, которые также фигурируют в некоторых версиях мифа…
Ну а в завершение — небольшая подборка других работ мастера, некоторые из которых мне чем-то напоминают работы Виктора Васнецова.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Метки
—Рубрики
- Афоризмы (188)
- История вещей (61)
- (0)
- Весна и лето (40)
- Гороскопы и гадание (89)
- Достопримечательности (281)
- Необычные памятники, дома (120)
- Еда, фрукты (127)
- Здоровье и красота (217)
- Диеты (27)
- Лекарства и витамины (21)
- Зима (82)
- Знаменитые люди (376)
- Игры и головоломки (98)
- Интересное (527)
- Интересные сайты (133)
- Камни (38)
- Интернет и компьютер (202)
- Искусство (678)
- Современное искусство (94)
- Архитектура (76)
- Екатерина Рождественская (8)
- Живопись (188)
- Прикладное искусство (54)
- История (376)
- История России и СССР (81)
- Календарь (44)
- Картинки (158)
- Кино (207)
- Коллекция ссылок (114)
- Кошки (122)
- Красота и мода (114)
- Креатив (57)
- Кулинария (300)
- Выпечка и сладкое (56)
- Мясо и рыба (45)
- Салаты, закуски (55)
- Украшение блюд (20)
- Легенды о цветах (33)
- ЛиРу (187)
- Оформление дневника (55)
- Литература (335)
- Библиотеки и списки (46)
- Литературные герои (40)
- Слова (92)
- Мифы и легенды (166)
- Символы года (70)
- Музыка, песни (148)
- Наука, техника, космос (179)
- Научные опыты и знания (13)
- Необычное (60)
- Новый год (228)
- НГ рецепты (18)
- Новый год в мире (5)
- Новогодние традиции (22)
- Осень (56)
- Петербург (330)
- Мой Петербург (113)
- Полезное (202)
- Флайледи и дом (27)
- Праздники (152)
- Природа (255)
- Сады и парки (82)
- Притчи (43)
- Психология (152)
- Разное (83)
- Рамки и фоны (49)
- Справочники (77)
- Стихи (380)
- Классика (43)
- Советская поэзия (22)
- Стихи детям (14)
- Стихи женщинам (40)
- Страны и города (328)
- Замки и дворцы (36)
- Тесты (214)
- Рейтинги и Топы (168)
- Чудеса света (24)
- Удивительное (30)
- Факты (78)
- Фотоподборки (168)
- Фотопрогулки (100)
- Цвет (42)
- Цветы (194)
- Юмор (296)
- Явления природы (30)
—Статистика
Дикая Охота
Дикая Охота
Петер Николай Арбо. Дикая охота Одина. 1872
Дикая охота ( Furious Host, Raging Host, Devil’s Hunt, Herlathing, Oskorei ) — миф, имевший распространение в Германии и Британии, но известный и в других странах, относится к скандинавской мифологии.
Herlathing называли Дикую Охоту в Англии в честь мифического Короля Херла ( Herla), или Yeth, либо «Гончие Желаний» в Дареме, Англия. В Исландии ее называют Охота Йоля, Бешеная или Дикая Охота в Германии. Oskorei — название процессии неупокоенных душ в Норвегии. Во Франции это звучит как Mesnée d’Hellequin, в связи с предводительницей шествия, богиней смерти Hel. В Средние века ее называли Каинова Охота или Иродова Охота.
В средние века миф о Дикой Охоте был распространен в основном в Германии. Считается, что миф распространялся «по стопам» христианства. В более поздний период миф о Дикой Охоте был зафиксирован также в Ирландии, Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии. Отголоски легенды были зафиксированы в Англии в 1950-х годах, как вариант о «Роге Дикой Охоты». Хотя кельты и германцы определяли несколько иные временные рамки для этого события — германцы ожидали встречи с Охотой в холодные, ветренные ночи после Зимнего Солнцестояния, в кельты — предпочитали опасаться накануне Самайна, 31 октября, перед наступлением нового года по кельтскому календарю. В обоих случаях однако ясно, что дикая Охота — не летняя забава, а свидетельство господства потусторонних сил темной половины года, времени, связанном с царством мертвых и неупокоенных душ.
Дикая Охота — группа призрачных всадников-охотников со сворой собак. Происхождение легенд о ней несет норвежские мифологические корни.
Согласно скандинавской легенде, бог Один со своей свитой носится по земле, собирая души людей. Если кто-либо встретится с ними, то попадет в другую страну, а если заговорит, то погибнет.
В фольклоре Северной Германии призраками предводительствует женщина Хольда (Холте, Холле, Хулда или Холде) — богиня материнства и домашнего очага. Возможно, она же и Хелл, богиня подземной страны мертвых. В Южной Германии она известна под именем Берта ( Берхта, Перхта), а в Норвегии — как Фригг. Она стережет души некрещеных детей и связана с Луной, отождествляется с римской Дианой.
Фригг, прядущая облака — ее мы знаем так же как Госпожу Метелицу. )
Призраки наказывают порочных и ленивых. Если оставить пищу перед дверями, то призраки съедят её, но пища снова появится перед тем, как кавалькада духов двинется дальше. Считалось, что некрещёные умершие, особенно дети, становились забавой для собак Дикой Охоты, которые гнали их в ад.
* В Средние века считалось, что в свиту входят ведьмы и их возглавляет Геката, богиня темной стороны Луны, покровительствующая ведьмам.
* По другим сведениям, Дикой Охотой руководит Фрэнсис Дрейк, которого видели в сопровождении безголовых собак и демонов на просторах от Тевистока до Плимута. Призрак национального английского героя находился в карете или на катафалке.
* В корнуоллском варианте легенды Дикая Охота — это свора собак Денди Дьявола.
* В документах XII века указывается, что количество всадников равно 20—30 и то, что они верхом на чёрных оленях, либо на чёрных лошадях, со страшными чёрными собаками.
* Считается, что последний раз Дикую Охоту видели в 1940-ых годах в Самхайне в канун церковного праздника.[источник не указан 19 дней]
«Рейн весело течет, но его волны
Должны слышать голос войны
И лязг копий среди гор,
И голос труб вдалеке;
И храбрецы на окровавленной земле должны лежать,
Потому что мимо пронесся Дикий охотник!»
(Вальтер Скотт «Дикий Охотник»)
В разных странах разные личности и мифологические существа считались предводителями процессии Дикой Охоты :
* В Британии это король Артур
* В Дании — Вальдемар IV Аттердаг
* В Англии — король Артур, Херне-Охотник — одна из ипостасей дьявола или Эдрик Дикий (en:Eadric the Wild)
* В Скандинавии — Один или Вальдемар IV Аттердаг
* В Германии — Вотан, Дитрих Бернский, Ганнс фон Хаскельберг (de:Hanns von Hackelberg) Госпожа Голла (de:Frau Holle), Прехта (de:Perchta) или Гудрун (de:Kudrun), Самаэль
* В Уэльсе — Аравн (en:Arawn) или Гвин ап Нуд (en:Gwyn ap Nudd)
* Во Франции — Роланд, а иногда Шарлемань или даже Барбаросса, или богиня мертвых Хель
* В Ирландии — Фении или Финн Мак Кумал.
Далее — Ed LeBouthillier
«Дикая охота является частью историй и легенд, рассказываемых перед наступлением Йоля, праздника Зимнего Солнцестояния. Это истории об Одине, возглавляющем безумную кавалькаду всадников в небе зимней ночью, несущихся в сопровождении воющих собак, который сидит на восьминогом коне Слепнире. За ним едут другие всадники волшебного отряда — эйнхериары. Из всех мифов об Одине — этот, пожалуй, самый интересный из сохранившихся доныне.
В своей основной форме миф утверждает, что любая из ночей между Юле (Йолем) и двенадцатой ночью (считая от ночи дня Солнцестояния имеется ввиду) — может быть временем для этой дикой процессии. Легенда гласит, что в эти холодные, снежные, зимние ночи, она является сначала как небольшой ветер, а затем превращается в ураган, как мощная буря Охота проносится мимо. Иногда она может унести с собой души тех, кто не оказывает ей должного уважения.
Возглавлять Дикую Охоту может Один самолично, Ульдр, Фригга или кто-то другой из множества персонажей, в зависимости от места, где рассказывают историю.
Фрейя, она же в одной из ипостасей Фрау Холле, на колеснице, запряженной кошками Бигуль и Трьегуль.
Истинные цели Охоты неизвестны, это может быть сбор на Тинге, похищение новых душ, ловля фей или других ночных путешественников
Когда Одина, в его темном плаще и широкополой шляпе, летит на Слейпнире, звук такой, как будто грохочет гроза с дикими ветрами, достигающий оглушительного рева. Лай собак и топот копыт создают невообразимый шум. Однако не всегда Дикая Охота несет погибель — кое-где верят, что Один может оставлять подарки в чулках, которые дети развешивают у камина. Особенно если они позаботятся заранее положить туда морковь или сено для Слейпнира..)
Еще, говоря о подарках, оставляемых Дикой Охотой, упоминают о маленькой черной собаке, которую иногда находят у камина. Это означает, что хозяева дома избранны, что бы обеспечивать ей уход и пропитание в течение года, если это не будет сделано — последуют несчастья и неудачи.
Обычно, далеко не все оставались в выигрыше после Дикой Охоты. Негодяи, лжецы и прочие лихие люди могли запросто лишиться и жизни, и души, путешествуя с Охотником долгие годы. По этой причине было принять прятаться от всадников во избежание нежелательной участи.
Таким образом, в каждый из двенадцати вечеров холодного Йоля помните, что Один собственной персоной в этот момент возможно проносится мимо..)
Собаки:
В древнем европейском фольклоре, собака рассматривалась и как опекун, и как пожиратель духов умерших, особенно с Дикой Охотой, когда свора собак с хозяином-охотником летит по небу в поисках потерянных душ. Собаки и волки имели аналогичные аспекты в мифологии. Было широко распространено убеждение, что душа не может быть свободной для следующей жизни, пока мясо не очищено полностью с костей. Поэтому собаки и волки рассматривались как пожиратели плоти, которые выполняют необходимую работу, чтобы освободить дух.
Собак называли Адскими псами, Ночными гончими, Гончими Хель или Северной богини. Их так же могли именовать Шак (Shuck) или Шок (Shock), от староанглийского scucca — «демон».
Интересно, что скандинавских воинов-берсерков сравнивали с волками — или называли «волчьешкурыми» («wolf-coats» в Hrafnsmal, к примеру). Это делало берсерков символически мертвыми, поскольку в староанглийском «волк» было синонимом с бандитами и разбойниками вне закона и общества. Берсерк же и вправду «социально» мертв, так что можно проследить связь между волками Одина и собаками Дикой Охоты. Увидеть ночью черного пса может означать известие о скорой смерти.
Кто ведет Охоту помимо Одина?
Охотником может быть неизвестная потерянная душа, божество или духи обоих полов, или же это могут быть исторические или легендарные фигуры, как Дитрих Бернский. В Уэльсе, например, предводителем Охоты был Гвинн ап Нудд (Gwynn ap Nudd). Как «Повелителя Мертвых», Гвинна сопровождали белые собаки с кроваво-красными ушами. В Северной Англии эти псы с красными ушами известны как Гончие Гавриила. Их появление предвещает гибель.
Во Франции, кроме Одина , вспоминают Шарлеманя или Барбароссу, одного из шведских королей, Гавриила, Каина или Ирода, Короля Артура тоже и фон Хакельнберга, но так же и некоего Херода (Herod), который считался Главным Охотником Фонтенбло (le Grand Veneur de Fontainebleau), и люди говорят, что он появлялся накануне убийства Генриха IV и перед французской революцией.
В южной Англии рассказывают про Херне-Охотника ( по одной из версий это тоже был королевский охотник, который покончил жизнь самоубийством из-за ложного обвинения в браконьерстве), возглавляющем Дикую Охоту, а иногда в других местах Herlathing связывают с мифическим Королем Херла, тоже предводителем. Когда Херне-Охотник появлялся в Виндзорском лесу, это всегда предшествовало трагедии ли катастрофе, часто национального значения. Херне изображают с оленьими рогами и он является вероятно наиболее известным предводителем Дикой Охоты, которого так же связывают с кельтским богом Цернунносом.
О Херне упоминал даже Шекспир:
«Есть старое предание о Херне,
Что был давно лесничим в здешнем парке:
Он будто бы зимою по ночам,
Украшенный рогами, дуб обходит,
Деревья сушит и скотину портит,
Удой кровавит и гремит цепями,
Внушая всем смятение и страх.»
(«Веселые виндзорские кумушки»)
Согласно летописи 12 века : «Это шествие Дикой Охоты видели на марше в Уэльсе и Херефорде в первый год правления короля Генриха II, около полудня: они двигались совершенно как мы это делаем, с телегами и лошадьми, навьюченными поклажей, с ястребами и собаками, в сопровождении толпы мужчин и женщин. Те, кто видели их, сразу же предупредили все население трубя в горны и крича. поскольку они не смогли добиться от них ни слова в ответ на обращение, то решили добиться ответа с помощью оружия. Те, однако, поднялись в воздух и внезапно исчезли совсем.» Это так же может иметь отношение к Одину, поскольку некоторые считают, что Herle и Herian имеют общие элементы, а Herian — это одно из имен Одина, обозначающее его роль, как предводителя мертвых воинов, находящихся в Вальхалле.
Еще одно народное предание гласит, что возглавлял Охоту Ханс фон Хакельнберг (Hans von Hackelnberg), полу-исторический герой, который умер между 1521 и 1581 годом. Но за этим персонажем из 16го века стоит более архаичная фигура, возможно, обращающая к старинным традициям, связанным с охотой. Hackelnberg возможно просто производное от «Hakolberand» — старосаксонский эпитет для Водана\Одина.
Отряд викингов.
Король Артур тоже упоминается как главный охотник. Об этом говорится в детских стихах о холме Гластонбери, как о воротах, из которых выезжают всадники.
Убежищем Дикой Охоты часто называют холм. Например Херзельберг в Тюрингии считается домом Дикой Охоты, откуда шествие отправляется по всей стране. Сильный ветер дует на вершинах, вероятно потому, что там собираются мертвые. Национальные герои часто покоятся под холмами, ожидая то время, когда они понадобятся стране для победы со всей своей призрачной армией — Артур в Британии, Рыжебородый в Германии, Хольгер Датчанин в Денмарке, Королева Ядвига в Польше, Князь Марко в Сербии.
Встречи с Дикой Охотой:
Было бы очень неразумно смотреть на них или пытаться заговорить с ними; есть риск быть захваченным в их шествие и никогда не вернуться или сойти с ума. Ордерик из Виталис, клирик аббатства Святого Эвролта в диоцезе Лиссиах в Нормандии писал в 1133 году о священнике, встретившего их в ночь на 1 января 1091 года рядом с костелом Бонневаль. Некоторые из духов обратились к нему с посланиями для живых родственников, но он отказался выслушать их. Еще большей глупостью было пытаться украсть одну из их лошадей в доказательство своей встречи, но он лишь получил ожоги от раскаленной уздечки и от руки рыцаря, который поймал его на этом. Шрам на затылке оказался единственным сувениром, который смог показывать Ордерик.
Его спасло лишь вмешательство недавно умершего брата, который уже стал частью процессии.
В 1123 г. в Саксонии, Германия, в епархии Вормс, в одну из ночей жители стали свидетелями процессии из множества вооруженных всадников, выезжающих из близлежащей горы, которые однако вернулись туда позже. Выставив крест перед ними, они спросили одного из рыцарей, который сказал, что они действительно мертвы, души рыцарей погибших в битве.
В Англии, записи аббатства в Питерборо говорят, что 6 февраля, 1127, отвратительные черные охотники верхом на лошадях, козлах, баранах ехали через лес ночью, ломая деревья их рогами, с отвратительным, черными, с огромными глазами собаками.
Вальтер Мэп писал в 1155, что Дикий Охотник это был Король Herla древних британцев, которые получили много подарков от короля гномов, в том числе небольшую собаку, которую он возил на седле с собой. Чтобы вернуться домой, ни он, никто из его дружины, однако, не имели права спешиться, пока собака не спрыгнет на землю, иначе они все обратятся в прах. король Херла думал, что пробыл в пещере гномов не более трех дней, однако прошло два века, а собака все не спрыгивала на землю. Так получилось, что он и его спутники были обречены бродить по земле вечно.
Вплоть до начала 20 века, молодые люди в Норвегии устраивали подобие Дикой Охоты на Зимнее Солнцестояние. Обрядившись в костюмы и маски, они должны были наказывать тех, кто нарушил сельские традиции, как правило, за кражу пива и скота. Если всадники получили продукты питания или угощение, то наоборот, они обещали процветание.
В ситуации подобной Дикой Охоте, Перхта, богиня из Тирольских Альп (так же идентифицируемая как германская богиня Хольда) , появляется на Земле в переломный момент между старым и новым годом ( зимнее солнцестояние, совмещенное сейчас с Рождеством у католиков и Юлетайдом скандинавских стран).
Фрау Перхта представляет собой дуалистическое, мужское\женское божество и сопровождается компанией злых зимних духов всех сортов. В альпийских областях Австрии, эти античные верования послужили основой для обычая переодевать молодых мужчин в злобных устрашающих духов, наподобие тех, что сопровождают Фрау Перхту. Позднее (от 16 века начиная) мужчин в костюмах называли — и называют — Перхтен ( Perchten.)
Впрочем, Перхтен могут быть и уродливыми, и красивыми.
«Myths of the Norsemen: From the Eddas and Sagas» by HA Guerber. «Мифы скандинавов: Из Эдды и саги» на HA Guerber. 1992 Дувр.
“Santa Claus, Last of the Wild Men” by Phyllis Siefker. «Санта Клаус, последний из Диких людей» Филлис Зифкер. 1996 McFarland & Company.
“The Wild Hunt” in Supernatural Enemies by Hilda Ellis Davidson and Anna Chaudhri. 2001 Carolina Academic Press. «Дикая охота» в «Естественные враги», Хильда Эллис Дэвидсон и Анна Chaudhri.